Храмы в казани

Казань

Казанский Кремль

Каза́нский кремль (тат. Казан кирмәне, Qazan kirmäne) — древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность, официальная резиденция Президента Татарстана.

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

Никольский кафедральный собор

Никольский кафедральный собор представляет собой целый архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда церковно-административных зданий.

Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Баумана, 5

Телефон: (843) 292-57-51, (843) 292-36-36

Интернет-сайт: nks-km.ru

Проезд: По пешеходной улице Баумана в сторону Кремля. Незадолго до конца улицы справа будет собор. На автомобиле — по улице Профсоюзная с односторонним движением, собор будет слева через 200 метров после перекрестка с улицей Чернышевского. На метро — до станции «Кремлевская».

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2.

Телефон: (843) 567-80-31, 567-80-79.

Богоявленский собор

Первый деревянный Богоявленский храм на этом месте существовал уже в конце XVI века. Уже в XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший кроме главного храма зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного (снесен в советское время), стоявшую с северной стороны от Богоявленской, невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, стоявшую со стороны нынешней улицы Островского (снесена в 1909 году), дом причта, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Шаляпину).

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 78, корп. 1.

Телефон: (843)292-17-58.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17,- первой половине 18 века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. Возможно, храм строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.

тел:(843)292-13-58.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы

Памятник расположен на восточном подъеме к Кремлевскому холму. Церковь возведена в 1730-е гг. на средства И.А.Михляева. Церковь носит название Пятницкой по наименованию левого придела во имя Святой Параскевы Пятницы. В храме находилась чтимая икона Параскевы Пятницы 16 века. В начале 1830-х г., по данным Дульского, по проекту П.Г.Пятницкого был построен входной портик. В 1855г. был разобран и выстроен заново левый придел. В советский период была разрушена колокольня, в настоящее время восстановлена.

Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д. 1/2, 420111

Тел.: (843)292-28-04

Проезд: По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка «Улица Батурина» автобусов 22, 28, 52, 89. Духовенство храма: иерей Алексей Обрывко (настоятель), иерей Николай Назаров.

Храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя

Храм-памятник в честь Нерукотворе́нного Образа Спасителя (Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году) — каменный храм, построенный в XIX веке в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. Один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России. Памятник построен практически на воде на крохотном острове посреди реки Казанки. К нему ведет узкая дорожка со стороны Кировской Дамбы. Является подворьем Свято-Введенского (Кизического) мужского монастыря.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кировская дамба, д. 2.

Телефон: 8-902-715-45-19

Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани — храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском Алтарькладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца). Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв. Из наиболее известных людей там покоятся останки гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856). Также в храме, на время гонений, были спрятаны иконы:

  • Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни):
  • Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни);
  • икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря);
  • икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани);
  • Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Ершова, д. 25, корп. 1.

тел: (843)264-65-13, 238-16-58

Храм Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божьей Матери был построен в селе Царицыно в 1825-1829 годах. Строительство производилось на средства прихожан – крестьян села Царицыно, деревень Аки, Константиновки и Чебокса. В 30 – е годы храм закрыли, но в 1945 году – он вновь открылся. В 1940 году село Царицыно вошло в состав города Казань, поэтому храм, вновь открывшийся в годы Великой Отечественно Войны, стал очень популярным среди горожан.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Царицыно, ул. Владимирская 1-я, д. 42.

Телефон: (843) 273-16-44, 273-16-14.

Проезд: выезд из центральной части Казани по улице Ершова, на Советской площади свернуть направо на улицу Академика Губкина. Проехать прямо перекресток с проспектом Победы (Южная трасса) и въехать в поселок Царицыно. Вслед за изменением направления дороги сделать зигзаг налево-направо и примерно через 500 метров после перекрестка с проспектом Победы на левой стороне дороги будет церковь.

Храм в честь великомученицы Варвары

Варваринская церковь была построена в конце XVIII века. На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена. На церковном антиминсе стояла дата – 1781 год. Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году.

Архитектурный стиль: Ретроспективизм

Архитектор: Ф.Н.Малиновский

Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Карла Маркса, д. 67.

Телефон: (843) 236-46-63

Тихвинский храм

Каменный однопрестольный храм был построен между 1646 и 1685 гг. По одним данным, в конце XVIII века храм был реставрирован и перестроен, по другим – храм XVII века снессн и вместо него построен новый. Реконструкция проведена в 1870-е годы. Наконец, в 1898 – 1900-х гг. храм был капитально перестроен и расширен, построены два придела в честь Сретенья Господня и в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Худякова, д. 4

Телефон: (843)292-63-48

Проезд: По улице Московской со стороны ЦУМа и Дворца спорта до здания Казаньгоргаза (между перекрестками с улицами Галиаскара Камала и Парижской Коммуны), за этим зданием направо, во двор. Проехать перпендикулярно Московской 150 метров – церковь будет справа. Если ехать по Московской со стороны улицы Татарстан и Театра Камала, то надо повернуть налево перед зданием Казаньгоргаза.

Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Символично, что это было сделано 4 ноября — в день празднования Казанской икоы. Уже известно, что воссоздан он будет в том же виде и размере. Деньги на строительство будут собирать все миром. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеется, что собор построят за три года.

Собор был главным в комплексе Богородицкого монастыря. О славной и трагической истории собора рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, доцент Казанской духовной семинарии.

Чудесное место

Казанско-Богородицкий монастырь был основан в XVI веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери. Распоряжение о строительстве деревянного храма в честь иконы отдал Иван Грозный. Также царь велел устроить женский монастырь для 40 инокинь.

В конце XVI века на месте деревянной церкви был сооружён пятиглавый каменный храм.
В конце XVIII века по проекту архитектора И. Старова начали строить новый храм. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Размеры его составляли 49 на 43 м при высоте в 44 м. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м (для сравнения: колокольня Петропавловского собора составляет 49 м). Главный собор монастыря был архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма.

Фото: из личного архива Абдуллы Дубина

Обитель занимала площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.

В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1903 году. Через год она будет украдена. Традицию крестных ходов с Казанской возобновили лишь 21 июля 2000 года.

Гибель обители

К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.

На переднем плане — Матрона. © АиФ-Казань / из архива Анатолия ЕлдашеваЦветная литография © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева© АиФ-Казань / из архива Анатолия ЕлдашеваИконостас утраченного собора © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Собор будет такого же размера, как и утраченный © Татарстанская митрополия

Собор Казанской иконы Божией Матери: каким он был и каким будет | Фотогалерея

На переднем плане — Матрона. © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Цветная литография © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Иконостас утраченного собора © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Собор будет такого же размера, как и утраченный © Татарстанская митрополия

В 1918 году были закрыты храмы Казанского кремля. Казанский Богородицкий монастырь стал религиозным центром города. Здесь были сосредоточены все главные святыни, каждый праздник совершалась архиерейская служба. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства. С 1921 года при монастыре стала функционировать религиозная община.

В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. Студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Один из храмов использовали под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т. к. платить налоги за него не могла.

До 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку с иконой Всеблаженная, присланной взамен утраченной Казанской. А с 10 января 1930 года крестный ход был запрещён. Спустя год православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в ней состояло 120 человек.

Фото: АиФ/ из архива Анатолия Елдашева

В то время судьба храма решалась просто — достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или получить ходатайство со стороны большинства населения для использования здания под общественные нужды.

Существует фотография, на которой видно, как разбирают купол монастырской церк­ви Николы Тульского, предположительно, это 1932-1933 годы. В 1932-м был взорван главный собор монастыря. Здание бывшей обители отдали под обустройство кинофабрики, но работы так и не были закончены. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики из Москвы и Выборга. Они разместились в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. Фабрика закрылась в 90-е годы, оставив после себя разруху.

Что осталось?

До наших дней дошли лишь немногие строения некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из них является Софийская надвратная церковь (конец XVII — начало XVIII века), которая была возвращена верующим в 1994 году.

Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.), они были переданы церкви лишь в 2003 году.

То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры — тёплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), где зимой пребывала чудотворная Казанская икона. Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до начала 2000-х находился учебный корпус педуниверситета. Сейчас здесь пребывает Ватиканский список Казанской иконы. Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории Казанского Богородицкого монастыря, мы можем видеть, как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта города.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан:

«Никаких нововведений не будет. Если речь идёт о воссоздании, то только в таком виде, в каком собор был 80 лет назад. В этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. Паломничество верующих в Казань — это одновременно и радость от соприкосновения с Божией Матерью, и скорбь по утраченному храму. Если мы заново построим разрушенный собор, то от этого выиграет и город, и Татарстан в целом. Казань в этом случае станет не менее привлекательным местом для православного паломничества, чем, например, Дивеево.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофона. Фото: Татарстанская митрополия.

Также восстановленный собор покажет, как живут в республике носители разных религий. Мы всегда говорим, что наша республика многонациональная и многоконфессиональная. У нас нет необходимости соревноваться, мы должны взаимодействовать. Не нужно думать, что если одна религия станет сильнее, то другая ослабнет. Кто-то может сказать, что сейчас не лучшее в экономическом плане время, чтобы заниматься восстановлением Казанского собора. Но давайте вспомним историю строительства храмов и мечетей: разве они строились в экономически более успешные годы? И даже если сейчас не самые лучшие времена для России, нужно памятовать, что Казанский образ связан со Смутным периодом истории нашего государства. Воссоздание храма будет способствовать укреплению единства жителей Татарстана, нравственного состояния общества».

Что писали в газетах того времени

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Фёдоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.

Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес… В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять… Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.

«Красная Татария», 9 мая 1928 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *