Иерусалим чей город

Иерусалим — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650-840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.
13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны некоторой частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.
Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.
В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.
Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Этимология

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)». Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

Древний период

Первое поселение на территории современного Иерусалима было основано между 4500 и 3500 годами до н.э. Возможно, самое раннее письменное упоминание Иерусалима обнаружено в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н.э.
Согласно Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид построил здесь крепость, — «Град Давида» (Ир Давид), — провозгласил её столицей Израильского царства и перенёс в неё величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета. Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. В 970 году до н. э. на смену Давиду пришёл его сын Соломон, построивший более основательный Святой Храм на том месте, которое Паралипоменон отождествляет с алтарём Давида. Храм Соломона (Первый Храм) продолжил играть центральную роль в еврейской истории как место хранения Ковчега Завета.

К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.
В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма.

Период Второго Храма

В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.


В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война, Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом. 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 годы.). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался.
В 325 году римский император Константин I вернул название «Иерусалим» и восстановил город как центр христианского богослужения. Константин распорядился о сооружении в городе христианских святых мест, включая (в 335 году) Храм Гроба Господня.

Средние века

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 году, после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако в 1244 году Иерусалим захватили хорезмийцы.

Новое время

В 1517 году Иерусалим был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном Иерусалим процветал, переживая период мира и обновления — включая восстановление мощных стен вокруг территории, ныне именуемой Старым городом. Правление Сулеймана и последовавших за ним османских султанов принесло городу период «религиозного мира»; еврей, христианин и мусульманин пользовались свободой вероисповедания, гарантированной османами, и на одной и той же улице можно было найти синагогу, церковь и мечеть. Однако, безграмотное управление империей после Сулеймана обусловило экономическую стагнацию; на протяжении большой части османского периода Иерусалим оставался провинциальным, — хотя и религиозно значимым, — центром.
В 1850-е годы возникают первые постоянные поселения за пределами стен Старого города. По мере того как эти общины росли и соединялись географически, они стали известны под названием «Новый город».

Новейшее время

В 1917—1947 годах Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. 29 ноября 1947 года Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 181 (II) «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная Арабо-израильская война. 15 мая 1948 года Иерусалим был атакован ударными частями трансиорданского Арабского легиона. К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая Старый город — под контролем Трансиордании.

13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией. Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств; её признали только Великобритания, Пакистан и СССР.
3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.
В декабре 1949 года Премьер министр Израиля Д. Бен-Гурион объявил «Еврейский Иерусалим» органичной и неотделимой частью государства Израиль и предложил перенести столицу государства из Тель-Авива в Иерусалим. В марте 1950 года состоялось первое заседание Кнессета в Иерусалиме, на котором он был объявлен столицей государства.
Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим:
Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова.
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания отступила с Западного берега р. Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля. В 1980 году Израиль принял основной закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права.

Современный Иерусалим

Современный Иерусалим растет и развивается. Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима.

В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима.
Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок.
В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите, арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений.
Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/мобильной связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.
Приглашаем на наш Телеграм-канал.

В Иерусалиме, древней столице Израиля, никогда не было полезных ископаемых, выращивать урожай там было негде, да и питьевой воды не всегда хватало.

Почему же вот уже более 30 столетий армии разных народов борются за этот город? И как Иерусалим стал центром трёх религий, привлекая миллионы туристов и паломников со всего мира?

Давайте вернёмся в прошлое на несколько тысячелетий.

Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 вв. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в «египетских надписях проклятий» – надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта.

В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) — Урусалимму. До завоевания царем Давидом носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово «Иерусалим» звучит как «Ерушалаим», что означает «Город мира». Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю.

Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!

Ханнаанеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки — все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла.

Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим.

Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей. Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями, главная святыня для иудеев. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.

Но Первый Храм был построен только сыном царя Давида – Соломоном – около 960 года до н.э. Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с Десятью Заповедями и Менору – золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло.

Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался.

После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное — Израиль и Южное — Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи.

В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон.

Но уже в 538 году персидский царь Кир разрешает частичное возвращение изгнанников. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма.

Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита.

В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому.

164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу.

Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод сильно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения.

Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя – прокуратора.

Роковую роль в истории израильского народа сыграла Иудейская война 66-73 годов.

Весной 70-го года римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, подошел со своим войском к городу и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.

В тот же день (9 ава), когда был разрушен Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана.

В 135 году, после подавления очередного восстания, в Иерусалим приезжает римский император Адриан. Чтобы уничтожить всё, напоминающее об историческом прошлом евреев, Иудею называют «Сирия-Палестина», а Иерусалим получает новое название — «Элия Капитолина».

На развалинах древнего Храма по императорскому повелению было сооружено святилище Юпитера Капитолийского, а евреям под страхом смерти запрещалось входить в Иерусалим.

В городе строится много церквей, и он становится центром христианства.

335 год — освящение Храма Гроба Господня.

В 638 году Халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим — и город оказывается под властью ислама.

На территории Храма, (которая до этого времени была превращена в свалку мусора), строится мечеть Аль-Акса, святыня мусульман. При мусульманах Иерусалим стал называться Аль-Кудс — Святой, место, с которого, как считается, Магомет вознесся на небо, чтобы получить Коран.

Следующими правителями была египетская династия Фатимидов, которую сменили в 1077 году турки-сельджуки. Их жестокость по отношению к христианам, была одной из причин Крестовых войн.

В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира — Гроб Господень.

На целый век Иерусалим стал центром царства крестоносцев (1098-1187).

Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол скалы — в церковь Храма Господня, мечеть Аль-Акса в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров).

Крестоносцев сменил знаменитый завоеватель Востока Салладин, затем мамлюки.

При мамлюках Иерусалим становится центром мусульманского богословия и множество паломников устремляются в город. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников.

С 13-14 вв. Иерусалим становится одним из центров мусульманской учености.

Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, например, за вход в храм Воскресения паломник должен был вносить определенную плату.

Мамлюки мало заботились об экономическом развитии Иерусалима и поэтому, несмотря на превращение города в религиозный центр, экономическое положение его населения, которое к концу 15 в. вряд ли превышало десять тысяч человек, было весьма тяжелым.

В 1517 году город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.

При султане Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней. Шесть из современных ворот в Старый город тоже были сооружены в царствование Сулеймана.

Но вскоре годы бурного строительства сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим перестал быть стратегически значимым и стал всего лишь фортом для отражения набегов, кочевавших по пустыне, бедуинов.

Император Наполеон также предпринимал попытку завоевать Иерусалим. В то время он командовал армией, но еще не был главой государства. В самом начале его карьеры Наполеону пришла в голову мысль завоевать для евреев Иерусалим и, таким образом, «исполнить пророчество». Наполеоновская авантюра закончилась так быстро, что история почти ничего не говорит о ней. Ему не удалось дойти до Иерусалима, его армия была остановлена у города Акко.

Конец турецкому владычеству положил в 1917 году английский генерал Алленби. Британский фельдмаршал, лорд Алленби (в составе его армии находился еврейский легион), вступает в Иерусалим без боя, пешком, в знак уважения к Святому Городу.

На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Не увенчавшиеся успехом попытки английского правительства «примирить» арабских и еврейских жителей Палестины, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН.

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины.

А 14 мая 1948 года Бен Гурион провозглашает Израиль независимым государством. Правда, свою независимость израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне Израиля со всем арабским миром.

Результатом этой войны было разделение Иерусалима на арабскую (впоследствии Иорданскую) и Израильскую части. К Иордании отнеслись также Западный берег реки Иордан и значительная часть Галилеи, к Сирии — Голанские высоты.

13 декабря 1949 г. правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства Израиль и перевело Кнессет и правительственные учреждения из Тель-Авива в Иерусалим.

Но с тех пор история города не прерывается.

Этот город знает войны и мир, победы и поражения, любовь и ненависть, богатство и бедность, радость и боль своего народа. И сегодня сюда приезжают миллионы людей со всего мира с надеждой и верой. Потому, что Иерусалим — это город веры, город откровения, где всё кажется выстраданным и выстроенным самим Творцом.

Иерусалим — это древний город, который занимает особое место в сердцах людей.

Иерусалим, которому в 1996 году исполнилось 3000 лет, — столица государства Израиль и одновременно духовный центр трех религий.

Иерусалим – город сотен имен, многоликий город, священный город трех религий – иудаизма, христианства и ислама – несомненно, является жемчужиной в сокровищнице Израиля. В сердцах евреев всегда будут жить Авраам, готовый принести в жертву Исаака на горе Мориа, основание царем Давидом столицы в Джебусите, строительство царем Соломоном Храма.

В течение 19 веков со времен разрушения Второго Храма и изгнания, верующие евреи молились, обращаясь лицом к Иерусалиму. Христиане связывают Иерусалим с последними годами жизни Христа. Здесь он проповедовал, был арестован, распят на кресте и воскрешен. Иерусалим стал столицей царства во времена правления царя Давида.

Святой город Иерусалим

И мы расскажем про 10 мест, которые обязательно нужно посетить:

1. Стена Плача в Иерусалиме – уцелевшая стена укрепления Храмовой горы, на которой стоял Иерусалимский храм. Здесь Иисус Христос проповедовал в последние дни земной жизни, произнося притчи о злых виноградарях и брачном пире, произнес пророческие слова о разрушении этого храма, что и произошло в 70-м году н.э., когда Иерусалим был взят римлянами. Стена плача также особенно почитается иудеями как святыня.

2. Овчая купель, или Вефизда, находится поблизости от Гефсиманских, или Овчих, ворот. Здесь Иисус Христос исцелил расслабленного , страдавшего параличом 38 лет.

Доступ к остаткам евангельской купели — Вефезды, ушедшего под землю водоема, вокруг которого располагаются развалины древней церкви, сохранился по сегодняшний день. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос.

3. Место совершения Тайной вечери и схождения Духа Святаго на апостолов — гора Сион в Иерусалиме — расположена недалеко от Сионских ворот вне Старого города на юго-восточной оконечности Сионского плоскогорья. Здесь паломники посещают горницу Тайной вечери.

Подобрать Экскурсионный тур в Иерусалим

4. Дорога Скорби (Via Dolorosa). Практически все приезжающие в Иерусалим паломники стремятся пройти Крестным путем, которым шёл на Голгофу Иисус Христос. Этот путь протянулся от Гефсиманских ворот до храма Воскресения и имеет девять остановок, отмеченных особыми евангельскими событиями. В 16 веке эта дорога получила название Дорога Скорби.

5. Храм Воскресения в Иерусалиме, более известный как Храм Гроба Господня возведен над местами, где Спаситель мира был распят, погребен и воскрес из мертвых. Все паломники стремятся побывать на Голгофе и в погребальном вертепе Спасителя – Кувуклии, где ежегодно происходит схождение Благодатного огня. Особо почитается Камень миропомазания, на котором тело Иисуса Христа перед погребением было помазано миром его учениками.

6. Гора Вознесения. Находится за пределами Старого города и является самой высокой вершиной Елеонской горы. Над местом Вознесения сооружена восьмиугольная часовня, внутри которой можно увидеть след левой стопы Господа.

7. Гефсиманский сад находится у подножия Елеонской (или Масличной) горы. В саду есть пещера, где Спаситель молитвенно просил о том, чтобы пронесена была мимо Него чаша сия. Также в этом Саду расположено место предательства Иуды.

8. Гробница Пресвятой Богородицы — величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. По преданию, известному с 4 в., Богородица скончалась в Иерусалиме в 57 г. в возрасте 72 лет и апостолы похоронили Её в Гефсимании в семейной гробнице, где были захоронения ее родителей Иоакима и Анны и мужа Иосифа Обручника. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее 4 века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.

9. Церковь праведных Иоакима и Анны — Место Рождества Богородицы, находится в Старом городе.

10. Храм равноапостольной Марии Магдалины. На сооружение храма российский император Александр III внёс 100 тыс. рублей, его четыре брата — по 15 тыс., великая княжна Мария Александровна — 5 тыс. рублей. Православная церковь св. Марии Магдалины (полное название «Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины») расположена в Гефсимании на нижнем склонеЕлеонской горы. Однопрестольная Церковь была построена в 1885 г. по распоряжению императора Александра III в память о его матери — императрице Марии Александровны, небесной покровительницей которой была равноапостольная Мария Магдалина.

Подобрать Экскурсионный тур в Иерусалим

Ворота Иерусалима

В стенах Старого Города насчитывается 8 ворот. И безусловно, о них стоит узнать:

  1. Яффские ворота (Хевронские). Здесь начинается дорога в Яффо – важный торговый город, и следовательно, — рынок сбыта. Яффские ворота — одни из наиболее оживленных ворот Старого города в Иерусалиме, рядом с ними проходят транспортные городские потоки. Ворота были построены в 1538 году при Сулеймане Великолепном, правителе Османской империи. В1898 г. ворота расширили, пробив брешь для кареты германского императора Вильгельма II . Также ворота служат главным входом в христианский и армянский кварталы. Украшены восточным орнаментом.
  2. Золотые ворота расположены вдоль восточной ограды Храмовой горы. Согласно христианскому преданию, Иисус Христос вошел в Иерусалим через Золотые ворота, обращенные в сторону Елеонской горы и Вифании. Золотые ворота, старейшие ворота Старого города, расположены между Львиными воротами и воротами Хульды в одной из башен восточной стены. В настоящее время они заложены камнем, но арки, обозначающие вход, хорошо видны на стене. Золотые ворота состояли из двух входов, называемых «ворота покаяния» и «ворота милосердия». Ворота были построены римлянами после разрушения Иерусалима в ходе первой римско-иудейской войны. В период Византийской империи ворота были открыты, через них вошел византийский император Ираклий после победы над персами. После захвата Иерусалима турками Сулейман Великолепный в 1541 году приказал наглухо заложить Золотые ворота, чтобы воспрепятствовать входу Мессии.
    Согласно еврейской традиции, Мессия войдет в Иерусалим именно через эти ворота.
  3. Львиные ворота названы так в честь охраняющей их пары львов. Ворота иногда называют воротами Святого Стефана, в честь христианского первомученика, по преданию, забитого возле них камнями. В наши дни на восточной стороне Старого города это единственные открытые ворота. От них начинается путь по Виа Долороза. Через них легче всего добраться до Масличной горы из города.
  4. Мусорные ворота. Мусорные ворота еще называются Навозными, они располагаются на южной стороне Старого города в Иерусалиме. Мусорные ворота являются самыми маленькими среди других ворот Старого города. Однако через них проложен основной вход в Еврейский квартал и главный путь к Стене Плача. Предположительно, столь непристойное название для городского сооружения ворота получили благодаря тому, что через них осуществлялся вывоз мусора из иерусалимского Храма в долину Еннома. Навозные ворота были построены при османском султане Сулеймане Великолепном. Арабы их называют Мавританскими воротами из-за их близости к кварталу, где селились выходцы из Северной Африки.
  5. Ворота Ирода (Цветочные), названные так в результате того, что расположенная неподалеку церковь была принята по ошибке за дом Ирода Антипы. Они украшены узором в виде розы и называются на иврите «Воротами Цветов». Они были закрыты в 1875 году.
  6. Сионские ворота получили свое название благодаря тому, что их выход ведет на гору Сион, хотя в древние времена Сионом называли другую гору. Арабы называют ворота «Баб Ан-Наби Дауд», что в переводе означает, «Ворота пророка Давида», так как недалеко от них находится гробница, где, по приданию, похоронен царь Давид.
  7. Новые ворота — единственные, построеные НЕ Сулейманом. Они были открыты в 1887 году для того, чтобы облегчить сообщение между Христианским кварталом и католическими учреждениями, находящимися за пределами стен.
  8. Дамасские ворота – Шхемские. Наиболее нарядные – считаются и самыми красивыми. Они были построены Сулейманом Великим (Великолепным) в 1537 году. Именно здесь начинается дорога, ведущая в Дамаск.

Подобрать Экскурсионный тур в Иерусалим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *