Иеффай и его дочь

Библейская энциклопедия

Иеффай (Бог откроет, т. е. освободит, сделает свободным) (Суд. XI, 1, Евр. XI, 32) – один из замечательнейших Судей народа израильского, сын Галаада от наложницы. Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь, собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своей воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны аммонитян с Израилем старейшины галаадские просили его принять начальство над ними и сразиться с аммонитянами. Иеффай сказал старейшинам: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? Зачем же пришли ко мне нынче, когда вы в беде? (Суд.XI, 7). Затем он согласился сделаться их начальником, впрочем, с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда. Прежде сражения Иеффай два раза отправлял послов к ц. аммонитскому для переговоров, но они не имели успеха. Тогда, возбужденный Духом Божиим, он сразился с аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов, начиная от Ароера на Арноне до Минифа и Авель-Керамима. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу – принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первой выходит навстречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнав о его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над ней обет свой, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, замечает свящ. писатель кн. Судей, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году (Суд.XI, 1–40). По одним комментаторам, как, напр., по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь. После победы над аммонитянами Иеффай недолго жил в своем доме. Ефремляне, недовольные, что Иеффай не пригласил их с собой на войну против аммонитян, вступили в Галаад, угрожая сжечь Иеффая со всем его домом. Он старался сначала успокоить их убеждениями, но убеждения не подействовали. Тогда Иеффай, собравши всех жителей Галаада, сразился с ефремлянами и разбил их. Немедленно после победы он велел занять все переправы через Иордан, и, когда кто-либо из ефремлян, спасшихся от меча, приходил к переправе, его спрашивали: не ефремлянин ли он? Если тот говорил: нет, то его заставляли произнести слово: шибболет (колос). Ефремляне не могли правильно выговаривать это слово, и потому всякого, кто произносил сибболет, умерщвляли у переправы (Суд. XII, 1–7). Всего пало здесь ефремлян 42 000. Иеффай был судьей Израиля шесть лет. Пр. Самуил указывает на него как на одного из великих мужей, воздвигнутых Богом на защиту своего народа (I Цар. XII, 11), и св. ап. Павел в Послании к Евреям упоминает о нем в числе других великих мужей, одержавших великие победы силой веры в Бога (Евр. XI, 32).

Библейская история

В Викитеке есть полный текст:
глав 11 и 12 (об Иеффае) Книги Судей Израилевых

Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишённый своими сводными братьями наследства и изгнанный из дома, он удалился в пустыню в земле Тов и там стал атаманом шайки грабителей.

«Возвращение Иеффая» Дж. А. Пеллегрини«Дочь Иеффая» (Томас Бьюкенен Рид, 1858).

Когда израильский народ, истомившись под разорительным игом аммонитян, обратился к нему с мольбой о помощи, он стал во главе собравшегося ополчения и наголову разбил врага.

И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

По возвращении Иеффая с поля битвы навстречу ему вышла его единственная дочь (её имя в Библии не упоминается). Узнав об обете, она попросила отца только отпустить её на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и «он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд. 11:39).

Толкователи относятся к этому факту различно: одни понимают его буквально, в смысле человеческого жертвоприношения, другие полагают, что дочь Иеффая осталась в девстве.

Иеффай был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в Книге Судей (гл. 11 и 12).

Существует предположение, что в первоначальной традиции Иеффаю приписывалась также победа над моавитским войском.

Ссылки

Иеффай на Викискладе

  • Ифтах — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иеффай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31
  • Иеффай

Этапы эпохи судей

Судьи Израиля

Другие герои эпохи судей

В Израиле Варак Иаиль Иофам Ноеминь Руфь Вооз Анна Пророчица У других народов Раав Еглон Хусарсафем Иавин Асорский Сисара Далила

Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

В книге Судей читаем: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим… И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои… И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» (11:30-40).
Каким образом судья израильского народа Иефай совершил обет свой, который дал Господу?
Михаил ЦЕРКОВНИК, г. Хмельницкий, Украина

Уважаемый Михаил, ответ на вопрос, который вы задали, сегодня интересует многих. Над этой историей на протяжении веков размышляют многие историки, теологи и исследователи Библии, но придти к единому мнению так и не могут. Существует три различных мнения, каким образом Иеффай исполнил свой обет данный Господу, которые, как считают исследователи Библии, имеют право на существование.
Учитывая то, что Иеффай очень переживал о том, что дал такое опрометчивое обещание, некоторые толкователи Библии считают, что он в действительности принес дочь в жертву всесожжения. Однако другие исследователи возражают против такого мнения, обращая внимание на то, что закон Моисея категорически запрещал принесение в жертву людей. Вот одно из повелений: «Не делай так Господу Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим; они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор. 12:31). В законе также написано о возможности выкупа за деньги людей посвященных Господу (Лев. 27:1-8).
Защитники версии принесения в жертву дочери сомневаются, что Иеффай знал законы, данные для Израиля. Противники такой версии, напротив, убеждены, что знал. В доказательство своего мнения они обращают внимание на послание, которое передает Иеффай царю Аммонитскому, где он рассказал историю странствования израильского народа по пустыне (Суд. 11:14-28). Если он хорошо знал истории путешествия по пустыне, то вероятно знал и законы, которые были даны во время этого путешествия. Защитники версии принесения дочери в жертву всесожжения, в свою очередь, считают, что для Иеффая было большой проблемой выкупить за деньги дочь, посвященную Господу. Поэтому та печаль, которая наполняла сердце Иеффая, считают они, свидетельствует о том, что Иеффай все же принес дочь в жертву всесожжения.

Вторая версия заключается в том, что Иеффай все же смог избежать буквального исполнения своего обещания через выкуп. Как аргумент для своих доказательств исследователи приводят места из священного Писания, например, 1 Царств 12:11 или Послание к евреям 11:32, в которых действия Иеффая восхваляются, а его самого приравнивают к героям веры. Если бы он принес в жертву всесожжения свою дочь, вряд ли он был бы уважаемым среди израильтян. В Священном Писании описывается случай принесения в жертву своего сына царем Моавитским. Когда он принес его в жертву перед глазами израильтян, они вознегодовали и даже ушли с поля боя. Вот как эта история описана на станицах Библии: «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечем, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него, и возвратились в свою землю» (4 Цар. 3:26-27). Если Израильтяне вознегодовали при принесении в жертву всесожжения сына языческим царем, то как бы они посмотрели на то, что человеческая жертва была принесена в их народе и их руководителем?

В израильском народе человек в жертву не приносился. За него давался выкуп. Вот одно из записанных постановлений: «Отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота. Какой у тебя будет, мужеского пола, – Господу. А всякого из ослов, разверзающего, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13:12-13). Обратите внимание, что даже осла нельзя приносить в жертву всесожжения, так как он считался нечистым животным, а тем более человека. Другие наставления о выкупе можно прочитать в книгах Числа 18:15-17 или Левит 27:1-8.
И, наконец, третья группа исследователей считает, что обещание Иеффая было исполнено следующим образом: дочь его была обречена на безбрачие и пожизненное служение при скинии. В священном Писании мы читаем, что некоторую работу при скинии исполняли женщины. Для Иеффая это могло быть значительным наказанием, так как в древности очень важное значение придавалось продолжению рода. Если не было продолжения рода, то это считалось позором и проклятием для главы семейства. При таком исполнении своего обещания Господу, род Иеффая прекращал свое существование, что могло быть настоящим горем для Иеффая. Защитники такого мнения особенное внимание обращаю на слова, где неоднократно говорится, что подруги дочери оплакивали ее девство, и, что она «не познала мужа».

Нам трудно сделать однозначный вывод, как было в действительности. В описании действий Иеффая не содержится подробностей, которые окончательно убеждали бы нас принять одно из мнений. Большинство комментаторов, рассказывая об этой истории, приводят все три варианта, которые возможны в данной ситуации. Небо почему-то скрыло от людей развязку этой истории.
Но размышляя над ней, хотелось бы задать себе вопрос: А так ли важно для нас, как исполнил свой обет Иеффай? В этой истории есть более важные уроки, которые нам всем сегодня необходимо взять для себя. Первое – не спешить давать необдуманные обеты Господу, особенно там, где в этом нет необходимости. Сам обет Иеффая необдуманный и противоречивый. Если бы ему навстречу выбежала, например, собака, то ее тоже нельзя было бы приносить в жертву всесожжения, потому что она относится к нечистым животным. Для принесения жертвы всесожжения были определенные правила.
Второй урок: если уже дали обет, то его нужно исполнить, даже если при этом мы понесем утрату. Как исполнил свой обет Иеффай, мы в точности не знаем, но для нас важно то, что он исполнил свой обет, и о нем осталась память как о муже, который в жизни проявил доверие Господу.

И третий важный урок: обратите внимание на дочь Иеффая. Она могла рассчитывать на светлое будущее. У нее отец судья в Израиле, что означало почетное положение в обществе, жизнь в достатке. И когда она услышала о том, что отец дал обет пред Господом, и что это теперь относится и к ней она сказала: «Отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом, – и делай со мною то, что произнесли уста твои». Сколько любви, доверия и покорности как Господу, так и своему отцу. Какое глубокое разумение того, что данные обеты нужно исполнять. И она готова была пожертвовать собой ради исполнения обета, данного ее отцом. Эти уроки более важные для нас сегодня, чем знание того, как исполнил свой обет Иеффай.
Хорошо знать все истории, записанные в Библии. Хорошо, что люди внимательно изучают Библию, обращая внимание на незначительные детали. Неплохо было бы, конечно, знать и о том, как все же исполнил свой обет Иеффай. И в вечности мы узнаем, что сделал Иеффай в действительности. Но намного важнее научиться в критические моменты своей жизни оставаться верными Господу. И в этом вопросе Иеффай и его дочь для нас служат хорошим примером.

Пастор Мирон ВОВК

В одиннадцатой главе Книги Судей мы находим историю об Иеффае Галаадитянине, давшем перед боем с Аммонитянами обет. По этому обету он в случае победы должен был принести на всесожжение Господу то, что по возвращении выйдет из ворот его дома навстречу ему (Суд.11:31). Как сообщают два последующих стиха, «пришёл Иеффай к Аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд.11:32-33). Иеффая, вернувшегося из похода на малую родину, встречала его единственная дочь. Именно её Иеффай должен принести на всесожжение Господу. Опечалился Иеффай и «разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:35). На что его дочь сказала: «Отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам … сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими» (Суд.11:36-37). Иеффай отпустил дочь, и «она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах» (Суд.11:38). «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» – сообщает нам о дальнейших событиях Книга книг (Суд.11:39-40).

Итак, наметим несколько вопросов, которые возникают при чтении этого фрагмента Священного Писания.

  1. По молитве ли Иеффая Господь предал его врагов ему в руки, или Аммонитяне были бы разбиты и без вышеупомянутой клятвы?
  2. Была ли эта клятва угодна Богу?
  3. Была ли дочь Иеффая принесена в жертву?

Отвечая на первый вопрос, нелишним было бы вспомнить при каких обстоятельствах Иеффай стал судьёй Израильского народа. Сразу после смерти Гедеона, возвратившего Израиль к Истинному Богу, евреи «опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа» (Суд.8:33). Так продолжалось 30 лет, пока не «воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян» (Суд.10:7). И, как это всегда бывает, вспомнили и «возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам. … согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне. … И не потерпела, душа Его страдания Израилева» (Суд.10:10,15,16). Господь устрояет так, что Иеффай, сын Галаада, сына Манассии (ср.: Суд.11:1 и Чис.26:29-30) и блудницы, стал тем, кого призвали на помощь старейшины и кто освободил Галаадскую землю и всё южное Заиорданье от Аммонитян. Он был человеком, который по установлению, запечатлённому во Втор.23:2, был изгнан из общества Израилева, потомки которого до десятого колена не могли войти туда (см.: там же). Он стал, как можно понять по Суд.11:3, предводителем банды, промышлявшей в земле Тов (вероятно, местность на горах Аврон). За свою помощь Иеффай берёт слово со старейшин, что он останется начальником всех жителей Галаадских (см.: Суд.11:6-10), то есть призывает нарушить Божие установление, означенное выше…

Под предводительством Иеффая галаадитяне разбили Аммонитян (см.: Суд.11:32), но это происходит после того, как Иеффай, когда на нём был Дух Господень, дал свой обет. Факт Божественного вдохновения, то есть присутствия на человеке Духа Господня подчёркнут автором Книги Судей ещё три раза (по отношению к Гофониилу в Суд.3:10, к Гедеону в Суд.6:34 и дважды к Самсону в Суд.14:6,19). И каждый раз это был выдающийся человек для Израиля, избавитель и, что важно, твёрдый поборник монотеизма.

Но вернёмся к первому вопросу. Очевидно, что молитва Иеффая не стала решающим моментом в его победе над Аммонитянами, так как ему победа была, так сказать, суждена, предопределена уже тем, что он стал судьёй Израилевым. Это также подтверждает и то, что Дух Господень уже был на Иеффае, когда он произносил молитву, но это не значит, что его молитва не имела никакого значения. Она была нужна самому Иеффаю как человеку грешному, не знающему своё будущее, полностью полагающемуся на волю Божью, и как человеку смиренному, ведь Бог «смиренным даёт благодать» (Прит.3:34). Такая молитва и последующий за ней обет были угодны Господу.

Итак, мы подошли к рассмотрению главного вопроса: убил ли Иеффай свою дочь? Для ответа на данный вопрос спросим, а мог ли правоверный иудей принести в жертву человека?

Во-первых, Пятикнижие Моисеево прямо осуждает человеческое жертвоприношение.

  • «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев.18:21);
  • «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьёт его камнями» (Лев.20:1-2);
  • «Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор.12:31).

Во-вторых, в то время любая жертва приносилась на строго определённом месте – жертвеннике, который тогда находился в Орфе, селении на территории колена Манассии. Но нигде не написано, что Иеффай туда ходил.

В-третьих, странное желание для девушки, которую хотят убить, оплакать своё девство (Суд.11:37), а не жизнь. Тем более странно, что немного ниже, через два стиха, автор Книги Судей ещё раз подчёркивает, что она «не познала мужа». Напрашивающуюся же версию о том, что автор Книги Судей таким образом аллегорически указывает на смерть девушки, нельзя проверить, так как во всём Ветхом Завете нет похожих оборотов, указывающих на смерть.

Следственно, мы вправе предположить, что Иеффай отдал свою дочь в служение при Скинии, где она пребывала до скончания лет своих, храня своё девство.

***

Это лишь версия, призванная разрешить одну из самых загадочных историй Ветхого Завета, которая вызывала и вызывает массу недопониманий и атеистических спекуляций. Версия, не претендующая на звание истины. Нужно признать, что данная версия не соответствует мнению святых Отцов, которые видели в случившемся с Иеффаем предупреждение каждому из нас об опасности не обдуманной клятвы. Объясняя, почему Господь не остановил детоубийство, святитель Иоанн Златоуст писал: «Знаю, что из-за этой жертвы многие из неверных обвиняют нас в жестокости и бесчеловечии; но я могу сказать, что попущение этой жертвы есть доказательство великой попечительности и человеколюбия (Божия), и что, заботясь о нашем роде, Бог не остановил этого заклания. Если бы Он, после того обета и обречения, остановил жертву, многие и после Иеффая, в надежде, что Бог не примет, стали бы делать множество таких обетов и таким путём доходили бы до детоубийства. Но теперь, попустив детоубийству совершиться на деле, Он отвёл от него всех людей последующего времени. И что это правда, так – после заклания дочери Иеффая, дабы это событие всегда было памятно и несчастие не предалось забвению, у иудеев стало законом, чтобы девы, сходясь в известное время, сорок дней оплакивали сделанное убийство, и плачем этим возобновляя память о жертве, вразумляли всех потомков и научали, что оно сделано не по воле Божией. Иначе Бог и не попустил бы девам скорбеть и плакать. И что говорю это не по догадке, показало последствие. После этой жертвы никто уже не давал подобного обета Богу. Для того Он этой жертвы не остановил, а ту, которую сам заповедал, – жертву Исаака, остановил, чтобы тем и другим показать, что не услаждается Он такими жертвами» (XIV беседа к антиохийскому народу. Т.2, с. 160-161).

Преподобный Феодорит Кирский пишет: «Крайне несмыслен обет Иеффаев. Ибо надлежало ему представить, что вероятно прежде всего встретится ему пес, или осел, животное по закону нечистое. Посему Владыка Бог, научая чрез него других, делать обеты благоразумно и с ведением, не воспрепятствовал закланию. А что осуждает Бог подобные жертвы, свидетель сему блаженный Давид, который взывает: «и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом. И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским, и убиена бысть земля их кровми», и так далее (Пс.105:37-38). Да и Сам Владыка Бог говорит устами Пророка Иезекииля: «и взяла еси сыны твоя и дщери твоя, яже родила еси Мне, и принесла еси их рачителем твоим. Сие паче всякого блуда твоего» (Иез.16:20-22); и показывая чрезмерность нечестия, присовокупил: «сего не помышлял Я, и не взыде на сердце Мое» (Иер.32:35). Вознамерившись же испытать боголюбие Авраамово, хотя повелел Бог принести Аврааму в жертву сына; однакоже, сделав явным расположение праведника, воспрепятствовал закланию. Да и последующее обнаруживает несовершенство в Иеффае. Ибо, дав обет принести в жертву все, что ни встретится первое, когда увидел, что встретила его дочь, растерзал одежду свою, горько возрыдал, и позволил ей прежде оплакать себя, а потом уже принес в жертву. Но гораздо совершеннее дочь его. Ибо говорит: «аще отверзл еси о мне уста твоя ко Господу, сотвори мне, якоже изыде изо уст твоих, занеже сотвори тебе Господь месть врагом твоим, от сынов Аммоних» (Суд.11:36). Итак Владыка Бог, научая, как должно делать обеты Богу, не воспрепятствовал закланию. После сего история показывает нам усердие Ангелов к Богу. Когда Маное пожелал принести Ангелу козлище; Ангел Божий сказал: «аще мя понудиши, не буду ясти хлеба твоего; и аще сотвориши всесожжение Господеви…, вознеси e» (Суд.13:16), то есть, не имею нужды в пище, и жертвы не приемлю, последняя принадлежит Богу, а первая свойственна природе человеческой. Я и в пище не нуждаюсь, подобно человеку, и не восхищаю себе Божеской чести. И из сего явствует, что Ангелы, угощенные Авраамом, предложенную пищу потребили каким-либо иным образом».

Преподобный же Максим Исповедник толкует данное место Священного Писания аллегорически и видит в нём христологический аспект: «Иеффай олицетворяет Господа, а дочь — Его всепречистую плоть. Иеффай был рожден блудницей, изгнан своими близкими, выйдя , сражался с противниками и победил их, пообещав Богу принести в жертву того из домашних, кто выйдет ему навстречу, — так и Господь по плоти произошел без греха от нашей природы, ходившей блудно, явился сеятелем Собственной плоти, был изгнан иудеями, которые казались Его близкими, одержал ради нас победу и принес Собственную плоть в жертву Богу и Отцу. Ведь «Иеффай» переводится как «открытие Бога»».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *