Иисус Христос по национальности

Цитата сообщения комбатант Какой «национальности» был Иисус Христос?

Такова-жизнь писала: Воскресенье, 26 Декабря 2010 г. 20:20

Не пойму, отчего все на евреев ополчились, ведь Иисус Христос тоже принадлежал к этой нации, и апостолы тоже. Это же Богом избранный народ…

комбатант отвечает Понедельник, 27 Декабря 2010 г. 04:40

— строго говоря, Иисус Христос НЕ БЫЛ ЕВРЕЕМ!!!
Поясню. На примере Ветхого Завета можно видеть, что национальность в ветхозаветном еврействе передавалась ПО ОТЦУ, а не как ныне у (нью)иудеев — по матери. Сравните:
«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;” (Матф.1:2). Продолжая излагать родословие Иисуса Христа, Матфей последовательно перечисляет во 2-м стихе тех предков Спасителя, которым Бог пообещал, что от их потомков родится Мессия, Спаситель мира.
Об Аврааме, как о прародителе еврейского народа Библия говорит. «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли” (Быт.18:18). Библия поясняет что Авраам удостоился такой чести за Богопочитание и за послушание Богу. «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего” (Быт.22:18). (ссылка http://blagovest.al.lg.ua/9808/05.html)
Проще говоря, по определению национальности ПО отцу, Иисус Христос ВНЕнационален. Потому что по Отцу (условно — с маленькой буквы) Он Бог.
И только для полноты Истины, ИМХО, по рождению от еврейки иудейского закона Марии Иисус Христос как Богочеловек может считаться евреем в современном толковании (нью)иудаизма.
Аналогию такой полноты и гармонии Божьей можно видеть как при зарождении человека (Бог создал Адама, но от него — мужа, была рождена жена — из его ребра), так и при втором рождении человечества — Рождестве Спасителя, когда от жены (девы Марии) рождается муж (Богочеловек Иисус Христос). И в крещении во Имя Которого падший человек рождается для жизни вечной.<…>

Ответ комбатанту:

Понедельник, 27 Декабря 2010 г. 09:42

комбатант , Вы все верно написали. Только блж. Феофилакт Болгарский пишет, что Господь наш был от иудеев по плоти: «Можно под «спасением» разуметь и Самого Господа, который по плоти был от иудеев».

+ + +

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Какой «национальности» был Иисус Христос?

На эту тему порою разгораются жаркие споры. Например, на форуме диакона Андрея Кураева таковая дискуссия была начата с утверждения «Христос по национальности Еврей» проповедью епископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Да смолкнут уста нечестивые!» из книги «Благодатный жар покаяния»:

… Недавно с крайним удивлением я услышал, что слова мои о Пресвятой Богородице в одной из проповедей моих, в которой я сказал, что Она была еврейкой, весьма неприятно поразили некоторых из вас… Говорят они: «Как, и Иисус Христос был евреем?! Что же, мы, значит, покланяемся распятому на Кресте еврею!?»
О, Господи мой, Господи! Как поразили меня эти безумные слова, это полное незнание священной истории, это нечестивое рассуждение. Неужели вы не знаете, что праотец наш Авраам был родоначальником народа израильского, т.е. народа еврейского! Неужели не знаете вы, что все пророки святые были евреями? Неужели никогда не читали в послании святого апостола Павла к евреям такие слова: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»? Что такое колено Иудино? Колено Иудино — одно из 12 колен, из 12 родов, на которые делился народ израильский, народ еврейский.
Так что же, что Христос был еврей, некоторым неприятно. Почему это может быть неприятно? Почему может быть неприятен тот народ, который был избран Богом, отмечен Богом, почему? Потому, что у нас еще держатся застарелые антипатии к евреям. Так надо вырвать с корнем эту антипатию. Если это Богом избранный народ, то мы должны относиться к нему с глубоким уважением, с любовью.
Ведь христианство началось из недр народа еврейского, первые христиане были все евреями. Не должны ли мы поэтому любить тот народ, из которого воссиял Христос, из которого приняло начало и христианство наше?..
Да смолкнут же уста нечестивые, смеющие говорить грубые издевающиеся над Христом слова, о которых сказал я: «Неужели мы поклоняемся распятому на кресте Еврею?!» Да, будем, будем поклоняться, ибо этот еврей был Сын Божий…». (1947)

Такая аргументация епископа Луки нам кажется не вполне уместной, тем более как аргумент против т.н. «антисемитизма».

Поскольку еврейская национальность зарекомендовала себя в последние две тысячи лет во всех народах не лучшим образом, то принадлежность к ней мало кому кажется приятной. Было бы наоборот – соперничали бы за честь принадлежать к еврейству. Это главная причина данного спора. Поэтому язычники-юдофобы, желая уязвить русских православных христиан, называют Христа «евреем». Некоторые христиане-юдофобы по той же причине горячо отрицают это, приводя аргументы, что Богородица и Иисус были галилеянинами, Христос говорил на арамейском языке, черты лица у него арийские, как и обнаруженная на Плащанице группа крови, и т.п.

Однако дело, нам кажется, совсем не в этом. Несомненно, что Сын Божий воплотился в избранном (точнее: созданном) для этого еврейском народе, в его лучшей и чистой малой части – в Ветхозаветной Церкви, в потомстве Царя Давида (и Иосиф Обручник, и Пречистая Богоматерь происходили из этого рода). То, что Мессия воплотился именно в этом центральном народе истории, которому было дано такое обетование Самим Богом, но он отказался от этого избранничества – в этом духовная логика всего Священного Писания, смысла истории, трагедии богоизбранного народа, предпочевшего избрать себе иного «отца» и стать сатаноизбранным для сатанизации и разрушения мiра. В великом призвании и великом падении богоизбранного народа – стержень драмы человеческой истории. Тот, кто отрицает первоначальную богоизбранность евреев, – не способен понять смысл истории, завершающейся на наших глазах так, как описано в Апокалипсисе.

Однако придало ли это воплощение «национальность» Сыну Божию на время Его земной жизни? С одной стороны – да, потому что Он обрел человеческую плоть от еврейской Девы (и у Нее, Чистейшего Сосуда, вместившего Бога, не было никаких причин стыдиться своего еврейства, наоборот: тогда благочестивое еврейство, иудейство, было полной противоположностью нынешнему талмудическому). В этой плоти Христос общался с еврейским народом, проповедовал среди него, страдал, был распят этим народом по наущению его вождей.

Но с другой стороны, в символе веры о Христе говорится: «И во единаго Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век». Можно ли говорить, что Сын Божий был рожден с какой-то человеческой национальностью, если Он был рожден Богом Отцом и существовал еще прежде начала времени, до создания земли и человечества, и до появления еврейского народа? Далее в символе веры говорится: «и воплотившагося от Духа Свята и вочеловечшася». То есть в Богородице Марии Он потом вочеловечился, не сказано «воевреился» только для евреев. Так что, говоря о Рождестве Христовом, мы имеем в виду его Воплощение в человеческом облике для всех людей, а не для освящения еврейской крови и плоти как безгрешных на все времена. Да и плоть еврейского народа ведь тоже не изначально была «еврейской» (она создана Богом в Адаме, от которого имеют свою плоть все народы), то есть эта плоть изначально создана всечеловеческой, и стала называться «еврейской» с Авраама.

Так стал ли воплотившийся Христос именно «евреем» – или же просто вочеловечился в еврействе? Ведь Он не перестал быть Сыном Божиим, «рожденным прежде всех век», и пришел Он в мір для всего человечества, а не только для еврейского народа – это было лишь место пришествия. Его при этом приветствовали волхвы-неевреи, а еврейские вожди обрекли на распятие. Христианство было воспринято в основном иафетическими (европейскими) народами, а не евреями. Поэтому называть Христа «евреем» по крови в целях национального возвеличивания еврейства – значит неподобающе умалять предвечное Богочеловечество Сына Божия (для искупления людей из всех народов). Тем более, что ныне слово «еврей» имеет несколько оттенков смысла, и не подобает втискивать Христа-Спасителя сегодня – неважно в каких целях: филосемитских или «антисемитских» – в плотские рамки того ныне духовно переродившегося, обуянного национальной гордыней племени, которое само отказалось считать Его Своим Мессией.

И неужели, вознесшись на Небо, Сын Божий забрал с собой и «национальность», в которой временно действовал в земной жизни для спасения всех людей? Нуждается ли Он в ней (кровной национальности духовно переродившегося бывшего богоизбранного народа, ставшего сатаноизбранным), сидя на Небесех одесную от Своего Отца? Нуждается ли в какой бы то ни было «национальности» Сам Бог Отец, которого иудеи и жидовствующие тоже часто пытаются национализировать термином «еврейский Бог»? Бог существовал вечно, еще до появления евреев, и истинные дети Его – во всех народах, а не только в еврейском. Делается это иудеями с целью объявить «богохульной» любую критику любого еврейства, в том числе антихристианского жидовства со всеми его преступлениями.

Тем более что о «национальности» избранного народа сказано апостолом Павлом: «Не все дети Авраама, которые от семени его… То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети по обетованию признаются за семя» (Рим. 9:7–8). «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Так что пора неоязычникам прекратить талдычить нам о «преклонении христиан перед еврейским Израилем». Наш Израиль – это новый народ Божий: Церковь. – Это и есть подлинная «национальность» Христа: Он по земной Своей природе – Всечеловек.

Михаил Викторович НАЗАРОВ,

православный писатель, публицист,

основатель издательства «Русская идея»

+ + +

7 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

7 возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя.

8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

8 Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли.

9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

9 Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их».

Церковь почитает святых Иоакима и Анну — это праведные богоотцы, то есть прославленные в чине святых родители Самой Пресвятой Матери Божией. Они — дедушка и бабушка Иисуса Христа. Благодаря их терпению и молитвам Бог избрал их для рождения Матери Сына Своего, Иисуса Христа, на Землю.

Деторождение в ветхозаветные времена считалось в иудейском обществе важнейшим признаком благословения семьи Богом — а все потому, что Господь через пророков долгие века обещал людям, что в свое время родится среди иудейского народа Сын Божий, Христос, который возьмет на Себя грехи мира и вновь откроет людям двери в рай. Однако многие люди, в силу испорченности своей природы и стадного инстинкта, превратно истолковали это пророчество: в иудейском обществе часто поносили тех, кто не имел детей, ведь они лишались возможности родить Мессию и получить особое Господне благословение. Рождение детей было долгом каждого правоверного иудея. Больше того, было принято, что муж может развестись с женой и искать мать для будущего потомства, всегда якобы виновна в бездетности была женщина. А если семья сохранялась, но дети не рождались, люди насмехались над обоими супругами, говоря, что только грешники не имеют детей и подозревая совершенные ими страшные тайные преступления.

Однако Бог обличил этот неправедный обычай и благословил рождение Матери Господа Христа именно у людей, которые долго не могли зачать ребенка, но при этом искренне любили друг друга, с терпением ожидали зачатия и смиренно переносили обиды и насмешки.

Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: четыре Евангелия писали апостолы Христовы и сами же соборно изучали их на предмет истинности, соответствия событиям. Некоторые книги, также называемые евангелиями, не прошли проверку полностью и не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена Церковью и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.

Святой Иоаким происходил из рода царя Давида (сохранилось имя его отца, прадедушки Иисуса Христа — Варпафир), а Анна — из благословленных Богом в ветхозаветные времена родов Левия и Иуды (левитов и иудеев, по которым был назван весь народ), имя ее отца — Матфан. Жили они в области Галилея, в Назарете — там, где впоследствии вырос Господь Иисус Христос, Которого иудеи называли Назарянином и Галилеянином. Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость.

Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм. Поскольку в те времена многие люди знали об обстоятельствах жизни друг друга, даже там первосвященнику было известно о бездетности пары будущих богоотцов. Глава Иерусалимского храма, первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка. И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие. После вести о грядущей радости они встретились по благословению Архангела в Иерусалиме. Этот момент радостной встречи, супружеских объятий и называется иконой Зачатия Богородицы.

Не забыли святые Бога после такого чуда: в молитвах они готовились рождению и воспитанию Дочери. Дева Мария действительно радовала родителей три года своим послушанием, благочестием красотой и умом. Можно представить себе заботы пожилых родителей о Малютке. Очевидно, по велению благодарных сердец своих они решили отдать Девочку на воспитание в храм, чтобы жить неподалеку и заботиться о Ней. Это событие празднуется как Введение во храм Богородицы. По преданию, святым праведникам было в тот момент уже около 80 лет.

Через несколько лет отошел в райские обители святой Иоаким. Всего на два году пережила любимого супруга и Анна: она переселилась в Иерусалим, где в спокойствии и радости жила при храме с юной Девой Марией.

Праведники не успели узнать о Благовещении и не присутствовали при Рождении Христа — видели они это уже с Небес. Их пример показывает: Господь вознаграждает терпение и молитвы не просто исполнением желания, но и огромной нежданной радостью (ведь святые просили просто о рождении ребенка, а родилась Сама Мать Господа, прославив весь род навсегда и став Царицей Небесной).

Время от времени я сталкиваюсь с вопросом — почему Господь Иисус пришел к евреям, а не к другим народам? В самом вопросе кроется ошибка — Иисус пришел ко всем народам. К евреям и грекам, русским и американцам, немцам и вьетнамцам. Но воплотился он в среде еврейского народа, и по плоти Господь Иисус является евреем. Открывая Евангелие от Матфея, мы видим длинный список Его еврейских предков. Иногда людям это кажется странным — разве у Бога может быть национальность?

Говорить о национальности Бога, в самом деле, бессмысленно. Но Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами — Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. Все возникавшие в истории ереси, которые отрицали полноту либо Его Божества, либо Его человечества, были отвергнуты Церковью.

Господь Иисус целиком и полностью человек, из плоти и крови, Он принадлежит к человеческому роду, у Него есть совершенно определенные черты лица, Он родился от Жены, в среде определенного народа, Он воспринял от Матери родной язык, вырос среди одного из народов Земли. Любой из нас, людей, имеет предков, родной язык, наша личная история всегда вплетена в историю нашего народа. Это верно и в отношении Господа Иисуса. Он — Еврей, родившийся от Еврейской Матери, и выросший среди еврейского народа. Более того, Он в большей степени Еврей, чем все остальные.

Почему это так важно? По множеству причин.

Во-первых, Господь Иисус не инопланетянин. Древние еретики, конечно, не знали про инопланетян (вся эта научно-фантастическая мифология очень поздняя), но они верили в нечто похожее — в некоего не-человеческого спасителя, чисто духовное существо, которое только выглядело как человек, только принимало человеческий облик для того, чтобы открыть людям какие-то тайны. Такой «спаситель» мог еще выступать с проповедями, но вот искупить человеческий род от греха и смерти он не мог в принципе — потому, что он сам не принадлежал к этому роду.

Чтобы стать нашим Искупителем, Ходатаем, Первосвященником, необходимо быть человеком — одним из нас. В грехопадении люди выбрали — для себя и своих потомков — жить и умирать без Бога. Человеческий род обратился в закрытую, даже замурованную мятежную крепость — к угрюмым стенам которой каждый человеческий грех добавлял новый кирпич. Эту стену нельзя просто сломать снаружи — потому что Бог наделил человека неотъемлемым даром свободной воли, и именно свободная воля человека должна найти дорогу обратно.

Но даже лучшие (или, иначе сказать, наименее испорченные) из нас, не годятся для этой задачи — мы все, без исключения, поражены грехом. Тогда предвечный Сын Божий сам становится Человеком, Он рождается внутри мятежной крепости, чтобы, как человек, совершить выбор, обратный падению, обратный всем нашим грехам — прожить полностью безгрешную человеческую жизнь, в совершенном послушании Отцу, и, как предел этого послушания — принять искупительную смерть за всех нас. Он воскресает из мертвых как глава нового, обновленного человеческого рода, для того, чтобы воспринять нас в это новое человечество и приобщить той вечной жизни, которой обладает Он сам.

Поэтому (хотя не только поэтому) искупление может быть совершено только изнутри человеческого рода. А принадлежать к человеческому роду можно только принадлежа к одному из народов земли.

Но древний Израиль — не просто один из народов земли. Это избранный народ. В современном языке слово «избранный» звучит не очень хорошо — как будто одних избрали, приблизили, а другим — отказали, оставили за дверью, как будто одни лучше, а другие — хуже. Когда люди провозглашают сами себя «избранными», они всегда делают это за счет кого-то «неизбранного», возвышение одних всегда покупается ценой уничижения других.

Но не так избирает Бог; библейский Израиль избран не за счет других народов, но ради них. На него возложена миссия ко всем народам. Как Бог говорит устами ветхозаветного Пророка, «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:6) Конечно, древние евреи — грешные люди, как и все остальные (всякий, кто читал Ветхий Завет, хорошо об этом знает), они нарушают завет с Богом или вовсе отпадают от него, но Бог всегда сохраняет Себе верный остаток, через который Он действует в мире. Долгие века ветхозаветной истории готовят народ к принятию Спасителя. Пророки открывают, утверждают и отстаивают истину о Боге, который Один только достоин поклонения. Бог Израилев открывается как Творец Неба и Земли, источник нравственного закона, Тот, кто будет судить все народы по правде. И Он открывает, что пошлет на землю Спасителя.

И вот наступает момент, ради которого и разворачивается вся ветхозаветная история, ради которого и избран Израиль. В избранном народе является Дева, которой предстоит сказать Богу «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:38) и стать Матерью Господа. Израиль, по пророчеству, становится светом и спасением всех народов — в лице Иисуса Христа.

Апостолы и первые ученики Господа также происходят из еврейского народа. Когда большая часть народа отказывается принять Евангелие, Апостолы выходят на проповедь язычникам — и так созидается новый народ Божий, Церковь, включающий в себя людей из всех народов земли.

Хотя большинство соплеменников Господа не уверовали в Него, святой Апостол Павел предостерегает нас от любой заносчивости и высокомерия по отношению к ним. Как пишет он послании к Римлянам, «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, , пока войдет полное язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:25,26)

Хотя в Православной Церкви всегда были святые еврейского происхождения, массовое обращение еврейского народа будет знамением приближающегося финала истории — как мы ее знаем. Как предвещает Пророк, «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10)

Фото на заставке: flickr.com, David Poe

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно: за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Кто был Иисус Христос по плоти? — Галилеянин

М.И.Анохин

Как ни странно, очевидный ответ, заявленный в заголовке, неизвестен большинству даже воцерковлённых христиан. Большинство людей убеждено в том, что Спаситель по рождению был евреем, хотя существует мнение, что он был арамеем или ассирийцем. Однако со всей определенностью следует сказать, что Иисус из Назарета был галилеянином, жителем иудейской провинции Галилея, представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей (что дает основание Его называть «Всечеловеком» не только с богословских позиций).

Арамейская версия происхождения Иисуса основана на том, что Он проповедовал на арамейском языке, но этот язык в то время был языком общения всего Ближнего Востока. В настоящее время на нем разговаривают современные ассирийцы, что, по их мнению, является аргументом в пользу того, что Иисус Христос происходил из их народа. Из Галилеи, согласно евангелиям, произошли Его первые ученики-апостолы (включая равноапостольную Марию Магдалину), исключение составляют Фома, о происхождении которого не сообщается, и Иуда-предатель, уроженец иудейского города Кариота (т.е. Иуда был единственным евреем среди двенадцати апостолов). В евангелиях приводится генеалогия только Иосифа, номинального отца Христа, причем Матфей представляет Его потомком царя Давида в 27-м колене, а Лука — в 41-м колене; вообще, цель обеих генеалогий — в доказательстве происхождения Спасителя от Давида, соответственно предсказаниям пророков. О происхождении Богоматери не известно ничего, если не считать упоминания Луки о том, что Елизавета, иудейка, мать Иоанна Крестителя, была Ее родственницей.

Некоторые противники христианства утверждали, что отцом Иисуса Христа был римский солдат Пантира, но, скорее всего, такое имя — искажение греческого «партéнос», означающее «дева»: «παρθεηος» употреблено в пророчестве Исайи о «Деве, рождающей Сына» (Исайя VII, 14). Вообще вопрос о земном происхождении Спасителя, по-видимому, встал позже осмысления Его учения. Научная критика и ортодоксальное богословие единодушны в том, что между первохристианами вначале распространялись списки речений, «логии», Иисуса Христа.

Из сочинений, признанных каноническими, — и все они написаны на греческом языке, — в науке самыми ранними считаются послания апостола Павла, Апокалипсис и евангелия от Иоанна и Марка, тогда как евангелия от Матфея и Луки, в которых приводятся некоторые «биографические данные» Христа, датируются обычно началом II в. Церковь считает самым ранним недошедшее до нас арамейское Евангелие от Матфея и датирует его приблизительно 50-м годом, но, возможно, это были «логии».

Галилея находится на севере Палестины; первоначально это область Израиля, которую в 30-х годах VIII века до н.э. Исайя её назвал самой языческой — в пророчестве о рождении Спасителя там, среди «народа, ходящего во тьме» (Исайя IX, 2). Ассирия, которую библейские пророки характеризуют как «бич Божий», захватывает Израиль в 735-722 гг. до н.э. (Галилею около 730 года) и выселяет оттуда жителей, заменяя их народами из покоренных стран: преимущественно семитами — арамеями, вавилонянами, арабами, — но также индоевропейскими племенами, к которым относят, например, мидян; собственно ассирийцев было переселено немного. Языком новых галилеян стал арамит, на который евреи перешли только к концу I в. до н.э., а в те времена еще не знали, как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств при описании осады Иерусалима ассирийским царем Синаххерибом. Заметим, что при «вавилонском пленении», произведенном после захвата Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 597 г. до н.э. масштаб депортации был гораздо меньшим: тогда из южного еврейского царства изгнали преимущественно элиту (4-я Книга Царств XXIV, 14-16 и XXV, 11-12)Х.

Галилея входила в состав ассирийской империи, пока в конце VII века до н.э. эта первая империя в истории человечества не была уничтожена. Затем Галилея стала провинцией Иудеи, а той последовательно владели сменявшие друг друга властители Ближнего Востока: Вавилон, Персия, эллинистические царства преемников Александра Македонского и, наконец, с 64 г до н.э. — Рим, причем Галилея и Заиорданье имели общего правящего тетрарха, а Иудея, Самария и Идумея подчинялись римскому прокуратору?. Вследствие враждебности самарян, земля которых находилась между Иудеей и Галилеей, сношения между разделенными областями всегда были стеснены, и из Галилеи проще было добраться до Дамаска в Сирии, чем до Иерусалима в Иудее.

В Галилее ко времени Рождества Христова жило немало греков, сирийских и тех, кого переселил в близлежащую Самарию Александр Македонский после подавления мятежа в Македонии в 311 г. до н.э.. Эта область считалась наиболее языческой и эллинизированной8, и, когда около 17 г. н.э. Ирод Антипа построил Тивериаду, он в Галилее не нашел ни одной еврейской семьи для заселения новой столицы.

Ассирийский след в Евангелиях. Верования галилеян долго оставались синкретическими (смешанными), а иудаизм утвердился примерно за 100 лет до Рождества Христова , так что к Новому Времени следы языческих обычаев в Галилее должны были оставаться. Эти следы можно назвать «ассирийскими», поскольку ассирийская мистика наиболее известна по археологическим находкам на месте Ниневии, древней столицы Ассирии; в той мистике этнографы ищут корни даже некоторых современных суеверий.

Изгнанники в Вавилоне завершили оформление иудаизма. В этом можно увидеть сходство с ситуацией в нашей стране, когда интеллектуалы (элита страны), страдавшие от правительственных репрессий, в конце ХIХ и в конце ХХ века создавали идеологию протеста, воспринятую затем большинством народа. После открытия архивов КГБ выяснилось, что диссидентами масштаб сталинских репрессий был преувеличен в десятки раз, однако по сей день принято считать, что едва ли не «половина народа сидела, половина охраняла». Другой пример преувеличений, укоренившихся в массовом сознании, — число пострадавших от католической инквизиции, хотя таковых было несравненно меньше, чем жертв светских судов или даже убитых на дуэлях. Характерно, что советские энциклопедии приписывают испанскому фанатику-инквизитору Торквемаде более 10 тыс. казней, тогда как зарубежные издания обычно называют около 2 тыс., и это составляет более половины всех жертв инквизиции за историю ее существования.

Еще ближе сходство ассирийских ритуалов с некоторыми евангельскими событиями. Так, в ассирийской магии «самый простой и естественный из ритуалов — это омовение, которое само по себе не всегда является законченным обрядом разрушения, но первым этапом освобождения от чар», а другой ритуал «предписывает убить свинью и заключить в ее тело чары, которыми отягощен человек»13. В Евангелии от Матфея, III, 11: «Я крещу вас в воде в покаянии, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и огнем»; в Евангелии от Марка, V, : «И просили Его бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им, и нечистые духи, вышедши, вошли в свиней».

Язычество было первым этапом богопознания, и обнаружение некоторых его форм в христианстве закономерно. Исторически объясним и оправдан тот факт, что в земном служении Спасителя заметны следы ассирийской мистической традиции, для которой характерно целительство, тогда как в иудаизме больше пророчеств. Следы древних азиатских культов заметны в добровольном мученичестве первохристиан (с которым боролись отцы церкви). Катулл, Лукиан Самосатский и другие античные авторы оставили красочные описания экстатических оскоплений мужчин при языческих храмах (ср. от Матфея XIX, : «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного»). Лукиан описал также молитвенное сидение на вершине гигантского каменного фаллоса — подобие столпничества у православных христиан.

Деве Марии и Ее супругу в Вифлееме не нашлось места в гостинице: не потому ли, что их в этом провинциальном городе сочли почти иноплеменниками? Евангелия, особенно от Иоанна, отмечают некоторый антагонизм галилеян и иудеев. Разговорные языки их настолько различались, что предсмертные слова Иисуса не поняли стоявшие у креста иудеи (от Матфея ХХVII, 46, 47; от Марка XV, 34, 35). Иудеям галилеяне напоминали иноверцев-самарян (от Иоанна VIII, 48), а самаряне считали галилеян иудеями (от Луки IX, 53; от Иоанна IV, 9).

Индоевропейский след. Отношения в Святом семействе, по-видимому, отличались от таковых в Иудее: их характеризует сдержанность, более типичная не для семитов, а для индоевропейцев. Яркий пример того — в Евангелии от Луки (II, 46): возвращаясь вместе с другими паломниками из Иерусалима, родители лишь на полпути спохватились, что 12-летнего Иисуса нет с ними, после чего вернулись и «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их». Такая демонстративная восточная сдержанность отражена у классика осетинской литературы К.Хетагурова14: отец не называл сына по имени и не имел права его спасать, даже если бы тот, например, упал бы в огонь или с крыши. Заметим также, что в европейских аристократических семьях сыновья по сей день получают самостоятельность очень рано и воспитываются по большей части вне отчего дома в учебных заведениях строгого режима. Напротив, для еврейских семей характерна повышенная эмоциональность с чрезмерной опекой (едва не по анекдоту, рассказанному Геннадием Хазановым: «В чем разница между террористом и еврейской мамой?» Ответ: «Разница в том, что с террористом можно договориться»). Немало примеров чадолюбия в Библии: назовем Ноеминь из Книги Руфи или «вопль великий» Рахили о детях своих, донесшийся через века (от Матфея II, 18).

Вековое заблуждение, еврейская версия, основана на том, что Иисус Христос проповедовал в Иудее и, по Его словам, был «послан только к погибшим овцам Израилева» (от Матфея ХV, 24; но там же в последующих стихах описывается исцеление дочери хананеянки).

Во времена раннего христианства вопрос о происхождении Спасителя не ставился, или ответ на него часто был таким, как в словах, приписываемых римскому императору Юлиану Отступнику: «Ты победил, Галилеянин». Именно так следует отвечать на вопрос о «национальности» Иисуса Христа: галилеянин. «Галилеянством» иногда называли христианство (поначалу слово «христианство» было оскорбительным). Крупнейший историк ХХ века А.Тойнби евангельскую притчу о горчичном зерне, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (от Матфея, XIII, 32), истолковывал как бурный рост нового религиозного учения из «галилейского горчичного зерна», преодолевающего сопротивление консервативного иудаизма.

Примеров же векового заблуждения много. У Лютера имеется воззвание «О том, что Иисус был рожден евреем». Так же думали Гегель, А.С. ПушкинХ, Л.Н.Толстой и многие другие. В опровержение этому приведем цитату из В.В.Розанова: «Убеждение европейцев, что Христос был евреем, совершенно аналогично тому, без сомнения, всеобщему убеждению жителей Канады или Пиренейского полуострова, незнакомых с подробностями русского существования, что, например, Никон, преобразователь русского богослужения, родом из Нижегородской области, — был славянского происхождения, русский по рождению». (Как известно, патриарх Никон был мордвином). Мнение Розанова основано на работе Чемберлена «Явление Христа», но к аналогичному выводу приходило большинство беспристрастных исследователей данного вопроса, в числе которых А.С.Хомяков, Э.Ренан, Д.Коннер, А.Тойнби и другие.

Золотая легенда», популярные средневековые жития святых от XIII в., называет предками Девы Марии по отцу — Натана, сына царя Давида, и по матери — Аарона, брата Моисея, ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина. Так или иначе, но Деву Марию от Давида отделяет тысяча лет, а от Аарона еще больше. Если же впервые о еврейском происхождении Девы Марии написал Дамаскин, то на это могла повлиять политическая ситуация. Великий православный богослов жил в арабском халифате и состоял на службе у халифа. Военное противостояние его страны и византийской империи отражалось также на внутренней политике. В халифате к евреям (точнее, к исповедующим иудаизм) относились хорошо — в отличие от Византии. Также известно, что когда власть в Константинополе оказалась в руках иконоборцев, противники этой ереси могли находить убежище в арабском государстве, где в середине VIII века в Дамаске, а затем в монастыре в Иерусалиме жил и проповедовал самый авторитетный защитник иконопочитания Иоанн Дамаскин, преданный анафеме в Византии.

В мировой литературе немало работ на тему «Иисус Христос не был евреем». Почему большинство верующих и неверующих этого не знает или не хочет знать? Не сродни ли сей психологический феномен попыткам приписать к семитам Христофора Колумба, Гитлера, В.И.Ленина, св. равноапостольного князя Владимира «Красное солнышко», былинного героя Садко и даже писателя Александра Солженицына («Солженицера»)?Х

Галилеяне. Репутация этого народа в глазах иудеев была довольно сомнительной (от Луки XIII, 2; от Иоанна I, 46, VII, 41, 52). Взятие под стражу Иисуса Христа, окруженного учениками, согласно Евангелиям, выглядит почти военной акцией, и выдал Иисуса единственный приближенный к Нему негалилеянин, Иуда. Из истории известно, что первое антиримское восстание, жестоко подавленное, началось в 6 году н.э. именно из Галилеи и последующие мятежи также всегда захватывали эту беспокойную область (то же в Деяниях Апостолов V, 36-37). Галилея являлась базой фанатичных непримиримых зилотов (к ним, в частности, принадлежал апостол Симон), их вождь Менахем во времена Нерона истребил римский гарнизон Иерусалима и был казнен по обвинению в том, что выдавал себя за Мессию. Иоанн из Гешалы (город на севере Галилеи) руководил отчаянной обороной Иерусалима против легионов Тита в 70 году, а после взятия города галилеянин Елеазар почти три года продолжал сопротивление в горах, в крепости Масада, и его воины вместе с ним предпочли погибнуть, но не сдаться: умертвили своих жен и детей, а затем самих себя. Позднее, в 614 году, галилеяне отличились в походе перса Шарбарца на Иерусалим, входивший в те времена в состав Византийской империи.

Возможно, что на характере галилеян отразилась народная память о происхождении из страны, внушавшей ужас всем соседям, где царь лично выкалывал глаза пленникам, а кожу, содранную с них, набивали на стены взятых крепостей. Но что может быть тому противоположней, чем проповедь «любите врагов ваших» и «отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку»? Такой идеал, к которому человечество сегодня не ближе, чем две тысячи лет назад, становится более понятен, если вспомнить, что он возник из глубины самой ужасной предыстории: данный психологический парадокс близок тому явлению, когда из болезненного ребенка вырастает великий полководец, заика становится оратором, а склонный к глухоте — композитором.

Галилеяне могут считаться первыми христианами в лице первых учеников Спасителя и также потому что после Его Воскресения уверовавших в Него в Галилее насчитывалось гораздо больше, чем, например, в Иерусалиме (1 Кор., XV, 6; Деян, I, 16).

Духовное важнее генетики. После исчезновения галилеян со страниц истории, на первенство в принятии христианства претендуют ассирийцы. Действительно, уже со II века н.э. север Месопотамии как жребий апостола Варфоломея стал важным центром распространения христианства и, согласно легенде, туда, в город Эдессу ее правителю Авгару (кстати, он был из арабской династии) Спаситель посылал Свое изображение, чудесным образом запечатленное на полотенце, «Нерукотворный Спас». Исторически, однако, пожалуй, не ассирийцы стали первыми христианами, а, наоборот, потомками «населения земли Ашшура» (самоназвание древней Ассирии) осознало себя население Месопотамии, принявшее христианство. Предки их в течение многих веков после падения Ниневии, произошедшем в 612 г. до н.э., могли называться не только ассирийцами, но также арамеями, вавилонянами, халдеями, израильтянами, сирийцами, парфянами, арабами, греками и именами других племен, населявших территорию бывшей ассирийской империи. Данный факт напоминает более известный, о котором говорится: «евреи сохранили субботу, и суббота сохранила евреев».

Почему сегодня ассирийцы («айсоры») есть, а вавилонян, например, нет, хотя цивилизационный вклад Вавилонского царства был бóльшим и существовало оно дольше? Ответ на данный вопрос, по крайней мере, частично — в Библии. Там отношение к Вавилону — худшее, что исторически несправедливо, поскольку Ассирия, «бич Божий», полностью уничтожила Израиль, а Вавилон на последующие почти две тысячи лет(!) сделался центром еврейской культуры. Тем не менее «вавилонская блудница» и бестолковщина «вавилонской башни» стали нарицательными определениями, и, фигурально говоря, получилось, что лучше иметь отцом жестокого царя, чем мать-блудницу. Так, например, Багратиды, правители средневековой Армении и Грузии, гордились происхождением от двух ассирийских принцев, бежавших на Кавказ после того, как они убили своего отца, знаменитого Синаххериба.

Определенное место в исторической памяти ассирийцев занимает пророк Иона, израильтянин из Галилеи (еще прежде завоевания ее Ассирией), призывавший древних ниневитян к покаянию. Один из холмов, на котором стояла Ниневия, называется «Наби Юнус», то есть «Пророк Иона». Считалось, что там похоронен Иона, и на этом холме стояла церковь, позже превращенная в мечеть. Важнейшие ссылки в евангелиях на Книгу Ионы заключают слова: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (от Матфея XII, 40), а также «Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (от Луки ХI, 30). Согласно последнему, служение в Ниневии галилеянина пророка Ионы, — вероятно, мифическое — явилось прообразом служения Галилеянина Иисуса Христа также в призыве к покаянию, и некоторые откликнувшиеся ощутили в себе даже кровное родство с древними ниневитянами.

История галилеян, ассирийцев, евреев (и русских тоже; список можно продолжить) — примеры решающего значения духовного начала над генетическим. Одним из первых среди историков об этом писал А.Токвиль , критикуя расовую теорию Ж.А.Гобино; противником «племенной политики» был Константин Леонтьев , а сегодня доказано, что различия между расами генетически несущественны. Более того: большинство наших генов — общие даже со всем животным миром! Так что «нет ни эллина, ни иудея» не только во Христе, то есть в высшем смысле, но и на низшем уровне в биологическом отношении тоже (зато достаточно различий на промежуточном уровне).

Отношение материального к духовному в свете современной науки стало еще более загадочным, и, думается, насколько правильнее до середины XVIII века вместо «национальности» употребляли более конкретное и идеологически нейтральное — «языки» (и, конечно, учитывались подданство и, главное, религиозная принадлежность). Русское слово «народ», английское «people» или французское «peuple» не подразумевают племенного, кровного родства, тогда как в немецком «Folk» это есть, из-за чего был предложен термин, лишенный такого «неполиткорректного» оттенка: «ментальная общность» или «ментальное сообщество», что хорошо подходит, в частности, к евреям (но не только).

Ближайшие соседи («ближайшие родственники») нередко играют ведущую роль в интеллектуальной жизни культурной метрополии. Швейцарец Руссо, испанец Пикассо, англоязычные писатели ирландского происхождения Уайльд, Шоу, Джойс, житель малоазиатского побережья (предположительно) Гомер и, наконец, наши великие малороссы Гоголь и Репин — все они реализовали свои таланты на «второй родине», привнеся туда идеи, образы и краски своей «малой родины» и создав в итоге произведения мирового значения. Религиозные гении также могли принадлежать иному племени или воспитываться не с тем народом, который они потом просветили: пример тому Моисей. Какая из народностей преобладала в галилеянах? На данный вопрос невозможно дать ответа, и он малосущественен, по сравнению с важнейшим фактом того, что пришедший из «Галилеи языческой» Иисус Назаретянин проповедовал, исходя из традиции иудаизма, еврейской религиозной культуры (хотя в Его деятельности заметны также следы местных, очевидно, галилейских, традиций, уходящих корнями в месопотамскую древность).

Рубрика: Основы веры

От кого родился Христос

Словосочетание «Отец Иисуса Христа” для невоцерковленного светского человека звучит неоднозначно. С одной стороны, согласно христианским догматам, Дева Мария зачала от Бога (Духом Святым). С другой, Богородица считалась женой праведного Иосифа, который хранил ее девство. Именно Иосиф воспитал Иисуса Христа, и ему Спаситель повиновался во всех земных делах как настоящий сын. Но для христиан в этом вопросе нет никакого противоречия. Божественным Отцом действительно был Сам Бог, а земным – праведный Иосиф Обручник.

Бог Отец и Младенец Иисус (фреска в православном Соборе Святой Троицы, Иерусалим)

Небесный Отец Христа

Далекие от Православия люди зачастую не понимают, почему верующие люди называют Иисуса Христа то Богом, то Сыном Божьим. Ответ кроется в вероучительном догмате о Святой Троице.

Бог раскрывается в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не значит, что существуют три разных Бога, так как Бог Един. Но есть три Личности Единого по природе Бога. Личности отличаются друг от друга, при этом между ними существует теснейшая взаимосвязь, общение.

Главным свидетельством о Троице является Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово – и Слово было у Бога – и Слово было Бог” (Ин.; 1:1).

Под «Словом” подразумевается Иисус Христос, а Бог является Богом Отцом. С этого евангельского отрывка берет основание все богословие о троичности Бога. Бог Отец до начала времен рождает Сына и от Отца исходит ипостась Святого Духа.

«Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает” (преподобный Иоанн Дамаскин).

Отсюда следует, что Отцом Иисуса Христа является Бог Отец. Бог Отец был всегда. Он не был ни от кого рожден и ни от кого не происходил. Но Бог Сын и Бог Святой Дух имели начало от Бога Отца.

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк 1:32).

Из Священного Писания следует, что Иисус Христос является одновременно Богом и Человеком, так как рожден был от Девы Марии и Святого Духа.

Евангелие повествует нам о тесной взаимосвязи между Богом Отцом и Богом Сыном. Но Отец отдает своего возлюбленного Сына для искупления грехов всего человечества.

» Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына” (Мф 11:27).

Иосиф Обручник как названый отец Христа

Праведный Иосиф происходил из рода царя Давида, был простым плотником. За добродетельную жизнь, благочестие и праведность Иосифу выпала честь стать названным отцом Иисуса Христа. В возрасте 80-ти лет был обручен с Девой Марией.

Но до момента вступления в брак Иосиф узнал, что Мария беременна. За беременность до брака, как следствие прелюбодеяния, полагалась смертная казнь. Но человеколюбивый Иосиф намеревался тайно отпустить девушку, не предавая огласке случившееся. Но во сне ему явился ангел и велит не оставлять Деву Марию, так как она беременна от Святого Духа. Ангел предрекает рождение мальчика, которого непременно нужно назвать Иисусом, и который спасет людей от грехов.

Покорный Богу Иосиф принимает слова ангела и в точности их исполняет. Он становится в глазах людей отцом Иисусу Христу, защитником и кормильцем семейства. Иосиф не задает лишних вопросов, не возмущается происходящим, но покорно исполняет все, что предписано ему Богом. Богом был избран Иосиф в качестве земного отца Спасителя не случайно. Он милостив и готов хранить в тайне чужие поступки, которые на первый взгляд кажутся греховными, чтобы не опорочить честь Девы Марии. Он спокойно и без сомнений покоряется воле Божьей. В праведном Иосифе сосредоточены главные мужские, отцовские качества и достоинства.

«Самое главное то, что Иосиф – лучший пример подлинного отцовства. Он не рождал Иисуса по плоти, но сделал все, что нужно, как самый лучший в мире папа. Как пример и как упрек он смотрит на нас из глубины истории. Как упрек для тех, кто зачинал, но не воспитывал; зачинал и бросал; зачинал и подталкивал женщину к аборту. А как пример для тех, кто, неважно зачинал ли или только усыновлял, но воспитывал, учил, берег, заботился” (протоиерей Андрей Ткачев).

Метки: кто Отец Иисуса Христа, Мать Иисуса Христа, Отец Иисуса, Отец Иисуса Христа, родители Иисуса Христа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *