Игры по нравственному воспитанию

Квест – игра для младших школьников

«Что такое доброта?»

Квест – игра для младших школьников

«Что такое доброта?»

ЦЕЛЬ: Обобщение представления детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств — взаимопомощи и дружеских взаимоотношений.
ЗАДАЧИ:
— Раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки».
— Активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание).
— Развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
— Формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.

ХОД ИГРЫ:

Вожатый: Ребята, сегодня у нас непроста игра, мы с вами будем выполнять разные задания связанные с добрыми поступками. Вы согласны? (ответы детей). А какие задания, вы узнаете проходя этап за этапом. Каждый этап соответствует цветам цветика-семицветика, который я раздам командирам класса. Этап можно определите по цвету футболок в которые одеты старшеклассники. Они отрывают соответствующий лепесток цветка, что бы вы могли определить сколько заданий нужно еще выполнить. За каждое выполненное задание вы получите букву, сложив их вы узнаете главное слово нашей игры. Задания можно выполнять в любом порядке, а главное тихо, не подсказывая криками правильные ответы соперникам. А сейчас я даю вам несколько минут для того, чтобы вы придумали название своей команды. Название впишем в центр цветка.

1 ЗАДАНИЕ. «Передай доброе слово» — красный цвет. (Дети взявшись за руки говорят друг другу добрые слова. Получают за правильно сделанное задание букву «Д»). Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный и т.д.

2 ЗАДАНИЕ. «Составьте пословицу о доброте» — фиолетовый цвет.

Доброе слово лечит, злое калечит. (Получают за правильно сделанное задание букву «Б»).

3 ЗАДАНИЕ. «Угадай добрых героев!» — оранжевый цвет.(Получают за правильно сделанное задание букву «О»).

а). Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит)

б). Человек немолодой
Очень с длинной бородой!
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас)
в). Все ждут его зимой,
Он и добрый, он не злой,
Бородой до глаз зарос.
Краснощекий …(Дед Мороз)
г). В сказке серым уродился,
Все боятся – как огня!
Все зверушки разбежались
В домик спрятались от меня!
Грозно вдруг зубами щелк..
Злой , ужасный, серый….(Волк)
д). Этих маленьких детей
Волк обидел — съел, злодей!
Лишь один в живых остался,
Волку в зубы не попался.
Маме все он рассказал,
братьев всех он показал
Кто серые они?
Если знаешь, назови!( Козлята)

е). Это девочка трудолюбива,
Очень добра и очень красива,
Вдруг на бал она попала,
На ступеньке туфельку потеряла.(Золушка).

Молодцы ребята, и на загадки ответили, и сказки все знаете!

4 ЗАДАНИЕ. «Скажи наоборот» — желтый цвет.(Получают за правильно сделанное задание букву «О»).

Злой – … (добрый)

Грубый – … (ласковый)

Грустный – … (веселый)

Забрать – … (отдать)

Ругать – … (хвалить)

Враг – … (друг)

Обидеть – … (защитить)

Плакать – … (смеяться)

Огорчить – … (обрадовать)

Сломать – … (починить)

Слабый – … (сильный)

Зло – … (добро)

Горе – … (радость)

Нежный-…( грубый)

Забота-…(равнодушие)

Внимательный-…(бездушный)

Радость-…(грусть)

Дружный-… (враждебный)

Хорошо-…(плохо)

Полезный -… (бесполезный)

Молодцы! Сколько вы знаете добрых слов.

5 ЗАДАНИЕ. «Не ошибись, пожалуйста» — зеленый цвет.(Получают за правильно сделанное задание букву «Р»).

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову «волшебное слово” — пожалуйста. Будьте внимательны!

-Присядьте, пожалуйста!

-Встаньте, пожалуйста!

-Будьте добры, похлопайте в ладоши!

-Поднимите руки!

— Потопайте, пожалуйста.

-Попрыгайте, пожалуйста.

-Руки вперед.

6 ЗАДАНИЕ. «Помоги пчелки Майи» — голубой цвет.(Получают за правильно сделанное задание букву «Т»).

7 ЗАДАНИЕ. «Расшифруй слово» — синий цвет.(Получают за правильно сделанное задание букву «А»).

ЛЕНТЯЙ И СИДЕТЬ УСТАЁТ

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Анна Демушкина
Духовно-нравственное развитие детей в изобразительной деятельности

Тема: Духовно — нравственное развитие детей в изобразительной деятельности.

Целью является духовно- нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Задачи направленные на духовно- нравственное развитие детей:

1) заложить основы духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией через изобразительное искусство;

2) развивать художественный вкус и творческий потенциал каждого ребенка;

3) воспитывать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся;

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

Понимая уникальность дошкольного возраста, этого периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму, педагоги нашего детского сада интегрируют духовно- нравственный компонент во все виды детской деятельности.

Как педагог дополнительного образования, работу над этой темой начала с изучения теории и практики современной духовно ориентированной педагогики, знакомства с инновационным опытом работы в этом направлении. Это, прежде всего, опыт работы Центра педагогических исследований » Покров», содержание программ Л. Л. Шевченко » Православная культура», Л. В. Суровой » Лето Господне».

В детском саду большая материальная база, много наработок, что помогает строить свою работу с детьми. Важно передать современным детям знания в области нашей православной культурной традиции и формировать их личностные качества.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство.

На беседах на примере работ художников мы затрагиваем темы, влияющие на формирование нравственного облика ребенка. На примере картин исторического и религиозного жанра воспитываются патриотические чувства детей.

Так, например, знакомясь с художником Андреем Рублевым немного о нем рассказываем детям. Свой рассказ сопровождаю иллюстрациями.

Итак, как и многие художники того времени, Андрей Рублев был монахом. Свою молодость он провел под Москвой в Троице- Сергиевском монастыре, рядом с которым раскинулся ныне город Загорск. Там же он учился живописи.

Из Троице- Сергиевского монастыря А. Рублев перебрался в Москву в Андроников монастырь. Сейчас здесь создан музей его имени.

Дарование художника заметили и пригласили в Кремль для росписи Благовещенского Собора. Здесь уже работали знаменитый греческий художник Феофан Грек и русский мастер Прохор с Городца. Вместе с ними стал работать и Рублев. В то время в России существовала только церковная живопись. Весь свой талант художники отдавали церкви. Они расписывали стены храмов и создавали иконы.

Иконы — это живописные произведения на религиозную тему. Их писали на деревянных досках специальными красками, приготовленными на яичных желтках. На иконах художники изображали святых и ангелов, сцены из библейских легенд.

Иконы украшали и большие соборы и маленькие церкви.

Рассматривая его работы «Троица», «Вознесение господне», » Благовещение», «Рождество Христово» нам захотелось тоже попробовать себя в роли художника- иконописца и мы пробуем рисовать икону. Говорим об иконографии с детьми, о других художниках — иконописцах. Например рисовали икону В. Четверина и Серафима Саровского.

Сравнивая картину А. Рублева » Троица» и картину другого художника А. А. Лавданского » Троица» мы видим что каждый художник воспроизвел библейский сюжет по своему. Так же в сравнении рассматривая картины А. Рублева » Вознесение Господне» и » Вознесение Господне» художника М. Нестерова видим неоднозначность взглядов художников.

На занятиях вместе с детьми рассматриваем не только композиционные особенности полотна и содержание исторических событий, но и обращаем особенное внимание на поведение людей в сложившихся ситуациях. При беседе о картинах бытового или портретного жанра раскрываем темы семейного воспитания, давая оценку общественным явлениям, формируя у детей представления о большой и крепкой семье, взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми.

Например рассматривая картины царской семьи Романовых. Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Подвиг мученичества Царской семьи и их слуг выражает любовь к Богу.

Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя не только практические занятия по рисованию, которые интегрированы в рабочие программы,но и экскурсии, беседы, участие в выставках, кружковую работу.

В этом году запланированы экскурсии в Храм, ДШИ. Там в этом году будут организованы: выставка картин художника Дергунова Ивана Алексеевича и выставка » Благовест» .

Работая по программе кружка » Гармония» затрагивала темы по духовно- нравственному воспитанию. Была организована выставка детских рисунков » Свет православной души» где были представлены рисунки на православную тему. Беседовали на тему : «Святые Великомученики Мордовские». Конкретно останавливались на В. Четверине и Серафиме Саровском рисовали их. В работе так же были использованы готовые распечатанные картинки на библейские темы.

Ежегодно мы участвуем в конкурсе » Благовест», » Красота Божьего мира» и др. В апреле этого года в конкурсе » Благовест» мы заняли первое место с работой А. Сыркиной » Серафим Саровский», старшая гр.

В прошлом году в конкурсе » Красота Божьего мира» заняли второе место с работой » Радость» Л. Фахрудтинова, подготовительная гр.

Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. Роль конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача — научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству, можно существенно влиять на духовные, нравственные качества воспитанников, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира, давать основы патриотического и семейного воспитания.

Я бы рекомендовала внедрять в свои рабочие программы темы по духовно- нравственному воспитанию. Детям это очень нравится, мы получаем отклик от них. Это обогащает душу, делает детей добрее, отзывчивее, так приучаем их к православию.

Безусловно, не все то, с чем мы знакомим детей, глубоко доходит до их сознания. Важно, другое — все то доброе и светлое, чем мы стремимся напитать умы и сердца наших воспитанников не проходит бесследно для их духовно — нравственного развития.

10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять орешков.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе — крокодила,

В апельсине — кожуру,

В лете — страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, —

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите — и скоро

В таксе — лучшую подружку,

В апельсине — сока кружку,

В лете — речку и песок,

А в шкафу — одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап — игра проводится в микрогруппах.

Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10. Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Источник : Азбука веры

ЭТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра — это самое интересное,
что придумано человеком.

Вы заметили, что в любом творческом опыте обучения и воспитания неизменно присутствует игра? Она стимулирует познавательный интерес, трудовую активность, волевые преодоления. Она раскрепощает личность, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между детьми и воспитателем. Наконец, она вносит живую струю творчества, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело, в любую форму. Почему? Да просто потому, что игра — естественная потребность детства.

Все современные технологии воспитания включают разные ее грани.

Их специфика — в преобладании творческих ролевых игр, воспроизводящих в воображаемой ситуации характеристику поведения людей («картинка — зарисовка») или проблемную ситуацию, предусматривающую выбор нравственного поступка.

Если же иметь в виду весь «спектр» вышеназванных разновидностей игр, то этические игры вбирают в себя функциональные нагрузки многих других. Например, они и дидактические, потому что решают учебно-познавательные задачи. Они и деловые, так как предполагается этическая оценка, выбор действия и коллективный анализ. Они и общение, и упражнения в выполнении нравственных норм.

Этические игры могут быть компонентом беседы, «круглого стола», диспута и других разговорных форм. Они, несомненно, выполняют и практические, поведенческие функции, стимулируя школьников к активным ценностным действиям.

Рассмотрим группы этических игр.

Игра-драматизация по готовому тексту общеизвестна и проста. Воспитатель подбирает литературные тексты, затем проводятся небольшие репетиции. Текст должен быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую идею. Любой литературный материал разыгрывается в костюмах или знаках-символах (маска, шапочка, нагрудный рисунок).

Существует богатейший потенциал игр-драматизаций. Игровым решением этических миниатюр может быть драматизация по готовому тексту с введением персонажа «от автора». Возможны и другие варианты. Например, работая в малых инициативных группах, дети получают задание составить собственный сценарий игры-драматизации «по мотивам» (сказки, рассказа, притчи). Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный мини-спектакль. Игра по готовому опорному тексту также может стать результатом отрепетированного домашнего задания. При любом варианте должно быть сохранено главное — смысловая этическая нагрузка.

Игра-драматизация проблемно-поискового характера.

Разыгрываются ситуации разного уровня сложности, в которых дети должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

Пример. «Наши гости». При проведении этической беседы «Мы идем в гостя» организуются игры-упражнения: «Ждем гостей», «Гости пришли», «Угощаем», «Главное — чтобы всем было весело». Разыгрывание отдельных фрагментов темы с последующим обсуждением позволяет воспитателю фиксировать внимание на допущенных ошибках. Так, при обсуждении второго фрагмента дети, наблюдавшие игру, отметили, что неправильно были расставлены приборы: вилка должна быть слева, а нож справа; одна девочка, помешав чай, оставила в стакане ложку, так и пила, а хозяева слишком назойливо угощали — кушайте, попробуйте, это вкусно; весь разговор за столом сводился к еде; гостям было скучновато.

После анализа ошибок и дополнительных разъяснений, построенных на убедительных мотивировках, другой группе ребят предлагается разыграть эпизод не только правильно, но и обязательно творчески. В это время остальные участвуют в конкурсе «Кто самый доброжелательный?». По условиям конкурса самым доброжелательным считается тот, кто последним скажет в диалоге приятную добрую фразу.

Игра-пантомима с «обнажением» духовных состояний через роль и воображаемую ситуацию. Такая игра иллюстрирует ситуацию нравственного содержания, помогая ребятам эмоционально осознать, внутренне принять или осудить конкретную модель поведения. Например, одновременно с чтением стихотворения-описания (без прямой речи) ребята с помощью жестов, мимики, пантомимики показывают, что именно происходит, вызывая тем самым у присутствующих соответствующее нравственной идее оценочное отношение.

Когда речь идет о том, что «пионеру Николаю ехать очень хорошо»
(С. Михалков), а старушка ждет не дождется, когда ей уступят место, ребята разыгрывают такую сценку: Николай сидит у окна, отвернувшись от других пассажиров, и блаженно улыбается — ему ведь ехать «очень хорошо». Входит старушка в цветастом платочке с авоськой в руках. Смотрит на пассажиров с надеждой — кто же ей уступит место? Никто. Встала она около Николая, держится за поручень. Сгорбилась под тяжестью лет. Осуждающе смотрит на мальчика…

Это были живые картинки, сопровождающие текст стихотворения. Цель пантомимы — показать душевное состояние героев, вызвав у детей соответствующее нравственной идее чувство, отношение.

После стихотворения-пантомимы воспитатель создает ситуацию «приложения» к себе:

А если бы это была твоя бабушка?

Возможен и другой вариант игры-пантомимы, в «чистом» виде, то есть без текста.

Микрогруппы получают разные задания:

  • изобразить, как дети провинились и стараются загладить вину перед своей бабушкой;
  • изобразить, как двое поссорились, жалеют об этом и переживают.

Каждая группа сочиняет и разыгрывает сюжет, пользуясь очень выразительной мимикой, движениями, жестами; лучше — в музыкальном сопровождении (каждой группе — «свою» музыку). Пантомимы выполняют роль этических загадок, то есть ведется коллективный поиск ответа на вопрос. «О чем дети хотели рассказать?» После расшифровки группы получают задание «озвучить» пантомимы, то есть придумать короткий текст, «высвечивающий» нравственный смысл, а заодно дать ответы на поставленные в заданиях вопросы. Воспитатель одобряет все, даже не очень удачные варианты, углубляет этические представления детей и на правах старшего дает некоторые советы — о том, например, как помириться.

Игра-творчество. Ее специфика — в высокой «дозе» воссоединения с эмоционально-образным стимулом: дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют. При этом может использоваться фантазийный сказочный орнамент, в котором заключен нравственный подтекст. Роль воспитателя минимальна — он только подает идеи, применяя тонкие средства взаимодействия с детьми.

Сказочная феерия под девизом «Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». В сказке всегда добрые и злые герои; и добро, и зло выражается в их поступках.

Дети сочиняли сказки про Бабу-Ягу и злого Кощея. Они обвиняли их в жестокости, черствости, грубости и эгоизме, а также придумывали такие игровые ситуации, как явление Доброй Феи и Благородного Рыцаря. Эти персонажи символизировали доброжелательность, тактичность, чуткость.

Театрализация мультфильмов. Это деятельностная игра детей. Она выполняет несколько функций:

  • создает ситуации заинтересованного общения, потому что в театре заняты все дети группы;
  • в игре развивается фантазия, ибо дети дополняют известные сюжеты популярных мультфильмов;
  • наконец, дети испытывают положительные эмоции – чувство удовлетворенности и успеха, выступая со спектаклями перед родителями. Вместе с тем они самовыражаются и самоутверждаются, развивая свои творческие предрасположенности.

В заключение подам идеи возможного игрового сотворчества детей и воспитателя:

  • мини-спектакль по собственному сценарию;
  • сочинение и разыгрывание сказок на известные сюжеты с новым содержанием. Например, как Красная Шапочка победила злого волка благодаря знанию этикета; как дети смогли растопить сердце Снежной королевы; как заяц и волк стали большими друзьями; как Буратино попадал в трудные положения, выходом из которых было проявление воспитанности и такта.

Игра-ассоциация позволяет детям высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами.

Воспитатель, напевая известную детскую песенку «Точка, точка, запятая, минус — рожица кривая» и т.д., одновременно рисует крупным планом смешного человечка. А потом спрашивает, что можно о нем сказать. Ничего. Вопрос уточняется: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребятам предлагается «наградить» человечка такими качествами, благодаря которым его можно было бы назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (вежливый, добрый, приветливый и т.д.) воспитатель вокруг игрового человечка рисует длинные линии солнца. В каждую из них вписывается положительное качество. Так дети подводятся к мысли, что воспитанный человек – это солнышко для других людей — светит, греет, улыбается…

Цветовые ассоциации. Игра способствует более глубокому эмоциональному осознанию положительных и отрицательных качеств человека через ассоциативное цветовое восприятие. Дети получают примерно такие задания:

  • Если бы вам предложили раскрасить качества человека цветами радуги — какой цвет вы бы выбрали для скромности? Почему? (Для хвастовства — почему?)

Главное в этой игре выбор относительно точной ассоциации и её обоснование.

Игра-оценка как и предыдущая группа игр, основана на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.

Портреты-характеристики. Цель таких игр – обращенность растущего человека к внутренним, сущностным свойствам другого через специфические черты его внешней характеристики. В них развивается интерес к человеку как ценности, которой присуще своеобразие. Игры такого рода выполняют функции упражнений по человекознанию.

Их методика проста: ребятам предлагается портрет человека (картина, фотография) и дается такое, например, задание: «Посмотрите на этот портрет — каково ваше первое впечатление? А теперь внимательно вглядитесь в выражение лица этого человека. Обратите внимание на его одежду, на его позу. Что можно о нем сказать? Добрый он или злой?»

Затем дается небольшое время, включается тихая музыка, выслушиваются ответы, после чего воспитатель «расшифровывает» вопросы, ибо изначально он знал ответы на них, имея в виду конкретную личность.

«Давайте говорить друг другу комплименты» — игра для любого возраста. Дети садятся в круг, воспитатель вручает «волшебную палочку» рядом сидящему, он должен приветливо улыбнуться соседу справа и, назвав его по имени (а лучше в нежном, ласковом варианте — Витенька, Танечка), сказать комплимент. Желательно, чтобы другие ребята внутренне согласились с этим комплиментом: «Оленька, ты сегодня так хорошо выглядишь». — «Спасибо, Саша». Саша: «Витек, у тебя такое доброе лицо» и т.д.

Игры-соревнования проводятся в разных формах и в разных возрастных группах. Они могут выполнять функции стимулирования интереса детей к этическим проблемам.

Этический турнир — это всегда две или несколько команд, а также ведущий-воспитатель и жюри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *