Хульные помыслы

Текст книги «Как бороться с греховными помыслами»

ОСКВЕРНЕНИЕ ДУШИ

Почему демоны одержимы желанием осквернить душу человека? Святитель Мефодий пишет, что душа «имеет несравненную красоту. Поэтому духи злобы, по нечистой любви к ней, строят козни, стараясь осквернить богоподобный и вожделенный вид ее. Диавол и ангелы его стараются запятнать словесную и разумную красоту нашего ума и желают прелюбодействовать со всякою душою, обрученною Господу»6262
Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. С. 74.
.

Демоны пытаются осквернить человека нечистыми помыслами так, чтобы он не отмылся от греховной грязи вовек. Преподобная Синклитикия говорила: «Нам нужно вооружаться против демонов, ибо они приходят отвне, а изнутри производят волнение. И душа, как корабль, то от внешних треволнений потопляется, то от внутреннего накопления воды идет ко дну. Так и мы, то чрез вне соделанные грехи погибаем, то оскверняемся внутренними помыслами. Итак, надлежит как остерегаться внешних приражений духов, так и вычерпывать нечистоты внутренних помыслов»6363
Древний патерик. С. 222.
. Бесовские помыслы – нечистоты. От них надо избавляться, иначе душа превратится в помойку.

Если помысл тотчас прогнать, то душа сохранит свою чистоту. Другое дело, когда человек не прогоняет грязную мысль, а услаждается ею. В этом случае он оскверняет и помрачает свою душу.

Степень осквернения зависит от духовного уровня человека. Чем он выше, тем больший вред наносит душе сознательное увлечение нечистыми мыслями.

Душа нераскаянного грешника помрачена страстями и беззакониями. Поэтому еще одна грязная мысль мало влияет, в отличие от праведника, на общее состояние его души. Ведь белую, чистую рубашку марает и капелька соуса, а замусоленную спецовку не портит и новая ошметка машинного масла.

Как только становится понятна нечистота мысли, надо тотчас выгнать ее из своего сознания. Грязная мысль не оскверняет душу до того момента, пока человек не осознает ее греховность.

Впрочем, нередко трудно провести грань между осознанными и неосознанными мыслями. Обычно они перемешаны, и следить за быстротекущим мысленным потоком бывает нелегко. Поэтому необходимо постоянно учиться контролировать деятельность своего ума.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если человек держит в себе злой помысл, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то еще, – все пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным?»64 64
Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. С. 20.
Да, злые мысли губят духовную жизнь человека, обесценивают его добрые намерения и дела.

Смысл духовной жизни состоит в том, чтобы совершенствовать душу и утверждать ее в добре. Поэтому нет никакой пользы во внешнем исполнении заповедей и церковных постановлений, если внутренне человек не преображается, а, наоборот, оскверняется греховными помыслами.

Надо постоянно чистить от мысленной грязи ум. Иначе он перестанет нормально действовать и превратится в сточную канаву, которая своими миазмами отравит душу.

Духовный сын старца Порфирия Кавсокаливита рассказывал:

– Однажды меня стали сильно обуревать горькие мысли о людях, которые возводили на меня несправедливые обвинения. Я не высказал ни одного враждебного слова в адрес моих обидчиков и не предпринял никаких ответных действий. Просто я был охвачен горькими помыслами. Однако старец Паисий сказал:

– Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, – разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло. Всегда молись, люби и прощай. Изгоняй из себя всякий дурной помысл6565
См.: Старец Порфирий Кавсокаливит // Цветослов советов. Святая Гора Афон, 2008. С. 278–279.
.

Нередко человек относится к нечистым помыслам легкомысленно. Считает, что урон от них невелик. На самом же деле они губят душу.

Постоянно наполняя нечистыми мыслями ум, демоны оскверняют его настолько, что Дух Божий, Который гнушается всякой скверны, не входит в сердце, и человек остается в борьбе с бесами один на один.

Надо изменить отношение к греховным мыслям и беспощадно изгонять их из ума. Тогда благодать Божия осенит нас, и мы станем обителью Святого Духа.

Итог

1. Бесовские помыслы – нечистоты. От них надо избавляться, иначе душа превратится в помойку.

2. Степень осквернения зависит от духовного уровня человека. Чем он выше, тем больший вред наносит душе сознательное увлечение нечистыми мыслями.

3. Грязная мысль не оскверняет душу до того момента, пока человек не осознает ее греховность.

4. Дух Божий не входит в сердце человека, покуда его ум наполнен скверными мыслями.

5. Беспощадно изгоняй греховные помыслы, и тогда благодать Божия осенит тебя и станешь обителью Святого Духа.

Хульные помыслы

Какие помыслы самые гнусные? Несомненно, хульные. Они более всего оскверняют человека. Хульные мысли прерывают связь с Богом, а сознательная хула фактически является отречением от Творца.

Бог – создатель и благодетель человека. Поэтому для человека естественно благодарить и славословить Бога. Если вместо этого человек начинает хулить своего Создателя, то он нарушает естественный строй своего бытия.

Если хульные помыслы появляются у отъявленного кощунника и грешника, то это неудивительно. Вызывает недоумение, что столь нечистые мысли приходят на ум благочестивых христиан. Отчего это происходит?

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, эти мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что эти нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался»6666
Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. С. 154–155.
. Хула – это в первую очередь клевета на Бога. А первым клеветником, как известно, стал диавол. Именно он влагает в сознание людей хульные помыслы. Если человек принимает их и начинает хулить Бога, то становится по следователем и рабом диавола.

***

Люди – образ и подобие Бога. Хула для них противоестественна. В раю хульные помыслы не беспокоили человека и его сознание не рождало гнусные мысли о своем Создателе.

Если бы человек не отпал от Бога, он продолжал бы пребывать в состоянии чистоты. Однако после грехопадения человеческая природа изменилась. Люди стали доступны для хулы, которую бесы влагают в ум.

Иногда человек сам способствует демонам. Случается это тогда, когда он своими грехами, страстями и нерадивой жизнью отгоняет от себя благодать Божию. Это дает возможность бесам беспрепятственно влагать хулу в ум, до этого защищенный невидимой силой Божией.

Однажды преподобного Паисия Афонского спросили:

– Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

– Да. Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок, то есть смирения, образования и способностей6767
См.: Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. С. 39–40.
.

Часто бесы влагают хульные помыслы в ум людей, которые встали на путь спасения недавно. Столкнувшись с хулой, человек нередко теряется и не знает, как поступить. Очистившись от грехов и вкусив Божественной благодати, он не ожидал, что окажется под напором хульных помыслов.

Новоначальный христианин обычно считает, что будет просветляться день ото дня. А тут неожиданно, как сосулька по голове, – страшные богохульные мысли. Человек поражен и растерян. В недоумении он решает, что рассказывать об этих мыслях нельзя никому. Ну как откроешь другим то, что невозможно даже произнести вслух?

Преподобный Иоанн Лествичник пишет о хуле:

«Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; поэтому он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце»6868
Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. С. 155.
.

После нашествия хульных помыслов необходимо исповедоваться. При этом не надо высказывать нечистые помыслы вслух. Достаточно сказать о них священнику в общих словах. Подаваемая в Таинстве благодать Божия очистит от скверны душу и изгонит хульные помыслы из ума.

Согрешая, человек дает возможность бесам влагать в его сознание хульные мысли. Однако, даже давая повод, сам человек не является источником этих мыслей.

Преподобный Иоанн Лествичник предупреждал: «Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец и знает, что такие слова не наши, но врагов наших»6969
Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. С. 155.
. Когда на ум приходят хульные мысли, не надо унывать, тем более отчаиваться. Наша душа, даже будучи падшей, не может порождать столь зловонные мысли. Их виновниками являются бесы. Поэтому надо не отчаиваться, но предать свое сердце в руки Божии.

Преподобный Макарий Оптинский, отвечая на письмо, писал о хульных помыслах: «Человек этого не хочет и не виноват; а думает, что виноват, смущается и этим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отойдет»7070
Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 213–214.
.

В чем цель бесов? Осквернить человека хулой, а затем вселить в него страх перед гневом Божиим.

С человеком, который не знает причин хулы, так и происходит: он пугается и впадает в отчаяние. И чем более человек отчаивается от навалившейся на него грязи, тем большую власть получают над ним бесы. Почему? Потому что человек поверил в их силу и оставил надежду на Бога.

Когда на ум приходит хула, человек нередко бывает настолько шокирован, что забывает о помощи Божией. Он думает, что Бог отвратился от него. Между тем все обстоит совсем не так. Во время хульной бури Господь никогда не оставляет человека, ведь без Его помощи он погибнет.

Авва Исаия говорил: «Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убежат от тебя»7171
Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым. С. 180.
. Зная тактику нечистых духов, не надо обращать на хульные помыслы ни малейшего внимания. От этого они теряют силу. Чем больше внимания, тем они сильнее, чем меньше – тем они слабее.

В Древнем патерике повествуется, что некий монах, будучи возмущаем демонами хулы, пришел к авве Пимену с намерением открыть свой помысл.

Он сказал старцу:

– Отче, я нахожусь в опасности и могу погибнуть от духа хулы, ибо он старается убедить меня, что нет Бога, чего не допускают даже язычники.

Авва Пимен ответил ему:

– Не возмущайся этим помыслом: ибо он находит на нас не от нашего нерадения, но есть наваждение самого змия. Поэтому, когда приходит к тебе сей помысл, встань, и молись, и, оградив себя крестным знамением, говори в себе, как бы самому врагу: анафема тебе, сатана, сам я верую, что есть Бог, промышляющий о всем, а этот помысл не от меня происходит, но от тебя, зложелателя. И я верую, – заключил старец, – что Бог избавит тебя от такой скорби.

Выйдя от аввы Пимена, монах стал поступать так, как научил его старец. Через некоторое время демон, видя, что замысел его обнаружен, отступил от монаха, и тот по благодати Божией обрел мир.

Во время борьбы с хульными помыслами полезно читать Священное Писание. Глаголы Святого Духа просвещают ум и прогоняют нечистые мысли. Особенно сильно опаляет бесов чтение Псалтири.

«Чтобы прекратил диавол искушать благочувствительных людей хульными помыслами», святой Арсений Каппадокийский советовал читать 138-й псалом7272
Христодул Агиорит, иеромон. Старец Паисий. Свято-Покровская монашеская община, 2000. С. 136.
.

1. Самые скверные помыслы – хульные. Их влагает в сознание людей диавол.

2. После нашествия хульных помыслов исповедуйся. Подаваемая в Таинстве благодать Божия очистит от скверны душу и изгонит хульные помыслы из ума.

3. Во время брани с хулой не отчаивайся, но предай свое сердце в руки Божии.

4. Не обращай на хульные помыслы ни малейшего внимания. От этого они теряют силу. Чем больше внимания, тем они сильнее, чем меньше – тем они слабее.

5. Читай Священное Писание. Глаголы Святого Духа просвещают ум и прогоняют нечистые мысли. Особенно сильно опаляет бесов чтение Псалтири.

Часть вторая
БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ

БОРЬБА НЕМИНУЕМА

Святой Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Многие суетные помыслы даже против нашей воли тревожат нас и почти без нашего ведения обольщают нас, входя в нас так неприметно и хитро, что мы не только не можем воспрепятствовать их входу, но и с великим трудом видим их»7373
Добротолюбие. Т. 2. С. 94.
.

Почему мы обречены до конца жизни терпеть нападение помыслов?

Господь позволил бесам иметь доступ к нашему уму и возможность влагать в него помыслы для того, чтобы мы постоянно практиковались в борьбе со злом. Эта борьба должна утвердить нас в добре и сделать непреклонными ко злу. Ведь без длительного упражнения нельзя достичь успеха даже в обыденных житейских занятиях. Греховные помыслы досаждают, словно надоедливые комары, но вмес те с тем они воспитывают в нас стойкую неприязнь к греху и нравственной нечистоте.

Почему надо бороться с греховными мыслями? Потому что они мешают спасать душу. Чтобы войти в Царство Небесное, человек должен покаяться в грехах и больше не совершать их. Греховные же мысли вновь соблазняют человека на грех. Если с помыслами не бороться, то покаяние не принесет никакой пользы.

Основные источники нечистых мыслей – падшая человеческая природа и бесы. Эти источники не исчезают даже после самого искреннего раскаяния в содеянных грехах и прощения их Господом. Духовная борьба с помыслами никогда не прекращается. Передышки в этой войне – лишь тишина перед бурей.

Борьбу против нас ведут нечистые духи, которые имеют многовековой опыт искушения человечества. Бесы искусны в мысленной борьбе и знают много ловушек, в которые иногда попадают даже закаленные в духовных битвах подвижники. По этому мы должны быть всегда настороже и постоянно готовыми к нападению бесовских помыслов. Нам необходимо осваивать знания и опыт святых отцов, одержавших победу в этой невидимой войне.

Как-то раз один из иноков пришел к авве Пимену и пожаловался:

– У меня много помыслов. Я в опасности от них. Старец вывел его на воздух и сказал:

– Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!

– Я не могу этого сделать.

– Если не можешь сделать этого, – сказал старец, – то не можешь воспрепятствовать и помыслам, приходящим к тебе. Но твое дело противостоять им.

Помыслы невозможно полностью отсечь от сознания. Сколько бы человек ни совершенствовался, помыслы все равно будут нападать на него. По этому авва Пимен и сравнивал помыслы с природной стихией, которую человек не может обуздать. О том же писал и святой Иоанн Кассиан: «Ум по своей природе не может оставаться праздным. Поэтому неизбежно ему, если не имеет предметов, которыми бы постоянно занимался, повсюду летать»7474
Добротолюбие. Т. 2. С. 93–94.
.

Некоторые психологические технологии и эзотерические практики дают человеку, практикующему их, возможность очистить сознание от ненужных мыслей. Результат бывает столь существенным, что человек не может надивиться действенности таких методик.

Не значит ли это, что христианская практика борьбы с помыслами менее успешна, чем психотехника и эзотерика? Нет, никоим образом.

Дело в том, что психологические и эзотерические методы с успехом применяются против естественного мыслительного потока. Контролировать его при должном усилии и умении не сложно – было бы желание и терпение.

К тому же нечистые духи не борются с последователями эзотерических учений. Они и так в их власти. Бесы не противостоят и любителям психологических методик: пусть упиваются властью над своим умом. Чем бы ни тешились, лишь бы не спасали свою душу.

Совсем по-иному относятся демоны к людям, ищущим Царство Небесное. С ними бесы ведут непрерывную брань, которую авва Пимен сравнивал с ветром. И как нельзя остановить ветер, так нельзя заставить демонов не влагать в человека злые мысли. Однако самому человеку надо противостоять этим помыслам, как он противостоит порывам ветра.

Белгородского старца схиархимандрита Григория (Давыдова) однажды спросили:

– Можно ли избавиться от помыслов?

Старец ответил:

– А ты можешь поймать птицу в небе?

– Нет.

– А не дать ей свить гнездо на дереве?

– Могу.

– То же и с помыслами. Главное – не дать им свить гнездо в нашем сердце7575
Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Жизнеописание. ТСЛ, 1997. С. 45.
.

Не надо понапрасну кручиниться, что греховные мысли постоянно наполняют ум. Прекратить это искушение не в нашей власти.

Зато в нашей власти отвергать греховные помыслы. Бог не будет судить за то, что в нашем уме появлялись греховные мысли. Но строго спросит за то, что мы соглашались с нечистыми помы слами и услаждались ими.

Демоны кружат вокруг нас, словно падальщики. Они тотчас приступают терзать наш ум, когда он начинает умирать под действием грехов и страстей. Но если ум пребывает со Христом, бесы не могут даже приблизиться к нам.

1. Борясь с помыслами, мы утверждаемся в добре и становимся непреклонными ко злу.

2. Если не бороться с греховными помыслами, то можно погибнуть для вечной жизни.

3. Нечистые духи ведут мысленную брань постоянно. Поэтому мы должны бороться с помыслами до самой смерти.

4. Не в наших силах заставить демонов прекратить влагать в нас греховные помыслы. Однако мы можем и должны противостоять этим помыслам.

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

Возможно ли человеку победить бесов в мысленной борьбе? Ответ однозначен: человек не только не может одолеть нечистых духов, но и заведомо обречен на поражение. Слишком неравны силы.

На что же надеяться человеку? Только на помощь Божию. Святой Иоанн Кассиан Римлянин писал, что никто даже из святых не выдержал бы злости демонов и не устоял бы против их свирепой ярости, если бы не помощь милостивейшего Заступника Христа7676
См.: Добротолюбие. Т. 2. С. 104.
.

Господь попускает бесам искушать человека соразмерно его силам и не дает соблазнять его сверх меры. При этом Господь всегда готов прийти человеку на помощь по первому зову.

Один из учеников попросил старца Гефсиманского скита иеросхимонаха Александра:

– Батюшка, помолитесь обо мне: я сильно обуреваем помыслами.

Старец ответил:

– Терпи, чадо, и Господь тебе поможет. С тобой борется простой бесенок, а к нам приступают князья бесовские, с ними борьба и страшнее, и опаснее7777
См.: Жизнеописание старца-затворника Гефсиманского скита, иеросхимонаха Александра / Собрано его келейником схиигуменом Германом (Гомзиным). М., 2000. С. 42–43.
.

Иногда нам кажется, что бесы искушают нас сверх всякой меры, отчего ропщем и унываем. Случается это из-за того, что мы забываем просить Бога о помощи и боремся с нечистыми духами один на один. Между тем Господь не позволяет бесам обрушиться на нас со всей свирепостью, даже когда мы и не просим Его о помощи.

Преподобный Иоанн Колов говорил: «Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит приходящих к нему зверей. Когда он не может устоять против них, влезает на дерево – и спасается. Так и я: сижу в своей келлии и вижу злые помыслы, находящие на меня. И когда не могу одолеть их, прибегаю к Богу с молитвою – и спасаюсь от врага»7878
Древний патерик. С. 213–214.
.

Преподобный Иоанн Колов был великим подвижником. Однако и он не мог противостоять бе совским помыслам самостоятельно. Что уж говорить о нас, грешных и немощных!

Когда бесы не тревожат нас, мы в состоянии контролировать мыслительный процесс. Но при нападении демонов мы быстро убеждаемся, что собственных сил противостоять натиску нечистых помыслов у нас явно не хватает.

Единственный выход в такой ситуации – помощь Божия. Когда подвергаешься неистовой атаке демонов, тогда бессмысленно применять средства, которые дают хороший результат в борьбе с естественным хаосом ума. При бесовском нападении надо немедленно обращаться непосредственно к Богу. Всякое промедление в этом случае чревато тяжкими последствиями.

Зачем нам меряться силой с диаволом, который способен как рыкающий лев растерзать любого человека? Нам дана великая милость обращаться в любой миг нашей жизни за помощью непосредственно к Самому Богу. Надо молиться и возложить бремя борьбы с помыслами не на себя, а на Господа, Который ради нашего спасения взошел даже на Крест. Господь Своей Божественной силой оградит нас от нашествия греховных мыслей и разрешит любой недоуменный вопрос, связанный с помыслами. Для этого нам надо только проявить смирение и прибегнуть с молитвой к нашему Спасителю.

Господь и не требует от нас взваливать на себя непосильную ношу. Он всегда с нами и готов возложить наши бремена на Себя. Нам надо только смиренно признать свою немощь и просить Господа о помощи. Остальное в борьбе с греховными мыслями Он сделает Сам. Нам останется лишь пожинать плоды победы.

Конечно, это произойдет, если прежде мы со всей решительностью воспротивимся помыслам и отринем от себя грех, к которому нас склоняют бесы. Если этого не происходит, то и помощи от Бога нам не следует ожидать, так как человек с раздвоенными мыслями не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

1. Если человек хочет одолеть нечистых духов собственными силами, то он заведомо обречен на поражение. Слишком неравны силы. Даже великие подвижники не могли противостоять демонским помыслам самостоятельно.

2. Собственными силами возможно успешно бороться с естественным хаосом ума, но не с бесовскими помыслами.

3. При бесовском нападении надо немедленно просить помощи у Бога. Иначе победить демонов невозможно.

4. Господь попускает бесам нападать на человека соразмерно его силам и не дает искушать его сверх меры. При этом Господь готов прийти на помощь человеку по первому зову.

ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ 

Хульные помыслы должно оставлять без внимания, уподобляя их лаянию пса.

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

Хульные помыслы должно оставлять без внимания

Хульные помыслы должно оставлять без внимания, уподобляя их лаянию пса.

Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного. Немощи и искушения смиренного человека, переносимые с благодарением, долготерпением и молитвой, ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его, «с вышних призирающего и убогия приемлющего».

Преподобный Иоанн Лествичник

О неизъяснимых хульных помыслах

Выше сего мы слышали, что от злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т.е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду; ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в древе.

Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять, и в то же время злословить?

Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце.

Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.

Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость — причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.

Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются.

Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние.

Сей лукавый и бесчестный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Св. Таин; некоторых тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы.

Он делает это не только с мирянами, но и проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников.

Кого дух хулы беспокоит, и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу:сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17).

Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем, который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово, и тотчас исчезает? Все другие враги, стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился, и уже отступил; проговорил — и исчез.

Бес этот часто старается нападать на простейших по уму и незлобивейших, которые более других беспокоятся и смущаются от сего; о них можно сказать по справедливости, что все сие бывает с ними не от превозношения их, но от зависти бесов.

Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.

Как затворившийся в доме слышит слова проходящих, хотя сам с ними и не разговаривает: так душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что он, проходя мимо ее произносит.

Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры.

Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге свое искушение, пошел к некоему святому мужу и вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся, и подняв брата, говорит ему: «Положи, чадо, руку твою на мою выю». Когда же брат оный сделал это, великий муж сказал ему: «На вые моей, брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто». После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу.

Преподобный авва Дорофей

Брань хульных помыслов

Когда Евагрий подвергся брани от хульных помыслов, то он, как муж разумный, зная, что хула происходит от гордости и что когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа, провел сорок дней на открытом воздухе, так что тело его… стало производить червей, подобно тому как случается у диких животных, и такой труд он подъял не ради хулы, но ради смирения.

Святитель Феофан Затворник

ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ

Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться перед Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И вина на нем… Богу молитесь на врага, чтоб отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими докуками, когда увидит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественна и понимает его козни, тотчас отстает.

Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь, без всяких разсуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе Вездесущем и Всевидящем.

Дух хулы и сомнения притаился, но не думайте, что он так скоро оставит вас… Это все испытывают. Потому пишут, что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове противостать ему. Пишут старцы, что когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же, что подать врага в грудь. Это сильное и неприятное врагу средство.

…Дух хулы в вас есть вражий. С какою неприязнью он относится к Господу Спасителю?! Ему это натурально, ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них.

Хула и сомнения то же, что когда почва под ногами колеблется.

Смущающие помышления, какие будут приходить, гоните прочь без разговоров с ними. Теперь уже можете видеть осязательно, что все это вражия внушения. А с врагом, какая стать длить время. Без замедления надо гнать его.

Первый прием для испытывающего злые влечения есть не считать внушения своими, а всеянным, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему, не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от нее понуждение делать по внушению испытываемому.

Как в пожеланиях не слагаться с ним сердцем есть первое: так в сомнениях не слагаться с ним умом есть первое. Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в желаниях тоже бывает, что они вдруг обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только безстудность 1 нападающего… Пусть сомнение охватило весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтобы оно стало вне и можно было вести дело с ним, как с другим, чуждым лицем.

…В отношении к пожеланиям по сознанию вражеского в них к нам подступа, у всех святых, полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы обращаться к Господу Спасителю, и они исчезают… Обращайтесь умно к Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. И это будет третий прием возстановить доброе в себе в обычной его силе. У вас и ум и сердце целы. Не клевещите на них. Что бывает, бывает от врага. Стало, вам есть за что взяться в себе самих. И беритесь за то. Какие добрые мысли и чувства испытываете, те и спешите восстановить.

А неурядицы в помыслах и чувствах, какие испытываете, все улягутся со временем, если, несмотря на них, не перестанете всею ревностию ревновать об одном том, что угодно Богу. К этому же один верный способ память Божию иметь и память смертную. Они водрузят страх Божий, который будет и возбудителем на все богоугодное и отвратителем от всего, Бога прогневляющего, и хранителем добрых внутри стяжаний, и истребителем всего залегшего там недоброго.

Что иногда мысль пролетит сквозь голову недобрая… это вражья стрела. Пускает ее враг, когда внимание желает отвлечь от молитвы и занять чем-либо небожеским. Если внимание остановится над этой мыслью, тогда враг подлетит и начнет строить в голове разные истории, чтобы осквернить душу и разжечь какие-либо нехорошие чувства страстные… Тут один закон… Поскорее воротить внимание от недоброго к доброму и на нем оставить…

Здесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце… Главное тут помыслы: за помыслами тянутся сочувствия, за сими пожелания; за этими склонения на дело, согласия, решения… Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбуждившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная. Но когда к сему прилежит сочувствие и услаждение, сласть похотная, не отгоняемая, а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего; если кто сам и удерживает сию сласть и разжигает, тут уже вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение. Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, подавлять надо всеми силами… Тут главный пункт внутренней брани… Вопрос «как?» решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там пред Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани…

Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, т. е. нападение вражье в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутые занозы…

Главное помыслов пресечение. Когда помыслы улеглись… прочее теряет силу. Как только появится движение дурное, сейчас мысли установите на какой-либо священный предмет из евангельских событий Преображение, Страдание Господа, Распятие, Воскресение, Вознесение… Этим все дурное отбросится назад. Или… приведите на мысль, как и делаете… смерть, суд, следствия того. Вслед за сим, установив мысль на присутствии Господа, воззывайте к Нему… и поверьте Ему уврачевание… начинайте творить молитву Иисусову… повторяя ее с верою. И ею одною ограничив все содержание головы и сердца.

…Страстные помыслы придут самовозношения, презорства, осуждения, недовольства, серчания, подозрения и другие, что вы будете с ними делать? Их надо сказать кому-либо: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть.

Первый искусительный помысл, который начнет бить вас, будет самодовольство, за ним придет внутреннее самовозношение, или трубление пред собою, а далее кичение пред другими. Уразумевайте пути сии.

Ока своего умного не сводите с сердца, и все, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо пусть живет, не хорошо тотчас убить его надо. Из сего учитесь узнавать себя. Какой помысл почаще выходит, значит, та страсть посильнее: против той и действовать посильнее начинайте.

Все с разумом делайте, но больше дела имейте с помыслами и чувствами. Ко внешним трудам можно привыкнуть, так что они наконец станут легки и исполняться будут без борьбы, а внутреннему труду конца нет, и никто не может сказать, что вот, наконец, такая сторона улажена и не требует борьбы. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю. Бдите убо и молитесь!

Умудряться надо в разсуждении помыслов. Внимание к себе строгое, при страхе Божием, всему научит.

Под ложечку подкатывается пустое томление снизу вражье дело. Это он ухитряется ту породить мысль, что-де вот у Бога скучно. Идите-ка ко мне. У меня любо разливанная! И опомниться некогда будет как закружу. И никогда, ни на секунду не дозволяйте себе останавливаться на этой туге.., а сразу плевать на нее. Господь близ! Буди имя Господне благословенно!

Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, весьма благотворно.

Неурядица внутри всегда от безпорядочности помышлений. Держите их на привязи, а чтобы успеть в этом… блюдите память Божию, и память о смерти. Бог всюду есть, и все видит… и видит все внутреннее ваше. Сходите с сею мыслию в сердце, и блюдите движения там бывающие, и одни принимайте, другие отревайте…

Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен какой помысл и отвергнут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли, и будете покойны.

Главный вид, в каком является враждебное в нас, есть помысл. Когда враг успеет занять нашу мысль худым помыслом, он уже не без прибыли, а нередко может торжествовать и победу, потому что к помыслу скоро может склониться и пожелание, а за пожеланием решение и на дело, а это уже грех и падение.

…Вот куда должно быть обращено все внимание подвижника, внутрь себя на помыслы, пожелания, страсти, влечения, преимущественно, впрочем, на помыслы, ибо сердце и воля не так подвижны, как мысль, а страсти и желания редко восстают отдельно, большею частию рождаются из помыслов. Отсюда правило: отсеки помысл и все отсечешь.

…Борьба с помыслами конца не имеет.

Преподобный Макарий Оптинский

Не должно смущаться хульными помыслами, они не от нас, но от врага

Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его, а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские, твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя, они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага, он и на небе хулил Господа… Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы.

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве».

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… У св. Исаака Сирина в 79 Слове, между прочими видами попущений, в наказание за гордыню, есть и сие: «хуление на имя Божие». В надсловии на книгу преподобного Нила Сорского… пишется так: «неции же подобострастнии и неразсуднии, и не точию не имуще в себе ни едино поне чувство, ниже едино дарование от предреченных (т. е. выше написанных в оном надсловии), но ниже познавающих когда таковая: поревновали пост и труды святых, не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; и тако, день от дне возрастающи, предает таковых совершенной гордыни, ея же ради попускаются от Бога области сатаниной».

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии, это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает… Что в них нет греха, то всякому известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто имети благо, и хотя по маковому зерну — прибавляется, возрастает, а нам надобно всегда помнить слово Господне: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17:10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии.

Как исповедать хульные помыслы?

Духовнику только и нужно сказать, что смущают хульные помыслы, не поясняя подробно.

Преподобный Анатолий Оптинский

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других.

Пестов Николай Евграфович

Хульные мысли

Бывают случаи, когда христианин подвергается нападению так называемых хульных мыслей.

Вот как пишет об этом архимандрит Борис (Холчев):

«Среди многих мыслей есть такие мысли, которые носят явно диавольский характер. И эти мысли многие из христиан испытывали на себе. Об этих мыслях мы встречаем много указаний в творениях отцов — это хульные мысли.

Человек молится — у него на душе спокойно, и вдруг, как стрела, в его сознании появляются эти хульные мысли: какие-нибудь оскорбительные мысли по отношению к Богу, или сомнение в таких истинах, в которых человек убежден, сомнения в бытии Бога, в спасении, совершаемом Господом Иисусом Христом. Или бывают хульные мысли по отношению к Пречистой Деве Марии и святым угодникам Божиим.

Бывает так, что человек взглянет на икону, а в это время в его сознании, как стрела, возникают какие-нибудь хульные мысли.

Об этих помыслах св. отцы говорят, что это — диавольское искушение. Некоторые люди, испытывая хульные мысли, впадают в отчаяние. Они думают, что они виноваты, перестают молиться, боятся приступить к Святым Тайнам.

А св. отцы говорят, что человек не виноват в таких мыслях. Эти мысли вкладывает в душу человека диавол, и он будет отвечать за эти мысли. В одной святоотеческой книге рассказывается: один богобоязненный инок страдал тяжкими хульными мыслями. И диавол довел его до отчаяния. Он думал, что он погиб. Он обращался ко многим другим подвижникам, но они не могли оказать ему помощь.

Он пришел к одному великому, опытному в духовной жизни старцу, но стыдился рассказать старцу о мыслях, которые охватывают его душу по отношению к Богу, Матери Божией и Святым Тайнам Божиим.

Преподобный отец наш Иоанн Лествичник пишет так: «Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но так как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге свое искушение, пошел к некому святому мужу и, вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «Положи, чадо, руку твою на мою выю». Когда же брат оный сделал это, великий муж сказал ему: «На вые моей, брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжался и не будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто». После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам бывший в искушении, принося благодарения Богу».

В этих мыслях человек не виноват. Человек виноват бывает в том случае, если он задерживается на этих мыслях, если он вступает в разговор с этими мыслями, тогда он виноват. Это один из видов сетей диавольских.

Следует упомянуть, что старцы предлагают в качестве наиболее действенного средства для борьбы с нападением хульных мыслей частое причащение Святых Христовых Таин. В наиболее тяжелых случаях они предлагают причащаться каждый день.

Следует упомянуть и еще о средстве освобождения от хульных и нечистых мыслей.

Одного инока, преуспевшего в творении Иисусовой молитвы, спросили: кто его ей научил?

«Бесы», — отвечал инок.

«Как так?»

Инок отвечал: «Меня часто беспокоили от бесов хульные и нечистые мысли. Как только приходили они, я и начинал творить Иисусову молитву. Так я и привык к ней».

Помыслы неверия, сомнения, хулы

В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.

Спасение утопающего апостола Петра

Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Вражьи прилоги

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают».

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

Уверование св. апостола Фомы

К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Хульные мысли не всегда влекут за собой грех

Может показаться, что богохульные мысли у верующих – это страшных грех. Ведь в Писании сказано:

Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3: 29).

Согрешившему будет худо. Бог неуязвим, а грех падет на голову богохульника проклятием Божьим.

Святитель Иоанн Златоуст писал:

Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе.

Однако не все так страшно. Дьявол, пытаясь сбить верующего с пути истинного, насылает мысли, наполненные духом хулы на Господа. Но дальше все зависит от человека. Святитель Дмитрий Ростовский говорит так:

Поскольку много найдется людей, смущаемых злыми и хульными мыслями, то полезно узнать, когда эти мысли грехом становятся и когда нет. Нужно знать, что в этих злых мыслях нет никакого греха, когда волею и разумом не только не соизволяем им, но и ненавидим их и всячески боремся с ними; но когда теми мыслями разум и воля услаждаются и человек удерживает их в сердце своем, тогда злые мысли будут для нас грехом смертным.

Те, которые хотя и борются с подобными мыслями, но при этом думают, что согрешают, те ошибаются, поскольку не знают, что есть большая разница между помыслом и соизволением на оный. Когда помышляем о чем-нибудь, не значит еще, что мы на то и соизволяем; но когда любим злые мысли, и услаждаемся ими, и желаем их усердно, и приумножаем их в уме нашем, это вот будет уже соизволение. Если же их ненавидим и не желаем, но они сами на ум нам приходят, мы же отвращаемся их, то совести не следует смущаться ими, ибо, когда с силою они воюют на нас, мы же их преодолеваем, то умножаем этим себе награду у Бога.

Иногда люди, имеющие общие представление о христианской вере и где-то что-то читавшие, говорят, что хульные мысли надо презирать. Этого делать не надо: презрение ‒ прямое следствие гордыни, а гордыня ‒ смертный грех.

Человек может попасть в ад, если поддастся хульным мыслям

Бороться с хульными мыслями нужно с помощью молитвы и дела

Человек слаб и постоянно поддается соблазнам. Хульные помыслы порой одолевают даже истинно верующих людей. Не обращать на них внимание нельзя: эти мысли посылает людям дьявол, чтобы завладеть их душами. Что тогда делать? Как избавиться от хульных мыслей?

Молитва поможет избавиться от хульных мыслей

Нужно читать молитвы. Молитва от хульных помыслов звучит так:

Душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Всё всевает враг. Отгони его от меня!

Есть и другая:

Боже, Боже мой! Призри на мя грешнаго и исправи молитву уст моих: отжени помыслы скверныя от сердца моего, и просвети мой ум светом Твоего Богоразумия; приклони ухо Твое и услыши мя, Тебе молящагося и Твоея сильныя милости чающаго, яко Ты еси Бог мой, и пред Тобою в дому Твоем сем молитвенном стоя, умильно вопию: укрепи мя, и вразуми, Боже Щедрый во страсе Твоем. Аминь.

Борьба с хульными помыслами невозможна без Иисусовой молитвы:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Потом желательно сходить в церковь на исповедь. Паисий Святогорец учил, что духовнику следует сказать следующие слова:

«Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе – моем духовном отце»

Также Паисий Святогорец учил, что нужно выработать у себя «доброе равнодушие». Если человек чересчур чувствительный, то он легко впадает в неуравновешенное состояние по самым незначительным поводам. Этого и ждет дьявол, втравливая в голову возбужденному человеку хульные мысли. Но следует не переусердствовать: такими тренировками легко можно превратиться в абсолютно равнодушного ко всему робота.

Помимо молитв следует заняться делом.

Услышав в голове хульные мысли, самое время навести порядок в жилище.

Пора наконец протереть пыль за шкафами, собрать тумбочку, починить поломанную ребенком игрушку.

Хорошо, если человек живет в своем доме или имеет земельной участок: труд на земле облагораживает. Потом, вкушая результаты своего труда, человек ощутит, как на него сходит благодать Божья.

Порядок в делах и жилище приведет в порядок и мысли в голове.

Если человек проводит время в труде и молитве и его мысли отрешенны от мирской суеты, то он неуязвим перед бесами и хульные мысли никогда не проникнут ему в голову.

Чистой, искренней душе не страшны козни дьявола

Психиатры называют хульные мысли обсессиями и лечат антидепрессантами

Изучение высшей нервной деятельности человека И.П. Павловым позволило раскрыть механизм появления навязчивых мыслей у человека

Психиатрия о хульных мыслях сложила свое собственное представление и дала свой ответ на вопрос, как бороться с плохими мыслями. С развитием психиатрии как науки все большее и большее число состояний души человека получило объяснения. Появились такие понятия, как неврозы, неврастения, депрессия. Навязчивые мысли, которые сопровождают подобные состояния, получили названия обсессий (лат. obsession – осада)

В начале XX в.в психиатрии выделилось отдельное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

В книге «Обсессивно-компульсивное расстройство: причины, развитие и лечение» под редакцией Калеба Лэка (Caleb W. Lack) дается определение ОКР:

Основными признаками являются тягостные стереотипные, навязчивые (обсессивные) мысли, образы или влечения, воспринимающиеся как бессмысленные, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному и вызывают безуспешную попытку сопротивления.

Для психиатров нет разницы, какие именно навязчивые мысли лезут человеку в голову: агрессия, богохульство, страх – с точки зрения медицины все это одинаково.

Для избавления от навязчивых мыслей больным назначают психотерапию. Она позволяет человеку избавиться от психологических проблем. Если дело зашло слишком далеко, выписывают антидепрессанты.

Для верующего необходимо вовремя определить духовное и душевное расстройство.

Если расстройство духовное, то лучшее средство избавления от хульных мыслей – покаяние, исповедь и молитва.

Если душевное ‒ то лучше все же обратиться к врачу. Бог лишает разума в наказание, но Он и протягивает руку помощи в лице врачей. Избегать их помощи не стоит.

Молитесь, трудитесь, будьте покорны Господу и хульные мысли никогда вас не посетят!

Хульные помыслы — значение слова в православном словаре

Что такое хула на Духа Святого и когда человек в ней повинен? Я думаю, что богохульство — это пренебрежение к Божественному вообще. Разумеется, человек в этом виноват, если он в здравом уме, поэтому невозможно, чтобы благочестивый был богохульником. На первой ступеньке хулы на Святого Духа находятся бессовестные люди, на второй — презирающие Бога и все святое, а на третьей — сатана. Поэтому, как только можно, надо остерегаться бесстыдства и пренебрежительного отношения не только ко всему святому, но и к нашим ближним, ибо они — образ Божий, и не обращать внимания на хульные помыслы, которые диавол всевает в нас против нашей воли. — Что делать, если приходят хульные помыслы? — Не придавать этому значения. — Но диавол вкладывает мне их, принуждает меня, и я согрешаю. — Не говори, что тебя принуждает сатана, потому что на страшном суде он скажет Богу: «Этот христианин оклеветал меня в том, что я принуждал его грешить, но это не я заставлял его, а он сам, имея свободную волю, совершил грех». И диавол на самом деле будет прав, т.к. Бог сотворил человека свободным, и никто не может насильственно принудить его к чему либо — ни благой Бог к добру (хотя, как Творец, имеет право), ни сатана ко злу, — но сам человек по своей воле склоняется или к Богу, или к диаволу. Поэтому надо обвинять не диавола, а свое злое произволение, ибо человек при собственном содействии попадает в лапы сатане. Хульные помыслы бывают от диавола, а не от человека. Хульными помыслами сатана обычно терзает чувствительных людей, чтобы удручить их и заставить впасть в отчаяние. Хульные помыслы похожи на самолеты, которые помимо нашей воли мешают нам своим шумом, а мы никак не можем им противостоять. В этом случае лучшая противовоздушная оборона — это пение псалмов, ибо в нем заключается и поклонение Христу, и презрение к диаволу. Если проявить хоть немного внимания к хульным помыслам, они могут истерзать, надломить человека. Нужно немного хорошего безразличия. Хульными помыслами сатана, как правило, изводит благочестивых и слишком чувствительных людей. Он многократно увеличивает их падение в их глазах, для того чтобы заставить их впасть в уныние. Цель сатаны — довести их до отчаяния, а затем и самоубийства. Если ему это не удается, то он пытается, по крайней мере, свести их с ума и сделать ни к чему не пригодными. Когда у него не получается и это, то ему приносит удовлетворение, если удастся хотя бы ввергнуть их в тоску, уныние.

Хульные помыслы

  • Меню
    • ✔ Полезные сайты
      • Для правосл. мужчин
      • Для правосл. женщин
  •  

  • ⛳ Активные темы ⤇
    • Limon Сегодня, 02:22 Вижу тёмных тварей с рождения!
    • Светлана 1963 26 июл 2019, 18:37 У меня сын наркоман. Начал молиться. Но после вечернего правила идет курить траву. Нужно ли ему так молиться.
    • иер. Георгий 23 июл 2019, 00:45 Сложный вопрос доверия людям
    • иер. Георгий 18 июл 2019, 14:47 Можно ли носить крест умершего?
    • 15 июл 2019, 16:52 Что такое христианство
    • иер. Георгий 08 июл 2019, 14:12 Вопрос батюшке о молитве по соглашению
    • иер. Георгий 01 июл 2019, 09:27 Вопрос о ношение чужого подаренного крестика
    • иер. Георгий 22 июн 2019, 13:17 Нужно ли креститься повторно, если раскрестился?
    • Лев 08 июн 2019, 13:14 Духи природы.
    • Елена1 08 июн 2019, 12:54 Я не верю в бога
    • Наталья Денисова 04 июн 2019, 18:25 Молиться чтоб забеременеть какой молитвой
    • Алина Андреевна 02 июн 2019, 00:40 Мой молодой человек пьёт, что делать?
    • sergey.safonov 29 май 2019, 21:14 Подскажите как укрепиться в вере и построить личную жизнь если на то воля Божия
    • dreffff 30 апр 2019, 02:12 Разведение кормовых мышей
    • Фарида ( Маргарита) 21 апр 2019, 15:34 Дочь отказалась от матери
    • иер. Георгий 15 апр 2019, 02:16 Оклеветание и рассоривание
    • иер. Георгий 09 апр 2019, 04:16 Хочу лишить священника сана
    • иер. Георгий 24 мар 2019, 08:32 9 день после смерти
    • иер. Георгий 15 мар 2019, 14:45 Бесовское общение
    • иер. Георгий 14 мар 2019, 16:35 Настоятель уволил из храма
  • Вход
  • Регистрация

Хульные помыслы – помыслы богохульства. Это прилоги от бесов, хулящих святыню. Они попускаются Богом по разным причинам: бывают от зависти диавола к подвижнику благочестия, от печали или уныния, от гордости или осуждения.
Старец Паисий Святогорец объясняет, откуда происходят хульные помыслы:
«Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку — греховный помысл. Если ты в первый раз падешь , то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.
— Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов…
— Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он «приклеивает» к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.
…Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы.
…Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок».
Святые отцы учат не беседовать с такими помыслами, не противоречить им, не пугаться их и не приписывать их себе, — но отворачиваться от них с презрением, как от вражеского прилога, не обращать на них никакого внимания.
Преп. Макарий Оптинский излагает святоотеческое учение о хульных помыслах:
«Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа… Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы.
Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве».
Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».
Старец Паисий Святогорец наставляет, как прогнать хульный помысл:
«Песнопением. «Отве́рзу уста́ моя́…» Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.
— А если хульный помысл не уходит?
— Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство — это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он — учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное. …И пой, и причащайся — ведь эти помыслы не твои…
— А как прогнать такие помыслы?
— Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет».
Преп. Варсонофий Оптинский учит:
Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения.
Авва Исаия:
Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их.
Святитель Димитрий Ростовский:
«Со многими людьми бывает такое искушение от хульного духа, что, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах.
Хульный помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах покаяния и в любви Божией.
Этим хульным искушением диавол ведет человека к тому, чтобы устрашить его. Или, если он свободен от иных грехов, чтобы возмутить его совесть. Если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние. Если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низвергнуть его. Но если диавол не успеет в этом, он стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.
Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе болезни, чем таких мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.
Всякий угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но считает их за особое искушение, ибо чем больше кто будет вменять в грех себе хульные помыслы, тем более утешит своего врага диавола, который потому уже будет торжествовать, что чью-либо совесть смутил будто грехом. Если бы кто сидел связанный посреди богохульствующих людей, слышал их речи против Бога, Таин Христовых, Пречистой Богородицы и всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать этих речей, но не мог, потому что связан, и не мог бы даже заткнуть ушей,- скажи мне, был бы он грешен оттого, что нехотя слышит их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их богохульные слова. Подобное бывает и с теми, которых диавол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от нечистого духа, ко торый бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от этих мыслей, но и большую благодать заслуживают у Бога.
Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение отогнал хульного духа. А если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было это искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и не получал просимого, ибо услышал: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12, 9). Некто из великих старцев часто говорил про себя: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял эти слова. Услышав это, ученик его спросил: «Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово?». Отец ответил: «Когда какой-либо злой помысел приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему, что не принимаю его, и тотчас злой помысел убегает и пропадает без вести».
Когда страдаешь от хульного духа, как только найдут на тебя хульные помыслы и нечистые, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от тебя этим словом: «Не принимаю». Не принимаю, диавол, твои хуления! Твои они, а не мои мерзости; я же не только не принимаю их, но и ненавижу. Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждения от помыслов хульных, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.
Если придет хульная мысль на Бога, читай: «Верую во единаго Бога» — до конца. И если возможно, сотвори несколько метаний или поклонов.
Если придет хульная мысль на Пречистые Тайны Христовы, читай: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос» — до конца, и сотвори поклоны.
Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице — или «Под Твое Благоутробие», или «Богородице Дево, радуйся», или какой-либо тропарь богородичный, с поклонами, говоря: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».
Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: «Моли Бога о мне грешном, святой (имя рек), яко аз по Бозе , к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших». И сотвори поклоны, говоря: «Святый (имя рек), моли Бога о мне грешном». Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори перед той иконой пятнадцать поклонов или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на ней, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли».

См. тж.: Помыслы. Страсть. Духовная брань. Трезвение.
Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними

О брани помыслов. — Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба
Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преп. Макарий Оптинский:

Помыслы

Преп. Амвросий Оптинский:
Помыслы
Брань с помыслами
Помыслы хульные
Святитель Феофан Затворник. Руководство к духовной жизни:

Святые отцы о страстях
Святые отцы о помыслах
Старец Паисий Святогорец. Страсти и добродетели
Авва Дорофей. Душеполезные поучения
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению
Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения
Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань
Страсти. — Симфония по творениям преп. Исаака Сирина
Евагрий Понтийский. О помыслах
Св. Игнатий (Брянчанинов). Исповедывание и борьба с греховными помыслами
О хульных помыслах. — Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба
О неизъяснимых хульных помыслах — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица
Помыслы . — Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна
Помыслы. — Симфония по творениям преп. Исаака Сирина

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *