Игра в слова с детьми

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.
«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

  • да
  • нет
  • не имеет значения

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится 🙂

Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

  • высокий, дерево — высокое дерево;
  • девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);
  • лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;
«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

*Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

Пример:

  • Кошка;
  • Кошка бежит;
  • Рыжая кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
  • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
«Расскажи картину»

Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

  • присутствующего поблизости человека;
  • видимую из окна часть улицы;
  • детскую площадку во время прогулки.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.

Советы «Эврики»

  1. Мы привели лишь малую часть возможных игр со словами. Больше вариантов вы найдёте в других материалах нашего блога.
  2. Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.
  3. Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.
  4. Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.

Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь крохи растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение.

АНАГРАММЫ
Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например – «липа – пила», «соль – лось»), а также при чтении слов справа налево (например: «кот – ток», «Милан – налим») слово приобретает новое значение.
Актёр – тёрка
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене.
Буквы, видно, подшутили,
В утварь взяли превратили.
И теперь на кухне ловко
Натирая я морковку.
Аорта – отаpа
Я – важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь – стада
Баранов по горам.
Арфа – фара
Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» моё поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.
Атлас – салат
Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете.
Это карта мира,
Есть у нас в портфеле.
Это – угощенье,
В его составе зелень.
Барк – краб
Знают Глеб, Егор и Марк,
И Серёга, и Потап –
На воде старинный барк,
А на дне – с клешнями ….
(Анатолий Хребтюгов)
Белка – булка
С буквой «Е» —
С ветки на ветку лечу,
С буквой «У» —
На зубы твои попасть хочу.
Можешь есть меня ты смело,
Из муки я белой-белой.
Вена – Нева
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
Вина – нива
Ира умная, она
Знает много слов красивых,
Но не Ирина вина,
Что не знает слово ….
(Анатолий Хребтюгов)
Вор – ров
Этот человек – опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово – яма,
Её ты вырыть можешь сам.
Гол – лог
Мы спустились быстро в лог
И игрой довольны.
Разрешить нам спор помог
Круглый мяч — футбольный.
Слово лог перевернёшь,
Что в воротах ты найдёшь?
(Владислав Стручков)
Гриб – бриг
За мною в лес идёшь ты летнею порой,
Там много нас встречается.
Но буквы переставь, и сразу пред тобой
Судно под парусом на море закачается.
Грибоедов
Из группы слов:
ГОБИ, ВЕДРО
составьте фамилию русского писателя.
Дог – год
Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счёт,
Когда прочтёшь наоборот.
Достоевский
Из группы слов:
СОСЕД, ВИЙ, ТОК
составьте фамилию русского писателя.
Жираф – Париж
В заплатах шея и бока,
На всех глядит он свысока.
Но, разгадать загадку захотев,
На «П» смените букву «Ф»,
Теперь наоборот прочтите
И во Франции город найдите.
Карета – ракета
Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колёса быстро мчалисьь
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы…
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине!
Карп – парк
Я в пруду живу, жирею.
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.
Карп – парк
Я – рыба пресноводная,
Для кушанья пригодная.
Но если буквы переставить
И слово новое составитьБ
Я превращаться буду рад
В огромный живописный сад.
Катер – тёрка
Я – трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.
Кит – тик
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
Кит – тик
В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дёргаться щека.
Кит – тик
Знают все, что я такое,
Я – животное морское,
А когда с конца прочтёшь,
Мной матрацы обобьёшь.
Колесо – оселок
По дороге, по пути весело качу,
А с конца меня прочти – нож я наточу.
Колос – сокол
С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком – в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
Комар – корма
Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьёт волна,
И с меня спускают трап.
Корма – комар
Меня найдёшь на корабле,
Я – слово, издавна знакомое,
Но буквы переставь во мне –
И ты получишь насекомое
Кот – ток
Слева направо – на ногах стоит,
Справа налево – без ног бежит.
Краб – барк
Найдёшь загаданное слово
В названьи «жителя морского»,
А как прочтёшь наоборот –
Под парусами он плывёт.
Удивительный моряк
С валуна на гальку — бряк.
От волны бежит бочком,
А волна за морячком.
«Здравствуй,»- мы кричим — «приятель,
Только без рукопожатий!»
— «Ха, конечно, у меня
Очень цепкая клешня!»
И ныряет под волну,
Тащит та его по дну.
Он хохочет: «Мне не трудно
Стать, как парусное судно.»
Прочитай наоборот —
В море парусник плывёт.
(Владислав Стручков)
Крыса – рысак
В каком порядке надо расположить буквы,
Чтобы вместо грызуна появилась лошадь?
Куб – бук
Читаем мы направо смело –
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево –
Увидим разновидность древа.
Кукла – кулак
Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.
Куст – стук
Я – сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.
Ласка – скала
Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То, гора, наверное.
Лермонтов
Из группы слов:
РЕМОНТ, ЛОВ
составьте фамилию русского писателя.
Лето – тело
Я – время года тёплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.
Липа – пила
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете.
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент.
Маршак
Из группы слов:
ШАР, МАК
составьте фамилию русского писателя.
Масло – смола
Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
Мор – ром
В моём ответе лишь три буквы.
Повальной болезнью зовёт меня народ.
В вино мгновенно оно превратится,
Прочтите лишь наоборот.
Навес – весна
Я – защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.
Навес – Севан
В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах найдёшь.
Насос – сосна
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.
Некрасов
Из группы слов:
ВЕСНА, РОК
составьте фамилию русского писателя.
Нос – сон
Задачу ты решишь свободно.
Я – небольшая часть лица,
Но если ты прочтёшь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно.
Рагу – угар
Приятно за столом меня подчас иметь.
Обратно – от меня легко и умереть.
Рамка – марка
Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.
Рифма – фирма
Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем –
Предприятье получаем.
Рона – нора
Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я – французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
Назовите реку во Франции,
В которой, если переставите буквы,
То получите название жилища лесного зверя.
Руда – удар
Повторяет иногда
Мой хороший друг Эльдар:
Есть железная руда,
Есть и солнечный ….
(Анатолий Хребтюгов)
Сани – анис
Вот вам – повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.
Сиам – Маис
Какая страна, прочитанная с конца,
станет хлебным растением?
Слива – Висла
Скрывается мой плод
Тенистою листвою.
А буквы переставь,
И стану я рекою.
Смола – масло
Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой съели.
Сокол – колос
Эта птица в небе вьётся.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнётся.
Соринка – росинка
Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь – тогда
Ищи меня в траве с утра.
Сосна – насос
Я дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
Станюкович
Из группы слов:
КОЧАН, ЮТ, ВИС
составьте фамилию русского писателя.
Топор – ропот
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
Трос – сорт
Я – канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.
Шкала – шакал
На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь – я зверь,
Ем всё, что оставите.
Шпала – лапша
Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.

OD SLASH.

Е! Gokilla! Фредди Чинаски.

:
Не убил бит — не мужик, я их кладу по пачке в день.
Потом беру, и за всех них себе кладу по пачке в день.
Все как медведь открыл глаза, теперь куплет —
Шестизарядный револьвер, готов раздать на них на всех.
(Твою, мать!)

Я втоптал окурок в сугроб, с детства в камуфляже, ведь я с болот.
Да, я старый пёс, как группа Ddrop. День и ночь тут бой, как Бородино!
Фредди ака 47, сбрил их под ноль, ака 40 сеть, бой!
Мой ведь, мой внутренний демон держит за шею рукой.

Lifestyle простой — easy come, easy go.
Забираешь своё или валишь домой.
Гильзы словно ковер, тонкий дым в потолок.
Да, я сделал свой флоу, как Данила Багров.

Мы в России, браток. Север, руки крестом.
Холод, снег и бетон. Да, ты знаешь,
Мой дом на одной шестой. Я стою на своём!
Пришёл ко мне с мечом, но поймал пулю в лоб.

Мама-Россия, мой тут второй дом.
Рубль в кармане, в кармане мой dope.
С тобой не базарим, ты сладкий как
Окта гон, но ты в ней не Хабиб.

Мужчины — стена из бетона, и всё для семьи.
Эти рэперы выглядят как мокрощёлки.
Я видел их, бро, что ты знаешь за них?

Языковые игры для детей

Игры со словами любят многие. Кто не увлекался кроссвордами, ребусами, шарадами, не «выбирал слова», не играл в «балду»?

Словесные игры расширяют кругозор, развивают речь, приучают работать со словарями, они важны для развития логики и мышления. Эта прекрасная тренировка памяти, с их помощью можно лучше понять, как устроен язык.

Язык — система знаков, построенная на противопоставлении их друг другу. Однако противопоставления важны не только для языка. На них основано восприятие мира человеком. Что-то считают низким только потому, что существует высокое, небо противопоставляют земле, мужчину — женщине, время — пространству. Способность правильно строить противопоставления — основа разума и логического мышления.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес придумал забавную классификацию животных китайскими придворными мудрецами: «…животные делятся на: а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию, и) бегаюших как сумасшедшие, к) не подсчитанных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух». «Соль» этой классификации как раз в том, что она построена на неправильных противопоставлениях.

На противопоставлениях основаны многие игры. В них можно играть самому, решая готовые задания, а можно с друзьями, придумывая задачи друг для друга. За каждое правильное решение и за каждую верную задачу начисляется балл. Побеждает тот игрок или та команда, которая к концу игры набрала больше баллов. Слишком простые задания и ответы на них, а также однотипные задания, похожие на предыдущие не засчитываются. У некоторых заданий может быть несколько решений, тогда за каждое присуждается по баллу.

В противопоставления можно поиграть. Эти игры подойдут тем, кто хочет развить свое мышление.

Классификация

Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т. п.

Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно остаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий).

Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, сумевшая найти больше вариантов.

Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели и многое другое. Главное — чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

Продолжить ряд

Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример:

1) апельсин, банан, виноград…

2) паук, таракан, мышь…

3) медведи, сестры, поросята…

4) дорога, ремонт, милиция…

5) январь 1934 г., апрель 1983 г., февраль 1996 г…

6) О, Л, Т, …

Ответы:

1) Любое слово — название фрукта, начинающееся с г — следующей буквы алфавита, например, груша;

2) птица или человек, в этом ряду — названия животных в порядке уменьшения количества ног;

3) например, мушкетеры или танкисты — слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения: «Три медведя», «Три сестры»… «Три мушкетера», «Три танкиста»);

4) например, фары: это слово начинается с фа-, продолжая музыкальный ряд до-рога, ре-монт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда;

5) февраль любого невисокосного года: месяцы даны в порядке убывания количества дней, 1996 г. — високосный.

6) Ч: даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три… четыре

Пропорции

Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между ее членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые.

Классический пример — пропорция птица/рыба = самолет/?.

Слева члены пропорции природные, справа — сделанные человеком; вверху летают, внизу плавают. Ответ: подводная лодка (корабль не подходит — решение должно плавать под водой).

Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/? Ответ: сказать.

Забавный пример: пожар/пожарник = ?/дворник. Правильно двор, если пропорция словообразовательная, и мусор, если смысловая (пожарник борется с пожаром, а дворник — с мусором).

Баллы присуждаются как за решения, так и за создание новых пропорций. Можно усложнить игру: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например, «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными.

Пример заданий.

«Пропорции»

1) рысь/кошка = ?/собака;

2) лампа/свет = ?/звук;

3) ластик/рисунок = время/?;

4) доска/аскод = парта/?;

5) казак/казак = арап/?;

6) му зыка/ноты = речь/?;

7) земля/небо = человек/?;

8) пол/потолок = стена/?;

9) лицо/портрет = природа/?;

10) пожарник/? = дворник/метла;

11) тигр/4 = ?/8;

12) провода/электричество = ?/кровь;

13) машина/мотор = человек/?;

14) дом/крыша = человек/?;

15) верблюд/горб = пеликан/?;

16) вода/огонь = ?/дерево;

17) автомобиль/шины = конь/?;

18) капля/море = слово/?;

19) человек/пища = машина/?;

20) дождь/снег = осень/?;

21) листья/зима = лето/ ?;

22) банк/деньги = ?/спички;

23) ?/звезды = зрители/фильм;

24) музыка/плейер = море/?;

25) мороз/красный нос = солние/?;

26) двойная пропорция: ?/антилопа = ?/котлета.

Ответы:

Рифмы

Сочинение стихов требует таланта, вдохновения и… уединения в лунной ночи. Но стихосложение также может стать веселой, увлекательной и даже азартной игрой.

Наиболее распространенная поэтическая игра — рифмы. Берется любое слово, и игроки должны по очереди назвать свою рифму. Кто не может — выбывает из игры.

И это только существительные в единственном числе и именительном падеже! Если же играть без такого ограничения, то рифм наберется еще больше: наш, краж, дашь, намажь и т. д.

Четвертый лишний

В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний — тот, у которого нет качества: характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Например:

1) крик, кричать, квакать, кукарекать;

2) золото, ураган; молоко, болото;

3) лебедь, воробей, ворона, попугай;

4) рыба, рак, угорь, скорпион;

5) уши, головы, ноги, плечи;

6) норка, ключ, тропа, коса;

7) ночь, дочь, рожь, мышь;

8) пароход, парной, парик, парник;

9) печка, свечка, утка, овечка;

10) Ворота, чернила, столы, ножницы.

Ответы:

1) Крик (остальные слова — глаголы);

2) ураган (остальные слова содержат полногласные сочетания);

3) ворона (остальные мужского рода);

4) угорь (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака);

5) головы (остальные слова называют парные предметы);

6) тропа (у остальных слов есть широкоупотребительные омонимы);

7) рожь (в отличие от прочих не имеет множественного числа);

8) парик (в остальных словах корень -пар-);

9) утка (остальные рифмуются);

10) столы (остальные не имеют единственного числа).

Буриме

На подборе рифм строится игра буриме (от франц. bouts rimes — «рифмованные концы»). Стихи, чаще шуточного характера, сочиняют на заданные риф мы, причем, как правило, не связанные по смыслу. Игра была популярным салонным развлечением в XVII —XVIII вв. Сейчас в этом жанре выступают немало блестящих мастеров эстрады. Юрию Горному, человеку-феномену, который соперничал с компьютером, показывая на своих моноспектаклях чудеса памяти, как-то предложили четыре пары замысловатых рифм: воздух — отдых, недуг— досуг, игра — топора, земля —рубля. И он мгновенно прочитал стихотворение из восьми строк:

Избу не возвести без друга — топора,

И труд иной порою просто отдых,

Работа — радость мне: веселая игра,

Когда в лицо — удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.

Не трачу на лекарства ни рубля.

Дорогой под ноги мне стелется земля:

Природа для меня — лекарство и досуг.

Может быть, кто-то скажет: «Не шедевр», но попробуйте за две секунды придумать что-нибудь получше.

Стихотворение без конца

Можно сочинять стихотворения без конца, которые продолжаются вечно, как само время. У них кольцевая структура: они напоминают змею, кусающую собственными хвост. Кто не знает историю попа, убившего свою собаку за кусок мяса и сделавшего на ее могиле надпись: У попа была собака… Или злоключения вороны, которая то сохнет на мосту, то мокнет под мостом — до тех пор, пока у повторяющего этот поэтический шедевр хватит терпения.

Попробуйте создать «шедевр без конца». При удаче вас ждет награда, о которой мечтает любой поэт — он будет вечно жить в народе.

Тавтограммы

Стихотворение, все слова которого (или почти все) начинаются с одной и той же буквы, называется тавтограммой (от греч. «tauto» — «то же самое» и «gramma» — «буква»). Вот пример из «Толкового словаря…» В. И. Даля:

Петр Петрович пошел погулять.

Поймал попугая — понес продавать.

Просил полтину — получил половину.

В этой тавтограмме используется буква п. Интересно, что в 17-томном «Словаре современного литературного языка» слова на эту букву занимают почти три тома, т. е. составляют примерно 20 % всех русских слов. Давая задание игрокам на составление стихотворения, нужно учитывать употребляемость букв.

Рассказ на одну букву

Эта игра похожа на предыдущую. Задача — придумать связный рассказ, в котором все слова, в том числе и служебные (предлоги, частицы и т. д.), начинались бы на одну и ту же букву. (Подсказка: легче всего сочинять на букву п, потому что на нее начинается много предлогов.)

Вот один такой рассказ: «Письмо поутру принес почтальон. Папино письмо! Петя подпрыгнул под потолок, пробежал по паркетному полу, прихватив по пути печенья. Принялся перелистывать письмо. После первого прочтения Петя прокричал: «Полундра! Папа приезжает под праздник!».

Папа писал: «Петруша, по просьбе Полины посылаю портрет — пусть поставит перед полками. Полно проблем, почти полный провал — пароход простоял полмесяца под погрузкой, потом пошел. По понедельникам, пятницам порт перегружен. Плохо получилось.

Петруша, Полина! Проблемы потихоньку преодолеваются. По плану проект принимают под праздник. Просто по-страшному переживаю. После принятия — путь! Привезу подарки! Пока. Папа».

Метаграммы

Большая изобретательность требуется в игре «цепочки слов»; основой ее служат метаграммы. Новое слово, которое получается при замене одной буквы в данном слове, называется его метаграммой (от греч. «meta» — «между», «после», «через» и «gramma» — «буква»).

Придумал эту игру Льюис Кэрролл, автор всеми любимой «Алисы в Стране Чудес». Игроки строят цепочки метаграмм между двумя словами. Выигрывает тот, чья цепочка короче.

Вот простейшая цепочка существительных, которую легко составит и первоклассник: мама — лама — лапа — папа. В игре часто встречаются различные четырехбуквенные «звери», которые превращаются друг в друга: коза, волк, слон, пони, лиса, барс, конь, гусь, аист, тигр, лось и т. д.

Например, «коза» становится «волком», «лисой» или «барсом»:

коза — поза — пола — полк — волк;

коза — лоза — луза — лупа — липа — лиса;

коза — кора — кара — фара — фарс — барс.

Одна из увлекательных задач — сделать из «мухи» «слона». Известна 16-ходовая цепочка, но, вполне возможно, рекорд будет побит.

Известно также, что «ночь» сменяет «день» за пять ходов, «река» впадает в «море» — за восемь, а если есть «тесто», то через десять ходов будет готова «булка». Предложите игрокам улучшить эти рекорды.

Занятны и многократные превращения. Например, сначала «миг» дает нам «час», потом «час» переходит в «год», затем возникает «век», и в конце концов наступает новая «эра». Это удивительное путешествие 60 времени занимает 17 ходов: миг — маг — май — чай — час — чад — гад — год — гид — вил — вис — вес — век — бек — бок — боа — бра — эра.

Наборщик

Берется любое слово, желательно подлиннее, и из его букв составляются, «набираются» другие слова. Выигрывает тот, у кого их окажется больше. Иногда учитывают оригинальность слов и количество букв в них. Если играют четверо, то слово, найденное одним игроком, оценивается в три очка, двумя игроками — в два очка, тремя — в одно, а если оно придумано всеми, то просто вычеркивается (ноль очков).

Чтобы хорошо играть в «наборщика», нужно быть эрудированным человеком, иметь большой словарный запас, обладать комбинаторными способностями (ведь приходится перебирать немало букв и слов). Например, из слова «лекарство» умелые «наборщики» составляют до 200 коротких слов.

Сравнения

Выбирают слово, называющее предмет, явление или действие. Затем играющие по кругу сравнивают его с чем-либо, указывая при этом основание для сравнения. Например, со словом река возможны варианты: «Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить». Повторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Особенно интересно (хотя и сложно) играть со словами с абстрактным значением.

Анаграммы

Новое слово, составленное из всех букв данного, называется его анаграммом (от греч. «аnа» — «пере-» и «gramma» — «буква»): колба — бокал; приказ — каприз; карта — карат-катар; клоун — колун уклон — кулон; монета — немота — отмена.

Однажды поиск анаграмм провели на компьютере; для этого в память машины ввели четырехтомный «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова. «Перелистав» его, машина нашла около тысячи анаграмм и среди них такие длинные, как апельсин — спаниель; стационар — соратница; дозревание — раздвоение и даже старорежимность — нерасторжимость. Это рекорд для русского языка.

Для усложнения игры можно дать задание придумывать фразы из анаграмм. Вот находки крупного мастера словесных игр и развлечений Д. Асатиани: вижу зверей — живу резвей; увидимся — удивимся; отспоримся — опростимся; слепо топчут — после почтут; не дурак — не краду; он её любил, но ее блюли; Пушкина слово — волос, пушинка; жил не давил — лжи не видал.

Венок

Играют две команды. Игрок одной подходит к соперникам, и те называют ему слово, которое должна отгадать его команда. Он предлагает ей варианты, с которыми можно сравнить загаданный предмет, явление, действие. Например, для слова дождь: «Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ». Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Усложняют игру слова с абстрактным значением (например, преобладание) — их трудно сравнивать — или, напротив, очень конкретные (вроде отвертки или застежки-молнии) — их сложно угадать.

Намеки

Участники игры загадывают слово. Затем называют его первую букву и другое слово, каким-либо образом связанное с первым. По этому намеку нужно угадать задуманное слово. Связь между словом и намеком может быть самой разной, важно только, чтобы она ощущалась всеми: если большинство играющих ее не почувствует, задание признается некорректным.

Можно играть командами, при этом очко получает и команда, разгадавшая задуманное слово с помощью слова-намека и команда, предложившая корректное задание.

Игра показывает, что связи между словами в языке гораздо сложнее и многообразнее, чем мы себе представляем — ими пронизан весь язык и культура народа. Чтобы понять намек, данный в слове, нужно знать мифы, исторические события, произведения художественной литературы, пословицы, афоризмы и многое другое.

Примеры заданий. Попробуйте разгадать слова по первым буквам и словам-намекам:

1) К — сумка;

2) Б — нос;

3) Т — летать;

А) М — лягушонок;

5) Д — мышь;

6) С — 300;

7) Ш — 1001;

8) О — лень;

9) М — очки;

10) К — Ура!

11) Т — мир;

12) М — колено;

13) Р — зеркало;

14) А — 40;

15) К— крыша;

16) 3 — солнце;

17) В — 1;

18) К — самолет;

19) С — муха;

20) С — Моцарт;

21) Е — яблоко.

Ответы могут быть и другими, в зависимости от знаний, фантазии участников.

Головоломка

Отрывок стихотворения (не слишком известного) из 4 — 12 строк разрезают на отдельные слова. Нужно, опираясь на смысл, стихотворный размер рифму, восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает тот, кто сделает это правильно и быстрее всех.

Заголовки

Вам понадобятся большой лист бумаги, ножницы, клей и как можно больше старых газет и журналов. На этом листе нужно сделать свою газету, используя только вырезки из газет и журналов. Писать и рисовать самим запрещается. Слова могут составляться из отдельных вырезанных букв, фразы — из слов, тексты — из разных отрывков, к рисункам подбираются подписи. Эта игра требует изобретательности, чувства юмора, умения работать вместе и может стать хорошим началом любого праздника.

Связать слова

Игра начинается с того, что совершенно произвольно выбираются два слова: можно наугад открыть книгу или пусть будут первые пришедшие в голову слова, например летчик и чернильница. Задача игроков — придумать контекст, связывающий их (одну-две фразы). Например, так: «Когда я писал слово летчик, я задумался: что писать после ч? И думал так долго, что в чернильнице высохли чернила и я уже ничего не написал». Но такая шутка, конечно, хороша лишь однажды.

Игру можно усложнить, задавая не два слова, а больше.

Рассказ по кругу

Все садятся в круг. Первый играющий начинает рассказ любой фразой, например: «Однажды темным зимним вечером вся семья сплела за столом». Второй подхватывает, придумав продолжение, и т. д. В зависимости от количества играющих можно пройти один или несколько кругов так, чтобы набралось хотя бы десять фраз. Особенно интересно своей фразой придать сюжету новый поворот, придумать что-нибудь необычное и поставить следующего игрока в сложное положение. Долго раздумывать нельзя: считайте, например, до трех, пока игрок думает. Если он не найдет варианта, то выходит из игры.

Условия можно изменять и усложнять: например, заранее задать жанр рассказа (детектив, репортаж или мелодрама).

В другом варианте игроки выбирают себе ключевые слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. Каждый старается подготовить своему соседу такой сюжет, чтобы тому пришлось поломать голову. В качестве ключевых элементов можно использовать рекламные штампы, литературные образы, поговорки, даже языковедческие термины. Можно попробовать сочинить поэму, выбрав ритм попроще и парную рифму.

Еще один вариант: сочинять с конца. Первый говорит: «И на этом все разошлись», второй: «Он объяснил им, как было дело», и заверил, что опасности больше нет и т. д. — к началу рассказа. Интересно пародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь «кстати». Для этого каждый игрок кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь «кстати», зацепившись за любое слово в своей фразе. Например: первый: «И они в ужасе побежали прочь». Второй: «Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт».

Следить за связностью рассказа при таких условиях трудно, но зато сам рассказ получается очень смешным.

Рассказ по алфавиту

Это непростая игра. Нужно сочинить связный текст, в котором каждое следующее слово, в том числе и служебное, начиналось бы со следующей буквы алфавита. Можно пропустить буквы ё и и.

Вот один из таких текстов, вариация на тему Моцарта и Сальери: «Лист был великолепным гармонистом. Даже еноты жалобно завывали и кивали любопытными мордочками, наслаждаясь очаровательными песнями. Роковым стало то умение, фатальным. Хмурая цапля честолюбиво швырнула щуплому эгоистичному юнцу яд».

Летние веселые игры для школьников

Трюки со скейтами и роликовыми коньками

Интеллектуальные игры со словами для начальной школы

Учебные игры для детей от 7 до 10 лет

Буквенные головоломки для 3-4 класса с ответами

♦ Ее очаровала игра волн, которые размеренно обрушивались на берег и отступали.

♦ Политика — это игра равных, в противном случае это уже не политика — это бунт.

♦ Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном.

♦ После ужина неизменно следовала крупная игра, в которой всегда проигрывали гости.

♦ Некоторое время его забавляла эта игра, эта беседа с властвующим из гроба мертвым.

♦ И хотя прямая его цель — игра, он не пренебрегает и самыми отдаленными указаниями.

♦ Атилле стало смешно, это было как игра: они искали его, а он был здесь, рядом с ними.

♦ Затем игра возобновилась и под горящим взглядом Мануэля продолжалась далеко за полночь.

♦ Затем начинается игра, длящаяся большею частью до утра и даже до полудня следующих суток.

♦ Попав случайно на карточную игру в незнакомый дом, он заметил, что игра производилась нечисто.

♦ Были лунные вечера, запахи белой акации, жуткая страстная игра лунного света в темных чащах садов.

♦ Хозяин и гость, оба перешли в гостиную, кельнер принес карты — и началась игра, разумеется, не на деньги.

♦ Кончилось тем, что эта игра привлекла к нам всеобщее внимание, и командор де Бельевр сделал мне сериозный выговор.

♦ И жутко, и приятно, и какая странная игра света и тени — все кажется, как будто кто-то крадется за вами или впереди.

♦ Стоит мне только вернуться в Париж, и я совсем пропаду; я разорюсь до последней нитки игрой, потому что игра — это моя страсть!

♦ Коллекционирование марок, фото, игра в перышки — как бациллоносительство, сперва невинных бактерий, которые могут стать опасными.

♦ Ногам было больно ступать по зазубринам пластов; игра лунного света обманывала глаз, и ежеминутно мы могли оступиться в расщелину.

♦ Живая игра актеров его увлекает, но между тем он знает, что кулисы бумажные и что герой, покинув сцену, снимет шлем и наденет колпак.

♦ Играть он не умел, но ему очень нравилась эта игра, потому что сукно было такое зеленое, шары такие чистенькие, белые и стукали бойко и весело.

♦ Они поют, набегая мелодией друг на друга, уважительно дожидаясь окончания словесной фразы, и в песне этой чувствуется томительная любовная игра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *