Иисус Христос в детстве

Детство Иисуса

50 заметок о Святой Земле
19: Детство Иисуса
Как оно проходило? Чем юный Богочеловек занимался, чем занималась Его семья? Об этом в Евангелиях ничего не сказано.
Апокрифические (греч. – подложные) евангелия, возникшие в еретических кругах на Востоке и на Западе во II и III веках, много рассказывают нам о юности Иисуса. Галилейский юноша предстает чудотворцем и мудрецом. В одном из таких повествований мальчик Иисус, которого обидели сверстники, возводит глаза к небу и… обидчики падают мертвыми.
Разумеется, что Церковь не могла принять такие фантастические и сказочные версии.
Лишь Лука, по преданию, знакомый с Божией Матерью и даже, как утверждают некоторые авторы, писавший с Нее иконы, сообщает чуть больше, чем другие Апостолы.
Первый рассказ – о том, как по исполнении дней очищения Мария принесла Ребенка в Храм, чтобы возблагодарить Господа за благополучные роды и принести жертву во очищение родовой нечистоты. Это был сороковой день по Рождестве Иисуса.
И тогда же в Храм пришел некий благочестивый иудей, как называет его Лука, чающий утешения Израилева. Этому старцу некогда было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26).
Этот человек принадлежал к особому религиозному направлению, людям, которые с особой горячностью и искренностью молились о Пришествии Мессии. Они так себя и называли – «чающие утешения Израилева». Старца звали Симеон. Он берет мальчика на руки и произносит прекрасные слова, которые, несомненно, знает каждый, кто посещает христианский храм:
Ныне отпускаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Эти слова – прощальный гимн людей Ветхого Завета, которые увидели, что наступает новая эра, Новые, Мессианские времена. Наступает время, которое прославит Израильский народ, и время, которое приведет к истинному Богопознанию всех язычников мира.
«Прозревая далее ту борьбу, которая развернется вокруг личности явившегося в мир Мессии – Христа (ибо Его учение станет камнем преткновения для многих: и прежде всего – трагедией для соплеменников вплоть до сего дня), старец Симеон прибавил, обратившись к юной Марии: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…»
Эти слова будут сопровождать весь крестный путь Богоматери: от обагрившихся кровью невинных младенцев ночных улиц рыдающего Вифлеема до страшного каменного холма со зловещим названием Голгофа» (Ю. Рубан).
И еще один рассказ о детстве Иисуса приводит Лука.
Это рассказ о двенадцатилетнем юноше, отправившемся с родителями на паломничество в Иерусалим и потерявшемся там. Прочитаем евангельский текст:
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Лк. 2, 41-45).
Следует пояснить, что всякий благочестивый иудей ежегодно должен был совершить паломничество в святой город Иерусалим, чтобы принести жертвы в Храме.
До двенадцати лет Иисус считался мальчиком, так что Его оставляли в Назарете с родственниками. В двенадцать лет мальчик сдавал в синагоге устные экзамены и становился «сыном закона», почти взрослым человеком. Он мог участвовать во всех религиозных церемониях и ходить в паломничества, как и взрослые.
Обычно в паломничество отправлялась большая группа людей из окрестных городков и поселков, собиравшихся вместе. Так было безопасней и проще. Впереди шли мужчины, за ними, группой, женщины. И замыкали шествие дети. Вечерами паломники разбредались каждый к своим близким.
После ночевки, с рассветом, продолжали путь.
Путешествие к Иерусалиму прошло удачно. Паломники принесли в Храме жертвы, сделали какие-то покупки…
Праздник окончился, и богомольцы отправились домой.
И только на привале, вечером, Мария с Иосифом увидели, что их Сына нет. Бросились обратно, искали на рынках и площадях. Мы знаем, как страшно потерять ребенка сегодня. В то время, время процветающих невольничьих рынков, изощренных порочных забав восточных богачей, целой индустрии нищенства, потерять ребенка было не менее страшно. Три дня, как сообщает Евангелист, родители искали мальчика. Что пережили они в эти дни?.. Некоторые ученые подвергают сомнению рассказ о пропавшем двенадцатилетнем мальчике. Но если Лука знал лично Божию Матерь, возможно, общался с Нею, кажется вероятным, что именно Она могла рассказать Луке об этом. Поделиться, как делится мать тем, что навсегда врезалось в память…
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов (Лк. 2: 46-50).
Видео: Некоторые загадки Евангельского рассказа о потерявшемся в Иерусалиме Отроке Иисусе
Почему мы больше ничего не знаем о детстве Христовом? Скорее всего, потому, что это были детство и юность обычного еврейского мальчика. Некоторые предания говорят, что Иосиф умер, когда Иисусу было 19 лет. В таком случае на Его плечи рано легла вся тяжесть заботы о семье. Последние сто лет мелькают сообщения, что Иисус странствовал по миру, был в Индии и на Тибете… Все это не более, чем выдумки. Ни в Учении Иисуса, ни в Его лексиконе, ни в одном жесте нет ничего неиудейского. Он был настоящим иудеем, плоть от плоти, кровь от крови.
Он любил Свой народ, Свою культуру, святыни этого народа. Он любил простых людей, к которым принадлежал Сам и принадлежали Его родители.
Иисус, как и все дети, играл со сверстниками. В то время дети играли в мяч, в каменные шарики, иудейские дети любили имитировать праздники взрослых, играть в свадьбу, в похороны. В окрестностях Назарета находилась развилка Via Maris, или «Приморского пути». Здесь ежедневно проходили длинные торговые караваны, которые направлялись в ближайшую гавань Птолемайс. Назаретские жители, бывало, выносили что-нибудь в надежде продать караванщикам, дети наблюдали, за нарядами и товарами иноземцев, бежали за верблюдами.
Еврейские дети с детства были под присмотром родителей. Днем, дети играли дома или на дворе, и за ними смотрела мать, вечерами отец усаживал малышей на колени и рассказывал им о древней Истории народа Божия.
Это была священная обязанность иудейских родителей, забыть о которой они не могли хотя бы потому, что об этом напоминалось в ежедневной обязательной молитве Шема Исраэль (Слушай, Израиль):
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.
Несомненно, что такие благочестивые люди, как Мария и Иосиф, исполняли повеление боговидца Моисея.
Когда впоследствии Иисус будет с такой любовью говорить о древних героях и подвижниках духа, в немалой степени это будет заслугой Его родителей, научивших Сына любить историю своего народа.
Когда дети подрастали, они начинали работать вместе с родителями. Девочки помогали матери по хозяйству, учились готовить, шить, вязать, прясть, ткать, молоть зерно, печь хлеб, наводить чистоту в доме, ухаживать за маленькими детьми.
Сыновья были с отцами. Они постигали то ремесло, которым владел отец. С самого раннего возраста мальчиков учили ответственности и серьезности. Уже в десять-двенадцать лет мальчик сам уходил в поле пасти большое стадо овец, должен был трудиться, зарабатывая хлеб в поте лица своего. Еврейские мудрецы говорили: «Если ты учишь своего ребенка торговать, то ты учишь его воровству». Ребенку никогда не позволяли попрошайничать или что-то продавать, только трудиться, зарабатывать на пропитание и на жизнь своими руками.
Во многих городках, при синагогах были школы для мальчиков, в которых можно было выучиться писать и читать по-еврейски. Впоследствии религиозное образование можно было продолжить. Христос не получил профессионального богословского образования, однако Ему было открыто больше, чем другим людям. Он проницал тайны мира и еще более таинственные глубины – души человеческие.
Христос был не простым человеком, Он был, как мы сегодня говорим, Богочеловеком. Но Божественная сторона Его природы оставалась скрытой для посторонних глаз. Лишь иногда, как в случае с двенадцатилетним отроком, оставшимся в Иерусалимском Храме и поучавшим мудрецов, это Божественное измерение Его существа могло сверкнуть, но тотчас скрывалось. Для Своих односельчан, друзей, простых людей Иисус был обычным мальчиком, потом юношей, затем молодым человеком и мужчиной. Но Он был не просто человеком. Он был прекрасным Человеком! Невозможно не обратить внимание на высокие и благородные, чисто человеческие, черты Его личности, если мы внимательно почитаем Новый Завет. Невозможно не заметить и не полюбить всей крепостью своей души Этого удивительного Назарянина.
Мы в Назарете, в пятидесяти метрах от Базилики Благовещения. Сейчас мы зайдем в храм, который стоит на месте дома, где, по преданию, жил Иосиф – Обручник Пресвятой Богородицы.

Прекрасный памятник. Он изображает Иосифа в самый сложный для него момент: что произошло с юной Марией? Почему она беременна?..
Иосиф размышлял над этим…

…пока Ангел не шепнул ему: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1: 20).
Ангел изображен позади памятника, неприметно. Сам по себе памятник мне очень нравится. Если бы продавались маленькие сувенирные копии, я бы хотел себе такую приобрести. Этот памятник показывает, что Бог поворачивает жизнь таким неожиданным боком, что нам сложно это принять, с этим согласиться. Но невидимый Ангел шепчет: не бойся!..

И рядом – замечательные бронзовые медальоны, изображающие некоторые вехи жизни Христа.
Еще раз не побоюсь повторить: замечательные и очень трогательные, на мой взгляд!





Мы подходим к храму. Здесь расположен женский монастырь. Храм построен на месте дома, где жил Иосиф Обручник.

Вот ужас: фасад храма обрызган кровью. Особенно постарались обрызгать скульптурную композицию «Святое Семейство».
Кто это сделал? Зачем?
Кощунство? или странная религиозная церемония? Я знаю, что кропят кровью жертвенного барана у мусульман во время праздника Курбат-Байрам, но до праздника далеко, да и какое дело мусульманам до христианского храма?
На вопрос, кто это сделал, мне там, в Назарете, никто не ответил.

Входим под своды базилики святого Иосифа. Но самое интересное – в подземном храме, крипте. Спускаемся туда…
Витраж, который напоминает, что мы в месте, где находился дом Иосифа. В этот самый дом к нему явился Ангел, чтобы ободрить его и призвать принять Обручницу, которая имеет во чреве от Святого Духа.
План дома. Можно увидеть верхний этаж – храм, в котором мы недавно были, а потом – нижний этаж, помещение, в котором находимся сейчас.
Главная достопримечательность этого места – каменный бассейн.
Возле каменного бассейна 1-го века. Прежде я много раз видел фотографию этого бассейна в богословской и исторической литературе, и вот – воочию.
Это иудейская микве – купель для ритуальных омовений, впоследствии, в 1-м веке, превращенная в баптистерий, то есть христианскую крещальную купель.
Как доказывают современные исследования, в Назарете в 1-2-м веках была христианская община. Античный христианский историк Юлий Африкан (160 – ок. 240), бывший префектом Эммауса в начале 3-го века, сообщает о родственниках Христа, которых жило немало в Назарете и которые приняли христианство. Вероятней всего, они жили именно здесь.
Комментарий к баптистерию, кому интересно.

>Разбор по буквам:

  • 1-я буква Н
  • 2-я буква А
  • 3-я буква З
  • 4-я буква А
  • 5-я буква Р
  • 6-я буква Е
  • 7-я буква Т
  • История

    Хотя Назарет присутствует в евангельских текстах, другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков отсутствуют. В своей книге «Библейские истории» венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:

    Интересно, что кроме евангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы. За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.). Однако эти стихи не могут считаться источником, поскольку трудно установить, использовал ли поэт это название, почерпнув из древних неизвестных нам списков, или же заимствовал его из христианской литературы.

    В настоящее время известно и более раннее нехристианское упоминание Назарета. Это надпись на мраморном фрагменте синагоги из Кесарии Палестинской. Надпись датируется ок. 300 г. н.э. и рассказывает о назначении священников, которое произошло через некоторое время после восстания Бар-Кохбы (Назарет упомянут как дом священнической семьи Хафизаз).

    Упоминание о Назарете можно найти в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (III—IV вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 — ок. 240 гг.):

    Только немногие, хранившие память о своем роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своем благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины — их называют так по причине их родства с семьей Спасителя. Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании „Книги Дней“, как могли.

    Таким образом, автор говорит о Назарете как о селении в Иудее, причём располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием «Кохаба».

    Густав Гече, на основании отсутствия упоминания о Назарете в вышеуказанных текстах, предполагал два варианта, что «либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги».

    Назарет, изображённый на византийской мозаике в монастыре Хора, Стамбул.

    Джеймс Стрэйндж (англ. James Strange), американский археолог и сторонник второй версии, в этой связи замечает: «Назарет не упоминается в древних еврейских источниках ранее третьего века н. э. Вероятно, это свидетельствует об отсутствии его известности как в Галилее, так и в Иудее». Первоначально Стрэйндж предположил, что численность населения Назарета во времена Христа была «примерно от 1600 до 2000 человек», но позднее, в последующей публикации, он указал ещё меньшее значение: «максимум около 480».

    Описание

    В современном Назарете находится грот Благовещения, над которым построена крупнейшая на Ближнем Востоке католическая базилика Благовещения (1969 год), живописная православная церковь Архангела Гавриила над источником Девы Марии, а также другие христианские церкви. Рядом с Назаретом, в двух километрах на юг от базилики Благовещения, находится гора Свержения (Низвержения), с которой, согласно католическому преданию, жители Назарета хотели низвергнуть Иисуса после Его проповеди в назаретской синагоге, после чего Он навсегда покинул город (иногда гору называют горой «Прыжка» — прямой перевод с иврита). Согласно православному преданию, место этого события находится на соседней горе.

    В окрестностях Назарета расположены национальный парк Сепфорис (древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности) к западу от города, гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Христос сотворил своё первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.

    Исторический (то есть Нижний) Назарет населен израильскими арабами, примерно 31 % из которых составляют арабы-христиане разных вероисповеданий, и около 69 % — мусульмане (по состоянию на 31.12.2010), поэтому Назарет — это самый христианский город Израиля, а также единственный город в стране, где воскресенье является выходным днём.

    • Православная греческая церковь Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы

    • Католическая месса совершается около грота Благовещения в базилике Благовещения

    • Католическая базилика Благовещения

    > Города-побратимы

    • Флоренция, Италия
    • Ченстохова, Польша
    • Гаага, Нидерланды

    Примечания

    1. הודעות לעיתונות (недоступная ссылка). Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
    2. Назаре́т — статья из Электронной еврейской энциклопедии. — Цит.: «Назаре́т (נָצְרַת, Нацрат, Ноцрат; по-арабски ан-Насира)».
    3. Назарет // Энциклопедический географический словарь / Вед. ред. Ю. Н. Никитенко и др.. — Рипол Классик, 2011. — С. 456. — 799 с. — ISBN 9785386030636.. — Цит.: «Назаре́т, -а; м. Город на С. Израиля, в Галилее, известен как место, где, согласно Евангелию, прошло детство и отрочество Иисуса Христа. • Др.-евр. Nazareth. Араб. An-Nasira».
    4. Страны восточного Средиземноморья // Атлас мира / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1982 г. ; отв. ред.: С. И. Сергеева, В. М. Антонов. — Испр. в 1991 г. — М. : Госгеодезия СССР, 1991. — С. 128.
    5. Кипр, Ливан, Израиль, Иордания: Общегеографическая карта / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1996 г.; ст. ред. Л. Н. Колосова; ред. Н. Б. Трохина. — 1:1 000 000, 10 км в 1 см. — М.: Роскартография, 1996.
    6. Ливан, Сирия, Израиль, Палестинские территории, Иордания // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 120. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
    7. Суперанская А. В. Словарь географических названий. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 208 с. — С. 81: Назарет (ист., Палестина).
    8. Поспелов, E. M. Географические названия мира. — М. : Русские словари : «Издательство Астрель» : ООО «Издательство ACT», 2002. — С. 281. — 512 с. — Цит: «Назаре́т, город в Палестине. Совр. иврит Нацра́т, араб. Эн-Hа́сиpa — «огороженное место».».
    9. Также Ναζαρὲθ, Ναζαράθ, Ναζαρά
    10. Беляев Л. Назарет // Католическая энциклопедия / Глав. ред. В. Л. Задворный. — М.: Научная книга; Издательство францисканцев, 2007. — Т. 3. М—П. — С. 703.
    11. 1 2 Гече Г. Библейские истории. — М., 1988. — 367 с. — (Библиотека атеистической литературы). — Ч. II. Гл. «География жизни Иисуса».
    12. Avi-Yonah, M. (1962). «A List of Priestly Courses from Caesarea». Israel Exploration Journal. 12: 137–139.
    13. Emmett, Chad Fife (1995). Beyond the Basilica: Christians and Muslims in Nazareth. University of Chicago Press. ISBN 978-0-226-20711-7.
    14. Евсевий Кесарийский. Церковная история (1.7.14).
    15. В оригинале топоним употреблён в форме родительного падежа множественного числа (греч. Ναζάρων).
    16. Статья «Nazareth» в кн.: Anchor Bible Dictionary. — New York: Doubleday, 1992.
    17. E. Meyers & J. Strange, Archaeology, the Rabbis, & Early Christianity Nashville: Abingdon, 1981; Article «Nazareth» in the Anchor Bible Dictionary. New York: Doubleday, 1992.
    18. «The etymology of Nazara is neser» («Nazareth», The Catholic Encyclopedia, 1911.)
      «NAZARETH, NAZARENE — Place name meaning, ‘branch.'» (Holman’s Bible Dictionary, 1994.)
      «Generally supposed to be the Greek form of the Hebrew netser, a „shoot“ or „sprout.“ (Easton’s Bible Dictionary, (1897)).
    19. Miller, Fred P., Isaiah’s Use of the word „Branch“ or Nazarene»
    20. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан О плоти Христа
    21. В переводе НМ Исаия 11:1 «Побег выйдет из пня Иессе́я, и отросток, отходящий от его корней, будет плодоносным.
    22. Официальные данные по населённым пунктам Израиля на 31.12.2017 (иврит). Центральное статистическое бюро Израиля. Дата обращения 27 декабря 2018.
    23. Mount Precipice. Sanctuary Nazareth // Custodia Terræ Sanctæ. (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2017. Архивировано 8 октября 2018 года.
    24. Блинова Л.Н. Пензенская дворянка Мария Михайловна Киселева — попечительница Святой Земли
    25. Данные ЦСБ Израиля (иврит)

    > Литература

    • Юрий Полторак. Назарет и окрестности. Кафр-Кана, гора Фавор, Наин, Циппори. — Издательство Евгения Озерова, 2013. — 272 с. — ISBN 9789659215607.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *