Храм в вифлееме

Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.

Первые христианские цари

Икона Равноапостольных Елены и Константина

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Император Юстиниан, фреска

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».

Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)

Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

В июне 1099 года Вифлеем взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II (1075-1131 г).

Крестоносцы владели Вифлеемом до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав Мамлюкского Египта.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Британия и Израиль

В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.

В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.

В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.

Храм Рождества в Вифлееме

Достопримечательности базилики

Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».

Врата смирения

В здании, сложенном из каменных глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.

Лик Спасителя с открытыми и закрытыми глазами, фотографии сделаны в разное время

Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена.

Крест в колонне

В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.

Крыша храма, к сожалению, протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не договорятся о ремонте…

Пещера Рождества

Базилика

Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.

Звездой отмечено место рождения Христа

Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное, что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.

Вифлеемская Богородица

Вифлеемский образ Богородицы

Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.

По преданию икона написана апостолом Лукой.

Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.

«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –

скажет Ей позже Симеон Богоприимец

Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.

За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.

Если вы тоже жаждете чуда и ждёте помощи свыше, закажите молебен перед Вифлеемской иконой Богородицы.

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.

Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет по совету ангела.

Ковчег с мощами младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице.

Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.

У этого термина существуют и другие значения, см. Вифлеем (значения).

Город
Вифлеем
араб. بَيْتَ لَحْم‎, ивр. ‏בֵּית לֶחֶם‏‎

31°42′16″ с. ш. 35°12′22″ в. д.HGЯOL
Администрация Палестинская национальная администрация
Статус Зона A
Территория Западный берег реки Иордан
Провинция Вифлеем
Мэр Антон Салман
История и география
Первое упоминание XIV век до н. э.
Площадь 5,4 км²
Высота центра 710 м
Тип климата средиземноморский
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Население
Население 25 266 человек (2007)
Национальности палестинские арабы
Конфессии ислам (80—85 %),
христианство (15—20 %)
Катойконим вифлее́млянин, вифлее́млянка, вифлее́мляне
Официальный язык арабский язык
Цифровые идентификаторы
Телефонный код 2
bethlehem-city.org
(ар.) (англ.)
Вифлеем
Медиафайлы на Викискладе

Католическая процессия на Рождественский сочельник 2006Рождественская ёлка в Вифлееме; за ней Базилика Рождества Христова, 2014

Считается, что впервые город упомянут в Амарнском архиве (1350—1330 до н. э.), когда им владели хананеи. В Вифлееме, согласно ветхозаветной первой книге Царств, родился и был помазан на царство царь Давид, поэтому город также именуется городом Давидовым. Согласно Евангелию, Вифлеем является местом рождения Иисуса Христа, почему почитается христианами как второй по святости после Иерусалима. Во II веке город был разрушен императором Адрианом во время восстания Бар-Кохбы; его возрождению способствовала императрица Елена, мать Константина Великого, повелевшая в 327 году построить большой храм Рождества Христова. В 529 году храм был сильно повреждён самаритянами, ограбившими его в ходе восстания, но позже был отстроен императором Юстинианом I.

В 637 году Вифлеем был завоёван мусульманами, правление которых продолжалось в городе до завоевания его крестоносцами в 1099 году, заменившими местное православное духовенство латинским. В середине XIII века мамлюки разрушили стены города, которые в начале XVI века были отстроены османами. После Первой Мировой войны власть в Вифлееме перешла от османов к британцам. В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, город был занят Трансиорданией, а позднее, в ходе Шестидневной войны (1967) — Израилем. С 1995 года, согласно Соглашениям в Осло, Вифлеем полностью управляется Палестинской национальной администрацией.

Сегодняшний Вифлеем — город преимущественно мусульманский, но по-прежнему остающийся домом для значительной части палестинской христианской общины. Экономика города развивается главным образом за счёт туризма, достигающего своего пика в рождественский сезон, когда христиане, как и в последние две тысячи лет, совершают паломничество к Святому Вертепу. В Вифлееме расположено более 30 гостиниц и 300 ремесленных мастерских. У северного въезда в город расположена гробница Рахили — важная святыня иудаизма, христианства и ислама.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:70 282 3 672 1 784 18 471 7 943
  • ✪ Вифлеем. Город Иисуса (2015) Документальный фильм
  • ✪ Вифлеем. Маленькая вечерняя прогулка
  • ✪ Переход границы Израиль-ПАЛЕСТИНА, ВИФЛЕЕМ, Базилика Рождества Христова, Часть 13
  • ✪ ИЗРАИЛЬ: Достопримечательности — Иерусалим, Вифлеем, река Иордан, Иерихон, Мертвое море
  • ✪ По Евангельским местам на Святой Земле. Вифлеем, Галилея и монастыри. Фильм 2-й. 2017

Субтитры

Поездка на территорию Палестинской автономии со свои, частным гидом, связана с выполнением ряда необходимых условий: во-первых, сменить водителя еврея на водителя араба, и сам автомобиль на, что называется «местноавтономический», что нами было выполнено. С чем это связано? А и со спокойствием в передвижениях, плюс какие-то коммерческо изнаночные дела.
Итак, едем на точку рандеву с представителем арабского мира, который будет нас возить по святым местам, которые находятся, как было сказано на арабских территориях.
Вот на этой горе мы должны встретиться с нашим арабским партнёром.
Что бы кто ни говорил про угнетенность населения, вопиющую бедность, а … в общем, у нас такого впечатления не создалось. Нормально живут.
А вот и точка рандеву.
Ну, арабы есть арабы. Точность, видимо – не в восточных привычках. Поэтому, пришлось подождать. Полюбовались красотами. А панорамы там открываются, действительно, изумительные.
А это … такой опорный пункт израильский. На всякий случай.
Впрочем, чего тут особенно говорить. Диспозиция яснее не бывает. Сектор об…, т.е наблюдения довольно удобный.
Есть ещё ряд условий надо бы было соблюсти, как было сказано.
Во-вторых, высадить, не доезжая Вифлеема, от греха подальше, гида-еврея: он вас встретит на обратном пути. Этого мы делать не стали. Потому как у нашего гида был российский загранпаспорт, а потом … человек прожил тридцать с лишним лет на Колыме. Разве его чем испугаешь.
В-третьих, как было сказано, надо иметь загранпаспорта, чтобы миновать израильский блок-пост…, в общем, непросто всё. Но, забегая вперёд, скажу, что мы ни с какими трудностями не столкнулись. Всё прошло гладко.
И вот дождавшись нашего чёрного Фольцвагена с усатым водителем, не надейтесь – фотографий не будет – не приветствуется, тронулись по маршруту.
Дорожные работы. А в реале – тянут «пиратский» электрокабель.
Без комментариев …
И всё-же на этих землях существуют компактные еврейские поселения. Там и земля и дома весьма недороги. Но особой популярностью не пользуются такие посёлки. Потому что никто не знает – что будет завтра.
А пока – отгораживаются, как могут.
Дисциплина на дороге на высоком уровне …, хотя такого обгонять …
Военные машины – вовсе не редкость. Я, когда поднимал фотоаппарат, чтобы сфотографировать, водитель вздрагивал и все время что-то ворчал.
И вот такие строения – совершенно не редкость.
Вифлеем (славянская транскрипция древнееврейского Бейт-Лехем — дом хлеба), – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя.
Вифлеем, Вифлеемская звезда — эти слова для любого христианина навсегда связаны с рождением Спасителя.
» …Как раз в то время, когда Марии, жене Иосифа, пришло время родить, «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице…(Лк 2:1–17)»
В Вифлееме находится Церковь Рождества Христова, одна из первых на Святой Земле, она построена в 326 г. при византийской императрице Елене над пещерой, где, по преданию, родился Иисус. В 529 г. она была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после
этого восстания император Юстиниан восстановил ее и значительно расширил. После прихода арабов халиф Омар посетил Вифлеем в 638 г. Он запретил разрушать церковь, поскольку сам почитал Иисуса. А в 1099 г. мусульмане не допустили разгрома церкви Рождества, вопреки указу
душевнобольного халифа ал-Хакима.
На площади возле Храма Рождества Христова.
Колокольня Храма Рождества Христова.
В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения».
Другая версия «низких врат» звучит так. Раньше вход в Храм был высокий и широкий. Но во время богослужений хулиганствующие сарацины взяли в привычку въезжать в Храм на лошадях и устраивать джигитовки. Вот тогда парадный вход в Храм и заложили камнем.
Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня.
В величественном внутреннем зале церкви располагаются четыре ряда колонн, выполненных из красного цельного мрамора с белыми прожилками. С 1130 года крестоносцы начали украшать
верхние части колонн рисунками с изображениями святых, чьи имена начертаны на латинском или на греческом языках.
А конструкция крыши – деревянная.
На одной из колонн есть лик Христа. У этого лика открылись глаза. И действительно, если внимательно посмотреть, то увидишь, что глаза у Христа открыты.
Появились эти отверстия, именно тогда, когда вооружённые всадники – сарацины позволяли себе гарцевать по Храму на своих лошадях при полном вооружении. Вот тогда из этой колонны и вылетел карающий огонь. Говорят, что если с первой попытки удастся вставить пальцы одной руки в эти отверстия, то молитва, которая будет произнесена обязательно дойдет до Господа Бога.
Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился
по сей день.
В XII в. стены храма были украшены мозаикой и фресками по повелению византийского императора Мануила Комнина.
В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа
Бургундского. Мозаика Мануила Комнена почти полностью осыпалась. Сохранившиеся фрагменты изображают различные события из жизни Христа.
Иконостас и два паникадила (по 1 т серебра), подаренные
Николаем I
Очень много лампад. У каждой своя история. Это подарки храму.
Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Туда можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням.
В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки свечей. На полу лежит когда-то украденная, но возвращенная серебряная звезда с надписью: » Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (лат. «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа»).
Кража этой звезды в 1847 г. послужила одним из поводов для начала Крымской войны.
Рядом с пещерой Рождества есть грот с нишей, в который ведут несколько ступенек. Туда Дева Мария положила маленького Иисуса. Этот грот называется яслями.
В Храме находится Чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери.
В храме …
Рядом с южным входом в базилику лестница, ведущая в пещеру младенцев, наполненная костями и могилами детей, убитых по приказу Ирода, «…избить всех младенцев в Вифлееме и во всех
пределах его, до двух лет и ниже». (Мтф. 2, 7-18). Дети были похоронены в Вифлееме. Святая Елена прислала Вифлеемскому раввину вышитое золотом одеяние, в награду за то, что он покажет ей место, где были похоронены младенцы. Раввин принял ее предложение и она построила гробницу.
Около Храма ….

Tags: ИЗРАИЛЬ. Палестинская автономия

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Вифлеем — небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение. В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини. Их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4). В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом. Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23). В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17). За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5). В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7). В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу. В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21). После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12). После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).
Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме) Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной – по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи; Вифлеемских младенцев – мучеников. В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей — блаженной Павлы и Евстохии. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь. В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобной мученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии и о благополучии семейном.

Базилика Рождества Христова

Фасад храма утратил свой пер­воначальный облик в результате многократных перестроек. На за­падном фасаде находились изо­бражения трех волхвов, благодаря которым персы в 614 г. не разруши­ли базилики, узнав в их изображе­ниях своих земляков. В базилику, построенную императором Юсти­нианом, первоначально вело три входа, в наше время оставлен толь­ко один — центральный, остальные заложены. В XVIII в. был добавлен мощный контрфорс для укрепления ветхой восточной стены.

В притвор храма ведет низкая и узкая дверь наподобие калитки, которая заставляет каждого покло­ниться при входе в храм, поэтому эту крошечную дверь называют сейчас «Вратами смирения». Ее высота (120 см) препятствовала му­сульманам заезжать внутрь храма верхом на лошадях или верблюдах и осквернять святое место. Непо­средственно над Вратами смирения в каменной кладке стены отчётливо видны контуры арки с характерны­ми сводами времен крестоносцев, а над ней консоль и карниз портика времен императора Юстиниана. В притворе, перед входом в базилику, находятся деревянная дверь, выполненная с большим мастерством армянским резчиком по дереву и подаренная храму в 1227 г., о чем свидетельствует сохранившаяся древняя армянская надпись.

Внутренность храма поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. Сорок четыре колонны высотой в шесть метров каждая, увенчанных капителями коринфского ордена из белого мрамора, делят базилику на пять нефов. Ко­лонны выполнены из Вифлеемского розового камня, но настолько мастерски отшлифованы, что ка­жутся мраморными.

По центру храма, на высокой и просторной солее, с деревянных стропил потолка свисают велико­лепные паникадила, выполненные из чистого серебра, и подаренные русским императором Алексан­дром III. Примечательно, что два самых больших паникадила символически увенчаны копиями корон русских царей, короной императо­ра и императрицы. В храме всегда царит атмосфера Рождества Хри­стова, царские паникадила в любое время года украшены стеклянными рождественскими шарами. Ико­ностас из резного дуба с иконами местного и праздничного ряда и большим Распятием был изготов­лен в Греции и установлен в 1764 г.

Колонны в храме, по мнению исследователей, украшали первую базилику, построенную здесь св. царицей Еленой. Эти колонны рас­писывал мастер, монах с Кипра по имени Ефрем, в XII в. в особой древней иконописной технике воскописи, при которой краска сме­шивалась с расплавленным воском (техника энкаустики). На колоннах изображены частично стертые временем различные восточные и за­падные святые без всякой видимой системы. В ряду таких великих восточных святых, как преп. Анто­ний и Макарий Великие, бессре­бреники Косьма и Дамиан, апостол Иоанн Богослов и великомученик Георгий Победоносец, прп. Фео­досий Великий, Онуфрий Великий и Савва Освященный, прор. Илия изображены латинские святые Лео­нардо, Викентий, Катальдо и Кнут Датский. Имена святых угодников написаны на греческом и латин­ском языках. Причем в греческом языке допущены грамматические ошибки. Здесь можно рассмотреть интересную для исследователей истории перстосложения подроб­ность. Примечательно, что на этих росписях св. Евфимий и католиче­ский святой Катальдо изображены благословляющими двумя перста­ми: указательным и средним.

На западной стене над централь­ным входом находилась когда-то мозаика, изображающая «Отрасль Иессееву» — родословную линию Иисуса Христа от корня Иессеева (Ис.11:1-3). На южной стене сохра­нились фрагменты изображений предков Христа, согласно Еванге­лию от Матфея, а на противополож­ной стене, по свидетельствам древ­них паломников, была изображена родословная по Евангелию от Луки. На втором ярусе южной стены ча­стично видны сокращенные тексты постановлений Вселенских соборов, на которых была сформирована вся догматическая база церковного вероучения. В средней части северной стены выложены мозаичные изображения основных решений шести поместных соборов.

В период с 2013 по 2017 г. в базилике были проведены масштабные работы итальянской реставрационной компанией Piacenti SpA. Реставраторы утверждают, что на­стенные мозаики напоминают ви­зантийские мозаики по всему Сре­диземноморью — в Сицилии, Фло­ренции и Равенне, а растительные и животные мотивы поразительно похожи на мозаики византийской эпохи в Иерусалиме. Мозаики вы­полнены из кусочков стекла, пер­ламутра и местных камней, украшенных золотой и серебряной фольгой. На четвертом ярусе, в проемах между окнами, сохранились за­мечательные мозаичные изображения шагающих семи Ангелов с наклоненной головой, высотой в два с половиной метра, направля­ющихся для поклонения Новорожденному Богомладенцу. Изображе­ние седьмого Ангела, долгое время считавшееся утраченным, было обнаружено реставраторами под слоем штукатурки в июле 2016 г. Хорошо сохранившееся мозаичное изображение этого Ангела высо­той в два с половиной метра было открыто с помощью тепловизора: специалисты тщательно исследо­вали стены церкви и обнаружили в этом месте изменение цвета штука­турки. Выяснилось, что под позд­нейшими наслоениями была скры­та мозаика, изображающая фигуру Ангела. Реставраторы, осторожно удалив штукатурку, увидели свер­кающее лицо из перламутра, а за­тем «золотые» пластинки нимба. Находку совершила ассистент ре­ставратора Сильвия Стариньери (Silvia Starinieri), устройство те­пловизора, зафиксировало разницу температур, различных составля­ющих изображения штукатурки, перламутра, кусочков мозаики.

На восточных стенах трансеп­та, по обеим сторонам иконостаса, тоже частично сохранились моза­ичные изображения: Уверение апо­стола Фомы, Вход Господень в Иерусалим и Вознесение Господне. В начале XVII в., по сообщениям па­ломников, были видны еще изобра­жения пророков: Михея, Иезекии­ля, Исаии, Иоиля, Амоса и Наума, а также надпись с текстом мессианского пророчества (Чис.24:17). На южной стене алтаря в двуязычной надписи упомянуты византийский император Мануил I Комнин и иерусалимский король Амальрик, на средства которых в 1161-1165/69 гг. были отреставрированы мозаи­ки, а также имя художника — мона­ха Ефрема с Кипра, — осуществившего работу. На северной стене со­хранилась мозаичная надпись с именем художника — «Basilius Pictor» — с пояснением по-сирийски, где он назван диа­коном. Историки предпо­лагают, что это был тот самый Василий, который оформ­лял Псалтирь Мелисенды, великолепно иллюстрированную рукопись, соз­данную около 1135 г. в Иерусалим­ском королевстве крестоносцев, во время правления королевы Мели­сенды.

На одной из колонн, у входа в пещеру Рождества, можно увидеть изображение «Спаса нерукотвор­ного», написанное в XII в. грече­ским монахом Ефремом. В субботу 19 октября 1996 г. произошло чудо. Лик Спасителя ожил, глаза отрыва­лись и закрывались, как у живого человека, из глаз текли слезы, кото­рые стекали вниз по колонне… Ты­сячи паломников из разных стран стали свидетелями необыкновен­ного чуда. Первым чудо заметил священник храма, греческий ар­химандрит Афанасий. Иерусалим­ская Патриархия официально объ­явила о произошедшем чуде, о нем писалось в международной и даже израильской прессе (The Jerusalem Post, Едиот Ахронот).

От первой Константиновской базилики сохранились фрагмен­ты прекрасных напольных моза­ик, которые были обнаружены в 1934 г. при ремонте полов. Они частично доступны для обозрения в нескольких спе­циально оборудованных рас­копах, прикрытых в наше вре­мя деревянными люками. На древнем уровне пола можно увидеть изображения раннех­ристианских «гамматических» (лат. Crux gemmata) крестов с загнутыми под прямым углом концами, направленными про­тив часовой стрелки. Такие кресты изображались в ката­комбах Рима, в Греции и на Кипре. Среди многих интерпретаций существует и такая, что греческая буква «гам­ма», четы­режды по­вторяющая­ся в кресте, имеет чис­ловое зна­чение «3» и символизи­ровали Святую Троицу.

Такие графические символы использовались тысячелетиями в культурах разных народов. Также они были обнаружены при раскоп­ках археологами на мозаиках древ­них синагог в Израиле в Эйн-Геди и Маоз Хаим на Голанских высо­тах. Особое внимание привлекает панель с мозаикой, в которую впи­сана монограмма «IXΘYƩ» (греч. «рыба»), которая является одним из самых древних христианских символов и содержит в себе пер­вые буквы греческой фразы: «Иисус Христос Божий Сын Спаси­тель». В южном нефе, справа от входа, находится древняя каменная восьмигранная купель, в которой, по преданию, крестили детей и новообращенных взрослых только в воде, привезенной из Иордана. Эта купель времени императора Юстиниана размещалась раньше в центральной части главного нефа. На ее боковой стороне сохранилась надпись на греческом языке: «В память за упокой и во оставление грехов рабов, их же имена, Ты Господи веси».

С северной стороны от иконостаса находится армянский престол, посвященный Деве Марии, а у восточной стены, рядом с выходом из пещеры Рождества, — коптский (абиссинский) престол, посвященный волхвам, которые, по преданию, привязали здесь своих лошадей перед тем, как вошли в Пещеру для поклонения Богомладенцу. Рядом с ним во время ремонтных работ была обнаружена замурованная сейчас древняя водная цистерна. В описаниях паломников она иногда отождествлялась с «колодезем Волхвов», где они напоили своих коней или, по другой версии, верблюдов. Устье этого колодца-цистерны облицовано плитами из белого мрамора, что говорит о его прежнем почитании.

С южной стороны от иконоста­са, перед входом в пещеру Рожде­ства, находится греческий престол, посвященный Обрезанию Спаси­теля на восьмой день после Рожде­ства (Лк.2:21). Святая Церковь от­мечает этот праздник 1/14 января, т.е. на восьмой день после празд­ника Рождества Христова.

Слева от престола Обрезания Господня в деревянном киоте нахо­дится чудотворная икона Вифле­емской Божией Матери. Отличи­тельной особенностью иконы яв­ляется то, что это одна из немногих прославленных икон Божией Матери, где на лике Пресвятой Девы прослеживается легкая тень улыб­ки и радость Рождества, тогда как традиционно в иконографии лик Богородицы обычно изображается в состоянии молитвенно-созерца­тельной сосредоточенности. Ико­на эта глубоко символична. Боже­ственный Младенец, сидя на руках Богоматери, левой рукой придер­живает державу — символ царской власти, а правой рукой благослов­ляет всех молящихся перед обра­зом. Правой рукой Богоматерь ука­зывает на Спасителя как на Путь жизни и спасения. Икона относит­ся к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Ясного исторического свиде­тельства о происхождении образа не существует, однако иконопис­ные черты лика Богоматери ука­зывают на ее сирийско-ливанское, т.е. арабское происхождение. В греческой среде монашествующих распространено мнение, что им­ператрица Мария Александровна, благотворительница Русской Пале­стины, после очередного покуше­ния на ее мужа, императора Алек­сандра II, в благодарность Божией Матери за спасение пожертвовала свои личные украшения и парчовые одеяния на украшение этой иконы. Драгоценные камни, подаренные русской царицей и украшавшие когда-то эту икону, растерялись, распроданные, видимо, в трудные годы для приобретения всего необходимого, однако один большой бриллиант голубовато-синего цвета до сих пор остался на своем месте. Его хранят особенно бережно в память о знаменитой царственной жертвеннице.

По другой версии, распространяемой современными гидами, парчу на ризу Богоматери подарила великая княгиня Елизавета Федоровна. Икона с таким названием находилась также в Кашоэтском соборе в Тбилиси, а другая, одноименная ей — Вифлеемская — была открыта чудесным образом в 1891 г. в каменном своде потаенной комнаты над алтарем грузинского хра­ма в Метехи, построенного в V в. Вахтангом Великим.

В 1927 г. лампада, висевшая перед Вифлеемской иконой Божи­ей Матери в базилике Рождества, начала сильно качаться, что было воспринято как предупреждение перед началом сильнейшего зем­летрясения в Иерусалиме и во всей Палестине. При этом землетрясе­нии погибло четыреста человек и многие здания были разрушены, в том числе знаменитая Вифле­емская башня Юстиниана. Перед этой чудотворной иконой молят­ся не только христиане, но и даже местные мусульмане.

День празднования Вифлеем­ской иконы — 15/28 августа.

Пещера Рождества

Священное место, где родился Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос, и остановилась звезда Востока, указавшая путь волхвам, отмечено мраморным престолом, на котором имеют право совершать Божественную Литургию поочередно только православные и армяне. От алтарной конхи над престолом, вдохновлявшей некогда молящихся своей прекрасной мозаикой, сохранились только фрагменты. Иногда ее закрывают полукруглой иконой Рождества, скрывая тем самым от глаз паломников следы прошедшего времени, бури и грозы исторических потрясений.

Свет Истины, воссиявший в этой пещере, осветил всю вселенную, а сейчас она освящается Божествен­ной Евхаристией, молитвой и ве­рой посещающих ее людей, и ти­хим мерцанием множества благо­говейно возжигаемых здесь свечей и лампад. Под престолом, в полукруглой нише, находится серебряная звезда с четырнадцатью лучами, символи­зирующими родословную линию Христа, согласно Евангелию от Матвея: «Итак всех родов от Ав­раама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселе­ния в Вавилон четырнадцать ро­дов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Число четырнадцать, будучи неполным, указано симво­лично, но такой прием встречается в Священном Писании, где, напри­мер, также символично указано число сыновей Рахили: «Это сыны Рахили, которые родились у Иа­кова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22), когда на самом деле их было двое: Иосиф и Вениамин.

На звезде внутри по кругу надпись на латыни: «Ніс de virgine Maria Iesus Christus Natus est»(«Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»). Звезду для Вифлеемского вертепа повелела изготовить испанская королева Изабелла II из того серебра, которое привез Христофор Колумб после открытия Америки. Эта звезда не сохранилась. Мраморная плита скрывает камень пещеры, но через отверстие в центре серебряной звезды можно к нему прикоснуться. За звездой висят шестнадцать неугасимых лампад, за которыми на стене ниши размещено шесть небольших православных икон, изображающих ветхозаветных свя­тых, которые являются прообразами Иисуса Христа, среди них царь Давид и Мелхиседек.

В пещеру не попадает дневной свет, ее внутренность освящают 53 масляные лампады, которые при­надлежат различным конфессиям.Внутрь пещеры ведут две лест­ницы из порфирового мрамора времен Юстиниана I, каждая из которых состоит из пятнадцати ступеней. Пол пещеры и нижняя часть стен выложены светлым мра­мором, а остальная часть стен покрыта огнеустойчивой асбестовой «пеленой», пожертвованной пре­зидентом Франции Патрисом де Мак-Магоном в 1874 г. Пелена эта заменила мозаики и мраморную облицовку XII в., почти полностью уничтоженные пожаром в 1869 г.

В северо-западном углу Пещеры небольшой мраморной плитой от­мечено отверстие древнего колод­ца, в котором, по преданию, Пречи­стая Дева омыла Новорожденного и куда, по старинной легенде, упа­ла звезда, приведшая волхвов. Пер­вым эту красивую легенду о звезде, которая вела волхвов и упала затем в один из колодцев в Вифлееме, записал в VI в. историк Григорий Турский: «И, если чистые сердцем заглядывают в него, они и ныне могут видеть в глубине отраже­ние Звезды волхвов». Память об этом древнем предании сохрани­лась в записях русского паломника иеродиакона Зосимы, посетившего Вифлеем в 1420 г.: «Илезучи в пе­черу, у самых дверей, с левую руку, есть кладязь, в нем же видится на дне яко звезда; и ту бихом челом, и целовахом печеру и ясли».

В западной стене пещеры нахо­дится запертая дверь, которая че­рез узкий коридор ведет в целую систему гротов, расположенных под базиликой, в которые можно войти из греческого монастыря св. Георгия или со стороны католиче­ского храма св. Екатерины. Кори­дор этот был прорублен монахами в 1470 г., чтобы не платить слиш­ком высокую дань, назначенную мусульманами за вход в пещеру.

Сама пещера имеет 12,3 м в длину и 3,5 м в ширину. Во время богослужения в ней может поместиться не более семидесяти человек. Простота и скромность убранства этой пещеры служит самым лучшим напоминанием о смирении и уничижении Спасителя, проявившемся в образе Его рождения.

Придел Яслей

На этом месте первыми воз­дали хвалу Богочеловеку Христу простые сердцем Вифлеемские па­стыри, получившие возвещение от Ангелов. Несколько позже вместе с дарами пришли поклониться Царю Мира таинственные волхвы с Вос­тока.

Прямо у южного входа в пеще­ру находится место Яслей, в кото­рые был положен Богомладенец Христос, и престол, посвященный Волхвам. В эту небольшую часов­ню, принадлежащую ордену фран­цисканцев, можно спуститься по двум небольшим ступеням. Место Яслей облицовано мрамором и представляет собой углубление в полу, над которым горит пять лам­пад. Первоначальные ясли еще в древности были заменены други­ми, о чем со скорбью писал в IV в. блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначаль­ные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них по­ставлены ясли из серебра. Благо­говение же мое всецело принадле­жит исконным яслям…».

Внутренняя часть Яслей через несколько лет после завоевания Святой Земли мусульманами, точ­нее в 642 г., была вывезена в Рим, чтобы не допустить поругания свя­тыни. Оливковые дощечки, скре­пленные металлическими полосами, хранятся сейчас в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, однако существуют сомнения в их подлин­ности, поскольку ясли на Востоке традиционно представляли собой углубление, сделанное в камне. За Яслями у стены находится небольшой образ «Поклонение пастырей», а напротив — католи­ческий престол, посвященный Волхвам. Над алтарем расположе­на картина «Поклонение волхвов» работы итальянского художника Маэлло.

Тысячи христианских паломни­ков из разных стан мира, подобно трем евангельским пастухам и волхвам с Востока, по зову Вифле­емской звезды ежедневно устрем­ляются в эту священную пещеру, чтобы в смиренных яслях своего сердца сподобиться вновь обре­сти новорожденного Богомладенца Христа.

Пещеры невинно убиенных Вифлеемских Младенцев

Во дворе греческого монастыря св. Георгия Победоносца находит­ся здание часовни, построенной над погребальными катакомбами римского и византийского перио­дов. В этих подземельях, по пре­данию, были погребены убиенные Иродом Великим невинные св. Младенцы. По обеим сторонам длинного подземного прохода пе­щерной часовни расположены по­гребальные камеры с гробницами и длинными нишами в стенах, на­зываемые локулами. В самом кон­це подземной пещеры сохранился один из ранневизантийских пре­столов. Самые ранние каменные алтари для совершения таинства Евхаристии строились на гробни­цах христианских мучеников, за­хороненных в римских катакомбах.

С правой стороны от входа рас­положена высеченная в скальном грунте пещера, служившая общей костницеймартирием для существовавшего ранее при Вифлеем­ской базилике монастыря. В углу­блении обширной пещеры, рас­положенной рядом, в небольшом деревянном ковчеге выложена для поклонения некоторая часть сохранившихся маленьких косточек-мощей невинно убиенных Вифле­емских Младенцев. 29-30 апреля 2014 г. эти крохотные косточки замироточили, и вся часовня напол­нилась благоуханием.

На стене привлекает внима­ние двойная икона св. Младенцев, невинно убиенных от Ирода в Вифлееме современного письма. Внизу яркими красками начертана жестокая картина их избиения, а вверху изображены их чистые души в объятиях любви Христовой. Носимое Ангелами по воздуху белое покрывало, в котором они почивают, изображено в виде иу­дейского молитвенного покрывала (евр. — «таллит» или «талес») белого цвета с синими полосами. Рядом в одной из больших гро­бовых ниш, находятся также кости взрослых людей, предположитель­но принадлежащие мученикам, по­страдавшим во время нашествия персов в 614 г. и в другие времена.

Церковное предание указывает различное количество погибших Младенцев; в византийской тради­ции принята цифра 14 тысяч детей; в сирийской значительно больше. Такое большое число убиенных в небольшом провинциальном Виф­лееме и окрестностях вызывает сомнение у современных ученых. Это число скорее всего не просто статистика жертв, а метафора, ука­зывающая на огромные размеры происшедшей трагедии, посколь­ку число «14» было особым для иудеев. Цифрой «14» описывает­ся родословие Спасителя: «всех родов от Авраама до Давида че­тырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четыр­надцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнад­цать родов» (Мф.1:17). Число «14» это также число имени царя Давида, поскольку сумма цифро­вых значений букв в имени Дави­да равняется 14-ти. В Священном Писании символической цифрой «14» указано число «сыновей» праматери Рахили. В книге Бытия сыновьями Рахили называются не только рожденные ею Иосиф и Ве­ниамин, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина): «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). Именно о 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни. Самое раннее упоминание об этой пещерной часовне, располо­женной под южным трансептом ба­зилики Рождества Христова, встре­чается в описании Вифлеемского храма Патриарха Иерусалимского Софрония I (560-638 гг.).

Согласно церковной традиции, мощи Вифлеемских Младенцев были обретены в 313 г. равноапо­стольной царицей Еленой. Позже они были перенесены в Констан­тинополь и положены в храме Бо­городицы в Халкопратии. Русский паломник игумен Даниил в своем «Хождении» сообщает, что пе­щера Младенцев пуста, посколь­ку их мощи были перенесены, но Антоний Новгородец около 1200г. уточняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находи­лась в Константинополе, а полови­на осталась в Вифлееме. По опи­санию игумена Даниила пещера Младенцев, видимо, находилась под северным трансептом, но на чертежах, выполненных в 1596 г. монахом-францисканцем Б. Ами­ко, греческое кладбище отмечено с южной стороны, на месте, где сей­час показывают их захоронения.

Мощи одного из Вифлеемских младенцев хранятся в Дальних пе­щерах Киево-Печерской лавры, по­даренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Они име­ются во многих городах мира.

Пещера младенцев была расчи­щена и украшена на пожертвова­ния Артемия Папаконстантопуласа из греческого города Калавриты на Пелопоннесе по благословению епископа Неапольского Артемия в 1956 г. Раб Божий Артемий особы­ми узами связан с пещерой невин­но убиенных Младенцев. В городе Калаврита, из которого он происхо­дил, немецкими фашистами в 1943 г. в один день было расстреляно все мужское население, включая под­ростков и духовенство. Общее число жертв составило, по мнению историков, от семисот до полутора тысяч человек.

В южной части монастырского двора находится самая высокая ко­локольня во всех трех монастырях, окружающих базилику. Предпо­ложительно, колокольня первона­чально представляла собой сторо­жевую башню, построенную императором Юстинианом. В 1927 г. башня и устроенная над ней коло­кольня были почти полностью раз­рушены происшедшим в Палести­не сильнейшим землетрясением. В 1951 г. колокольня была перестро­ена стараниями архиепископа Не­апольского Артемия и приобрела современный вид. Колокола для нее были привезены из России, а их звук считается самым красивым из всех колоколов в Святой Земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *