Иисус Христос о детях

Будьте как дети

Роберт Дункан. «Добрый дедушка-снеговик». 1952.

Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.

Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.

В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).

Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.

Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям

Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.

Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.

Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.

Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели

Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится , как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.

Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.

Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ И ИИСУС ХРИСТОС НА МОРЕ

В стране, где жил и учил Иисус Христос, были реки и большие озера. Многие жители занимались там рыбной ловлей.

Ученики Иисуса Христа также были большей частью рыбаки, и Самому Иисусу часто приходилось плавать по водам.

Однажды апостолы целую ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Наутро Господь, желая вознаградить бедных рыбаков за труд, сказал им:

– Закиньте сеть.

Но ученики отвечали:

– Учитель, мы трудились целую ночь и ничего не поймали, но, по слову Твоему, закинем сеть.

И вот рыбы поймалось столько, что ею наполнили две лодки до верха. Один из учеников Господа, удивленный этим чудом, сказал Ему:

– Господи, уйди от меня: я грешный человек и недостоин быть с Тобой.

Иисус Христос, успокаивая его, отвечал:

– Не бойся, иди за Мной и помогай учить людей.

В другой раз Иисус Христос плыл в лодке с учениками. Он очень устал, лег на дно лодки и уснул. В это время поднялась сильная буря. Ветер изорвал парус, волны хлестали через борт лодки, и сделалось темно. Апостолы растерялись и не знали, что делать. В испуге они разбудили Иисуса Христа и сказали:

– Учитель, спаси нас, мы погибаем!

Иисус встал и сказал им:

– Чего вы испугались, маловеры?

Потом, обращаясь к буре, приказал:

– Умолкни, перестань!

Ветер тотчас перестал дуть, и волны улеглись. Ученики удивлялись и говорили:

– Кто же это, что Ему повинуются и море, и ветер?

Был и другой, подобный этому случай. Однажды Господь велел ученикам плыть в лодке на другую сторону большого озера, а Сам пошел на уединенную гору помолиться. Ученики отправились. Ночью в пути их застала буря. В это время Господь пошел к ученикам по водам.

Если бы мы с вами, дети, вздумали ходить по водам, то сейчас бы утонули. Но Господь Иисус мог это сделать. Ученики, увидев человека, идущего по волнам, испугались и думали, что это призрак. Но Господь успокоил их, сказав:

– Это Я, не бойтесь!

Апостол Петр сказал Ему:

– Господи, позволь мне идти к Тебе по водам.

Иисус Христос сказал:

– Иди.

Петр пошел, но, сделав несколько шагов, испугался и начал тонуть. Тогда Господь подал ему руку и спас его.

Все ученики видели это чудесное хождение по волнам и сказали Иисусу Христу:

– Воистину Ты Сын Божий!

Когда однажды Иисус Христос переплыл на другую сторону реки Иордана, Его тотчас окружило множество людей.

Особенно между ними было много женщин с детьми. Они хотели подвести их к Иисусу Христу, чтобы Он благословил их.

Ученики Христа увидели это и, зная, что Учитель утомлен, сказали им.

Но Иисус Христос очень любил детей. Он услышал эти слова и сказал апостолам:

– Не мешайте деткам приходить ко Мне! Разве вы не знаете, что только ради них Мой Отец устроил Небесное Царство!

Тогда дети с радостным лепетом окружили Господа и целовали Его руки. Добрый Спаситель кротко улыбался им, гладил рукою их головки и благословил их. Матери со слезами глядели на это и благодарили и молились доброму Иисусу Христу.

– Не ходите, дайте Учителю отдых!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Христос и Дети.

При чтении Евангелия нас поражает одна его особенность: евангелисты ничего не подчеркивают, ни на что не указывают с нарочитостью, даже о самом чудесном и необычайном говорят просто и спокойно. Какое-то эпическое безстрастие исходит со страниц Евангелия.

И несмотря на это многия страницы Евангелия глубоко трогают нас. Это прежде всего те, в которых передано, хотя бы несколькими словами, отношение Христа-Спасителя к детям и грешникам. Господь как будто любит только крайности — чистых и падших, невинных и грешников; любит чистых и тех, которые должны очиститься; чистых — за благоухание их невинности, падших — за тоску о потерянной чистой, за жажду очищения.

Свою любовь к детям Спаситель выражал великой нежностью, а к грешникам — великим сожалением. Он приходил в восторг, когда гладил головку ребенка, доверчиво склонившегося к Нему на колени, но не смущался и от прикосновения надушенных волос блудницы. Она в тот миг, когда отирала своими волосами с ног Учителя свои слезы, была так же чиста, как ребенок, еще не знающий никакой скверны.

Любит Господь детскую чистоту до того, что за соблазн одного из малых сих угрожает потоплением в пучине морской. И эту любовь чувствуют не только дети, но и их матери. Оне подносили ко Христу своих детей, чтобы Он только прикоснулся к ним. Мать двух апостолов, Иакова и Иоанна, просила Господа однажды уделить ея детям лучшие места в будущем царстве, — и заслужила упрек. Но те матери, что не искали для своих детей ничего, кроме прикосновения, не просили ничего, кроме благословения, были уте-шены: они услышали радостное провозвестие: “Таковых есть Царствие Божие.” “Истинно говорю вам, провозгласил тогда Спаситель, если кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.”

Ученикам Христовым, недавним рыбакам, уже оставившим свои сети, но еще не отрешившимся от практического взгляда на всякое явление, казалось напрасной тратой времени это общение Христа с детьми, которые еще не были в состоянии понимать слова Его и которые еще не имели нужды в прощении. Апостолы еще не научились ценить детскую чистоту и видеть в ней залог святости, основание для будущего духовного совершенства. И потому они препятствовали детям приближаться ко Христу. Тогда Учитель, поставив ребенка среди них и обняв его, сказал им: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не сделаетесь, как эти маленькие дети, вы не войдете в Царство небесное. И всякий, кто примет одного из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня” (Марк. 9:36-37).

Во времена дохристианские ребенок — полная собственность родителей; ребенок должен был смотреть на старших, как на пример для себя, и во всем подражать им. Ни в иудействе, ни в язычестве не нашлось никого, кто бы заметил совершенство детской души, указал на него и научил ценить. Детям оставалось нести тяготу своего возраста до возмужалости.

Но вот приходит Христос Спаситель — и роли переменились! Отныне взрослые должны брать детей за образец для себя: “Если не обратитесь и не станете, как дети, не сможете войти в Царство небесное!” В царстве чистоты и целомудрия — детям первое место. Деятельная, творческая зрелость; умудренная опытом жизни старость мало значат в очах Христовых, если нет в них детской простоты и незлобия, какого-то непосредственного чутья правды, если нет в них юношеского порыва к свету истины. Человек, который думает, что он достиг полунаго развития своих сил, который считает, что он близок к совершенству, и уже ничего не ищет и ни к чему не стремится, — как только подумает о Царстве Божием, как только вспомнит, что оно и для него приготовлено, так тотчас позавидует ребенку, о котором Спаситель сказал, что таковых есть Царство Божие.

Однажды Христос воскликнул: “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам” (Матф. 11:25).

Мудрые горды своею мудростью: они думают, что знают все. Разумные ослеплены своею собственною интеллигентностью: они считают, что все можно понять и все объяснить при свете собственного разума. В откровении с неба, в мудрости Христовой они не чувствуют нужды. Если бы она была им дана, они отнеслись бы к ней с пренебрежением. И потому мудрость Христова открывается младенцам и состоит из чистоты, смирения и милосердия. Но с возрастом человек теряет чистоту, становится гордым, делается эгоистом, научается любить только себя. С каждым днем он уходит все дальше и дальше от Царствия Божия, которое было так близко к нему в дни его юности. Чтобы возвратить нашей душе потерянный рай, мы должны стать, как дети — чисты и целомудренны, смиренны и милосердны.

Христу дорог каждый человек — и ребенок, и старец, и юноша, и отец семейства, и праведник, и грешница! Он не гнушается Симоном прокаженным, Он принимает угощение у Закхея-мытаря, Он любит бывать у Марфы и Марии. Он жалел всех и в душе каждого старался пробудить жажду спасения. Этим полны страницы Евангелия, Но во всем Евангелии всего лишь один раз сказано, что Он протянул руки для объятий. Это — когда Христос обнял ребенка! И только один раз сказано, что Христос полюбил. Это о богатом юноше, который с детства хранил заповеди Божии (Марк. 10:21).

Данная статья взята из книги протоиерея Виктора Ильенко.

Slavic Baptists

(Ев. Луки 2, 22 — 35).

В Евангелии от Луки мы находим несколько повествований, которых мы не найдем в остальных трех Евангелиях. Такими повествованиями являются, например, повествование о Захарии и Елисавете, о благовещении Деве Марии, о явлении ангелов пастухам на полях Вифлеема, Об обращении Закхея, о встрече воскресшего Христа с учениками, шедшими в Еммаус, а также повествование о Симеоне и Анне.

Что же мы читаем о Симеоне в Евангелии от Луки? «Тогда был в Иерусалиме человек именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем». Нас должно радовать, что среди глубочайшей духовной тьмы, которая царила в израильском народе в дни, когда родился Христос, были некоторые очень яркие светильники, и к числу их принадлежали Симеон и Анна. Самая густая духовная тьма царила в Иерусалиме, несмотря на то, что там находилась величайшая святыня Израиля — храм.

На простую, детскую веру Авраама Нагромоздили «заповедь на заповедь», «правило на правило», «установление на установление». И все это было человеческим нагромождением.

В истории человечества не было такого времени, чтобы у нашего Господа не было на земле ярких светильников, сияющих в темном месте, чтобы у Него не было живых свидетелей о Его святости, могуществе и любви.

Мы все знаем очень темное место на земле: это Содом и Гоморра. Но там был светильник у Господа: это праведный Лот. Мы любим называть его плохим светильником, но Слово Божье говорит о праведности его души. Прочтем 2 Петра 2, 6 — 8: «И если города Содомские и Гоморские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)».

Возьмем дом царя Ахава и его нечестивой жены Иезавели — разве это не темное место? Но и в этом темном месте сиял светильник Божий — пророк Авдий.

Возьмем Вавилон — разве не сияли здесь ярким светом чудные светильники Господни: Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго? А разве в темную духовную ночь «зверя» не будут сиять ярко два свидетеля Христа, о которых сказано в 11-й главе Откровения?

Да, праведные и благочестивые, исполненные Духом Святым симеоны были на земле и будут на земле всегда, и чем темнее духовная ночь, тем ярче сиял и будет сиять свет их духовный.

Прислушаемся теперь к словам старца Симеона, когда он взял Младенца Иисуса на руки: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов». Вот единственный путь, чтобы потерять страх перед смертью и чтобы покинуть этот мир с миром: увидеть спасение Божье во Христе Иисусе. Апостол Павел, увидев это спасение, то есть познав Христа как Спасителя, тоже потерял страх перед смертью и назвал смерть даже приобретением. Вот его слова. «Жизнь для меня — Христос, и смерть — приобретение» (Филип. 1, 21). А почему приобретение? Потому что умереть для верующего означает: «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1, 23). Некоторые хотят умереть, но почему? Потому что они устали нести свой крест — болезнь, семейные неурядицы, особо тяжелые психические травмы и так далее. Но совсем другое дело взгляд на смерть апостола Павла: «Имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом». С точки зрения такого желания смерть действительно приобретение.

Какое удивительное свидетельство о Христе слышим мы из уст Симеона. Христос, говорит Симеон, это «свет к просвещению язычников и слава Израиля».

«Свет к просвещению язычников»! Да, языческий мир находился в ужасающей тьме. Он поклонялся «изделию рук своих». И Греция, и Рим, и весь прочий языческий мир — лежали в глубокой духовной тьме, и в этой тьме они томились по свету, по истинному свету. Но где взойдет для них этот свет? Среди бесчисленных своих жертвенников мертвым богам и разным изделиям рук своих они имели и жертвенники «неведомому Богу». Но как узнать этого «неведомого Бога»? И вот свет пришел в лице Иисуса Христа. И вот «неведомый Бог» пришел на землю в лице Иисуса Христа. И евангельская весть вскоре зазвучала по всему языческому миру, весть о Христе — спасении и свете мира.

«Слава Израиля» — но, увы, Израиль отвернулся, сознательно отвернулся от этой славы во Христе, отказавшись от Него, своего Мессии, и впал в бесславие у всех народов мира. Но Израиль отвернулся от Христа только на время. Слово Божье говорит, что придет время, когда он повернется ко Христу и Христос станет «Славой Израиля». Прочтем Римл. 11, 25 — 26: «Не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова».

Прислушаемся также к пророческим словам Симеона о нашем Господе Иисусе Христе: вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий»

Образ Иисусу с младенцем на руках

Елена sonya78, 19.01.2011

В этом сне я на огромных зеленых лугах пасла оленей. Неподалеку стояла лавка со свякой мелочью и я пошла туда купить подарок мужу. Среди всего прочего там продавались серебряные иконки на цепочках. Их было 3. На одной была изображена Божья матерь с младенцем на руках, а на остальных Иисус с тем же младенцем. И по размеру они были разные. Я выбрала самую большую с изображением Иисуса с младенцем. Еще купила мужу кольцо, но какое не помню. Потом настало время трапезы и я пошла к столу, который был накрыт прямо на улице. За этим столом ели стоя я и моя тетя. Затем она послала меня к другому пастуху оленей для того, чтобы я что-то у него спросила и я ушла. Прихожу к брату, а у него тоже накрыт стол и он он один стоя ест. Я с ним начала разговаривать и присоединилась к трапезе. Его стол был побогаче. Затем он меня послал к какому-то человеку так-же для разговора. Я спустилась под горку, а там стоял третий стол и за ним так же стоял один незнакомый мне человек и трапезничал. Его стол был самым вкусным. И у его стола я ела сидя. Только у него были лавки. За этим столом я ела торопливо, почему-то боялась, что брат может обидеться, что я не с его стола ем. Затем поспешно встала и уже собралась вернуться к второму столу как меня разбудили и я так и не досмотрела что было дальше. Еще брат меня постоянно нахваливал и говорит, что все вокруг нахваливали за то, как я пасу стада оленей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *