Иероним санаксарский

6 июня на 70-м году жизни (6 июня 2001 г.) после продолжительной болезни умер духовник Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря схиигумен Иероним (Верендякин). Он был рукоположен в священники в 1974 г. Пензенским Владыкой Мельхиседеком. Служил на приходах в Пензенской епархии – в Спасске, в Пензе в Кафедральном соборе, в Клопинске. После принятия монашества стал в 1991 году духовником Санаксарского монастыря Мордовской епархии.

Проводил молебны о здравии болящих и этим снискал большую известность среди верующих. В январе 1996 г. Православная газета «Благовест” опубликовала о нем духовный очерк, после чего в Санаксарский монастырь к старцу устремились со всей страны многочисленные паломники. Схиигумен Иероним также окормлял Михайловский женский монастырь Симбирской (Ульяновской) епархии. Старец Иероним похоронен на монастырском кладбище Санаксарского монастыря близ г. Темников в Мордовии.
Известность он приобрел после своих сбывшихся предсказаний о свержении в России коммунизма, канонизации Николая II, гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» — чему он стал свидетелем при жизни. Самое знаменитое, но пока не сбывшееся предсказание старца: после Владимира Путина страной будет править православный царь.
Пророчества. Иеросхимонах Иероним, Санаксарский монастырь (+ 6.06.2001). Слушай и не пугайся! В России уже нет Православных архиереев. По протоколу, у нас последний Патриарх, который уже не попадёт в Царство Небесное. Последний архиерей «гнусного времени» Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, получил знак от Бога — его ударили ножом в бок – это попущение Божие, знак нам всем, что больше нет архиереев праведных на Руси. Остались вместо верных архиереев одни «православные муляжи» с мешками в руках, в которых одно золото и серебро. Кто дал им это богатство? Как они им управляют? У нас уже был последний патриарх – Пимен. А этот, протокольный патриарх, не удержался перед вражеским племенем. Храмы строить уже не надо. Было вчера уже поздно. Кому строить? Православных людей не осталось почти. В церквах наличествуют попы в «красных подрясниках» — почти все жиды со звёздами.
Придёт антихрист и будет нас и вас казнить руками «красных попов». Как только нога ослика вступит во вновь отстроенный в храм Соломона – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезёт христиан в ссылку. Будет голод страшный — уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мёртвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей — живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Чёрные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнажёнными до наготы «красные попы». Будут возле попов верные слуги — прокуроры, милиция, налоговая служба, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я — сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте, и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб и мёд. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасётесь. Земля-матушка нас, Православных христиан спасёт — по молитвам Богородицы. У последних Православных христиан будет другое богатство — молитесь и молитесь.
Молитесь дома, лучше вечером и ночью, ходите в церковь настоящую только на исповедь и причастие. Десятой дорогой обходите новых попов Любите ближнего. Кто не любит ближнего — сразу будет сожжён. Бог уже подготовил Рай. Он будет спущен на Землю в один миг. А перед этим Енох и Илия будут предтечей Страшного Суда, и будут побиты камнями. А Серафимушка будет попов обличать – в ад будет устлана дорога архиерейскими облачениями. Будут они соревноваться: кто первый выбросит золото и серебро –да поздно будет! Ангел крылом махнёт, и всё их золото и серебро пред Престолом Божиим ляжет. Ох, и страшный Суд будет. Архиереи бросятся ноги мыть нищим, да ошейники их не пустят. У России будет жизнь новая.
Будет в жизни новой Патриарх с Афона Греческого. И снова поднимутся с Земли нашей праведники, и снова, в который раз, нам Богородица укажет как поступить с Землёй Российской. Россия воскреснет, но через большие трудности — слёзы и нищету. Будем бедные, но сильные духом — тем и спасёмся. В итоге Третьей Мировой войны весь мир перейдёт к русским. В Треть- ей Мировой войне Россия так и останется в стороне от конфликта, не нанеся ответных ударов. Основная схватка произойдёт между США, Европой и Ки- таем, которые взаимно обескровят друг друга, ликвидировав управление, оборону, державный потенциал и разорив хозяйство. После войны только в России останется целостность и державный потенциал для глобального руководства. Идя навстречу всеобщему прошению народов и взяв в руки жезл Удерживающего мировое зло, она объявит о мировом покровительстве, провозгласив образование Священной Русской Империи.
При этом за собой, как за общемировой Державой, оставит единовластие: на оружие, на государственно-информационный аппарат, на военно-научно-промышленный комплекс, и, что самое важное, на Церковь Христову. Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия. В Россию войдёт в Азии: Монго- лия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Ко- рея, острова Кюсю и Хоккайдо Японии. Причём большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Чёрным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Чермным (Красным — славянизм) и Аравийским морями, и выше реки Инд. В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли — часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Поль- ша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.
В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и священство будут исключительно у великорусов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. Русь, воцаришася со Христом на тысячу лет так и не поклонившаяся зверю, (под руководством Царя) упасет народы жезлом железным. Период с начала Третьей Мировой войны до провозглашения Священ- ной Русской Империи образно означает Конец Мира в связи с полным исчезновением жидов. Это объясняется тем, что Священное Писание содержит не только божественное, всемирное, вечное, но и человеческое, национальное, историческое, чему надлежит прейти в истории Мира. Так в Библии пророчески писалось о жидовском племени: «Да исчезнут грешницы от Земли и беззаконницы, яко же не быти им. Благослови, душе моя, Господа».
Иеромонах Иероним Санаксарский о Священной Российской империи (2001 г.): «История и Земли и Человека в пределах разума на сей день не очерчена, тем не менее, вехи их развития уже обозначены…
Легендарный древний Израиль в своих сынах, по умножении в них греха, утратил эту честь, и она была передана Русскому народу, от сынов — младенцам.
Древний источник животных вод иссяк, забил новый. И весь мир потянулся к Русским, а Русские — по всему миру.
В итоге Третьей Мировой войны весь мир перейдет к русским.
В Третьей Мировой войне Россия так и останется в стороне от конфликта, не нанеся ответных ударов.
Основная схватка произойдет между США, Европой и Китаем, которые взаимно обескровят друг друга, ликвидировав управление, оборону, державный потенциал и разорив хозяйство. После войны только в России останется целостность и державный потенциал для глобального руководства.
Идя навстречу всеобщему прошению народов и взяв в руки жезл Удерживающего мировое зло, она объявит о мировом покровительстве, провозгласив образование Священной Русской Империи. При этом за собой, как за общемировой Державой, оставит единовластие: на оружие, на государственно-информационный аппарат, на военно-научно-промышленный комплекс, и, что самое важное, на Церковь Христову.
Времяисчисление, бумаги, деньги, техника, наука, образование и другие «блага» доапокалипстической цивилизации, сожженной всемирным огнем, среди населения Земли отпадут за ненадобностью как ложные, суть губительные кумиры. Это произойдёт повсеместно!..
Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия.
В Россию войдет в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо–Японии. Причем большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами.
На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Черным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Чермным (Красным) и Аравийским морями, и выше реки Инд.
В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли — часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно.
В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска (США), часть Канады, Гренландия и Исландия.
В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.
В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшие власть и священство будут у исключительно великорусов.
Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию.
Африка, Южная Америка и Индоазия так и не смогут подняться до уровня самостоятельности мировых держав.
Священная Русская Империя будет зиждется на трех слонах — Колумбии (территория Южной Америки), Африке и Индии (Индо-Австралии). Слоны стоят на ките — Антарктиде.
Арктика служит основанием Горы Святой, недоступной вещественно. На вершине её — Рай, ад — в центре Земли. Это и есть изначальный образ Земли от Сотворения Мира.
Русь, воцаришася со Христом на тысячу лет (с 999 г. по 1999 г.), так и не поклонишася (Антихристу) зверю, (под руководством Царя) упасет народы жезлом железным.
Период с начала Третьей Мировой войны до провозглашения Священной Русской Империи образно означает Конец Мира в связи с полным исчезновением жидов.
Это объясняется тем, что Священное Писание содержит не только божественное, всемирное, вечное, но и человеческое, национальное, историческое, чему надлежит прейти в истории Мира…».

Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.
— С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».

— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину!…»

— Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать!

Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.

— Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.

— Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.

— Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.

— Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.

— О Григорие Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.

«Лик Царя Николая»

рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II .

Я тогда еще не знала, что Царь — святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде — его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос).

Рядом с ним люди — тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.

— Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он.

Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

— Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит».

Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — спасительный круг в море греха, то это — спасение.

— «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.

— Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать — говорил старец.

— Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.

— Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.

— Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

— Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва. Это батюшка моему отцу рассказывал.

— Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.

— Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».

— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».

— «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».

— «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».

— «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».

— «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».

— Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».

— Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».

— «Линяет искусственное, а вечное — остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».

— «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».

— Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.

— На жалобы батюшка отвечал:

— Читай Псалтирь!

— Батюшка, в семье большие ссоры.

— Читай Псалтирь.

— Батюшка, на работе неприятности.

— Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».

Он при жизни славился даром прозорливости, но и после смерти продолжает помогать людям. Паломники со всей страны приходят на могилу отца Иеронима и получают исцеление. Покойный старец избавляет даже от смертельных недугов. В Санаксарском монастыре побывала КСЕНИЯ МАЛЬЦЕВА.

Исцеление

Монастырское кладбище… В часовенке, построенной в честь старца Иеронима, никогда не гаснут свечи. В надежде избавиться от недугов сюда едут сотни верующих. Свои просьбы к покойному схиигумену паломники записывают в специальную тетрадь. Одни просят здоровья, другие — решения непростых житейских ситуаций, а некоторые оставляют батюшке записки с самыми сокровенными желаниями. «Хочу жениться на Елизавете», «Батюшка Иероним, помоги найти работу», «Отче, помоги выносить ребенка», «Избавь от раковой раны на щеке». Но, по свидетельству очевидцев, помощь получают только те, кто действительно верит в Бога. А пожелание должно быть только во благо. Кроме просьб в тетрадь заносят и результаты посещения могилы старца. «Я просил у батюшки избавиться от пагубной страсти к курению. Без этого просто не мог жить, начались проблемы со здоровьем. Выкуривал три пачки в день, теперь обхожусь двумя сигаретами. Думаю, что благодаря старцу курить скоро брошу совсем…»

С мольбами и просьбами к отцу Иерониму обращаются жители всей России…

Исцеление здесь получают люди, страдающие тяжелыми заболеваниями. Там, где официальная медицина оказывается бессильной, на помощь приходит Иероним. Вспоминают один случай. Женщина из Подмосковья приезжала сюда со злокачественной опухолью груди. Заболевание перешло в четвертую стадию, и шанса на выздоровление практически не было. Но после посещения Санаксарского монастыря больная почувствовала себя гораздо лучше. Вскоре от рака молочной железы не осталось и следа. Другой пример. На могилу Иеронима привозили парня с эпилепсией. Родные боялись оставлять его одного, так как любая стрессовая ситуация могла спровоцировать припадок. Мать больного долго молилась на могиле старца. В итоге приступы прекратились. Перечислять недуги, от которых избавляются посетившие часовню, можно до бесконечности. Это заболевания кожи, рук и ног, онкология, бесплодие, сахарный диабет… Горсть земли, взятую с могилы, люди прикладывают к больным местам. Чудодейственными свойствами после смерти схиигумена стали обладать и его вещи. Для паломницы из Харькова лучшим лекарством стала вязаная варежка отца Иеронима. Она прекрасно избавляет от головных болей. А вот Георгию из Рязанской области помогла ладанка старца. «Произошел несчастный случай, — рассказывает мужчина. — Маленький сын повредил мне роговицу глаза. Меня стали мучить слезоточивость и сильные боли. На ночь я помазал больное место святым маслом от великомученика и целителя Пантелеимона и приложил к нему ладанку от батюшки Иеронима. В ту ночь увидел старца во сне. Он благословил меня, а утром я встал совершенно здоровым, и это исцеление, несомненно, произошло по воле Божьей благодаря молитвам нашего дорогого и любимого схиигумена…»

Духовные чада

В Санаксарском монастыре старец Иероним прожил около десяти лет. За это время у него появилось много духовных детей. Именно они первыми заговорили о том, что молитвенную помощь батюшки чувствуют даже после смерти. Духовной дочерью старца в 1990-х годах стала Надежда Фоменко из Иркутска. «С батюшкой мы познакомились в 1996 году, — рассказывает женщина. — На приеме у схиигумена происходили невероятные вещи. Из некоторых посетителей выходили бесы: люди выли, как собаки, говорили чужими голосами… Но больше всего меня поразила женщина, которая ревела медведем. От отца Иеронима люди выходили родившимися заново. Пообщавшись со старцем, я окончательно уверовала в Бога и переехала вместе с семьей в Темниковский район».

При жизни отца Иеронима почитали как прозорливого старца. Ему было дано видеть будущее и прошлое. «Он читал человека, как раскрытую книгу, — говорит Надежда Фоменко. — Однажды из Дагестана приехала женщина с ребенком, пробыла здесь три дня и начала собираться домой. Однако батюшка не благословил отъезд и попросил пожить при монастыре еще некоторое время. В итоге паломница оставалась здесь все лето, а отец Иероним все ее не отпускал. Но женщина не послушалась — дома ждала семья, а ребенок должен был пойти в школу. Она самовольно покинула монастырь. Старец долго плакал. Говорил, что семью этой женщины убили, а как только она доберется до дома, ее ждет такая же участь. Еще наш духовный отец говорил, что человечество ожидает война, но идти она будет всего два дня. Когда мы спросили, в чем причины такой скоротечности, он ответил: «Самолеты ведь быстро летают…»

У его кельи всегда толпился народ, а те, кто не мог приехать, писали письма. Он никогда не отказывал в совете и помощи, а больных и страждущих принимал, даже когда сам уже находился при смерти. Дату своей кончины — 6 июня 2001 года — старец предвидел. Он ушел в мир иной в 69 лет. «После того как Иероним умер, мы осиротели, — продолжает Надежда. — За несколько месяцев до кончины он завещал: «Не забывайте меня, приходите на могилку, чем смогу — помогу». Часовню старца духовные чада посещают каждый день. «Мы разговариваем с ним, как с живым. Он продолжает молиться за нас даже после смерти».

Молиться не причисленному к лику святых в православии не принято, но те, кому он однажды помог, сочинили и издали за свой счет акафист, а также написали икону. Несмотря на чудесные исцеления, праведный старец так и не был канонизирован. Однако его духовные чада верят, что это все же произойдет…

Досье «С»

> Схиигумен Иероним (Иван Яковлевич Верендякин) родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалки в семье крестьянина.

> Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком.

> 6 апреля 1975 года рукоположен в сан диакона, а на следующий день стал иереем и назначен настоятелем Покровской церкви села Спасского Рузаевского района. В 1977 году был награжден набедренником, а в 1978-м — камилавкой. В 1979 году переведен на служение священником в Саранск — в Иоанно-Богословский собор. В 1982 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден наперсным крестом. В 1983-м переведен настоятелем Никольской церкви в краснослободское село Колопино. В 1987-м возведен в сан прото­иерея. 27 апреля 1990 года пострижен в монашество. В этом же году назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в краснослободском селе Старое Синдрово.

> В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена. 24 мая этого же года определяется насельником только что возвращенного Русской православной церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря.

> 19 декабря 1992 года архимандрит Варнава (Сафонов) постриг игумена Иоанна в схиму и нарек его именем Иероним. Умер 6 июня 2001 года.

Схиигумен Иероним

Спасение младенца
Весной 2000 года паломнический автобус из города Рязани, направлявшийся в Дивеево, подъехал к Санаксарскому мужскому монастырю. Нас встретила кроткая спокойная красота окружающей природы. Был солнечный теплый день. Множество сверкающей на солнце талой воды обступило стены монастыря.
Замешкавшись с шестилетней дочуркой, я подошла к монастырским воротам позже многих людей. Слева от входа в обитель теснились паломники, внимательно слушавшие проникновенные слова старца, который стоял на возвышавшемся крылечке. Это был санаксарский старец схиигумен Иероним. Он говорил о том, что молиться надо с разумом. Запомнился его внимательный взгляд, проникающий в самую глубину души.
В ожидании молебна все собрались во Владимирской церкви, батюшка Иероним шел окруженный паломниками. Одна сестричка очень хотела получить от батюшки благословение поступить в медицинский институт. Батюшка ее и спрашивает: «Зачем?» — она же отвечала: «Чтобы лечить». А он ей возразил: «Не лечить, а калечить…»
После молебна все подходили к батюшке Иерониму, называя свои имена, а он помазывал освященным маслом. Многие при этом задавали батюшке свои вопросы. От сознания моего ничтожества язык мой не хотел повиноваться, и я не осмелилась вслух вопросить батюшку о том, что наболело в душе. Только слышу ответ его одной знакомой сестричке: «Веруй!» Потом в разговоре с ней выяснилось, что батюшка много говорил ей во спасение души. Я же, грешная, только и слышала одно лишь слово «Веруй!» Думаю, что это и был ответ батюшки Иеронима на мой наболевший вопрос.
Некоторые паломники, знавшие раньше батюшку, отметили особое внимание его к приехавшему в нашей группе мальчику лет трех или четырех. У маленького Андрюши в семье были большие проблемы, и в Дивеево его везла с собой женщина-благодетельница. Батюшка с особой любовью привлек к себе малыша, благословил его и приложил к своему наперсному кресту. Мы заметили, что после благословения старца мальчик стал спокойнее.
После этой поездки прошло приблизительно полгода. Как-то в одной из программ по рязанскому телевидению показали заплаканного Андрюшу. И мы услышали страшное: оказывается, этого мальчика хотели продать на органы! К счастью, сотрудникам милиции удалось предотвратить это чудовищное злодеяние. Мне же вспомнилось благословение старца Иеронима, его особенно пристальное внимание к малышу. Стало понятно, что батюшка Иероним предвидел тяжелые испытания в жизни Андрюши, Господь открыл ему нависшую над мальчиком смертельную угрозу, и старец своим благословением оградил Андрюшу от близкого зла. Сейчас этот мальчик находится в детском доме. Да сохранит его Господь по молитвам батюшки Иеронима!
Ирина Эфендиева
Я работаю в школе учителем истории и обществознания. С отцом Иеронимом знаком был с 1996 по 2001 годы. Шесть раз приезжал к нему в Санаксарский монастырь вместе с нашим приходом. Трижды встречался с ним на нашей Саваслейской земле, куда приезжал отец Иероним вместе с отцом Амвросием — келейником батюшки — по нашей просьбе в период организации у нас в Саваслейке своего прихода. С батюшкой Иеронимом был знаком лично. Исповедовался и соборовался у него. В июне 2001 г. присутствовал на его похоронах.
Предлагаю вам духовные стихи о батюшке, написанные в апреле 2002 года (я занимаюсь поэзией: издал два поэтических сборника «Исповедь души» и «Между мигом и вечностью»).
Он при жизни казался святым,
Пробуждая сердца, как будильник —
Старец Божий, отец Иероним —
Санаксарский цветок и светильник.
Веру в Истину духом храня,
Отдавая себя безпредельно,
Он с улыбкою встретил меня
И впустил в свою душу, как в келью.
Дал мне четки молитву творить,
Крест, как символ любви и терпенья,
И совет дорогой — как мне жить:
«Не каюту искать, а спасенье».

А когда я блуждал и петлял
По теченью и против теченья,
Он молитвой меня наставлял,
От Христа посылал утешенье.
Вспоминаю слова его вновь,
Что сказал старец нам перед смертью:
«Ради веры храните Любовь.
Ради Бога любите, как дети.
Возвращайтесь к Христу, как домой.
Узкий путь можно верой расширить.
Если просите жизни иной,
То живите по совести в мире».
Он уснул, оставаясь живым,
А России он нужен сегодня.
Старец Божий, отец Иероним,
Помолись у Престола Господня!
Рядом с батюшкой шла внутренняя работа души, а отец Иероним своей любовью высвечивал греховные страсти, находящиеся в человеке, и делал это с любовью, не причиняя боли, вызывал покаянное чувство, ибо исповедь души начиналась уже тогда, когда ты находился рядом с ним. Вот почему к старцу всегда тянуло всех людей, разных по возрасту и по духовному опыту.
Вот что говорил батюшка о доброделании: «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получите, зависит от вашего труда — пышный или лысый».
Благодаря батюшке я начал понимать смысл первой заповеди: возлюби Господа Твоего всем сердцем своим и всей душою своей. Уже на похоронах отца Иеронима одна женщина рассказывала его слова: «Ты любишь батюшку больше, чем Боженьку. Батюшки скоро не будет, а Боженька останется». Когда мы, зная о смертельной болезни старца, задавались вопросом о том, что же будет, если не будет отца Иеронима, то мы рассуждали больше по-человечески, чем по-духовному. Отец Иероним еще при жизни указал нам путь не к себе, а к Богу, — путь, ведущий к спасению.
Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «Батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это гибель. Ищи спасения, а там Господь все управит». Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — это спасительный круг в море греха, то это — спасение.
А как жить без батюшки Иеронима? И на этот вопрос батюшка дал ответ еще при жизни. Отец Иероним советовал чаще приезжать в Санаксарский монастырь, давая понять, что здесь, в монастыре, мы узнаем волю Божью через святого Феодора Санаксарского, мощи которого находятся в монастыре. С нами также остается и духовный опыт жизни самого батюшки Иеронима, который показал нам, как любить Бога.
В этой любви проявлялась еще одна грань его драгоценной души — умение любить ближнего больше чем самого себя. Что делал батюшка, чтобы стяжать эту любовь? Он молился за каждого, кто просил у него молитвенной помощи, встречая всех лучезарной улыбкой.
«Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что, если завтра Страшный Суд?»
«Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».
«Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».
«Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудрое устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».
«Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».
«Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если там будут посеяны семена веры».
«Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».
«Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывает на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».
«Линяет искусственное, а вечное — остается».
«Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».
Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II. Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.
Именно поездка к батюшке помогла мне вновь обрести друга, потерянного 12 лет назад из-за моей гордости. Встреча и примирение состоялись в Санаксарском монастыре. Вместе с ним мы приехали и на похороны старца.
Когда мы узнали о затянувшейся болезни батюшки, я мечтал о том, чтобы попасть к нему и получить благословение на всю жизнь. Приехать в Санаксары так и не смог, а благословение получил… во сне. Приснился мне батюшка и после смерти, где я спрашивал его о том, от кого он получил такой дар Любви. Батюшка ответил: «От Пречистой».
Если каждого человека образно сравнить с обыкновенными часами различной формы, то отца Иеронима можно уподобить часам, по которым обычно сверяют время другие люди. Глядя на эти часы, ты понимаешь, как намного отстали стрелки твоих часов от времени старца. А батюшка ласково брал наши часики и умело подводил их к евангельским стрелочкам. Что же было написано на жизненных часах старца? Он сам сказал эти слова нашему приходу, за несколько дней до своей смерти, когда один из наших прихожан приехал проститься со старцем, в качестве наставления. Всего два слова: «Любите Бога».
Андрей Владимирович Елисов, с. Саваслейка, Кулебакский район Нижегородской области
Ботинки
В конце августа 2001 года я с женой и ее крестной матерью с супругом поехал в паломническую поездку на собственной машине. Выехали в 7 часов утра из Саратова и к вечерней службе были в Санаксарском монастыре. Надо заметить, что в Санаксарском монастыре подвизается один инок — наш духовный родственник, крестный моего сына. На следующий день после вечерней службы и паломнической трапезы мы вышли из трапезной и увидели нашего друга-инока (имя его не сообщаю без его согласия), беседующего с незнакомым священником. Он подозвал нас: «Идите, послушайте, отец Меркурий рассказывает о посмертном явлении отца Иеронима своим духовным чадам». Далее привожу рассказ отца Меркурия.

— Развалились у меня ботинки, сдал я их в ремонт, сам надел сланцы (пляжные тапочки) и пошел на службу, стою у раки Преподобного Феодора Санаксарского, молюсь. Вдруг подходит женщина и говорит: «Мне явился во сне отец Иероним, сказал, чтоб я купила ему ботинки, теперь не знаю кому отдать. Возьмите, батюшка». Я взял пакет с ботинками, и тут же как бы голос говорит: «Это тебе». Стою дальше, молюсь. Пакет в руке, сам думаю, как же это мне, размечтался. А внутренний голос — «тебе». Ну, думаю, дело «труба», вот искушеньице-то, а внутренний голос: «Тебе, тебе». Стою, молюсь, с мыслями борюсь. Вдруг мысль, а какой размер-то? Тут я не выдержал, прямо на службе раскрыл пакет, вынул один ботинок, размер — мой, и голос — «тебе». Точно, мне.
Как оказалось впоследствии, это вторая часть рассказа, первую часть нам суждено было услышать в Дивеево. После Санаксарского монастыря мы поехали в Дивеево. На следующий день в Дивеево после утренней службы и паломнической трапезы мы пошли на послушание резать хлеб на сухарики, которые потом раздают паломникам, как это делал при жизни Преподобный Серафим Саровский. Расположились за большим столом, напротив сидели женщины из города Георгиевска (Кавказские минеральные воды), вот от них-то мы и услышали первую часть истории с ботинками. Женщина, которая отдала ботинки отцу Меркурию, была из их паломнической группы. Вот рассказ, который нам довелось услышать.
Валентина из города Георгиевска, духовная дочь отца Иеронима, во время тонкого сна увидела отца Иеронима, он ей сказал: «Купи мне туфли». Женщина проснулась, подумала: вот искушение, отец Иероним умер, зачем ему ботинки, наверное, просто искушение какое-то. Женщина снова уснула и опять видит отца Иеронима, и он ей говорит: «Смотри, не забудь, купи мне туфли». Женщина во сне спрашивает: «Батюшка, а размер-то какой?», старец отвечает: «Как у твоего сына». После этого женщина проснулась. Надо заметить, что сын у нее умер. Но делать нечего, вместе с зятем поехала на рынок, купила ботинки. После этого она поехала в паломническую поездку. Когда стояла на службе в монастыре, ее как будто кто в спину толкнул — «этому отдай».
Таким образом, нам посчастливилось услышать полностью историю с ботинками. Дивны дела твои, Господи! Так как простого совпадения (что нам пришлось услышать эту историю полностью) быть не может, решил написать об этом в монастырь. Андрей Ходаковский г. Энгельс 31.05.2002

6 июня 2001 года на 69-м году жизни преставился ко Господу духовник Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря схиигумен Иероним.
Схиигумен Иероним (в миру – Иван Яковлевич Верендякин) родился 14 сентября 1932 года в селе Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР, в семье крестьянина. Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в Саранске. По воспоминаниям самого батюшки, он еще в детстве хотел стать священником. И Господь призвал его на Свое служение, но после многих лет труда среди простого народа.
6 апреля 1975 года Преосвященнейшим Мелхиседеком, епископом Пензенским и Саранским, Иван Яковлевич был рукоположен во диакона, а на следующий день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, – во иерея и назначен настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района Мордовской АССР. Так Господь исполнил его детское желание. Начался подвижнический путь отца Иоанна в служении Богу и людям.
В 1977 году ко дню Святой Пасхи иерей Иоанн Верендякин был награжден набедренником, а в 1978 году – камилавкой. В 1979 году переведен на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске. В 1982 году ко дню Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден наперсным крестом. В 1983 году переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовской АССР и в 1987 году возведен в сан протоиерея. В те годы правящий архиерей Пензенской и Саранской епархии Преосвященнейший Серафим (Тихонов, † 2000) отзывался о нем так: «Священник Иоанн Верендякин скромный и исполнительный. Любим прихожанами. Образ жизни ведет безупречный”. В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна пишут прошения епископу Серафиму о благословении постричь их в монашество. 27 апреля 1990 года протоиерей Иоанн пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии. Постриг совершил архимандрит Модест (Кожевников, † 1997). В том же году настоятель Никольской церкви в селе Колопино иеромонах Иоанн назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, а в 1991 году ко дню Святой Пасхи по представлению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа (ныне архиепископа) Саранского и Мордовского, за усердное служение Святой Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена.
Затем краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь блаженного Иеронима Стридонского (память 15/28 июня). В 1998 году ко дню Святой Пасхи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил схиигумена Иеронима права ношения креста с украшениями.
Таковы вехи служения отца Иеронима Святой Православной Церкви. Двадцать шесть лет окормлял он вверенную ему от Господа паству. В последнее десятилетие, когда его монашеская и пастырская жизнь неразрывно была связана с возрождением древней Санаксарской обители, схиигумен Иероним стал известен и в родном отечестве, и в зарубежье. Кроме послушания братского духовника схиигумен Иероним был еще и духовником Свято-Тихвинского Куриловского женского монастыря и других монастырей Мордовии, Михаило-Архангельского женского монастыря Симбирской епархии, был любим и почитаем в Самарской епархии… Его знали и с радостью встречали на Святой Земле, в Греции, на Святой Горе Афон, где он неоднократно бывал в паломнических поездках.
Многие тысячи паломников, посетившие в эти годы Санаксарский монастырь, узнали схиигумена Иеронима как любвеобильного старца-утешителя, множеству страдавших от физических и душевных болезней он помог своими молитвами. В последние годы он ежедневно служил молебен и читал Канон за болящих, помазывая святым елеем всех страждущих, приходивших к нему. Тяжкое бремя человеческих немощей, горя и грехов он взял на себя, восприняв как послушание от Господа, и с великим терпением, состраданием и любовью обращал на путь покаяния многих заблудших, болящих, утративших надежду на спасение.
Любовь к нему самых разных людей была неподдельной, потому что отвечала на его собственную сострадательную к ним любовь.
И было удивительно, как батюшка несет этот врученный ему от Господа крест. Никогда мы не видели его никаким иным, как только кротким, иногда по-детски забавным и всегда как бы светящимся тихой пасхальной радостью. Для братии это был живой пример, как надо работать Господеви. И было понятно, что без укрепляющей благодати Божией так радостно нести этот тяжелейший крест невозможно.
«Мы должны терпеть все искушения и испытания, как терпел Спаситель. И не только терпеть должны мы, а и с радостью переносить. Тогда мы достигнем спасения”, – говорил отец Иероним. «Пасха бывает один раз в год, а у меня каждый день бывает Пасха”, – любил повторять он. Оттого-то быть рядом с отцом Иеронимом и при этом унывать было невозможно.
В последний год его земной жизни Господь посетил схиигумена Иеронима тяжелейшей болезнью, которую он переносил с удивительной силой духа. Каждое утро до последних дней, ничем не выдавая своих страданий, он с помощью келейника приходил в алтарь, безропотно, с тихой радостью нес свое послушание: исповедовал братию, прочитывал огромное количество записок, поминая всех, кто просил его молитв. Его земная жизнь до последних часов была у братии на виду и стала для нас назидательным примером того, как должен христианин переходить от жизни временной в Жизнь Вечную.
Последняя Литургия, в которой он сослужил, была на Пасху. Батюшке было уже очень тяжело, он с трудом передвигался, в алтаре присаживался на стул отдохнуть, но при этом в свою череду прокадил весь храм – и радость, пасхальная радость светилась на его лице, в его глазах, невозможно было поверить, что болезнь его к смерти, что осталось ему быть с нами совсем немного.
Плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… (Гал. 5, 22 – 23).
Плод созрел. Господь выдержал время, достаточное для всех, желавших увидеть, уяснить и приобщиться плода, а затем отозвал верного раба Своего в обители вечные.
Схиигумен Иероним стал первым из насельников возрожденного Санаксарского монастыря, отошедшим ко Господу. Братия потеряла своего любимого духовника, миряне – любвеобильного пастыря, которого теперь никто не заменит. Мы скорбим, но и уповаем на милосердие Божие и молимся: да упокоит Господь безсмертную душу усопшего раба Своего в обителях Небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Отпевание схиигумена Иеронима 8 июня 2001 года возглавил наместник Рождество-Богородицкого Санаксарского монастыря архимандрит Варнава в сослужении прибывшего из разных мест духовенства при огромном стечении верующих. Присутствовал Высокопреосвященнейший Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, который и прочел разрешительную молитву. Погребен схиигумен Иероним на братском кладбище Санаксарского монастыря, у алтаря Воскресенского храма.
Вечная память и Царство Небесное достоблаженному нашему батюшке, схиигумену Иерониму!

Архимандрит ВАРНАВА (Сафонов), наместник Рождество-Богородицкого
Санаксарского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *