Христос родился в пещере

Продолжая рассказ о достопримечательностях города Вифлеема, необходимо упомянуть о Гроте или Пещере Рождества.

Пещера Рождества — это одна из главных христианских святынь, находящаяся прямо под Храмом Рождества Христова. С древних времен считается, что Иисус родился в пещере в окрестностях Вифлеема. Первые упоминания об этом относятся примерно к 150 г., но сведений о том кому она принадлежала не сохранилось. В те времена подобных природных пещер было довольно много. Над ними строили жилые дома, а «пещерный» этаж использовали для содержания животных. Эта традиция существовала в Вифлееме вплоть до середины прошлого века.

Из Храма Рождества Христова в Пещеру Рождества ведут две лестницы, северная и южная. Первая из них принадлежит католикам, вторая — православным и армянам. Обычно паломники спускаются в грот по южной лестнице, а поднимаются по северной. Входы — порталы украшены иконами и резьбой, относящейся к периоду крестоносцев (12 век), а стены снаружи и вдоль лестниц задрапированы тканью. Естественный свет не проникает под своды пещеры , поэтому освещается она лампадами, свечами и, частично, электричеством.

Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Под престолом и находится место рождения Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Она была установлена в 1847 г., взамен похищенной в том же году более древней позолоченной звезды. Нынешняя является точной копией оригинала, вплоть до драгоценных камней и надписи.

Над звездой висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, еще 6 — армянам, а оставшиеся 4 — католикам. За ними в нише можно увидеть небольшие иконы.

Совсем рядом, с другой стороны лестницы, находится Предел Яслей. Это небольшая ниша, где находились ясли, в которые Богородица положила младенца. Здесь же устроен и престол Поклонения Волхвов. Эта часть грота находится в ведении католической церкви.

Из Пещеры Рождества через подземный ход можно попасть в церковь Святой Екатерины, где хранится скульптура младенца. Ее приносят в грот и кладут в каменные ясли во время празднования Рождества.

Чтобы попасть в Пещеру Рождества, иногда приходится отстоять несколько часов в ожидании своей очереди. Это время можно потратить на знакомство с другими местными достопримечательностями.

Например, в одной из колон есть дыры в форме креста. Говорят, они появились в один из дней, когда сарацины ворвались в храм. Из колоны вдруг раздался гул, а затем, пробив отверстия, вырвался рой пчел, прогнавший осквернителей из храма. Если правильно сложить фигуру из 5 пальцев и поместить их в отверстия, можно помолиться об исполнении одного желания.

Еще одно интересное явление связано с образом Иисуса на на одной из колон. При подходе к колоне глаза на лике Христа видятся либо закрытыми, либо открытыми (каждому свое). По мере продвижения вперед, закрытые глаза открываются, и наоборот. Интересный оптический эффект.

Не менее важная достопримечательность — икона Вифлеемской Богоматери с младенцем. Это, пожалуй, единственная икона на которой Богородица улыбается.

Можно посетить церковь Святой Екатерины, примыкающую к Храму Рождества. Попасть туда можно через маленькую боковую дверь в стене храма.

Периодически по храму проходят священники (неопознанной конфессии), собирая записки о здравии и упокоении, ну и пожертвования само собой. Несколько подпортила общее впечатление суматоха возле престола, которую спровоцировала наша сопровождающая. Она вдруг резко начала всех торопить, предлагая прикладываться к святыне по двое — трое одновременно, и очень настойчиво рекомендуя жертвовать на благо церкви стоящему рядом священнику. Возникло неприятное ощущение «поточности» или конвейера.

Но, несмотря ни на что, посещение этого святого места никого не оставит равнодушным.

Базилика Рождества Христова – одна из старейших церквей в мире. Здание построено над пещерой, в которой, по легенде, родился Иисус из Назарета, а потому это место считается священным для христиан.

Строение на самом деле представляет собой комбинацию из двух церквей, при этом само место рождения Иисуса расположено внизу – в пещере Рождества.

О рождении Иисуса рассказывается в Евангелие от Матфея и Луки. Матфей говорит, что Мария и Иосиф были из Вифлеема, а затем переехали в Назарет из-за приказа Ирода убить всех младенцев. А Лука указывает, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, пока они были в городе по особому случаю. Богословы рассматривают эти две истории как противоречащие друг другу, однако Матфея считают более надежным источником. Однако в обеих версиях Иисус родился в Вифлееме и рос в Назарете.

Вифлеемская звезда и алтарь

У римских католиков есть уникальный Алтарь Благоговения в «яслях Иисуса». Католики также устанавливают под Алтарем Рождества Христова серебряную звезду. На обладание нефом имеют права как католики, так и армяне.

Территория Базилики Рождества Христова

1. Площадь Рождества Христова; 2. Врата смиренности; 3. Неф; 4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы); 5. Лестницы в пещеру; 6. Пещеры рождества Христова; 7. францисканский монастырь; 8. францисканский двор; 9. пещера святого Иеронима; 10. церковь святой Катерины; 11. греческий православный монастырь; 12. греческий православный двор; 13. армянский двор; 14. Армянский монастырь.

Вид с воздуха на Базилику Рождества Христова в Вифлееме.

Базилика Рождества Христова – старейшая до сих пор функционирующая церковь на Святой Земле, где, по легенде, родился Иисус Христос. Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Мемориальная табличка

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Черно-белое фото старой церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Вход в знаменитую базилику совсем невзрачный

Вид с воздуха на территорию базилики

Трехмерная модель базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Крест на крыше базилики

Вид на Ясельную площадь

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, остроконечную арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Священник между колоннами базилики. Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

Неф и потолок

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Иконостасы

Иконостасы – это стена с иконами и религиозными картинами, разделяющая неф от святилища церкви. Иконостасом также называют полку для икон, которую можно поставить в любом месте. Иконостас произошел от византийского тябла к 15-ому веку. Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру можно войти по лестнице у алтаря. Именно здесь, по преданию, родился Иисус Христос.

Северная лестница к пещерам.

Ясли

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». Ясли располагаются в северной части пещер, а напротив них – алтарь волхвов, пришедших в Вифлеем с дарами с Востока, после того, как увидели путеводную звезду.

В Евангелие пещера не упоминается, однако менее века спустя Иустин Мученик и Протоевангелие Иакова сообщили, что Иисус родился в пещере. Это имеет смысл, так как многие дома в этом районе до сих пор строятся перед пещерами. Пещеры использовались для хранения вещей и как конюшни для лошадей – отсюда и ясли. В конце пещеры можно видеть дверь, ведущую в часовни, ключ от которой хранится у францисканцев.

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Пещеру освещает 51 лампа, 19 из которых принадлежат католикам.

Южная лестница в пещеру.

Пещера имеет прямоугольную форму: ее длина 12,3 метра, а ширина – 3,15 метров.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где, по преданию, родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 ламп (шесть из них принадлежат греческой церкви, пять – армянской и четыре – римской).

Серебряная звезда имеет 14 лучей.

Надпись на звезде на латыни гласит: «Здесь Девой-Марией был рожден Иисус Христос – 1717».

Францисканский дворик, ведущий к церкви святой Екатерины.

В церкви святой Катерины

Церковь построена на том месте, где Иисус Христос явился Екатерине Александрийской и предсказал ей ее мучения (ок.310 г н.э.). Сватая Екатерина похоронена на горе Синай. Первые упоминания о церкви датируются 15 веком. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов 12-го века. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова. и объединяла часовню с монастырем времен крестового похода 12-го века, который раньше стоял на этом месте. Следы монастыря 5-го века, который ассоциируют со святым Иеронимом, также присутствую здесь.

Священник смотрит на внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Алтарь в церкви Святой Екатерины

Вход в францисканский монастырь и церковь Святой Екатерины.

Внутренний дворик, ведущий к церкви Святой Екатерины.

Витражные окна в церкви Святой Екатерины.

Подписывайтесь на наш канал, и ставьте палец вверх. Расширяйте свой духовный кругозор!

Место рождения Иисуса Христа известно. Младенца Иисуса, скорее всего положили не далеко от башни Гадэр, вблизи древнего дома Иакова. Древнего дома Вооза, древнего дома Давида, древнего дома Кимгама. Это была гостиница караван-сарай. И вот рядом с этим домом Его и положили, чтобы показать всему миру, что в конце концов, все агнцы приносимые в жертву ранее, все указывают на этого младенца. Это Агнец Божий, берущий на Себя грех мира.

Место рождения Иисуса Христа: почему в хлеву

(Лук 2: 1-16) В те дни вышло повеление…

Эта перепись в Сирии была первая в правлении Квириния. Пошел так же и Иосиф из Назарета, в город Давидов.

Некоторые задаются вопросом, зачем в Библии написано,что этот родил того, этот родил этого. Но каждое слово в Библии имеет силу. Одно слово от Бога может навсегда изменить вашу жизнь.

(Мат 1:1-2) Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова…

Здесь перечисляется много людей до рождения Иисуса. Обратите внимание. Всегда отец рождает сына.

(Мат 1:16) Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.

Дух Святой ревниво охраняет истину о непорочном зачатии. Почему это важно? Непорочное зачатие важно, потому что Отец определяет Кровь ребенка.

Кровь матери во время беременности никогда не поступает к ребенку. Другими словами Иисусу не досталось крови, запачканной грехом Адама. Вся Кровь Иисуса досталась от Небесного Отца. Это важно, потому что эта Кровь должна быть пролита во искупление ваших грехов. Если в крови есть грех, то она не может омыть грехов.

Только чистая, Царская Кровь, Самого Господа, может омыть ваши грехи.

(Лук 2:6) Мария родила Сына и не нашлось им места в гостинице.

Для царской семьи не нашлось места в Израиле.

История гостиницы. Царь Давид и Авессалом

Авессалом

У Давида был сын Авессалом. Как написано в Библии, он был очень красив и вкрадывался в сердца Израильтян, потому что хотел стать царем. Но отец вместо того, чтобы сражаться со своим сыном Авессаломом, просто ушел. Хотя армия у Давида была достаточно сильной. И вот сын зашел на трон, а Давид скитался как птица, которую преследуют охотники. В Библии сказано, что его воины ходили с ним. Когда у Давида заканчивалась пища,были люди, которые ему помогали.

(2Цар 17: 27-29) Все эти люди принесли постели, блюда и глиняные сосуды, пшеницу, ячмень, муку…в пищу.

Верзеллий Галаадитянин

Но Верзеллий Галаадитянин здесь важное действующее лицо. Галаад -это нынешняя Иордания. Верзеллий был очень добрым и щедрым. Хотя Давид был уже не царь и был не популярен. Все рушилось и складывалось не так. Именно в таких ситуациях и познаются настоящие друзья. Эти люди пришли к Давиду на помощь и принесли все это добро. Давид об этом не забыл.

Между 17 и 19 главой сын Давида, Авессалом погибает. Давид вновь занимает трон. И вот Давид едет в Иерусалим и Верзеллий пришел из Роглима и перешел с царем Иордан.

(2Цар 19:31-40) Верзеллий был очень богатым человеком и он снабжал Давида все время, пока тот отсутствовал в Иерусалиме. Давид очень ценил Верзеллия и хотел взять его с собой в Иерусалим. Но Верзеллий был уже в преклонном возрасте и отказался идти с Давидом, но предложил Давиду взять сына Кимгама. И когда Давид был на смертном одре, то дал некоторые указания своему сыну Соломону, мудрому царю. Единственное о ком Давид отзывался хорошо, это были сыновья Верзеллия.

Место рождения Иисуса Христа. Гостиница Давида

(3 Цар 2:7) Давид никогда не забывал доброты Верзеллия. Очевидно, Давид дал Кимгаму владение в Вифлееме. Почему именно там? Потому что Давид был из Вифлеема. И в последствии на месте дома Кимгама, стояла гостиница(именно та гостиница,где не нашлось места Марии с Иисусом). Другие богословы считают, что Давид дал ему(Кимгаму) свой собственный дом. И это более вероятно, потому что он сам сказал Соломону: чтобы они были питающимися между твоим столом. То есть это значило усыновить их. Относись к ним как к своим братьям, как к моим сыновьям. А Давид жил в Вифлееме. Он приходился праправнуком Воозу и Руфи, которые так же жили в Вифлееме.

Итак, прапрадедом Давида был Вооз, муж Руфи, он передал свой дом Давиду. Но когда Давид стал царем в Хевроне, ему уже не нужно было жить в Вифлееме. И он отдал свой дом Кимгаму.

Гостиница Давида — гостиница Кимгама

(Иер 41:17) Здесь говорится о том, что был злой человек по имени Исмаил, который убил нескольких человек. Похитил детей, женщин, евнухов. И был человек по имени Иоанан, сегодня бы его назвали Иоанн — благодать. Он погнался за ним и освободил всех. А тот злой человек скрылся. Иоанан и те люди остановились в селении Химам, близ Вифлеема. То есть в Библии есть упоминание о той гостинице, называемой гостиницей Кимгама.

Итак у Давида есть дом, откуда он его получил? От Иессея своего отца. Когда пророк Самуил пришел помазать Давида, тот был в Иерусалиме в доме своего отца. Этот дом перешел в наследство от Овида, от Вооза. Мать Вооза была Роав, бывшая блудница из Иерихона. Но Библия эту подробность опускает, чтобы дать нам надежду. Некоторые люди говорят: если у птицы сломано крыло, то она никогда не сможет летать так высоко, как прежде. Это мирская теория. А Бог говорит: Мне все равно, какое у тебя прошлое. Если поверишь в Меня, взлетишь высоко. Слава господу!

Место рождения Иисуса Христа. В гостинице не нашлось места

(Лук 2: 7-16) Родила Сына своего Первенца…и положила в ясли.

Ясли — кормушка, делалась из камня, туда складывали сено, траву и там паслись овцы. Эти ясли очень похожи на пустую могилу Иисуса.

В башне Гадер, где была гостиница, для Него не нашлось места. И попытался ли Иосиф добиться этого места, рассказав свою генеалогию? Нет. Есть сила в том, что предавать все в руки Божьи. Любящим Бога, все содействует ко благу. Бог должен был дать знамение пастухам.

Младенца Иисуса, скорее всего положили недалеко от башни Гадэр, вблизи древнего дома Иакова. Это и стало место рождения Иисуса Христа — вблизи древнего дома Вооза,дома Давида, древнего дома Кимгама. Это была гостиница караван-сарай. И вот рядом с этим домом Его и положили. Надо было показать всему миру, что все агнцы, приносимые в жертву ранее, все указывают на этого младенца. Это Агнец Божий, берущий на Себя грех мира.

(Ис 9:6-7) Ибо младенец родился нам — Сын дан нам…

Знаете в чем разница? Как Божий Сын, Иисус всегда существовал с Богом. Он навеки Бог.

Иисус был рожден как Младенец. Но как Сын он не может быть рожден — потому что существовал всегда. Именно поэтому Библия говорит очень точно: младенец родился,а как Сын был дан.

Владычество на раменах Его, и нареку имя Ему: Чудный — творец чудес, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению величества Его и мира нет предела.

( Лук 2: 8) Пастухи услышали великую радость о Спасителе, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Почему Ангел сказал пастухам, что младенец в пеленах, будет знамением?

Место рождения Иисуса Христа. Кормушка — ясли

Знак — знамение, это что то, выходящее за рамки обычного. В том, что Он был положен в ясли и пастухи поняли в чем тут знамение. Он лежал в яслях, чтобы мы от Него питались.

(Лук 2:13) Люди в миру говорят: иди в церковь и учись у Иисуса. Но нужно не просто учиться у Иисуса, мы призваны не только учиться. Мы не сможем стать такими как Иисус. Узнавай о Нем. Он так делал и я буду так делать — не пойдет. То, какие вы сегодня и сколько у вас силы, зависит от того, что вы ели вчера. Ваша сегодняшняя сила, является результатом вчерашнего дня — того чем вы питались вчера в церкви. У вас нет силы быть таким, как Иисус. Почему сегодня у людей нет силы на позитивный взгляд на жизнь? Силы, чтобы иметь веру? Почему нет силы прощать, любить, быть сильнее того кто смущает на дороге?

Почему нет силы, чтобы стать выше того, кто воздает злом за зло? Потому что мы не питаемся, или если мы питаемся приходя в церковь, питаемся не от Иисуса.

В одних церквях мы питаемся политикой, в других грехами,правильным поведением, историями. Единственная пища, которая нужна верующему — это Христос. Ясли, это не просто кормушка, это так же место погребения.

Распятый Христос — вот наша пища. Распятый Христос — это Божья сила и Божья мудрость. Питайтесь Христом и вы будете становиться здоровее и здоровее, сильнее и сильнее, богаче и богаче, состоятельнее и состоятельнее, моложе и моложе, лучше и лучше.

Вы становитесь подобными Тому, Кем питаетесь, потому что вы то, что вы едите.

Воздайте Господу славу!

Чем ты кормишь свою душу?

Когда вы питаетесь Христом,вы насыщаетесь Им и имеете с Богом общение. Первое свидание всегда проходит за едой. Когда у вас совместное принятие пищи, то устанавливается связь. Так и с Богом мы формируем связь за принятием пищи. Причастие, это один из способов связи. Но основное, это насыщение Христом.

Почему Иисус сказал: » Я есть хлеб жизни»? А что вы делаете с хлебом? Едите.

Почему вокруг столько смерти? Почему столько болезней? Откуда банкротство?

Потому, что Адам ел не от того дерева. Начните есть от правильного дерева. Вы можете жить в небесах, по пути в небеса, если будете питаться Христом.

Христос есть небесная пища. Аллилуйя!

Для многих туристов, которые приезжают в Израиль, одним из обязательных пунктов программы является посещение Вифлеема. Само по себе это неудивительно, ведь именно в этом городе находится одна из самых значимых христианских святынь – место рождения Иисуса Христа.

Не буду пересказывать легенду о его рождении, каждый уважающий христианин и так её знает. Просто поделюсь некоторыми впечатлениями от поездки в Вифлеем.

Полумесяцы и кресты мирно соседствуют в этой горячей точке

Когда я там был, город находился на территории Палестины – частично признанного арабского государства, которое находится большей частью на западном берегу реки Иордан. Ситуация там политическая очень сложная, близкая к патовой. Наш гид (израильтянин) рассказывал о том, как планируется её разрешить мирным путём, но судя по статье в Википедии воз и ныне там.

Базилика Рождества

Евреев на территорию Вифлеема не пускали, поэтому наш автобус остановился перед границей. Гид вышел, вместо него зашёл другой – палестинец. С ним мы поехали смотреть базилику Рождества Христова.

Базилику построили над пещерой, в которой по преданию родился Иисус. Почему пещеру, спросите вы? Ведь в Библии указано, что Спаситель родился в хлеву. В двух из четырёх канонических Евангелиях по этому поводу ничего не сказано. Наиболее развёрнуто можно прочитать у Луки:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Лк.2:1-7

Ясли в данном случае это не детский сад для малышей, а кормушка для скота, из чего можно было сделать вывод, что это был хлев, т.к. места в гостинице не было. Скорее всего из-за большого притока жителей в Вифлеем на перепись населения. Похоже, в те времена с этим было строго и являлась обязательной, а он-лайн сервисов бронирования ещё не придумали.

В храме на полу сохранилась византийская мозаика

А ещё в те времена дома часто строили над пещерами естественного происхождения, где держали скот.

Храм воздвигли по указанию императрицы Елены. Она была главным археологом и ревнителем христианских традиций того времени. Именно в ходе её экспедиций были «найдены» и обозначены места большинства современных святынь. Всё это происходило спустя три столетия после смерти Иисуса. Не берусь судить достоверность полученных ею данных.

Так или иначе, местные жители указали ей именно эту пещеру, как пещеру Рождества. И там и построили храм.

Что же меня удивило? Да то, что это одна из главных святынь христианства, но этого никак не чувствуешь. Состояние храма плачевное. Атмосфера вполне обыденная и деловая. Я сразу вспомнил храм, в котором Христос разгонял торговцев.

Кто-то говорит по мобилке, в руках священника – доллары. Решаются мирские дела.

Под амвоном (местом для богослужений) находится сама пещера Рождества иначе называемая Святым Вертепом. Тут небольшое столпотворение. Паломников много.

Полтора века назад народу было поменьше. Вертеп Рождества на холсте М.Н. Воробьёва

В самом гроте есть картины изображающие поклонение младенцу пастухов и волхвов.

Волхвы изображены как цари, впрочем есть и перевод «цари». Особенно впечатляет мантия подбитая горностаем. Прям национальная одежда тех мест и тех времён. 🙂

Место рождения Иисуса отмечено четырнадцатиконечной вифлеемской звездой. На самой звезде надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» – «здесь Дева Мария родила Иисуса Христа».

Никакого трепета у меня это место не вызвало. Мрамор в каких-то потёках и пятнах. Неаккуратно вставленная звезда. После Исаакиевского собора это место выглядит неухоженным. Непохожим на святыню.

Там же горят 16 лампад: 6 – православных, 6 – армянских и 4 – католических. Что примечательно – базилика принадлежит Иерусалимской православной церкви. И несмотря на то, что католические лампады горят, служить католикам в этом храме запрещается.

Это меня удивило больше всего: даже в одном из самых святых мест, последователи Христа, который учил любви и миру, не смогли найти в себе силы примириться с разногласиями и полюбить друг друга…

Чему бы не учили людей религии, люди остаются людьми с их чувством собственности и борьбой за власть и первенство. Пусть и религиозные. И нет ничего нового под Солнцем, как говорил проповедник.

Ставьте лайк, если вас тоже удивляет нетерпимость одной конфессии к другой в рамках одной религии. И не забудьте подписаться на мой канал, если вы у меня впервые.

Вам так же может показаться интересной моя заметка, почему на главах церквей ставят полумесяцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *