И живые позавидуют мертвым

Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто
останется в живых, позавидуют мёртвым.
Джон Сильвер (Р.Л. Стивенсон, «Остров сокровищ»)
— Завидовать мёртвым тебе приходилось?
— Не верю я, Джек, что такое возможно!
— Ну как же, Том, помнишь, как мы осторожно
приблизились к шхуне? Тогда и случилось…
— Да! Вспомнил: с добычею шла она. Море
штормило, и волны швыряли наш бриг.
Вдруг «приз»* ускользнёт — мы боялись в тот миг…
Командовал Морган. Мы сблизились вскоре…
и вот она — шхуна! Мы быстро и смело
привычно берём её на абордаж!
Отчаянно дрался за жизнь экипаж,
но всё же сражался не очень умело…
Осталось на шхуне из всех только двое,
«пройти по доске»** мы заставили их,
но лучше б они не остались в живых,
ведь казнь та была и жестокой, и злою.
— Плесни-ка мне рому… Помянем же, Том,
друзей, что уже не вернутся домой,
джентльменов удачи с нелёгкой судьбой.
Так выпьем за них, разрази меня гром!
* «приз» — захваченное пиратами судно
** «пройти по доске» — вид казни, применяемый пиратами. Приговорённого заставляли с завязанными глазами и связанными за спиной руками идти по доске, конец которой выдавался в море.
(Навеяно повестью Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ».)

Иоанн Богослов — один из 12-ти апостолов, вероятный автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 мая, 30 июня (Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление), в Католической церкви и других западных церквах — 27 декабря.

…стрелка достигнет нулевой отметки и наступит Апокалипсис…

…он начнётся с явления, которое достойно научно-фантастического романа… Вознесение… Если мир появился с большим хлопком, то он может исчезнуть беззвучно… единственным признаком будет то, что все христиане на Земле исчезнут… в мгновение ока окажутся на небе… Фундаменталисты, которые верят в скором наступлении Конца Света, называют это — Вознесением…( Хотя слово «Вознесение» в Библии не встречается, но многие верующие предерживаются именно этому развитию событий Конца…)

…оставленным на Земле миллиардам неверующих предстоит увидеть…Конец Света…

В течении Семи лет катастрофы будут сотрясать планету… землетрясения снизу… огонь с небес…

Эти события, верующие описывают несколькими словами: «живые будут завидовать мёртвым…»

…и эти кошмарные бедствия символизируют четыре ужасные фигуры… они появятся сразу… Четыре всадника Апокалипсиса…

Появление этих четырёх всадников и будет началом Конца… Хаос и разрушение семи лет бедствий…и более половины населения Земли умрёт за этот семилетний период…

Эти четыре всадника прокладывают дорогу самой мрачной среди них фигуре… Библия называет его — «зверем» , верующие называют его — Антихристом. Он приведёт человечество к последней битве — Армагедону…, Антихрист появится как дьявол, скрытый под маской, как говорят верующие. Он станет самой популярной личностью когда либо известной миру, иными словами — суперзвездой. Он будет править миром и вызовет такие страдания, какие небыли известны до этого. Его личность потом станет известна, но будет уже слишком поздно…

«…и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами… на рогах у него было десять деодим, и на рогах у него имена богохульные…» — Откровения Иоанна Богослова (глава13 стих 1)

…после вознесения, которое займёт долю секунды и семилетних бедствий, человечество окажется бессильным перед лицом Антихриста…начнётся мировое владычество зверя » …и дана была ему власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на Земле…» — Откровения Иоанна Богослова(глава14 стих 7.8)

Когда уже кажется что победа на стороне Антихриста… небеса раскрываются и силы самого Господа Бога спускаются с небес… это будет последнее столкновение между Христом и Антихристом.

Кто это сказал? В ходу три основные версии:
1. Одноглазый Джон Сильвер в «Острове сокровищ».
2. Апостол Иоанн в «Апокалипсисе».
3. Никита Хрущев, угрожая американцам во время Кубинского кризиса.
Все три версии верны — и все три неверны.
Открыв «Остров сокровищ» в переводе Николая Чуковского, читаем: «Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!» Последняя фраза запомнилась по советским экранизациям романа, а было их целых четыре, включая мультфильм с Джигарханяном — Сильвером.
Однако у Стивенсона нет ни слова «живые», ни слова «позавидуют». У него сказано лишь: «Тем, кто умрет, еще повезет» («Them that die’ll be the lucky ones»).
Зато у наших писателей этот оборот встречался задолго до Стивенсона. В повести Карамзина «Марфа-Посадница» (1803) Марфа предупреждает новгородцев перед битвой с московским войском: «Если возвратитесь побежденные, (…) тогда живые позавидуют мертвым!» Позже, в «Истории государства Российского», Карамзин напишет о нашествии Батыя: «Живые завидовали тогда спокойствию мертвых».
Летом 1812 г., во время нашествия семидесяти языков, ржевский помещик Петр Демьянов пророчествовал: «Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым» (согласно «Письмам русского офицера» Федора Глинки).
В «Святочных рассказах» Николая Полевого (1826) речь прямо идет о светопреставлении: «Будет (…) время, когда живые позавидуют мертвым».
Стало быть, изречение взято из Библии? В Библии буквально этих слов нет, хотя есть нечто очень близкое: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апокалипсис, 9:6); «И ублажил я мертвых (…) более живых» (Екклесиаст, 4:4).
Но кроме библейских пророчеств, у этого оборота мог быть еще один источник — «Иудейская война» Иосифа Флавия. Сочинение Флавия об осаде и разрушении Иерусалима римлянами было излюбленным чтением в Древней Руси. О «леворадикальной», как сказали бы мы, группировке зелотов здесь говорилось: «Зелоты (…) одинаково лишали погребения как убитых на дорогах, так и замученных в городе (…). Кто похоронил одного из своих близких, тот был наравне с перебежчиками наказан смертью (…). От живых их гнев переходил на убитых, а от мертвых опять на живых. Уцелевшие считали блаженными изведенных раньше». В раннем английском издании «Иудейской войны» (1767 г.) переведено: «Это заставляло живых завидовать мертвым».
По-настоящему популярным на Западе это изречение стало с появлением ядерного оружия. В 1960 г. вышел в свет трактат американского футуролога Германа Кана «О термоядерной войне». 2-я глава книги называлась: «БУДУТ ЛИ ВЫЖИВШИЕ ЗАВИДОВАТЬ МЕРТВЫМ?» Вопрос этот рассматривался обстоятельно, с таблицами и диаграммами, а ответ давался, в общем-то, отрицательный: окончательной катастрофы не произойдет, процент погибших от прямых и отдаленных последствий войны будет гораздо меньше, чем думают. Кан, вероятно, хотел дать отпор «пораженческим» настроениям в западных обществах («лучше быть красным, чем мертвым»).
Гораздо дальше шел председатель Мао. На съезде китайской компартии в мае 1958 г. он выразил готовность пожертвовать двумя третями человечества, чтобы оставшиеся жили при коммунизме.
Кубинский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, случился осенью 1962 г. А летом следующего года Хрущев, уже окончательно рассорившийся с Мао, заявил: «Когда говорят, что народ, совершивший революцию, должен начать войну, (…) чтобы (…) на развалинах мира создать более процветающее общество, — это невозможно понять, товарищи! (…) Произойдет такое заражение земной атмосферы, что неизвестно, в каком состоянии будут оставшиеся в живых люди — не будут ли они завидовать мертвым?» (речь в Москве 19 июля 1963 г.).
Хрущев, стало быть, не запугивал американцев, а возражал китайцам. Это заявление было встречено в Америке с пониманием. После убийства Джона Кеннеди его вдова Жаклин писала Хрущеву: «Он не раз цитировал в своих речах Ваши слова: «В будущей войне оставшиеся в живых будут завидовать мертвым”».
На Западе этот оборот еще и теперь нередко считают цитатой из Никиты Сергеевича.
У нас же решительно преобладает мнение об авторстве одноглазого Сильвера.
Вот такой разнобой.
Константин Душенко


Кто это сказал? В ходу три основные версии:
1. Одноглазый Джон Сильвер в «Острове сокровищ».
2. Апостол Иоанн в «Апокалипсисе».
3. Никита Хрущев, угрожая американцам во время Кубинского кризиса.
Все три версии верны — и все три неверны.
Открыв «Остров сокровищ» в переводе Николая Чуковского, читаем: «Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас, кто останется в живых, позавидуют мертвым!» Последняя фраза запомнилась по советским экранизациям романа, а было их целых четыре, включая мультфильм с Джигарханяном — Сильвером.

Однако у Стивенсона нет ни слова «живые», ни слова «позавидуют». У него сказано лишь: «Тем, кто умрет, еще повезет» («Them that die’ll be the lucky ones»).
Зато у наших писателей этот оборот встречался задолго до Стивенсона. В повести Карамзина «Марфа-Посадница» (1803) Марфа предупреждает новгородцев перед битвой с московским войском: «Если возвратитесь побежденные, (…) тогда живые позавидуют мертвым!» Позже, в «Истории государства Российского», Карамзин напишет о нашествии Батыя: «Живые завидовали тогда спокойствию мертвых».
Летом 1812 г., во время нашествия семидесяти языков, ржевский помещик Петр Демьянов пророчествовал: «Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым» (согласно «Письмам русского офицера» Федора Глинки).
В «Святочных рассказах» Николая Полевого (1826) речь прямо идет о светопреставлении: «Будет (…) время, когда живые позавидуют мертвым».
Стало быть, изречение взято из Библии? В Библии буквально этих слов нет, хотя есть нечто очень близкое: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апокалипсис, 9:6); «И ублажил я мертвых (…) более живых» (Екклесиаст, 4:4).
Но кроме библейских пророчеств, у этого оборота мог быть еще один источник — «Иудейская война» Иосифа Флавия. Сочинение Флавия об осаде и разрушении Иерусалима римлянами было излюбленным чтением в Древней Руси. О «леворадикальной», как сказали бы мы, группировке зелотов здесь говорилось: «Зелоты (…) одинаково лишали погребения как убитых на дорогах, так и замученных в городе (…). Кто похоронил одного из своих близких, тот был наравне с перебежчиками наказан смертью (…). От живых их гнев переходил на убитых, а от мертвых опять на живых. Уцелевшие считали блаженными изведенных раньше». В раннем английском издании «Иудейской войны» (1767 г.) переведено: «Это заставляло живых завидовать мертвым».
По-настоящему популярным на Западе это изречение стало с появлением ядерного оружия. В 1960 г. вышел в свет трактат американского футуролога Германа Кана «О термоядерной войне». 2-я глава книги называлась: «БУДУТ ЛИ ВЫЖИВШИЕ ЗАВИДОВАТЬ МЕРТВЫМ?» Вопрос этот рассматривался обстоятельно, с таблицами и диаграммами, а ответ давался, в общем-то, отрицательный: окончательной катастрофы не произойдет, процент погибших от прямых и отдаленных последствий войны будет гораздо меньше, чем думают. Кан, вероятно, хотел дать отпор «пораженческим» настроениям в западных обществах («лучше быть красным, чем мертвым»).
Гораздо дальше шел председатель Мао. На съезде китайской компартии в мае 1958 г. он выразил готовность пожертвовать двумя третями человечества, чтобы оставшиеся жили при коммунизме.
Кубинский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, случился осенью 1962 г. А летом следующего года Хрущев, уже окончательно рассорившийся с Мао, заявил: «Когда говорят, что народ, совершивший революцию, должен начать войну, (…) чтобы (…) на развалинах мира создать более процветающее общество, — это невозможно понять, товарищи! (…) Произойдет такое заражение земной атмосферы, что неизвестно, в каком состоянии будут оставшиеся в живых люди — не будут ли они завидовать мертвым?» (речь в Москве 19 июля 1963 г.).
Хрущев, стало быть, не запугивал американцев, а возражал китайцам. Это заявление было встречено в Америке с пониманием. После убийства Джона Кеннеди его вдова Жаклин писала Хрущеву: «Он не раз цитировал в своих речах Ваши слова: «В будущей войне оставшиеся в живых будут завидовать мертвым”».
На Западе этот оборот еще и теперь нередко считают цитатой из Никиты Сергеевича.
У нас же решительно преобладает мнение об авторстве одноглазого Сильвера.
Вот такой разнобой.
Константин Душенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *