Иерихон, что это?

У этого термина существуют и другие значения, см. Иерихон (значения).

Иерихо́н (араб. أريحا‎‎, Ариха; греч. Ίεριχώ; ивр. יְרִיחוֹ‎, Иерихо́) — город в Палестинской национальной администрации (ПНА), на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима

Пригороды Иерихона

Достопримечательности

Монастырь Искушения около Иерихона

  • Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита A (8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильтян (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V—VI века). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея, по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар.2:19-22). Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с Долиной царей в Египте.
  • В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII—IX века).
  • К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Сейчас на этом месте расположен православный Монастырь Искушения.
  • В Иерихоне, согласно местному преданию, сохранилось дерево Закхея. Упоминаемая в Евангелии смоковница находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому обществу. На месте где, согласно преданию, находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии.

Библейский рассказ «Взятие Иерихона» (Иисус Навин)

После смерти Моисея в пустыне Иисусу Навину (ивр. Иешуа Бин-Нун) явился Бог и велел ему возглавить народ и вместе с ним перейти Иордан — в Обетованную землю: «Всякое место , на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Моисею , и как был Я с Моисеем, так буду с тобою и не отступлю от тебя , ибо народу сему ты передашь во владение землю, которую Я клялся отцами их дать им.»

Войдя в Обетованную землю, евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. Сначала Иисус посылает в город двух юношей-соглядатаев, чтобы «высмотреть землю» (Нав. 2:1). Они останавливаются в доме блудницы Раав. Поняв, что они соглядатаи враждующей армии, проститутка укрывает их и просит сохранить жизнь ей и её домочадцам, когда армия войдёт в город. Соглядатаи дают такое обещание и отправляются в обратный путь. Погнавшиеся за ними представители иерихонских властей ищут их, но терпят неудачу.

Соглядатаи возвращаются в свой стан, после чего армия выходит на атаку Иерихона. Для этого ей нужно было перейти Иордан, неподалёку от устья. При переходе войска через реку вода Иордана иссякла, армия перешла по сухому дну реки, после чего воды Иордана вновь потекли в Мёртвое море (Нав. 4:18).

В течение семи дней армия окружает городские стены. На седьмой день войско обошло город семь раз, в сопровождении священнослужителей, дующих в трубы (Нав. 6:14-16).

Библейский текст следующего за этим эпизода имеет две интерпретации.

  • Первая, традиционная, основанная на переводе, называемом Септуагинта: «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город» (то есть стена обрушилась сама собой, или от звука труб и боевых кличей).
  • Вторая, менее популярная и основанная на более поздних переводах: «И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа, идущего на приступ. Стена города рухнула до основания, и войско вошло в город и взяло его» (после не значит вследствие.)

Взяв город, Иисус приказывает истребить всё его население. Пощажена была только блудница Раав и её домочадцы. Сам Иерихон был полностью разрушен и сожжён, причём Иисус произнёс заклятие, запрещающее восстанавливать город (Нав. 6:25) и пользоваться серебром, золотом, медью и железом, обнаруженном в городе, для бытовых нужд: всё это должно было быть передано в будущее храмовое хранилище.

Один из воинов еврейской армии «взял из заклятого», и из-за этого в следующей битве войско потерпело поражение. Иисус, узнав про нарушение запрета, обнаружил у одного из воинов золотые предметы, взятые на руинах Иерихона, после чего мародёр был казнён, и божественный гнев утих (Нав. 7:1-26).

В дальнейшем Иисус вступил в сражение с несколькими армиями ханаанских племён, выступивших против него как в одиночку, так и совместно, и победил их, истребив всех жителей их городов, за исключением ханаанеев, живших в Газере, которые не вышли воевать против войска Иисуса и впоследствии остались жить среди колена Эфраима, после раздела страны между коленами.

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 до н. э. С этого времени о нём долго почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66 — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Раскопки древнего города

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Холм, в плане напоминающий эллипс, протянулся с северо-северо-востока на юго-юго-запад, и город занимал площадь 235000 метров квадратных. Археологи раскопали полностью (на севере) ширину городской стены, равную 3 метрам, открыли вторую городскую стену шириной 1,5 метра.

Был открыт ещё кусок стены на том же северном склоне холма с каменным цоколем и сырцовой кладкой высотой 7 метров. Исследовав площадь 1350 метров квадратных между городскими стенами и пробными северными раскопками, ученые обнаружили в верхних слоях позднее мусульманское кладбище, а в нижних слоях — остатки городских построек.

Раскопки на западной стороне холма обнаружили каменные лестницы, сооруженные после разрушения городских стен, под лестницами также находились остатки значительно более ранних домов. В северной части холма открыты стены хеттского здания (здание «Хилани»). Ближе к восточной стене, которая не сохранилась, раскопаны остатки домов. Неподалеку от внутренней городской стены открыты кварталы, занимаемые домами, а также улица под стеной. На площади 200 метров квадратных к западу обнаружена городская стена и остатки зданий, а под стеной найден византийский некрополь. Возле юго-западной стены раскопаны остатки дома иудейской эпохи.

Первоначально археологи насчитали восемь наслоений, последовательно сменявших один другой: мусульманский, самый поздний, представленный могилами; слой византийский; позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи; древнеиудейский (дом над древней стеной), израильский, к которому относятся дом «Хилани», дома в центре (ближе к восточной отсутствующей стене) могилы, лестницы и внешняя городская стена, поздне-ханаанейский (находки между внешней и внутренней городскими стенами и керамика); древнеханаанейский — остатки города с домами и внешней и внутренней городскими стенами, и, наконец, первоначальный слой, тоже разделяющийся на несколько периодов, к которому относятся дома под внутренней городской стеной, некоторые массивы кирпичей на северо-западе…

Город назывался Лунным из-за культа Луны. Начальный и ханаанский периоды Иерихона, из которых последний обозначается разрушением массивных кирпичных стен на северо-западе и возведением двух городских стен — наружной и внутренней, скрывавших город наподобие двух колец. Особенно неприступен он был с востока, откуда донимали кочевники. Население города и в начальный период, и в ханаанский — было одно и то же. В древнейшем слое найдены кремнёвые орудия, орудия из других камней, так называемые чашечные камни.

После разрушения города начального периода Иерихон несколько сдвинулся к югу холма. Ханаанейские стены возведены уже в 3-2 тысячелетии до н. э. Факт разрушения Зеллин соотнес с нашествием «четырех царей Востока», описанным в Книге Бытия.

Двойная крепостная стена Иерихона — исключение для Палестины. Зато у хеттов это обычный способ защиты городов.

Ханаанейский Иерихон красив. В нём ощущаются эгейские и вавилонские мотивы, хотя в основном он самостоятелен. В одном из домов найден каменный божок, аналогичный изделиям Гезера. Погребений ханаанейского периода в городе не обнаружено. Город был разрушен с востока, где уничтожена вся городская стена, и подожжен (всюду следы пожара), после чего некоторое время оставался почти необитаемым. Впрочем, часть населения продолжала жить в Иерихоне, и это археология связывает с поздне-ханаанейским периодом. Период характеризуется так называемой наколотой керамикой. Зеллин посчитал, что на этот раз Иерихон был разрушен израильтянами. В израильскую эпоху в городе долго оставались ханаанейцы, пока целиком не ассимилировались с завоевателями. Однако раскопки начала века показали, что в позднеханаанский период нет никаких следов присутствия другого народа. До нашествия израильтян в середине 2-го тысячелетия до н. э. оставалось ещё несколько столетий… Собственно израильский слой в Иерихоне сам Зеллин датировал XI—IX вв. до н. э. Израильский Иерихон характеризуется необычайным оживлением всей жизни города. Сказывалось влияние связей с арамейскими областями. Построены лестницы поверх разрушенных стен, возведена новая импозантная стена…

Построен дворец «Хилани» в хеттском стиле. Город заполнила разноцветная разнообразная керамика, даже стилизованная под металл. Дворец и стену израильского Иерихона строил Хиил, вероятно, наместник царя Ахава. Иерихон сделался центром значительной области, а крепость защищала от моавитян.

В израильском Иерихоне раскопаны погребения. Они совершались во дворах домов. При костяках обнаружены глиняные сосуды. Дети погребались под полом домов.

В конце VIII века до н. э. царство израильское погибло. Были разрушены стены израильского Иерихона, но город не прекратил своего существования. Над ним два свои периода — ранний и поздний — прожил иудейский Иерихон. Город уже не был укрепленным, но в нём кипела жизнь. Ранний иудейский Иерихон был собран у восточного склона холма. Город торговал через финикийские гавани с Кипром и Египтом. Среди находок встречаются кипрские вазы, индийская керамика, аттические и эллинские сосуды, амулеты, божки и демоны. Иудейский город подвергся разрушению при Содекии вавилонским царем Навуходоносором, напавшим внезапно: в домах осталось много утвари. Город был выжжен, и массы людей уведены в плен.

Новый Иерихон стал отстраиваться на севере (в пределах прежнего). При Артаксерксе III уже уведены в плен все жители. Жизнь на холме прекратилась.

До середины II века до н. э. маккавейский город находился в 2—3 км на северо-запад от холма. С конца II века Иерихон опять оживает, правда, тоже не на холме, а у Вади-Кельт. Здесь он и был разрушен в 70 годах I века н. э. Веспасианом.

Но при Адриане город был опять восстановлен. Тогда ещё «живы» были развалины «Хилани», которые почитались, как «дом Раав». И хотя этот дом более поздний, его представляют домом предательницы города, которая помогла Израилю.

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа — исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении, и тот совершил чудо — слепец прозрел.

Город существовал и в VII—IX веках. Существовал и позже. С XIII века в нём был мусульманский поселок, который в середине XIX века снес Ибрагим-Паша… Но жизнь на холме не прерывалась: осталась древняя Эриха…

Что же касается Иерихонских труб, то, вероятно, это не легенда, а остаток чудесного древнего знания, известного тогда, но недошедшего до наших дней. Как ни странно, исследования Зеллина показали, что стены Иерихона действительно упали! Наружная — наружу, внутренняя — вовнутрь. На несколько десятилетий возник спор: когда?.. И пока единого мнения на этот счет среди ученых нет. Рискнем предположить, что все-таки на рубеже XIV—XIII веков до н. э., каковая версия не отвергается частью специалистов.

Дальнейшие события были сопряжены с новыми открытиями. Случайно разорвавшаяся на холме в 1918 году граната помогла раскопать древнюю синагогу.

С 1929 года раскопки в Иерихоне вел англичанин Джон Герстенг. В 1935-36 гг. он обнаружил нижние слои поселения каменного века! Люди, не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили сначала в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах. В одном из подобных раскопанных домов обнаружен парадный зал с шестью деревянными столбами — остатки храма. Предметов домашнего обихода ученые здесь не нашли, зато обнаружили много фигурок животных из глины: лошадей, коров, коз, овец, свиней, а также пластические скульптуры символов плодородия. В одном из слоев доисторического Иерихона обнаружены групповые портреты (скульптуры) мужчин, женщин и детей в натуральную величину (глина на тростниковом каркасе).

Дальнейшие открытия в Иерихоне сделала Кетлин Кеньон в 1953 году. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Крепость 8 тысячелетия была окружена толстой каменной стеной с мощными башнями, и ни один из более поздних городов на этом месте не воспроизводил таких мощных башен. Стена ограничивала собою площадь 2,5 га на которой жили примерно 3 тысячи человек. Скорее всего, они занимались торговлей солью с Мертвого моря.

К тому же древний Иерихон, вероятно, является «родоначальником» традиции отнимать у покойников черепа (похороны без головы). Вероятно, это связывалось с культом Луны и несло в себе символ надежд на возрождение.

Во всяком случае, головы хранились (или хоронились) отдельно от тела. Этот обычай до самых последних лет существовал у самых разных народов земного шара.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3—4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930—1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952—1958.

Россия намерена провести археологические исследования в Иерихоне и работать над сохранением иерихонской смоковницы (дерева Закхея), находящейся на земельном участке, который Палестинская администрация подарила РФ. Открытие российского музейно-паркового комплекса в Иерихоне, строительство которого закончено в 2011, «стало ещё одной страницей в развитии духовно-культурных связей между Россией и ПНА». Комплекс был торжественно открыт 18 января 2011 года лидерами двух стран Д. А. Медведевым и М. Аббасом. Впоследствии, одна из главных улиц Иерихона была названа «по решению жителей города именем российского президента»

Современная история

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация, и Иерихон вошёл в её состав.

После начала Интифады Аль-Аксы в 2000 году, въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

Примечания

  1. 1 2 Projected Mid -Year Population for Jericho Governorate by Locality 2004—2006 Palestinian Central Bureau of Statistics (PCBS).
  2. Сохранение евангельской смоковницы — дерева Закхея в Иерихоне
  3. «Дерево Закхея» теперь на российской территории. Россия возвращается на Святую Землю.
  4. Россия позаботится о сохранении знаменитого дерева Закхея
  5. Архиепископ Егорьевский-Марк принял участие в торжественных мероприятиях по случаю десятитысячелетия Иерихона
  6. Улица имени Дмитрия Медведева в Иерихоне. Обзор российских СМИ, 20 января 2012 г.
  7. Иерихон впустил в себя евреев

Ссылки

  • Иерихон — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иерихон в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Дорошевич В. М. «В земле обетованной. Иерихон»
  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.

Завоевание Иерихона • Наложница в Гиве • История Руфь

Эпоха Судей
Этапы Эпохи Судей
Судьи Израиля
Иисус Навин
(Иехошуа Бин-Нун)
Гофониил, сын Кеназа
(Отниэль бен Кназ)
Аод, сын Геры
(Эхуд бен Гера)
Самегар, сын Анафов
(Шамгар бен Анат)
Девора
(Двора)
Гедеон
(Гид’он)
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). Категории:

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Библия:Судьи
  • Города Палестинской национальной администрации
  • Города Ханаана
  • Города Палестины
  • Библейские места
  • География Евангелий
  • Места паломничества
  • Ближневосточный неолит
  • Древний Израиль и Иудея

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое «Иерихон» в других словарях:

  • Иерихон — Иерихон. Миниатюра Ж. Фуке. Взятие Иерихона . 1470 е гг. Национальная библиотека. Париж. ИЕРИХОН, город 7 2 го тысячелетия до нашей эры в Палестине (на Западном берегу реки Иордан, к северо востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иерихон — древний город в Израиле, к северо западу от Мёртвого моря (ныне Тель ас Султан). Поселение на месте библейского Иерихона возникло в 8 м тыс. до н.э. и является древнейшим из известных до сих пор центров возникновения цивилизации. Открыты каменные … Исторический словарь

  • Иерихон — (Jericho), древн. город на терр. совр. Израиля. Богатый водой оазис близ переправы через р. Иордан у сев. оконечности Мертвого моря, И. занимал стратегич. положение на пересечении торг, путей. Это один из древнейших городов мира, основанный в 9 м … Всемирная история

  • ИЕРИХОН — ИЕРИХОН, город 7 2 го тысячелетия до нашей эры в Палестине (на Западном берегу реки Иордан, к северо востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами 18 16 вв. до нашей эры,… … Современная энциклопедия

  • ИЕРИХОН — город 7 2 го тыс. до н. э. в Палестине (к северо востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами 18 16 вв. до н. э., гробницы и др. В кон. 2 го тыс. до н. э. разрушен еврейскими … Большой Энциклопедический словарь

  • Иерихон — древний город в Палестине, на территории современной Иордании (ныне городище Тель эс Султан). Восходит к докерамическому неолиту (7 6 е тысячелетие до н. э.): поселение городского типа с сырцовыми домами, небольшим полуподземным… … Художественная энциклопедия

  • иерихон — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Иерихон — 1) АРИХА 2) Ариха Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

  • Иерихон — (по Еврейски произносится Йерихо) известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иерихон — город в Израиле, в 10 км к северо западу от Мёртвого моря, в долине р. Иордан. Древнейшее городище (современный Тель эс Султан) многослойное поселение 10 го тысячелетия VI в. до н. э. Нижние слои принадлежат натуфийской культуре. В слоях 9… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Свинцовый дирижабль «Иерихон 86-89», Ярмолинец Вадим Александрович. Одесса. Конец прошлого века. Власти борются с тлетворным влиянием Запада, которое проникает в страну в виде запрещенных книг, вызывающей одежды, разлагающей нравственность музыки. Молодой… Купить за 462 руб
  • Тихий Иерихон, Олег Зоберн. «Тихий Иерихон» — первая книга Олега Зоберна. Критики считают его одним из самых перспективных авторов нового поколения. На очень маленьком пространстве рассказа О. Заберн создает свой мир -… Купить за 240 руб
  • Свинцовый дирижабль. Иерихон 86-89, Вадим Ярмолинец. Конец прошлого века. Одесса. Стиляги, рокеры. Все хотят уехать. ТУДА. Молодой журналист, прожигатель жизни, теряет ненавистную работу, находит любовницу, с ним неожиданно соглашается жить… Купить за 190 руб

Другие книги по запросу «Иерихон» >>
18+ © Академик, 2000-2020

  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте

Change privacy settings

  • 🔥 Скидки Путешествия

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

Иерихон — один из самых богатых достопримечательностями городов Палестины. Не менее интересны и его окрестности. Чтобы полностью осмотреть город, нужно заложить на его посещение два-три дня и остановиться в одной из гостиниц поблизости от Старого Города. Туристам, которые могут приехать в Иерихон только на день, стоит в первую очередь посетить монастырь Каранталь и раскопки древнего Иерихона — комплекс Тель ас-Султан.

Монастырь Искушения (Каранталь)

Православный греческий мужской монастырь на горе Каранталь был основан в IV веке н. э. Гора отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, описанным в Евангелиях.

Все внутренние помещения монастыря вырублены в скале. Храм имеет два яруса. Нижний придел состоит из углублённой в гору пещеры и алтаря на пристроенной площадке.

На втором этаже расположен придел, устроенный в пещере Первого Искушения — здесь находится камень, на котором, по преданию, молился Иисус Христос во время своего сорокадневного поста. Сейчас в монастыре живет монах-отшельник, который ухаживает за древними помещениями. Туристы и паломники же приезжают сюда ради двух святынь — колодца с «живой водой» и Камня искушения.

Подниматься к монастырю нужно от развалин древнего Иерихона. Чтобы сэкономить силы и время, туристы могут подняться на гору на фуникулере из города, стоимость подъема — 60 шекелей. Фуникулер идет только до смотровой площадки, откуда открывается живописный вид на Иерихон.

Затем придется пройти около ста метров по серпантину до самого монастыря. Вход в монастырь бесплатный.

Хасмонейская крепость Док

На вершине горы Каранталь, над монастырем Искушения, расположена крепость, построенная во II веке до н. э. Это самая древняя крепость в долине Иордана и Иудейской пустыне. Крепость Док служила для контроля города и дорог, ведущих к переправам через Иордан. Именно в этой крепости был убит Шимон — первый царь из Хасмонейской династии, а вместе с ним — его жена и два сына. Выживший сын Шимона Йоханан Гиркан занял престол и захватил крепость.

Крепость Док имела важное стратегическое значение во времена Второго Храма, поэтому царь Ирод I Великий отреставрировал и достроил ее. Во времена византийского правления в крепости располагался монастырь, а в XII веке — укрепительное сооружение крестоносцев. В конце XIX века гора Каранталь была приобретена греко-православной церковью, и на руинах античной крепости началось строительство храма. В связи с началом Первой мировой войны строительство было заморожено. От античной крепости почти ничего не сохранилось, кроме фрагмента акведука и водных резервуаров, а руинам построек на вершине горы Каранталь чуть более ста лет. Однако это место популярно как у туристов, так и у самих израильтян: отсюда открывается захватывающий вид на Иерихон, долину реки Иордан, Иудейскую пустыню и даже Иорданию на горизонте.

Осмотреть руины различных эпох можно совершенно бесплатно, но для этого нужно забраться на гору Каранталь, которая возвышается на 360 метров над Иерихоном. Лучше всего обойти гору и подниматься со стороны Иудейской пустыни. Маршрут довольно легкий, но тем, у кого низкий уровень физической подготовки, подъем может показаться сложным. Обязательно нужно надеть удобную спортивную обувь и головной убор.

Археологический парк Тель Ас-Султан

Тель Ас-Султан (Тель Йерихо) — холм, на котором расположены руины самого древнего города в мире. Именно здесь были найдены древние поселения 10-го тысячелетия до нашей эры. Сейчас Тель Ас-Султан — археологический парк площадью 3,4 га, где посетители могут увидеть многочисленные культурные слои Иерихона.

На территории комплекса насчитывается восемь культурных слоев, последовательно сменяющих друг друга:

  1. Мусульманский, самый поздний, представленный надгробьями.

  2. Византийский.

  3. Позднеиудейский, с обломками аттической посуды классической эпохи.

  4. Древнеиудейский.

  5. Израильский, к которому относятся дом «Хилани” (он же «дом блудницы Раав”), дома в центре археологического комплекса, надгробья, лестницы и внешняя городская стена.

  6. Позднеханаанейский, представленный находками между внешней и внутренней городскими стенами, а также керамические изделия.

  7. Древнеханаанейский, представленный руинами города с домами, а также внешней и внутренней городскими стенами.

  8. Первоначальный слой, разделяющийся на несколько периодов, к которому относятся дома под внутренней городской стеной и некоторые массивы кирпичей на северо-западе комплекса.

Возле каждой локации комплекса установлены таблички с описанием сохранившихся сооружений и информацией об их возрасте. Одна из наиболее интересных построек — каменная башня высотой 8 метров с внутренним лестничным пролётом из 22 ступенек, построенная десять тысяч лет назад — в эпоху докерамического неолита А. Считается, что эта башня — первое подобное сооружение в своем роде. До сих пор неизвестно, какую функцию выполняла башня. Археологи предполагают, что она служила астрономической обсерваторией или же имела социальное значение.

Через дорогу от археологического комплекса находится источник пророка Елисея, который снабжал пресной водой древний Иерихон.

Стоимость входного билета в Тель Ас-Султан — 10 шекелей для взрослых, 7 шекелей для студентов и 5 шекелей для детей.

Источник пророка Елисея (Элиши)

Библейский пророк Елисей (на иврите — Элиша) был верным сподвижником пророка Илии. С его именем связывается множество чудес. Предание гласит, что однажды он спас жителей Иерихона, очистив воду в проклятом источнике. После этого вокруг источника вырос цветущий оазис.

И источник, и оазис у подножья холма Тель ас-Султан сохранились до наших дней и теперь относятся к заповедной зоне. Рядом с источником пророка Елисея расположены большой парк и центр паломничества. Туристы обычно останавливаются здесь перед посещением монастыря Искушения, чтобы набрать прохладной, свежей воды и окунуться в ручей. Верующие христиане считают воды источника целебными.

Дом блудницы Раав

В Книге Иисуса Навина говорится о блуднице по имени Раав — женщине неземной красоты, которая была хозяйкой борделя и принимала всех постояльцев. От своих гостей Раав знала, что в скором времени Иерихон будет захвачен и уничтожен евреями. Поэтому, когда в дом Раав вошли соглядатаи из вражеской армии Иисуса Навина, красавица согласилась их укрыть, попросив взамен сохранить жизнь ей и ее родственникам. Представителей иерихонских властей, охотившихся за разведчиками, Раав направила по другому пути, а соглядатаев спрятала под снопами льна, разложенными для просушки на плоской крыше дома.

Когда войска Иисуса Навина вошли в город, было перебито всё население, кроме семьи Раав. После этого женщина оставила свою «профессию”, приняла иудаизм и вышла замуж за одного из спасенных ею соглядатаев — иудейского князя Салмона. Раав является одной из наиболее почитаемых женщин в иудаизме. Предположительно, царь Давид — ее потомок.

Захваченный Иерихон был полностью стерт с лица земли — уцелел лишь дом Раав. Его руины были обнаружены в чудом уцелевшем фрагменте крепостных стен того периода и сейчас заметно возвышаются над полностью разрушенными постройками. Археологов поразило то, что стены города рухнули наружу, открыв захватчикам путь в Иерихон. Спустя много веков рядом с руинами дома Раав была построена церковь Девы Марии.

Дом блудницы Раав, на котором делают акцент практически все гиды, находится на территории археологического комплекса Тель ас-Султан и является одним из наиболее популярных его объектов: экскурсионные группы с гидами всегда останавливаются около этих развалин. Однако легенда остается легендой, в действительности же «дом Раав” — хеттская постройка, также известная как «дом Хилани”.

Руины дворцов Ирода Великого

В окрестностях Иерихона было построено много хасмонейских дворцов, три из которых царь Ирод перестроил под свои нужды. Сейчас можно увидеть руины только одного из дворцов — два других погребены под толстым слоем песка и выглядят, как курганы.

Частично сохранившийся дворец Ирода, построенный в 15-10 гг. до н. э., находится на границе Палестины и Израиля. Его отличительная особенность — ромбовидная кладка, которая часто использовалась в древнеримской архитектуры и не уцелела до наших дней практически нигде в мире. Также здесь можно увидеть уникальные концентрические бани. В центре располагался стол, куда подавались фрукты и вино. Во внутреннее кольцо наливалась теплая вода, а во внешнее — холодная.

Для строительства своих архитектурных комплексов Ирод Великий приглашал лучших мастеров из Рима и Сирии — именно поэтому в руинах сооружений отчетливо прослеживается влияние древнеримской культуры.

Дворец Ирода расположен в 2,5 километрах к югу от Древнего Иерихона. Он не охраняется, посетить его можно бесплатно в любое время суток.

Дворец Хишама аль-Малика

Двухэтажный квадратный дворец, украшенный мозаичными узорами, был построен в период правления Омейядского халифата (VIII век н. э.) и, предположительно, служил зимней резиденцией халифа Хишама. Территория дворца занимала огромную площадь: здесь располагались многочисленные комнаты для приема гостей, баня, двор с бассейном, мечеть, подземные залы, склады и мастерские. Также комплекс был оснащен разветвленной системой канализации.

Дворец небывалой роскоши был настоящим чудом архитектуры раннего исламского периода. В этом сооружении великолепно сочетались элементы художественных традиций Востока и Запада. Десятки квадратных метров роскошных мозаик, красивейшие стукко и фрески сохранились до наших дней в первозданном виде. А мозаика «Древо жизни”, украшающая пол одной из комнат, считается самой красивой на Ближнем Востоке.

Удивляет и то, что декоративные элементы дворца противоречат канонам ислама: здесь присутствуют изображения животных и статуи людей, в том числе, полуобнаженные фигуры женщин, а на одной из мозаик можно увидеть славяно-арийские символы.

Раскопки на территории архитектурного комплекса ведутся до сих пор, и исследователи считают дворец Хишама одной из самых больших загадок Ближнего Востока: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний.

Установлено, что сам дворец в конце строительства был частично разрушен землетрясением и с тех пор не восстанавливался, а потому никогда не использовался по назначению. В то же время, до XIII века территория дворца Хишама была обитаемым поселением.

Сейчас комплекс имеет статус музея. Дворец Хишама открыт ежедневно с 8:00 до 17:00, стоимость входа — 10 шекелей. На входе можно посмотреть фильм об истории дворца.

Двухтысячелетняя смоковница Закхея и Российский музей

На территории Русской Духовной Миссии расположено древнее дерево. Считается, что именно на него забрался сборщик налогов Закхей, чтобы хотя бы издалека увидеть Иисуса Христа. Однако Мессия заметил Закхея и пожелал войти в его дом, после чего сборщик налогов пожертвовал нуждающимся половину своего состояния. Согласно преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской, а после смерти был канонизирован Греческой православной церковью.

Высота знаменитого дерева — 15 метров, окружность ствола — 5,5 метра, а диаметр кроны — 25 метров. В нижней части ствола можно заметить характерное оплывание наружных слоев древесины и дупло, что свидетельствует о древности дерева. Вокруг дерева разбит парк, где специалистам-ботаникам удалось восстановить флору библейского периода. Здесь же можно увидеть раскопки древней обители, предположительно, принадлежавшей Закхею, остатки древнего монастырского комплекса, а также первые русские захоронения, сделанные в конце XIX века.

На территории комплекса в 2011 году был построен Российский музей — его подарил древнейшему городу мира президент Дмитрий Медведев. Внутри здания из белого мрамора проходят выставки фотографий, картин и скульптур различных современных авторов, также на постоянной основе действует выставка археологических находок, сделанных при раскопках древнего Иерихона. Музей и парковый комплекс особенно живописно смотрятся при ночном освещении.

Комплекс открыт с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00, воскресенье — выходной. Вход на территорию бесплатный.

Каньон Вади Кельт и монастырь Святого Георгия Хозевита

В 5 километрах от Иерихона расположено удивительной красоты ущелье — древнее русло речки Кельт. В IV веке нашей эры сюда пришли первые монахи из Сирии и поселились в кельях, которые сами вырубили прямо в отвесных скалах. Спустя сто лет монастырь был значительно расширен, здесь стали селиться сирийские, армянские, грузинские и русские монахи. Монастырь стал известен как на Святой Земле, так и за ее пределами. Расцвет монастыря пришелся на конец VI — начало VII вв. при настоятеле Георгии Хозевите.

В 614 году персы, завоевавшие Палестину, добрались до монастыря. Они разрушили монастырские постройки и убили многих монахов. Георгию не удалось возродить жизнь в монастыре. В XII веке его заняли крестоносцы, но с их уходом из Палестины обитель полностью опустела. Лишь в конце XIX века греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства занялись восстановлением монастыря, которое завершилось в начале XX века. Сейчас в монастыре живет всего один монах, а также несколько арабов, помогающих ему по хозяйству.

Несмотря на то, что до монастыря сложно добраться, живописное место притягивает туристов со всего мира.

Граница между зонами «А” и «С” Палестинской национальной администрации проходит неподалеку от монастыря Св. Георгия Хозевита. Сам же монастырь находится на территории зоны «С”. Поскольку зона «А” находится под контролем ПНА, а зона «С” — под контролем Израиля, дорога около Вади-Кельта заканчивается — израильтяне блокировали все дороги к монастырю, ведущие из Иерихона. Поэтому нужно доехать на такси до границы, затем пройти чуть более двух километров пешком. Также можно заказать организованную экскурсию с гидом из Иерихона или Иерусалима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *