Иерусалим горненский монастырь

Эту книгу правильнее было бы назвать путевым очерками. Автор рассказывает о своих путешествиях по Памиру. По самым укромным, отдалённым и заветным его уголкам. О местных достопримечательностях, святынях. Только это не просто путешествия. Это путешествия во времени, пространстве, мире реальном и мире вымышленном. Автор старательно и вдохновенно рассказывает многочисленные предания, легенды, слухи и истории не только услышанные им во время своих странствий, но и почерпнутые из книг, древних хроник, сказок. Памир -древнейший перекрёсток торговых путей, заповедник тайн, хранилище преданий самых разных народов и религий. Это страна легендарных исмаилитов, которые и поныне подчиняются своему главе Ага-Хану, живущему где-то за тридевять земель. Здесь по сей день живут старцы-пиры и халифы, ходят в паломничества к древним мазарам над гробницами местных святых, верят в горных духов, злобных гулей, подстерегающих путников в отдалённых ущельях и пери — являющихся заблудившимся странникам. Затерянные в горах озёра, древние пещеры в горах, рассказы про снежного человека и нравоучительные истории о дервишах, Ходже Насреддине. Сами названия гор, как таинственные легенды — Трон Соломона, Золотой Трон.
Много фотографий автора, правда не в очень хорошем качестве.
Книга небольшая, но настолько насыщенная самыми разнообразными историями, связанными между собой только местом, что на чтение её уходит несколько дней. Приходится всё время останавливаться и переводить дух, осмысляя прочитанное.

Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Горненский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в Эйн-Кареме в городе Иерусалиме Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата

Расположен на юго-западной окраине Иерусалима, в девяти километрах от центра города, в районе Эйн-Карем. Как и другие русские участки на Святой земле, монастырский участок известен местным жителям как «Московия». Проезд в монастырь — автобусом 19 и 27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн Карем.

Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Содержание

Зарождение обители при о. Антонине

Побуждением к образованию монастыря на этом месте — в «Нагорной стране», «Горнем граде Иудове», историческом селении Эйн-Карем — стало предание, указывающее здесь, в естественной пещере, дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи. В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56).

Ко второй половине 1860-х годов важные святые места Эйн-Карема, включая местоположение дома святых Захарии и Елисаветы, оказались в руках римо-католиков (францисканцев) — по словам начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина):

«…Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» .

В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах — Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль .

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц — каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии «без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей» . Постепенно здесь стали селиться русские инокини. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями — вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, храм для будущей общины было решено создать как «русско-арабский» — приходский для местных православных арабов, расположенный для удобства в пределах русского участка. Временная домовая церковь была открыта в 1880 года с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке двухэтажный миссийский дом. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. В том же году строительство постоянного храма было начато на нижней террасе крутого склона. Это вызвало противодействие францисканцев, светских иерусалимских властей и Иерусалимского патриарха. В ответ на жалобу последнего митрополит Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода Российской Церкви, подчеркнул, что храмы строятся архимандритом Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха .

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В том же году отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника — Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы («Целования») — который был учреждён указом от 5 августа того года и вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих .

В 1889 году Горненский участок, как и другие крупнейшие земельные владения архимандрита Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа. Материальное благосостояние общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Императорское Православное Палестинское общество оказывало финансовую помощь — так, в 1891 и 1892 годах для общины было перечислено по 2 тысячи франков.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

«Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода» .

Отдельным пунктом значилось:

«Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем» .

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

Недостроенный большой собор Горненского монастыря. Фото ок. кон. XX-нач. XXI в. с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Становление в предреволюционный период

Каноническое оформление Горненской общины произошло на исходе XIX века. Летом 1897 года по совету секретаря Императорского Православного Палестинского общества В. Н. Хитрово начальник миссии архимандрит Рафаил (Трухин) ввел в общине общую трапезу, на что от Палестинского общества было обещано по 10 тысяч франков ежегодно . В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры», что вызвало нестроения в общине, для пресечения которых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед обер-прокурором К. П. Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил. С некоторыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 года, чем была формально учреждена монашеская община.

Продолжателем трудов по расширению и благоустройству обители стал новый начальник миссии, архимандрит Леонид (Сенцов), при котором здесь были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» . Также, в 1903 году в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, а в 1913 году — приобретен участок, именуемый «Камнем сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресвятой Богородицы в Эйн-Кареме.

Самым масштабным предприятием предреволюционного периода стало начало строительства в обители большого собора во имя Живоначальной Троицы в 1910 году. К тому времени рост числа паломников, молящихся в обители, поставил вопрос о возведении более просторной церкви — в отчете М. Я. Дьяконова от 1914 года первый храм обители признавался малопоместительным «в период паломнического движения» . Место новой соборной церкви было выбрано на высокой точке, чтобы он был виден издалека. Средства на постройку поступали от императорской семьи и из пожертвований простых русских людей.

Активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины был полностью израсходован, сёстры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход.

Иоанно-Предтеченский пещерный храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Потрясения XX века

В 1914 году, вскоре после начала Первой мировой войны, разразилась эпидемия чумы, от чего в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. На 12-м акафисте произошло чудо: висевшая на стене Казанская икона Богородицы сошла со стены и сама обошла храм, а сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся и она будет защищена от эпидемии. С того времени страшная болезнь действительно отошла. С тех пор установилась традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной.

В том же году, с вступлением Османской империи в войну против России, русские учреждения в Святой земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Горненского монастыря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию. В обители остановились все строительные работы, большой собор остался построенным лишь наполовину.

Изгнанные сестры вернулись из Александрии в 1918 году. Церкви были вновь открыты, ризница сохранилась, но число насельниц сократилось. В новых условиях, как и прочие учреждения Русской духовной миссии в Иерусалиме, монастырь оказался в ведении Русской Церкви Заграницей. Архиерейский Синод Зарубежной Церкви реорганизовал монастырь, поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Московского и всея Руси Алексия I, среди сестер монастыря появилась большая группа сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник миссии архимандрит Антоний (Синкевич) отстранил от управления монастырём всеми почитаемую игумению Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную монахиню Елисавету (Анненкову). Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, со своей стороны назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Когда архимандрит Антоний опечатал Казанский храм обители, Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греческий храм в Эйн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнославянском языке русского иеромонаха Исаию.

Весной 1948 года, после того как еврейские отряды Хаганы изгнали арабское население из Эйн-Карема, около 100 монахинь покинули монастырь, после чего вернулись не все. Возникшее в мае того года государство Израиль передало оказавшиеся на его территории русские храмы и участки, в том числе Горненский монастырь, советскому правительству, в связи с чем монастырь вошёл в юрисдикцию Московского Патриархата. Монахини, пожелавшие остаться в ведении Зарубежной Церкви, поселились в Елеонском монастыре.

5 декабря 1948 года вновь назначенный начальник патриаршей Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Лобачёв), совершил своё первое богослужение в монастыре. Материальное положение обители оставалось тяжелым. При этом, по описи 1949 года монастырь по прежнему сохранял территорию в 360 тысяч квадратных метров. В 1951 году начальник миссии епископ Изборский Владимир (Кобец) провёл капитальный ремонт зданий и храмов монастыря. В августе 1955 года в обитель прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители регулярно пополнялся командируемыми сестрами.

За предыдущие десятилетия документация на земли обители и прилежащие участки, принадлежавшие Русской Церкви и частным меценатам, оказалась частично утрачена, из-за чего после образования Израиля монастырь стал снова и снова вовлекаться в борьбу за подтверждение своих прав на ту или иную собственность. Крупнейшая утрата территории произошла в связи со строительством госпиталя Хадасса (открыт в 1961 году) и подъездной дороги к нему, когда значительная часть верхних монастырских владений отошла в муниципальное пользование.

В 1980-х годах в обитель стали переводить сестер из Пюхтицкого Успенского монастыря. Первые десять сестер из Пюхтиц прибыли на Святую землю в 1983 году. В том году, 19 мая, в монастыре были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), который патриарх Иерусалимский Диодор назвал «мученицами нашего времени». В 1987 году в обители был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, вплотную примыкающий к францисканской территории, на которой лежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы. К 1980-м годам в целом обитель оставалась в запущенном состоянии, которое усугубилось тем что на рубеже 1980-х и 1990-х годов монастырь на пять лет остался без игумении. На 1991 год домики-кельи были старыми и плохо обустроенными, не было ни ограды вокруг территории монастыря, ни водопровода, ни телефонов, ни хороших гостиниц для паломников.

Собор всех святых в земле Российской просиявших Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП).

Новейший период

Прибытие игумении Георгии (Щукиной) в 1991 году ознаменовало новый этап в жизни обители. В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в монастыре архив и библиотека (на основе книжного собрания архимандрита Антонина). В 1997 году возле Казанского храма был установлен бюст основателя Горненской общины архимандрита Антонина и оформлена мемориальная аллея, а к Пасхе того года — завершена реконструкция одного из домов монастыря под двухэтажную гостиницу для паломников, которые стали прибывать во всё большем числе.

В том же 1997 году обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который благословил возобновление строительства большого собора обители. К тому времени к начатой постройке заросли дороги, внутри храма выросли деревья, на стенах тоже пустили корни кусты. В конце 2003 года возобновились строительные работы по возведению большого собора обители, которые были завершены к началу 2007 года, когда праздновался 160-летний юбилей Русской духовной миссии в Иерусалиме. 28 октября того года чин малого освящения собора во имя Всех святых в земле Российской просиявших был совершен митрополитом Смоленским Кириллом. Чин великого освящения 12 ноября 2012 года совершил тот же владыка, теперь уже в сане патриарха Московского и всея Руси. В то же время патриарх Кирилл огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского монастыря были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Молитвы Господней.

К началу 2000-х годов от первоначальных 360 тысячи кв. м. во владении монастыря оставалось 228 тысяч кв. м., причём на 2013 год власти не выплатили компенсации за изъятые земли. В 2012-2013 годах обострился вопрос о прокладке трамвайных путей по землям обители — в 5-15 метрах от забора, к которому примыкали кельи монахинь. Иерусалимская администрация считала эти земли городской собственностью, но монастырь взялся за регистрацию права собственности Церкви на этот участок. В декабре 2013 года монастырь понёс серьезный ущерб в результате урагана и беспрецедентного снегопада, после которого встала необходимость приобретения дополнительного дизельного генератора и починки разрушений.

В 2000-2010-е годы богослужения в монастыре совершались ежедневно, монастырь жил по зимнему времени (не следуя государственному порядку перевода часов). Количество сестер оставалось на уровне 60 — больше не позволяли израильские власти — причём они несли послушание на разных миссийских участках в Святой земле.

Статистика

Настоятельницы

Старшие сестры

  • Рахиль (1898)
  • Валентина (1898 — 1918)
  • Тавифа (Минина) (1918 — 1924)

Настоятельницы-игумении

Святыни

  • камень, отколотый и перенесенный с места первой проповеди святого Иоанна Предтечи — находится у западной внешней стены Казанского храма, справа от входа
  • столб от дома праведных Захарии и Елисаветы — стоит перед Казанским храмом
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери — написан известной горненской монахиней-иконописицей Сергией

Литература

Использованные материалы

  • Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125:
  • Страницы официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата:
    • — «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме»
    • — «Одни приходят в монастырь жить, а другие — спасаться» , 6 мая 2010
  • Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.:

Антонин (Капустин), архим., Из записок Синайского богомольца, К., 1871, с. 11.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 7.

ЦВ, 1880, № 41, с. 21.

Дмитриевский А. А., «Русская Горненская женская община во «граде Иудове» близ Иерусалима», СИППО, 1916, т. 27, вып. 1, с. 17.

По данным сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме — освящение первого храма обители последовало 30 марта 1883 года в честь в честь Встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Согласно этой версии переосвящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери было связано с чудесным избавлением от холеры по молитвой перед этим образом. См. «Горненский женский монастырь в Эйн Кареме», официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата,

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 226.

«Духовное завещание архим. Антонина», Лисовой Н. Н., сост., Россия в Святой земле: Документы и материалы, М., 2000, т. 2, с. 227.

Лисовой Н. Н., «ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ», Православная энциклопедия, т. 12, с. 122-125,

Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012,

Даты на 2020 год

(в связи с быстрой заполняемостью групп просим записываться и покупать билеты заранее)
12 -18 октября 550$+ авиа ( проживание в Горнем )
19 -25 октября 550$+ авиа ( проживание в Горнем ) мест нет
9 -15 ноября 550$+ авиа ( проживание в Горнем ) мест нет
2 -8 декабря 550$+ авиа ( проживание в Горнем )
18 -24 декабря 550$+ авиа ( проживание в Горнем )

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2021

1 декабря — 7 января Рождество Христово 610$ + авиа ( проживание в Горнем)

4 -10 января Рождество Христово 570 $ + авиа ( проживание в Вифлиеме )

16 -22 января Крещение Господне 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

10 -16 февраля 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

24 февраля — 2 марта 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

8 -14 марта 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

20 -26 марта 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

2 -8 апреля 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

19 -25 апреля 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

26 апреля — 3 мая Пасха 800 $ + авиа ( проживание в Горнем)

26 апреля — 3 мая Пасха 800 $ + авиа ( проживание в Вифлиеме )

4 -19 мая 600 $ + авиа ( проживание в Горнем)

21 -27 мая 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

5 -11 июня 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

19 -25 июня 550 $ + авиа ( проживание в Горнем)

Русская Духовная Миссия в Святой земле – приглашает вас совершить паломническую поездку в Святую землю и поклониться великим святыням христианства – местам Рождества, Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа.

Основанная в 1847 году и с тех пор не прекращавшая своей деятельности Русская миссия имеет почти 170-летний опыт приема и окормления русских паломников в Святой земле. Служение паломникам несут все члены Миссии и насельницы Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Они разрабатывают программы посещения святых мест, заказывают необходимый транспорт, сопровождают паломников на протяжении всей поездки, обслуживают паломнические дома Миссии, а для паломников в священном сане оформляют в Иерусалимской Патриархии разрешения на служение у святых мест.

Перед началом путешествия по Святой земле паломники Русской духовной миссии присутствуют на аудиенции у Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины и получают его благословение.

К услугам паломников – 10 собственных паломнических домов Русской духовной миссии, которые расположены у важнейших святых и красивейших мест Святой земли.

Примерная программа:
(подробную программу на конкретную дату узнавайте при бронировании)
День первый
  • Прибытие в аэропорт Тель-Авива.
  • Встреча паломников сопровождающей сестрой в зале ожидания пассажиров – табличка «Горний» или «Русская духовная миссия». Отъезд.
  • Яффа. Подворье Русской духовной миссии «Св. прав. Тавифы», храм Апостола Петра, гробница св. праведной Тавифы.
  • Лидда. Храм и гробница вмч. Георгия Победоносца.
  • Размещение в гостинице Русской духовной миссии/в Горненском монастыре.
  • Ужин в гостинице в Вифлееме/Горненском монастыре.
День второй
  • 8.00 Завтрак.
  • Выезд. Иерусалим. Посещение Русской духовной миссии. Посещение Греческой Патриархии, прием у Иерусалимского Патриарха Феофила III.
  • Место Рождества Пресвятой Богородицы. Овчая купель (Вифезда). Крестный путь.
  • Претория (темница Иисуса Христа). Порог Судных врат. Александровское подворье.
  • Храм Гроба Господня. Сион. Горница Тайной Вечери.
  • 18:00 Ужин в Горненском монастыре.
День третий
  • 07:30 Завтрак.
  • 08:00 Выезд. Гора Елеон. Русский Елеонский монастырь (РПЦЗ). Место Вознесения. Панорама Иерусалима. Гефсимания. Гробница Божией Матери. Гефсиманский сад. Русский Гефсиманский монастырь св. Марии Магдалины (РПЦЗ).
  • Горненский женский монастырь. Экскурсия по монастырю.
День четвертый
  • 08:00 Выезд. Галилея. Гора Фавор. Назарет. Кана Галилейская. Подворье РДМ «Св. Марии Магдалины» в Магдале. Купание в источниках. Обед с рыбкой «Ап. Петра» — по желанию, за дополнительную плату. Капернаум – храм двенадцати апостолов.
День пятый
  • 08:00 Выезд. Вифания. Гробница св. праведного Лазаря Четверодневного. Река Иордан. Место Крещения Господня. Иерихон. Монастырь св. пророка Елисея, дерево Закхея. Сорокадневная гора. Подворье РДМ «Св. Иоанна Предтечи» в Иерихоне. Монастырь преп. Герасима Иорданского.
День шестой
  • 08:00 Выезд. Вифлеем. Храм Рождества Христова. Бейт-Сахур. Поле Пастушков. Иудейская пустыня. Лавра Саввы Освященного (по возможности). Монастырь прп. Феодосия Великого. Хеврон. Подворье РДМ в Хевроне – дуб Мамврийский.
День седьмой
  • 8:00 Завтрак. Выезд в аэропорт. Вылет.
В один из дней предусматривается ночная Божественная Литургия у Гроба Господня. Также есть возможность принимать участие в Божественных Литургиях и Всенощных бдениях в Горненском монастыре.
В стоимость входит:
— транспортное и экскурсионное обслуживание (экскурсии проводят насельницы монастыря);
— завтраки-ужины в монастыре, сухой паек;
— проживание в гостинице Горненского монастыря (2-3-х местные кельи).
Дополнительно оплачиваются:
— авиаперелет СПб — Тель-Авив – СПб;
— чаевые гиду, водителю и платные входы — 50 долларов (собираются на месте);
– страховка;
– трансфер, при индивидуальном прилете и отлете, от 50 дол. (если не с группой). Узнавайте при бронировании.
Памятка паломнику
Ваше паломничество начинается уже в аэропорту: сотрудники службы безопасности авиакомпании могут задавать вам самые разные и подчас неожиданные вопросы. Отвечайте спокойно, без раздражения, не следует иронизировать или разговаривать на отвлеченные темы — они выполняют очень важную работу по обеспечению стопроцентной безопасности и высокого уровня комфорта авиаперелета.
Обувь
Обувь должна быть удобной, проверенной, уверенно сидящей на ноге. Возьмите с собой запасную пару обуви, а также пластырь, так как даже привычная обувь при длительных переходах может натирать ноги.
Одежда
Ваше пребывание в Святой Земле будет насыщенным, поэтому стирать, сушить и утюжить вещи будет некогда. Отдавайте предпочтение немнущимся, удобным и компактным вещам. В период с начала апреля по конец октября обязательно возьмите с собой светлый летний головной убор, солнцезащитные очки и крем от загара. Нелишним может быть и компактный легкий зонтик — в летний период он защитит вас от жаркого солнца, а зимой — от дождя.
Посещение святых мест
Для посещения церквей и многих святых мест требуется одеваться соответственно: вам не позволят войти в храм в шортах или в слишком открытом платье, колени и плечи должны быть прикрыты.
Прочая экипировка
Рекомендуется взять с собой небольшую надежную сумку для личных документов и денег, которая постоянно будет при вас. Некоторым паломникам, особенно паломникам пожилого возраста, нелишним будет захватить с собой одну или две палки, используемые для спортивной ходьбы, которые помогут существенно экономить силы во время ходьбы по неровной местности.
Сотовая связь
Не забудьте перед поездкой, находясь дома, подключить все необходимые опции для звонков в международном роуминге. Если вы планируете использовать в поездке услуги местных сотовых операторов, то купить местную SIM-карту можно прямо в аэропорте Бен-Гурион, цены на связь достаточно демократичны.
Валюта
Основной денежной единицей в стране является «новый израильский шекель», однако, к оплате принимаются и доллары США. Надо заметить, что оплата товаров и услуг в местной валюте намного выгоднее, чем в долларах, кроме того, во многих учреждениях доллары к оплате не принимаются вовсе — вас попросят сначала поменять их на шекели. Первый пункт обмена валюты встретится вам непосредственно в аэропорту Бен-Гурион, в центре зала выдачи багажа, здесь можно обменять рубли или доллары на шекели. В дальнейшем такой же обмен можно осуществить в любом из множества обменных пунктов, разбросанных повсеместно.

Омовение в реке Иордан
Для омовения в Иордане необходимо иметь с собой полотенце, резиновые тапочки и специальную длинную белую рубашку для купания, которую можно купить в Святой Земле. Под рубашку лучше надеть купальник: белая ткань при намокании становится прозрачной.
Сувениры
Святыни, которые обычно приобретают паломники:
— 33 свечи, связанные в пучок и символизирующие количество лет Христа;
— масло от Гроба Господня,
— воду из Иордана,
— вино из Канны Галилейской,
— маленький деревянный крест, с которым паломники идут по Крестному Пути,
— иконы, ладан.
Требы
Почти во всех храмах в Святой Земле пожертвование за записку, будь то записка о здравии или упокоении, составляет не менее 1 доллара. Записки лучше всего приготовить заранее, перед поездкой, чтобы не тратить драгоценное время на святых местах. В записках желательно писать не более 10-12 имен.
Вы стоите на пороге одного из важнейших свершений вашей жизни, путешествия, память о котором вы пронесете через все годы своей жизни – вы стоите у начала своего пути в Иерусалим!
Приступая к этому подвигу, необходимо подготовиться к нему правильно: положите в основание вашего паломничества глубочайшее покаяние! Пусть подготовкой к паломническому пути станет подробная исповедь у вашего духовника на Родине перед началом вашей поездки.
Ввиду насыщенности программы и особенностей местной церковной традиции реальной возможности для исповеди во время поездки не будет. Поэтому все паломники издавна придерживаются правила: исповедавшись на Родине перед началом паломничества, причащаться в Святой Земле у всех святынь без дополнительной исповеди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *