Храм воскресения христова в сокольниках

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским.

Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем.

Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. ХIХ — нач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.

И вот внешние работы были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. О. Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться.

Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне явились свв. апп. Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил о.Иоанну свое пожертвование. Предание гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для расчета с рабочими.

Материальные трудности не оставляли о.Иоанна на протяжении всего строительства. Когда храм уже был закончен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот накануне вечером к о.Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. О.Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро о.Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, значительное пожертвование на строительство храма. О.Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя — Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, о.Иоанн возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых храма.

И вот храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм имеет форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Вновь возведенный храм имел и свою особенность. Все православные храмы строились неизменно алтарем на восток. Вновь же возведенный храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, обращен алтарем на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова, два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить о.Иоанн Кедров), левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.

Резные иконостасы выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Мы привыкли видеть золоченые иконостасы православных храмов, поэтому внутреннее убранство храма воспринимается строгим, даже немного печальным. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма о.Иоанна Кедрова постигло несчастье: скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.

По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства — литургии.

Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича.

1931 год

Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская — копия с чудотворной иконы Иверская — «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону, Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. С 1669 года она находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.

В 1929 году, после разрушения часовни, икона была перенесена в Храм Воскресения Христова в Скольниках. Интересно заметить одну деталь. Иконостас главного алтаря был закончен в 1913 году. Слева от Царских Врат, где издавна помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, в храме Воскресения Христова в Сокольниках мы видим изображение именно Иверской иконы, любимой и почитаемой москвичами. А ведь, как мы уже отметили, иконостас выполнялся в 1913 году, т.е. за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская изберет этот храм для своего пребывания.

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Собор Воскресения Христова на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России

Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему государю.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
Место смертельного ранения Александра II. Храм Спаса-на-Крови. Оригинальная часть мостовой сохранена
Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883
Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.

Альфред Парланд
Он писал:
«Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу».
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.
Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.
Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов.
В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.
Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы — по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны.
Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной — части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора — 81 метр.

Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича. Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах
Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови». Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.
Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.
От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.
Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор». С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора. Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.

Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.
В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.
Внутреннее убранство собора
Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.

Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.
Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.
Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Владимир Александрович Фролов — выдающийся художник-мозаичист. Его работами были украшены множество российских храмов и советских административных зданий.Последней работой мастера стали мозаики для станции «Новокузнецкая», созданные по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде в 1943 году.
На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.
Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных сортов итальянского мрамора.
Нижняя часть стен облицована неапольским серпентинитом.
В алтарной части храма имеются три полукруглых выступа.
В этих выступах справа и слева от иконостаса расположены киоты из розового родонита.
В киотах помещены мозаичные полотна с изображением Иисуса и святых.
Кроме того, киоты орнаментированы резьбой из уральской яшмы.
Иконостас храма был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда. Для него подобрали мрамор различных оттенков так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Верхняя часть напоминает резьбу по дереву.
Свод алтарной части собора украшен огромной мозаикой Спаса в силах.
С противоположной стороны зала, прямо под колокольней, находится место убийства Александра II, накрытое сенью из ревневской яшмы.
Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *