Храм вознесения в Иерусалиме

Мiръ Израиль Иерусалим Иерусалим Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим)

Идёт загрузка карты…

Монастырь Вознесения Господня — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, которая здесь и расположена.

История

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.

Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:

— под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;

– в так называемом «архимандричьем доме» — мозаичные полы византийского стиля, возможно ранее VI века;

– в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;

– многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.

Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь. Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть.

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.

Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.

Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.

Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. — 150 сестер.

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.

С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан.

В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей.

В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.

Современное состояние

Основной проблемой Елеонской обители было привлечение достаточного количества сестёр. Хотя отдельные эмигранты, а также сестры из Бессарабии влились в общину, их числа не хватало для сохранения русского облика монастыря. В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки.

29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства.

Храмы

  • Храм Вознесения Господня

  • Часовня Иоанна Предтечи

Храм Вознесения Господня начал строиться 1871, был освящен в 1885 г. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.

Часовня в честь святого Иоанна Предтечи была построена в 1920х годах на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни. По преданию, на этом месте была обретена честная глава Иоанна Крестителя.

Трапезный храм Филарета Милостивого длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны. Был освящен в 1937 году.

Святыни

  • «Елеонская Скоропослушница»

  • «Взыскание погибших»

• «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) была привезена из России, хранится в южной части Вознесенского собора

• «Взыскание погибших» также привезена из России и ханится в Вознесенском соборе

• Частицы мощей разных святых

Престольные праздники

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Филарет Милостивый, праведный — 14 декабря

Фото

  • Территория монастыря

  • Храм Вознесения

  • Внутреннее убранство храма Вознесения Господня

  • Внутреннее убранство часовни Иоанна Крестителя

  • Колокольня «Русская свеча»

  • Место, где стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Господа

  • Место, где стояла Богородица во время Вознесения и «Русская свеча»

  • Монастырское кладбище

  • Елеонский колокол, подаренный купцом Александром Рязанцевым

Видео

Престольный праздник на Елеоне

Иерусалим. Колокольня Вознесенского монастыря

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь

Святая Земля. Спасо Вознесенский монастырь, часть 1

Святая Земля. Спасо Вознесенский монастырь, часть 2

Как добраться

Часовня Вознесения Господня («Стопочка») находится в Иерусалиме на Елеонской горе.
Часовня известна с 370 года по Р.Х, перестроена в VI веке. Принадлежит она ныне мусульманам арабской деревни Аттур, расположенной на центральной вершине Елеонской горы.
Часовня была частью Храма Вознесения на Елеонской горе или Имвомон — обширного комплекса церкви и монастыря, построенного по указанию св. царицы Елены, и ознаменовала традиционное место Вознесения Господня.

Сейчас она находится во дворе, окруженном стенами. Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри.
Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.
Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.
Иисус после своего Воскресения являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем. На сороковой же день вознесся на небо:
«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».»От Луки» 24:51.
«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».(Деян. 1:9-11).
Главная ее святыня — камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознесшегося Иисуса Христа. Расположен он напротив входа, в полу, обрамлён прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.
Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы. Стопа Спасителя или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет.
«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает Архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
Леонид (Кавелин) напоминает, что » Дниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне».
Внутри часовни.
Tags: ИЗРАИЛЬ. Иерусалим

Монастырь Двенадцати Апостолов около Тверии

Аллея от храма к берегу Галилейского моря

Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя. Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать. В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь.

Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)

Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.

Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.

В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.

В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.

В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.

В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.

До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 1.

Храм Вознесения в Коломенском — это первая каменная шатровая церковь в Москве. Строили ее в 1529 — 1532 годы по приказу великого князя Василия III.

15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола, в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Божией Матери «Державная». Сейчас она открыта для поклонения в Казанском храме в Коломенском.

Колокольня с храмом великомученика Георгия Победоносца была сооружена при храме в XVI веке. Существует версия, что на месте ее строительства стоял храм более ранней постройки — времен Димитрия Донского. Догадку частично подтверждает находка начала XX века — здесь обнаружили остатки кладбища XIV — XVI веков.

В XVII веке к колокольне пристроили деревянную трапезную, а саму колокольню превратили в алтарь храма и освятили. Правда, спустя два века, в 1843-ом, церковь и трапезную разобрали и вновь построили с использованием элементов декора и пропорций древнего здания.

С 2003 года идет реставрация колокольни и Георгиевского храма, обещают восстановить утраченный декор храма и иконостаса XIX века.

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами

Адрес: Москва, Большая Серпуховская ул., д. 24.

Каменный храм Вознесения Господня возводили на месте уже существовавшего — деревянного. Происходило это за Серпуховскими воротами Земляного города в 1696 — 1709 годах. Оплачивал строительство царевич Алексей Петрович. В 1714-ом, когда царевича казнили, строительство заморозили и окончательно завершили только через сорок лет, правда, уже в другом стиле — зрелого барокко.

В 1842 году к храму пристроили трапезную и трехъярусную колокольню.

В годы советской власти, с 1930 по 1991 годы, церковь была закрыта. В начале 1990-х в ней провели крупные реставрационные работы — обновили колокольню, ограду, дом причта. Заново храм освятили в 1991-ом.

В 1995 году при Вознесенском храме начали действовать детский приют и Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Община храма окормляет Детскую клиническую больницу № 1 и НИИ хирургии РАМН им. А. В. Вишневского.

Храм Вознесения — Магнитогорск

Адрес: г. Магнитогорск, ул. Вознесенская, д. 33.

Храм Вознесения Господня находится в Магнитогорске. Он расположен на правом берегу реки Урал. Это молодой храм, его построили по мотивам крестово-купольных храмов Древней Руси XIV—XV веков и открыли для верующих в 2004 году.

Рядом с храмом находится источник со святой водой, а в соседнем с ним здании разместились: воскресная школа, дом милосердия с домовой церковью, трапезной, медпунктом и богадельней, то есть, по сути, большой социальный центр.

Храм Вознесения на Гороховом поле

Адрес: Москва, ул. Радио, д. 2, стр. 1.

Церковь Вознесения на Гороховом поле построили в 1788 — 1793 годах на землях графа Алексея Разумовского по проекту архитектора Матвея Казакова

на средства прихожан и крупного вклада Николая Демидова.

В годы советской власти храм был закрыт. С 1935-го по 1993-й в его здании располагались мастерские, типография, затем выставочный зал и производственные цеха. Тем не менее церковь в эти годы реставрировали — начиная с 1960-х и вплоть до 1990-х.

В 1993-ем Вознесенский храм вернули Русской Православной Церкви. Сейчас при нем открыто братство во имя великой княгини Елизаветы Федоровны.

Храм Вознесения в Электростали

Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.

В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.

Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.

Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.

Храм Вознесения — Кимры

Адрес: Тверская обл., г. Кимры, Вознесенский пер., д. 1.

Первое упоминание о храме в Кимрах можно найти в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством.

В 1808 году деревянный Вознесенский храм обветшал, и его прихожане совместно с причтом обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый — каменный.

Освятили новую Вознесенскую церковь через два года. Строительство стало возможным благодаря братьям Николаю и Якову Башиловым, которые были в те времена, как писали, «в зените славы и денежного могущества».

Большой святыней для всех местных жителей был серебряный крест весом более 2 фунтов со святыми образами из финифти. На оборотной стороне креста была надпись: «Сей животворящий крест устроен в селе Кимры во храме Вознесения Господня в память посещения оного 12 июня 1842 года графиней Юлией Павловной Самойловой на пожалованную ею сумму при священнике Алексее Иоанновиче Никольском и старосте Кирилле Ивановиче Сивогине». Кроме того среди реликвий храма – датированные 1640 и 1677 годами Евангелия.

Среди служителей храма были интересные люди. Например, священник Алексей Никольский. С 1823 года он около сорока лет был пастырем прихода и сотрудничал с Императорским географическим обществом. В 1848 году по заданию общества написал исследование о быте и культурных особенностях Кимр.

С приходом советской власти, а именно в 1927 году, храм подвергся ограблению. Воры перепилили металлическую оконную решетку и украли несколько икон и предметов церковной утвари. Но храм не закрыли — в 30-е годы это была единственная действующая церковь во всех Кимрах. А вот в 1941-ом в здании церкви открыли маслобойный завод, а позднее склады.

Молитва вновь зазвучала в Вознесенской церкви в 1991 году.

Вышел в свет новый номер журнала «Монастырский вестник» – № 1 за 2017 год. Его тема – монашество Русской Палестины. С любезного разрешения редакции публикуем одну из статей номера – о непростом прошлом и молитвенном настоящем Спасо-Вознесенской женской обители.

Гора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме и во всем мире. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое.

Хитрости во благо Русской Церкви

Елеонская (Масличная) гора в восточной части Иерусалима всегда была особо почитаема христианами. Это место упоминается в Ветхом и Новом Завете. Сюда бежал пророк Давид от своего сына Авессалома, здесь пророк Иезекииль видел Славу Божию. Со склонов горы Господь смотрел на Иерусалим и плакал, говоря о его скором разрушении.

Христос любил уединяться на Елеоне в своей ночной молитве и здесь же научил учеников молитве «Отче наш». С Елеона Господь вознесся, и, как следует из Евангелия, сюда же Он придет во славе во время Второго пришествия: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Елеонский участок – любимое детище архимандрита Антонина. Земля приобреталась в большой конкуренции с французами-католиками

Елеонский участок был любимым детищем архимандрита Антонина. Земля приобреталась в большой конкуренции с французами-католиками. Хотя за отцом Антонином не числилось ни сильной поддержки, ни больших средств, он покупал участки один за другим. Если разобрать по купчим, то здесь 11 разных участков.

Архимандрит Антонин сам не имел права покупать земли в Палестине. Приобретал участок его драгоман Яков Егорович Халеби – помощник и переводчик при миссии. Тридцать лет он был правой рукой отца начальника и, будучи турецким поданным, имел право на покупку земли. Яков Егорович оформлял либо дарственную на архимандрита, либо долговое обязательство. Приходил к турецкому начальству и составлял примерно такой акт: «Я приобрел такую-то землю, но так как денег у меня нет, заплатил за участок архимандрит Антонин. Я не смогу вернуть деньги, и поэтому участок принадлежит, безусловно, ему».

Часть приобретений отцу Антонину удалось оформить себе в «вакуф» (особая форма землевладения в мусульманском праве, когда земля пожизненно становится религиозной собственностью). Завещание архимандрита звучало так: «Эта земля после моей смерти будет принадлежать следующему, кого пришлет Святейший Синод начальником Русской духовной миссии. А когда никого из русских не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать Греческой Православной Церкви. А когда вообще ни одного православного не останется в Палестине, эта земля будет принадлежать мусульманской религиозной общине до того времени, пока Аллах, лучший из наследников, не унаследует землю и все, что на ней».

Узнав об этом тексте, многие тогда недальновидно были недовольны отцом начальником. «Вместо того чтобы перевести все в государственную собственность, он придумал какой-то шариатский «вакуф”», – говорили они. Но именно то, что землю нельзя было ни продать, ни обменять, участок на Елеоне навсегда остался достоянием Русской Церкви, так как шариатские законы действовали на Святой Земле и при турецкой империи, и при британском мандате и действуют сегодня в пределах государства Израиль.

Маленькая София и иерусалимский Иван Великий

Участок на Елеоне был лишен всякой растительности, и архимандрит Антонин решил посадить здесь кипарисы, сосны, оливы. Потом приступили к строительству Странноприимного дома для русских паломников.

Отец Антонин хотел создать на Елеонской горе мужской монастырь, для чего нужно было возводить храм и колокольню. Проект архимандрит делал сам, а воплощали его идеи итальянские архитекторы. Сооружение церкви велось на месте старого византийского храма VI века. Строительство «Маленькой Софии», как называл церковь отец начальник, затянулось на долгие пятнадцать лет из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны. Храм был освящен в 1886 году как Спасо-Вознесенский.

«Русская свеча» – колокольня обители – до сих пор является самой высокой точкой Иерусалима

Параллельно шло возведение 64-метровой колокольни. «Русская свеча», как стали именовать колокольню впоследствии, до сих пор является самой высокой точкой Иерусалима. Из России в порт Яффы доставили большой колокол.

«Не найдутся ли христолюбцы, – обратился отец Антонин к русским паломникам, – для возведения иерусалимского Ивана Великого на горе Вознесения? Очень, очень желали бы здесь сего». И желающие нашлись. 105 человек, две трети из которых были женщины, за неделю доставили колокол на Елеон, можно сказать, на руках. Как они тащили его на саму гору, где не было дороги, а только неровная скалистая порода, современному человеку представить трудно – сейчас восхождение на Елеон по широкой дороге налегке многим кажется тяжелым испытанием.

Колокол установили на фундамент будущей колокольни, и в дальнейшем он «поднимался» вместе с ее стенами. Об этом свидетельствует и размер окон, через которые большой колокол явно бы не пролез.

Первая община и новый мученик

Отец Антонин при жизни не застал образования монашеской общины на горе Вознесения. Он отошел ко Господу в 1894 году, в канун Благовещения, на 78 году жизни, когда на его «ненаглядной колокольне» уже звонили ко всенощной. Похоронили архимандрита в Спасо-Вознесенском храме, слева от алтаря.

Также не суждено было сбыться мечте отца начальника о мужском монастыре. За все время, что прошло с момента покупки участка и до начала ХХ века, тут поселился только один монах, в чьи обязанности входило открывать и закрывать ворота. А вот невесты Христовы селились рядом с Елеонским храмом в большом изобилии.

Елеонская женская община была образована 12 (25) августа 1906 года, в день рождения отца Антонина. Началось все с того, что монахиня Евпраксия, будущая первая настоятельница, еще в 1903 году поселилась на Елеоне. Вокруг матушки стали собираться единомышленницы, ее подруги и знакомые, прихожанки Троицкого собора Русской духовной миссии.

По примеру монахини Евпраксии они продавали свое недвижимое имущество, а деньги вносили на нужды новой общины. Сначала сестер было 15, а через год – уже более 100. К 1918 году община насчитывала 150 насельниц. До сих пор в игуменских покоях хранится вышитый первыми сестрами и настоятельницей ковер с изображением панорамы монастыря.

Духовником обители был назначен игумен Парфений (Нарциссов), духовный сын архимандрита Антонина. Он был великим тружеником. Его руками посажены все деревья на участке, вырыты цистерны, которые были единственным источником питьевой воды, так как водопровода здесь не было долгое время. Вода в цистернах собиралась дождевая.

В ночь на 15 января 1909 года отца Парфения нашли мертвым в его домике, он лежал на полу окровавленный. Официальная версия случившегося – убийство с целью ограбления, но что произошло на самом деле – один Бог знает.

Отец Антонин находил камни со следами крови: в VII веке, во время нашествия персов, тут было убито свыше тысячи монахов

Не впервые пролилась кровь на горе Вознесения. Из истории известно, что во время нашествия персидского царя Хозроя в 614 году было убито свыше тысячи монахов. Производя раскопки на участке, отец Антонин находил камни со следами крови убиенных. Ими частично выложили пол Спасо-Вознесенского храма.

Община была переименована в монастырь в 1924 году.

Стрелы со всех сторон

Первая мировая война и революция привели к тому, что связь с Россией прекратилась. Еще до 1917 года скончалась первая настоятельница Евпраксия, и сестры остались без матушки, без Родины, без средств к существованию.

Место, на котором, согласно преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Господня Война между Россией и Турцией сделала из насельниц врагов. Турки выгнали монахинь из обители и собирались устроить на Елеоне военный госпиталь. За сестер заступился Патриарх Дамиан. Он когда-то учился в России и любил русских.

Монастырь был закрыт всего 17 дней, но за это время полностью разграблен. Главный храм стоял опечатанным пять лет, служить было некому, так как Русская духовная миссия прекратила функционировать.

Насельницы духовно окормлялись у греков в соседней обители, а материально пребывали в голоде и нищете. Общежитие поддерживать не было никакой возможности, и монастырь стал своекоштным. Сестры сами искали финансы, чтобы выжить: устраивались на поденную работу, носили камни для строительства Иерихонской дороги, занимались уборкой.

Вскоре была образована Русская Зарубежная Церковь, и далеко не все монахини хотели ее признавать, воспринимали это как раскол. С годами ситуация наладилась, и сомневавшиеся сестры признали зарубежников.

Страдали насельницы не только от политических и военных событий, но и от природных катаклизмов. Во время страшного землетрясения в 1927 году колокольня качалась как маятник и, казалось, вот-вот обвалится прямо на храм. В тот день был праздник иконы Божией Матери «Троеручица». Сестры пошли с образом крестным ходом по всему монастырю. Колокольня и храм не пострадали. В настоящее время одна из монахинь или послушниц ежедневно обходит обитель, неся в руках «Троеручицу».

Царственная игумения

24 года Вознесенским монастырем управляла игумения Тамара (Ее Высочество княгиня Татьяна Константиновна, урожденная Романова). На сегодняшний день это самое продолжительное игуменство в обители на Елеоне. Но если брать в целом по всем русским монастырям Святой Земли, то этот рекорд уже побит настоятельницей Горненского матушкой Георгией (Щукиной).

То, что княгиня Татьяна Константиновна станет игуменией на Святой Земле, предсказывал Оптинский старец Анатолий (младший); монашество пророчила ей и Шамординская настоятельница схимонахиня София (Болотова).

Еще живы сестры, воспитанные игуменией Тамарой. Нам удалось поговорить с монахиней Екатериной, которая в обители почти 60 лет, пришла сюда маленькой девочкой. Сестра Екатерина арабка, но прекрасно говорит по-русски, поэтому переводчик нам не потребовался. К слову, в этом заслуга матушки Тамары и ее помощниц, давших прекрасное образование девочкам по части русского языка.

– Она была тихая, очень смиренная, спокойная. Всех, кто бы к ней ни приходил, матушка принимала с открытыми объятиями, – вспоминает о своей любимой настоятельнице монахиня Екатерина. – Мы здесь многих игумений пережили, все были хорошие, но только матушка Тамара для меня как мать. Никто с ней уже не сравнится, да и очень трудно сравнивать.

Жизнь у нас сначала была тяжелая: в трапезной давали только суп один раз в день, а в остальное время – крутись, как хочешь. Когда узнали, что на Елеоне такая игумения – из царского рода, начали поступать пожертвования из-за границы. Стали приезжать паломники, но поначалу для них не было нормальных условий, приходилось укладывать людей на полу на мешки с соломой. Потихоньку все налаживалось: сделали водопровод, провели электричество, починили крыши.

Арабки-помощницы

Москобия – так до сих пор называют арабы все русские владения на Святой Земле. Именно православные арабские девушки помогли сохранить и поднять Вознесенский монастырь, когда сюда пришла игумения Тамара и нашла все в полнейшем упадке.

Из России, по понятным причинам, молодые сестры не приезжали, а прежние состарились, умирали одна за другой. Однажды обитель навестил местный священник и попросил матушку Тамару принять в монастырь православных арабок. Игумения боялась, как это воспримут русские сестры, и обратилась к владыке Анастасию, главе Зарубежной Церкви, за благословением и получила его.

– Это было как манна с неба для монастыря, – говорит монахиня Екатерина.

Она родилась в православной арабской семье, отец был очень религиозным и считал, что пусть дочка не будет учиться, но ни в какую школу, кроме православной, он ее не отдаст. От Вифанской школы пришло предложение: за пожертвование продуктов детей будут учить бесплатно.

– Отец обрадовался, жертвовал масло и оливки. А когда пришло время поступать в школу, оказалось, что мест нет, и меня привели в монастырь. Тут я и осталась, решила стать монахиней, другой жизни и не знаю.

С восьми лет я несла послушание в трапезной вместе со старушками-монахинями. Готовили на дровах, электричества не было, воды выдавали по два ведра в неделю на человека. На кухне я около 25 лет провела.

Одновременно с трапезным послушанием пела на клиросе, готовила храм к службе, убиралась. Приходилось делать все, людей не хватало. И на колокольне звонила. Представляете, чтобы подняться на колокольню, 85-летней монахине надо было выходить за час до звона.

Сегодня в монастыре шесть звонарок. Послушание это довольно тяжелое. На Елеоне часто бывает ветрено, а на верхних ярусах колокольни особенно. Звонят по два человека: одна сестра – трезвон, вторая – большой колокол. Послушание несут по неделям, чередуются. Звон в обители перед каждой службой.

Суровые соседи

Когда строился Елеонский монастырь, вокруг была пустынная местность. Сейчас вся территория горы плотно застроена. Арабские кварталы подходят вплотную к стенам обители, а некоторые здания стоят прямо у монастырской ограды. По периметру везде навита колючая проволока.

О нашем приезде в монастырь мы вели переговоры с инокиней Мастридией – келейницей игумении (она отвечает на все звонки в обитель). Интересуемся у нее, не досаждают ли соседи сестрам.

– Досаждают, конечно. Сейчас меньше, раньше – больше. Мы ничего не можем поделать. Если подадим жалобу, то дома арабов могут снести, а мы не хотим причинять никому зло. Ныне покойный духовник монастыря отец Нектарий сажал огород. Утром, бывало, придешь, а все помидоры и кабачки украдены. Теперь у нас огорода нет – очень дорогая вода.

Однажды грабители ворвались к игумении: требовали деньги, грозя пистолетом. Они ранили матушку, но в итоге ушли ни с чем

– Всех многочисленных скандалов, поджогов, мстительных выходок уже и не упомнить, – добавляет монахиня Екатерина. – Случалось, арабы в трапезной все помоями закидывали. Приходилось «возвращать» это «добро» им назад, иначе люди не понимали. А однажды вооруженные грабители ворвались в игуменский дом и требовали у матушки Моисеи деньги, грозя пистолетом. Они ранили матушку, но в итоге ушли ни с чем.

Дочь офицера

С 1997 года настоятельницей Елеонской Москобии является игумения Моисея (Бубнова) (она сменила матушку Иулианию, которая до объединения Церквей не пустила на территорию Святейшего Патриарха Алексия II, за что вскоре была отправлена домой в Чили).

Игумения Моисея (Бубнова) Дочь белого офицера, покинувшего Россию, игумения Моисея родилась в Бельгии. Впервые в СССР она побывала в 27 лет, ездила к тете в Печоры. В детстве имела счастье общаться со святителем Иоанном Шанхайским.

Матушка вспоминает, как владыка терпеливо учил ее читать в храме. Однажды сказал: «Галя, пойдем читать девятый час». Потом она долго думала, к чему это было, а поступив в монастырь, поняла значение слов святителя Иоанна как благословение на монашество.

Инокиня Мастридия отмечает, что игумения у них строгая.

– Многие ее уважают за твердость. Если матушка что-то сказала, так и будет. И что бы потом ни происходило, решение не переменит. Но с сестрами она мягкая. (Улыбается.)

В данный момент игумения Моисея сильно болеет, ей тяжело говорить. Мы встретились с ней около игуменского корпуса, она очень сожалела, что нет сил на интервью, и благословила своей келейнице дать нам книги, где опубликованы ее размышления о монашестве. Эти издания можно найти только в Вознесенской обители, поэтому полезно будет привести некоторые цитаты оттуда.

«Монастырь – это община, в которую собираются сестры, чтобы спасти свою душу. Но надо (хотя это не всегда так бывает), но лучше, конечно, чтобы было призвание. Призвание – это когда Господь вас призывает служить ради Него. Служить – значит жить по заповедям и весь свой труд, всю свою жизнь, всю свою душу положить ради Бога. Молиться и трудиться и именно быть на послушании.

Послушание. Это слово имеет два значения. Послушание – это, во-первых, работа, которая дается сестре. Но послушание, и это самое главное, – умение слушаться старшую, ту, которая приказала что-то сделать. И сделать это благодушно, во славу Божию. Таково первое условие для монашества. Это очень трудно, особенно если человек немолодой…

Для меня, как для монахини, самые приятные моменты – это когда можешь почувствовать благодать Святого Духа, что бывает или после какого-нибудь подвига, трудного момента, или после хорошей молитвы. Как для игумении, мне приятнее всего, когда, например, какая-нибудь сестра пришла и покаялась.

Игумения Моисея: «Покаяние – в этом как раз и состоит монашество»

Покаяние. В этом и состоит как раз монашество. Мы должны каяться во всех своих грехах, чтобы предстать чистыми перед Богом…»

Когда матушку Моисею спрашивают, достаточно ли приходит в обитель новых сестер, она отвечает словами преподобного Амвросия Оптинского: «Кабы люди знали, сколько искушений и скорбей в монастыре, монастыри опустели бы. А кабы знали, какие радости у монаха!..»

Возвращение к общему житию

Войны и прочие обстоятельства привели к отходу от общежительного устава. Матушка Тамара и другие игумении старались его вернуть. Сейчас в своекоштье нет необходимости.

– Если какая-то часть монастырской жизни определена сестре на зарабатывание денег, это, безусловно, порождает желание заработать побольше, что очень мешает монашеству и даже искажает его, – говорит игумения Моисея об особенностях своекоштной обители. – Ведь послушание и нестяжание – два столпа монашества. Я готова удовлетворять нужды сестер при условии, что они отдают все свое время монастырю.

В обители общая трапеза два раза в день, и насельницам нет нужды ходить на работу в мир. Монастырь существует за счет пожертвований паломников, которые либо останавливаются в монастырских гостиницах, либо приходят из других мест поклониться святыням.

Единовременно обитель может разместить у себя 40 трудников (паломников). Если есть желание потрудиться, то проживание бесплатно. Если нет, можно подать пожертвование (конкретной ставки нет). Монастырь живет скромно, но на необходимое хватает.

Долгий путь к ангельскому чину

На горе Вознесения подвизается 43 сестры, и это интернационал: арабки, русские, француженки, немки, румынки, украинки. Между собой все говорят по-русски, ведь это «Русский Елеон».

Новых насельниц из числа арабок теперь не появляется. Вообще христианское население в Израиле резко сократилось за последнее время: нет поддержки, многие уезжают за рубеж. Чтобы попасть в число сестер Вознесенской обители, сначала надо пожить трудницей (в течение года). Если понравится и благословит игумения, то сестра становится послушницей.

С постригом не спешат, в послушницах ходят от 10 лет и больше

С постригом не спешат, в послушницах ходят от 10 лет и больше. Спустя время совершается иноческий постриг. Инокинями живут зачастую более 20 лет, и только потом возможен постриг в мантию.

Место Первого и Второго обретения главы святого Иоанна Предтечи

Наместница игумении и другие необычные послушания

Главное для монахинь – молитва. Ежедневно совершается полный суточный круг богослужений. В будни в 5:30 утра полуношница, часы и Литургия. По праздникам и воскресным дням – в 6:30.

Служба совершается в Спасо-Вознесенском храме, а один раз в месяц – в трапезном (в первую среду месяца). В храме есть полка, разделенная на ячейки, каждая из которых подписана именем определенной сестры. В ячейки кладутся записки, а после службы – просфоры, что очень удобно.

После богослужения и общего завтрака начинаются послушания: вышивка, иконопись, просфорня, работа в гостиницах. Елеонские сестры очень талантливы, об этом говорят красивейшие вышитые аналои, писаные и вышитые иконы. Это уже стало многолетней традицией. Вышивают и пишут не только для собственных нужд, но и на продажу.

Помимо постоянных послушаний установлена череда дополнительных: утренний обход с билом, как на Афоне; крестный ход с иконой Богоматери «Троеручица», украшение храма, свечной ящик, церковная лавка, работа на кухне, уход за больными и пожилыми монашествующими, которые живут в обители.

На горе Вознесения нашли приют ушедшие на покой монахи. К примеру, архимандрит Серафим, который жил на Афоне 20 лет. Его выгнали за то, что он отказался поминать Вселенского патриарха, и он пришел на Елеон.

Из-за особенностей окружающей обстановки днем монастырские храмы закрыты, но всегда дежурит сестра, которая откроет паломнику. Неоднократно посещая Святую Землю, мы уже не в первый раз видим, что это послушание несет инокиня Анна. Она приехала сюда 20 лет назад навестить сына-священника и осталась. Сегодня в монастыре четыре постоянных священника – из России, Украины и США.

Также имеются послушания, которые выполняются «всем миром»: чтение записок утром в храме во время проскомидии, сенокос (если весной не убрать траву, то повышается опасность пожаров), уход за садом и цветами, изготовление свечей два-три раза в год на своем свечном заводике, а также сбор и сортировка маслин в последнюю неделю октября.

А еще в Вознесенской обители есть необычное для России послушание наместницы – так называют помощницу игумении. Во время праздничных богослужений наместница, так же как и игумения, надевает на себя крест поверх облачения.

Вечернее богослужение начинается в 16:00.

В древности на Елеоне строили храмы без купола, и через него можно было видеть небо. В Свято-Вознесенском храме купол есть, но это единственный храм на Святой Земле, где нет центрального паникадила и верхнего освещения. Поднимаешь глаза – и под куполом лицезришь изображение Возносящегося Господа.

Когда вечернее солнце светит сквозь цветные стекла окон, росписи храма как будто оживают. Они выполнены под руководством насельницы монастыря схимонахини Антонии. Она дожила до 100 лет. Всю жизнь была неутомимая: певчая, чтец, реставратор, художник, бухгалтер, златошвейка, летописец, благоустроитель кладбища – словом, специалист на все руки. Перед кончиной мать Антония уже практически не двигалась, и ее спросили: «Теперь, когда ваше тело отдыхает, покойно ли вашей душе?» Схимница ответила: «Помните, у Блока: «Покой нам только снится”?..»

Небесные цветы

На первый взгляд кажется, что жизнь в обители как будто погрузилась в сон. Это оазис спокойствия и молитвы в подчас враждебном окружении.

На Елеоне нет бурной социальной деятельности, нет приютов, школ, издательства… Но есть главное – молитва

Да, тут нет бурной социальной деятельности, как во многих русских монастырях, нет приютов, школ, издательства. Но главное, есть молитва и талантливые сестры, которые всеми силами за веселыми улыбками пытаются скрыть собственную духовную глубину и дарования.

Инокиня Мастридия родом из Иордании. Рассказывает о своей судьбе:

– Родители мои разошлись, и дети остались с бабушкой. Она не знала, что с нами делать, и привезла в монастырь. Сестер приняли, а меня не взяли: я была слишком маленькая, полгода мне было. В итоге я оказалась в католическом приюте в Вифлееме. На Елеон приезжала летом. Когда выросла, уехала в Иорданию. Там стала ходить в православный храм и уже осознанно поняла, что это мое. Крестили меня здесь, в обители.

Замуж я никогда не хотела. Однажды видела во сне, что отец хочет выдать меня замуж. Я так плакала! И очень радовалась, когда поняла, что это сон. (Улыбается.)

Сестра Мастридия – замечательный иконописец. Лики на ее иконах светлые и добрые. Также она незаменимый регент. Но сама инокиня пыталась скрыть от нас свои таланты, о них нам рассказали другие сестры.

Когда мы беседовали, подоспело время вечерней службы. Прибежала сестра:

– Мать Мастридия, приходи скорее, мы без тебя не справляемся!

У нас был заготовлен вопрос: «Чем отличается монастырская жизнь в России и на Святой Земле?» Однако тут он неактуален. Для сестры Мастридии Россия здесь – в Иерусалиме, на Елеоне.

– Я была в греческих монастырях, но в Израиле мне больше нравится. Русские богослужения, пение, русский уклад жизни – все это вошло в мое сердце. Я, арабка, молюсь только по-русски.

– По вашему мнению, что главное для монаха, и как научиться смирению и послушанию?

Инокиня Мастридия: «Будет любовь – не будет гордости, и тогда послушание придет само собой. Но ничего не получится без молитвы»

– Главное – любить других. Будет любовь – не будет гордости, и тогда послушание придет само собой. Но ничего не получится без молитвы. Надо молиться, думать о смерти, размышлять, для чего мы живем. Мы же все гости на земле, а что будет потом? Плакать, плакать о грехах нужно. Ежедневно.

Стоит отметить, что на Елеоне все в хорошем смысле слова несовременно. Инокиня Мастридия предоставила нам фотографии сестер из архива монастыря, поскольку игумения Моисея не благословляет фотосъемку насельниц. На снимках ощущается настоящая радость.

В прошлую Пасху нам посчастливилось подняться на монастырскую колокольню и ударить три раза в большой колокол «Русской свечи». Когда поднимаешься на верхний ярус, то видишь землю почти так, как видел ее Возносящийся Господь…

В дневнике архимандрита Антонина (Капустина) за 1886 год есть запись: «Долго сидел на своей высокой колокольне и раздумывал о временах далеко-будущих. Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чем будут думать они? Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно вящей Палестины».

Мы рады, что отец Антонин был неправ в данном случае. Бродя по обители, оливковой роще, монастырскому уютному кладбищу, где покоятся русские люди со всех концов света, мы много раз пели «Вечную память» первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме. Благодарили подвижника за то, что с его подачи горит на Елеоне своим неугасимым светом день и ночь «Русская свеча» – молитва зачастую нерусских по происхождению, но русских по духу монахинь.

Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне, Израиль

Настоятельница: игумения Моисея (Бубнова).

Святыни: место Первого и Второго обретения главы святого Иоанна Предтечи; камень, на котором, по преданию, стояла Богородица во время Вознесения Господня; чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Взыскание погибших»; частица мощей святителя Иоанна Шанхайского; ковчеги с частицами мощей святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *