Иерусалимский патриарх

Патриарх Феофил III, Иерусалимский

Πατριάρχης Θεόφιλος, в миру Илия Яннопулос (1952) — известный экуменист, участник подготовки Восьмого Вселенского (Всеправославного) Собора.

В 1964 г. поступил в Святогробское братство в Иерусалиме.

В 1970 г. пострижен в монашество, рукоположен в диаконы. Служил в Иерусалимском храме Воскресения Христова, затем был патриаршим диаконом.

В 1975 г. рукоположен в сан пресвитера. В 1978 г. — архимандрит.

В 1991-1996 гг. был игуменом монастыря святого Георгия Победоносца в Кане Галилейской.

14 февраля 2005 г. рукоположен в сан епископа — архиепископ Фаворский. Через три месяца, в мае того же года, Иерусалимский Патриарх Ириней I был отстранен от должности по сфабрикованному обвинению.

24 мая чрезвычайный Всеправославный Собор глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле утвердил это решение. Собор прошел под председательством Патриарха Константинопольского Варфоломея. Русскую Церковь представлял митр. Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), еп. Егорьевский Марк, о. Николай Балашов, о. Кирилл (Говорун). Из одиннадцати представителей Поместных Церквей против смещения Иринея проголосовали лишь делегаты от Грузинской Церкви.

Патриарх Иерусалимский Ириней

Иерусалимский Патриарх Ириней с тех пор находится под строгим домашним арестом

22 августа 2005 г. Феофил был избран Патриархом Иерусалимским.

Образование

В 1970 г. окончил патриаршую школу в Иерусалиме. В 1975-1978 гг. учился на богословском факультете Афинского университета, а с 1981 по 1986 г. в аспирантуре Даремского университета (Англия).

Церковные должности

С октября 1979 г. нес послушания генерального секретаря Священного Синода, учителя в Патриаршей школе и надсмотрщика эпистасии монастыря святого Харалампия.

В 1981 г. назначен членом редакционной коллегии журнала «Новый Сион» (Νέα Σιών).

В 1986 г. был назначен пресс-секретарем Священного Синода и членом Образовательного отдела. Председатель по внешним связям Иерусалимского Патриархата (1986-1988 гг.). Был старшим хранителем Гроба Господня. В 1997 г. был членом Правового комитета и представителем Патриархии в Катаре.

27 сентября 2000 года избран членом Священного Синода.

Представитель Патриархата при ряде организаций: с 2001 по 2003 гг. возглавлял Иерусалимское подворье в Москве, где стал известен своими антирусскими настроениями.

В июле 2003 г. вновь назначен патриаршим представителем в Дохе, Катар. 8 июня 2004 г. избран членом Церковного Суда, а в сентябре того же года — старшим скевофилаксом Воскресенского храма (т.е. хранителем Гроба Господня).

Экуменическая деятельность

31 октября 1986 г. направлен представителем Иерусалимского Патриархата в Центральном комитете Всемирного совета церквей.

Патриарх Феофил и генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа. Мая 2006 года

22 мая 1989 г. Иерусалимский Патриархат вышел из экуменического движения по настоянию Патриарха Диодора. Несмотря на это буд. Патриарх Феофил в 1991 г. принимал участие в VII Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре, Австралия.

В 2006 г. Патриарх Феофил вернул Иерусалимский Патриархат к экуменической деятельности, подтвердил участие в ВСЦ и лично присутствовал на заседаниях ВСЦ и Ближневосточного совета церквей.

Ведет активную экуменическую деятельность. В частности, в 2008 г. принимал участие в англиканской Ламбетской конференции.

Восьмой Вселенский Собор

В октябре 2008 г. Патриарх Феофил принял участие в Собрании православных предстоятелей в Стамбуле. В 2011 г. — в совещании «нео-пентархии» в Стамбуле.

В марте 2014 г. принимает участие в Собрании предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.

Из-за действий Патриарха Феофила решение о созыве Собора не было принято единогласно, поскольку представители Антиохийского Патриархата покинули совещание, отозвав подпись под итоговым соглашением в знак протеста против вмешательства Иерусалимского Патриархата в Катаре.

Источник

О нем

26.05.2014 Экуменическая литургия (видео)

19.05.2014 В Храме Гроба Господня — экуменическая литургия

01.05.2014 Антиохия и Иерусалим: война в Заливе

08.10.2013 Патриарх Иерусалимский посетил мечеть Аль-Акса

11.02.2013 Патриарх Иерусалимский и «епископша”

02.02.2013 Произраильская группа на приеме у Иерусалимского Патриарха

01.12.2011 На Кипре проходит 10-я Генеральная ассамблея Ближневосточного совета Церквей

05.09.2010 Иерусалимский Патриарх наградил главу Всемирного совета церквей Святогробским крестом

11.08.2010 Иерусалимский Патриарх принял делегацию во главе с раввином Д. Розеном

Источники

Петров, Александр. В списках не значится // Независимая газета. http://www.ng.ru/ng_religii/2005-06-01/1_spiski.html 01.06.2005

Феофил (Яннопулос) // Древо. http://drevo-info.ru/articles/2633.html 26.05.2014

Феофил III (Патриарх Иерусалимский) // Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62753398 26.05.2014

Orthodox leader demoted to monk // BBC NEWS. http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/4101886.stm 16.06.2005

Patriarch Irenaios // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/w/index.php?oldid=604736678 21.05.2014

Patriarch Theophilos III of Jerusalem // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/w/index.php?oldid=609665119 26.05.2014

Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)

Иерусалимская Православная Церковь (или Иерусалимский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, юг Синайского полуострова Египта
  • Богослужебный язык: византийский греческий и арабский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Воскресенский (Гроба Господня) в г. Иерусалиме (также в Иерусалиме находится патриаршая резиденция при Константино-Еленинском монастыре в Старом городе)
  • Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
  • Место в диптихе: 4
  • Состав: 26 архиереев; 4 епархии; более 50 священнослужителей (ок. 2005) ; 50 приходов (ок. 2005) ; 25 монастырей (ок. 2002) ; 1 высшая духовная школа; 400 тыс. членов (ок. 2005)

Каноническое устройство

Епархии

  1. Иерусалимская
  • Митрополии:
  • Назаретская
  • Птолемаидская
    • Автономии

  • Синайская Архиепископия
  • Исторический очерк

    Подробнее см. История Иерусалимской Православной Церкви

    Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый — древняя история (33-638), второй — история Средних веков (638-1517), третий — новая история (1517-1856) и четвертый — новейшая история (1856- до наших дней).

    Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.

    После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.

    С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.

    Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.

    С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XV в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.

    С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).

    С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.

    Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.

    Предстоятели

    Святые и святыни

    Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.

    Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

    Статистика

    Средства массовой информации

    • Νέα Σιών («Новый Сион»), журнал

    Учебные заведения

    • Иерусалимская богословская школа Святого Креста

    Литература

    • Народы и религии мира. Энциклопедия, М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999, 731.
    • Список предстоятелей с официального сайта Иерусалимского Патриархата:

    «50 священников» согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей,

    Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,

    Заев Василий, прот., Конспект по истории Поместных Православных Церквей (4-й курс КДС), «4. Иерусалимский Патриархат»,

    О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная История» (III, 19). Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем, наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях, обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх. Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек. Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена принадлежат именно епископам – предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам это подчеркивает. Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом, впоследствии архиепископом Афинским (1923-1938).

    По разным данным — до 211 или 213.

    В списке предстоятелей на официальном сайте Иерусалимского Патриархата между Наркиссом I и Германионом помещается Дий (213). См.

    Его нет в списке предстоятелей на официальном сайте Иерусалимского Патриархата. См. . По одной версии — пребывал на престоле во время изгнания свт. Кирилла при Юлиане Отступнике.

    По другим данным — до 1771

    По другим данным — с 1771

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *