Храм введения в барашах

Москва, Барашевский переулок
В Москве множество улиц и переулков имеют необычные, а порой и странные названия. Однако каждое из них скрывает вполне логичное объяснение и имеет довольно удивительную историю. По сохранившимся названиям можно даже изучать историю Москвы. Вот, например, Барашевский переулок на Покровке получил своё название от Барашевской слободы, которая сформировалась за Покровскими воротами к ХVII веку. А барашами, оказывается, назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. До прихода барашей в этих местах располагалась Ильинская слободка, которую царь Иван III выменял у Спасо-Андроньева монастыря, где стояла Ильинская, «что под Сосенками», церковь, в дальнейшем — Введения в Барашах. Рядом с ней сохранилась также церковь Воскресения в Барашах. Обе церкви и сейчас украшают Барашевский переулок.
1. Храм Воскресения Словущего в Барашах на углу с Покровкой упоминается уже с 1620 года. С этим храмом связано несколько московских преданий.

Рассказывали, что будто бы в этой церкви когда-то венчались брат и сестра, не знавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна и опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак.
2. По другой легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась в этой церкви с графом Алексеем Разумовским, и на куполе церкви находился её настоящий брачный венец. Однако, по более достоверным сведениям, отношения к венчанию императрицы Елизаветы храм не имеет. Согласно мнению большинства историков, венчание происходило в подмосковной усадьбе Перово, а на церкви Воскресения в Барашах было велено водрузить корону в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо нее в Кремль.

3. Третья легенда утверждает, что уже в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и Апраксинским дворцом (ул. Покровка, д. 22), известным также как «дом-комод». А обнаружили этот ход после закрытия церкви местные ребятишки. Была даже информация, правда ничем не подтверждённая, что подземный ход продолжался еще дальше от дома № 22 в нынешний Телеграфный переулок к церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башне).

Современное здание церкви Воскресения Словущего в Барашах было построено в 1732-1734 годах Ухтомским. Это очень своеобразная постройка в стиле московского барокко середины XVIII века. Двухэтажный храм был выстроен «кораблем». Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма — очень редкая архитектурная примечательность. Храм был поставлен на изгибе Покровки и являлся важным градостроительным ориентиром. Архитектурное убранство отличалось сдержанным благородством: северный и южный фасады украшены парными пилястрами с ионическими капителями, между которыми расположены полукруглые окна с сандриками интересного рисунка. Украшения были выполнены из резного белого камня. Раньше храм был увенчан небольшим куполом в виде императорской короны, и вот так он выглядел в конце XIX века.

4. В 1929 году храм был закрыт, началась разборка здания. В 1960-1990-х годах в здании находилось Управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. На месте колокольни была сделана безликая пристройка высотой в два с половиной этажа. К сожалению, церковь утратила колокольню и купол, но здание и сейчас исполняет важную градостроительную роль.

5. Храм Введения Пресвятой Богородицы в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков. Сейчас при храме учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии. Из исторических архивов известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

6. О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году.

7. В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году, и некоторым другим постройкам этого периода.

9. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле нарышкинского барокко.
10. Во внешней отделке применены и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Использовано обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон.
11. Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные окна.
12. Реконструкция продолжилась в 1837 году.
13. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга.
14. Согласно исследованиям реставраторов, первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.
15. Венчают стены храма кокошники.
16. Пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями.

19. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 года. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 году был весь вызолочен.
20. В церкви Введения с 1996 года по 2010 силами прихода велась роспись трапезной части храма. Роспись произведена в традиционной для Русских Православных храмов технике.

Фрески можно посмотреть, нажав на фото ниже.
Фреска — Успение Пресвятой Богородицы
21. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 году, церковь закрыли в 1932-м, когда ему было 11 лет. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 году о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики «Руссолент». Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 года президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината
Tags: Москва, Покровка, храм, центр, церкви

Еще одно отменное подтверждение о том, что позднего средневековья в Москве много и оно встречается практически в любых вариациях.
На этот раз я покажу вам церковь, первая кирпичная версия которой относится к 1647 году, а уже в в 1698 году была освящена первая часть современной версии, выдержанной в шикарном стиле московского барокко.
Кстати, считается, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.

Находится сия красота на пересечении Подсосенного и Барашевского переулков.

Сегодня, несмотря на многочисленные передряги, пожары и частичные разрушения, древность, связанная с церковью, буквально выпирает в московскую атмосферу 21 века.
Кажется, можно даже взять немного этой ауры с собой.

В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году и некоторым другим постройкам этого периода. Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П.М. Казакова были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Также была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы.

9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Мособлисполкома, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передана в Третьяковскую галерею. Несмотря на это постановление храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода, в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма. Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, также были установлены и главки приделов, но большая часть храма была по прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК).

Со стороны Подсосенного переулка, откуда на церковь открывается более-менее объемная панорама, ансамбль религиозного комплекса дополняется колокольней.

А если смотреть на церковь со стороны Барашевского, то взгляду станет доступен еще один фрагмент, отличающийся от основного объема.

Ну а вот так церковь выглядела в 1880-х.

Барашевский переулок назван по бывшей здесь в 17 веке Барашевской Слободе, известной с 1410 года. «Барашами» называли царских слуг, возивших за царем в походах шатры и раскидывавших их в поле для отдыха.

Деревянная церковь Воскресения значится в Переписной книге с 1620 г. Проект храма предположительно выполнен И.А. Мордвиновым. В летописи есть запись: «Церквоь существовала еще до Романовых, но называлась тогда «Успения, что под Сосенки». Старая деревянная церковь сгорела в 1652 г.

В 1733 г. при императрице Елизавете Петровне начато строительство 2-х этажной кирпичной церкви. К 1734 г. была выстроена церковь Воскресения. В 1745 г. разобрали старую колокольню и начали строить нынешнюю. Колокольня выстроена в 1746 г. В 1754 г. получено разрешение строить верхний храм (2-й этаж), который был готов к 1773 г. Престол Воскресения был тогда же перенесен наверх. По преданию, верхний храм был построен графом А.И. Шуваловым. С 1769 г. внизу известен главный престол Покрова, устроенный в связи с разборкой башни покровских ворот: бывший там образ Покрова Божией Матери перенесли в нижний храм, где центральный Симеоновский престол стал Покровским, а в трапезе устроили новый придел Симеона и Анны. В верхнем храме Севастиановский и Елизаветинский приделы переименовали в честь св. прп. Алексия человека Божия и свт. Николая. Освящение состоялось 13 сентября 1837 г.

В 1929 г. церковь закрыли. В 1930 г. сломали колокольню и в этом же году сбросили с купола храма громадную золоченую корону из дерева, которая долгое время валялась возле храма. После закрытия церковь стояла без присмотра. Глава храма с Крестом разрушены.

Храм Воскресения Словущего в Барашах – уникальный для Москвы памятник Елизаветинского барокко 17-го века. Это одно из самых своеобразных культовых зданий Москвы. Двухэтажный храм выстроен «кораблем». Такая композиция при совпадении планов подклета и верхнего храма — очень редкая архитектурная примечательность. Несмотря на утрату колокольни, здание сохраняет исключительно важную градостроительную роль и представляет огромную историко-художественную ценность.

Храм 2-х жтажный, с подвалом, имеются антресоли 1 этажа. Состоит на охране государства с 30.08.1960 г. (Постановление Совета Министров РСФСР). Охранный документ №448. Храм сохранился и находится в очень хорошем состоянии, поэтому освобождать его не торопятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *