Игры по этикету для школьников

Открытое занятие объединения «Этикет».

Викторина «Знатоки этикета».

Цель: закрепить знание правил поведения и речевого этикета.

Задачи:

Обучающие.

  • Формировать умения применять полученные знания.
  • Формировать умения анализировь ситуации.

Развивающие.

  • Способствовать формированию навыков конструктивного общения и поведения;
  • Отработка навыков коллективного взаимодействия.
  • Развить интерес к этикету.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитать уважительное отношение к себе, к своим сверстникам и окружающим людям;
  • Формировать культуру поведения;
  • Воспитать потребность к повышению своего культурного уровня;

Оборудование:

Музыкальное оборудование. Песня на слова Залужной Т. «У друзей нет выходных».

Мультимедийная установка, экран.

Раздаточный материал.

Презентация.

Слайд №3. Дети заходят под музыку.

Здравствуйте ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Включение в занятие.

Сегодня у нас обобщающее занятие, мы с вами покажем, всё то, что уже узнали по культуре поведения. Занятие будет проходить в форме викторины «Знатоки этикета». Слайд №4.

Давайте вспомним что же такое этикет? ( Ответы детей: вежливое отношение к другим людям, достойное поведение в обществе, уважение и т.д.).

Правильно, молодцы!

Слайд №5.

Когда мы используем эти правила поведения? Ответы детей.

А сейчас мы вспомним вежливые слова? Я уверена, что вы знаете много таких слов. Давайте по – очереди их назовём.

  1. Разминка.
  • Игра «Цепочка».

Слайд №6.

Слова приветствия ( добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро);

Слайд №7.

Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);

Слайд №8.

Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);

Слайд №9.

Слова извинения (простите, извините, очень жаль).

Слайд №10.

Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).

Какие вы вежливые, вы знаете так много волшебных слов.

Прежде, чем мы перейдём к вопросам викторины, необходимо разделиться на команды. Ребята разбирают розовые , жёлтые, зелёные полосочки бумаги и делятся на команды по цвету.

3. Викторина.

А сейчас перейдём к вопросам викторины.

Задания для викторины.

1-ая часть викторины блиц конкурс в котором надо очень быстро ответить на вопрос. На ответ даётся всего 1 минута.

Вы любите танцевать? А сейчас мы вспомним правила танцевального этикета. Каждая команда отвечает на свой вопрос. Остальные команды внимательно слушают ответ и могут его дополнить.

  1. Танцевальный этикет. Слайд №11.

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, команды сразу отвечают.

  • Должна ли девушка объяснять партнёру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его) Слайд №12.
  • Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить) Слайд №13.
  • Определи классические правила приглашения танец. ( Мужчина подходил к девушке и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь) Слайд №14.

Молодцы, а сейчас я предлагаю вспомнитькак правильно себя вести за столом.

  1. Столовый этикет. Слайд №15.
  • Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? (На коленях)
  • Для чего нужна бумажная салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
  • Для чего нужна матерчатая салфетка? (кладут на колени, чтобы не испачкать одежду)

Замечательно! С правилами столового этикета вы знакомы хорошо.

Переходим к пригласительному этикету.

  1. Пригласительный этикет. Слайд №16.

Часто ли вам приходилось приглашать кого-нибудь в гости или ноборот, принимать от кого-либо приглашения?

А насколько вы хорошо знаете правила пригласительного этикета мы сейчас узнаем.

  • Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близкого друга)
  • Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа)
  • Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок).

И с этим заданием вы справились! Молодцы! А теперь я предлагаю вам поработать экспертами (Исследователями).

Раздать материал всем командам с ситуативной задачей №1.

5. Ситуативные задачи. Слайд №18.

«Приём гостей дома».

  • Ситуация 1.

Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.

Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, что у вас получилось. Остальные команды могут дополнять ответ.

Команды совещаются.

Ошибки:

  1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
  2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
  3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.

А сейчас задание усложняется. Вам необходимо не только исправить ошибки, но и разыграть сценки с данной ситуацией. На каждое задание будет дано три минуты.

  • Ситуация 2. Слайд №18.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.

  • Ситуация 3. Слайд №19.

Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

  • Ситуация 4. Слайд №20.

Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.

Викторина «Знатоки этикета» закончилась. Все команды показали себя достойно. Молодцы!

Заключительное слово.

Что бы вы ни делали, вы всегда должены помнить, что живёте на свете не одини. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм. Киножурнал «Ералаш» «День вежливости».

Ребята, вы же понимаете, что так себя надо вести каждый день и не только в школе.

6. Рефлексия.

Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего, что удивило?

Слайд №21. Спасибо за внимание!

Воспитатель: Шкондина Татьяна Николаевна

Цель: организовать работу по отработке поведенческих и

коммуникативных умений и навыков. Формировать у

учащихся понимание правил поведения в школе, как

гармонию своего внутреннего мира, а также гармонию

взаимодействия в социальной сфере.

Задачи: 1. Образовательная: Учить детей культуре поведения.

Учить рассуждать, делать выводы.

2. Воспитательная: Воспитывать уважительное

отношение друг к другу и окружающим.

3. Развивающая: Развивать речь, мышление, умение

наблюдать,

анализировать; развивать активность детей.

4. Коррекционная: Помочь детям задуматься о самих

себе, побудить их к самокритичной оценке,

исправлению своих недостатков.

Ход занятия:

I . Организационная часть. Психологический настрой детей.

На занятиях ты сидишь,

Тихо, тихо, словно мышь,

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я,

Если хочешь ты сказать,

Или выйти , или встать,

Руку нужно так держать.

II . Вступительная часть.

Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами проведем викторину » Окажем школе уважение своим примерным поведением». Это и есть тема нашего занятия .

Воспитатель: — Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: — Правильно. На нашем занятии мы с вами поговорим о правилах поведения в школе, которые должен знать и выполнять каждый ученик. Наша школа – это наш дом .

В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять. В школе тоже есть свои правила и порядки, которые вы должны выполнять, чтобы окружающие вас люди ( воспитатели, учителя, одноклассники и т.д.) относились к вам внимательно и по-доброму, любили вас и уважали.

— Прежде, чем начать нашу викторину, давайте выясним, а что такое правило? (Ответы детей)

В словаре правило – это норма поведения, привычка.

— А , что такое поведение? ( Ответы детей)

В словаре поведение – это образ жизни и действий.

Воспитатель: — Сегодня, мы с вами проведем викторину и выясним запомнили ли вы правила поведения в школе, о которых мы говорили на предыдущих занятиях.

Школа наша – наш родимый дом,

И без школы мы не проживем.

Школа учит нас добру,

Учит чтенью и письму,

Рисованью, пенью, а еще терпенью.

Учит честным смелым быть,

Учит Родину любить.

Итак, начинаем викторину.

III. Основная часть.

Воспитатель: — Викторина состоит из пяти конкурсов. В каждом конкурсе будет дано задание. За правильные ответы в нашей викторине вы будете получать жетоны, которые будете складывать в коробочки, стоящие на вашем столе. В конце нашей викторины мы подсчитаем жетоны и выявим знатока правил поведения в школе.

Проведем Разминку. Поиграем в игру » Для меня».

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете хором отвечать «Для меня».

— Кто-то где-то сделал парту.

Для кого? (Для меня)

-Начертил и эту карту.

Для кого? (Для меня)

— Карандаш, перо в пенале.

Для кого? (Для меня)

— Там звонок на переменке.

Для кого? (Для меня)

— Ставят счеты возле стенки.

Для кого? ( Для меня)

-Значит нужно так учиться,

Значит нужно так трудиться,

Чтобы людям не стыдиться-

За кого? ( За меня)

  1. Конкурс » Доскажи словечко».

Воспитатель: — В этом конкурсе, я буду читать вам стихотворение, а вы должны будете добавить недостающее слово.

На уроке буде старательным,

Будь спокойным и …..внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай не …..перебивая.

Говорите, четко, внятно,

Чтобы было все …..понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку…..поднимать.

На математике считают.

На перемене…..отдыхают.

Будь прилежен на уроке,

Не болтай ты не …..сорока.

Если друг стал отвечать

Не спеши…..перебивать.

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …..руку.

Знай закончился урок,

Коль услышал ты…..звонок.

Когда звонок раздался снова

К уроку будь всегда…..готовым.

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …..кричи.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Получите жетоны.

  1. Конкурс . Игра «Стоп- красный свет».

Воспитатель: — Вы знаете, ребята, что когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду называть вам правила поведения, как только вы увидите невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку. Карточки лежат у вас на столе.

Будьте внимательны:

— две девочки в столовой громко разговаривают за столом во время еды; ( красная)

— по утрам убираем свою постель; ( зеленая)

-на перемене нужно отдохнуть, поэтому нужно бегать по коридору сломя голову; (красная)

— надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил; (зеленая)

— После игры, убираем в положенное место игрушки, книжки. (зеленая)

— если очень нужно что-то спросить, нужно перебивать разговор взрослых. (красная)

Пауза

Раскрывается дверь, влетает Баба-яга с криком – ура, сгоняет детей.

Баба-яга: — Ну-ка подвинься. Я тоже хочу послушать. Скучно стало в лесу. (кидается бумажками)

Воспитатель: — Ну – ну, как же ты себя ведешь? Разве можно влетать в класс, когда идет занятие? Ребята, что должна была сделать Баба-яга, когда пришла к нам? (Ответы детей)

( Поздороваться, спросить разрешения войти)

Баба-яга: — Ой-ой-ой. Тебе , тетя, надо, ты сама и подбирай.

Воспитатель:- Еще и грубишь? Давай выходи из класса. Нам такие ученицы не нужны. В школе теть нет, а есть учителя и воспитатели и их зовут по имени и отчеству.

Баба-яга: — Подумаешь! А ну-ка, карапузики, назовите имя вашего воспитателя , директора, завуча, библиотекаря, медика.

Баба-яга: — Что-то у вас тут все мудрено. Это нельзя, это нельзя.

Воспитатель: Правила поведения,

Знать должны все без сомнения.

Ну а кто давно их знает,

Повторить не помешает.

Дети: Все вы знаете друзья,

Что опаздывать нельзя.

В школу на любой урок

Приходите точно в срок.

Нужно в школе быть опрятным

Быть стараться аккуратным

А иметь нарядный вид

Никому не повредит.

Не учи молчать другого

А молчи по больше сам.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

На занятьях не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Не дразнись, не зазнавайся

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей,

И найдешь себе друзей.

Баба-яга: — Молодцы, ребята. Я все запомнила и постараюсь, вести себя так, как вы меня научили. До свидания, ребята. Мне пора.

Дети: — До свидания.

  1. Конкурс » Телеграмма».

Стук в дверь.

Почтальон Печкин: — Здравствуйте. Это 3 класс? Вам телеграммы. Получите.

Воспитатель: — Спасибо, почтальон Печкин, до свидания.

Воспитатель: — А телеграммы- то без подписи. Ребята, вам нужно отгадать, кто же их прислал. Если ваш ответ будет верен, то автор этой телеграммы появится на экране. Внимание! Слушайте.

— Я желаю от души вам здоровья , малыши

Чтоб прививок не боялись, ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит.

Добрый Доктор…..Айболит.

— Я хочу вам пожелать

Лишь пятерки получать.

Книжки добрые любить,

С математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины

Ваш дружище….Буратино.

— Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам. Мойдодыр.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Все правильно угадали.

4 .Конкурс » Вежливые слова».

Воспитатель: — Ребята, а на какие группы делятся вежливые слова?

(Слова приветствия, слова благодарности, слова извинения)

Живут волшебные слова на свете.

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благодарят и просьбы выполняют.

Они здоровья и удачи всем желают.

Воспитатель: — У нас на доске солнышко, только оно без лучиков. А лучики у меня на столе. Ваша задача – взять лучик, прочесть его, определить к какой группе вежливых слов, о которых мы сейчас говорили, оно относится, и прикрепить лучик к солнышку.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Красивое солнышко у нас получилось? Давайте в своей речи как можно чаще , будем употреблять вежливые слова и тогда нам всегда будет светить солнышко, и у нас всегда будет хорошее настроение.

Воспитатель: — А мы продолжаем викторину.

» Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!»

5.Конкурс » Правила поведения в столовой»

Воспитатель: — В этом конкурсе вам надо назвать правила поведения в столовой. — Ребята, а какие правила поведения в столовой вы знаете?

( Ответы детей)

— Ешь аккуратно, не спеши

Не брызгай, на пол не кроши.

— Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай.

— Поел – и убери, друг мой –

Всю посуду за собой.

— Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.

— Во время еды нельзя разговаривать.

— Попроси передать другого , то, что самому не достать.

— Не забудь сказать » спасибо».

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Главное, в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать.

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: — Закончились наши конкурсы. Наша викторина подошла к концу. Давайте подведем итог нашего занятия. Прежде, чем мы под считаем жетоны, я хочу спросить вас, достигли ли мы цели, которую ставили в начале занятия: знать и выполнять правила поведения в школе? (Да.) – А что мы для этого делали на занятии?

— читали стихотворения;

— играли в игры;

— проводили конкурсы;

— вспоминали вежливые слова;

— встречались с гостями(Бабой – ягой, почтальоном Печкиным);

— повторили значение слов правило, поведение.

— Молодцы, ребята! А теперь, подсчитаем жетоны.

Победителю вручается медаль » Победитель викторины » Окажем школе уважение своим примерным поведением»». А остальные ребята получают медали участников викторины. Свои награды вы положите в ваши портфолио. А в нашем классном уголке мы разместим правила поведения в школе, которые мы теперь знаем , и будем выполнять.

V. Итог.

Воспитатель:

Чтобы жить, не зная огорченья,

Бегать, плавать и летать.

Ты должен правила поведенья

Всегда и всюду соблюдать.

— Давайте, ребята, постараемся стать такими, чтобы любому было приятно на вас смотреть, интересно с вами дружить, и играть.

— Молодцы! Спасибо за занятие.

Внеклассное занятие на тему: Правила поведения в школе для начальной школы, 3-4 класс

Беседа для учащихся начальных классов «Учителя и ученики. Поведение в школе»

Цели: обратить внимание учеников на отношение их к учителям; выработать правила поведения в школе.

Ход мероприятия

— Предлагаю выполнить тест.

Тест «Ты и твои одноклассники»

1. Твоя одноклассница растерялась у доски, не смогла решить задачу, получила двойку и на перемене расплакалась. Как ты поступишь?

а) ты во всеуслышание скажешь: «Эх ты! Я бы эту задачку в два счета решил»;

б) утешишь девочку: «Подумаешь, какая-то математика! Вон смотри, какая у тебя смешная игрушка на ранце. Новая? Где купила?»;

в) предложишь после уроков разобрать задачу.

2. Твой сосед по парте уже неделю болеет и не ходит в школу. Как ты поступишь?

а) выздоровеет — придет, все болеют;

б) будешь звонить ему каждый вечер и рассказывать все школьные новости;

в) предупредишь своих родителей, что будешь заходить к своему однокласснику, чтобы помочь выполнить школьные задания.

3. В твоем классе объявили день уборки. Что ты предпримешь?

а) постараешься увильнуть любым способом, ссылаясь на занятость и плохое самочувствие;

б) останешься после уроков, но будешь больше веселить одноклассников новыми анекдотами;

в) примешь активное участие в уборке.

4. Как ты себя ведешь на уроке?

а) сидишь и всем видом показываешь, что ты внимательно слушаешь учителя;

б) стараешься слушать учителя, но время от времени не прочь переброситься с соседом по парте словами или смешками;

в) ты пришел в школу учиться и учишься, стараясь не витать в облаках, чтобы не пропустить что-то важное.

5. Твоя подруга пришла в класс в обновке. Как ты отреагируешь?

а) ты непременно скажешь, что такую вещь уже не носят;

б) сделаешь вид, что ты просто не замечаешь ничего нового;

в) обязательно заметишь обновку и похвалишь, ведь похвала приятна людям.

6. Тебе довелось услышать о твоем однокласснике что-то плохое. Как ты поступишь?

а) ты с удовольствием расскажешь эту новость всем, кто захочет тебя послушать;

б) ты знаешь, что сплетничать нехорошо, но обязательно обмолвишься;

в) спросишь, нельзя ли чем-нибудь помочь.

Результаты теста

Больше ответов «а» — ты хочешь быть лидером, всех главнее, всех умнее. Но нельзя добиваться такого положения за счет унижения других. Ты рискуешь остаться без друзей.

Больше ответов «б» — ты веселый, общительный человек, способен поднять в компании настроение. Но попробуй помогать друзьям не только словами, но и делами.

Больше ответов «в» — ты настоящий товарищ, на тебя можно положиться.

О Васе Пупкине и не только о нем…

В каждой школе, в каждом классе

Есть… Ну, скажем, Пупкин Вася.

Педагог ведет рассказ,

Увлечен рассказом класс,

Только Васе все равно,

Он уставился в окно

И считает там ворон,

Насчитал уж миллион.

А еще, конечно, где-то

Есть запасливая Света.

Целый класс глядит на карту —

Увлекательный урок!

Только Светочка за партой

Уминает пирожок.

В каждом классе, в каждой школе

Есть такой Растяпин Коля,

Невезучий ученик, —

Что всегда «забыл дневник».

И еще, конечно, есть

Человек примерно шесть,

Что бегут на переменку,

Топоча, как носороги.

Сам директор вжался в стенку:

«Ох, не сшибли бы с дороги!»

«Что за люди?» — с осужденьем

Эти строчки ты прочтешь

И себя в стихотворенье,

Безусловно, не найдешь.

М. Хаткина

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна задача, чтобы мальчики и девочки стали трудолюбивыми, образованными, счастливыми, но решают эту задачу они по-разному: одни учат, другие — учатся. И между ними возникают отношения. Они проводят много времени вместе, и нужны нормы поведения, которые облегчат им совместную работу.

Сегодня мы поговорим о неписаных законах. Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

• Дам списать.

• Не дам списать.

• Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

• Скажу об этом учителю.

(Обсуждение с учащимися.)

Ребята сговорились всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. Как ты поступишь?

• Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

• Ничего не скажу и останусь в классе.

• Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

• Ничего не говоря, пойду со всеми.

(Обсуждение с учащимися.)

— Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)

Важно всегда иметь собственное мнение, иначе можно стать похожими на овец из опыта, рассказанного учеными.

Стадо овец разместили в загон, открыв при этом ворота и поставив палку, через которую овцы должны перепрыгивать, когда будут выходить на свободу. Так и получилось. Овцы выходили через ворота из-за ограждения, перепрыгивая через палку. Когда палку убрали, то остальные овцы, выходя, продолжали перепрыгивать через несуществующую палку…

— Что это? Коллективизм или чувство стадности?

Представьте, мы идем по коридору. Дежурная останавливает мальчика:

— Сергеев, собери бумажки с пола возле стены.

— Как нужно поступить на месте Сергеева?

Вспомните школьные ситуации, связанные с дежурством в школе.

(Обсуждение ситуации.)

Всмотритесь в свою школьную жизнь. Напишите небольшое сочинение на тему «О школьной жизни».

— Что вам нравится в отношениях учителя и учеников?

— Что не нравится?

— Какими должны быть, по-вашему, эти отношения?

Напишите правила отношения друг с другом.

А теперь давайте поговорим об учителях.

— Каким вы представляете себе идеального учителя?

— Какими качествами он должен обладать?

— Должен ли учитель требовать выполнения домашнего задания?

— Как он должен вести себя в сложных ситуациях? (Ответы детей.)

Прочтите и запомните.

«Уважай, почитай учителя!

Учитель отдает свою энергию, свой ум, талант, чтобы ты стал человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой

совестью… Учитель творит Человека. Помни, что нет в мире ни одной более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога. Идя в класс, твой учитель часто — запомни это! — заставляет себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу» (В. Сухомлинский).

Правила ученика

1. Внимательно слушай учителя, старательно решай задачи, делай упражнения. Тогда дома тебе будет легко выполнять домашнее задание.

2. Не вертись за партой, не отвлекайся, не листай учебники, не болтай ногами. Это отвлекает учеников и обижает учителя.

3. Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.

4. Неприлично жевать украдкой бутерброд или яблоко. Для еды в школе существует перемена. Кроме того, ты можешь испачкать тетрадки и учебники.

5. Собирай портфель с вечера, на уроке у тебя должны быть все учебники и тетради, дневник и пенал.

6. Не забывай: чистота и порядок в классе — это здоровье твое и твоих друзей. Следи за чистотой в классе, не сори, не забывай о сменной обуви.

7. Береги школьную мебель, свои учебники — они могут послужить еще многим ребятам.

Кроссворд «Этикет школьника»

По горизонтали:

1. Часто бывает, что… по парте становится лучшим другом. (Сосед.)

4. «Жалобная книга» учащегося. (Дневник.)

5. Каждый раз он входит в класс, чтоб начинать урок для нас. (Учитель.)

7. Проверочная работа по итогам темы, четверти, года. (Контрольная.)

8. Она и радует, и огорчает ученика. (Отметка.)

9. По коридору мчал Сережка. Упал — подставлена… (подножка).

10. Один лентяй в кругу друзей

Признался очень откровенно:

«Ах, в школе мне всего милей,

Нет, не урок, а… (перемена)».

По вертикали:

2. Для него привычно учиться на отлично. (Отличник.)

3. Страж порядка в классе. (Дежурный.)

6. У мальчика тетрадки

В отличнейшем порядке.

Он в школе весь внимание.

Вот это… (воспитание)!

Викторина по правилам этикета

1. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? ( Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? (Да, если надо одобрить декорации).

5. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? (Нет. Это можно сделать во время антракта или после спектакля).

6. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? (Лицом).

7. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте).

8. В какое время можно звонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или более позднее время звонка особо).

9. Сколько следует ждать, если на ваш телефонный звонок никто не отвечает? (6 – 7 гудков, потом вешайте трубку).

10. Какой стороны надо держаться, когда идёшь по улице: правой или левой? (Правой).

11. С какой стороны нужно обходить прохожих? (Идущих навстречу – справа, идущих впереди – слева).

12. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).

13. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).

14. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).

15. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? (Не более 3 цветов).

16. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце).

17. Когда гости садятся к столу? (Когда своё место за столом заняла хозяйка дома).

Вредные советы ребятам, посещающим театр

Собрался пойти в театр?

Не спеши, оденься классно,

Забеги в кафе, наешься,

А потом уже иди.

Опоздаешь – не стесняйся,

Проходя мимо соседа,

Повернись к нему ты попой,

Покрути ей перед носом,

Наступи ему на пятку,

Отдави немного руку,

И ступай спокойно к месту.

Ничего – переживёт!

Не забудь с собой попкорна,

Шоколадку, сока банку,

Можно даже бутербродик

На закуску захватить.

Вдруг вам скучно будет, грустно –

Можно будет бутербродом

Скуку эту закусить.

А обёртки брось под кресло.

Контролёр пусть позавидует,

Собирая мусор этот,

Как ты вкусненько поел.

А когда спектакль окончен,

Ты не жди, когда актёры

Кланяться для вас пойдут.

Ты несись в фойе скорее

И хватай одежду быстро.

Ведь актёры – тоже люди,

Им охота отдохнуть.

Даже короли и королевы должны знать этикет. Проще всего запомнить правила через викторины. Задавайте участникам вопросы, пусть попробуют догадаться, каков правильный ответ.

1. За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)

2. Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).

3. Если Вам сказали: «Дорогие гости, чувствуйте себя как дома», значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т. д. (Нет. Это бестактно).

4. За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень – чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

5. Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

6. Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).

7. А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).

9. Какие продукты можно есть только при помощи вилки? (Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, каши, запеканку).

10. Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

11. Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).

12. Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).

13. Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).

14. Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).

15. При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

ЭТИКЕТА

Подготовила:

Социальный педагог

Салиндер А.А.

Тазовский, 2018

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» — активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: — это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Словесная игра

«Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, … (а не кулаками)

Дидактические игры по формированию культуры поведения.

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.

Цель. Закрепить правило «Каждой вещи — свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:

— Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

— Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

— Какого, дети?

— А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.

— Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

— Мы знаем, где они лежат.

— Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.

Игра «И я».

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…

Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например:

— Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей)

— Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

— Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

— Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то… и т. д.

«Хорошие, плохие поступки».

Задачи: Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры. Воспитатель:

— Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

— Еще какими? (Вежливыми.)

-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. (Воспитатель крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.)

Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».

Игра «Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка — умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры. Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал: картины и изображения людей

Ход игры: злые — добрые, больные – здоровые….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *