Иисус по воде

Кто ходил по воде

Пораженный чудесным умножением хлебов, народ хотел силой взять Иисуса Христа и провозгласить Царем. Господь видел эти намерения и поспешил воспрепятствовать их исполнению. И ТОТЧАС, по совершении чуда, ПОНУДИЛ ИИСУС УЧЕНИКОВ СВОИХ, которым не хотелось разлучаться с Ним особенно теперь, когда им показалось, что настает час исполнения и их заветных надежд – видеть Его Царем Израилевым, но Он повелел и надо было повиноваться: ВОЙТИ В ЛОДКУ И ОТПРАВИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ЕГО НА ДРУГУЮ СТОРОНУ, на западный берег моря Галилейского, к другой Вифсаиде, что была близ Капернаума, – ПОКА ОН ОТПУСТИТ НАРОД. Господь хотел научить Своих апостолов не гоняться за человеческой славой, не привлекать к себе с этой целью толпы, и вместе с тем желал, чтобы они лучше вдумались, наедине, без Него, в то чудо, в котором они были сами участниками, и видимое доказательство которого (корзины с хлебом) было в их руках. В сгущающихся сумерках на закате солнца Он простился с учениками, кротко и постепенно успокоил народное волнение, убедил всех разойтись, И, ОТПУСТИВ НАРОД, ОН ВЗОШЕЛ НА ГОРУ ПОМОЛИТЬСЯ НАЕДИНЕ. Убиение Его возлюбленного Предтечи говорило Ему, что приближается час и Его страданий; но еще ранее сколько Ему нужно было понести трудов и скорбей в борьбе с фарисейским ожесточением! И вот теперь, в ночном уединении, Он жаждал укрепить Свою человеческую природу в молитвенной беседе с Отцом Своим Небесным. И нас учит Он Своим Божественным примером: когда придет время молитвы, отложить всякое житейское попечение и возвести ум свой горе – на Небо, дабы молитва наша как благовонное кадило возносилась к Богу. Почти всю ночь провел Он в молитве, уча и нас терпению и усердию в этом святом делании.

Почему Петр в эпизоде с хождением по воде начал тонуть?

И ВЕЧЕРОМ ОСТАВАЛСЯ ТАМ ОДИН, на пустынной горе. «Для чего Господь восходит на гору? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы научить нас, как удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Такое место и ночное время располагают нас к спокойной молитве. Ибо пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги». Между тем стало темно; в горах стала завывать буря; ветер рвался из ущелий; море разбушевалось, А ЛОДКА апостолов в это время БЫЛА УЖЕ НА СРЕДИНЕ МОРЯ, И ЕЕ БИЛО свирепыми ВОЛНАМИ.

Отплывая от берега, ученики, может быть, думали, что Господь присоединится к ним там, где удобно будет пристать лодке; но вот и ночь, а Его не видно… Напрасно до изнеможения работали веслами опытные рыбари; лодка была готова опрокинуться от прибоя волн; ПОТОМУ ЧТО ВЕТЕР БЫЛ ПРОТИВНЫЙ. «Почто Изводяй ветры от сокровищ Своих и Владычествуяй державою морскою не извел ветра попутного для учеников Своих? Он сделал так для того, чтобы приучить их к бедствиям, какие им предстояли при проповеди Евангельской по всей вселенной» (слова Никифора, епископа Астраханского). Было далеко за полночь, а лодка прошла едва половину пути. «Прежде во время бури Христос Сам был с ними на корабле и притом спал, чтобы тем самым успокоить их; ныне же, ведя их к большему терпению, уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря; прежде буря была днем, теперь – ночью» (свт. Иоанн Златоуст). Господь видел их, бедствующих, в плавании, но на всю ночь оставляет их бороться с волнами, чтобы тронуть их жестокое сердце, потому что «сердце их было окаменено», – говорит евангелист Марк (Мк. 6:52). Это должно было произвести страх, возбужденный как бурей, так и ночным временем. Вместе с тем Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним, и непрестанному памятованию о Нем. Потому и не тотчас явился к ним, хотя Он и незримый всегда близок к ним. В ЧЕТВЕРТУЮ ЖЕ СТРАЖУ НОЧИ (после трех часов пополуночи) ПОШЕЛ К НИМ ИИСУС, ИДЯ ПО МОРЮ, как по суше. Для их же пользы нужно было спешить спасением, и теперь Он как бы хотел миновать их, чтобы побудить их к молитве и воплю о помощи. И УЧЕНИКИ, УВИДЕВ ЕГО ИДУЩЕГО ПО МОРЮ, ВСТРЕВОЖИЛИСЬ И ГОВОРИЛИ: ЭТО ПРИЗРАК, ночное привидение, посредством которого диавол, по верованию Иудеев, устрашает людей, И ОТ СТРАХА ВСКРИЧАЛИ, стали взывать к Богу о спасении. «Господь не вдруг открыл Себя ученикам. Человеку невозможно вынести искушений продолжительных и сильных; потому Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, перед окончанием их подвигов увеличивает испытания». НО, как только они воскликнули, ИИСУС, как бы остановленный и задержанный криком отчаяния, ТОТЧАС ЗАГОВОРИЛ С НИМИ И СКАЗАЛ: ОБОДРИТЕСЬ; ЭТО Я, для Которого нет ничего невозможного, НЕ БОЙТЕСЬ. Во мраке ночи ученики не могли узнать, кто этот ходящий по волнам; но столь знакомый их сердцу голос Божественного Учителя сразу рассеял их страх и внушил смелость. Они хотели уже принять Его в лодке, но тут вдруг выступил Петр, «всегда пламенный, всегда предупреждающий учеников»: ПЕТР СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ГОСПОДИ! ЕСЛИ ЭТО ТЫ (я не сомневаюсь, что это Ты, – кто же кроме Тебя может ходить по морю, как по суше?), ПОВЕЛИ МНЕ, Ты только прикажи, ПРИДТИ К ТЕБЕ ПО ВОДЕ.

«Не сказал: помолись и призови на помощь Бога, но повели. Видишь ли, сколько жара, хотя Петр потому часто и подвергается опасностям, что домогается чрезмерного, ибо и здесь просил слишком многого, впрочем, из одной любви, а не из хвастовства. Не сказал, – повели мне ходить по водам, но – прийти к Тебе. Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но и вести других». Сердцеведец знал, чем кончится дерзновенная попытка Петра идти по волнам; Он не сказал ему: «Повелеваю»; не сказал: «Иди ко Мне», но просто: «Иди», если хочешь (свт. Иоанн Златоуст). ОН ЖЕ СКАЗАЛ: ИДИ. «Если бы Христос сказал, – не можешь, то Петр, по своей горячности, стал бы и здесь противоречить. Поэтому Христос делом убеждает его впредь быть осторожнее. Но Петра и это не удерживает, – говорит святитель Златоуст. – Он хочет показать, что его вера, его любовь к Спасителю сильнее, чем у прочих апостолов. Так и впоследствии он уверял: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Но опыт показал, что и на этот раз он был слишком самонадеян и маловерен». И, ВЫЙДЯ ИЗ ЛОДКИ, ПЕТР твердой ногой ступил на кипящие волны, и пока взгляд его был устремлен на Господа, ветер тщетно рвал его волосы и волны обрызгивали его одежду; он радостно ПОШЕЛ ПО ВОДЕ, радуясь не тому, что ходит по волнам, но тому, ЧТОБЫ ранее других ПОДОЙТИ К ИИСУСУ и броситься к стопам Его. Так чудо следует за чудом: не только Творец и Владыка моря, но и раб силою Его соизволения ходит по водам, как по суше… «Но победив трудное, Петр едва не потерпел вред от легчайшего. Такова природа человеческая: часто успев в великом, затрудняется малостью», – говорит святитель Златоуст. Когда Петр взглянул на яростные волны и мрачную бездну под ним, в нем заговорила плоть и кровь: НО, ВИДЯ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, ИСПУГАЛСЯ И, НАЧАВ УТОПАТЬ, ЗАКРИЧАЛ голосом отчаяния: ГОСПОДИ! СПАСИ МЕНЯ. Не буря водная угрожала ему, а буря помышлений сомнительных, так же как не плотность воды держала его на волнах, а крепость веры… Страх вынудил его искренно признаться в слабости своей веры и Господь не умедлил Своей помощью: ИИСУС ТОТЧАС ПРОСТЕР РУКУ, ПОДДЕРЖАЛ ЕГО… Но Почему Господь не повелел уняться ветрам, а Сам поддержал Петра? Потому что не ветер был виной его утопания, а его малодушие; и Христос укрощает не ветер, а это малодушие. «Нужна была Петрова вера, а ее оказался недостаток, и вот Господь с любовью укоряет его И ГОВОРИТ ЕМУ: МАЛОВЕРНЫЙ! ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?

Он не говорит, – неверный, но «маловерный»; не говорит, – зачем ты пошел? следовательно, не хочет охлаждать будущей ревности Своих апостолов, но ободряет их, показывает, что при Его помощи они все могут сделать. Все возможно верующему». «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо; так сделал и Христос». Петра это научило не высокомудрствовать, а других учеников успокоило, чтобы не завидовали Петру. Случившееся с ним на море предзнаменовало его отречение и последовавшее за этим обращение и покаяние. И, КОГДА ВОШЛИ ОНИ В ЛОДКУ, ВЕТЕР УТИХ, буря сразу стихла и море стало спокойно. Свидетели чуда чрезвычайно изумились и дивились; когда раньше Господь словом утишил бурю, то говорили: «кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8:27). А теперь и апостолы и другие, БЫВШИЕ ЖЕ В ЛОДКЕ ПОДОШЛИ в благоговении к Нему, ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ И СКАЗАЛИ: ИСТИННО ТЫ Мессия, воплотившийся СЫН БОЖИЙ.

Ученики Иисуса Христа переезжали через озеро. Сам же Он остался на берегу. Выехали ученики поздно вечером, и, когда добрались до середины озера, их застигла темная ночь. Поднялась страшная буря. Лодку вертело, как щепку, и заливало волнами. Все, кто был в лодке, испугались и каждую минуту ждали, что их суденышко перевернет и все они пойдут ко дну.

Вы думаете, дети, Иисус Христос забыл Своих учеников, не видел, что они тонут? Неужели Он не помог несчастным пловцам? Нет, добрые дети, никого не забывает Иисус Христос. Он помнит обо всех несчастных. Он видит наши несчастья и всегда, если нужно, помогает нам. Только вы не забывайте своего Спасителя и прежде у Него просите помощи и молитесь Ему. Знайте, что чем больше несчастье, чем страшнее опасность, тем Господь ближе к вам. Тонете ли вы, горите ли вы в пожаре, заблудились, больны – Христос возле вас и готов помочь вам. Только вспомните Его, позовите на помощь и помолитесь Ему.

Начинало светать, а буря не унималась. От берега лодку унесло верст на пять. Вдруг ученики видят, что по морю, по высоким волнам к ним идет Иисус Христос. Они очень испугались. «Как! Ведь Учитель остался на берегу, а мы уже далеко отплыли! Как же Он может идти по волнам?» – говорят апостолы между собой.

«Из Сиона»: Почему у Петра получилось ходить по воде?

«Это нам только кажется, это призрак!» – воскликнули они испуганно.

«Это Я. Не бойтесь!» – говорит Иисус Христос. «Господи! Если это правда Ты, позволь мне прийти к Тебе по воде», – попросил апостол Петр. «Иди!» – говорит ему Иисус Христос. И Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу Христу. Он верил, что Господь не даст ему погибнуть, и шел по волнам. Когда он подошел уже довольно близко к Иисусу Христу, вдруг подул сильный ветер. Петр испугался, забыл, что возле него Христос, и подумал: «Как бы не утонуть!» И он тут же стал тонуть. «Господи, спаси меня!» – закричал Петр.

Иисус Христос подал ученику руку, поддержал его и говорит: «Маловерный!

Почему ты засомневался? Почему подумал, что Я дам тебе утонуть? Почему не понадеялся на Меня?»

Когда Иисус с Петром вошли в лодку, ветер утих и буря унялась.

Все, кто был в лодке, подошли к Иисусу Христу, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».

Дети, вы не могли бы мне напомнить другое чудо, похожее на это? Иисус Христос, плывя на лодке со Своими учениками, одним словом укротил бурю, запретил дуть ветру и подниматься волнам.

Прослушать эту главу:

Поделитесь ссылкой:

Рассказ 47. Хождение по воде

Натюз

Дорогие мои дети! Не могу не поделиться с вами чувствами, охватившими мое сердце, когда я читала рассказ евангелиста Матфея о чуде, которое явил Иисус Христос своим ученикам, когда Он шел к ним по воде Тивериадского озера.
А было это так. После Нагорной проповеди в течение многих часов огромному числу людей (более 5 тысячам, кроме детей и женщин),изрядно устав, Иисус велел своим ученикам сесть в лодку и плыть на другой конец озера, но без Него. А сам Он еще продолжал беседовать с отдельными людьми, подходившими к Нему за советом. Когда все люди ушли, Иисус уединился, взошел на гору и до глубокого вечера находился там один в молитве.
Ученики сели в лодку и поплыли. Когда они были почти на середине озера, поднялся сильный ветер, лодку начало качать, волны бились о борта, заливая палубу. Они не знали точно который это был час, но ориентируясь по сиянию луны, наступила четвертая стража ночи. Дело в том, что в те времена ночь делили на 4 части. Четвертая стража — это время между 4-6-ым часом ночи. Время перед восходом солнца – самое темное время (луна не видна и солнца еще нет). Иисус выбирает именно этот отрезок времени ночи и решает идти к ученикам по воде. В свою очередь ученики вдруг видят приближающегося к ним по воде человека в белой одежде, просто так идущего по воде, и понимают, что, кроме Иисуса, такое никто из людей не смог бы сделать. Не просто удивление, а шок и страх охватывает души и сердца сидящих в лодке учеников. Они вскричали от страха:» Этого не может быть! Наверняка, мы видим призрак, а не человека». И вот тогда Иисус заговорил, обращаясь к ним:» Ободритесь; это Я, не бойтесь». Ребята, только представьте себе эту картину. Конечно, ученики знали и видели какими необыкновенными нечеловеческими возможностями обладает Иисус, но всякий раз это приводило их одновременно и в страх, и восторг.
Один из учеников, Петр, переполненный необыкновенной радостью, увидев идущего по воде Христа, сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Иисус ответил: иди! И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу».
Представляете, дети, Петр тоже пошел навстречу к Иисусу по воде и даже сделал несколько шагов. Однако тот час же испугался и ветра, и волн, и начал тонуть, вскричав: » Господи, спаси меня!». Иисус сразу же пришел на помощь, простер руку и поддержал Петра. Однако сказал ему:» маловерный! зачем ты усомнился?» Потом они оба взошли в лодку и ветер утих. Ученики поднялись и низко поклонились ему, и сказали Иисусу: истинно Ты Сын Божий.

Ученые разгадали секрет Иисуса Христа

Смотрите, любимые мои, в самую трудную минуту, когда тьма сгущается, волны жизни захлестывают нас, ветер сносит все на своем пути, неожиданным, самым невероятным образом, является Иисус. Он приходит на помощь, когда мы взываем к Нему, протягивая нам руку. Он поддерживает нас, и с Ним мы начинает делать то, чего раньше не могли и представить себе, например, как Петр, ходить по воде. Однако, при этом нужна сильная и твердая вера, что Господь с тобой. Для Иисуса ничего невозможного нет, ведь Он истинно Сын Божий.

© Copyright: Натюз, 2011
Свидетельство о публикации №211080300813

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Натюз

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Натюз

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22-33

45И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46И, отпустив их, пошел на гору помолиться. 47Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. 51И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

Евангелие от Марка, глава 6, стихи 45-52

15Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один. 16Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. 18Дул сильный ветер, и море волновалось. 19Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. 20Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. 21Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 15-21

Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.» 1

69

И, отпустив их (учеников), (Господь) пошел на гору помолиться (Мк. 6,46).

Уходит молиться “на гору”. “На горе” ближе к Отцу. И Господь поднимается телом с долины как бы затем, чтобы быть над жизнью земли и оторваться от нее.

Здесь — образ молитвы к Отцу. Такова должна быть молитва к Отцу Небесному. Пусть душа уходит “на гору”, оторвется от земного, поднимется над ним, забудет о нем, чтобы не связывала ее тяжесть земных дум, забот, интересов, чтобы не влачилась молитва в жиже земных помыслов и не обезкрыливала в рассеянности, перебегая по земным вещам…

Никогда же не забывай уходить молиться “на гору”.

70

Вечером лодка (с учениками) была посреди моря, а Он (Христос) один на земле.

И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено (Мк.

Смысл песни Наутилуса «Прогулка по воде»

6,47-52).

Опять та же картина (ср. Мк. 4,36-38): лодка людской жизни — сама по себе; Господь, Правитель жизни — Сам по Себе…

И понятно, лодка над пучиной. Там были вечером, т.е. к закату жизни. К вечеру она изжила все иллюзии земли, и нет у нее гавани, нет опоры, нет твердых берегов. Отяжелевшая лодка жизни к вечеру жизни чаще всего носится “среди моря”, и сгущается около нее мрак жизни, а под ней — бездонная пучина.

И, конечно, лодка в бедствии!.. Конечно, ветер был противный. Как же ей не быть в бедствии, когда она одна и безпомощна? И “противный ветер” жизни мира тоже неминуем.

Когда бедствия протянулись длинной полосой, когда должны бы быть изжиты иллюзии и оценена человеческая безпомощность, тогда Господь, вечно бодрствующий над миром, идет по путям бедствующих человеческих жизней. Он всегда ходит по путям жизни, но люди в безпечности не видят Его. Теперь в дни бедствия, когда бедствие достигло вершин развития (“в четвертую стражу ночи”), Он проходит так близко к бедствующим, чтобы быть заметным.

Но и милосердуя о страдающем человеке, Господь однако не может спасти человека насильно, без его воли; и вот почему, когда со стороны бедствующих учеников не было обращения за помощью, Господь хочет миновать их. Об этом и упоминает евангелист Марк: “И хотел миновать их”. Человек, чтобы получить Господню поддержку, должен обращаться ко Христу. Надо, чтобы у человека была открыта душа и приняла Божественное воздействие.

Ученики увидели Христа, идущего по морю, но откликнулись не обращеньем за помощью, а смятеньем, растерянностью и испугом. Их испугала необычность хождения по воде, и они не уразумели, что это же живой Бог, для Которого все возможно, как Творца стихий, а подумали, что они видят призрак. Люди, переживая бедствие, чаще всего бывают подавлены им и прижаты к земле. Еще в первый период несчастья те из людей, кто не утратил веры в Бога, те обращаются к Нему с мольбой бедствующих учеников: “Учитель, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?”

Так как Господь, испытывая мужество и укрепляя веру, приходит лишь в четвертую стражу бедствий ночи, то слабая вера успевает зачахнуть, а в душе разливаются растерянность и смятение, а вместе с ними и подавленность. Когда в таком состоянии подавленности и влаченья по земле человеческая душа соприкасается с Божественным воздействием на нее, она, как застигнутая врасплох, совсем теряется. Соприкосновение с неизвестным и чрезвычайным усиливает страх; маловерие влачит мысль по земле…

И тогда веяние чудесного мира, который зовет к Богу, воспринимается как “призрак”, как нереальное, как то, что “показалось”. Когда пройдет первый невольный трепет души от осязания сверхземного и человек вернется к будничному “прочному и ясному” сознанию, тогда минувшее мгновенье Божия веяния рассматривается как иллюзия, объясняется расстроенным воображением, нервозностью и вспоминается как проявленная болезненная слабость.

Господь однако и при обнаружившемся малодушии учеников проявляет Свое милосердие до конца. Так как в учениках теплилась вера, что их Учитель может спасти, и их сердце невольно тянулось к Нему (“они хотели принять Его в лодку”. — Ин. 6,21), то Господь прекращает бедствие. Он успокаивает учеников, заверяя их, что это — Он Сам, живой их Учитель, чудеса Которого они видели много раз. И Господь входит в лодку…

Как только Кормчий жизни вошел в лодку жизни, тотчас наступила тишина… Противного ветра как не бывало, и жизненное плавание пошло устойчиво и спокойно. Так верно руководство, и так надежна охрана. Не “изумляйся”, не “дивись”, как ученики (ст.51), что бодрствует Господь и что милосердие Его велико, и что Он ходит по путям жизни и подает руку, хотя бы ты был на грани отчаяния!

Ты сам-то будь чуток, не “окаменей сердцем” (ст.52), не похорони совесть в постоянных сделках, в приспособлениях в устраивании жизни по понятному и земному, а сумей ощутить Господа и приход Его. Да не малодушествуй, робея и как бы стесняясь принять Божеское, пытаясь приспособить его проявления к земным естественным явлениям, а с внутренней теплотою, открытым сердцем прими Христа, со страхом и любовью поклонись Ему, возблагодари Его милосердие, что Он взыскивает тебя грешного и забывшего Его, и тогда Господня рука выведет тебя из бедствия и с ее помощью ты пойдешь прямее и тверже.

Вверх

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский. «Беседы на Евангелие от Марка», Глава 6, стихи 30-56.

Вверх

Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, «Благовестие святого евангелиста Марка», письма к духовным чадам. М., «Отчий дом», 1996, сc. 256-259.

Дорон Ноф, профессор океанографии Флоридского университета (США), обнаружил условия, при которых чудо, описанное в Библии, становится реальностью.

С Божией помощью

Из Святого писания (см. первоисточник) известно, что Иисус сильно изумил апостола Петра и других своих учеников, плававших на лодке по Галилейскому морю. Пришел к ним по воде.

Верующие ничуть не сомневаются: с Божией помощью можно сотворить и не такое. Например, накормить досыта пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Что Иисус и проделал накануне. Ученые же попробовали объяснить мистическое, казалось бы, явление с материалистической точки зрения. И пришли к выводу, что секрет «хождения по воде», возможно, кроется в редчайшей климатической аномалии. Конкретно вот в какой: в жаркой стране вдруг появилась корка льда, покрывшая поверхность водоема. По ней-то Сын Божий и прошествовал к ученикам.

По тонкому льду

Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море. Это древние названия водоема на севере современного Израиля. Размер примерно 30 на 8 километров. И теперь он более известен как озеро Киннерет. С одной стороны в него втекает река Иордан, с другой вытекает. Вот тут и ходил по воде Иисус. А вовсе не по Мертвому морю, как заблуждаются многие. Но ходил в тропическом климате. Откуда, спрашивается, тут лед?

— Мог образоваться, — утверждает Дорон Ноф, который изучил колебания температуры в районе Киннерета и провел эксперименты с искусственно намороженным льдом. — Однажды тут ударил мороз в минус 4 градуса Цельсия. И продержался два дня. А их вполне хватает, чтобы появился слой льда — тонкий и плавающий. Но достаточно прочный, чтобы выдержать вес человека.

Ноф исследовал не весь водоем, а западный участок в районе города Табга, где было сделано множество археологических открытий, связанных с библейскими событиями. К тому же здесь бьют холодные соленые ключи, поверх которых натекает пресная вода. И создает наиболее благоприятные условия для замерзания.

По данным ученого, природная аномалия случилась в промежутке от 2500 до 1500 лет назад. То есть попала на то время, когда жил Иисус Христос.

А у Петра не получилось

— Мы просто говорим, что в окрестностях озера бывали уникальные заморозки, — объясняет Дорон Ноф. — За последние 12 тысяч лет по крайней мере несколько раз. — А вопрос, действительно ли наше исследование доказывает написанное в Библии, предоставляем решать другим.

Ноф лишь намекает, что ученики Иисуса, со слов которых впоследствии и были написаны Евангелия, могли просто не заметить льдину, по которой шел Сын Божий. Ее действительно сложно разглядеть. Особенно ночью. Прозрачная и отшлифованная дождем и ветром. Вот и привиделось хождение по воде.

Да и сам Иисус не настаивал на чуде. Просто предложил попробовать Петру, который так и рвался его повторить. Но у того ничего не получилось. Видимо, шагнул с лодки не на лед, а прямо в воду. Или проломил тонкую корочку, не заметив ее со страху.

— При сегодняшних климатических условиях шансы на возникновение «библейского» льда на севере Израиля нулевые, — признает Ноф. — Или такое станет возможно один раз за 10 тысяч лет.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Не бойтесь, это я!

А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидевшие Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал ему в ответ: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И вышел из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;

Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня…

…И когда вошли они в лодку, ветер утих…

…И переправившись прибыли в землю Геннисаретскую…

(Евангелие от Матфея, глава 14.)

СПРАВКА «КП»

Шлемоносный василиск, он же ящерица-Иисус Христос, весит не более килограмма, вырастает иногда до 60 сантиметров (вместе с хвостом). За один забег по воде может преодолеть около 20 метров. Живет 7 — 8 лет, обитает во влажных лесах Южной и Центральной Америки около водоемов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

По воде можно бегать

Внимание ученых привлек еще один Иисус. Но уже не Сын Божий, а рептилия — шлемоносный василиск. За умение бегать не по льду, а действительно по воде его называют в научном мире ящерицей-Иисусом. Но как удается такой трюк? Ведь ящерица не паук или водомерка, которые настолько легкие, что не тонут за счет сил поверхностного натяжения воды. Разгадать загадку взялись исследователи университета Гарварда под руководством доктора Антонины Хсих.

Василиск-Иисус гребет лапками так мощно и быстро, что не успевает утонуть.

Со стороны бег Иисуса выглядит так, будто бы ящерица и в самом деле владеет неким антигравитационным механизмом — левитирует, попирая законы физики. Но оказалось, что с ними все в порядке. Ученые подробно рассмотрели телодвижения василиска. Для чего заставили его бегать по дорожке в бассейне. А воду покрыли слоем серебряных светоотражающих частиц, подсветили лазерами и сняли скоростной видеокамерой. Подобные приготовления понадобились для того, чтобы сделать видимыми водяные потоки вокруг ног ящерицы.

В итоге оказалось, что Иисус не совсем бежит, а гребет — то одной ногой, то другой. Но делает это настолько мощно, что не успевает погрузиться. Теоретически, полагают ученые, и люди могли бы так же. Надо лишь надеть на ноги некое подобие ласт и научиться толкаться ими вверх и чуть вперед, как василиск. Но подробности этого процесса еще предстоит изучить.

73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде

  • _Синопсис
  • До Рождества Христова
    • #1. Рождество Пресвятой Богородицы
    • #2. Введение во храм Пресвятой Богородицы
    • #3. Пресвятая Дева Мария у Иосифа
    • 1. Пролог. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
    • 2. Родословие Господа Иисуса Христа
    • 3. Благовестие Захарии о рождении Иоанна Предтечи
    • 4. Благовещение Пресвятой Богородицы
    • 5. Дева Мария в доме Елисаветы
    • 6. Рождество Иоанна Предтечи
    • 7. Откровение Иосифу Праведному о Боговоплощении
  • От Рождества Христова до начала служения
    • До Крещения Господня и Его искушения в пустыне
      • 8. Рождество Господа Иисуса Христа
      • 9. Поклонение пастырей
      • 10. Обрезание и наречение имени Иисус
      • 11. Сретение Господа в храме
      • 12. Поклонение волхвов
      • 13. Бегство в Египет; избиение младенцев
      • 14. Возвращение из Египта, поселение в Назарете. Отрок Иисус в храме
      • 15. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне; свидетельство об Иисусе Христе
      • 16. Крещение Господне
      • 17. Искушение Иисуса Христа в пустыне
    • В Иудее после искушения в пустыне до первой Пасхи
      • 18. Последующие свидетельства Иоанна Предтечи об Иисусе Христе
      • 19. Первые ученики
    • В Галилее по возвращении из Иудеи
      • 20. Чудо в Кане Галилейской; посещение Капернаума
  • От первой Пасхи до второй
    • В Иудее
      • 21. Изгнание торгующих из храма. Свидетельство о Богосыновстве
      • 22. Беседа с Никодимом
      • 23. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
      • 24. Заключение Иоанна Предтечи в темницу
    • По пути из Иудеи в Галилею
      • 25. Возвращение в Галилею
      • 26. Беседа с самарянкой
    • В Галилее
      • 27. Приход в Кану Галилейскую и исцеление сына капернаумского царедворца
      • 28. Начало Евангельской проповеди
      • 29. Проповедь Господа Иисуса Христа в назаретской синагоге
      • 30. Поселение и проповедь в Капернауме
      • 31. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
      • 32. Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге
      • 33. Исцеление тещи Симона Петра
      • 34. Исцеление многих больных
      • 35. Благовестие в Галилее
      • 36. Исцеление прокаженного
      • 37. Исцеление расслабленного в Капернауме
      • 38. Призвание Левия-Матфея к апостольству
      • 39. Ответ ученикам Иоанна о посте
  • От второй Пасхи до третьей
    • В Иудее
      • 40. В Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчей купели
      • 41. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве
    • В Галилее
      • 42. О значении субботы; срывание колосьев
      • 43. Исцеление сухорукого в субботу
      • 44. Злоба фарисеев и стремление народа к Иисусу
      • 45. Избрание 12-ти Апостолов
      • 46. Нагорная проповедь
      • 47. Проповедь на месте равнем
      • 48. Исцеление слуги капернаумского сотника
      • 49. Воскрешение сына вдовы в Наине
      • 50. Свидетельство Господа Иисуса о Себе и об Иоанне Крестителе пред Иоанновыми учениками
      • 51. Призыв труждающихся и обремененных
      • 52. Прощение грешницы в доме фарисея Симона
      • 53. Исцеление бесноватого глухонемого слепца
      • 54. Изобличение хулы на Духа Святого
      • 55. Ответ Господа искавшим от Него знамения
      • 56. О внутреннем свете
      • 57. Похвала слушающим слово Божие
      • 58. Изобличение внешней праведности
      • 59. Учение о Царствии Божием в притчах
      • 60. О последовании за Иисусом
      • 61. Укрощение бури на пути через Геннисаретское озеро в Гадаринскую страну
      • 62. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране
      • 63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира
      • 64. Исцеление двух слепцов
      • 65. Исцеление бесноватого немого
      • 66. Проповедь в Назаретской синагоге
      • 67. Проповедь в окрестных городах и селениях
      • 68. Наставления 12-ти при послании их на проповедь
      • 69. Смерть Иоанна Крестителя
      • 70. Молва об Иисусе Христе, смятение Ирода
      • 71. Возвращение 12-ти с проповеди
    • В Галилее перед Пасхой
      • 72. Насыщение 5000 народа пятью хлебами и двумя рыбами
      • 73. Шествие Господа Иисуса Христа к ученикам по воде
      • 74. Исцеление больных в Геннисаретской стране
      • 75. Беседа Господа Иисуса Христа о небесном хлебе
  • От третьей Пасхи до четвертой — Пасхи Страданий
    • До праздника Кущей
      • 76. Обличение иудеев в лицемерном исполнении закона
      • 77. Путешествие Иисуса Христа в пределы Тира и Сидона, исцеление дочери хананеянки
      • 78. Исцеление глухонемого
      • 79. Исцеление множества народа у Геннисаретского озера
      • 80. Насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами
      • 81. Прибытие в страну Магдалинскую. Ответ фарисеям, просившим знамения с неба
      • 82. Предостережение ученикам от закваски фарисейской
      • 83. Исцеление слепого в Вифсаиде
      • 84. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой
      • 85. Первое предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях; наставление о несении креста
      • 86. Преображение Господне
      • 87. Второе предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 88. Исцеление бесноватого лунатика
      • 89. Третье предсказание Господа Иисуса Христа о крестных страданиях
      • 90. Последнее пребывание Господа Иисуса Христа в Капернауме; ответ Иисуса Христа о подати на храм
      • 91. Наставление о смирении
      • 92. Речь о спасении погибающих, притча о пропавшей овце
      • 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце
    • В Галилее перед праздником Кущей
      • 94. Отказ Иисуса Христа идти на праздник в Иерусалим
      • 95. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим
      • 96. Неприязненное отношение к Иисусу Христу самарийцев
      • 97. Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним
      • 98. Послание 70-ти на проповедь; укор городам, не принявшим проповеди
      • 99. Вопрос законника о вечной жизни и о ближнем; притча о милосердном самарянине
      • 100. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
      • 101. Учение Господа Иисуса Христа о молитве
      • 102. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; обличение законников
      • 103. Наставления о правилах жизни Христовым последователям. Притча о неразумном богаче
    • В Иерусалиме на празднике Кущей
      • 104. Спор в народе о Христе
      • 105. О женщине, взятой в прелюбодеянии
      • 106. Обличение иудеев при сокровищнице храма
      • 107. Исцеление слепорожденного
      • 108. Беседа о «добром пастыре»
      • 109. Известия об избитых Пилатом галилеянах, наставление о покаянии
      • 110. Притча о бесплодной смоковнице
      • 111. Исцеление скорченной женщины в синагоге в субботу
      • 112. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах
      • 113. Беседа в праздник Обновления в притворе Соломоновом
      • 114. Уход Господа Иисуса Христа из Иерусалима в заиорданскую страну Перею
    • На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим
      • 115. Речь Господа Иисуса Христа о числе спасающихся
      • 116. Предсказания о страданиях в Иерусалиме
      • 117. Господь Иисус Христос на обеде у фарисея; исцеление больного водянкой; притча о званых на вечерю
      • 118. Самоотвержение последователей Христа
      • 119. Притчи о погибшей овце, потерянной драхме и блудном сыне
      • 120. Притча о неверном домоправителе
      • 121. Обличение фарисеев; притча о богаче и Лазаре
      • 122. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
      • 123. Исцеление десяти прокаженных
      • 124. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия и о Втором пришествии Христовом
      • 125. Притча о несправедливом судье
      • 126. Притча о мытаре и фарисее
      • 127. Учение о браке
      • 128. Благословение детей
      • 129. Ответ богатому юноше
      • 130. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа
      • 131. Притча о нанятых в виноградник работниках
      • 132. Воскрешение Лазаря
      • 133. Заговор начальников иудейских против Иисуса Христа
      • 134. Предсказания Господа Иисуса Христа о крестных страданиях на пути в Иерусалим
      • 135. Просьба сынов Зеведеевых о месте в Царствии Иисуса Христа
      • 136. Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов
      • 137. Обращение Закхея
      • 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты
      • 139. Господь Иисус Христос в Вифании, вечеря в доме Лазаря
      • 140. Вход Господень в Иерусалим; исцеление больных
  • Страстная седмица
    • Великий понедельник
      • 141. Бесплодная смоковница
      • 142. Изгнание торгующих из храма
    • Великий вторник
      • 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях
      • 143.2. Притча о злых виноградарях
      • 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына
      • 143.4. Ответ Господа о подате кесарю. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении. Беседа о наибольшей заповеди в законе. О Божественном достоинстве Мессии-Христа
      • 143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев
      • 144. О жертве бедной вдовицы
      • 145. Речь Господа Иисуса Христа перед эллинами и иудеями
      • 146.1. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. На горе Елеонской
      • 146.2. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о десяти девах
      • 146.3. Пророчества и притчи Господа иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. Притча о талантах
      • 146.4. Пророчества и притчи Господа Иисуса Христа об Иерусалиме и о Втором пришествии. О страшном суде
    • Великая среда
      • 147. Господь Иисус Христос в Вифании
      • 148. Заговор иудеев, предательство Иуды
    • Великий четверг
      • 149. Пасхальная вечеря
      • 150. Моление о чаше
    • Великая пятница
      • 151. Взятие Иисуса Христа под стражу
      • 152. Допрос Иисуса Христа у Анны
      • 153. Суд Синедриона над Иисусом Христом у Каиафы
      • 154. Отречение Петра
      • 155. Приговор Синедриона
      • 156. Конец Иуды
      • 157. Иисус Христос на суде у Пилата, царя Ирода и последний суд над Иисусом Христом у Пилат
      • 158.1. Крестный путь и Голгофа
      • 158.2. Распятие и смерть Иисуса Христа
      • 159. Погребение Иисуса Христа
  • Воскресение Господа Иисуса Христа и последующие события
    • 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
    • 163. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
    • 164. Явление ученикам без Фомы
    • 165. Явление по прошествии восьми дней
    • 167. Восстановление Апостола Петра в апостольском достоинстве и предсказание его мученичества
    • 168. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее и благословение их на проповедь
    • 169. Вознесение Господне

Иисус Христос ходит по воде

Ученики Иисуса Христа переезжали через озеро. Сам же Он остался на берегу. Выехали ученики поздно вечером, и, когда добрались до середины озера, их застигла темная ночь. Поднялась страшная буря. Лодку вертело, как щепку, и заливало волнами. Все, кто был в лодке, испугались и каждую минуту ждали, что их суденышко перевернет и все они пойдут ко дну.

Вы думаете, дети, Иисус Христос забыл Своих учеников, не видел, что они тонут? Неужели Он не помог несчастным пловцам? Нет, добрые дети, никого не забывает Иисус Христос. Он помнит обо всех несчастных. Он видит наши несчастья и всегда, если нужно, помогает нам. Только вы не забывайте своего Спасителя и прежде у Него просите помощи и молитесь Ему. Знайте, что чем больше несчастье, чем страшнее опасность, тем Господь ближе к вам. Тонете ли вы, горите ли вы в пожаре, заблудились, больны – Христос возле вас и готов помочь вам. Только вспомните Его, позовите на помощь и помолитесь Ему.

Начинало светать, а буря не унималась. От берега лодку унесло верст на пять. Вдруг ученики видят, что по морю, по высоким волнам к ним идет Иисус Христос. Они очень испугались. «Как! Ведь Учитель остался на берегу, а мы уже далеко отплыли! Как же Он может идти по волнам?» – говорят апостолы между собой. «Это нам только кажется, это призрак!» – воскликнули они испуганно.

«Это Я. Не бойтесь!» – говорит Иисус Христос. «Господи! Если это правда Ты, позволь мне прийти к Тебе по воде», – попросил апостол Петр. «Иди!» – говорит ему Иисус Христос. И Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу Христу. Он верил, что Господь не даст ему погибнуть, и шел по волнам. Когда он подошел уже довольно близко к Иисусу Христу, вдруг подул сильный ветер. Петр испугался, забыл, что возле него Христос, и подумал: «Как бы не утонуть!» И он тут же стал тонуть. «Господи, спаси меня!» – закричал Петр.

Иисус Христос подал ученику руку, поддержал его и говорит: «Маловерный!

Почему ты засомневался? Почему подумал, что Я дам тебе утонуть? Почему не понадеялся на Меня?»

Когда Иисус с Петром вошли в лодку, ветер утих и буря унялась.

Все, кто был в лодке, подошли к Иисусу Христу, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».

Дети, вы не могли бы мне напомнить другое чудо, похожее на это? Иисус Христос, плывя на лодке со Своими учениками, одним словом укротил бурю, запретил дуть ветру и подниматься волнам.

ХРИСТОС, ИДУЩИЙ ПО ВОДЕ

(Маловерие Петра; «Navicella»

)

(Матфей, 14:22-33; Марк, 6:45-56; Иоанн, 6:15-21)

(22) И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. (23) И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. (24) А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. (25) В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. (26) И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. (27) Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. (28) Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. (29) Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, (30) но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. (31) Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (32) И, когда вошли они в лодку, ветер утих. (33) Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

(Мф. 14:22-33)

Марк оброненным мимоходом замечанием проливает свет на цели Христа, продемонстрировавшего чудо хождения по воде (оно произошло после другого совершенного Им чуда — насыщения пяти тысяч человек): Он сотворил его в назидание маловерным, «ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6:52). Смысл этой истории замечательно раскрыл И. В. Гёте: «Это одно из лучших сказаний. (…) Я его люблю больше других. В нем высказано великое учение, что человек верою и добрым духом побеждает труднейшие предприятия; напротив, чуть найдет малейшее сомне­ние, все потеряно».

Гиберти. Христос, идущий по воде (1404—1424).

Флоренция. Баптистерий (вторые двери).

Андреа да Фиренце. Маловерие Петра (1365—1368).

Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла.

Христос стоит на воде. Он протягивает руку Петру, который судорожно хватает ее, наполовину погруженный в волны. Лицо Петра выражает испуг и отчаяние. Море, в соответствии со словами рассказа — «ее било волнами, потому что ветер был противный», — как правило, бурное, в отличие от того, каким оно изображается в Чудесной улове, хотя иногда оно может изображать­ся и спокойным; тогда в глади воды могут отражаться персонажи этой истории. Определенное сходство двум этим сюжетам придает поведение Петра, который в одном из вариантов Чудесного улова, как и в данном случае, делает шаг в воду (см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ). Однако имеется также и различие, помогающее распознать эти сюжеты: в данном сюжете Христос непременно стоит на воде, тогда как в Чудесном улове он на берегу или в лодке.

Лодка здесь, как и в других «морских» темах (см. ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ; ХРИСТОС УСМИРЯЕТ ВОЛНЫ), является символом Церкви, в лоне которой только и можно обрести спасение.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Гиберти. Христос, идущий по воде (1404—1424). Флоренция. Баптистерий (вторые двери).

Андреа да Фиренце. Маловерие Петра (1365—1368). Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *