Иисус воду в вино

Превратил ли Иисус
воду в вино?

Чак Нортроп

Очевидным ответом на вопрос: «превратил ли Иисус воду в вино?», является «да». На брачном пире в Кане Галилейской, описанном в Иоанна 2:1-11, Иисус превратил воду в вино. Однако этот вопрос обычно задаётся не в том значении, которое он имеет. Обычно подразумевают: «Сделал ли Иисус алкогольное вино?» И ответ: нет. Позвольте объяснить.

Слово, переведённое как «вино» (ойнос – на греческом языке Нового Завета), может относиться как к алкогольному, так и безалкогольному вину. В настоящее время слово «вино» почти исключительно используется в значении «алкогольное вино», но давайте никогда не будем виновными в толковании Писаний, которое основано исключительно на значении современных слов. Рассмотрите эти примеры слова «вино», используемого в Писании по отношению к несбродившему виноградному соку.

В книге Иоиля 1:10 говорится: «Опустошене поле, упала в жалобу земля, бо спустошене збіжжя, вино молоде пересохло, зів’яла оливка» (Это относится к винограду, высушенному в полях, который не мог быть алкогольным).

В книге Исаии 65:8 сказано: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить» (Алкогольное вино в кисти? Нет, сок винограда, находясь в кисти, не мог опьянять).

В книге Иеремии 48:33 написано: «Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости» (Вино из свежего винограда, выходящее из точил, – это виноградный сок, и он не мог быть перебродившим).

Конечно, можно рассматривать и другие места из Писания, но и этих достаточно, чтобы проиллюстрировать, что слово «вино» может относиться как к алкогольному вину, так и просто к соку винограда.

«Как же нам узнать, когда это слово относится к виноградному соку, а когда к опьяняющему вину?»

Контекст, в котором находится слово, определит, относится ли оно к алкогольному или безалкогольному вину. Итак, рассмотрим контекст.

Непосредственный контекст Иоанна 2:1-11 весьма ясен. Гости на брачном пире в Кане были способны увидеть различие между качеством напитка, который сделал Господь, и тем напитком, который подавали ранее. Если подавали опьяняющее вино, и люди «хорошо напились» или «пили вдоволь» (Американская Стандартная Версия 1901 года) этого напитка (стих 10), тогда они не могли бы хорошо различать вкусы. Хотя не называется количество того, сколько они выпили до этого, но если они выпили шесть водоносов, которые Иисус приказал слугам заполнились водой, и эти водоносы вмещали «по две или по три меры» (стих 6), тогда гости употребили где-то от 400 до 600 литров выпивки! Это гораздо больше чем достаточно, чтобы сделать пьяными большую часть выпивающих от случая к случаю. Те, кто извращают этот отрывок, чтобы потворствовать выпивке алкоголя в компании, говорят, что слово «напьются» несет в себе идею, что толпа была настолько пьяна, что люди не могли различать вкуса. Однако замечание «распорядителя пира» жениху указывает на то, что гости были бы способны отличить «худшее» от «хорошего вина». Итак, если эти гости на свадьбе были так пьяны, что не могли различать вкуса, тогда Господь сделал шесть водоносов алкогольного напитка для тех, которые были уже сильно выпившими, и напоил их ещё больше! Таким образом, «хорошее вино» на свадьбе в Кане должно было быть свежим виноградным соком.

Также рассмотрите логические последствия аргумента тех, кто хочет использовать этот отрывок, чтобы оправдать употребление алкогольных напитков. Их аргумент приблизительно таков: «Так как Иисус сделал алкогольное вино, то будет нравственным для человека пить алкоголь». Однако заметьте, что их логика ведёт их дальше, чем многие из них хотели бы идти. Так как Иисус произвел алкогольное вино (как они заявляют), тогда не только было бы нравственно оправданным пить вино, но и нравственно производить алкоголь, продавать его, распространять и зарабатывать этим себе на жизнь. Но так как это наверняка станет причиной преткновения для кого-то, то давать кому-либо повод для преткновения будет нравственным. Однако такое логическое умозаключение на основе их аргумента противоречит учению Господа («Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих», Лука 17:1,2). Такое рассуждение – глупый аргумент, не имеющий оснований в Писании.

Далее, рассмотрите общий контекст Библии. Аввакум написал: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (2:15). Грех, который Аввакум осуждает, – грех содействия пьянству. Если Иисус снабдил алкогольным вином гостей на свадьбе в Кане, то Он внёс Свой вклад в их опьянение. Мало того, что Иисус способствовал этому, Он также потворствовал и воодушевлял людей, чтобы они совершенно упились! Так как пьянство греховно, то Иисус согрешил, и «горе» Аввакума будет на Нём. И если это так, то было бы лучше для Иисуса, «если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море» (Лука 17:2). Как совершенный человек Иисус не мог обратить воду в алкогольное вино и предложить такое другим.

Другой отрывок для рассмотрения в этом контексте – Притчи 23:31,32, который говорит: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид». Если Иисус обратил воду в алкогольное вино, то Он заставил бы других смотреть на вино, когда оно краснеет, что противоречит мудрости Соломона. А поскольку Иисус «больше Соломона» (Матфей 12:42), то знал бы, что быть трезвым – это мудро, и не искушал бы других пьянящим напитком. И ещё, Соломон написал: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1).

«В чём же тогда состояло чудо на свадьбе в Кане?»

Чудо в Кане было в том, что Иисус пренебрег временем, обычно требуемым для того, чтобы прошел естественный процесс созревания винограда и сбора урожая. На то, что обычно уходят месяцы, Иисусу потребовалось мгновение. Августин написал: «итак, он в тот день бракосочетания сделал вино в шести кувшинах, которые приказал наполнить водой, именно Он теперь делает это каждый год в виноградных лозах; ибо как и то, что слуги влили в водные кувшины, было превращено в вино силой Господа, также и то, что облака проливают, превращается в вино силой того же самого Господа» (цитируется по книге «Библейские вина» Уильяма Пэттона, стр. 91).

«Как это могло быть? Имелись ли в первом столетии какие-либо методы сохранения виноградного сока?»

Да. Фактически, было несколько методов. В книге «Библейские вина» автор Уильям Пэттон рассматривает четыре метода, которые древние использовали для хранения виноградного сока. Один такой метод состоит в том, чтобы полностью удалить воздух – метод, который часто используется сегодня. Фостер в своей книге «Изучая жизнь Христа» сказал: «Греческое винное судно второго столетия до н.э., найденное ныряльщиками у южного побережья Франции несколько лет тому назад, содержало большое число винных фляг, которые были запечатаны настолько плотно, что после более чем 2000 лет морская вода не просочилась в них».

После тщательного исследования мы должны заключить, что Господь не сделал алкогольного вина на брачном пире в Кане Галилейской. «Превратил ли Иисус воду в вино?» Да. «Превратил ли Иисус воду в пьянящее вино?» Однозначно, нет!

Алкоголь внёс свой вклад в разрушенные семьи, всевозможные несчастные случаи, болезни как физические, так и умственные, ведёт к бедности и разного рода преступлениям. И если таково его воздействие, то это выше моего понимания, почему кто-то вообще хотел бы оправдать его использование, искажая совершенный пример Господа, сделавшего и давшего безалкогольное вино другим. Потребление алкоголя никоим образом не идет на пользу обществу, но во всех отношениях антиобщественно. Защита алкоголя сладко говорящими так называемыми проповедниками – религиозно лицемерна, нравственно безответственна и общественно презренна. От этого страдают ещё не рождённые дети, малыши, подростки, взрослые и старики. От этого страдают деловые люди и рабочие, живущие в сёлах и городах, богатые и бедные. Вероятно, нет ни одного человека, кто не прочувствовал бы злого укуса алкоголя и его ядовитое жало! Это выше моего понимания, как люди, утверждающие о себе, что являются духовными и нравственно чистыми, обосновывают употребление алкоголя. Кровь наполнила наши улицы из-за этого отвратительного напитка. Могилы заполнили наши холмы и долины из-за этого злого питья. Позором исполнен наш народ из-за этого дурманящего зелья. Разврат заполнил наше общество из-за этого развращающего спиртного напитка. Позор и бесчестие наполнили наши дома из-за этого злобного спиртного. Вместо того чтобы оправдывать употребление алкоголя, давайте стоять диаметрально противоположно по отношению к нему, потому что «вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1).

Первое чудо:
претворение воды в вино
(27 г. Кана Галилейская)

Пред. | Согласование Четвероевангелия | След.
25

Ио. 2, 1-11


Джотто ди Бондоне (1266—1337)
» Брак в Кане»

Синодальный перевод

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда , знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Иоан.2:1-11)

Перевод еп. Кассиана (Безобразова)


Гарофало (Бенвенуто Тизи).
» Брак в Кане Галилейской»

1 И в третий день был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там.
2 Был зван также Иисус и ученики Его на брак.
3 И когда недостало вина, Мать Иисуса говорит Ему: вина у них нет.
4 И говорит Ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой.
5 Говорит Мать Его слугам: сделайте всё, что Он вам скажет.
6 Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры.
7 Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху.
8 И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли.
9 Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира
10 и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит и, когда опьянеют, — худшее: ты же сохранил доброе вино доселе.
11 Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Перевод священника Л. Лутковского


Алексеев Н. М. (1813-1880).
«Брак в Кане Галилейской».
Роспись для Исаакиевского собора, С-Петербург.

1 Через три дня праздновалась свадьба в Кане Галилейской. Мать Иисуса уже была там,
2 когда Иисуса и учеников Его пригласили на брачный пир.
3 Между тем кончилось вино, и мать Иисуса говорит Ему: у них нет вина.
4 Иисус говорит ей: женщина, что ты хочешь от Меня? Мой час еще не настал.
5 Мать же Его велела слугам: что Он скажет Вам, то и сделайте.
6 А там по иудейскому обычаю стояли шесть каменных сосудов для омовения, которые вмещали по две или три меры (воды).
7 И говорит им Иисус: наполните сосуды водою. И слуги наполнили их до краев.
8 Затем Он говорит им: теперь зачерпните и отнесите распределителю пира. И они отнесли.
9 Когда же распорядитель отведал вина, в которое превратилась вода, а он не знал, откуда оно; об этом знали только слуги, которые черпали воду, — он позвал жениха
10 и говорит ему: любой человек сначала подает хорошее вино, а когда (гости) захмелеют, тогда худшее. Ты же хорошее вино оставил напоследок.
11 Так, совершив в Кане Галилейской первое из чудес Своих, Иисус явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

*) от двух до трех бочек воды — досл.: «от двух до трех мер»; мера — около 40 литров.

«Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии.

Гилберт К. Честертон. Вечный Человек.

Было высказано предположение, что Мария переселилась на время в Кану, где какие-то люди, вероятно родственники, дали Ей приют {Ин.2:1}. Однажды, когда в их семье справляли свадьбу, туда был приглашен Иисус с учениками, и Мать смогла вновь увидеть Его {Ин.2:1-11}. В самый разгар скромного торжества, к великому огорчению и стыду хозяев, кончилось вино. Очевидно, все лавки уже закрылись, и нечем было угощать собравшихся. Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На какую помощь Она надеялась? Или просто ждала слов ободрения? Кажется непонятным и ответ Иисуса, произнесенный как бы со вздохом: «Что Мне делать с Тобой? Час Мой еще не пришел» — так примерно можно передать смысл Его слов. Тем не менее Мария поняла, что он всё же готов как-то помочь, и сказала слугам: «Сделайте всё, что Он вам скажет». Иисус велел налить воды в большие каменные сосуды, предназначенные для омовений, и, почерпнув из них, нести распорядителю пира. Слуги в точности исполнили странное приказание, и когда распорядитель попробовал напиток, то, поразившись, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор…» Так проявление власти Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Он употребил ее, чтобы не омрачился день веселия, как бы невзначай. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и «избыток» жизни {Ин.10:10}.

Александр Мень. Сын Человеческий.

Начнем с чудес порождения. Самое раннее из них — превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Это чудо возвещает о том, что на пире — Сам Бог вина и всей природы. Лоза виноградная — один из даров Божиих; Господь наш — истина, скрытая за личиной ложного бога Вакха. Каждый год Он создает вино, выращивая растение, которое способно обратить воду, землю и свет в сок, при особых условиях становящийся вином. Другими словами, Он каждый день и год обращает воду в вино. Однажды Он сократил процесс, используя каменные водоносы вместо растительных клеток, но сделал Он это, как делает всегда. Чудо Каны Галилейской возвестило о том, что Бог наш — не враг природе, не друг беде, плачу и голоду (хотя и попускает их иногда), но Тот, Кто тысячелетиями творит вино, что веселит сердце человека.

Клайв Стейплз Льюис. Чудо.

Подборка цитат: Александр Поляков (http://www.messia.ru)

См. также:

Толкования, комментарии

  • Беседа 21(на Иоан. 2: 1,2) // Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Ев. от Иоанна. (ок.390)
  • Беседа 22 на Иоан.2:4 // Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Ев. от Иоанна. (ок.390)
  • Беседа 23 на Иоан.2:11 // Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Ев. от Иоанна. (ок.390)
  • Глава из Толкования преподобного Ефрема Сирина на четвероевангелие (IV в.)
  • Глава II // Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. (XII в.)
  • Чудо на браке в Кане Галилейской (1-12) // Толковая Библия Лопухина. Евангелие от Иоанна. Гл. II. (1912)
  • Знамение в Кане // Епископ Кассиан (Безобразов). Толкование евангелия от Иоанна. (1947)
  • Новая радость (Иоан. 2,1-11) // У. Баркли. Комментарий на евангелие от Иоанна. (1958)
  • Брак в Кане // Пояснения на Новый Завет и Псалтирь под ред. Ф. Грюнцвайга и др. (XX в.)

Сочинения христианских авторов

  • Первое чудо на браке в Кане Галилейской // Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. (1954)
  • Первое чудо в Кане Галилейской // Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская История. Новый Завет. (2001)

Сочинения нехристианских авторов или представителей либеральной теологии

  • Прибытие на брак в Кану // Л. Н. Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий.

LiveInternetLiveInternet


«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.» (Иоанна 2:6-10)
Для многих христиан, особенно для тех, кто верит формально, чудо, произошедшее в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, 2:1-11 зачастую служит доказательством того, что Иисус поощрял «умеренное» употребление спиртного. Однако, прежде чем принять эти «неоспоримые Библейские аргументы», следует обратить внимание на несколько моментов, которые указывают, что эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд.

Когда человек впервые читает это место в Библии, у него складывается впечатление, что там стояло шесть кувшинов, которые наполнили водой, которую Иисус превратил в вино. Но обратите внимание: эти емкости вмещали по две или три меры — μετρητής — метрЕт — мера жидкостей, содержащая 39,5 литра. Евангелие от Иоанна говорит о том, что водоносов было шесть штук. Можно рассчитать, что Иисус сделал не менее 600 литров вина. Даже на свадьбе, на которую приглашены двести человек 2-3 литра на человека, после того как было выпито все предыдущее вино, переходят границы всякой «нормы». Предположить, что Иисус ставил целью споить всю Кану, является явным абсурдом.
Теперь представьте себе, сколько будет весить каменный водонос, наполненный 120 литрами воды? Такой «водонос» с трудом подняли бы несколько взрослых мужчин. В оригинале используется слово υδρίαι — гюдрИай — сосуд. Сосуды стоящие там по обычаю очищения. Что это за обычай?
В Левит 15 главе описываются случаи, когда человек должен омыться водою, с целью очищения от ритуальной нечистоты. В Торе упоминаются следующие ситуации, когда наступает осквернение (ивр. טומאה‎, тум’а): прикосновение к мертвецу, прикосновение к тому, кто прикасался к мертвецу, пребывание под одной крышей с мертвецом, прикосновение к мертвым животным, семяизвержение, выделение менструальной крови у женщин, зараженность проказой или гонореей. Способы очищения от каждого вида ритуальной нечистоты разнятся, однако во всех случаях без окунания в микве очищение не наступает. Миква — (ивр. מִקְוֶה‎, букв. «скопление воды») — водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Сегодня в каждой синагоге есть миква, которая представляет собой небольшой бассейн. В древние времена миквы были меньшего объема, но все равно достаточные для того, чтобы человек мог туда полностью погрузиться.
Итак, Иисус сказал налить воду в миквы, которые находились во дворе синагоги недалеко от которой, скорее всего, проходило свадебное торжество. Но зачем Иисус сказал налить воду для разведения вина именно в микву? Следует также заметить, что Иисус приказал никому не говорить, откуда взято вино (Иоанна 2:9). Причина этому вполне очевидна. Пить вино или что-либо из миквы – это все равно, что утолять свою жажду из плавательного бассейна или даже унитаза. Вода в этой каменной емкости, куда окунались люди после того как проходили их «истечения», при отсутствии хлорки и возможности тщательно отмыть каменную поверхность однозначно была не для внутреннего употребления. Совершая это чудо, Иисус явно хотел преподать какой-то духовный урок, иначе бы Он просто приказал наполнить водой те чаши, что были на столах, чаши в которых только что закончилось вино.
Термин «хорошее вино» в Евангелии от Иоанна употребляется не случайно. Дело в том, что как в Библейском иврите, так и в древнегреческом языке нет понятия «виноградный сок». А потому в весенний сезон, когда еще не было сбора винограда, вино получалось путем разведения желейной виноградной массы, хранившейся в мехах, в воде. Это считалось не очень хорошим вином. Хорошим вином считался виноградный сок, который весной был в большом дефиците. Именно это хорошее вино сделал Иисус в микве. Очень часто читатели Нового завета думают, что недоумение вызвал приказ Иисуса принести воду. Но в этом-то как раз проблемы и не было. Слуги, пошедшие по воду, думали что у Иисуса, возможно, есть где-то несколько мехов, которые он будет разводить в воде. Недоумение же вызвал тот факт, что Иисус приказал налить воду в миквы, и что вода стала вином без того, чтобы в ней что-то развели.

Что же хотел Иисус сказать этим чудом? Он в нечистые и скверные сосуды влил воду, и она стала хорошим вином. Из нечистого и скверного сделал хорошее и ценное. Кого Он сравнивал с этими нечистыми сосудами? «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Псалтирь 13:2-3) Это был намек на нас.
Интересно, что в иврите слова «вода» и «небо» однокоренные: вода – מַים — маим, а небо – שָמַים — шемаим. Иисус говорил о воде, сходящей с небес: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него.» (Иоанна 7:37-39) То есть, кто принимает Христа, тот получает источник воды живой, которая есть Дух от Бога. Об этом пророчествовал Исаия: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.» (Исаия 44:3) Также Захария говорил об этом источнике: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.» (Захария 13:1) Принимая Христа, мы получаем источник для омытия греха и нечистоты, и становимся частью виноградной лозы, в которой течет хорошее вино: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Иоанна 15:5)

Рифли

«И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:23-25).

Не только пьющие люди, но и многие христиане, известные теологи и проповедники, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания, оправдывают умеренное употребление алкогольных напитков (в данном случае вина). Не ради суетных споров, а ради установления истины, мы хотим рассмотреть различные, противоречивые аспекты, связанные с этим вопросом.

Христиане, употребляющие спиртные напитки, обычно говорят, что Сам Иисус Христос пил «вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15), превращал воду в вино и на тайной вечере заповедал ученикам Своим пить вино. В защиту вина они приводят знакомые всем, читающим Библию, отрывки из Евангелия: свадьба в Кане Галилейской (Ин. 2:1-10), тайная вечеря (Мф. 26:26-30; Мк. 14:22-26; Лк. 22:17-28; 1 Кор. 11: 23-28); слова Павла в Послании к Тимофею: «… Употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23); цитату из Евангелия от Матфея: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19).

Утверждают, что Христос на свадебном пиру в Кане Галилейской произвел броженое вино, и такое же вино дал пить Своим ученикам на последней Вечере.

Норман Л. Гейслер, например, заявляет, что Иисус «сделал вино, которое люди, присутствовавшие на свадебном пиру в Кане Галилейской, отведав, нашли лучшим, чем вино, которое они пили перед этим. Несомненно, они не могли бы сказать это, если бы оно по вкусу было для них хуже. В действительности в Ин. 2:9, 10 оно названо «вином» («ойнос») и «хорошим вином» («калон ойнон»). Эти же самые слова употребляются для описания броженого вина везде, в Новом Завете» (Норман Л. Гейслер, «Христианская перспектива в употреблении вина», журнал «Священная библиотека», январь-март 1982, стр. 49).

Кеннет Л. Гентри тоже придерживается подобной точки зрения: «Прежде всем нам следует вспомнить, что Господь и Его апостолы употребляли (броженое) вино, вопреки факту, что греховные люди предаются этому к их собственному ущербу и деградации» ( Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», Гранд Рапидс, 1986 г. стр.108).

Популярный взгляд, что «Иисус не был трезвенником», но умеренным потребителем броженого вина, и «чудесным образом произвел» высококачественное (алкогольное) вино в Кане (Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», стр.50), и установил Вечерю с алкогольным вином (там же, стр.54), — этот взгляд, несомненно, повлиял на употребление спиртных напитков христианами различных деноминаций, а подчас и на злоупотребление ими. С одной стороны, если Сам Христос превратил воду в вино, употреблял и рекомендовал броженое вино, что может быть существенно греховного в умеренном употреблении данного алкогольного напитка для возрожденных христиан?! А с другой стороны, оно может привести к пьянству даже возрожденных христиан, попавших в кабалу дьяволу. И в Библии мы находим много примеров, предостерегающих нас от пьянства. В Послании Коринфянам Павел упрекает христиан Коринфской церкви в злоупотребления вином на вечерях, так что «иной упивается» (1 Кор. 11:20-21). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (6:9-10). Далее Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12). Будем ли искушать других, искушаемые дьяволом? «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство…» (Гал. 5:19-21). Но христиане живут не по плоти, а по духу. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Станем ли пить вино, вводя в соблазн слабых братьев, или воздержимся? Также и «епископ доложен быть непорочен, одной жены муж, трезв (то есть чист умом и воздержан плотью), целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца… (1 Тим. 3:2-3).

Если мы спасены, то зачем предостерегают нас Писания от пьянства? А затем, что «если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20). Рожденные свыше, дети Божии не «оскоплены» от греховных побуждений «воюющих в членах» (Иак. 4:1) смертного тела нашего (Римл. 7:23). А потому, как бы не были духовно сильными, должны быть «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). Итак, не будем заблуждаться, но будем бодрстовать, трезвиться умом и воздерживаться плотью, чтобы противник наш — диавол не усыпил нас и не поглотил грехом. (1 Пет. 5:8).

Для сторонников умеренного употребления алкогольных напитков чудесное превращение воды в вино Христом на брачном пире в Кане Галилейской является главным доказательством того, что Иисус одобрял употребление броженого вина. Они считают, что если Иисус чудесным образом сделал от 450 до 600 литров высококачественного алкогольного вина для брачной четы и гостей в Кане, то это означает, что Он одобрил его употребление в умеренном количестве.

Уверенность, что вино, созданное Христом в Кане, было алкогольным, строится на следующих предположениях. Во-первых, некоторые исследователи Библии считают, что слово «ойнос» («вино») означает только «перебродивший виноградный сок, то есть вино». И полагают, что если одно и то же слово «ойнос» («вино») употребляется для обозначения вина, которого «недоставало» (Ин. 2:3), и для — вина, которое сделал Иисус (2:9-10), то оба этих напитка должны быть алкогольными. Во-вторых, утверждают, что иудеи не знали, как предохранить виноградный сок от брожения, и, учитывая, что брачный пир происходил до приближающейся Пасхи (2:13), то есть через шесть месяцев после сбора винограда, уже прошло достаточно времени для брожения виноградного сока и превращения его в вино. И слова распорядителя брачного пира, относящиеся к вину, претворенному из воды Христом, которое распорядитель оценил как «хорошее вино», означают именно «алкогольный напиток». В-третьих, предполагают, что выражение «когда напьются» (2:10), употребленное распорядителем брачного пира, обозначает, что гости уже находились в состоянии опьянения, ибо они употребляли настоящее вино. Следовательно, вино, которое сделал Иисус, могло быть только настоящим броженым вином.

Давайте рассмотрим всегдали ли в Библии греческое слово «ойнос» («oinos») означает «переброженный виноградный сок» («вино»). Оно встечается не тольтко в Библейских текстах, но и в дошедших до нашис работах древнегреческих философов и риторов.

Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.), например, советовал употреблять питье, о котором писал: «… хотя оно названо вином (oinos), оно не имеет влияния вина … и не опьяняет подобно обычному вину» («Metereologica» 387. b. 9-13).

Плиний (24-79 гг. по Р.Х.) писал: «Изобретены бесчисленные виды искусственного вина… все они применяются для медицинских целей… Вина наиболее полезны («утилиссимум»), когда вся их сила (алколголь) устраняется посредством фильтрации». Под «фильтрацией» понималась главным образом кипячение с последующим процеживанием (Плиний. Естественная история 14, 18).

Грамматист Атеней (280 г. по Р.Х.) рекомендует больному: «Пусть он принимает сладкое вино («oinos»), разбавленное водой, или подогретое, особенно вид вина («oinos»), называемый «protropos», сладкий лесбосский «glukus», ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино («oinos») не отяжеляет голову» (Athenaeus. «Banquet» 2,24).

Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику «ради желудка» и «частых» «недугов» (1 Тим. 5:23) и предупреждал: «храни себя чистым» (5:22).

Греческое слово «ойнос», по меньшей мере, встречается 33 раза в Септуагинте и имеет два эквивалента в еврейского языке: «айин» и «тирош». Слово «айин» в переводе на русский язык означает «перебродившее вино», а также «виноградный сок, свежевыжатый или начинающий бродить». А — «тирош» — «сок винограда» или «отжатый сок» и, в зависимости от контекста, может переводиться как «броженый виноградный сок» («вино») и как «непереброженный виноградный сок». Таким образом, термин «ойнос», обозначающий вино, сотворенное Христом в Кане, не дает полного основания утверждать, что это было броженое вино. Так как «ойнос» является «общим термином, который может включать все виды напитков» (Ричард Джебб (1841-1905), шотландский филолог-классик). Джорж Аббот (1562-1633), архиепископ Кентерберийский (1611), один из переводчиков Библии на английский язык писал: «Вполне ясно, что слово «вино» не обязательно подразумевает броженое вино. Оно обозначает только изготовление вина» («Словарь религиозного знания»). И хотя в большинстве случаев в русском переводе Библии «тирош» переводится как «вино», это слово может обозначать и безалкогольный напиток. Например, У Осии: «Блуд, вино («айин») и напитки («тирош») завладели сердцем их» (Ос. 4:11). Много раз в Ветхом Завете упоминается о питии виноградного сока «тирош», но в русском переводе означенного как «вино», хотя в контексте речь идет о напитке. У Иеримии читаем: «Матерям своим говорят они (дети, умирающие от голода): «гле хлеб и вино («тирош»)?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:12). На страницах Библии мы всречаем много похвал вину, но и гораздо больше порицаний. Вино никогда не было опьяняющим напитком, когда его пили с ритуальной целью на праздниках и при жертвоприношениях, где на одного участника, а число участников трапезы было 10-12 человек, приходилось от 70 до 90 гр. вина в день, и при этом «мясо мирной жертвы бюлагодарности» должна была быть съедена «в день приношеня», а мясо жертвы по обету — «и на другой день» (Лев. 7:15-17). «…При заколаемой жертве на каждого агнца», приносилась четвертая часть гина м вина, на овна — третья часть гина, на вола — полгина (Числ. 15:5-10). Если учесть, что гин приблизительно равен 3 литрам 660 граммам, то на агнца приносилось 915 грамм, на овна — 1 литр 220 грамм, на вола — 1 литр 830 грамм. И на пасху, когда вкушали пасхального агнца, от вина, разлитого от 2 до 5 чаш на 4-6 перепадало на одного участника трапезы от 70 до 90 грамм.

В харектеристике вина, созданного Христом, используется термин «тон калон» — «хорошее» вино. Это слово подчеркивает, что вино, сотворенное Иисусом не тождественно вину, которое пили гости.

Утверждение, что в весеннее время невозможно было снабдить брачный пир виноградным соком — шесть месяцев спустя после сбора винограда, так как в то время не была известна технология для сохранения виноградного сока в непереброженном состоянии устраняется множеством свидетельств из римского и еврейского быта Новозаветного времени, где самые лучшие вина были те, в которых алкогольная сила устранялась кипячением или фильтрацией. Плутарх писал, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти» (Плутарх, «Симпозиак» 8,7). Ссылаясь на древних авторов, богослов Альберт Барнес пишет: «Плиний, Плутарх и Гораций, описывая вино как «хорошее» или как «самое лучшее», имели в виду вино, которое было безвредное и невинное — покулис вини инноцентис. Наиболее полезное вино — утилиссимум винум — которое имело мало силы; и наиболее здоровое — салуберримум винум, которое не было приправлено дополнением чего-либо к мусту или соку. Плиний выразительно сказал, что «хорошее вино» — это вино, лишенное спирта». Поэтому нельзя предполагать, что «хорошее вино» было сильнее другого, вероятно, оно было слабым. Несомненно, это могло быть самое лучшее вино. Это вино повсюду употребляли в Палестине. Это был чистый виноградный сок. Это не было коньячное вино; это не было наркотическое вино; это не было вино, составленное из различных веществ, такоевино, как мы пьем в нашей стране. Общераспространенное вино, которое пили в Палестине, был просто виноградный сок».

Вино, которое сделал Христос, было высокого качества, не из-за его алкогольного содержания, а из-за того, что оно было «новым вином, только что созданным! Это не было старое, разлагающееся вино, каким бы оно должно быть, если бы было опьяняющим. Там не было времени для процесса брожения, чтобы превращать структуру его энергоспасителя — сахара и превращать в элементы алкоголя. Таким образом, было создано представление о его славе, чтобы соответствующим образом служить самому первому из Его великих чудес (Ин.2:11)» (Генри М. Моррис «Библия имеет ответ» 1971 г, стр.163).

Также и доктор Р. А. Торрей (1856-1928), евангелист и учитель Библии писал: «Нет никакого намека на то, что вино созданное Христом, было опьяняющим. Это было свежее вино. Новое вино никогда не пьянит. Вино не является опьяняющим до тех пор, пока через некоторое время не начнется процесс брожения. Брожение – это процесс разложения. Нет ни единого намека на то, что наш Господь произвел алкоголь, который является продуктом разложения и смерти. Он произвел живое вино, не подвергшееся пагубному влиянию брожения».

Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение».

И хотя свидетельства раввинов о природе вина — не единодушны, Раввин Исидор Коплович заявил: «Воистину некоторые доктора Талмуда разрешили, увы, даже рекомендовали умеренное употребление вина. Но в равной степени многие раввины Талмуда в самых энергичных словах осудили употребление вина и крепких напитков. Некоторые раввины даже приписали вину падение Израиля» («О вине и крепких напитках», Детройт, 1923 г, стр.7). раввинами, в котором сказано: «Когда вино входит в систему личности — уходит здравый смысл, где бы только ни появлялось вино — нет понимания» (Мидраш Раббах Носсо).

В силу осознания вредного влияния алкогольного вина объясняет некоторые раввины рекомендуют употребление кипяченого вина. О таком вине в Мишне сказано: «Раввин Ехуда разрешил его (кипяченое вино как приношение), ибо кипячение улучшает его качество» («Энциклопедия библейской литературы Джона Китто» 1845 г, статья «Вино» т.2, 951 стр.). Такое вино, как отмечает «Энциклопедии библейской литературы Джона Китто» было оценено иудеями как самое богатое и наилучшее вино. Талмуд подчеркивает, что употребление алкогольных напитков для играющих на музыкальных инструментах во время брачных торжеств было воспрещено. (Сотах 48а; также Мишна Сотах 9,11). Мы можем сделать вывод, что вино, созданное Христом, было описано как «хорошее вино» из-за того, что оно не было опьяняющим.

Толкование Евангелия на каждый день года.Понедельник 2-й седмицы по Пасхе

Ин., 6-е зач., 2: 1–11

Брак в Кане Галилейской

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Перед нами повествование о чудесном превращении Христом воды в вино. Он мог совершать чудеса и раньше. Но чудо, на котором торжественно ставится священная печать Его учения, Он совершает только с началом Своей проповеди.

Христос, и Матерь Его, и ученики были званы на брак. Так Господь устанавливает таинство брака, освящая его не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом. Кто хочет, чтобы Христос был у него на браке, должен звать Его к себе с небес личной и общей церковной молитвой. И Он придет. И обратит воду в вино. Ученики, те, кто следует за Христом, будут на пиру радости вместе с Ним. Народная любовь ко Христу распространяется на тех, кто Его.

Вот это чудо. Много было приготовлено вина, но все кончилось. Пока мы в этом мире, мы можем всегда оказаться в нужде, сколь обеспеченными мы ни были бы. Но если кто истратит что на Христа и учеников Его, никогда не будет в убытке.

Матерь Иисуса просит Его помочь этим людям. Что происходит между Христом и Его Пречистой Матерью? Она сказала Ему: Вина не имут» Она не говорит Ему, чтобы Он совершил чудо, но смиренно предает их нужду Господу. Что Мне и Тебе, Жено, – отвечает Господь, – еще не пришел час Мой. У Господа для всего свое время. Но Он тем не менее совершает чудо сейчас, раньше времени – ради утверждения веры Своих учеников. И это будет залогом многих чудес, которые Он совершит, когда придет Его время. Его час приходит, когда мы в предельной нужде, и не знаем, что делать. И Его час придет, когда Он на Кресте прольет Свою пречистую кровь, чтобы избавить многих от смерти вечной. Это будет брак Агнца с родом человеческим.

Что ни скажет Он вам, то сделайте, – говорит Божия Матерь, зная Христово милосердие. Она заповедует нам, чтобы взор наш был устремлен к небу и мы в точности исполняли слово Его. Следование нашему христианскому долгу ведет к Божию милосердию. И этот путь открывает нам Божия Матерь, Заступница наша. Христос совершает чудо претворения воды в вино, показуя, что Он – Творец всего. Это первое чудо, чтобы мы увидели, что Он пришел в мир дать радость – возвысить, преобразить обыкновенную земную радость в небесную для всех верующих в Него.

Там было шесть каменных водоносов – для очищения по закону иудейскому. Для чего Христос делает их вместилищами чудесного вина? Благодать Нового Завета – вино, а ветхозаветного закона – вода. В сосудах было по две или три меры, и они были заполнены доверху. Христос дает щедро, с избытком – по богатству Своей славы. Нет ничего ярко зрелищного в Его чуде. Он сидит за трапезой со всеми, не произносит ни слова, но то, что Он желает, совершается. Он дает вкусить это вино первому распорядителю пира, потому что знает, что Он совершил. Все было добро, добро зело – с самого начала. Господь повелевает почерпнуть это вино, дарует это вино для употребления. Все чудеса Его – таковы. Если Он дал кому-то из нас познание истины и благодать, превратив воду нашей жизни в вино, мы должны этим жить. Почерпните – вкусите и видите, яко благ Господь.

Это было настоящее вино. Архитриклин понял это, попробовав его, хотя он не знал, откуда оно. А слуги знали, хотя еще не попробовали. Это было лучшее вино. Дела Христовы говорят сами за себя – даже для тех, кто не знает их Совершителя. Они всегда – лучшее из всего, что есть.

Мир исполнен тщеславия и чувственного обмана. Когда упиются, доброе вино заменяется худшим. Чем больше радости ищет в земном человек, тем меньше ее становится. Ты же соблюл доброе вино доселе, – благодарит архитриклин, не зная, Кому они обязаны за это доброе вино. Лучшее уготовано Господом в конце, и потому мы должны жить, исполняясь совершенного доверия Ему. Плотские радости со временем угасают, а духовные – все более возрастают.

Это было первое чудо, совершенное Христом. Он Сам – величайшее чудо. Но это было первое из многих, которые Ему предстояло совершить. У Него – Божественная сила, но Он должен был до времени сокрывать ее. Так явил Он славу Свою, как Единородный от Отца. И ученики Его уверовали в Него. У них уже была вера, но даже подлинная вера нуждается в укреплении. Самые великие святые были когда-то младенцами в вере, но благодать Христова питала их, пока они не достигли меры возраста Христова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *