Ибн хордадбех

Основным источником сведений о жизни наших предков является рукопись монаха Нестора — Повесть временных лет. Для этого Нестор, живший в XI веке, использовал славянские летописные своды. Но он не подозревал, что сведения о жизни славян существуют не только в них.

В Х веке о жизни иноземных современников люди часто ничего не знали. Но были в те далекие времена и смельчаки, которые, преодолев тысячи миль, могли не только рассказать, но и написать все, что видели своими глазами. Таким был, например, багдадский торговец Ибн-Хаукаль, отправившийся в путешествие ради денег, а вернувшийся с богатым грузом знаний.

Путь арабского купца

История умалчивает о точной дате рождения Ибн-Хаукаля. Правда, существует версия, что он родился в 923 году. Но даже место его рождения вызывает у историков споры — Насибин (Месопотамия) или Багдад. Последний в те времена, хоть и являлся столицей Арабского (Багдадского) халифата, был неспокойным городом, ибо династия Аббасидов переживала упадок, и в каждом квартале были свои негласные правители.

Багдадские торговцы, к числу которых принадлежала семья Ибн-Хаукаля, также переживали кризис. Некогда богатая купеческая династия терпела убытки вследствие беспорядков и экономической нестабильности и в Багдаде, и в халифате в целом. В таких обстоятельствах наследник династии Ибн-Хаукаль принял для себя решение отправиться по торговым делам по землям халифата. На тот момент империя хоть и была похожа на лоскутное одеяло, но все-таки это был знакомый исламский мир. Стоит упомянуть, что Аббасиды некогда правили территорией от современной Испании до Афганистана, включая всю Северную Африку. Так что путь Ибн-Хаукалю предстоял неблизкий.

Но не только тяга к богатству поддерживала молодого торговца в его стремлении отправиться в путь. Еще в детстве получив хорошее образование, он познакомился с трудами арабских авторов — Аль-Джейхани, Ибн-Хордадбеха и Кудамы, в которых описывались дальние земли. Желание увидеть их своими глазами, а самое главное — людей, их населяющих, стало для багдадского юноши не менее веской причиной для путешествия.

В мае 943 года, в священный для мусульман месяц Рамадан, Ибн-Хаукаль со слугами выехал из Багдада. Тогда он еще не подозревал, что впереди его ждут долгие 30 лет странствий и путешествий по огромной территории. Поначалу он действительно занимался только торговыми делами. Но через несколько лет, в 953 году Ибн-Хаукаль отправился на восток, где в долине Инда встретил другого ученого араба — Абу-Исхака-аль-Фариси аль-Истахри. Последний показал ему свой труд «Книга климатов» и географические карты к ней. Все они были созданы под впечатлением от увиденных Аль-Истахри стран и краев. Впоследствии Ибн-Хаукаль, взяв за образец его книгу, написал свой труд об увиденных землях, народах и обычаях.

В его книге «Китаб ал-месалик вал-мамалик» («Книга путей и стран») есть немало удивительных описаний. Так, помимо прочих, им были даны характеристики городам, поселениям и рекам на территории Средней Азии. В частности, это были Исфиджаб, Тараз, Сауран, Суткент, Фараб, Кедер, расположенные на территории Южного Казахстана. Ибн-Хаукаль подробно описал Каспийское и Аральское моря, реки Итиль (Волга) и Сырдарья. На счастье историков, путешественник снабдил свое творение географическими картами «Сурат ал-ард» («Лик земли»), наглядно иллюстрирующими воззрения географов того времени.

Хазарские беженцы

За 30 лет странствий Ибн-Хаукаль побывал в разных странах Азии, Африки и Европы. Так, в мусульманской Испании и на Сицилии путешественник увидел население, которое он посчитал нецивилизованным и варварским. В Африке он дошел до точки, лежащей южнее экватора, посетил Византию, Кавказ и Южный Прикаспий.

Последний регион замечателен тем, что прибыв сюда в конце 60-х годов X века, то есть через 20 лет после начала своего путешествия, Ибн-Хаукаль встретил здесь толпы беженцев. Все они были жителями некогда процветавшего Хазарского каганата. Они рассказали об ужасе, который пришел в их жизнь с севера. И имя ему было — князь киевский Святослав Игоревич.

«В лето 6473 (965) пошел Святослав на хазар, — писал Нестор в Повести временных лет. — Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».

Именно поход киевского князя Святослава Игоревича положил начало концу Хазарского каганата. Спасаясь от северных варваров, хазары пытались найти убежище в империи Саманидов, в Джурджане — древней Гиркании, на территории Южного Прикаспия. Там-то их и встретил Ибн-Хаукаль.

«В настоящее же время, — пишет араб, — не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им».

Ибн-Хаукаль описал поход Святослава Игоревича со слов разных людей и, соединив их воедино, получил некий маршрут похода русов. С его точки зрения, он выглядел так: Волжская Булгария, Хазран, Итиль, Семендер, Дербент. По землям северокавказского каганата, по словам Ибн-Хаукаля, русы прошли, как всепожирающее пламя. Учитывая, что киевляне тогда исповедовали язычество, то особому истреблению подвергались мечети, церкви и синагоги. Там, где побывали дружинники Святослава Игоревича, как поэтично пишет араб, «если что и осталось — так только лист на лозе».

Варварские обычаи

Несомненно, большой интерес представляют характеристики и сведения о славянах, данные в книге Ибн-Хаукаля: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Куябой (Киев. -Примеч. авт.), который есть больше Булгара. Другое племя выше первого, оно называется Славия (Новгород. -Примеч. авт.), а царь ее… Еще колено же называется Артания, а царь его находится в Арте (предположительно, Ростов Великий. — Примеч. авт.). Люди отправляются торговать с ними в Куябу; что же касается Артаны, то я не слыхал чтоб кто-нибудь рассказывал, что он был там с (другими) иностранцами, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Арты вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец».

Несомненно, быт и описание традиций русов Ибн-Хаукаль воспроизводил со слов переселенцев. Однако даже такой, искаженный чужим восприятием взгляд представляет для историков немалую ценность.

«Рус есть народ, который сожигает своих мертвецов, — писал араб об языческом обряде похорон. — С богатыми же из них сожигаются их девушки для блаженства их душ, как это делают в Гане, Куге и в областях страны Гинд, в Канудже и других местах… Одежда их — малые куртки; одежда же Хазар и Булгар — целые куртки… Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие лошадиной гривы и окрашивают ее желтой (или черной) краской».

Помимо похода на хазар, Ибн-Хаукаль описывает и другие военные успехи русов. В частности, он упоминает, что ограбив хазарские города Итиль и Семендер, русы «отправились тотчас в Рум и Андалус». Однако это была не испанская Андалузия, а скорее всего, области на территории Византии. Также Ибн-Хаукаль повествует о союзнических связях киевлян с печенегами.

Конечно, события, а особенно — их трактовки, описанные багдадским странником, часто вызывают вопросы. В частности, отдельные историки полагают, что хазарские беженцы бежали не от мечей дружинников Святослава Игоревича, а от оружия норманнов. Ведь для хазар не было большой разницы между племенами северных язычников, которые были для них «все на одно лицо».

Немало копий было сломано в спорах о загадочном городе Арта. Многочисленные версии местонахождения Арты располагают ее почти во всех регионах Восточной Европы, от Урала до Карпат и от Скандинавии до Тамани. Но большая часть востоковедов считает, что Арта лежала в районе Ростова-Белоозера, где в IX веке, по данным археологии, располагался торгово-ремесленный центр на месте Сарского городища.

Как сложилась судьба ученого араба после путешествия, история умалчивает. Исследователи полагают, что его жизнь завершилась уже в 979 году, спустя 2 года после окончания «Книги путей и стран».

Прохор ЕЖОВ

  1. Кто такие исламские ученые
  2. Астрономия
  3. Биология
  4. География
  5. Математика
  6. Медицина
  7. Химия
  8. Исламская наука

Ислам подарил миру целую плеяду замечательных выдающихся ученых, как в сфере богословия, так и в светских науках. Особенно расцвет светской науки пришелся на период Исламского ренессанса, с восьмого по тринадцатый век, когда исламское государство Арабский халифат являлось одним из самых крупных государств в мире и стало основой для формирования огромного общемусульманского пространства, которое даже после того, как Арабский халифат прекратил свое существование, продолжало свое развитие.

Исламские ученые проявили себя во многих областях светских наук, как философия и математика, химия и медицина, астрономия и география и подарили миру такие научные достижения, которые не просто сказали новое слово в науке, но дали человечеству много ценных научных открытий, развивая знания, оставленные римлянами и египтянами, греками и многими поколениями других цивилизаций, живших до них, совершив немало настоящих прорывов в разных областях наук.

Мусульманские ученые в эпоху Исламского Ренессанса встречали со стороны правителей поддержку своей научной деятельности. Арабский халифат развивался с опорой на практическое значение достижений науки в самых разных областях медицины и математики, а также других научных сферах. Не только ученые Ислама, но и деятели искусств, писатели проявили себя в общекультурном пространстве как выдающиеся мастера в своей области. Стараниями мусульманских художников, писателей, путешественников и исследователей, ученых и изобретателей была создана уникальная культура, влияние которой распространилось на каждый земной континент. Арабский язык стал универсальным языком науки, на котором общались между собой деятели науки и искусства из самых разных уголков исламского мира.

Астрономия

Мусульманские ученые активно изучали астрономию, их открытия стали значительным вкладом в науку. В городах Халифата открывались обсерватории уже в период Средневековья и размещались во всех крупных мусульманских центрах, а возле Тебриза ученым ат-Туси была основана самая крупная на тот момент времени обсерватория в мире – Марагинская обсерватория.

О предположении того, что наша планета вращается вокруг Солнца, впервые заявили исламские ученые ибн аш-Шатир, Насир ад-Дин ат-Туси и Шараф ад-Дин ат-Туси, и именно они усовершенствовали астролябию – инструмент, с помощью которого определялось месторасположение звезд и расстояние между ними. Величина земной окружности была рассчитана мусульманскими учеными братьями Муса еще на рубеже девятого и десятого веков.

Доказательства вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца представил исламский ученый из Хорезма аль-Бируни, автор «правила Бируни» — метода, который широко применялся в науке.

Мусульманскому ученому аль-Фергани принадлежит открытие такого явления, как пятна на Солнце, его научные исследования в течение семи веков в Европе использовались как учебное пособие. Мусульманским ученым Улугбеком был составлен каталог звездного неба «Гурганский зидж» еще в начале пятнадцатого века. Он же является автором «Новых Гурагановых астрономических таблиц», которые являются таким же по важности пособием по астрономии, как «Альмагест» Клавдия Птолемея или астрономические таблицы Альфонса X.

Биология

Впечатляют достижения исламских ученых и в области биологии. Около полутора тысячи видов лекарственных растений было описано в научном труде ученого ибн аль-Байтара, который в области биологии на тот период являлся одним из основных научных источников.

География

Огромные вклад внесли ученые Ислама также в развитие мировой географии – географ Средневековья аль-Фергани дал описание в своем научном труде «Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах» семи земных климатов. Он описывает Планету Земля и подробно останавливается на описании Каспийского, Азовского и Черного морей.

В области географии проявил себя и мусульманский путешественник и ученый Мухаммад ибн Баттута, который совершил путешествие от Китая до Тимбукту и от Момбасы до Булгара, и всего преодолел в сумме расстояние боле ста двадцати тысяч километров – не каждый современный путешественник на такое решится.

Известным путешественником и первооткрывателем, который составил новую карту мира является исследователь Пири-реис, которому причисляют открытие Антарктиды, Северной и Южной Америки, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Математика

В области математики особенно проявил себя мусульманский математик Мухаммед аль-Хорезми, которому принадлежит авторство десятичной системы счёта, а также исследования в области дробей и тригонометрических функций. Мухаммед аль-Хорезми также является автором книги по алгебре «Китаб аль-Джабр валь-Мукабал», из части названия которого и произошло само слово «алгебра», а имя исламского ученого стало нарицательным и вошло в основу термина «алгоритм».

Способы засекречивания информации человечество совершенствует уже более трёх тысяч лет, и первым известным пособием по криптоанализу стал научный труд 1000-летней давности «Трактат о дешифровке криптографических сообщений» мусульманского ученого из Басры Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди.

Медицина

В области медицины мусульманские ученые достигли огромного научного прорыва: госпитали и больницы впервые были построены в Арабском халифате, и там же появились первые мединституты.

Именно ученые Ислама были первыми в области исследования глазных болезней. Первым из врачей, который описал ответный рефлекс зрачка, стал Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, и он же описал такие заболевания, как лихорадка и ветряная оспа.

Еще один мусульманский ученый, которого знают на Западе под именем Авиценны, ибн Сина открыл впервые целый ряд заразных заболеваний. Ему же принадлежит первенство в открытии анестезии, он также сделал ряд важных наблюдений в остальных областях медицины. Ибн Сина является автором научного труда «Канон врачебной науки», который как учебник использовался в мединститутах Европы.

Первый хирург, который внедрил швы с применением овечьих кишок или кетгута в постоянную практику, тоже был мусульманином – доктор Абуль-Касим аль-Захрави из Андалузии изобрел такие применяемые в медицине и сегодня инструменты как шприцы и скальпели, хирургические иглы и щипцы.

Первая хирургическая операция по онкологии также была сделана исламским ученым Али ибн Аббасом, который является автором медицинской энциклопедии «Китабуль-Маликий» — научного медицинского труда, который и сегодня не теряет своей актуальности.

Химия

Основатель химии Джабир ибн Хаян, известный в Европе под именем Гебер, живший в 8 веке, первым описал различные химические операции: перегонку, кристализацию, возгонку, растворение и прочее, а также ряд химических препаратов: щелочь, нашатырь, квасцы, купорос и множество других. В своих работах ученый изложил способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты и свинцовых белил. Он в первые дал научное объяснение окисления, что дало мощный толчек в развитии литейного дела.

Ар-Рази в труде «Книга тайн» ученый поделил химическую практику на три раздела, он в первые в мире осуществил кальцинацию металлов и именно ему принадлежит заслуга классификации всех известных тогда веществ.

Исламская наука

Исламские труды мусульманских ученых

Бесспорным авторитетом во всем мире пользуются исламские ученые богословы, среди которых не только основатели мазхабов, но и ведущие хадисоведы, жившие и занимавшиеся научной деятельностью на всем протяжении истории Ислама.

Одним из самых ярких представителей исламской религиозной науки является Имам Абу Ханифа, который был одним из праведных и достойных исламских богословов. Имам Абу Ханифа является основателем одной из основных школ мусульманского права, которая была названа его именем – ханафитского мазхаба.

Основателем еще одной правовой школы Ислама является Имам Аш-Шафии, именем которого назван шафиитский мазхаб. Имам Мухаммад аш-Шафии был известным исламским богословом, выдающимся представителем религиозной науки в области хадисоведения, который внес огромный вклад в формирование мусульманского права, сделал многое для религиозно-правовой методологии Ислама. Он является автором книги ар-Рисаля, которая была написана в конце его жизни – этот факт дает право называть Имама аш-Шафии отцом юриспруденции Ислама.

Еще одним выдающимся исламским ученым богословом является Имам Малик. Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи – один из выдающихся ученых богословов Ислама, который является основателем маликитской правовой школы. Имам Малик был выдающимся факихом и мухаддисом, его авторству принадлежат такие основополагающие мусульманские научные религиозные работы, посвященные мировоззренческим мировым проблемам, как «Китаб аль-Муватта», «Тафсиру Гариб аль-Коран», «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр» и другие. Имам Малик посвятил свою научную деятельность в области хадисоведения классификации хадисов и установления надежности передатчиков хадисов. Его научная работа «Китаб аль-Муватта» — результат предпринятой им попытки систематизации хадисов Пророка Мухаммада ﷺ.

Среди самых авторитетных исламских ученых хадисоведов называют имя Имама ан-Насаи. Полное имя имама — Абу Абдуррахмун Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи. Он вошел в историю религиозной исламской науки как один из выдающихся знатоков хадисов Посланника Всевышнего ﷺ. Авторству этого человека принадлежит шесть самых известных сборников хадисов, которые до сих пор считаются одними из самых авторитетных в Исламе. Это такие научные работы, как «Ас-Сунан аль-Кубра», «Сунан ан-Насаи», а также книга «Ад-Дуафа уаль-матрукун», в который вошли имена тех передатчиков хадисов, которые считают слабыми и недостоверными.

Одним из исламских великих ученых, посвятивших свою деятельность изучению шариатских наук, является Имам Ат-Тирмизи, который вошел в историю исламской науки как автор целого ряда научных трудов в разных направлениях исламской религиозной науки. Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи был исламским правоведом и ученым-богословом. Он является автором терминов «гариб» и «хасан», что означают слабые и недостоверные и хорошие хадисы. Имам ат-Тирмизи является автором сборника хадисов «Сунан ат-Тирмизи», который в исламской науке считают одним из самых авторитетных собраний хадисов – в нем содержится около четырёх тысяч хадисов, систематизированных по главам и разделенных на категории «сахих» или «достоверные», «хасан» или «хорошие» и «даиф» или «слабые».

Имама Абу-Дауда называют ученым хадисоведом, который достиг уровня иджтихада в Исламе. Его научный труд «Сунан» включен в шесть самых достоверных сборников хадисов, которые признаны таковыми учеными исламоведами. После сборников хадисов Муслима и Бухари «Сунан» имама Абу Дауда занимает третье место по важности для всей исламской религиозной науки.

Имам Муслим или Асакир-ад-дин Абу-ль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури являлся правоведом, хадисоведом и богословом, ученым Ислама, учеником имама аль-Бухари, который стал автором одного из наиболее авторитетных в религии Ислама большого сборника хадисов под названием «Сахих Муслим». Всего имам Муслим написал около двадцати научных богословских трудов, посвященных хадисоведению, изучению передатчиков хадисов и их классификации.

Учителем имама Муслима был известный и уважаемый в Исламе имам аль-Бухари, который является автором «Аль-Джами ас-Сахих»– высоко авторитетного канонического сборника хадисов. Полное им выдающегося исламского ученого богослова — Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари.

В ряду великих ученых Ислама в области хадисоведении и других отраслей религиозной науки обязательно важно упомянуть и Имама Ахмада ибн Ханбала, который является основателем ханбалитской религиозной правовой школы, а ханбалитский мазхаб является одним из четырех основных правовых религиозных школ Ислама.

В противовес другим существующим религиям Ислам, начиная с самого раннего своего развития и по нынешние годы, поощряет мусульман стремиться к знаниям, постигать их и заниматься науками, возводя ученых Ислама в любой области знаний в ранг элиты.

В Исламе религия и наука имеют изначально один источник – Всевышний Аллах дает миру знания о всех областях жизни, наставляя на путь истинный в изучении окружающего мира. Наука и религия в Исламе идут вместе, не опровергая друг друга, и с каждым научным открытием истинность исламской веры только подтверждается. Священная Книга Коран содержит в себе сведения, подтверждающие все те научные знания, которые человечество сумело получить за всю историю своего существования и они явились частью чудес Корана, Божественной Книги, руководству для людей разумеющих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *