И врата ада не одолеют ее Библия

Толкования Священного Писания

и аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей

Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Дабы правильно разуметь, каким образом на сем камени, который есть Апостол Петр, создана Церковь, должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковнаго, есть не иной кто, как Иисус Христос Сын Бога живаго. Основания, говорит Апостол, инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. III, 11). Наздани бывше, говорит он также в другом месте Христианам, на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом (Еф. II, 20–22). Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ея основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: Ты еси Христос Сын Бога живаго. Потом уже Господь сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою. Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: на сем камени созижду; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: созижду церковь Мою. Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерния времена Церкви: поелику истина веры, которая на Востоке взошла и возсияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земнаго владычества.

Каким же образом на сем камени, который есть Петр Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру не плоть и кровь явили, то-есть не человек возвестил, но явил Отец, иже на небесех (Мф. XVI, 17). Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос. Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, говорит Петр Иудеям, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II, 36). Смотрите далее, как быстро растет здание: приложишася в день той душ яко три тысящи (ст. 41). И далее: мнози от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять (IV, 4). Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших (XXI, 20)! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом на камени, который есть Петр Апостол, созидалась Церковь Христова. Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святаго Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящаго тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, – для начатия созидания, овы же пастыри и учители для продолжения созидания, – тех и других вместе, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. IV, 11. 12). Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело служения, – Богу есмы споспешницы; а вы Божие тяжание, Божие здание есте (1 Кор. III, 9).

Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.

И врата адова не одолеют ей. Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ея разрушителем? Какой враг, ищущий ея разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: и врата адова не одолеют ей?

Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует ад, но в особенности указует врата адовы: в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует ад, но в особенности указует врата адовы: чрез сие представляется уму нашему все, чтo ад имеет наиболее страшнаго и могущественнаго, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.

Едва открылось на земли созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нея многочисленныя враждебныя силы и многообразныя орудия. Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел-было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новыя тайныя врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут, никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей.

Слово по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.).

Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают сего первоверховного Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Святый Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. К Нему же, говорит, приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся в храм духовен (1 Пет. 2:4-5). Святый Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись, — имя Христа, а не три имени — Христа, Петра и преемника Петрова. Несть бо, говорит, иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12).

Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, то помыслим о том, как сия благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным исповеданием веры: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (см. Мф. 16:16).

Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в кафедральном Чудовом монастыре (1844 г.).

(Церковь, что же это такое? Сотни тысяч научных, философских трудов, сочинений, книг по психологии написанных разными слоями общества, людьми верующими и нет, являют миру свои умозаключения, но, есть истинное понимание, и истинное значение Церкви, как дома Божьего, глава которому Иисус Христос!

И есть единственная книга Богодухновенная и открытая для каждого, написанная по Божьему вдохновению, в которой каждое слово является истиной, и подобной которой нет в истории человечества!)

Церковь — это собрание людей, признавших Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, образовавшееся по средствам Креста на который пролилась Его Искупительная Кровь.
Церковь — это Тело, Общество, Семья, Дом, это выбор человека, который влияет на формирование его характера и качество жизни. Если он приобщается к Церкви, качество жизни его меняется! И чем больше человек участвует в процессе жизнедеятельности Церкви, тем яснее узнает план Бога на свою жизнь. «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» 1-е Коринф. 2:9. , но хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу этих бесценных подарков ты можешь только познав Бога. «Зная кто твой Отец, ты становишься Его наследником. Э. Дерёмов.
Церковь — это общество. Но бытует и не правильное понимание необходимости прибывания в этом обществе. Можно знать Слово Божье, ведь именно через него мы познаём Бога!
Можно, но полноту в Нем мы приобретаем именно в Церкви!
Можно верить и вне Церкви.
Можно и верить.., но правильно формироваться вне Её, нельзя! Именно то общество в котором ты находишься и оказывает на тебя влияние. В современном мире все больше людей начинают своё знакомство с Богом ни через Слово, а через Церковь и это тоже важный и неотъемлемый аспект! Мы живём в этом духе времени, что ещё раз подтверждает неоспоримую потребность в Церкви, ни только, как в месте для общественных собраний, людей верующих, получении Слова от Бога, а в особенности для тех, кто только начинает своё знакомство с Ним. «Господь и Церковь Его там, где мир и любовь между братьями, где двое или трое собраны во имя Его и прибывают в любви и мире, там и Он сам и всё небесное воинство Его». Матф. 18:20.
Вместе мы имеем больше возможностей для осознания и понимания Божьего Слова. Мы друг другу необходимы. Мы становимся единым организмом, омываемся Кровью Христа, стараясь воплотить Его замысел и волю. «Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа» Евр. 10:25.

Церковь — это строение, в котором во главу угла кладут краеугольный камень, принимающий на себя основную тяжесть, на котором создана Церковь, краеугольным камнем которой является Христос. «Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители». 1-е Петра 2:6. И мы, те живые камни, которыми устрояется Его Церковь и однажды прийдя к Богу, приняв Его в своё сердце, он нежно берет тебя, как самый драгоценный материал, он строит с твоей помощью крепкую стену, и ты начинаешь являться одним из важных элементов формирования этого строения. Но это происходит только в том случае, когда человек действительно хочет быть причастным Церкви, а не валяться, как бесполезный мусор вокруг этой стройки! Ведь мало и принять, нужно быть обязательно причастным!!!
Современность не уступает новым веяниям моды и сейчас, очень популярен термин «хождение», как впрочем и само хождение из одной церкви в другую! Когда люди начинают искать не Бога, а комфорта, отдушины в людях, не желая формироваться через наставников, живя в обидах, неприятии и отверженности! Жаль, что эти люди, уже заложенные в фундамент и стены той Церкви в которой они родились и обрели Бога, не смогли остаться теми кирпичиками, которые уже не вытащить, чтобы не повредить строению.

Церковь — это Тело Христово на земле! Церковь едина, потому что, будучи Телом Христовым, она скрепляет верующих единством веры, крещения и причастия Святого Духа. Ты часть этого Тела, ты нога, рука, язык. «Тело же, члены, так и Церковь состоит из многих членов, которых соединяет между собой глава тела — Иисус Христос». Рим. 12:4. Ты неотъемлемая часть этого тела!
Церковь — это Семья. А Семья — это люди, связанные крепкими родственными отношениями. И если человек испытывает необходимость в физической семье, «…не хорошо быть человеку одному…», он должен понимать, что и без духовной семьи он не сможет прожить полноценной жизни. «Итак, Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Еф. 2:18. Семья — это то общество, в которой мы учимся любить, ценить, радоваться победам друг друга, служить, меняться, принимать правильные решения, заботиться друг о друге, избавляться от эгоизма, приносить плоды, быть свободным и радостным! «…ободрять друг друга ежедневно». Евр. 3:13.
Сильные, здоровые, крепкие семьи — это сильное, здоровое, крепкое общество — это сильная, крепкая Церковь! И Дух Святой работает подобно притягивающему механизму собирая христиан воедино.
Твоя семья самая лучшая для тебя и твой дом — это то лучшее место в котором тебе хочется находиться! И Церковь — это то лучшее, в котором ты можешь находиться всегда!!!

На сем камне я создам Церковь Мою

Журнал «Фома»

Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века.
Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»:

Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века. Оказалось, что власть в стране или те, кто ее тогда олицетворяли в лице Сталина и его окружения, могут без всякой внешней войны и без внешних побудительных признаков развязать войну против своего народа и за несколько лет только в одной области выборочно убить столько людей, сколько проживает в небольшом городке. Причем людей, принадлежащих ко всем социальным слоям, — здесь и крестьяне, и рабочие, и интеллигенция, и представители всех политических движений, включая победивших императорскую Россию большевиков; здесь и представители всех национальностей России. Бутовский полигон — это памятник им всем, значимый для всей России. В нем — скрытый урок, что бывает с народом, когда над ним одерживает победу вместе с частью народа, им быть переставшей, ему чуждая власть. Но сказать, что мы вполне не то что усвоили, но хотя бы приблизительно поняли символический смысл этого скорбного места, было бы весьма преждевременно.

Прежде всего потому, что Бутовский полигон явился закономерным результатом предшествующей истории, а она нам почти неизвестна. История России ХХ столетия подобна скорому поезду, с огромной скоростью промчавшемуся мимо сегодняшних наших современников, где скорость определилась огромным числом участников событий, массовыми человеческими страданиями и сверхчеловеческими напряжениями, наполнившими течение ХХ столетия такой плотностью содержания и смысла, какие обычно переживаются народами в течение столетий. Однако технические изобретения и стиль повседневной жизни в ХХI столетии подталкивают человека мчаться и дальше с такой же скоростью, не оглядываясь назад и не особенно изучая уроки прошлого, между тем как направление движения всегда задано прошлым, потому-то его и нужно знать и даже опасно не знать.

Для православных христиан Бутовский полигон — это место свидетельства о Христе множества мучеников, ибо слово «мученик» с греческого перевода и означает «свидетель», свидетельства о воскресении Христовом, когда вера в воскресшего Христа многим помогла преодолеть земные искушения и страсти, не повредить своей душе, ибо нет цены для ее выкупа, кроме Христа, уже принесшего Себя в жертву за нас и грехи мира.

Сегодня жители России вряд ли точно знают о событиях девяностолетней давности, начала ХХ столетия, несмотря на то, что эти события оказали первостепенное влияние на их сегодняшнюю жизнь. Если бы мы хорошо знали и осознавали, что произошло в ХХ веке со страной, вряд ли наши площади «украшались» бы памятниками одному из главных виновников этих событий, вряд ли бы его именем до сих пор назывались улицы городов, а главная площадь страны продолжала бы использоваться под кладбище для организаторов массовых убийств. Говорят, что это делается из уважения к старшему поколению, для тех, кто и поныне разделяет демагогию коммунистических вождей. И это вместо того, чтобы просветить, объяснить, доказательно рассказать, как жестоко они были обмануты, чтобы хотя бы сейчас, а это все же лучше, чем никогда, они смогли распроститься с обманом.

Много ли знает достоверного наш народ о войне, которая названа Великой Отечественной (кроме знания непосредственных ее участников), в которой он явился победителем на полях сражений, но в экономическом отношении оказался в худшем положении, чем страны, проигравшие войну? Такой разрыв причинно-следственных связей с неизбежностью должен иметь серьезное практическое значение для жизни людей. Много ли знает наш народ о событиях, предшествующих Февральской революции, о Первой мировой войне и далее в глубь истории?

И если наш народ почему-то лишен возможности знать вразумительно и правдиво о событиях, имеющих общегосударственное и для каждого человека первостепенное значение, то тем более он не знает о событиях, происходивших на Бутовском полигоне, где строители новой жизни не добывали камень — бут — для фундаментов домов, но испытывали на этом полигоне «забучивание» основ новой жизни на двадцати с небольшим тысячах здесь расстрелянных. Такого рода фундамент и отравляет нашу жизнь до сих пор, и если и дает надежду на воскресение ее, то лишь подвигом и молитвами новомучеников. Виновато в незнании народом истории своей страны прежде всего государство, в коммунистическую эпоху препятствовавшее всеми мерами изучению истории, превратившее историю в басню, игравшую примерно такую же роль, как мешок, который надевают на голову приговоренного к казни, предполагая, вероятно, что так ему будет легче умереть.

Между тем события того давнего времени для нас же и чрезвычайно важны как события, происшедшие с нами, в нашем государстве и с нашим народом, и в особенности значимы подвигом новомучеников. Тогдашнее государство, воюя со своим народом, с особенной ожесточенностью воевало с верой в Бога, воевало с Богом через тех, кто верил в Него. В России ХХ века воскресли древние времена богоборчества и языческих гонений. Наши новомученики сумели отстоять веру христианскую и завершили свои жизни мученически.

Бутовский полигон для православной России является таким же христианским памятником, как Колизей в Риме, с той лишь разницей, что язычники Рима превратили здание, построенное для публичных зрелищ, в место публичных мучений христиан, а новые язычники возвели в Бутове бараки, оградив их столбами с колючей проволокой, и убивали тайно. Двадцать с небольшим тысяч ничем лично не провинившихся перед государством и не совершивших лично никаких правонарушений людей тайно убиты по приказу правительства — злодеяние невиданное, требующее и детального расследования, и глубокого осмысления.

Наши новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители. На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18), — говорит Господь. Предавая забвению их подвиг, мы произвольно лишаемся их помощи и поддержки.

Новомученики, пострадав сами, являются и нашими благотворителями, приобщая нас к своему опыту, помогая нам в настоящем и молясь о нашем будущем. Забвение благотворителей и отсутствие понимания, чем мы им обязаны, уничтожает зачастую в нас и саму способность благодарить, что всегда приводит к тяжелым последствиям и наказанию.

Современный человек с трудом может представить, что для него является идеалом, ибо выбитый из церковной традиции, ею не воспитанный, он и приходя в Церковь, предстоит лишь слову Божию и Богу в Таинствах церковных. Он снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к ней ему приходится искать самому; и путь этот по традиции проходит через ближайших святых — новомучеников. Для каждого из нас — это обращение к тому или иному новомученику, и связанные каждый молитвенной связью с кем-нибудь из них, мы связаны и почти родственной связью друг с другом.

Для нашего государства нет ныне главнейшей задачи, чем разобраться в собственной истории, изучить ее самостоятельно, без посторонних учителей, ибо без знания ее и конкретный человек, и государство как совокупность людей, принимающих те или иные государственные решения, не смогут обрести своего самосознания. Первый, кто ответствен за восстановление исторической памяти, — это государство (как институт), принимающее существенное участие в жизни народа, могущее оказать действенное влияние на изучение реальных, бывших в прошлом процессов и на восстановление исторической памяти. Только государственная власть, существующая на собранные вскладчину деньги с народа, может вернуть их в виде восстановленного исторического предания. На одни и те же деньги можно организовывать хорошие похороны — и на них же сегодня сносную жизнь с какой-то надеждой и на завтрашний день.

К сожалению, для того, чтобы значение того или иного явления восстановилось, необходимо, чтобы оно стало хотя бы формально известным, иными словами говоря, чтобы сообщения о нем появлялись в массовых средствах информации. Тогда только будет признано, что такое событие в действительности было и можно обсуждать его значение. В настоящее же время многие положительные явления не становятся массовыми, это, скорее, подвиг одиночек, действующих из нравственных принципов, прислушивающихся к голосу совести и надеющихся на помощь Божию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *