Христа спасителя храм

«Здравствуйте, милые и дорогие мама и Саша! Я все еще живу в Москве и работаю в храме Спасителя. Жизнь моя в Москве очень разнообразная – днем работаю или хожу иногда в картинные галереи. Видел картину Иванова «Явление Христа народу», о которой, я думаю, ты, Саша, немного слышал»…

Из письма Василия Сурикова близким, декабрь 1877 года.

Василий Суриков. Первый Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
Внучка художника Наталья Кончаловская в документальной книге «Дар бесценный» так описывала этот период в жизни Сурикова: «От Пречистенских ворот – два шага до Храма Христа Спасителя, где Суриков ежедневно работал с самого утра.
Огромный белый храм строился почти сорок лет и стоял на берегу Москвы-реки, окруженный сквером.
Сурикову, воспитанному на прекрасных образцах петербургского зодчества, не нравилась ни архитектура этого храма, ни роспись, которую выполняли все те же академики: Нефф, Вениг, Шамшин. Она казалась ему пресной, мертвой, лишенной всякого воображения. С этими «корифеями» академического искусства должны были соревноваться три молодых обездоленных кандидата на золотую медаль: Творожников, Бодаревский и он – Суриков. Ему было поручено написать высоко, на хорах, в полутемных нишах, четыре вселенских собора. Эскизы к ним он сделал еще в Петербурге.
Тему эту, конечно, можно было решить очень интересно. В начале христианства все, кто сомневался в существовании Христа как человека, равно и те, кто сомневались в его божественном происхождении, признавая только человеческое, объявлялись еретиками. Вот для борьбы с еретическими учениями и собирались четыре вселенских собора, на которых обсуждались и отвергались «ереси».
Сначала Суриков загорелся. Задумал было ввести в композицию типы еретиков – египтян, сирийцев и греков, показать разыгравшиеся страсти, но тут же ему оборвали крылья.
— Если будете так писать – нам не нужно! – объявили ему.
Начальство боялось, что суриковским типам не хватит святости.
И вот каждое утро, стоя на лесах, где-то на хорах, Суриков расписывал эти фрески, вынуждая себя смиряться и писать так, как это было угодно заказчикам, обязавшимся заплатить за эту работу художнику десять тысяч рублей».
Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
К несчастью, работы Сурикова, выполненные в Храме Христа Спасителя, были уничтожены вместе с Храмом. Погибли и другие работы выдающихся художников (а Храм расписывали ни много ни мало – 38 человек). Но сохранилась часть эскизов, являющихся самостоятельными произведениями и дающих представление о величественных творениях религиозной живописи Храма Христа Спасителя.
Александр Иванов. Воскресение Христово видевше… Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя
Эскизы для Храма, к примеру, для образа «Воскресение», в 1845 году готовил Александр Иванов, мечтавший разместить там и свое полотно «Явление Христа народу». Эскиз «Воскресение» кисти Иванова ныне входит в собрание Третьяковской галереи.
Александр Иванов. Воскресение. Эскиз запрестольного образа для Храма Христа Спасителя

Осенью 1865 года композицию для главного купола Храма (изображение Господа Саваофа, младенца Христа и Духа Святого в виде голубя) наметил профессор Академии художеств А.Т. Марков. Но сам он росписью не занимался, предложив эту работу И.Н. Крамскому (который как раз принадлежал к числу художников-бунтарей, вышедших из Академии). Крамской с двумя помощниками – Н.А. Кошелевым и Б.Б. Венигом – выполнил уникальную роспись, ныне, увы, утраченную.

Свод главного купола Храма. Роспись И.Н. Крамского по эскизу А.Т. Маркова
Современная реконструкция (найдено на Яндекс.Картинках)
Кстати, Н.А. Кошелев, профессор Академии художеств, и сам сделал ряд росписей в Храме. Эскизы некоторых, например, «Господь-Вседержитель» и «Семь таинств церковных», уцелели и поражают своим ярким колористическим решением.
И как отличается от этих бравурных композиций эскиз Кошелева «Голова Христа», так же написанный для Храма, — проникновенное изображение скорбящего человека, выполненное в темных тонах; выделяется только размытый свет нимба, словно далекие лучи солнца, да несколько бликов на просветленном лице.

Много мастерства в так называемых «картонах», по которым делались росписи, показал Федор (Фиделио) Бруни, русский художник итальянского происхождения. Современники считали, что ни Нефф, ни Марков не достигали той экспрессии, как Бруни, считавший себя наследником мастеров Возрождения. Бруни, оставивший след в убранстве Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга, одним из первых был приглашен для работы в Храме (который строил друг его юности Константин Тон).
Однако в Комиссии по возведению Храма Христа Спасителя к эскизам Бруни, представленным в 1860 году, постоянно придирались – то они казались недостаточно «византийскими», то в них усматривали «перепевы» работ художника, сделанных для Исаакиевского собора; даже Тон по «принципиальным соображениям» пытался отстранить старого друга от украшения Храма. В середине 1860-х годов конфликт был в разгаре. Бруни чувствовал себя несчастным и одиноким – от прежних единомышленников он отдалился, а передвижники относили его к представителям вырождающегося академизма. Его новых работ никто не видел; у публики создавалось впечатление, что он махнул на творчество рукой, а он, признанный мастер, наравне со своими учениками снова и снова переписывал эскизы, стараясь угодить всем критикам…
Эскиз Федора Бруни «Тайная вечеря»

«Последние десять или пятнадцать лет он был совсем без работы, занимаясь рисованием в малом виде своих старых композиций. Так после Исаакия он почти ничего серьезного не сработал; конечно, вина не его – он был страшно трудолюбив и жаждал работы, но ему в ней отказывали».

Из письма М.П. Боткина П.М. Третьякову в связи со смертью Ф.А. Бруни

Наконец, в 1872 году его эскизы для Храма, в очередной раз измененные, были утверждены. Художнику было уже за 70 лет, сам заниматься росписями высоких стен и перекрытий он не мог, и по его эскизам работу вели Б.Б. Вениг и П.Ф. Плешанов. Летом 1875 года Бруни скончался. И, как часто бывает, после его смерти все вдруг осознали масштаб его таланта и величину потери – газеты и наполнились проникновенными некрологами и запоздавшими хвалебными статьями («Русское искусство осиротело!»). Академия художеств в знак траура была закрыта на неделю…

«От укуса и жала греха мы можем избавиться, лишь взглянув на распятого за нас Господа Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце».

Федор Бруни

Восстановленные росписи по эскизу Федора Бруни
У ушедшего мастера нашлись преемники, к примеру, Генрих Семирадский, считавшийся баловнем фортуны. Едва завершив обучение в Петербургской Академии художеств, Семирадский в 1871 году отправился совершенствовать мастерство в Мюнхен. Там он быстро и вдохновенно написал полотно «Римская оргия блестящих времен цесаризма», которое было представлено на Академической выставке 1872 года и сразу сделало художнику громкое имя. Картину приобрел наследник-цесаревич Александр (будущий император Александр III), занимавшийся формированием личной коллекции русской живописи, на основе которой он мечтал открыть музей. Впоследствии это собрание действительно легло в основу фондов Музея Александра III (после 1917 года Русского музея) в Санкт-Петербурге. Правда, открытие выдающегося живописного собрания состоялось уже после смерти Александра III; дело довел до завершения его сын, Николай II.

«Выставка в Академии художеств порядочная и между большой дрянью есть очень порядочные картины. Я купил там картину Семирадского, которая представляет римский вечер или, лучше, оргию времен Цесарей. Картина очень хороша и освещение очень хорошо, хотя сюжет немного игривого содержания».

Из письма цесаревича Александра художнику А.П. Боголюбову, апрель 1872 года

В 1875 году Семирадский, уже известный художник, пользующийся высоким покровительством (а в будущем — один из столпов академизма), получил задание написать для Храма Христа Спасителя четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. Позже Семирадский обратился и к евангельским сюжетам.
Эскизы Генриха Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», «Александр Невский в Орде», «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим», «Крещение Господне», «Тайная вечеря» и другие, дающие представление об этих утраченных работах, можно увидеть в Русском музее.
Эскиз Генриха Семирадского «Въезд Христа в Иерусалим»
Эскиз «Тайная вечеря»

«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».

Художник Б.Б. Вениг.

Живопись Семирадского, блестящая по технике исполнения, мало отвечала задачам храмовых росписей, создающих у прихожан молитвенное настроение. Работая над образом Александра Невского, художник писал не иконы, а исторические композиции. Князь Александр у Семирадского — волевой воин и правитель, облик которого далек от святости. Современники были разочарованы… Особые нарекания вызвала картина «Св. Александр Невский принимает папских легатов». Осенью 1877 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появился такой отзыв: «Фигура князя необыкновенно толста и антипатична; руки с короткими пальцами, жирные. Своею откинутою назад позою и дюжестью фигуры он напоминает типы: «нраву моему не препятствуй»… Окружающие князя… столь же уродливы и карикатурны в отношении рисунка. Лица не имеют решительно никакого выражения; каждая фигура представляется смотрящей куда ей угодно… Ни одного типа, изображенного сколько-нибудь приличным для картины религиозного содержания и предназначенного для храма, стало быть, для поклонения верующих и молящихся. Зато, взамен, в глаза бросаются целые массы золота, серебра, бархату, драгоценных каменьев и прочей мишуры… Св. Александр Невский представлен утопающим в роскоши, как Нерон»… Святой благоверный князь и вправду демонстрирует скорее физическую силу и материальный достаток, нежели высоту православного духа.

Александр Невский принимает папских легатов. Литография по работе Генриха Семирадского
Продолжение следует…

Наталия Смирнова
Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Храм Христа Спасителя»

Вступление:

Сегодня я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, рассказ- презентацию о Храме Христа Спасителя.

Материал рассчитан именно на педагогов, а уж что рассказать и показать детям каждый решает сам.

Своим ребятам- москвичам (все-таки они его достаточно часто видят во время прогулок по центру города) я рассказала первый раз о храме уже давно, в прошлом году на одном из занятий рассказывала уже более подробно; а в этом году они уже сами в письме рассказывали своим друзьям из Миасса). По детски наивно и, наверное, поэтому особо пронзительно… Конечно, детские души и разум, еще не могли понять причин разрушения такого величественного сооружения…Шестилетки так и написали в письме: «почему-то сломали, хотя строили больше 40 лет…». Но они уже запомнили очень много подробностей (к моему огромному сожалению, я не догадалась то письмо сфотографировать).

Фотографии в тексте сделаны мной лично специально для публикаций о Москве.

Храм Христа Спасителя.

О Храм Христа Спасителя, ты снова *

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе моё восторженное слово,

Души моей восторженный полёт!

В. Тяптин

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1813—1814 годов.

Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I, в письме к ревнителю старинных традиций адмиралу А. С.Шишкову: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит»

Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещёс домонгольских времен: по позднему (и сомнительному) преданию, Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами.

В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.

По замыслу К. А. Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, так и черты владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах заложенные массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 м, пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 22 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани). В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации,всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма Рождество Христово, до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии.

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя – святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

В. Тяптин

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина.На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП (б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня)появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК: «указанный храм ликвидировать и снести»

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Снятая с Храма облицовка пошла в конце 1930-х годов на отделку здания Совета труда и обороны и станций метрополитена.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.

России быть и снова возродиться

Её великим праведным делам!

Залог тому – поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

В. Тяптин

Храм заново отстроен в 1994—1997 годах.

Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. При Церетели на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре, а бронзовые композиции (горельефы, вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей вызвала споры. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Круглые скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала (в 2010 году заменены на бронзовые).

Храм строился и воссоздавался в традиции обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор храма служит памятником событиям Отечественной войны 1812 года. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении. Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году (название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя). Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма,где помещены манифест об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений;доски заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской, посвящённой сражению, находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

В. Тяптин

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва)

Описание:

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).

Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г. митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.

15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г. причисленный к лику святых.

В феврале 1918 г. создано братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм захватили обновленцы, в 1931 г. он был закрыт. По распоряжению И.В. Сталина 5 декабря 1931 г. храм взорвали, на его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».

В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.

7 января 1995 г., на праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.

14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.

К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.

19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.

В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

Престолы

Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.

Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.

В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.

Святыни

Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.

Богослужение

Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.

***

Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 119034, г. Москва, ул. Волхонка, д. 15 Телефон: +7(495) 637-12-76 Web-сайт: www.xxc.ru E-mail: info@xxc.ru Ключарь: Михаил Рязанцев, протоиерей

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
— верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
— нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

В храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *