Иисус в мусульманстве

Несмотря на то, что прошло уже три года с момента выпуска книги «Был ли Иисус мусульманином?», автором которой является руководитель отделения религий и верований университета Лютера в американском штате Айова, профессор Роберт Шедингер, книга до сих пор вызывает дебаты в Соединенных Штатах. Некоторые оппоненты автора даже потребовали от него извинений за его «незнание».

Согласно тому, что написано во введении к этой книге, Шедингер пришел к результату, который шокировал и задел чувства миллионов христиан в Соединенных Штатах. Причинами написания книги для Шедингера послужили продолжительный извилистый путь поиска ответов на некоторые вопросы, а также недовольство его студентки-марокканки Худы, высказанное по поводу того, каким образом он преподносил своим студентам Ислам. Помимо этого, толчком для написания книги послужило желание Худы, чтобы он пришел к выводу, что Иисус был мусульманином, несмотря на то, что он родился более чем за шесть веков до появления Ислама.

Несмотря на критику и повторяющиеся возражения, Шедингер не стесняется подтверждать заключение своего исследования, в котором он неоднократно заявлял: «Хотя я и христианин, я вынужден признать, что Христос был мусульманином». Он подчеркивает, что «заявление, что Христос был мусульманином, не беспокоит и не смущает меня», этот факт может стать основой для понимания и конструктивного сотрудничества между мусульманами и христианами и может поддержать их усилия по достижению мира во всем мире.

Шедингер основывает свое исследование на весьма любопытном вопросе: «Мусульманское или христианское понимание Христа в большей мере основано на историческом подходе?». Он задается этим вопрос по ходу всего исследования, особенно сосредотачиваясь на нем в области сравнительного изучения религий. Таким образом, он разъясняет те контексты, которые привели к необходимости проводить различия между политикой и религией. Он приходит к еще «более точным» и «более достоверным» результатам, которые подтверждают возможность перспектив взаимопонимания и сотрудничества между мусульманами и христианами.

Шедингер в своем исследовании не рассматривает Ислам как религию, но как общественное движение, которое добивается справедливости, которое рассказывает об Иисусе только истину и объявляет о том, что он был мусульманином. Шедингер сказал в интервью журналистам: «Я должен был пересмотреть Ислам, и я пришел к выводу, что он (Ислам) является социальным и справедливым движением, и это то, к чему призывал Христос, поэтому я вижу, что Христос был больше мусульманином, а не христианином в духовном смысле Спасителя, который пришел, чтобы искупить грехи человека».

Следует отметить, что пастор баптистской церкви Мэт Уолтерз опроверг такое предложение Шедингера и сказал, что «мусульмане не признают божественность Христа, а как тогда Христос мог следовать идеологической системе, которая описывает его как лжеца?».

Оппоненты Шедингера утверждают, что он является «чрезмерно социальным человеком» и что он описывает Христа как «лидера общественного движения, а не как духовного лидера». Они также утверждают, что идеи Шедингера «не примут ни мусульмане, ни истинные христиане».

Стоит отметить, что в университете Лютера поддерживают профессора Шедингера, несмотря на всю критику в его адрес. Как заявила пресс-секретарь университета — «администрация университета полностью поддерживает тезис Шедингера».

аль Джазира

  1. Кто такой пророк Иса
  2. Иисус в Коране
  3. Рождение
  4. Чудеса
  5. Смерть или вознесение?
  6. Второе пришествие Иисуса

Иисус является в Исламе одним из величайших пророков мусульманской религии и носит имя Иса ибн Марьям аль-Масих (Иса сын Марии мессия). Эпитеты, которыми называют в Исламе Иисуса – «раб Аллаха» или «Абдуллах», «посланник Аллаха» или «расулюЛлах», «праведник» или «салих», «слово Аллаха» или «калиматуЛлах», «речение истины» или «кауль аль-хакк». Также пророк Иса носил имя Масих, что означает «мессия» — таким именем Иисус назван в Священном Коране. Поскольку Иисус носил имя Иса ибн Марьям, то это подчеркивало особую роль его матери Марьям в Исламе.

Пророк Иса по Исламу явился к израильтянам для того, чтобы подтвердить то, что Тора (Таурат) является подлинной, и также принести израильтянам еще одну священную Книгу Всевышнего — Евангелие (Инджиль) — новый Шариат. Пророк Иса в Исламе – это один из посланников Всевышнего Аллаха (расулюЛлах), такой же, какими были Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммед ﷺ.

Среди мусульман используется имя Иса как его личное имя – также используются и личные имена других пророков, а также персонажей, упоминаемых в Коране. В результате длительного общения мусульман с испанскими христианами, христиане также стали как личное имя использовать имя Иисус, что не является обычной практикой в мире христиан.

Иисус в Коране

В Священном Коране о пророке Исе сказано больше, чем об остальных пророках: двадцать пять раз упоминается Иисус в Коране. Известно из истории сподвижников Пророка ﷺ мухаджиры читали суру «Марьям» перед эфиопским негусом (властитель Эфиопии) в качестве доказательства того, что проповеди Пророка Мухаммада ﷺ близки к христианству.

Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но в Священной Книге Коран отвергается идея Троицы и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий:

Рождение

Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!” — как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)» (3:45-48).

Чудеса

Ангел сообщил Марии о том, какое будущее ожидает пророка Ису, что он будет творить чудеса, которые станут доказательством его миссии пророка.

Первое чудо произошло сразу после рождения пророка Исы. После своего рождения он сообщил матери, что Всевышний Аллах облегчит муки ее во время родов, подарив плоды с той пальмы, под которой он родился. Отныне у корней этой пальмы начнет бить источник.

Марьям получила от Всевышнего Аллаха указание молчать в ответ на расспросы о родившемся у нее ребенке. Когда же соплеменники Марьям начали обвинять ее в том, что она распутна и родила ребенка без мужа, младенец Иса заявил, что является пророком (наби), а также слугой Всевышнего Аллаха.

После этого иудеи отправились к римскому наместнику и потребовали казнить Марьям за то, что она родила ребенка без отца, и Марьям, согласно Евангелии, пришлось со своим сыном скрываться: они бежали в Египет. Вернулись в Иудею они только после того, как Исе исполнилось двенадцать лет – тогда они поселились в Насире (Назарете).

Пророческая деятельность пророка Исы началась, когда ему исполнилось тридцать лет: он стал активно проповедовать веру среди заблудших израильтян. Всевышний Аллах наделил его способностью совершать настоящие чудеса: Иисус мог воскрешать мертвых, вдыхать жизнь в фигурки птиц, вылепленные из глины, а также мог обнаруживать скрытое и исцелять прокаженных и слепых:

«Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

Именно Иса предсказал, что появится пророк, имя которому будет Ахмад (пророк Мухаммед). Как пророк Мухаммед ﷺ , пророк Иса имел помощника, это был святой дух (рух аль-кудус) – чаще всего рух аль-кудус идентифицируется с ангелом Джибрилем (архангел Гавриил).

Пророк Иса стал основателем новой религии, основанной на законах Моисея (Мусы), часть постулатов религии Иисуса отменяло старые предписания. До прихода пророка Мухаммада ﷺ, на земле единственно верной и истинной оставалась религия пророка Исы. Он активно проповедовал, призывая своих соплеменников поклоняться Всевышнему Аллаху и уверовать в Послание, которое было послано Всевышним. В Иисуса уверовала часть людей, и у него появились апостолы или ученики. Апостолы обратились с просьбой даровать им с небес трапезу, и Всевышним была ниспослана им эта трапеза, что явилось также одним из чудес Иисуса.

Смерть или вознесение?

Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Священной Книге Коран сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157).

По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.

По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным иснадом).

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

Второе пришествие Иисуса

По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.

В Священном Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо.

В двух аятах Корана сообщается, что Люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:

  • «Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него до его смерти» (Коран, 4:159).
  • «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран, 19:33).

Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!

Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди.

Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со Лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет Исламским шариатом.

Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка.

Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.

Иса подобен Адаму
Написано в Коране: «Поистине, Иса перед Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему : «Будь!” – и он стал” (сура 3:59). В книге Аби Джафар аль-Табари под названием «Джамия аль-Баян” написано так: «Скажи христианам из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины-прародителя было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: «Будь!” – и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери является чудом не большим, чем мое сотворение Адама” . А.А. Абдул-Хагг (А.А. Аbdul-Hagg), говоря об этой суре, выделяет слово «Будь”, как бы говоря, что Иисус подобен Адаму в том, что у них одно начало. Далее мы посмотрим другие суры из Корана, которые говорят о сотворении Адама: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из сухой звонкой глины, из черной грязи, придав образ ей. Итак, когда Я сотворю его в совершенстве и вдохну в него дух Мой, падите ниц в покорности ему” (сура 15:29). В этой суре, когда говорится о значении «дух Мой”, то подразумевается слово, которое переводится как «нафс” , то есть просто душа.
Таким образом, в Коране отмечается о том, что Адам создан из праха, из глины и в него Аллах вдунул душу. Суры, которые мы рассмотрели раньше, говорят, что Иисуса вдохнули, вдунули от Духа Святого (67:12; 21:91). Или в Него был брошен, или подкрепляем от Духа Святого (4:169; 2:81,254), например, сура 2:81 говорит так: «Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым”. И самый главный акцент Мухаммад в суре 3:59 делает на слове «будь”, как бы показывая чудесное рождение или происхождение Иисуса, так же как и Адама. Вопрос, который часто мусульманские богословы приводят в пример того, что Иисус сотворен подобно Адаму, для нас остается открытым. Но другие ссылки говорят о том, что Иисус не сотворен, а был подкреплен Духом Святым.
Иса – «Слово от Бога”.
Сура из Корана говорит: «О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40). Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar al-Din Razi) отмечает так: «Сущность значения «Слово от Него” заключается в том, как если бы кто-то говорил о мужественном человеке”, – так сам комментатор говорит об Иисусе. «Следуя традиции, Он был помазан при Его рождении, как и другие пророки или Его коснулся Гавриил, чтобы избежать нападок сатаны. Также Он является «Превознесенным в мире” благодаря чудесам и доказательствам. Иисус – это Тот, Который «должен прийти вновь на землю”. Если рассмотреть «Слово от Него”, то местоимение «Него” относится к «Слову”, точно так же как местоимение «во имя Его” относится к Мессии. Так почему местоимение не находится в том же роде как «Слово”? И комментатор отвечает: «Потому что сама личность относилась к мужскому роду” . Ф. ал-Дин Рази (F. al-Din Razi) таким образом отмечает, что местоимение «Него” он относит к мужскому роду, а «Слово” (Kalima) к женскому роду. Суммируя все это сказанное, можно выразить так: «Слово было от Слова” . В противовес Ф. ал-Дин Рази говорит другой мусульманский комментатор Ибн Хазам (Ibn Hazam), что Иисус Христос является «Словом от Бога”. «Но это «Слово” сотворенное существо-позиция, схожая с арианством” . Мы видим различия или противоречия у мусульманских комментаторов в разрешении христологических отрывков Корана. А.А. Абдул-Хагг (A.Akbar Abdul-Hagg) говорит о том, чтобы разобраться в этой путанице о значении «Слово от Него”, которое относится именно ко Христу, нужно непосредственно обратиться к самому Корану. В начале мы рассмотрим в каких местах Корана употребляется это значение.
· Иоанн Креститель провозглашает Ису-ал-Масих «Словом от Аллаха”: «Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: «Господи! Дай мне потомство благое. Ведь Ты – слышащий воззвание”. И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе , подтверждающем истинность слова от Аллаха, господине, воздержанном и пророке из праведников!” (Сура 3:33-34). Другой перевод этого же те текста говорит: «…Йахья , который засвидетельствует истину слова от Аллаха, – о благородном, целомудренном, и пророке одном, из среды праведников” . Как отмечает в комментарии И.Ю. Крачковский о том, что значение «Слово от Аллаха” относится точно к Иисусу Христу. «В выражении «Слово от Него”, предлог «от” («min”) означает определенное отношение существительного и местоимения между собой. Поэтому можно сказать, что «Слово” является той же Божественной сущностью, как и местоимение «Него” («Hu”), то есть Бог” .
· Далее мы рассмотрим следующую суру из Корана: «…Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его…” (Сура 4:169). Об этом стихе А.А. Абдул-Хагг (А.А.Аbdul-Hagg) отмечает следующее: «Во свете этого стиха, рассматривая значение «Его Слово”, должно быть ясно для любого разумного человека и понятно, что «Слово Бога” должно быть той же природы как и Бог. Но мусульманские комментаторы стараются избежать этого значения”
Роль Исы-ал-Масиха в Коране
Иса – учитель Торы
«И научит Он его писанию и мудрости, и Торе и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра’ила. И в подтверждение истинности того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со знамением от вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне” (сура 3:43,44). Этот стих является укором евреям, так отмечает И.Ю. Крачковский за то, что они не уверовали в знамения Иисуса.
Иса – ближайший к Аллаху посредник
Роль самого заступника отводится только лишь Богу, например, свидетельство суры 39:45: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом к Нему вы будете возвращены”.
Но в то же время Коран говорит о том, что посредничество является также одной из привилегий Христа: «Вот сказали ангелы: «О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:45). Другой перевод стиха более яснее выражает эту идею: «…чтимый в этом мире и в будущем, и из тех, кому дарована близость к Богу” (сура 3:46) . Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: «Выдающийся в этом мире”, благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника и положению, ближайшему к Аллаху” .
Отметим и других мусульманских мыслителей, например, Ибн Хамид, Салама, Ибн Исхак и Мухаммеда бин Джафара, которые отмечали, что выражение сказанное в адрес Иисуса, как о «выдающейся личности” означало, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом. Аль-Рази сказал об Иисусе: «Он выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял слепых и прокаженных; и будет выдающимся в будущем, потому что Аллах хочет сделать Посредником для своего народа” . У мусульманских богословов имеются разные толкования на слова «один из приближенных”:
1. Аллах сделал место для приближенных к Нему великой привилегией для ангелов, и признал, что Иисусу принадлежат их сан и достоинство.
2. Эти слова являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет вознесен на небеса и причислен к ангелам.
3. Не каждый выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю имеют различные ранги и степени.
Таким образом Иисус Христос в Коране не третья Личность Бога, а всего лишь приближенный, но имеет больше привилегии, чем остальные пророки.
Понимание Мухаммадом слова «Сын”
Сура 19, айат 36 говорит: «Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему!” Также сура 2:110 направлена против христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: «И сказали они: «Взял Аллах для себя ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются! Он – творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: «Будь!” – и оно бывает”. Мы отметим, что в арабском языке есть два значения, которые отражают смысл слова «сын”:
1. Духовное и метафорическое значение слова «сын” – ibn,
2. Буквальное (в плотском смысле) значение слова «сын” – wahad.
Мухаммад был более склонен к физическому пониманию этого слова . «Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок” (сура 4:169 ). «Арабский глагол, употребленный в этом отрывке, означает здесь «предавать сына” Богу, как если бы Бог для полноты своего совершенства нуждался в предании Ему некоей сущности извне” . В суре 6:101-102 написано: «…Бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Как будет у него ребенок, раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!” Далее мусульманские комментаторы свидетельствуют так, например, Аль-Байдави: «Является разумным сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по природе, но Аллах намного выше человеческой природы” . Как написано в труде Эль-Табари «Джамиа аль-Баян”, подтверждая мнение о том, что Бог не мог иметь плотского сына: «Он (Аллах) сотворил все существующее, и если нет ничего, кроме сотворенного Аллахом, то как Он мог иметь сына?” И.Ю. Крачковский в комментарии отмечает, что вначале эта сура (6:101-102) была против мекканцев и их язычества, а после она стала антихристианской. Мухаммад, как истинный последователь ханифов, также провозглашая монотеизм, боролся против идолопоклонства и особенно против трех, так называемых, дочерей Аллаха (ал-Лат, Манат, ал-Узза), которых почитали многие арабы в Каабе, особенно известное племя корейшитов.
Таким образом, когда Мухаммад в суре 6:100 говорит о «сынах и дочерях”, то подразумевает еврейского сына Узайра, мекканских дочерей Аллаха, а после этот стих был направлен против понимания буквального (плотского) сыновничества Иисуса Христа. Эта идея созвучна с символом веры, записанном в суре 112:3-4 так: «Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один”.
Иса – «Знамение часа”
Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым, говорил и о Судном дне, как о Великом Собрании всех верующих и неверующих. «Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника” (сура 6:51). «Спрашивают они: Когда день Суда?” (Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова «День Суда” является – «час”, например, в суре 79:42 говорится так: «Спрашивают они тебя о часе: «Когда его прибытие?” (Сура 79:42). «После «дня Великого Собрания” » преграда воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева). «Вместо «избранные” и «осужденные” можно встретить другие термины: «мусульмане” и «неверные” . Т. Нельдеке отмечает следующее: «Эсхатологические айаты «отличает страстное, напряженное беспокойство”. Именно это «эсхатологическое беспокойство” в гораздо большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против него, нежели проповедь единого Бога” . Сами арабы-язычники верили в загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи неверных – огонь, все это не оставляло равнодушными мекканцев. «Уже во второй мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических и христологических тем” .
В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43 суры, который оказал влияние на развитие эсхатологических представлений мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64 айаты:
57 (57) А когда был приведен сын Марйам в пример,- вот твой народ от него отворачивается,
58 (58) и говорят они: «Боги наши лучше или он ?” Они приводят его тебе только для спора. Они ведь народ — препирающийся!
59 (59) Он — только раб (слуга), которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила.
60 (60) А если бы Мы пожелали, Мы создали бы из вас ангелов на земле, которые бы заместили .
61 (61) И Он, поистине, признак часа. Не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной! Это прямой путь.
И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы «знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия .
62 (62) Да не отвратит вас от Него сатана: ведь он для вас явный враг.
63 (63) А когда Иса пришел с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!
64 (64) Поистине, Аллах — Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”.
Роль Исы во время Воскресения
Также мусульманские источники и Коран признают Воскресение мертвых. «Судный день – это страшный день, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает людей из могил и соберет их в одном месте” . Приведем цитаты из Корана: «И мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). «Он соберет вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”. (сура 6:12). В день же Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. «И как будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура 4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет свидетельствовать в день Воскресения против неверных и отступивших иудеев и христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад сказал в ответ иудеям: «Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения” .
Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и Единой Общиневерующих, так как в самом начале времен согласно Корану: «Люди были одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно выражает эту мысль так: «Человечество было одной общиной, но потом начался разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг к другу…” (Сура 2:214) . Роль Исы на Судном дне, при Воскресении из мертвых быть свидетелем-обвинителем, и Он отделит «верных” от «неверных”, так же является восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди стали многобожниками.
Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60;5:15).
· Иса в Коране имеет особый статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого Мухаммада. Иисус назван: «Знанием”, «Милосердием” (19:21); «Посланником Аллаха” и «Мессией” (суры 3:40,4:156, 169, 5:79); «Примером” (43:57); «Славным” (3:40); «Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31,33:7); «Благословенным” (19:32); «Словом Аллаха” и «Духом Его” (суры 3:40,4:169); «Слугой Аллаха” (19:30); «Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и «Приближенный к Аллаху” (3:45). «Коранический Иисус – это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума” .
· Иса-ал-Масих – пророк и посланник (сура 5:75), но посланник с особой миссией, «наделенный экстраординарной природой, особыми привилегиями”. Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех предыдущих пророков:
1. Он был рожден от Девы (сура 19:20-21). «При рождении не коснулся Его сатана”, – так записано в своде хадисов ал-Бухари .
2. Сын праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).
3. Он взят живым на небо (сура 4:157-158).
4. Бог дал ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). «Он – единственный, наделенный прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога” .
· Роль Исы-ал-Масиха в эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура 4:41).
· Роль Иисуса Христа расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней, или лет.
Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе «Иисус в Коране”, «необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе – мусульманском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *