Храм введения Пресвятой Богородицы

МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ

ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

Учитель ДКП Киселева С.Н., 2011 год

Голубою ризою одета.

Сл. Н.Смирнова

Голубою ризою одета,

Благостно-лучистая лицом,

Ты века сияешь, Матерь Света,

Под Твоим торжественным венцом.

Сколько позабытых поколений

Шли к Тебе с любовью и тоской,

Сколько душ в жару своих молений

Обретали радость и покой…

Я касаюсь робкими устами

Тонкого иконного стекла –

И душа, пронзенная грехами,

Хоть на миг становится светла.

Эти слёзы, сердцу дорогие,

Песнопенья, слово и цветы –

Все Тебе, Пречистая Мария,

Образ вековечной красоты.

Ведущий. Богоматерь – символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной любви и… конечно же, Матери. Мама, — нет слов ярче и милей. Мама, — нет глаз мягче и добрей.

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской, по имени мать.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что снами, порой, не спала по ночам.
Прижимали к груди ее теплые руки.
И молилась за нас всем Святым Образам.
Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник.
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться.
Нашей женщине русской, по имени мать.

Ведущий. Все люди имеют мать. Дева Мария дала земную жизнь Иисусу Христу. Её жизнь была скромной и почти незаметной. Она всегда была опорой для Своего Сына. Её образ стал идеалом материнской помощи и защиты, идеалом доброго, отзывчивого и всё понимающего сердца. Сердце, которое примет не только боль и радость своего Сына, но и чужую … Мама самый дорогой человек, который дарит нам жизнь.

(На фоне музыки читается стихотворение)

ПРИСНОДЕВА

Верую в чистую Деву Небесную-

Сирых прибежище, слабых покров,

Ей, исцеляющий властью чудесною

Рану незримую, скорбь неизвестную,

Женское сердце Ей внятно без слов ….

Е.Растопчина.

Ведущий. Мама – теплое и родное слово. Мама — нежность и всепрощение. Мама- главная помощница и заступница. Мама- вечная Любовь. Каждый из нас самой признательной искренностью скажет эти слова своей маме. И будет тысячу раз прав. Говорите своим мамам добрые слова, не стесняйтесь, не оставляйте их на потом, не опоздайте…

Ведущий. Сегодняшний наш разговор будет посвящением всем мамам, но поведем мы разговор об одной – о Пресвятой Богородице. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы — «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери.

Ведущий. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорил : » Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья — Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери». Уже около двух тысяч лет её считают своей матерью многие и многие поколения верующих людей.

К тебе, о Матерь Пресвятая! Дерзаю вознести мой глас. Лице слезами омывая: Услышь меня в сей скорбный час, Прийми теплейшие моленья, Мой дух от бед и зол избавь, Пролей мне в сердце умиленье, На путь спасения наставь

Н.В.Гоголь

Ведущий. Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии прославляется как начало нашего спасения и призывает нас войти в Святую Православную Церковь и ввести в храм Божий своих детей.

Ведущий. Как доносит до нас Священное Предание, много веков назад на Святой земле в иудейском городе Назарете жила супружеская пара: Иоаким и Анна. Они были людьми состоятельными, делали много добра и слыли усердными верующими. Но к великому их сожалению, не было у них детей. Множество молитв возносили они к Богу, но прошло уже пятьдесят лет их совместной жизни, а детей все не было.

Ведущий. В отчаянии Иоаким удалился в пустыню и провел там сорок дней и ночей в посте и молитве, моля Бога о даровании ребенка. Жена его Анна осталась дома и, считая себя виновницей семейного горя, беспрестанно плакала и молилась. Тревога не покидала ее ни днем, ни ночью. Однажды Анна вышла в сад и увидела на дереве гнездо с едва оперившимися птенцами. Сердце ее сжалось, и несчастная вновь обратилась к небу:

Анна: «Горе мне, кому уподобилась я, не уподобилась я и птицам небесным, потому что птицы небесные плодовиты перед тобою, Господи!»

Ведущий: Просила Анна у Господа послать ей ребенка.

Анна: «Господи милосердный, пошли мне младенца»

Ведущий. Молитва ее, такая страстная и убедительная, была услышана свыше. Неожиданно предстал перед Анной Ангел со словами.

Ангел: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли на небеса, и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все племена земные. Ею дастся спасение всему миру, и назовется она Марией».

Ведущий. Иоаким же, пребывая в пустыне, тоже получил от ангела весть о скором рождении ребенка. Рождение Марии — это событие мирового значения. Ведь родилась не просто девочка, радость и утешение родителям, родилась будущая мать Иисуса Христа, Спасителя мира. Она как свеча озаряет мир светом вечности, соединяет небесное и земное. Рождеству Богородицы радуются небо и земля, ангелы и люди. В песнопениях и молитвах прославляется рождение матери Бога — Спасителя, выражается радость по поводу этого события.

Ведущий. 21 сентября вся православная Россия празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это событие воспевается так: «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матерее». Множество
храмов на Руси посвящено этому великому событию.

Читается тропарь

Рождество, Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Ведущий. Когда Марии исполнилось шесть месяцев, ее мать Анна дала обет перед Богом не отпускать дочь из дома, пока не введет ее в храм Господень.

Читается молитва

Торжествуйте, обновляйтесь духом, радуйтесь, веселитесь, ликуйте, пойте! Ныне да веселится небо, да радуется же земля!

Ведущий. Родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить свое дитя Богу, в 3-летнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм.

Ведущий. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. И вот, 3-летняя Мария Сама, без посторонней помощи, поднялась по высоким ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Ее, а затем, по внушению Святого Духа, ввел Ее во Святое Святых, место в храме, куда только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Святой Дух внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место.

Зима, декабрь, четвёртое число

И праздник на земле духовный.

Введение Богородицы во храм,

О чём же говорит он нам сегодня?

Введение Богородицы во храм

Вещает о величье человека.

И этим Бог указывает нам,

Что Бог есть в каждом… человек есть храм.

И есть единственная у людей задача,

Войти в тот храм и насладиться им.

Понять законы Мирозданья,

Понять, что Бог один, и мы едины с ним.

От каждого из нас зависит,

Сумеет ли войти он в храм.

А каждый, кто вошел в тот храм,

Дар Бога открывает там.

Великое всегда всё просто,

И ждёт, когда проснёмся мы.

Глаза любви, когда откроем,

Простим плохое и оставим позади.

И это может сделать каждый,

Задумаюсь, как я живу.

Своё, быть может, эго ублажаю

И наслаждаю, я своё хочу.

Понять должны мы: многомерен мир,

И жизнь свою, земную проживая,

Подумать только, на Земле живу,

А Землю я собою украшаю?

Н. Невская

Ведущий. О жизни Богородицы, её доброте и отзывчивости сложили проникновенные, возвышенные строки молитв.

Читается молитва

Всяк землеродный да взыграется, духом просвещаем, да торжествует же бесплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматери и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице Чистая Приснодева. Честнейшую Херуфим и Славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем

Ведущий. Навстречу паломникам вышел первосвященник, по преданию -праведный Захария. Дева Мария, оставив родителей, быстро взошла по высоким ступеням храма, не поддерживаемая никем, обняла ризу первосвященника. Он взял ее за руку и ввел в храм, в Святая святых.

В дом Божий Мария входила

Душою, как Ангел, светла.

Творца безграничная сила

Ее по ступеням вела.

Оставив земную обитель,

Родителей нежных Своих,

Пришла, чтоб Господь Вседержитель

Был Сын Ей и Вечный Жених!

Пришла возвести от паденья

Род грешных, несчастных людей.

Пришла подарить им спасенье,

Покрыв их любовью Своей.

«Гряди, моя Дщерь дорогая,

К Тому, Кто Тебя мне послал.

Гряди, Голубице драгая,

К Тому, Кто живот Тебе дал!»

Священник Пречистую вводит

В Святая Святых и Творец

Своей благодатью нисходит,

Надев на главу Ей венец!

Дева дивится, как деревце,

веским небесным дарам.

Вводится царственно Девица

в Ерусалимский храм.

Вслед по ступеням зыблется

свет от высоких лампад.

Деве сквозь время видится

Вечности детский взгляд.

Вводится Дева по лестнице —

лествице без перил…

Вестник видится Вестнице —

будущий Гавриил.

По горней дороге вводится,

в горницу, в крылья дверей…

Будущую Богородицу

славит седой иерей.

Дева ведется вдоль линии

вечно горящих свечей.

Свет внутри будущей Скинии

светится — все горячей…

Михаил Кузмин

Ведущий: И вот трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней видимой помощи, взошла по высоким ступеням.

Ангелы склоняются кротко пред Тобой,
Маленькая Девочка. Во алтарь святой
Входишь за священником, как к себе домой.
И поем сегодня мы для Тебя одной.
Чистой Деве — чистые, белые цветы…
Сердце наше ведает лишь Господь и Ты.
Матерь Божья в бедное сердце загляни,
И о наших близких Сына умоли.

Ведущий. Иоаким и Анна возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Святой Иоаким преставился через несколько лет, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Ведущий. Старшие девы обучали Пречистую Марию чтению Священных книг. Скоро также обучилась Она Писанию: Она, по словам святого Епифания, была остроумна и любила учиться; часто читала священное Писание и размышляла об оном; также пряла шерсть и лен и вышивала шелками. Особенно же любила вышивать такие одежды, которые потребны были священникам во время их служения, и занималась таким рукоделием, от которого после могла иметь честное пропитание. Доказательством искусства Ее в рукоделии служит хитон Господа Иисуса, Ее руками сотканный из цельной ткани без шва. Дева Мария много и усердно молилась.

Ведущий. Умножалась Ее любовь к Богу. Радуйся, Благодатная Мария, Святейшая святых, высшая неба, славнейшая Херувимов, честнейшая Серафимов и достопочтимейшая всей твари. Душа Ее под священными сводами храма стала живым храмом Божества. Этот праздник показывает, как велико значение храма для христианина, посвящение человеческой души Богу.

В ХРАМЕ

Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей, Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей. Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой. В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную Здесь обретаю вновь я.

Ф.Тютчев.

Ведущий. Храм — это икона неба, место невидимого присутствия Божества. В храме Церковь земная соединена с церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения ангелов: их небесное пение слышит душа человеческая, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, его видит человеческое сердце, омытое слезами покаяния.

БОГОРОДИЧНАЯ МОЛИТВА

Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благославенна Ты в женах и благославен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Тихая, Тихая, дай умирение! В сердце обильными Струями влей благодать разумения…

Радуйся, радостью нашею ставшая, Кротко гордыни смирять не уставшая. Радуйся, дева, Царица Небесная, Богоневеста, во веки неневестная! Радуйся, радуйся, Богом Избранная, Им осиянная!

Павел Флоренский

Звучит песня «Монастырь» сл. И муз. В.Волкова

МОЛИТВА К БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Мира Заступница, Матерь Всепетая!

Я пред Тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой! Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги —

В трудный час жизни, в минуту страдания,

Ты мне, молю, помоги! (…)

Ю. Жадовская.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон)

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми ми яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя престательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши мя во веки веков. Аминь.

Ведущий. С помощью Слова верующие обращаются к Богу и Божией Матери — с просьбой или благодарностью, с покаянием или прославлением. Эти слова могут быть у каждого свои. Но есть обращения, которые написаны высоко духовными людьми. Эти обращения называются молитвами.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, ни перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

М.Ю.Лермонтов.

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Всемилостивая Владычице моя,

Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда, Не гнушайся мене, не отвергай мене, Не остави мене; не отступи от мене; Заступись, попроси,услыши; Виждъ, Госпоже, помози, Прости, прости, Пречистая!

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «НЕ ТУМАН БЕЛЕЕТ В ТЕМНОЙ РОЩЕ»

(сл. И.Бунина, муз. прот. Игоря Лепешинского)

Ведущий. Пресвятая Мария жила при Иерусалимском храме до 14-летнего возраста. Она воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

Акафист (фрагменты)

Радуйся, Дева, Царица небесная,

Богоневеста, во веки неневестная,

Радуйся, стройная и безмятежная

Лилия снежная.

Исполняется песня «Дева Богородица» (муз. и сл. И.Болдышева)

О, Мать Владычица, родная!

Я призываю, помоги!

К Тебе с моленьем я взываю,

Прости нас и не отгони.

С Тобой мне радостно живется,

В Тебе прекрасна жизнь моя.

Ты с неба смотришь днем и ночью,

От бед спасаешь Ты меня.

О, я молю Тебя, родная!

Защитой встань нам на пути.

Я понимаю, да, я знаю,

Что без Тебя нам не пройти.

Моли Владыку, моли Бога,

Чтоб дал нам то, что может дать,

Чтобы Его прекрасным светом

К нам исходила благодать.

О, я молю всем сердцем крепко,

Молю слезами и душой:

О, несравненная Царица,

Всегда во всем ты будь со мной.

Любовь Федосеева.

Ведущий. По указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.

ДЕВА МАРИЯ.

Звучит музыка Моцарт «Аве Мария» (на фоне музыки читается стихотворение)

Заступница мира, Царица Вселенной,

О Матушка наша Святая!

Покрой нас Пречистым Своим Покровом,

С моленьем к Тебе мы взываем.

Будь нам проводницей в жизни и вере,

Будь светлым лучом, указующим путь,

Открой нам в чудесное царство двери.

Позволь нам туда заглянуть.

С Тобою, Владычица, мир станет чист,

С Тобою душа моя чище.

И нам на заре светлый путь укажи,

От ада спаси и очисти.

О Матерь! Введи нас в мир света, тепла,

В мир чистого, нежного счастья!

С Тобою расцветает и крепнет душа, С Тобою не страшны нам несчастья.

Тебя восхваляем и песню поем —

Царица, Владычица мира.

С Тобой не страшны ни бури, ни гром,

Ты наша опора и сила.

Любовь Федосеева.

Исполняется песня «Утренняя молитва» (сл. И.Рутенина, муз. прот. Игоря Лепешинского)

Ведущий. В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря, связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом дне говорили: «Введение пришло — зиму привело».

Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лёд на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Малых ребят,
Красных девчат
На сани усадило,
С горки прокатило

Ведущий. Но ни осенние заморозки, ни первые крепкие декабрьские морозцы не могли еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому погода на Введение, как говорится, «гуляла», год на год не приходясь. Бывало, например, что «Введенские морозы рукавицы на руки мужику надевали, стужу ворожили, зиму-матушку на ум наставляли».

Ведущий. В этом случае говорили; «Пришло Введенье — большое леденье». Но если к празднику не покидала еще землю оттепель, замечали: «Введенье ломает леденье, а введенские морозы зимы не ставят», При этом все, как один, считали: «Если снег до Введенья выпадет — непременно растает, а если после — лежать ему сугробами до конца зимы».

Ведущий. Впрочем, какой бы ни случилась погода в этот день, по всей Руси, в городах больших и малых, открывались шумные и веселые введенские ярмарки. А самой известной среди них слыла ярмарка Московская, главным товаром которой были чудо-сани.

Ведущий. Зазывая покупателей подивиться на свой замечательный товар, продавцы-саночники балагурили: «Вот сани-самокаты, разукрашены богато, разукрашены-раззолочены, сафьяном оторочены!»

Песня о женщине

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин —

Женщина с ребенком на руках.

* * *

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

* * *

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках,

Самая прекрасная из женщин —

Женщина с ребенком на руках.

* * *

Все на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей.

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

* * *

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин —

Женщина с ребенком на руках…

Ведущий. Матерь Божия всегда была есть и остается нашей Заступницей перед Всевышним. Все православные молились Божией матери в радости, скорбях,0 болезнях о помощи и предстательстве перед Богом. Нет большей молитвы, чем молитва матери.

Молитва. Радуйся радости наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим амофором

Ты Покровом покрываеши
Русь мою многострадальную,
Русь мою многораспятую
О Владычице Державная,
Херувимов Пречестнейшая,
Мати Господа Всевышнего,
Погибающих Взыскание!
Умоли за землю Русскую
Сына Своего Сладчайшего,
Да воздаст Он нам по милости –
Не по нашему неверию.
Вижу – тучи собираются
Слышу – вороньё раскаркалось.
Только б Ты нас не оставила
В час великий испытания.
О Заступнице Усердная,
Даруй грешным покаяние,
Мне же, о Благословенная,
Даруй благо наивысшее:
Жить как Сын Твой заповедовал,
Боль людскую за свою считать.

Иеромах Роман

Исполняется песня «Ты моя Мати»

Всех приветствуем, братья и сестры!

С праздником Введения (Входом) во храм пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается всеми верующими христианами 4 декабря по новому стилю.

Многие из верующих христиан, знают историю и значение праздника, но некоторые, недавно пришедшие к вере и Богу слышали или может и забыли, или еще не знакомы со святым этим праздником. Так давайте кратко вспомним эту историю праздника и прочтем в честь него праздничную молитву.

По преданию, когда Пресвятой Марии исполнилось 3 года, её родители — отец -праведный Иоаким и мама — Анна решили выполнить свой обет, данный Господу перед рождением дочери. Они долго не имели детей и горячо, от всего сердца молились Богу, что если Он им даст ребёнка, они его посвятят служению Богу. И Господь их услышал и послал в престарелом возрасте дитя, — будущую Богородицу Деву Марию.

И вот в 3 года малышку Марию одели в нарядную одежду, собрали родственников и повели для крещения впервые в Иерусалимский Храм,где их встречали первосвященник со множеством священников.

В храм вела очень высокая лестница, но Мария, не побоялась и, укрепляемая Божьей помощью, без посторонней помощи, к удивлению всего народа взошла на самую верхнюю.

Картинка из общего доступа.

Затем первосвященник, по знамению Божиему ввел святую Деву во Святая святых, куда из всех людей имел право входить только сам он, после принесения жертвы Богу. И этим сразу же было свыше знамение — считать Богоизбранной маленькую девочку и народ, присутствующий там всё более удивлялся и славил Бога и благодарил за святое дитя. Родители Марии, оставив Её в помещении для девственниц, находящихся при храме вернулись домой. И далее земная жизнь Марии от младенчества до до вознесении на небо покрыта тайной.

Хотя в церковных преданиях сохранились сведения, что во время пребывания в Иерусалимском Храме среди православных дев, прилежно изучала Святое Писание, занималась рукоделием молилась ежедневно и укрепляла себя в любви к Богу. Входу или Ведению Пресвятой Богородицы Святая Церковь с этих древних времен установила торжественное празднество.

Ещё раз с праздником, дорогие православные! Всем вам здоровья, счастья и семейного благополучия, с помощью Господа и Матушки Его любящей и доброй нашей первой заступницей, Пресвятой и Пречистой Девы Марии!

Молитва

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Богородица Дева Мария, помилуй и моли Бога о нас!

Православная церковь из года в год отмечает 12 великих праздников после Пасхи, один из которых Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как и другие двунадесятые праздники, этот день имеет свою историю, обычаи и традиции.

История праздника

На Пресвятой Богородице лежал величайший подвиг любви и самоотречения, к которому готовилась не только она, но и десятки поколений до нее. Богородица Мария – самая чистая и смиренная из всех рожденных на земле.

Родители Марии долго не могли зачать ребенка, поэтому пообещали, что если счастье наступит, они обязательно посвятят жизнь малыша Богу. Так и случилось. В возрасте 3 лет маленькую Марию повели в Иерусалимский храм, где первосвященник Захария ввел ее в Святая Святых, куда было запрещено входить всем и даже священникам. Именно это время и считается началом Нового Завета.

Мария стала жить при храме, где воспитывалась благочестивыми женщинами, занималась рукоделием, читала Священное Писание и молилась. Из праздничного Богослужения мы можем узнать, что к Богородице иногда спускался Ангел Божий и приносил пищу. Именно он, как свидетельствуют некоторые источники, и поведал Марии и воле Божьей. Стоит отметить, что о жизни Богородицы от введения во храм до поднятия на небеса, практически нигде не упоминается.

Первые упоминания о праздновании можно найти в сочинениях Григория Нисского, опубликованных в IV веке. Изначально событие отмечалось не так торжественно, как в более позднее время. Считается, что праздник стал относиться к двунадесятым только в XIV веке.

Смысл и значение праздника

Маленькая Мария была введена во храм, чтобы подготовиться к великому делу, стать матерью сына Божьего. Чтобы дать жизнь Богу, Мария должна была открыть свое сердце благодати, по своей воле покинуть мир греха и порока, лишиться земных привязанностей. Главными мотивами праздника считается вознесение чистоты, святости, радости и света. Как и другие двунадесятые праздники, Введение во храм Пресвятой Богородицы – это одна из ступеней пути Божьего Домостроительства, этап его единения с человеческой душой. Введение маленькой девочки в Святую Святых, самого сокровенного места в храме, уже говорит нам о том, что Бог намекает на грядущее великое событие – Рождество Христово.

Традиции и приметы

В Древней Руси день Введения во храм Пресвятой Богородицы считался женским. С праздником наши предки отождествляли изменения погоды, обилие урожая в будущем году, а также сохраняли переходящие из года в год традиции.

Народные традиции

Если было достаточно снега, по традиции в этот день начинали массовые катания на санях. Событию придавалось особое значение, поэтому чаще всего «сезон» открывали молодожены.

Также этот день знаменовался с началом зимних Введенских ярмарок, которые начинались после утреннего Богослужения и проводились прямо на прилегающих территориях храмов. На ярмарках можно было купить различные предметы и продукты, в частности: сани ручной работы и конную упряжь для зимы, различные сорта рыб, сушеные ягоды и грибы к посту. В праздник здесь можно было полакомиться свежими пирогами, кренделями, пряниками, горячим сбитнем и весело провести время.

Женщин в этот день сопровождает особая сила, помогающая в делах семейных, в работе и в воспитании детей.

Не хотели люди и давать денег в долг в этот день, так как считалось, что долг не вернется обратно. А вот помогать людям без взаимной выгоды считалось хорошим делом.

Помимо этого люди верили, что в праздник Бог опускает на землю праведные души и усопшие могут увидеть свое тело.

Гадания

Накануне праздника женщины загадывали, чтобы им приснилось, каким их дом будет в будущем. Также можно было погадать на суженого. При чем можно было попросить Богородицу привести девушку в дом жениха, тогда во сне можно было увидеть его родителей. Или же, попросить посмотреть на самого суженого.

Процесс гадания сопровождался специальными правилами:

  • нельзя было молиться перед сном и надевать крестик;
  • спать нужно было одетыми, так как считалось, что во сне девушка совершает путешествие в другой мир;
  • использовать для гаданий нужно было предметы, символизирующие свадьбу.

В этот день отламывали ветку вишни и ставили в сосуд с водой позади икон, если ветка распускалась до Нового года, значит, год будет счастливым, а если засыхала – ждать неприятностей.

В день Введения принято молиться Пресвятой Богородице и просить ее о помощи.

Приметы

  • если копать землю, то урожай будет скудным, так как земля отдыхает и не стоит ее тревожить;
  • какая погода на введение, так будет и все зимние месяцы;
  • если выпал снег, наступил мороз и водоемы покрылись льдом, значит, урожай будет богатым;
  • если был слышен колокольный звон звонко – то снега не будет, но мороз будет стоять, а если глухо – выпадет снег;
  • в любую погоду, в ночь перед праздником на несколько мгновений распускается верба;
  • если снег пошел до праздника – он растает, а если во время или после него – будет лежать долго;
  • если в дом приходят гости, то от того, кто первым войдет будет зависеть будущее: если женщина – быть беде, если мужчина – ждать удачи.

Четыре факта о празднике

Интересно знать, что:

  1. Святая Дева Мари воспитывалась в храме до 15 лет.
  2. Величие празднику помог придать император Юстиниан, построивший первый храм в честь Богородицы.
  3. В конце XVII века появилась традиция давать созданные из названий праздников фамилии духовному сословию, поэтому нередко можно встретить фамилию «Введенский».
  4. Одним из самых старых храмов на территории России является монастырь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, построенный 1314 году.

Какого числа празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм в 2020 году

Все православные верующие отмечают одно из главных церковных событий – Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2020 года. Стоит отметить, что дата эта фиксированная и сохраняется из года в год.

Что можно и что нельзя делать на праздник

Праздник лучше посвятить семье, близким, молитве и всему духовному, можно сходить в гости, но не устраивать пышных празднеств.

Верующие обязательно должны посетить Богослужение. Сходите в церковь, поставьте свечку Деве Марии, помолитесь с чистой душой. В этот день также можно исповедаться и причаститься. Хорошим делом будет дать милостыню или просто помочь нуждающимся.

Поскольку праздник попадает на Рождественский пост, нельзя не только принимать в пищу скоромные блюда, но и совершать те деяния, которые церковь не осуществляет во время поста, например, венчаться. Если у вас есть несрочная работа, например, рукоделие или уборка, обязательно сделайте это в другой день. Крестить ребенка в этот день не запрещено.

Что можно и нельзя есть на праздник

Поскольку праздник отмечают во время Рождественского поста, в питании придерживаются постного меню. На вашем столе могут быть различные овощи и фрукты, каши, приправленные растительным маслом, бобовые, грибы, постный хлеб. В этот день церковь также дает разрешение добавить в рацион рыбные блюда и немного вина. Скоромную пищу, мясо, яйца и молочные продукты вкушать запрещено.

Икона праздника

Иконы могут быть представлены по-разному, но отображать одну и ту же суть – непосредственно Введение Богородицы во храм. Вы увидите здесь:

  • центр композиции – маленькая фигура девы в иерусалимском храме;
  • Дева Мария поднимается к первосвященнику по ступеням, изображенным символически;
  • встречает чистое дитя первосвященник Захарий;
  • одета Мария в традиционную женскую одежду – мафорий;
  • сопровождают деву родители и праведные;
  • на заднем фоне обычно изображается ангел божий и благовещенье.

Особенности богослужения

4 декабря в праздник Введения начинается подготовка к Рождеству Христову. В песнопениях можно услышать слова о рождении и встрече народом Иисуса Христа, которые теперь будут упоминаться на каждом Богослужении плоть до Рождества. Помимо этого, особенность праздника заключается в том, что на богослужении ведется чтение отрывка из Послания апостола Павла к евреям. В другие же праздники зачитывается часть Послания апостола к филиппийцам. Стихеры, которые читаются в этот день полностью описывают суть и цель праздника, а также время, когда Мария первый раз вошла во храм.

Введение Пресвятой Богородицы во храм – особый праздник, связанный с чистотой, святостью и, конечно же, Рождеством Христовым. В этот день, как и в другие двунадесятые праздники, постарайтесь поддержать церковный устав, сходить в церковь, помолиться, исповедаться и причаститься.

Вам понравилась статья? Она была полезной? Да Нет

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка

Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому. Он был создан в 1682 г. из «потешных» будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 г. полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья.

После перевода полка в 1718 г. в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е гг. она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742 г., когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 г. была заложена «деревянная, на каменном фундаменте церковь», освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 г. это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II.

Планируя в 1797–1799 гг. комплекс Семеновских казарм, арх. В.И. Баженов, а затем Ф.И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены.

При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 г. выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн. руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 г. по проекту К.А. Тона, которому помогали ему А.К. Росси, Н.Л. Бенуа, Ф.И. Эппингер и К.К. Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П.М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842 г., когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный – правв. Захарии и Елизавете.

Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две «греческого письма»: Нерукотворный Спас и Знамение, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Николай I подарил церкви шпалеру «Поклонение пастухов», копию с известной картины Корреджо; в 1877 г. было пожертвовано «Введение во Храм», сделанное из перламутра. В 1914 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ «Воскресение Христово» с частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 г. из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, а сама плащаница была отбита в 1812 г. семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями и эмалевыми вставками.

16 декабря 1906 г. в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментами нижний придел сщмч. Иакова с походным иконостасом Александра I. Здесь в двух мраморных гробницах были похоронены: убитый в 1906 г. террористкой командир полка генерал-майор Г.А. Мин и трое семеновцев, павших при подавлении восстания 1905 в Москве. На гробнице Мина находился образ «Спаситель в терновом венце» кисти В. М. Васнецова, на стене была написана сочиненная генералом молитва. Ранее в церкви были погребены: командир полка гр. В.П. Клейнмихель (1882), и кн. П.М. Волконский (1852), гробница которого была сделана по эскизу К.А. Тона.

В 1907 г. в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 г. церковь стала собором. К храму было приписано три часовни. Одна – на Загородном проспекте, у церкви, имела вид мраморного киота и была освящена в 1885 г. (арх. Н.В. Набоков); вторая – во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, была выстроена севернее храма гражд. инж. С.А. Баранкеевым в 1893–1894 гг. Третью, небольшую шатровую часовню слева от вокзала освятили в 1898 г. в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу.

Весной 1915 г. в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 г. в ней был освящен мраморный иконостас по проекту В.Н. Боброва. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С.И. Соваж. Летом 1930 г. эти останки были перенесены на кладбище. В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П.М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего.

Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 г. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 г., в кровопролитном бою под Правцем. С 1873 г. при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек. Последним до революции настоятелем был в 1908–1919 гг. прот. Александр Иоаннович Алексеев.

Собор – самое крупное произведение К.А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 г. (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932 г.) и к марту 1933 г. снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы.

Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 г. памятным крестом. 1 июня 2003 г. открыта памятная колонна, созданная скульптором А.Г. Демой и архитекторами Н.Н. Соколовым, С.Л. Михайловым и И. Вержбицкой.

Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы.

После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П.М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……

План и фасад нового каменного храма были составлены арх. К.А. Тоном, которому было поручено возглавить и все работы по строительству. Закладка храма состоялась 22-го августа 1837 г., а освящение совершено 20-го ноября 1842 г. На построение новой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и прочей церковной утварью было потрачено около миллиона рублей, «из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета».

Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и северный — во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.

Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Для них были выполнены живописные работы , но в иконостасе правого придела большинство икон были перенесены из старой деревянной церкви. Новые живописные работы были произведены известными мастерами среди них академики Неф, Брюлов, Шебуев, Сазонов, профессора — Басин, Гобель-Цетелль, Марков и пр. В куполе храма по кругу располаголись 16 фресок: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, которые были выполнены акад. Сазоновым.

Особого внимания в церкви заслуживали две исторические иконы в серебряных ризах, старинного греческого письма выполненные на деревянных досках — Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, которые были помещены в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г.». Именно эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, «постоянно сопутствовали Петру I в походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой». Из других святынь заслуживали особого внимания две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая — по своей исторической судьбе. Она была похищена французами в 1812 г. из какой-то, вероятно, Московской церкви, «плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе через реку Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь лейб-гвардии Семеновского полка».

К 1912 г. к числу достопримечательностей храма относились: «а) Семеновские мундиры Шефов полка, блаженной памяти Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, — Высочайше пожалованные полку и, по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви, в устроенных для того киотах; б) драгоценный фельдмаршальский жезл Великого Князя Николая Николаевича старшего, вделанный в стену и заложенный каменным стеклом и железною решеткою; в) гробницы над могильными склепами: светлейшего князя П. М. Волконского, который председательствовал в комитете по построению храма, бывшего командира полка графа В. П. Клейнмихеля; в нижней церкви, под сводами храма (во имя Св. Мученика Иакова) в левой стороне был особый склеп, где покоились кости убитых во время Московских мятежей трех нижних чинов. Над этой могилой была помещена художественная икона Спасителя в терновом венце, написанная Васнецовым и оцененная в 10 тыс. рублей. Тут же покоился прах бывшего командира полка генерал-майора Георгия Александровича Мина», убитого в 1906 г. революционеркой-террористкой.

К 1912 г. стены храма украшали четыре мраморные памятные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка. К 1917 г. прибавились памятные доски с именами погибших воинов в Первую мировую войну, но информация о них пока остается неизвестной.

С 1816 г. Введенская церковь была в ведомстве Обер-священника, а до этого времени в церковно-иерархическом отношении она подчинялась местной епархиальной власти. Точных юридических сведений о границах прихода не имелось. На основании же долговременной клировой практики принято было считать Введенским приходом часть города Санкт-Петербурга, лежавшую между Забалканским пр., Фонтанкой, Лештуковым пер., Ивановской, Николаевской и Звенигородской улицами и Обводным каналом (употребляемые названия улиц старые, на 1912 г.). «В черте этого прихода и у границ его располагалось 15 казенных или домовых церквей. При всем том, число прихожан обоего пола, бывающих у исповеди и Святого Причастия, простирается, по клировым ведомостям, за последние годы (с нач. XX в. – по 1912 г.) до 6 тысяч. Все это, как и подобает окраине города, преимущественно простые чернорабочие люди.

По материалам Г.А. Цитович. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание в двух частях. Пятигорск. Типо-литография А.П. Нагорова. 1913

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *