Игротерапия для детей

ДЦП — детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

— малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

— необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

— под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

— попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

— указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

— особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

— указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

Игра «Зайка серый умывается» (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

«Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках —
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать —
«Нужно в гости ведь бежать!»

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра «Прокати мяч с горки» (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

«Пройди, не задев ворота» (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

«Повернись — не ошибись»(7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

«Запрещенное движение» (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» — оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

«Передал — садись» (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

«Чья лошадка быстрее?» (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

«Кулак и ладонь» (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

«Вернись на место»(7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

«Снежинки» (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание «мороз». Когда он произносит фразу «дует-дует сильный ветер», то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: «Вот мороз пришел».

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают «Ах, как холодно!», и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: «А вот и ветерок легкий подул», и снежинки в ответ медленно произносят «фу-у-у-у». Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Комплекс упражнений для страдающих бронхиальной астмой

Воспитание детей с ДЦП

Наталья Дьяур
Методические рекомендации для проведения игротренинга для детей дошкольного возраста

Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Для повышения интереса к физической культуре дошкольников можно использовать педагогам в своей практике игры-тренинги, которые имеют эмоциональную привлекательность. Ребенка привлекает, с одной стороны, просто игра, а с другой сиюминутное достижение цели, победа, осознание собственного роста (сегодня сделал то, что не мог вчера). Игры-тренинги проводятся в игровой форме. Дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий, перевоплощаются в какой либо образ, что повышает их интерес к игре. Как следствие, мотивация к выполнению заданий на таких занятиях очень высока, что помогает даже самым неактивным детям не оставаться в стороне.

Игры-тренинги в течении года проводятся со всей группой,это позволяет независимо от типа двигательной активности непрерывно решать следующие задачи:

Совершенствование двигательных умений и навыков;

Развитие взаимоотношений в группе;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие воображения;

Обучение планированию деятельности.

Мною была разработана система занятий по двигательному игротренингу для старших дошкольников,которая включает в себя следующие разделы:

— «зверобатику»;

— двигательные сказки;

— «театр руки»- с использованием нетрадиционного оборудования;

— игры-тренинги с использованием ТРИЗ технологий;

— игровой стретчинг;

— пластический горизонтальный балет с определенным сюжетом.

Все эти разделы плотно переплетаются между собой, дополняя друг друга, а игра, как главный аргумент, стоит в основе двигательной активности.

«Зверобатика»

«Зверобатика» это игра перевоплощения, точнее, это элементарные перемещения детей, включающиеся в любую спортивную игру или тренировку. Автор данной методики С. В. Реутский создал внешне очень простую, но хитроумную организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до рискованных. Упражнения в «зверобатике» — работа в непривычных условиях. Например, футбольный матч в положении «паучка». Десять минут игры – и упадешь от усталости. Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет.В ней важно другое:

-постоянное усложнение заданий;

-Возможность совместных действий в непривычных условиях;

-Образная основа движения.

Дети внутренне преображаются, меняются,превращаясь в различных зверей: «котенок» выгибает или прогибает спинку; «гусенок» вытягивает шею, расправляет крылышки и т. Д. (приложение №1). Образно подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность и память; творческое мышление; быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве; внимание. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности, из различных исходных положений, и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом (марш, спортивный джаз, популярная музыка, из мультфильмов,.). Ритмическая музыка – один из главных возбудителей эмоций человека,под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышаются обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Музыка – могучее воспитывающее и организующее средство. Применение ее на занятии способствует формирование у группы занимающихся, единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении. Физические упражнения, выполняемые под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Всю «зверобатику» можно делать на скорость, точность, чувствительность (вслепую, в парах и командах; по всем усложняющим траекториям. Особое внимание в физическом развитии старших дошкольников уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это так называемые «игры дружбы» (приложение№2,которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт.

Освоив движения животных в зверобатике, можно приступить к обыгрываниям «двигательных сказок», перевоплощаясь обыгрывать какое либо действие.

На следующем этапе усложнения проигрываются «двигательные сказки». Начиная рассказывать игру – сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Для игры нам понадобятся мнемотаблицы (приложение №3) либо эмблемки на руку (если распределяются роли среди детей, на руках эмблемы с изображением животных детям не мешают и к тому же дети всегда видят тот образ, в который им нужно перевоплощаться.

Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя один из вариантов мнемотехники, позволяющий с помощью образов запомнить и воспроизвести сюжет. В каждой сказке есть своеобразная мнемотаблица движений. С ее помощью дети «выполняют» сказку, как единый двигательный комплекс. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания. Старшие дошкольники сами могут придумывать сказки и составлять к ним мнемотаблицы, развивая тем самым творческие способности.

Мир велик

Ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной (Паучок).

Паучок в лице поник-

Нужно знать, как мир велик.

И отправился с утра

В путь, куда глядят глаза.

Ползание с опорой на руки, разведенные в стороны и колени (Муравей).

Ему навстречу муравей,

Никого нет деловей.

Разговаривать не стал,

Лишь с приветом помахал.

Бег на носках, руки в стороны; взмахи резкие, мелкие руками на уровне плечевого пояса (Стрекоза).

Стрекоза летит, стрекочет,

Кушать постоянно хочет.

«Добрый день!» — паук сказал,

Сам за листиком пропал.

Ползание прыжковым шагом с опорой на руки, расположенными между ног и стопы. (Лягушка)

Вот, лягушка – поскакушка,

Скачет резво на опушке.

На приветствие «Ква, ква!» —

Отвечает всем спеша.

Бег на носках, плавный и легкий с поворотами вокруг себя.Поднимание рук через стороны с большой амплитудой: вверх, вниз – плавно. (Бабочка)

Удивился паучок,

В танце кружится листок.

Пригляделся: «Вот это да,

Это бабочка краса»,

Ползание с опорой на ноги впереди, а рук сзади за спиной (Паучок).

Паучок бродил весь день.

Понял, мир – чудес плетень.

Но что ж так хочется домой,

В милый уголок родной.

Ученье — свет, а неученье — тьма

Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны. (Петушок)

Петя рано просыпался,

Петя в школу собирался.

Обзвонил всех петухов,

Рассказал, что он готов.

Потянуться вверх, руки слегка в стороны, ноги врозь, на носочках. (Солнышко)

Солнышко светило ярко,

Приготовило подарки:

Лучик света и тепла,

Счастье в дом его внесла.

Стойка: ноги на ширине плеч, руки на пояс. Вдох носом, наклон вперед с выдохом, произнося шипящий звук. (Гуси)

Гуси радостно шипели,

Петю подбодрить хотели:

«К науке не теряй ты интерес,

В век технических прогресс».

Ползание с опорой на руки и стопы. (Корова)

А корова безразлична:

«Без ученья я технична,

Лишь бы было что жевать,

Молоко смогу давать».

Ползание с опорой на локти, кисти рук к плечам, и колени. (Поросенок)

«Вот еще, — сказала хрюшка-

Грызть науку – это мука!»

И, уткнувшись мордой в грязь,

Растянулась, словно князь.

Ползание с опорой на руки и колени, голова слегка запрокинута вверх, плавные повороты головы влево, вправо. (Баран)

А барашек очень гордый,

Что породой он особый,

Отвернулся и молчит.

Глупый неуч в нем сидит.

Бег, руки прямые, в стороны. (Самолет)

Что за шум, что за гам?

Самолет летит к нам!

Тряска.

А животные трясутся:

«Силы темные несутся!»

Страхом полные глаза-

«Разразились небеса»

Ползание с опорой на руки и колени по кругу друг за другом. (Кот)

С самолета вышел он-

Кот ученый с рюкзаком.

Записал всех на урок,

И со всех он взял зарок:

«Быть прилежными в ученье,

Любить науки продвиженье,

Сможете и вы тогда,

Все подняться в облака».

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Одной из основных причин является отсутствие возможности у детей играть в подвижные игры. Чрезмерное увлечение родителей интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, различные кружки и секции) зачастую приводит к гиподинамии. Однако следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается! А состояние физического здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему современными условиями жизни и обществом.

Сегодня физическое развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка дошкольного возраста. Эффективность процесса физического воспитания и развития в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий, адекватных возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям. Согласно п.13.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26, физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Особенность функциональных возможностей ребенка дошкольного возраста заключается в том, что организм находится еще только в стадии роста и развития всех органов и систем, окостенение еще не закончено, все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кистей рук, некоторые мышцы и связки позвоночника, что создает предпосылки для возникновения различных деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях (неудобная статическая поза, физиологически непредусмотренное движение, чрезмерное напряжение несформированных мышц и пр.). Сосуды широки, стенки их эластичны, а функция вегетативной нервной системы, регулирующая работу сердца, еще несовершенна.

Учитывая выше перечисленные физиологические особенности и возрастные возможности детей дошкольного возраста, следует знать, что не все физические упражнения допустимы к использованию и являются запрещенными или ограниченными к применению:

По итогам конференции «Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях», проводимой на кафедре физического воспитания Государственного педагогического университета им.Герцена 25 апреля 2002 года.

Памятка

Упражнения

Причины ограничения

Рекомендованная замена

Круговые вращения головой

Форма сустава не предусматривает данное движение

Наклоны вперед, в стороны, повороты

Наклоны головы назад

Нестабильность шейного отдела позвоночника

Замены нет

Стойка голове

Плохо сформированные мышцы шеи

Замены нет

Чрезмерное вытягивание шеи

Возможно смещение шейных позвонков

Выполнять упражнения с опусканием плеч вниз, назад

Выполнение упражнений лежа на спине, класть согнутые руки под голову(тренировка верхнего брюшного пресса)

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Изменить положение рук «на животе», «скрестив руки»

Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: одновременный подъем ног из положения «лежа на спине»

Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза

Попеременный подъем и опускание ног

Кувырок вперед

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи

Замены нет

Перекат на спине, удерживая руками колени

Отсутствие фиксации шейного отдела позвоночника

Выполнять упражнение только со страховкой (одна рука взрослого фиксирует затылок, другая колени ребенка)

Прогиб поясничном отделе позвоночника из положения «лежа на животе» упором на выпрямленные руки ( «кобра», «змея», «кошечка»)

Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков

Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти

Сидение на пятках

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

Положение»сидя по – турецки»

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх

Уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мыщц верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук, руки в стороны или на пояс

Не использовать висы более – 5 сек

Слабость и перерастяжение связочно – мышечного аппарата

Замены нет

Прыжки босиком по жесткому покрытию

Слабый связочно – мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны

Прыжки только на гимнастических матах

Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы

Несформированность костей плюсны

Бег в спортивной обуви

Метание набивного мяча из- за головы двумя руками

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

Разрешено только с 5 – ти лет вес мяча не более 0,5 кг.

Упражнение на статическое напряжение

Не способность длительно удерживать статику, слабый связочно – мышечный аппарат

Разрешено только с 5 – ти лет по 5 – 7 секунд

Галия Зарипова
Игротерапия — лечение с помощью игры. Как правильно играть с ребенком?

Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.

Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию,в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.

Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.

М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.

Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

• психоаналитически ориентированную;

• недирективную и директивную;

• построения отношений;

• поведенческую;

• терапию отреагированием;

• индивидуальную и групповую;

• и др.

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие,как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

• для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;

• при агрессивном поведении;

• при выдергивании волос;

• для профилактики и лечения страхов;

• для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;

• при трудностях в чтении;

• для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;

• при отставаниях в развитии речи;

• для ускорения развития детей с умственной отсталостью;

• при лечении заикания;

• для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);

• при многих других проблемах.

Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием?Это:

• уважительное отношение к желаниям малыша;

• недопущение насильного принуждения к игре;

• дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;

• создание радостной игровой атмосферы;

• наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т. п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.

Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Такие игры помогают:

• наладить контакт между ребенком и родителями;

• снять нервное напряжение;

• зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;

• уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;

• улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия,относятся:

1. Жмурки

Возрастной критерий – с 4 лет.

Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.

Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.

2. Пятнашки

Возрастной критерий – с 3 лет.

Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.

Во время игрыводящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».

Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.

3. Прятки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.

Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся, снимает повязку и идет искать.При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».

Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.

Потом игру можно усложнить и играть в темноте.

4. Полоса препятствий

Возрастной критерий – с 2 лет.

Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек –строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.

В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».

Игры, помогающие в коррекции агрессии

1. Сражение

Возрастной критерий — с 2 лет.

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.

Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.

2. Злые – добрые кошки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

3. Каратист

Возрастной критерий — с 3 лет.

На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары.Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».

Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».

4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга,используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т. д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.

Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление

1. Снеговик

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игрокипревращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.

Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

2. Буратино

Возрастной критерий — с 4 лет.

Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:

1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.

2. Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.

3. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.

4. Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.

5. Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.

А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.

3. Солдат и тряпичная кукла

Возрастной критерий — с 4 лет.

Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.

Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.

Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.

Затем снова игрок становится «солдатом».

4. Насос и мяч

Возрастной критерий — с 4 лет.

Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.

«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.

Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.

5. Ласковые лапки

Возрастной критерий — с 4 лет.

Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.

Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.

Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

6. Цветные ладошки

Возрастной критерий — с 3 лет.

Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.

7. Лепка из соленого теста

Возрастной критерий — с 2 лет.

Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.

Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.

Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.

Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.

Игры, помогающие в коррекции страхов

1. Смелые мыши

Возрастной критерий — с 2 лет.

Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.

Потом они меняются ролями.

2. Привидение

Возрастной критерий — с 3 лет.

Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».

Пойманный привидением становится водящим.

3. Сова и зайцы

Возрастной критерий — с 3 лет.

Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.

Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова,и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.

Когда сова находит зайца, они меняются местами.

Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.

Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.

Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *