Храмы великий Новгород

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

Содержание

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Ради чего нужно ехать в Великий Новгород?

В первую очередь для погружения в историю благодаря храмам и монастырям: Новгородский Кремль с Софийским собором , Свято-Юрьев монастырь с Георгиевским собором…

Это пока то, о чем я успела рассказать. Но за кадром осталось еще много, что не вошло ни в «путевые заметки», ни в основной пост. Конечно, про каждый подробно я рассказывать не буду, потому что их много и в один пост информация точно не влезет. Да и если кому-то захочется более основательной информации, то это проще найти в интернете.

Для начала отправимся в Ярославо Дворище и Торга, которое находится на противоположном берегу от Кремля. Примерно в XI веке это место стало центром города, где производилась торговля, а так же тут находилась княжеской резиденция Ярослава Мудрого. С этого времени на территории Торга и Ярославова Дворища были построены церкви.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках 1127-1130 годах — Дворцовая ул., 1А

Церковь Георгия на Торгу 1356, 1750-1754 гг. — ул. Ильина, 1

Церковь Успения на Торгу 1135-1144 гг. — Большая Московская ул., 5А

Церковь Параскевы Пятницы 1207 г., XiV, XV, XVII-XIX вв. — Большая Московская ул., 5А/2

Никольский собор 1113-1136 гг. — Никольская ул., 3Б

Церковь Прокопия 1529 — Никольская ул., 5А

Церковь Спаса Преображения (1374 г.) — ул. Ильина, 26, корп. 2

На этой же улице находится Знаменский Собор 1682-1688 гг. — ул. Ильина, 26

Церковь Климента, папы Римского, на Иворове улице (1519 г.) — Большая Московская ул., 36

Православный Храм Великомученика Димитрия Солунского — Большая Московская ул., 42

Приход во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата на Щиркове (XIII в.) — Стратилатовская ул., 9

Церковь Фёодора Стратилата (XIV в.) — ул. Фёдоровский Ручей, 19А

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454-1455 гг.) — Десятинная ул., 4А

Белая башня (XVI в.) — Троицкая ул., 15А
Эта башня была частью Окольного города, и являлось одним из укреплений Великого Новгорода.

Стоит отметить еще несколько церквей, которые находятся за пределами города.
Церковь Благовещения (XIV в.) в Рюриковом городище — Городище, д2
По некоторым данным считается, что здесь находилась столица Рюрика. Церковь была разрушена, но восстанавливать ее не стали, а сделали своего рода зрительный зал для просмотра исторического фильма.

Одна из достопримечательностей этого места — огромный «Княжеский камень»

Церковь Спаса на Нередице (1198 г.) — Новгородский район, деревня Спас-Нередицы

Храм Спаса на Ковалёве (XIV в.) — Новгородский район, местность Ковалево
До 1764 года тут был монастырь.
Впечатление от церкви особенное. Смотришь и понимаешь, какая она была красивая, но печально, что сейчас в таком состоянии. Как старый преданный пес, оставшийся без хозяина…

Церквей много, но к сожалению на восстановление всех объектов не хватает средств.

Новгородская область
июнь 2019

Сегодня мы побываем в удивительном храме, подобных которому в России больше нет:

это старейший сохранившийся на территории нашей страны собор, выстроенный славянами. Кроме того, это — единственный пятинефный крестово-купольный храм, доживший до сегодняшнего дня в нашей стране (есть еще подобные лишь в Украине).

СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.

Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.

Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию».

Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», — говорили новгородцы.

Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно — как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.

Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку.

Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.

История
У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Строительство Софийского собора велось в 1045-1050 годах.

рисунок — реконструкция древнего деревянного храма

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

В своей молодости храм несколько отличался от того, что ты, уважаемый читатель, мог бы увидеть в Великом Новгороде сегодня — стены громады не были побелены ни внутри, ни снаружи, лишь цемянка (известковый раствор с кирпичной крошкой) покрывала своды (которые были украшены еще и фресками), апсиды и барабаны. Вероятно, сказалось на подобном убранстве сильное еще в то время влияние Константинополя, где стены храмов покрывались мрамором, а своды украшали мозаикой. На Руси же мозаику заменили фресками, а с мрамором поступили проще, используя вместо него известняк. Основание собора достаточно большое для того времени: ширина 24,8 метра, а длина — 27 (не считая примыкающих к зданию широких двухэтажных галерей, окружающих храм). Высота от пола до кончика креста, венчающего центральную главу собора, — 38 метров. У церкви, по традиции, три апсиды: посередине — пятигранная, по сторонам — полукруглые. Венчает собор расположенное строго по центру пятиглавие, но есть и шестая глава, достаточно объемная, венчающая башню галереи, расположившуюся южнее входа в собор. Сам вход — богато декорированные Магдебурские врата (бронзовые двери, созданные в 1153 году в Магдебурге, появившиеся неизвестным образом в Новгороде в XV веке). В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

На закате…

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника — Киевского — компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее — это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI — XII веков,

— «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).

Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас.

Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

В Соборе новый главный престол.

(http://vnnews.ru/culture/29611-mitropolit-lev-osvyatil-v-sofiieskom-sobore-noviie-prestol.html#)

Это отличная задумка с реставрацией, наглядная связь веков

С новгородским Софийским собором связана очень красивая легенда — легенда о голубе. Согласно передаваемой горожанами из века в век истории, в 1570 году, когда Иван IV Грозный устроил массовую бойню в Великом Новгороде, на высокий крест храма сел отдохнуть голубь. Увидев, что происходит в городе, птица окаменела от ужаса, так и оставшись на вершине креста. Несколько позже одному из местных монахов явилась Богородица, которая поведала ему, что город будет храним до тех пор, пока голубь сидит на своем месте. Во время Великой Отечественной войны крест накренился и повис после обстрелов. По приказу коменданта города его сняли, после чего воевавшая здесь за фашистов испанская дивизия в качестве трофея отправила частичку храма Софии в Испанию, откуда крест вернулся лишь благодаря усилиям политиков в 2004 году. В настоящее время старинный крест находится внутри собора.

Молельное место Ивана Грозного. на фото только купол его.

Икона Софии Премудрости Божией.

Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.

Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу.

В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году.

В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий «летописец» царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725).

В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии.

В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород.

Иконография

Иконография представляет т.н. «новгородский тип», сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи.

Образ Софии-градодержицы у новгородцев как-бы соединялся с образом Богородицы — заступницы, покровительницы города.

По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.

Икона Богоматери «Тихвинская»

Краткая история:

Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами.

У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор.

Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами.

По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева).

Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери «Тихвинской».

Здесь можно посмотреть фото 1913 года>>

По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)

Васильевские врата

Изготовлены для Софийского собора по благословению святителя Василия Калики в 1335/36 годах.

Как свидетельствует вкладная надпись, в создании врат также принимали участие посадник Феодор Данилович и тысяцкий Аврам.

Около 1526-28 годов по благословению святителя Макария, перенесены в придельную Софийскую церковь свв.мучеников Гурия, Самона и Авива.

В 1570-80 годы вывезены Царем Иваном Васильевичем Грозным в Александровскую слободу и установлены в портале Покровского ( с средины XVII века Троицкого) собора.

По материалам энциклопедического словаря «Великий Новгород»(СПб.2007)

Звонница Софийского собора ХVI в.

Великий Новгород

Великий Новгород не случайно называют городом-музеем Древней Руси. Ни один город России не сохранил такого количества прекрасных памятников зодчества и монументальной живописи. В конце XV века в Новгороде и его пригородах было 82 приходских храма и 24 монастыря. Советская власть старалась оставить каждому городу не более одного действующего храма. В Новгороде таким храмом был до 1941 года Михаило-Архангельский собор на Прусской ул., с 1941 по 1962 год — Никольский собор, с 1962 года — церковь Филиппа Апостола. До наших дней дошли около 50 храмов; из них действующих — 7. Все они прекрасны, за всеми — интересная история, насчитывающая множество прекрасных и трагических страниц.

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11.

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице находится в историческом центре Великого Новгорода на территории Неревского конца на Стратилатовской улице. Имеет большое научное значение благодаря разновремённым архитектурным наслоениям XII—XVIII веков. Особенно ценны формы XIII века, в которых нет ни одного архитектурного новшества, появившегося в более поздних новгородских памятниках. Адрес: Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 9.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Колмово — каменная церковь, бывший собор упразднённого в 1764 году Колмовского монастыря. Расположена на левом берегу реки Волхов. Адрес: Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 18, корп. 3.

Церковь блгв. Александра Невского

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского является частью построек, принадлежавших в начале XX века 1-й учительской семинарии. Построена в 1913-1915 годах. Адрес: Великий Новгород, пр. Александра Корсунова, д. 56.

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного

Церковь прав. Лазаря Четверодневного построена в 2001-2002 годах по инициативе и при активном участии мэра Великого Новгорода Александра Корсунова, трагически ушедшего из жизни за месяц до освящения церкви. Адрес: Великий Новгород, пос. Новая Мельница.

Церковь свт. Никиты Новгородского

Церковь свт. Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23.

Церковь ап. Филиппа и свт. Николая Чудотворца

Церкви апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца построены в 1527—1528 годах на Нутной улице новгородскими и московскими купцами. Это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. В последующие века церкви неоднократно перестраивались. В 1608 году два прихода сливаются в один. Адрес: Великий Новгород, Знаменская ул., д. 34.

Церковь блгвв. мчч. и страстт. Бориса и Глеба

Церковь мучеников Бориса и Глеба расположена в северо-западном углу Плотницкого конца Торговой стороны (на правом берегу Волхова). Построена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Адрес: Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 31.

Церковь Воскресения Христова на Красном поле

Церковь Воскресения Христова на Красном поле была построена при Воскресенском монастыре, который позднее упразднили. В первый раз о церкви Воскресенской и Воскресенском монастыре на Красном поле упоминается в 1415 году. Адрес: Великий Новгород, ул. Связи. Тихвинское кладбище.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы сооружён на рубеже ХIХ-ХХ веков, вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название. Относился к Зверин-Покровскому монастырю. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Первое упоминание о церкви, называвшейся первоначально Покровской, в летописи относится уже к 1148 году, в то время она была деревянной. К каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 году, а в 1399 он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. Адрес: Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, д. 18.

Церковь Сретения Господня при НовГУ

В 1528 году, в Антониевом монастыре к юго-западу от Рождественского собора началось строительство церкви Сретения с трапезной палатой. Храм был освящен в 1537 году. Адрес: Великий Новгород, район Антоново, д. 3/2.

Церковь вмч. Димитрия Солунского

Церковь вмч. Димитрия Солунского была заложена в 1381 году на Славкове улице. Внешний вид церкви примечателен своим богатым кирпичным орнаментом, который в виде бегунца и поребрика покрывает верхнюю часть среднего членения южного и восточного фасадов. Адрес: Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 42.

Церковь Феодора Стратилата «на ручью»

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» — построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Адрес: Великий Новгород, Федоровский Ручей (пр. Гагарина), д. 19-А.

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице»

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2.

Церковь Входа Господня во Иерусалим

Церковь Входа Господня во Иерусалим находится на территории Новгородского Детинца с юго-восточной стороны от Софийского собора. Построена в 1759 году. Являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла также функции зимнего храма Святой Софии. Сейчас используется как Лекторий Новгородского музея. Адрес: Великий Новгород, Кремль, д. 7.

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата

Церковь мч. Андрея Стратилата — небольшая церковь XV-XVII веков, расположенная в юго-восточной части новгородского Детинца. Построена на развалинах древней Борисоглебской церкви. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь прп. Сергия Радонежского

Церковь преподобного Сергия Радонежского построена в 1463 году. Надвратный храм Владычного двора, примыкает к Часозвоне. В храме сохранились фрески XV века. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения пресвятой Богородицы над Исповедницкими воротами построена в конце XVIII века. Примыкает к юго-западному углу Софийского собора в Кремле, расположена над Исповедницкими воротами Владычного двора. Адрес: Великий Новгород, Кремль.

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице

Церковь Власия на Волосовой улице построена в 1407 году на месте деревянной церкви. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. Адрес: Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 2.

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице

Церковь Троицы Живоначальной на Редятине улице построена в 1365 году на деньги югорцев — объединения новгородских купцов торговавших пушниной с Югрой (Приуральем). Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Троицкая, д. 9.

Церковь Уверения Фомы на Мячине

Церковь Уверения Фомы на Мячине входила в состав Воскресенского женского монастыря на Людином конце Новгорода. Первое здание было заложено в 1195 году и построено за год, в 1386 году горело, но было восстановлено, а к середине XV века рухнуло от ветхости. На его основании в 1463 году был возведен новый храм, сохранившийся до наших дней. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 15.

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Церковь Иоанна Милостивого на Мячине возведена на месте деревянной церкви, построенной в 1193 году. В 1421-1422 годах ее сменяет каменная церковь. Входила в состав Воскресенского женского монастыря. В 1763 году обращена в приходскую. Адрес: Великий Новгород, Воскресенская слобода, ул. Обороны, д. 13.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Деревяницком монастыре

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Деревяницком монастыре

Церковь Успения с трапезной Деревяницкого монастыря построена в 1725 году. Колокольня сооружена между 1730-1735 годах. Позднее монастырь был упразднен, в настоящее время храм не является действующим. Адрес: Великий Новгород, пос. Деревяницы, ул. Восточная, д. 3.

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящена в 2012 году. Находится в здании «Новгородского областного клинического онкологического диспансера». Адрес: Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 27.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Великий Новгород)

Собор Рождества Богородицы — главный храм упраздненного Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси. Изначально представлял собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. В плане наследует Благовещенской церкви на Городище, известной по раскопкам. Архитектурные формы упрощены, кладка относительно небрежна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры расположены только над нартексом, то есть в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В интерьере — фрески XII и XIX веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *