Христианская нравственность

Тема. Аксиология (учение о ценностях)

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

Знать:

-понятия: ценности, гуманизм, свобода, этика, аксиология, эвтаназия, трансплантация, ЭКО, клиническая смерть, даун

Иметь представление: -о морали современного общества- об этике насилия, об этике ненасилия-об этике благоговения перед жизнью

Уметь:

— классифицировать этические проблемы медицины

— обосновать этические проблемы «технологии деторождения» и абортов

Лекция

Аксиология – учение о ценностях. Человек не только познает мир как сущее, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Как существо оценивающее, человек создал множество ценностей. Но создать целую науку о ценностях и назвать эту науку аксиологией удалось только в 19 веке. Это сделал И.Кант. Поэтому аксиология имеет свою историю.

Предклассический этап (1806-1890), когда еще робко, а потом более широко внедряется в философию категория ценности. А существенным обострением интереса к ценностной проблематике философская культура была обязана Ф. Ницше, который провозгласил в незаконченной книге «Воля к власти» знаменитое афористическое требование «переоценки всех ценностей».

Классический этап (1890 — 1930). Начинается ценностный бум. Ценностная ориентация становится преобладающей. В 1902 году вводится термин «аксиология». А в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии. Заявляют о себе множество авторов, которые работают над проблемами аксиологии (М.Шелер, Н.Гартман, М.Вебер, В.Дильтей и др.) А в связи с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика стала выдвигаться на ведущие позиции (экзистенциализм, неотомизм и др.)

Постклассический период (с 1930 –х гг.) Теоретическое значение современного (постклассического) периода значительно скромнее в сравнении с классическим. Современное «аксиологическое движение» ограничивается отдельными направлениями развития классических моделей аксиологии и некоторыми относительно новыми тенденциями. В середине 20 века аксиология заняла видное место в структуре философского знания наряду с онтологией, гносеологией и социальной философией. 20 век поставил вопрос о коренной переоценке ценностей, например – о переосмыслении сущности гуманизма, об отношении к окружающей природе, о смысле жизни. Более того, в современной философии большое внимание стало обращаться на антиценности( отрицательные ценности, псевдоценности), которые явились одним из источников кризиса цивилизации.


Ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость.

Ценности – это ориентиры на жизненном пути человека, наполняющие его бытие смыслом и всесторонним содержанием.

Совокупность ценностей (материальных и духовных) образует то, что в аксиологии называется аксиосферой. Это своего рода содержание культуры, которая , в свою очередь является способом существования человека в качестве человека. Структура аксиосферы всегда подвижна.

Классификация ценностей может идти по разным критериям. Мы ценностную иерархию будем выстраивать по принципу первичные (базовые) и второстепенные (вторичные). Для человека как существа природного высшими ценностями являются жизнь, здоровье, материальный достаток, психическое равновесие, собственная безопасность. К высшим духовным ценностям относятся нравственные, религиозные, политические, эстетические и т.д. К высшим ценностям относится и сам человек.

В этой сфере существует и множество проблем: проблема растущих потребностей, проблема ценности мира вещей, проблемы, связанные с продажей почек, глаз и других органов, с суррогатной беременностью.

Этика – учение о нравственности

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука. Объектом изучения которой является мораль (нравственность).

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась.

В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм.Так, во время обряда посвящения (инициация), в глубокие надрезы вкладывалась соль, которая разъедала ткань. Такой обряд был направлен на формирование физической силы и способности переносить страдания. Первобытному обществу нужны были сильные и способные к страданиям люди. Регулировка отношений осуществлялась через систему запретов (табу). Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т.е. которые следует выполнять, и которые запрещаются.

В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты. Она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. Идеал человека этой эпохи – это человек, полный смирения, отрешившийся от мирских благ. В то же время брак по расчету, ни слова о любви и т.д.

В буржуазном обществе возникает новая система нравов: частная собственность священна и неприкосновенна. Человек стремится к наслаждению и избегает страдания. Пороки так же необходимы, как и добродетели.

В классовом обществе существует мораль различных классов (бедных и богатых). Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты. Осуждались жадность, жестокость, трусость, вероломство и т.д., поощрялись смелость, честность, скромность, великодушие и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам.

Свобода и ответственность.Ключевой категорией в этике является категория свободы, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности. Разными мыслителями и в разные времена свобода понималась по-разному. Б.Спиноза, например, считал, что свобода – это осознанная необходимость, т.е. возможность выбора, основанная на знании законов. Отсюда и его идеал мудреца, человека, который сумел подняться над своими аффектами и в жестоком мире «не плачет, не проклинает, а понимает». Ф.Достоевский считал, что свобода – это величайшая ответственность. Ученый отвечает за свои открытия, медик за пациентов, учитель за учеников, родители за детей и т.д. и каждый отвечает за свою работу, за свое поведение.

Ответственность ученых за создание энергии огромной разрушительной силы (атомная и водородная бомбы), геномодифицированной продукции, использование человеческих органов и т.д.

В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезенка, легкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Все это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастает роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придет время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как все это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности?

Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности, Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека.

Деонтология – этика в медицине. Главная заслуга в философском осмыслении морали и вопросов этики принадлежит древнегреческим мыслителям и, прежде всего, Аристотелю и Гиппократу. С античности она становится практической философией, ибо ее назначение – учить людей добродетельной, счастливой жизни. Именно в медицинской сфере жизнедеятельности морально-этические принципы, нормы и требования к врачам получили наибольшее признание. Они были в основном разработаны Гиппократом. Он, как известно, сам поклялся: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Морально-этические требования в медицине мыслителями прошлого характеризовались в основном как строго доктринальные требования. Много веков спустя все эти и другие моральные идеи, принципы и правила выкристаллизовались в медицинской этике или особой науке, получившей в 17 веке название «деонтология», которая стала органической частью профессионализма врача (медика), указывающего на его моральный долг перед людьми и обществом.

1 наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

2 Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности лат. cultura – возделывание, обрабатывание

3 Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты : научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

4 Познавательная Образовательно — воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

5 Первоначальное понятие культуры означало: 1)все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты 2)совокупность знаний, верований, искусства, морали и права 3)возделывание земли 4)все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: 1) образовательно-воспитательная 2) интегрирующая 3) регулирующая 4) материально-производственная

6 К элементам духовной культуры не относится: 1) религия 2) наука 3) средства производства 4) мораль

7 Народная Элитарная Массовая

8 Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

9 Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека (» искусство ради искусства «). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное

10 Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

11 Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

12 Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура

13 Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

14 Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

15 Эстетическая ( способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты ) Гедоническая ( доставление удовольствия, наслаждения ) Воспитательная ( духовно — нравственное становление личности ) Познавательная ( отражение объективного мира и его усвоение )

16 Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

17 Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно — прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

18 Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – коллаж

19 Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы : 1) особая система знаний о природе, обществе, человеке 2) особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний 3) система специальных организаций и учреждений

20 Познавательная Мировоззренческая ( формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека ) Прогностическая Непосредственная производительная сила

21 общечеловеческие ( не кради, не лги, не навреди …) касающиеся непосредственно научной деятельности ( например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни ) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

22 постоянно увеличивается объем научной информации ( удваивается через каждые 5 – 10 лет ) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин ) растет количество ученых ( в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов ) наука превратилась в особую профессию

23 Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого 1) выбор сюжета 2) выдвижение гипотезы 3) выстраивание композиции 4) теоретическое осмысление фактов 5)создание художественных образов 6)экспериментальная проверка

24 Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

25 приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

26 Демократизация Гуманитаризация ( увеличение доли гуманитарных дисциплин ) Гуманизация ( усиление внимания к личности ) Фундаментальность ( выявление и изучение главного ) Компьютеризация Интеграция ( интернационализация )

27 Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба положения неверны

28 Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

29 Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы, легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

30 Мировоззренческая Утешительно — компенсаторная Регулирующая ( заповеди, традиции, нормы, ценности …) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная ( связь поколений, верующих друг с другом, с Богом )

31 I. Родоплеменные древние верования 1) Тотемизм ( вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями ) 2) Фетишизм ( вера в сверхъестественные свойства предметов ) 3) Анимизм ( вера в существование духов и душ ) 4) Магия ( вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т. д.)

32 II. Национально — государственные религии ( иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) 1) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового 2) поклонение богам – покровителям своего народа 3) сложная обрядность с элементами национальной культуры 4) оформился особый слой служителей культа ( жрецы )

33 III. Мировые религии ( буддизм, христианство, ислам ) 1) огромное число последователей 2) космополитизм ( выход за пределы народов, государств ) 3) эгалитаризм ( проповедь равенства всех людей ) 4) прозелитизм ( стремление обратить в свою веру других ) домашнее задание

34 IV. Новые религии ( дзен — буддизм, кришнаизм, неоиндуизм …) 1) основаны на мистике ( общение с Богом через озарение, экстаз, откровение ) 2) возглавляются харизматическими лидерами 3) обещают достижения счастья в земной жизни 4) тяготеют к синкретизму ( смешению )

35 Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

36 Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: 1) культ 2) клир 3) религиозные представления 4) религиозные организации

37 К функциям религии не относится: 1) мировоззренческая 2) утешительно-компенсаторная 3) регулирующая 4) гедоническая

38 Национальной религией является: 1) христианство 2) конфуцианство 3) ислам 4) буддизм

39 Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня : 1) нравственная практика ( нравы, поступки, типичные ситуации ) 2) моральное сознание (» что такое хорошо, что такое плохо «) 3) нравственное самосознание ( самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом )

40 Регулирующая ( поведение в соответствии с моральными нормами ) Аксиологическая ( оценка : нравственно / ненравственно ) Ориентирующая ( выработка системы ценностей, линии поведения ) Воспитательная ( формирование общепризнанных образцов поведения ) Коммуникативная ( взаимопонимание, общение )

41 Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей ( добро / зло, хорошо / плохо ) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

42 Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

43 Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: 1) регулирующей 2) аксиологической 3) воспитательной 4) коммуникативной

44 Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

45 Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленностихийно по структуре монистическое плюралистическое

46 СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов

47 Информационная ( предоставление информации ) Регулирующая ( формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением ) Культурологическая ( распространение достижений культуры )

48 Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: 1) газета «Аргументы и факты» 2) журнал «Вопросы философии» 3) радиостанция «Европа+» 4) детектив Д. Донцовой 5) театр «Сатирикон» 6) киностудия «Мосфильм»

Мораль — деспотична. Нравственность — стихийна.
_______________________________________________
Там где уже расцвели счастье и жизнь, там свой, непостижимый для логики порядок и чистота, даже если кому то они кажутся бардаком и грязью.
Как часто вы видели, чтобы те кто сами истинно счастливы и по настоящему живы, придавали бы слишком много значения наведению порядка и чистоты в личных пространствах других людей?
Где вы видели, чтобы истинно счастливые и гармоничные люди, рьяно добивались бы наведения порядка и чистоты там, где уже давно кипит своя жизнь?
Нет, Счастливым и по настоящему Живым не нужно это, потому что они понимают что такое Счастье и Жизнь, понимают как они хрупки и бесценны, и поэтому знают, что невозможно искусственно или насильно сделать жизнерадостным, гармоничным и счастливым никого.
А вот нарушить хрупкое равновесие, погубить чудесное, разрушить непостижимое, зовущееся — гармонией, можно в два счёта.
А для того, чтобы даже не научить но хотя бы рассказать о Свете, надо хотя бы разок, суметь его увидеть в себе и разглядеть в других.
Люди которые сами счастливы, даруют другим только то, что им действительно насущно нужно и необходимо, но при этом очень стараются не нарушать их мир и обычаи, и никогда не навязывают никому свою волю и своё понимание жизни и правил.
Они так поступают потому, что понимают это на примере собственных ощущений, знают об этом не понаслышке, и потому деликатны и бережны в отношении всего, что им может быть самим не всегда понятно и не всегда близко исходя из собственных убеждений и опыта.
Мир необъясним и непостижим, и пытаться загнать всё вокруг себя в одни рамки, не может быть исполнением Божественной воли, это даже не может быть просто проявлением разумности, потому что это означает сомневаться в элементарном, в том, что мир окружающий нас, бесконечен и безграничен в своей непостижимости и могуществе, и всё что мы можем понимать и знать о нём, теряется как в бескрайнем космосе даже на кончике тончайшей нити, из которых соткана вся эта бесконечная реальность, а нитей этих в ней бесконечное множество.
Так как же мы можем судить о том, что творит эта бесконечность в других живых душах? разве человеком создан человек?
Разве человек имеет право на человека?
Разве не оскорбление это для Всевышнего, Всемогущего и Непостижимого, Неподвластного ничьему пониманию, называемого нами Богом, о чём порой тревожно догадываются даже материалисты, когда говорят — «что то есть» разве не оскорбление для этого Бога, когда сами люди, присваивают себе право распоряжаться жизнями, душами, судьбами других людей, да и вообще любых других существ? Создал ли человек за всю историю существования человечества, хоть одно живое существо сам, с нуля, из ничего? Нет?
Естественно что в социуме есть вещи, которые можно считать вынужденной мерой, когда общество являющееся коллективным, системным, стремится достичь максимальной безопасности и хотя бы приблизительной справедливости, равно для всех своих членов, и поэтому вынуждено выстраивать систему некоторых ограничений и требований, умеренно регулирующих поведение каждого, лишь для того, чтобы люди не вредили друг другу, не позволяли себе как раз безрассудно и самонадеянно, нарушать права, свободы и здоровье остальных членов общества, ради собственных прихотей и фантазий.
Это всё как раз понятно.
Но при этом необходимо помнить и о том, что каждому человеку, необходимо давать максимально возможную свободу для самовыражения и творчества, и не навязывать ему никаких деспотичных правил поведения и образа жизни, если только этот человек не совершает действий буквально причиняющих страдания и ущерб другим людям и прочим существам.
И только так, мы можем получать большее из возможного число гениев, талантов, первооткрывателей, если конечно вообще, правящие классы заинтересованы в таком развитии событий.
В противном случае мы снова и снова вынуждены учиться элементарным простым вещам, вместо того, чтобы принять как дар новые земли и освоить их и остальное физическое пространство космоса. Ведь это же так естественно, так же естественно, как мореплавание и освоение новых земель и морей. Это очень просто и очевидно. И только неправильное понимание того, что истинно хорошо для человека и для мира вообще, постоянно ограничивает наши возможности и отбрасывает нас далеко назад от этой цели.
В результате мы просто подобны привязанным к острову дикарям, которым не хватает времени и сил для постройки флота и освоения других островов, потому что все их силы и время уходят на попытки поделить между собой один этот остров.
Возможно некие жрецы уверяют их, что даже думать о возможности переселения преступление, грех, и что лучше уж продолжать грабить и убивать друг друга пытаясь таким способом добиться единомыслия и однообразия на всём острове, потому что только так правильно и никак больше.
Конечно они понимают, что стоит жителям острова покинуть колыбель их «цивилизации» как власть и контроль над ними станут слабее и возможно вскоре исчезнут вовсе в прежнем виде. А тот, кто стремится повелевать и эксплуатировать, не может этого позволить, ведь тогда возможно приблизится время, когда он не сможет быть хозяином, но лишь одним из многих, таким же как все.
Итак ещё раз: Мир необъясним и непостижим, и пытаться загнать всё вокруг себя в одни рамки, не может быть исполнением Божественной воли, это даже не может быть просто проявлением разумности, потому что это означает сомневаться в элементарном, в том, что мир окружающий нас, бесконечен и безграничен в своей непостижимости и могуществе, и всё что мы можем понимать и знать о нём, теряется как в бескрайнем космосе даже на кончике тончайшей нити, из которых соткана вся эта бесконечная реальность, а нитей этих в ней бесконечное множество.
В остальном же, неплохо бы усвоить:
Мораль всегда — деспотична. Нравственность всегда — стихийна.
24.01.2015.

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе. Оно первоначально возникло как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье. Христианская мораль в последующем развитии приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем архаичном идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней, выступая силой, тормозящей дальнейший нравственный прогресс человечества В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь в свои классовые разновидности: христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-бур-жуазную протестантскую мораль, с одной стороны, с другой — в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и даже христиан-ско-пролетарскую мораль на ранних этапах рабочего движения («христианский социализм»). При всем том в христианской морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями, позволяющими отличить его от других систем морали, например от буржуазно-просветительских или, тем более, от атеистической пролетарской морали.

Главной особенностью христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали, которая и в изменившихся социально-исторических условиях несет груз обветшавших нравственных предрассудков, унаследованных от прошедших времен.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей. Что касается положений христианства, общих с другими системами морали, то они получили в нем значительное изменение под влиянием религиозно-фантастических представлений.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть фантастическое отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в искаженном религиозной фантазией виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *