Храм варшавка

Русские православные храмы всегда отличаются своей красотой и неповторимой архитектурой. Не стал исключением и храм Воскресения Христова, возведенный по плану академика архитектуры Гримма в псевдорусском стиле. Церковь была построена в конце 1800-х годов и сегодня продолжает свою деятельность — регулярно проходят богослужения и работает Всероссийское Невское общество трезвости.

История

Территория поблизости двух больших вокзалов в Санкт-Петербурге была рабочей окраиной в 1800-х годах. Тут проживали семьи трудящихся на железной дороге и нескольких окрестных заводов. Местное население отличалось безграмотностью, бедностью и распущенностью. Поскольку для простых рабочих тогда не было культурной программы, в этом районе активно росли питейные заведения — кабаки, в которых проводили свое свободное время путейщики и рабочие. Это была территория бедности, грязи, пьянства и всякого разврата.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

  • Храм Андрея Критского в Санкт-Петербурге
  • Храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге
  • Храм великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге

Стоял острый вопрос необходимости проповеди и церковной работы в той местности и Церковь вместе с Обществом религиозного просвещения, походатайствовав перед высшими инстанциями, получила территорию для постройки своего здания.

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург

В 1894 году храм Воскресения Христова высился рядом с Варшавским вокзалом, пока только в деревянной отделке. Учитывая специфику окрестностей, при церкви проходили не только стандартные службы, но и регулярные просветительские беседы, которые сразу стали посещать толпы народа. Вскоре при церкви заработала школа и библиотека, а в 1898 году родилось и Александро-Невское Общество трезвости, чья работа была тут крайне востребована и необходима.

Поскольку это был настоящий народный храм, в начале XX века он уже не мог вмещать всех желающих и протоиерей Философ Орнатский решил возводить каменное более просторное здание, на что получил Высочайшую субсидию. При участии городских властей и народных пожертвований новое здание было заложено при поддержке императора Николая II летом 1904 года.

Активные строительные работы приостановились в годы русско-японской войны, но стройка проводилась постоянно даже в малом темпе. Несмотря на трудности и недостаток финансов уже в 1908 году у Варшавского вокзала высилось новое красивое здание православной церкви, которое, хоть и требовало внутренней отделки, освятили в декабре 1908 года при участии митрополита Санкт-Петербургского Антония. При церкви возобновило работу Общество трезвости.

Ещё интересные места в Санкт-Петербурге:

  • Музей истории религии в Санкт-Петербурге
  • Волковское кладбище в Санкт-Петербурге
  • Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге

Во время революции 1917 года Общество было закрыто, а настоятель Философ Орнатский и прочие служители — расстреляны. Здание разграбили и закрыли в 1930 году. Во времена СССР здесь попеременно был склад, кинотеатр и даже площадка для прыжков с парашютом на крыше. По слухам, здание не взорвали только из-за опасения повредить соседний Дом культуры.

Интересно! Только зимой 1990 года здание было возвращено в Лоно Православной Церкви и уже в апреле состоялось первое Пасхальное богослужение.

Святыни храма

Храм Воскресения Христова относится к памятникам архитектуры федерального значения и постоянно реставрируется. Посетить его можно в любой день, но особенно прекрасно приурочить посещение к празднику Пасхи, чтобы посмотреть на торжественную литургию. Других первопрестольных праздников не отмечают, поэтому стоит заранее узнать даты ближайших Литургий и обязательно посетить богослужение на Варшавке.

Интерьер храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Среди святынь находится драгоценная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и икона «Умиление», которая несет в себе частицу мощей преподобного Серафима Саровского. В церкви есть три действующих престола:

  1. Главный — освящен митрополитом Иоанном Ладожским в 1995 году и именуемый в честь Христова Воскресения;
  2. Правый — освящен в 2003 году и именуемый в честь святого Николая Угодника;
  3. Левый — освящен малыми чинами на следующий год после правого и именуемый в честь императорской семьи (Николая, Александры, Алексея и его сестер-княгинь).

На заметку! В храме особо почитают святых мучеников Философа Орнатского и праведного Иоанна Кронштадтского.

Социальное служение

Одним из главных социальных служений церкви является работа с зависимыми от алкоголя людьми. В августе 1898 года священником Александром Рождественским было основано Александро-Невское общество трезвости, которое и сегодня работает как «Общество трезвости» для оказания помощи людям, которые не могут освободиться от алкогольной зависимости.

Каждый понедельник все желающие собираются в церкви в 18:00 (17:00 в праздничные дни). Группа вместе участвует в чтении молебна Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в ходе которого освящают воду. После проводиться общение с чаепитием, в ходе которого люди могут поделиться со священнослужителями и членами общества своими проблемами и соблазнами, а также почитать Евангелие и дать обет трезвости.

На заметку! Каждый июль члены общества совершают крестный ход трезвости.

Также при церкви действует реабилитационный центр «Воскресение», который был создан и работает при поддержке благотворительного фонда «Православная реабилитация».

Богослужение в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Центр проводит работу с зависимыми людьми, которая включает:

  • духовные беседы со священнослужителями;
  • пребывание на дневном стационаре;
  • катехизацию;
  • чтение Библии и подробное ее изучение;
  • занятия с психологами;
  • арт-терапию и трудотерапию;
  • участие в молебнах при церкви;
  • работу с родственниками зависимых;
  • постреабилитационную поддержку в группе.

Здесь также проходят занятия Православного молодежного клуба ACTS, на которых молодые люди подробно изучают Писание. Работает также воскресная школа, а при ней дружина «Верность», которая занимается военной подготовкой и патриотическим воспитанием молодежи.

Для семейных людей проводятся встречи клуба «Домостроительство», на которых разбирают вопросы семьи и брака.

Маршрут

Храм Воскресения Христова располагается в Санкт-Петербурге, на набережной Обводного канала, строение 116. Добраться до него можно разными маршрутами:

  1. От метро «Балтийская» пройти до набережной Обводного канала и по нему пойти в правую сторону, путь займет около 10 минут.
  2. От станции метро «Фрунзенская» повернуть налево к набережной Обводного канала и по нему пройти пешком влево.
  3. От Балтийского вокзала также можно дойти пешком, если повернуть влево.

Расписание богослужений

Богослужения проходят ежедневно, но в разное время:

  1. Будни дни: исповедь — в 9:30 утра, литургия — в 10:00 и 18:00;
  2. Праздничные и воскресные дни: исповедь — в 7:00, богослужение — 10:00 и 17:00;
  3. Каждый понедельник в 18:00 читается акафист иконе «Неупиваемая Чаша».

Любой желающий может посетить храм во время богослужения или просто прийти ежедневно с 8:00 до 20:00 в будние дни и с 6:30 до 20:00 в праздничные и воскресные дни. Настоятель храма архимандрит Исидор (Минаев) всегда готов ответить на вопросы прихожан и проконсультировать их.

Связаться со священнослужителями можно по телефону +7 (812) 316-00-49 или написать им на электронную почту по адресу hram-varshavka@yandex.ru. Более подробно с работой церкви на Варшавке и расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте.

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Описание

У самого края набережной, отражаясь в водах канала Грибоедова (до 1923 года Екатерининского канала), рядом с Михайловским садом высится уникальное по своей красоте здание храма Воскресения Христова.

Архитектура религиозного сооружения соответствует неорусскому стилю. Компактное в плане, увенчанное стройным шатром высотой в 81 метр, с девятью нарядными главами, со стройной колокольней, своим внешним видом напоминающей колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, сооружение резко выделяется своей оригинальной ассиметричной композицией в окружении архитектурных шедевров, построенных в стиле русского классицизма.

Храм Спас-на-Крови на месте покушения на императора

Второе название «Спас-на-Крови» храм получил в память о трагических событиях, произошедших на этом месте 1 марта 1881 года (по старому стилю). Здесь был смертельно ранен император Александр II революционером-народовольцем Игнатием Гриневицким. Через несколько часов после покушения царь скончался. Сразу после этих событий, потрясших всю прогрессивную общественность России, здесь была построена временная часовня. Одновременно приступили к проектированию мемориального храма.

Царь-Освободитель

Самодержец и реформатор одновременно, Александр II оставил добрую, но неоднозначную память в народном самосознании, осуществив главное дело своей жизни – отмену крепостного права в России в 1861 году. Гражданские права и освобождение от рабства получили 23 миллиона крестьян, за эти дарования Александр II остался в памяти народной как «Царь-Освободитель». Реформы во всех областях государственной и общественной жизни (военная, земская, судебная, народного образования и другие) дали толчок к ускоренному развитию в области промышленности, модернизации армии, местному земскому самоуправлению, строительству железных дорог, прогрессивной судебной системы.

Царь активно занимался важнейшим государственным делом: подготовкой к переходу России от самодержавия к конституционной монархии.

В результате побед русского оружия были освобождены от турецкого владычества балканские народы (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.). В период царствования Александра II Российская империя приросла обширными территориями Средней Азии и Кавказа.

Однако реформы и преобразования шли непросто. Обветшавшие государственная и экономическая системы с большим трудом поддавались преобразованиям. Реформы шли с затягиванием и перекосами на местах. Этот сложный период перемен, отразившийся, как на положении правящего класса, так и всех слоев населения, вызвал к жизни мощное протестное движение в среде разночинцев и студенчества. Появившаяся в России революционно-террористическая организация «Народная Воля» выбрала путь насильственного свержения самодержавной власти в России. Методом достижения своих целей народовольцы выбрали террор. Началась системная охота за высшими чиновниками государственной власти, а главное – «виновником всех трудностей» – императором Александром II. На царя было организовано восемь покушений, последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

Строительство и архитектура храма

Смерть царя-мученика вызвала сильнейший отклик и сострадание в душах всех слоев российского общества. Во временной часовне постоянно проводились панихиды за упокой императора. Было проведено несколько конкурсов на проект поминального храма. В 1887 году император Александр III утвердил проект, выполненный архитектором Альфредом Парландом при участии архимандрита Игнатия – настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Примером для авторов стали архитектурные каноны Допетровской Руси, по которым строились Московские и Ярославские храмы в XVI – XVII веках.

Закладка храма Воскресения Господня состоялась в 1883 году и еще до окончательного утверждения проекта в течение трех лет велись работы по укреплению слабых в этом месте грунтов и устройству сплошного фундамента из путиловской плиты. В 1888 году, сразу после высочайшего утверждения проекта был возведен гранитный цоколь, на котором в ложных нишах были укреплены памятные доски из красного гранита с повествованием о главных событиях в период царствования Александра II и его указы. Возведенные стены были облицованы клинкерным фасадным кирпичом различных оттенков, привезенным из Германии. Все разнообразные элементы декора на фасадах были изготовлены из белого эстляндского мрамора.

Здание представляет собой традиционный древнерусский четверик, завершающийся пятиглавием, центральные главы созданы по образу и подобию глав московского Покровского собора (храма Василия Блаженного). Однако облицовка глав плиткой, покрытой цветной эмалью, не имеет аналогов в русской и европейской архитектуре.

Алтарная часть на фасаде с восточной стороны определяется тремя алтарными апсидами, увенчанными золочеными главками. Центральная главка покрыта золотой смальтой.

Вместо центральной главы устроен высокий (81 метр) шестигранный шатер, покрытый глазурованной черепицей и поливными изразцами, выполненными артелью Харламова. Он завершается золоченой луковичной главой с крестом.

К западной части основного объема здания, выдвигаясь в сторону канала, пристроена высокая колокольня высотой 62.5 метров, также увенчанная золоченым луковичным куполом с высоким золоченым крестом и императорской короной (примером послужила колокольня Ивана Великого в Успенском соборе Московского кремля). Во внешнем объеме колокольня определяет то самое место, где император был смертельно ранен. У западной стены колокольни под золоченым навесом расположено мраморное распятие с изображением Иисуса Христа а по сторонам – иконы с изображениями Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Над полукруглым окном расположен иконописный образ Святого благоверного князя Александра Невского. Гербы губерний и городов Российской империи, выполненные на медных пластинах по рисункам академика живописи П. А. Черкасова, изображены на фасадах колокольни.

Входы представляют собой нарядные шатровые сдвоенные крыльца, примыкающие к основному объему колокольни с севера и юга. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами. Мозаичные картины на тему страстей Христовых, выполненных по живописным оригиналам художника В. М. Васнецова, украшают тимпаны крылец.

В 1894-95 годах возводились своды и паруса, изготавливались металлические конструкции глав на столичных литейных заводах. Часть из них были декорированы цветной эмалью на фабрике А. М. Постникова. Золоченый крест над главным шатром был установлен в 1897 году.

Строительство здания и отделка всех декоративных элементов наружного облика и внутреннего пространства заняли 24 года, ведь при отделке всего храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий, изготовленных по эскизам выдающихся русских художников конца XIX века, работавших в разных стилевых направлениях в рамках большого европейского стиля модерн.

К грандиозной работе было привлечено более 30 живописцев, среди которых такие знаменитые фамилии, как М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, А. П. Беляев, Н. Н. Харламов, Н. А. Кошелев. Мозаичных дел мастера из артели В. А. Фролова воплотили в жизнь все идеи талантливых художников. Мозаичные изображения Спаса Нерукотворного на западном и Воскресения Христова – на северном фасаде были выполнены по эскизам художника М. В. Нестерова. Автор мозаичного изображении на южном фасаде «Христос во Славе» — художник Н. А. Кошелев. Изображение «Спаса Благославляющего» на восточном фасаде было выполнено по эскизам архитектора всего сооружения академика архитектуры и живописи А. А. Парланда.

Окончание строительства и торжественное освящение храма Воскресения Господня состоялось 19 августа 1907 года в присутствии высочайших царских особ императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этот же день была отслужена первая торжественная литургия.

При том, что внешний облик храма и внутреннее убранство выполнены в традициях древнерусского зодчества, при строительстве и отделке были применены самые прогрессивные методы того времени, в художественном декоре воплощены в жизнь самые смелые идеи и технологические методы в области искусства. Основные материалы, примененные при отделке храма: облицовочный разноцветный и глазурованный кирпич, цветная глазурованная фигурная черепица, несколько пород мрамора из России и Италии, гранит, разноцветные художественные эмали и мозаика, золотая смальта, горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные горные породы, золото, серебро.

Благодаря полной электрификации (было смонтировано 1689 электрических ламп), декоративное и художественное убранство внутреннего пространства 81-метрового здания очень хорошо освещалось, что давало возможность разглядеть все детали интерьера даже на большой высоте.

Внутреннее убранство храма

Мемориальный храм «Спас на Крови» возведен на знаковом месте. Здесь был смертельно ранен от руки террориста император. Во внутреннем объеме колокольни расположено место, где произошло это трагическое событие: часть набережной с булыжной мостовой, на которую пролилась кровь «Царя-Освободителя». Памятное место накрывает сень, устроенная в виде восьмигранного шатра, который поддерживают четыре колонны. Все детали архитектурной композиции из алтайской и уральской яшмы выполнены русскими камнерезами. Каждый, кто попадал в храм, войдя через входы, устроенные в здании колокольни, сразу понимал, что пришел в глубоко сакральное поминальное место.

Храм Воскресения Господня неповторим благодаря своему декоративному убранству, ведь мозаичные художественные композиции на религиозную тему и декоративные элементы покрытия стен и сводов составляют более семи тысяч квадратных метров. Изобразительный ряд отражает мемориальное и религиозное, посвященное Рождеству Христову назначение.

Земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудесных деяний, сотворенных им при своей земной жизни отображен в мозаичных иконах, расположенных в центральной части. Все художественные композиции изображены на голубом фоне. Над алтарем по эскизу иконописца Н. Н. Харламова на золотом фоне, набранном из золотой смальты — канторели, выложены две иконы: «Спас в силах» и «Христос во славе».

В центральной алтарной апсиде изображена икона «Евхаристия», выполненная по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. При открывании царских врат верующие видят в золотом сиянии Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла.

Мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника В. В. Беляева, расположены в завершающих полусферах боковых апсид над иконостасом.

В полусфере центрального свода перед алтарем расположена икона, выложенная по эскизу художника Н. Н. Кошелева «Преображение Господне». Христос предстает перед своими учениками в золотом божественном сиянии, его отныне окружают пророки – Илия и Моисей. Рядом ученики – апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода изображена икона «Христос Вседержитель». Мозаичное полотно набрано по эскизу иконописца Н. Н. Харламова. Лаконичная по цвету и рисунку икона выполнена в византийской традиции.

На поверхностях четырех подкупольных пилонов, на стенах и арках сверху до низу расположены мозаичные иконописные изображения святых. В малых плафонах по эскизам иконописца Н. Н. Харламова выложены мозаичные иконы «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполненные по византийским канонам.

Особой торжественности и светлой грусти исполнено внутреннее убранство в западной части храма, там, где находится сень над местом ранения императора. Напротив сени в западной стене расположено окно, через которое льется вечерний свет на памятное место. Над окном изображена икона «Новозаветная Троица». По обоим сторонам окна изображены ангел – хранитель царя и его небесный покровитель Святой благоверный князь Александр Невский. Фоны покрытий стен выполнены в золотистых тонах, что придает этому месту особый мягкий свет.

Изобразительный ряд в иконографическом оформлении храма разнообразен по стилям и авторским манерам.

Иконостас в отличие от мозаичного убранства стен, пилонов и сводов, выполненного в рамках монументальных выразительных приемов, выполнен в традициях станкового изобразительного искусства. Центральные иконы «Спаситель» и «Пресвятая Богородица», выложенные по оригиналам живописца В. М. Васнецова мастерами из Петербургской Академии Художеств, отличаются одновременно лаконичной композицией тонким живописным подходом к изображению образов в мозаичном искусстве.

Справа от иконы «Спаситель» расположено иконописное изображение «Сошествия во ад», слева от иконы «Пресвятая Богородица» — «Вознесение Господне». Обе иконы выложены по живописным картинам художника М. В. Нестерова в стиле модерн.

Одноярусный иконостас представляет собой образец высокого искусства итальянских камнерезов. Подбор пород мрамора и изысканная резьба создают впечатление, что перед вами не архитектурный элемент интерьера, а произведение ювелиров. В центре иконостаса расположены царские врата, оформленные разнообразными декоративными элементами. Три резных кокошника венчают всю архитектурную композицию. Иконостас выполнен по проекту архитектора А. А. Парланда.

В северном и южном нефах расположены два киота, представляющих собой сплошную стенку из резного камня. Икону «Святой благоверный князь Александр Невский» можно увидеть в северном киоте, икону «Воскресение Христово» — в южном. Автором живописных оригиналов, по которым набирались мозаичные изображения, явился художник М. В. Нестеров, работавший в стиле модерн.

Декоративное убранство храма представляет собой уникальное сочетание камнерезного искусства (более 80 рисунков орнаментов были разработаны архитектором А. А. Парландом и художником А. П. Рябушкиным) и мозаичного дела (площадь поверхностей, покрытых художественными мозаичными картинами составляет 7065 квадратных метров). При наружной и внутренней отделке были применены различные породы камня из России и Италии: гранит, мрамор, змеевик, уральская и колыванская яшмы, орлец; полудрагоценные и драгоценные породы: горный хрусталь, топазы – это только небольшая часть отделочных материалов, использовавшихся для украшения архитектурных элементов. Широко были применены золотая смальта, разноцветные ювелирные эмали, золото и серебро.

Пол в храме напоминает изысканный ковер необыкновенной красоты. Выложенное из различных сортов итальянского мрамора (более 10 сортов), напольное покрытие было выполнено мастерами из Генуи и собрано русскими мастерами по рисункам Архитектора А. А. Парланда.

В 1903- 1907 годах по проекту архитектора А. А. Парланда была сооружена бронзовая кованая ограда, отделяющая Михайловский сад от полукруглой площади, на которой построен храм Воскресения Господня. Выполненная в стиле модерн, ограда представляет собой большую художественную ценность. Крупный растительный орнамент стилизован под расписные орнаменты, которые украшают стены московского Покровского собора. Виртуозно выполненные цветочные композиции, поражают похожестью на свои природные аналоги. В этом архитектурно-декоративном произведении искусства сочетаются глубокие традиции средневековой России и новаторские тенденции эпохи модерна.

Экстерьер и интерьер храма «Спас на Крови» поражает своей неповторимой образностью, разнообразием архитектурных форм, изысканной утонченностью декоративных и художественных элементов. Весь облик храма напоминает каждому, кто его видит, о главной идее, ради которой было приложено столько человеческих сил, таланта, государственной воли и финансовых средств. Здесь все пронизано мыслями о светлой памяти об ушедшем от нас великом человеке, а христианский завет о Воскресении Господнем вселяет в души людей чувство радости и веры в лучшее.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.

Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.

Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.

Новая жизнь храма-памятника, как музея началась 19 августа 1997 года в день Преображения Господня. С 23 мая 2004 года со дня нового освящения в храме «Спас на Крови» проводятся регулярные богослужения. В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта (1 марта по старому стилю) проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору.

Краткое описание

Храм Воскресения Христова стоит у набережной Обводного канала недалеко от Варшавского вокзала. Эта местность в XIX столетии считалась окраиной города, занятой бедными заводскими кварталами с кабаками. Храм известен тем, что его прихожане организовали первое в стране Общество трезвости.

История

Первая деревянная церковь Воскресения Христова появилась в 1894 году по случаю бракосочетания царя. С первых дней своего создания она заняла важное место в жизни местных жителей. Богослужения, духовные беседы, чтения, народное пение быстро превратились в традиции. Открытие воскресной школы, библиотеки с читальным залом в новом трёхэтажном здании привлекло к себе тысячи прихожан.

В 1898 году в храме зародилось новое движение, называемое Обществом трезвости. В период своего расцвета в нем состояло около 70 тысяч человек. В небольшой церкви не всегда хватало места для принятия желающих. Решение о возведении каменного храма поддержал Николай II и утвердил проект архитектора Г. Д. Гримма на строительство трёхпредельного Храма.

Закладка фундамента нового здания проходила в июле 1904 года. Через год храм был построен. Внешние стороны были облицованы декоративным кирпичом, элементы отделки выполнены из песчаника.

Внутреннее помещение было рассчитано на 4 000 прихожан. Отделка в нем ещё не была выполнена, а в соборе уже проходили службы.

В 1918 было ликвидировано Общество трезвости, а в 1930 году закрыта церковь. В здании в разное время размещались склад, кинотеатр, помещения трамвайного парка. На колокольне была обустроена парашютная площадка.

В феврале 1990 года Храм Воскресения Христова вернули верующим. Первое богослужение прошло в апреле этого же года, в пасхальные праздники.

Архитектура

Бесстолпное сооружение, увенчанное круглым куполом, представляет собой образец псевдорусского архитектурного стиля, который использовался в XIX веке при возведении многих соборов. Он представлял собой гармоничное объединение нескольких различных направлений: традиции древнерусского зодчества, элементы византийской архитектуры, стиля модерн.

Внутреннее убранство

В 1908 году были освящены два предела: главный и правый в честь святого Николая. В 1920 году появился придел для проведения зимних служб. Левый предел в честь Александра Невского освещали позже. В нем установили иконостас и престол. Главный иконостас проектировал А. Л. Гун. Образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи.

Особо почитаемые иконы Храма:

  • Воскресения Христова. Её пожертвовал патриарх Иерусалимский Дамиан. В ней находился кусочек Живоносного Гроба. Прихожане верят, что икона помогает исцелиться от алкоголизма.
  • Воскресения Христова, написанная на основании из Мамврийского дуба. Её подарила Духовная миссия Иерусалима.
  • Преподобного Серафима Саровского.
  • «Неупиваемая Чаша», созданная С. Г. Голубевым в 1992 году.

Роспись помещения Храма проводилась с 1914 по 1916 годы под руководством В. Т. Перминова. Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

Внешнее убранство

Каменный Храм стал украшением Обводного канала. Фасады, карнизы, окна, шатер отделаны песчаником, декоративным кирпичом.

На высоте 60 метров находится 1 000 пудовый колокол, называемый «Отец Александр», в честь основателя Общества трезвости

Ажурный шатровый элемент дополнен четырьмя декоративными колоколами. В стенах боковых фасадов здания прорезаны большие арочные окна.

Красивую наружную икону западного фасада «Воскресение Христово» написал известный художник С. Т. Шелковый в 1909 году

Расписание богослужений в 2019 году

В действующем Храме каждый понедельник в 18 часов проходят молебны перед иконой «Неупиваемая Чаша», помогающие победить пьянство и другие пагубные привычки.

  • Исповедь по будним дням начинается в 9:30
  • Литургия в 10:00, 17:00 часов
  • В воскресные, праздничные дни исповедь в 7:00, богослужение в 10:00, 17:00

В июле организуется крестный ход трезвости. Перед Небесной Заступницей проходит церковное пение, освящается вода.

Режим работы в 2019 году

Храм Воскресения Христова открыт для посещения с 8 до 20 часов в будние дни и с 6:30 до 20:00 по выходным

  • Приход возродил традиции движения за трезвость. Здесь работает центр по реабилитации «Воскресение».
  • Возобновилась книгоиздательская деятельность. При входе в церковь предлагается местная газета.
  • В Храме работает клуб ACTS для молодых людей, которые изучают Священное писание.

Где находится

Адрес

Набережная Обводного канала, 116

Метро

  • Фрунзенская
  • Балтийская

Как добраться

Проще ехать на метро: выйти на станции Балтийская, и идти в направлении Обводного канала. Повернуть направо и двигаться по пути уменьшения номеров на домах. Храм находится рядом с пересечением Измайловского проспекта и Обводного канала. Ориентиром служат купола церкви.

Интересные факты

Советская власть планировала снести строение в 1930 году. Один из членов комиссии, принимавшей решение о сносе, заметил, что рядом находится Дом культуры, который может пострадать во время взрыва. Этого допустить было невозможно. Храм остался на прежнем месте.

Автор статьи Редакция сайта Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить. Написано статей 130



Возле здания Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге (ныне превращенного в торгово-развлекательный комплекс) расположен интереснейший храм. И примечателен он не только своей архитектурой, но и удивительной судьбой. В царские годы храм собирал десятки тысяч трезвенников, жены молились здесь об избавлении мужей от пьянства, а алкоголики – о том, чтобы найти силы бросить пить. А в советские времена с колокольни совершали прыжки парашютисты.

Храм Воскресения Христова. /Фото:sanktpeterburg.bezformata.com

Храм для трезвенников

В конце позапрошлого века в этой части Петербурга, на Обводном канале, селились рабочие железной дороги и местных заводов. Здесь были непрестижные бедные кварталы, на пыльной набережной располагались кабаки – чуть ли не единственное развлечение местного населения, не считая кулачных боёв.
Желая отвлечь местный народ от пьянства, Общество религиозно-нравственного просвещения написало властям ходатайство о выделении участка земли под строительство храма.


Раньше здесь были рабочие кварталы. /Фото:zaburdaev.ru

Просьба была удовлетворена, и 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова – ее перенесли сюда с Николаевской улицы. Работами по разборке и переносу руководил протоиерей Михаил Соколов, автором проекта стал архитектор С.П. Кондратьев.

Закладка храма стала для местных жителей важным событием. Из разных частей города к Варшавскому вокзалу одновременно прибыли крестные ходы, образовалась большая толпа. Верующих встретил епископ Костромской и Галичский Виссарион. При огромном скоплении народа на месте будущего престола была укреплена закладная доска.
Храм собрали очень быстро и сразу открыли для прихожан. Помимо богослужений, батюшки проводили с рабочими беседы о вреде алкоголя, здесь устраивались духовные чтения и, надо сказать, новый храм стремительно приобрёл популярность. Четыре года спустя силами настоятеля храма, отца Александра Рождественского, здесь было организовано Александро-Невское общество трезвости – более масштабная организация, чем прежняя. На территории храма открыли церковноприходскую школу и библиотеку, здесь также занимались пением. Постепенно возникла необходимость построить более крупный, уже каменный храм, ведь деревянный уже не вмещал всех прихожан-трезвенников.


Молебен перед закладкой каменного храма. /Фото:К.Булл

Каменный храм Воскресения Христова был заложен летом 1904 года, в честь десятилетия бракосочетания императора и его супруги Александры Феодоровны. Николай II лично утвердил проект нового здания и дал на строительство 25 тысяч рублей.

Толпы зевак возле Варшавского вокзала после покушения на министра внутренних дел В. Плеве. На заднем плане видны вешки на месте будущего храма.

Купца возвели в генералы

Бесстолпный храм строили по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Густава фон Голи и Андрея Гуна. Здание возводилось с таким расчетом, чтобы в него могло вместиться четыре тысячи человек. Храм имел большой сферический купол и железобетонный свод. Как писало в 1905 году издание «Зодчий», это был первый опыт применения в России железобетона при возведении церковных куполов столь больших размеров.


Проект одного из фасадов храма. /Фото:panevin.ru

Внутри храм получился очень светлым, а снаружи – нарядным: фасады облицованы кирпичном, а наличники и шатер – песчаником. В архитектуре здания удачно сочетались модерн и традиционный русский стиль.
Здание построили быстро. В мае 1906 года на шатровую колокольню подняли тысячепудовый колокол. В память об основателе Общества трезвости, настоятеле храма, который к этому времени уже скончался, колокол был назван «Отец Александр».
Отделку храма завершили в 1913-1914-х годах, после чего была завершена внутренняя масляная роспись, основой для которой послужили картоны, используемые при создании мозаики Спаса на
Крови (автор росписи – профессор Перминов).

Храм в наши дни. /Фото:pbs.twimg.com


Храм в наши дни. / Фото: страница храма Воскресения Христова в соцсети.

Возводился храм на народные деньги, и жертвователей было достаточно, но основную лепту внес известный купец-меценат Дмитрий Парфенов. Он взял на себя ответственность за строительство и довел дело до конца, несмотря на сложные для страны времена (шла война), за что император впоследствии возвел его в генералы, минуя промежуточные «ступени».
После открытия храма здесь разместилась типография. Трезвенники издавали три журнала, сотни тысяч книг, брошюр, агитационных листовок, которые щедро раздавали горожанам. Борцы с пьянством регулярно вели беседы с прихожанами, наставляя их на путь трезвости, как на территории храма, так и проповеднических пунктах.

Типография в нижней части храма (1909). /Фото: К. Булл

В начале XX века в Обществе трезвости (впоследствии оно стало называться братством) состояло уже более 70 тысяч человек. При организации работали кружки и детские сады для детей православных трезвенников, функционировали хоры. У главной святыни храма, иконы «Неупиваемая чаша», люди молились об избавлении от пьянства – за себя или своих близких. В храме регулярно служили соответствующие молебны, а ежегодно 19 декабря, в день св. Вонифатия (покровителя людей, решивших избавиться от алкогольной зависимости) совершали торжественные архиерейские богослужения. Каждый год церковь посещало около миллиона верующих.

Храм в наши дни. /Фото:proofreader-z.livejournal.com

К 1917 году в ряды организации трезвенников, организованной при храме, вступили уже более 140 тысяч жителей России…

Запись в члены Александро-Невского братства трезвости в помещении храма. /Фото: К.Булл

«Очень удачная вышка»

Все изменилось с приходом революции. В 1918-м Общество (братство) трезвости упразднили. Большевики разграбили храм, и в 1930 году он был закрыт. В помещениях утроили склад и кинотеатр, а на колокольне открыли… парашютную площадку ОСОАВИАХИМа. В храм снова потянулись горожане, но теперь уже не за духовной пищей, а за острыми ощущениями.


Заметка про парашютную вышку в советской печати.

Как писал в те времена некто Н. Сергеев в газете «Гудок», в первые дни после открытия вышки прыгнуть с нее с парашютом рискнули более ста человек. Говоря о ее достоинствах, автор цинично замечал, что это, пожалуй, лучшая вышка в Ленинграде и что она устроена очень удачно: мол, посетитель сначала поднимается по пологой лестнице, не чувствуя высоты и не испытывая боязни пространства, а поднявшись и очутившись на открытой площадке, сразу оказывается перед необходимостью прыгнуть.
В советские годы в разорённом храме также размещались службы трамвайного парка.

Храм и вокзал в советские годы. / Фото: страница храма Воскресения Христова в соцсети.


Храм и вокзал в наши дни. /Фото:citywalls.ru

Общество трезвости возродилось

Богослужения в храме Воскресения Христова возобновились только в 1990 году. В настоящее время здесь, как и прежде, ведет активную деятельность движение трезвенников. Как указано на сайте храма, члены общества трезвости собираются по понедельникам после чтения вечернего акафиста «Неупиваемая Чаша» в аудитории № 122 приходского дома.


В хаме снова открыто общество трезвости. /Фото:hram-varshavka.ru

Несколько лет назад в храме начали проводить реставрацию, часть работ завершена.
Читайте также: Музыкальные пристрастия императора: любимые исполнители царя Николая II

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *