Иисус, это кто?

Вопрос:

Почему в Православии утверждается, что Иисус — является Господом. Тогда, как в Библии об этом нет ни слова. В своих проповедях, Он говорил, молитесь Господу Моему и Вашему.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Автор письма касается краеугольной истины православного богословия: Иисус Христос – Бог. Вопрос о Божестве Спасителя в истории Церкви являлся центральным в споре с представителями некоторых еретических течений. Самая тяжелая борьба проходила в 4-м веке с арианами. Церковный организм с помощью Божией справился с этой опасной болезнью. Православие отстояли великие защитники истины: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Осия Кордувийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др. Сейчас сомнения исходят от представителей некоторых сект и ислама. Вопрос этот воспроизводится регулярно с удручающим однообразием. По формулировкам и тону легко узнать, откуда он пришел. Можно перефразировать пословицу: «Задай мне вопрос, и я скажу кто ты». В основе сомнений лежат основополагающие ошибки веры. Одна из главных – неспособность вместить в узкое и искаженное религиозное сознание учение о Пресвятой Троице. А дальше рождаются и другие заблуждения. Итогом является буквализм. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение прикрывается авторитетом Священного Писания. Суть буквализма предельно проста: человек находит слова и выражения, которые ему выгодны и которые, как ему кажется, «подтверждают» его взгляды. Сложился устойчивый набор цитат, который можно назвать золотым фондом современного буквализма: написано «не делай изображений», а вы, православные, делаете иконы; сказано никого не называй отцом, а у вас в храме каждый второй – отец; сказано «не убивай», а вы благословляете воинов и молебны служите и т.д. Буквализм проявляется и в отрицании Божества Иисуса. Используется несколько мест, где Иисус называет Отца Своим Богом: «Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17). Давайте разрешим принципиальный вопрос: почему Спаситель называет Отца Своим Богом? Потому, что Он воплотился и стал человеком: «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:6-7). После Боговоплощения Иисус Христос имеет две природы и две воли. Приняв на Себя грехи всех людей, пострадав за них до смерти, Спаситель, естественно, называет Отца Богом, а Себя Сыном Человеческим: «Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Бог не ест, а Иисус ел (Мф.11:19), Бог не может умереть и воскреснуть, а Иисус пострадал на Кресте и восстал из гроба. Здесь он действовал по своему человечеству. Совершенно очевидно, что пока Иисус исполнял эту великую Миссию, Он называл Богом не Себя, а Отца, Который Его послал: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин.8:42).

Теперь поставим другой принципиальный вопрос: есть ли в Новом Завете свидетельства тому, что Иисус Христос есть Бог. Множество! Начнем с Евангелия. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). В тексте Слово (Логос) прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Возражение, которое обычно делают на это место очень слабое. Говорят: Феос стоит без артикля и потому, мол, говорится не о личностном Боге. Но ведь и в 6-м стихе этой главы: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (1:6), в греческом тексте перед Феос тоже нет артикля. А речь идет личностном Боге. Приведем другие свидетельства. Апостол и евангелист Марк назвал Иисуса Сыном Божиим: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). А св. апостол Павел пишет: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) — Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Всех отрицающих Божество Иисуса Христа прошу несколько раз перечитать приведенные места из Священного Писания. Можно указать и другие, но и приведенных мест достаточно.

Как избавиться от заблуждений? Надо оставить начетничество. Воспринять Евангелие просто и с любовь как Книгу вечной жизни и тогда сердце раскроется для принятия Господа нашего Иисуса Христа как своего Бога и Спасителя: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10:9).

Jesus raised Lazarus from the grave. 

Иисус поднял Лазаря из могилы. ☰

with the cross of Jesus marching on before 

с крестом Христовым впереди (строка из гимна методистов) ☰

Jesus was transfigured after his resurrection. 

После своего воскресения Иисус преобразился. ☰

Christians believe in the divinity of Jesus Christ. 

Христиане верят в божественное начало Иисуса Христа. ☰

She had a vision in which Jesus appeared before her. 

У неё было видение, в котором ей явился Иисус. ☰

The Pope pretends to be Vicar of Jesus Christ on Earth. 

Папа считается наместником Иисуса Христа на земле. ☰

Christians refer to the mother of Jesus as the Virgin Mary. 

Христиане называют мать Иисуса Христа Девой Марией. ☰

The children were acting out the story of the birth of Jesus. 

Дети разыгрывали историю о рождении Иисуса. ☰

a Christian clergyman with a very heterodox opinion on the divinity of Jesus 

христианский священник с очень неортодоксальным взглядом на божественность Иисуса ☰

The Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints is popularly known as the Mormon Church. 

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней широко известна как Церковь мормонов. ☰

Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?

Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?

Филипп Байдалинов

Наши оппоненты часто обвиняют христиан в непоследовательности. Они говорят: «Вы сами не знаете, во что верите! Вы даже не можете сказать, является ли для вас Иисус Христос Богом или Сыном Божиим!». Подобное обвинение уже само по себе показывает незнание вашим собеседником азов христианской веры. В данной статье мы ответим на этот вопрос с помощью двухтысячелетнего учения Святой Православной Церкви, выраженного в Священном Писании, постановлениях семи Вселенских Соборов и Согласии Отцов Церкви (Consensus patrum) .
Итак, кем же на самом деле является Спаситель? Из Священного Писания мы знаем, что две тысячи лет назад точно такой же вопрос задал апостолам Сам Господь Иисус Христос:
● «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Св. Евангелие от Матфея 16:14-18).
Примечательно, что из всех приведенных вариантов Господь принимает лишь тот, который предлагает Ему апостол Петр. Он как бы говорит Петру: «Ошибаются те, кто считает Меня Иоанном Крестителем. Ошибаются те, кто считает меня Илией или Иеремией. Ошибаются и те, кто считает меня одним из пророков. Но ты, Симон, сын Ионин, не ошибаешься, называя Меня Сыном Божиим, и на камне этой веры я воздвигну Церковь Свою, которую не одолеют врата ада». Какие сильные слова! Христос не оставляет никакого шанса критикам христианства, отвергающим Его Божественное достоинство, ибо мнение, согласно которому Спаситель является лишь «одним из пророков” отвергается Им как ложное.
«Но ведь Сын Божий — это еще не Бог!» — скажут наши оппоненты — «Сынами Божиими называются в Писании многие праведники и пророки! Вот если бы Иисуса назвали Богом, то Он обязательно отвергнул бы подобное заблуждение!». К сожалению, наши критики вновь заблуждаются. В одной из других статей мы уже рассматривали уникальность Божественного Сыновства Спасителя , поэтому сейчас нам достаточно будет открыть другое место в Евангелии, в котором апостол Фома называет Христа своим Господом и Богом:
● «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Св. Евангелие от Иоанна 20:26-29).
Знаменательно, что Христос не только не опровергает Фому, как, например, поступили в похожей ситуации апостолы Павел и Варнава (Деяния 14:15), но наоборот, признает его исповедование за символ веры (стих 29-й). Какие еще доказательства нужны нашим оппонентам? Совершенно очевидно, что только христианство соответствует учению Христа и только Православная Церковь является той самой созданной Им Церковью, которую не одолеют врата ада.

Таким образом, мы можем подвести небольшой итог. Господь Иисус Христос — это Воплощенный Бог (Деяния Святых Апостолов 20:28), имеющий в Себе две природы:
→ 1) Вечную божественную (бессмертную, нематериальную, вездесущую, всемогущую) по которой Он един с Отцом и Духом Святым;
→ 2) Человеческую, воспринятую Им две тысячи лет назад (От Иоанна 1:1-18; Филиппийцам 2:6-8; Римлянам 9:4-5).
Ввиду того, что Спаситель имеет и всегда имел (!) Божественную природу, единую для всех трех Лиц Пресвятой Троицы, Он и является Богом.
* * *
Кто-то, возможно, спросит нас: «Но как же Христос может быть одновременно и Богом, и Сыном Божиим? Разве это не парадокс? Что именно понимают христиане, называя Спасителя Сыном Бога Живаго?».
Называя Христа Сыном Божиим, мы указываем на Его предвечное рождение от Бога Отца, первой Ипостаси Пресвятой Троицы. Рождение это не следует понимать в человеческом, физическом смысле; Святые Отцы сравнивали его с «рождением» света от солнца . Бог Сын рождается у Бога Отца предвечно (т.е. вне времени), а следовательно, данный «процесс» никогда не начинался и никогда не закончится, ибо пребывая вне времени, Господь не меняется. Синонимом «Сыну» может служить термин «Слово». ‘Богом Словом’ Христа называет Апостол Иоанн Богослов (Св. Евангелие от Иоанна 1:1-14; 1 Послание Иоанна 1:1). Можем ли мы представить себе Бога бессловесным? Мог ли Он существовать без Своего Слова? Разумеется, нет! С Ним всегда было Его Слово, Которое, к тому же, не могло быть сотворено, т.к. если Бог никогда не был бессловесен, то это значит, что Его Слово также является несотворённым и вечным. Следовательно, Господь Иисус Христос, являющийся вечным Сыном Божим, Словом Богом Отца, не может быть сотворен.
Следует также помнить, что по естественным законам нашего мира сыновья и отцы всегда имеют единую природу (к примеру, от человека всегда рождается именно человек), поэтому термин ‘Сын Божий’ так же указывает на наличие единой божественной природы в Боге Сыне и Боге Отце.
К сожалению, для многих мусульман термин ‘Сын Божий’ означает, что Христос СТАЛ Божиим Сыном, родившись у Приснодевы Марии и не имея земного отца. В таких случаях мусульмане говорят: «Но как же Адам? У него ведь даже матери земной не было! Почему же вы не считаете его богом?». Подобное толкование некорректно, т.к. Сыном Божиим Спаситель являлся всегда, даже до сотворения всего сущего. Вот уже две тысячи лет христиане исповедуют во Христе два рождения :
→ 1) Предвечное, безвременное, бестелесное;
→ 2) Рождение от Приснодевы Марии по человеческой природе, воспринятой Богом-Словом две тысячи лет назад.
Когда мы говорим, что Христос родился на земле, то имеем в виду второе рождение, но когда речь идет о Нем как Сыне Божием, то подразумевается рождение первое.

* * *
В заключение хотелось бы привести цитату Святителя Симеона Фессалоникийского, известного православного богослова и литургиста, жившего в XV столетии. Когда до него дошли слухи, что приверженцы ислама обвиняют христиан в приписывании Богу «Сына и (sic!) жены”, святитель ответил им так:
● «Проповедуем же мы самого Сына Божия, не телесно рождённого; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые , будучи лишь плотскими, и как бессловесные животные грубые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума, и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего» .

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ И ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Принцип «Согласия Отцов», Consensus patrum.

http://azbyka.ru/dictionary/17/consensus.shtml

Статья «Сын Божий — это метафора?»

http://vk.com/topic-21081640_23390788

Святитель Григорий Палама: «Бог имеет Слово и Дух не так, как мы имеем их, исчезающими в воздухе, но /имеет Слово и Дух/ Божественным образом. Например, сияние солнца рождается из него, и луч происходит от него и нисходит на нас и никогда не сияние, ни луч не разлучаются с диском – потому мы, если называем их «солнце», то не говорим, что каждый из них отличен друг от друга – точно также, когда мы говорим, что Слово Божие, и Святый Дух тоже, есть Бог, мы не исповедуем другого Бога, но только Единого, Который познаём сущим без начала и конца, с совечными Ему Словом и Духом.»

«Диспут с хионами», http://mission-center.com/islams/palama2.htm

2-й Анафематизм 5-ого Вселенского Собора против «Трех Глав»: «Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее: тот да будет анафема.»

http://www.pravenc.ru/text/155498.html#part_20

Свт. Симеон Фессалоникийский,»Послание в поддержку благочестия, против Агарян», 7.

http://azbyka.ru/otechnik/?Simeon_Solunskij/agar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *