Христианин: это кто?

  • Христианин Сокровищница духовной мудрости
  • Христианин свт. Тихон Задонский
  • Быть христианином мит. Сурожский Антоний
  • Почему и я – христианин свящ. Сергий Желудков
  • Как стать православным христианином. Краткая памятка
  • Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели свт. Василий Великий
  • Что христианин преп. Анастасий Синаит
  • Что значит имя христианин свт. Григорий Нисский
  • Слова. Слово 16. Кто истинный христианин? преп. Симеон Новый Богослов

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». (Деян.11:26)

Христиани́н – последователь Господа Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, стремящийся к единению с Богом и ближними, член Церкви Христовой. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, основанных на учении Вселенской Православной Церкви.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (Деян.11:26), (Деян.26:28), (1Пет.4:16).

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или оглашенным, после крещения он попадает в разряд верных. Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд отпавших (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие епитимью в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет С.С. Аверинцев: «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

***

Святитель Феофан Затворник:
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш.
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш.»
(«Домашняя беседа», Созерцание и Размышление. 1872, вып. 34, с. 772-774.)

***

прп. Иоанн Лествичник:
Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.

***

св. Василий Кесарийский:
«Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…
Что такое христианство?
Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

***

«Послание к Диогнету», II век:
Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного языка и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Они всего лишены, но всем изобилуют. Их бесчестят, но они тем прославляются. Клевещут на них, но они оказываются праведны. Злословят, а они благословляют. Их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев. Будучи наказываемы, радуются, как будто бы им давали жизнь.
Итак, «что в теле душа, то в мире христиане».

***

иеромонах Мефодий:
«В этом и заключается несчастье «половинчатых» христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, – в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей».

***

преподобный Макарий Великий (Беседы, 5):
«У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико».

***

См. ОБОЖЕНИЕ, БОГООБЩЕНИЕ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ, БОГОПОЗНАНИЕ, БОГОВИДЕНИЕ, ХРИСТИАНСТВО

Поведение в обществе упорядочивается светским этикетом. По подобию этого и верующие христиане должны в своем поведении соблюдать нормы, которые выдвигает церковный этикет. С помощью этого вида этикета регламентируется деятельность религиозных сообществ, порядок проведения обрядов и служб, взаимодействие прихожан и священнослужителей.


Перед тем, как посетить православный храм, следует ознакомиться с правилами поведения. Однако не стоит бояться допустить ошибок. Церковь – не место для демонстрации своих навыков. Туда приходят не с целью оценить ближних. Храм посещают для молитвы, общения с Богом и участия в Таинствах. Не стоит также обижаться, если вас поправят или сделают замечание – со временем вы поймете, какие ошибки вы совершили и как необходимо вести себя правильно.

12 правил для христианина

Отцом Андреем Стивеном Демиком, священником церкви святого Павла (Эммаус, Пенсильвания), были составлены православные правила для верующего человека. Всего их вышло двенадцать. Предлагаем ознакомиться с тем, что же все-таки должен знать православный христианин.

Правило первое – регулярное посещение службы. При этом это стоит делать как можно чаще. Но обязательно следует посещать воскресные утренние службы. Однако, зачастую этого мало. Стоит также учесть, что «хождение на службу» заключается не в обычном присутствии, а в том, что человек должен вовлечься в нее всей душой – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.

Правило второе – ежедневная молитва дома. Молитва совершается в утренние и вечерние часы, до и после приема пищи. Стоит обратить внимание на то, что супругам следует молиться вместе, то же самое касается и родителей с детьми. К этому можно прибавить и Библию, в частности Псалтыри, которые рекомендуется читать каждый день.

Правило третье – принятие участия в таинствах. Речь идет об исповедовании, причащении, обрядах крещения и венчания. В дополнение к этому можно рассмотреть возможность посвящения в духовный сан.

Правило четвертое – избегание безнравственных мыслей, слов и поступков. Это напрямую связано со спасением. Позвольте своему телу, душе и словам послужить вам благом. Поищите, кому бы вы смогли оказать помощь, лучше помогайте сами, а не ожидайте помощи от других.

Правило номер пять заключается в том, что необходимо соблюдать посты в соответствии с церковным календарем. Можно посоветоваться с батюшкой, который вас исповедует, как включить постные дни в привычный режим жизни. Верующие христиане придерживаются поста на третий и пятый день недели, а также в период Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.

Шестое правило – исповедование. Рекомендовано обращаться к этому таинству не реже, чем один раз в период каждого поста. Также ходить на исповедь следует каждый раз, когда на душе поселяется грех, который хочется отпустить.

Правило седьмое – поиск духовных советов. Это может быть как результат исповедования, так и общение с батюшкой в любое время.

Восьмое правило заключается в том, что десятая часть дохода отдается церкви. Это обязательство возникло на основе библейской нормы. В основе лежит представление о том, что доход, который получает человек, является Божьим даром. В случае, если дарование десяти процентов храму составляет для вас сложности, можно изменить эту сумму, но не забывайте, что в этом деле главное регулярность. Со временем стоит повышать денежные взносы, пока это не достигнет десяти процентов от всего дохода. Если же вы можете пожертвовать более крупную сумму – сделайте это. Следовать этому правилу необходимо не только в минуты трудностей, но и в минуты радости.

Правило девятое – делайте пожертвования и другие благотворительные дела. Помогайте тем, кому это необходимо. Это может быть как материальная поддержка, так и моральная. Можно также помочь физическим трудом или просто находиться рядом с тем, кто переживает трудные минуты жизни.

Правило десятое – регулярное повышения уровня образования. Со временем вера должна становиться глубже. Также необходимо достичь понимания того, что вкладывается в понятие «верующий человек», что означает быть благочестивым, набожным. Это правило также гласит о том, что необходимо всегда мысленно быть связанным с Господом – то ли при чтении духовной литературы, то ли при посещении курсов на религиозную тематику и прочее. Смысл всего этого должен заключаться в том, чтобы открыть для себя все таинства Священного Писания.

Одиннадцатое правило основывается на разделении веры с другими. Для этого достаточно ощущать благодарность Богу за то Спасение, которое он даровал. Тогда возникнет желание разделить свою веру с другими.

Правило двенадцатое – хождение в крестные ходы и совершение паломнических поездок. Это правило подразумевает путешествия, цель которых заключается в том, чтобы посетить святые места – монастыри, церкви и т.п.

  • Как называть грехи на исповеди — список для женщин;
  • Иисусова молитва;
  • На каком пальце носить кольцо Спаси и Сохрани?

Как часто молиться

Молитва для верующего христианина — это беседа, разговор с Богом. В часы молитвы вы посвящаете свое время Господу. Необходимо ежедневно выделять такое время. Не зря такой обряд называется ежедневным молитвенным правилом.

Верующему человеку рекомендуется прибегать к молитвам каждый день в утренние и вечерние часы, до и после вкушения пищи, до того, как приступить к какому-нибудь делу и после его окончания (будь это работа или учеба).

В дополнение к этому, важным составляющим распорядком христианина является посещение Литургии в храме с целью совершить церковную молитву и принять Святое Причастие. Это необходимо совершать каждую неделю. Также по надобности, при особых потребностях или жизненных ситуациях дозволено обратиться с частной молитвой к святым и небесным силам с просьбой о покровительстве перед Богом. Такие ритуалы можно проводить как в домашней обстановке перед образами святых, так и в церкви между богослужениями.

Главное правило, которое должен при всем этом придерживаться верующий христианин – регулярность и дисциплина совершающихся обрядов.

Как одеваться для посещения храма

При посещении храма необходимо соблюдать православные правила, к которым относятся и требования к одежде. Внешний вид является очень важным. Церковная служба предусматривает, что у нас должна быть безупречная внешность, характеризующаяся непритязательным и неброским одеянием, без ярких оттенков и блесток. Также категорически запрещается посещать храм в открытой одежде, не допускаются купальники, майки и спортивная одежда. Строгое убранство обязывает человека держаться достойно и почтенно.

Православный христианин должен знать, что мужчины обязаны входить в храм без головных уборов. Женщины, наоборот, обязательно должны быть в платке покрывающим голову. Исходя из того, что некоторые женщины во время путешествий или экскурсий не имеют при себе одежды, предусмотренной требованиями Церкви, но хотят посетить храм, то, как правило, во многих храмах предусматривается прокат косынок и юбок.

Также нежелательно, чтобы женщины использовали косметику и, тем более, недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами, категорически запрещена и одежда с нехристианскими символами. Также, по возможности, надо посещать храм без пакетов и сумок.

Правила верующего человека предусматривают требования к одежде в зависимости от обстановки. Так, в траурные дни и в период Страстной недели необходимо носить одеяние черных цветов, а на высокоторжественные религиозные праздники рекомендуется являться в Церковь в одеждах светлых тонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *