Игры для медлительных детей

Игры для медлительных детей, направленные на увеличение скорости нервных процессов.

«Артисты бывают разные»

Перед тем как объяснять ребенку правила этой игры, поговорите с ним о том, как зрители на концерте или спектакле выражают свое отношение к тому, что видят на сцене. Конечно же они хлопают артистам. Но всем ли одинаково аплодирует зал? Разумеется, нет. Чем больше понравилась зрителям игра артиста, тем громче и быстрее они ему хлопают.

Итак, правила данной игры таковы. Представьте, что вы с ребенком пошли в театр или на концерт (для большей правдоподобности можно включить какую-нибудь передачу по телевизору). После выступления каждого артиста вы реагируете на его творчество скоростью хлопков. Чтобы хлопать с ребенком в одном темпе (что гораздо веселей), обменивайтесь с ним своими эмоциями с помощью мимики. Посмотрите друг на друга после смены кадров на экране и изобразите на лице скуку, радость или восторг. Пусть ребенок скопирует ваше выражение лица, после чего начинайте хлопать в соответствующем темпе. Если вы сделали скучающее лицо, то хлопки должны быть очень медленные, как бы просто из одолжения. Радостное — в достаточно быстром темпе. Если же вы, помимо радостного лица, восторженно сложили руки у груди, то изображайте с вашим ребенком бурные аплодисменты, то есть хлопайте так быстро, как только сможете.

Примечание. Можно дать ребенку возможность самому придумать то или иное выражение лица, но желательно поменяться местами только после того, как вы сами продемонстрируете ему мимику человека с разными эмоциями.

«Бегу, иду, гуляю»

В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди — малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.

Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку — не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи.

«Кошачьи коготки»

Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.

В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово «солнышко», то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово «мышь», то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок.

«Быстрый дятел»

Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.

Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить «лесной чемпионат», где вы будете бороться за звание «самого быстрого дятла».

Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть.

«Обмоталочки»

Это народная игра-соревнование, которая интересна и современным детям. Возьмите длинную веревку (не короче пяти метров) и отметьте ее середину узлом. Встаньте с ребенком у разных концов веревки и обвяжите их вокруг пояса. На счет «раз, два, три» начните крутиться на месте, обматывая таким образом себя веревкой. В какой-то момент вы встретитесь. Обратите внимание, у кого на поясе окажется узелок — значит, этот игрок накрутил вокруг себя больше половины веревки. Именно он и считается выигравшим.

Примечание. Может быть, вашему ребенку будет интереснее соревноваться в этой игре не с вами, а с другими детьми. Если у вас есть такая возможность, то помогите им организовать «обмоталочки» как соревнование в детской группе. Кстати, у этой игры бывают и другие варианты. Можно наматывать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки (только веревка должна быть не слишком толстой). Еще можно наматывать узенькую тесьму (или шнурок) на два карандаша, предварительно закрепив на них концы.

«Зеркало»

В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.

Примечание. Как известно любому родителю, дети очень любят подражать движениям взрослых, часто имитируют их мимику, походку, действия. В этой игре мы можем воспользоваться их тягой к подражанию, сделав ее полезной для развития скорости движений и внимания ребенка. Чтобы разнообразить эту игру, можно вносить в нее шуточные движения, а также меняться ролями ведущего и игрока в качестве поощрения успехов ребенка.

«Запрещенное движение»

Эта игра похожа на предыдущую, но в ней есть принципиально новое правило. Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок «попадется» (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.

Примечание. Эта игра развивает у детей не только внимание, быстроту реакции, но и внутреннее торможение. Возможно, вас удивит такая задача в развитии медлительных детей, ведь кажется, что торможение у них развито гораздо больше, чем нужно. Однако это не так. У медлительных детей велико только внешнее торможение, а сила внутреннего торможения, как показывают исследования, напротив, недостаточна.

Татьяна Ломтева

«Виражи»

Игра «Виражи» начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы. На одном конце машина, корабль, ракета, какое-нибудь животное, а на другом конце – гараж, пристань, дом.

Задача игрока, управляющего транспортным средством – как можно быстрее добраться до дома: т.е. карандашом, не отрывая руки прочертить путь по изгибам дорожек, не пересекая и не касаясь их. Внимание ребенка обращается на том, что дорожка не простая, нужно быть внимательным, осторожным. Можно засекать время передвижения с помощью секундомера. Это поможет вам и ребенку по уменьшению времени на выполнение задания, следить, насколько успешно продвигается освоение навыка. Для этого только нужно, чтобы длина дрожек к дому была примерно одинаковой.

«Меткий стрелок»

Игра «Меткий стрелок» состоит в том, чтобы суметь попасть в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). Эта игра способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков следует постепенно уменьшать размер метательных предметов и увеличивать расстояние до мишени.

«Комнатный снежок»

Чтобы поиграть дома в «комнатный снежок» сначала нужно сделать сам «снежок» Для этого оберните пробку кусочком ваты, перевяжите этот «комнатный снежок» крест-накрест нитками. Привязать к снежку тонкую резинку, свободный конец резинки нужно закрепить на указательном пальце. Игра состоит в том, чтобы подбрасывать и ловить снежок, попадать снежком в середину спинки стула, в намеченное место на полу. Снежок далеко не улетит. Пусть ребенок научится ловить снежок, отскакивающий от цели.

«Кто больше»

В игру «Кто больше» интереснее играть вдвоем — втроем. На полу рассыпают мелкие предметы (шишки, кубики, игрушки). Играющим детям завязывают глаза, а в руки дают корзиночки. По сигналу дети начинают собирать с пола предметы в свои корзиночки. По сигналу «закончили» им развязывают глаза и определяют победителя по количеству собранных предметов.

Разновидностью игр для тренировки скоростных возможностей детей является игра в ловлю мяча или заменяющего его предмета с одновременным называнием какого-либо заранее оговоренного слова (названия городов, мебель, посуда, названия цветов, животных). Очень нравится детишкам ситуация, когда нужно поймать мяч, если его полет сопровождается называнием чего-нибудь «съедобного» и не ловить, если названный предмет съесть нельзя. Веселят малышей ошибки, когда по ошибке кто-то «проглотит» дом или ежа…

Существенную помощь медлительным детям могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В психологии разработано целое направление «Музыкотерапия для детей». Оно включает специальные программы занятий, в которых различная деятельность детей — пантомима, рисование протекает на «фоне» музыки. Например, дети двигаются под музыку с меняющимся ритмическим рисунком: здесь могут быть и внезапные остановки и возобновление движения с постепенным ускорением или замедлением темпа. Эту игру можно дополнить введением специальных команд. Например, на слово «зайчики», произнесенное взрослым, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять копытом об пол, на слово «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге и т.д. Игра протекает веселее, когда команды чередуются.

В музыкальной игре «тополь – ива» взрослый договаривается с ребенком о том, что когда звучат звуки нижнего регистра фортепиано, он должен встать в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), когда верхнего – в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Попробуйте поиграть с малышом с некоторые из предложенных игр, придумайте на их основе свои игры. Помните, что сильная сторона темперамента медлительных детей – планирование. Интуитивно они сами ищут способы, чтобы сделать все заранее, без спешки.

Авторы: Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В.

Разнообразные игры.

Игра «Нету!»

Вам понадобится

  1. мягкие разноцветные игрушки
  2. коробка
  3. Простыня, полотенце или ткань

1.Возьмите несколько мягких разноцветных игрушек и положите их в корзину так , чтобы малыш их не видел.

2. Достаньте одну игрушку из коробки и покажите их малышу. Держите игрушку поближе к своему лицу и разговаривайте с ребенком, привлекая его внимание.

3. Когда малыш будет рассматривать игрушку, накройте её тканью.

4. Скажите ему: «Нету!»

5. Подождите пару секунд, затем быстро снимите ткань с игрушки и радостно воскликните:»А вот и она!»

6. Повторите с разными игрушками.

После того как вы спрятали игрушку несколько раз, уберите ее. Понаблюдайте за тем, как ребенок на это отреагирует. Затем опять покажите ему игрушку. Чтобы заинтриговать малыша, прячьте игрушки в разных местах.

Если ваш малыш расстраивается, когда игрушка исчезает, прячьте ее медленно, чтобы он мог ее видеть.

Игра «Смотри»

Эта игра хороша тем, что ребенок учится держать голову (В моем случае ребенок начал держать в 1,5 месяца, а в 2 уже уверенно).

Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

Показывайте, но не переусердствуйте, малыш может устать, и ему будет не интересно.

Игра «Сорока-белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты дров не рубил, воды не носил,

Каши не варил.

Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах «этому дала» загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах «а этому не дала» поверните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

Игра «Мое отражение»

Ничто нет вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет. Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное.

Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.

Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.

Игра «Знакомимся с телом»

Малыш в этом возрасте в основном прислушивается к себе, к своему организму. Он не знает, что у него есть ручки, ножки, животик. Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

Малыш лежит на спине на руках у мамы. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:»Пальчики вы, пальчики». Прикоснитесь к ним щекой. Затем поцелуйте пальчики на ножках. Подуйте на них, проведите его пальчиками по своим губам.

Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: «Это чей тут животик?». Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их.

Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

Игра «Пум-пурум»

Для ребенка характерно так называемое «ротовое внимание при общении». То есть ребенок старается ответить, вступить в разговор, двигая губами, открывая и закрывая рот. Он выражает радость всем телом, энергично двигая руками и ногами. Поощряйте его на эмоциональное общение, вытяните губы, пропойте низким голосом «бу-у-у-у», затем высоким — «пи-и-и-и». Покачайте головой, сказав «пум-пурум-пум-пум». Пощелкайте своим языком, надуйте щеки, нахмурьте брови, наморщите лоб.

Игра развивает речевое общение и взаимопонимание. Не забудьте повторить за ребенком все его звуки, поиграйте в диалог.

Игра «Игры со зверюшками»


Ребёнок лежит на животе. Возьмите в руки игрушечную кошку или собачку. Поставьте ее сначала на расстоянии метра.

Постепенно медленно приближайте игрушку к ребенку, читая напевно стишок:

Вот пришла к нам кошечка,

Маленькая крошечка.

Пусть он зафиксирует игрушку взглядом, прислушивается к вашему голосу.

Во второй части игры положите малыша на пеленальный столик. Приближая и удаляя игрушку, прочитайте пестушку еще раз.

Игра «Маленькие ножки»

Чтобы стимулировать эти движения, положите что-нибудь ему в ножной конец кровати, например большую мягкую игрушку, пищащую игрушку или вашу собственную руку. Каждый раз кладите в ноги малышу что-нибудь одно.

Возьмите шуршащий полиэтиленовый пакет и вложите в наволочку. Подушку поместите в кроватку в ножки малыша так, чтобы малыш ударял по ней ножками.

Игра стимулирует ползание на спине и укрепляет мышцы ног.

Игра «Неваляшка»

Ребёнок лежит на животе, вы — вне поля зрения. Покажите ему неваляшку на расстоянии метра, покачайте ее. Привлеките внимание ребенка мелодичными звуками, издаваемыми игрушкой при покачивании. Переместите ее медленно на метр вправо, затем- влево. Если малыш не фиксирует взгляд, медленно приближайте ее до расстояния его вытянутой руки. Пусть он погладит ее с вашей помощью, поводит пальчиком по глазкам, носику. Смотрите, чтобы малыш не испугался — это может произойти, если игрушка слишком большая (большие игрушки чаще возбуждают детей) или издает резкие, чересчур громкие звуки.

Игра развивает зрительный анализатор, речевое и эмоциональное общение.

Аналогичные игры можно производить с музыкальной шкатулкой, говорящими куклами, рычащим медвежонком и т. д.

Игра «Далеко и близко»

Посмотрите ему в глазки и произнесите любой напевный слог: «ла-а-а» или «на-а-а». Сделайте паузу, ожидая ответной реакции ребенка- двигательной, мимической, жестовой, звуковой. Медленно отклонитесь вправо, пропойте опять этот же слог,но басом. Затем влево, опять пропойте, но высоким голосом, пропищите «ла-а-а». Приблизьте свое лицо так близко, чтобы носом коснуться носика ребенка. Теперь отдалитесь подальше, но чтобы малыш вас видел и не отвлекался.

Игра имеет важное значение для социального развития, эмоционального общения, развития зрительного и слухового анализатора.

Игра «Пальчиковая гимнастика»

Ее делают с месячного возраста. Она важна для развития мелкой моторики, развития речи. К тому же, массируя пальчики и показывая их ребенку, вы даете возможность получить представление о его собственном теле. Перебирая пальчики на руке ребенка, тихонько напевайте:

Этот пальчик танцевал,

Этот пальчик рисовал.

То же можно проделать с пальцами ног.

Топотушки

Это несложное упражнение снимает физиологический гипертонус ножек и готовит малыша к выполнению более сложных упражнений. Ребенок лежит на спинке. Нужно захватить его ножки ниже колена и легонько «потопать» пяточками по поверхности. Выполняйте движение нежно, но легкий толчок все же должен быть. Выполняя это упражнение, не старайтесь сгибать или разгибать ножки.

Побежали по дорожке

Наши маленькие ножки.

Ножки, ножки,

Вы куда бежите?

В лесок, на мошок,

Избушку мшить,

Чтоб не холодно жить!

Перебираем пальчики


Это очень простое и полезное упражнение, доставляющее ребёнку удовольствие. Ребенок лежит на спинке. Мама держит одной рукой ножку малыша а другой перебирает пальчики («горошки»), пока не доходит до «фасольки»-большого пальчика.

Пальчики можно не только растирать, но и оттягивать вверх и в стороны — это развивает мелкие мышцы стопы, а также способствует стимуляции рефлекторных точек в зоне стопы.

Горошка, горошка, горошка

Горошка-

Фасолька!

Горошка, горошка, горошка,

Горошка-

Фасолька!

Покачивание на мяче

Возьмите большой надувной мяч. Положите его на большую кровать или диван.

Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой — в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, малыша придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул.

Ай, качи, качи, качи!

Глянь: баранки-калачи!

Ай, баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи —

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Ай, кач, кач, кач!

И тебе я дам калач!

Ай, качи-качишки,

Дам и кочерыжки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *