Иерусалим благодатный огонь

Фото: Reuters

Москва. 18 апреля. INTERFAX.RU — В Великую субботу в практически пустом, в отличие от предыдущих лет, храме Гроба Господня в Иерусалиме состоялась церемония зажжения благодатного огня.

Священный огонь появился в кувуклии (небольшой часовне, сооруженной, как считается, над местом погребения Иисуса) во время молитвы патриарха Иерусалимского Феофила, как это бывает каждый год накануне православной Пасхи.

После схождения огня патриарх передал святыню помогающим клирикам, которые зажгли от нее связки из 33 свечей — по возрасту Христа.

— TheNewPossibility 💒 (@possibility_new) April 18, 2020

Схождению огня предшествовала сложная церемония: двери кувуклии опечатали большой восковой печатью в знак того, что ее осмотр закончен, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь огонь обычными средствами.

Незадолго до появления патриарха Феофила была снята печать с двери кувуклии, а в пещеру внесли большую лампаду и 33 свечи. Затем патриарх зашел внутрь, и наступило ожидание. Церемония транслировалась по телевидению.

Храм Гроба Господня закрыли для верующих в прошлом месяце в рамках жестких мер по борьбе с коронавирусом, предпринимаемых Израилем. «Заветная мечта многих — попасть в священные места с паломничеством (…) Многие сейчас не могут этого сделать», — сказал патриарх Феофил накануне, отметив, что отсутствие паломников в Иерусалиме причиняет страдания не только им, но и всем жителям Святой Земли.

Послы десяти христианских стран ждали вынос благодатного огня у Яффских ворот, где накануне был установлен полицейский блокпост. Россию представляет посол РФ в Израиле Анатолий Викторов. Он приедет к Яффским воротам только в сопровождении водителя, поскольку в одном автомобиле сейчас не может находиться более двух человек.

Один из греческих иерархов вынес огонь и передал его послам. Далее российский посол направится в аэропорт, где на трапе передаст огонь российской делегации Фонда Андрея Первозванного, которая по благословению патриарха Кирилла привезет огонь в Москву к началу пасхальной службы в храме Христа Спасителя.

Организаторы принесения огня обратили внимание верующих на то, что по причине ограничений традиционной встречи благодатного огня в московском аэропорту не будет, а его передача в другие храмы станет возможна только после отмены режима самоизоляции. О храмах, в которых можно будет получить частицу благодатного огня, будет объявлено дополнительно.

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

© photo: Sputnik / Целик Репродукция картины «Голгофа» М. ван Хемскерка

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер В Храме Гроба Господня

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Nazi Zhorzholiani В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

© photo: Sputnik / Vitaliy Belousov Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

© photo: Sputnik / Vitaly An’kov

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Nazi Zhorzholiani В храме Гроба Господня в Иерусалиме

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

© photo: Sputnik / Maria Tsimintia

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

© photo: Sputnik / Vitaly Belousov Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

© photo: Sputnik / Михаил Мокрушин Освящение куличей и пасхальных яиц

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

© RIA Novosti.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili Декоративные пасхальные яйца

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

  • 1. Введение
  • 2. Совершение обряда
  • 3. Участники обряда
  • 4. Распределение мест в Ротонде
  • 5. Размещение гостей
  • 6. Проведение обряда
  • Оригинал на английском языке

Введение

Схождение Благодатного огня, важнейший обряд Православной Церкви, происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Неизвестно, когда впервые появился этот обряд, но он без сомнения восходит к традиции и символике ранней Церкви: впервые о нем упоминает монах Бернард в середине IX века, возможно, что возник он во времена Карла Великого, когда паломничества на Святую Землю всячески поощрялись и стали очень популярными.

В сущности, обряд символизирует триумф христианской веры, повторяемый из года в год, в ознаменование первой Победы после Голгофы. Патриарх входит в Кувуклию, расположенную над Гробом, в которой только на это время гасят все свечи и лампады, и происходит Чудо схождения Благодатного огня. Затем Огонь раздается огромному множеству людей, окружающих Храм и разносится по всему миру. До войны, Огонь, тщательно сохраняемый, добирался до самых дальних уголков России.

Турецкое правительство, опасаясь, что фанатизм и возбуждение пасхальной толпы могут привести к массовым беспорядкам, обычно размещало большую воинскую часть внутри Храма и на его территории.

Совершение обряда

Обряд совершает Православный Патриарх. Принимает участие также епископ Армянской апостольской церкви, единственный кто сопровождает Патриарха в Кувуклию, а также представители Коптской и Сирийской церквей, представители Эфиопской церкви не участвуют.

По сути своей обряд является богослужением Православной Церкви, поэтому представители других конфессий предварительно получают разрешение у Православного Патриарха на участие, проходя в православный алтарь для выражения своего почтения.

Участники обряда

Помимо Патриарха и епископа Армянской церкви в богослужении периодически участвуют следующие клирики и миряне: епископ, архимандрит, драгоман и Православной и Армянской церквей, мирянин от каждой из этих церквей и по одному представителю священства или мирян от Коптской и Сирийской церквей. От Коптской церкви часто представителем является мирянин, который приобрел привилегию получить Благодатный Огонь.

Хранитель ключей от Храма Воскресения Христова, мусульманин, по традиции опечатывает двери Кувуклии до входа Патриарха, также в течение всего обряда присутствует монах-францисканец.

Распределение места в Ротонде

Во время Схождения Благодатного Огня Храм полностью заполняется множеством взволнованных верующих, и представители разных конфессий должны находится в предназначенных для них местах, которые в свою очередь могут быть поделены между представителями разных городов.

Православной Церкви принадлежит часть площади с дальней от входа стороны Гроба, от передней части Гроба до середины седьмой колонны

Отсюда и до черного креста справа от девятой колонны, на расстоянии приблизительно около метра от центра – часть, принадлежащая Сирийской церкви. Эта граница, как правило, является предметом спора, так как сирийцы считают, что она должна проходить по центру колонны. Но этот вопрос, однако, решен не в их пользу, и граница осталась неизменной.

Эти две границы сходятся в северо-западном углу Кувуклии.

Коптская территория располагается от границы Сирийской церкви до центра колонны 12, по линии, проведенной к юго-западному внешнему углу Кувуклии.

Армянская территория завершает круг до передней части Гроба, но место перед дверями между колоннами 12 и 15 принадлежит Православной церкви.

Следует помнить, что паломники, особенно копты, прибывают в храм за несколько дней до Схождения Благодатного Огня и располагаются там на ночлег. В день самого обряда они должны неукоснительно соблюдать границы своих конфессий. Споры также часто случаются на территории Православной Церкви между верующими из Иерусалима и Яффы.

Размещение гостей

Балкон Православной Церкви с северной стороны от входа в Православный Кафоликон из Ротонды любезно предоставлен Патриархом в распоряжение представителям правительства и вмещает 10 человек, но всего пять или шесть кресел.

Патриарх Армянской церкви обычно предоставляет в распоряжение правительства два окна в южной галерее, у каждого из которых может разместиться семь или восемь человек. Там можно разместить по три кресла, и здесь обычно располагаются женщины. К этому помещению ведет лестница, которая находится слева от главного входа, рядом с армянским приделом.

Другие гости могут расположиться на галерее с видом на православный клирос. Доступ туда возможен через Голгофский придел. Здесь также есть просторная комната, которой можно воспользоваться для лучшего обзора, однако в ней нет мест для сидения.

Если есть возможность, Православный Патриарх также представляет правительству места у маленького окна в верхней части под Ротондой. Там могут стоять шесть человек, а пройти туда можно из здания Патриархата Православной Церкви.

Балкон с другой стороны от входа на православный клирос из Ротонды предоставляется генеральному консулу Греции.

Места прямо под балконами зарезервированы для гостей патриархатов, православного в северной части и армянского в южной, занимать их можно только с согласия драгомана. Здесь не могут быть построены ярусы для сидения, но для удобства присутствующих могут быть поставлены скамьи.

У каждого гостя, получившего место от представителя миссии , должен быть билет с указанием места необходима организация прохода на места непосредственных владельцев билетов. Билеты в Галерею и к окнам предоставляются через заместителя уполномоченного округа драгомана Православной Патриархии.

Проведение обряда

Утром, между 8 и 9 часами представители Армянской церкви открывают двери. Должны быть приняты меры для того, чтобы они смогли пройти сквозь большое количество народа, и люди должны держатся на некотором расстоянии от дверей, чтобы предотвратить столпотворение и давку, когда дверь откроется.

Войдя внутрь, православные верующие обходят справа Камень помазания и входят в Ротонду через православный Кафоликон, представители других конфессий обходят Камень слева и входят прямо в Ротонду.

В 10:30 утра крестным ходом прибывает Армянский Патриарх и входит в Ротонду через главный вход. Пройдя перед Гробом, он один раз обходит Ротонду и затем входит в Армянский придел. Армянский Патриарх не принимает фактического участия в богослужении, но по обычаю занимает первое место в Армянской галерее.

В 11 утра вход в Кувуклию запечатывается хранителем-мусульманином в присутствии одного православного и одного армянского архимандрита, стоящих близко к двери, каждый со своей стороны. Дверь закрывают, и по центру накладывают на нее большой кусок воска, удерживающий белую ленту, концы которой проходят через две дверные ручки. Концы ленты держат во время запечатывания два упомянутых выше свидетеля. Клир Православной церкви всегда располагается с северной стороны двери, клир Армянской церкви – с южной.

В полдень Православный Патриарх спускается через Храм Св. Иакова, входит в Храм Воскресения Христова и проходит через южные двери Кафоликона в алтарь. Представители других конфессий выражают свое почтение и получают разрешение принять участие в богослужении.

Затем архимандрит заносит в Кувуклию святую лампаду, печать с двери снимает православный драгоман. Дверь снова не запечатывается, но ленты возвращают на место.

Двух держащих ленты архимандритов сменяют два епископа, за ними два драгомана, а за ними — два пономаря.

Примерно в это время в Ротонду через православный придел входит группа молодых людей, хлопающих в ладоши и поющих обрядовые песнопения. Иногда один или двое из них сидят на плечах у своих товарищей. Как раз сейчас, когда нарастает волнение, и теснота становится все сильнее, и возникают споры, особенно из-за расположения у отверстий в Кувуклии, через которые подается Благодатный Огонь.

Местные служители храма занимают места в северной части возле входа в Кувуклию.

В это время пространство между входом в Кувуклию, включая каменные сидения, и входом в православный придел должно быть совершенно свободным и под охраной полицейских. Они мгновенно открывают проход, когда необходимо пропустить процессию.

Сюда допускаются только официальные лица и клирики. К последним относятся два епископа, архимандриты, драгоманы и пономари, по одному из Православной и Армянской церквей, а также один представитель мирян от каждой конфессии и хранитель-мусульманин. Представители Коптской и Сирийской церквей пока попасть сюда не могут, но остаются за линией границы с южной стороны. Францисканцы находятся возле дверей Кувуклии с северной стороны.

В 12:30 богослужение начинается выходом Патриарха из алтаря православной . Впереди процессии несут 13 хоругвей представители ведущих православных семей и чтобы очистить дорогу в массе людей. Процессия трижды обходит Ротонду. В третий раз дойдя до входа в Кувуклию, люди с хоругвями и все священнослужители, кроме Патриарха, сопровождающих его лиц, а также тех, кто упомянут выше, возвращаются в православную часовню.

Епископ Армянской церкви, сопровождающий Патриарха в Кувуклию, присоединяется здесь к Его Блаженству.

Патриарх разоблачается, и его митру и облачение относят в алтарь православного придела. Затем дверь открывается, и Патриарх входит в Кувуклию в сопровождении епископа Армянской церкви.

Копты и сирийцы теперь проходят вперед и становятся прямо перед дверью, готовые войти, когда она откроется. Другим священникам в это время входить не разрешено, их входу необходимо препятствовать, а также необходимо обеспечить вход коптов и сирийцев и выход Патриарха. Дверь не открывается до тех пор, пока Патриарх не постучит.

Патриарх и представитель Армянской церкви передают Благодатный Огонь паломникам через отверстия в Кувуклии, вначале с северной (православной) стороны. Это событие встречают громкими возгласами, аплодисментами и колокольным звоном. Православный обычай таков, что первым Огонь получает приходской священник, а после него выбранные представители общины. Люди тянутся к Огню пучками из 33 свечей – по числу лет земной жизни Нашего Спасителя – каждый держит такой пучок, и здание вскоре заполняет море огней.

Когда Патриарх готов выйти из Кувуклии и вернуться в православный алтарь, он сообщает об этом стуком в дверь. Дверь открывает православный епископ, сразу входят представители коптов и сирийцев и внутри получают Огонь от Патриарха. Никто из других священников в это время не входит. Затем Патриарх появляется с горящими факелами в обеих руках, за ним следует епископ Армянской церкви. Представителям коптов и сирийцев нельзя выходить из Кувуклии сразу же после Патриарха. Появление Патриарха обычно служит сигналом для верующих, и они бросаются зажигать свои свечи от факелов Патриарха. Охране нужно сдержать этот поток, офицеры должны помочь Патриарху пройти, очистив ему дорогу. При прохождении к православному приделу должны быть приняты меры предосторожности, чтобы обойти камень, отмечающий центр земли.

Копт и сириец, выйдя из Кувуклии с Огнем, возвращаются к месту расположения своих конфессий. Здесь также могут быть необходимы меры для освобождения пути и для сохранения Огня. После того как Патриарх и армянский епископ вышли из Кувуклии, входят пономари, сначала православные, и зажигают свои лампады внутри и снаружи Кувуклии. Францисканец также опускает и зажигает лампаду над входом.

Вскоре входят два епископа, и православный епископ снимает лампады и относит их в православный алтарь.

Армянский епископ не сопровождает Патриарха, а идет прямо в армянский монастырь, и для него необходимо освободить проход сквозь скопление людей и позволить священникам и певчим Армянской церкви выйти из монастыря и участвовать в крестном ходе вокруг Ротонды. Коптские и сирийские священники и певчие также выстраиваются и следуют за армянами крестным ходом. Все обходят Ротонду трижды и возвращаются в свои приделы после короткого богослужения каждой конфессии у входа в Кувуклию. Важно ограничить количество участников из священства и певчих в крестных ходах, иначе невозможно будет провести крестные хода и богослужения организованно. Для Армянской церкви максимальное число участников составляет 70 человек, 50 – для Коптской церкви и 40 — для Сирийской. Число участников определяется на основании площади территории, отведенной для каждой общины. При формировании колонны хвост сирийской процессии не должен выходить восточнее линии, проведенной от центра колонны 6 до противоположного угла Кувуклии. Соответствующий интервал должен поддерживаться между головой армянской процессии и хвостом сирийской.

Пока копты и сирийцы ожидают окончания армянской и коптской службы перед Гробом после крестного хода, с южной стороны Кувуклии обычно ставится кресло для служащего священника этих двух общин. Кресло должно быть поставлено на уровне отверстия, через которое подается Благодатный огонь, чтобы не помешать выходу армянской процессии по окончании их службы.

***

Оригинал на английском языке

Conduct of the Ceremony

Participants in the Ceremony.

Allocation of Space on the Floor of the Rotunda

These two boundary lines converge on the north-west corner of the Edicule.

Accommodation for Visitors

Order of the Ceremony

The District Staff take up a position by the northern seat near the entrance to the Tomb.

The Bishop of the Armenian Church, who is to accompany the Patriarch into the Sepulchre, here joins His Beatitude.

Shortly afterwards, the two Bishops enter and the Orthodox Bishop removes the lamps and bears it to the Orthodox Altar.

The status quo in the holy places (Статус-кво святых мест)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *