Иисуса христ

Иисус Христос из Назарета является центральной фигурой в мироздании. Это Господь, который обрел человеческую плоть, стал человеком. Он прожил короткую жизнь, исполнил свое предназначение в Земном Царстве – смыл грехи прошлого человечества. Теперь каждый имеет шанс попасть в Рай, если в нем есть хотя бы искра любви к Всевышнему.

Но кто такой Иисус, как человек? У многих нередко возникают вопросы, откуда он пришел, кем был до того, как стал Мессией и знал ли Господь в человеческом теле о своей судьбе?

Ожидание пришествия Мессии

Событие появления Спасителя не было спонтанной блажью Всевышнего. Он понимал, что просто обрестись в Земном Царстве не получится, необходимо подготовиться к этому. Пришествие Сына Божьего на землю не было секретом. Многие ветхозаветные пророки высказывались по этому поводу.

Творец являлся перед ними и давал знамения, по которым можно было судить о том, что скоро мир изменится. А пока нужное время не наступило, Господь находился в ожидании, наблюдая за потомками Ноя, Авраама и Давида, пока, наконец, не появилась женщина достойная выносить Его. Ей стала Дева Мария, которая известна как Богоматерь.

В руках Бога были все события мира. Он лицезрел с небес, как войска одного государства покоряют воинов другого, строятся города и разрушаются под натиском неприятелей. Каждое событие имело свою связь с Промыслом Божьим, который вершился во имя одной цели – создать условия, где появится Мессия, что приведет человечество к Царству Его.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Главные молитвы Иисусу Христу.

Время появления Спасителя совпадает с периодом, когда все языческие народы были покорены Римской империей. Это обстоятельство позволяло апостолам Божьим беспрепятственно путешествовать по всей империи, в рамках единого государства. Общим языком для всех был греческий. Это упрощало распространение религиозных идей.

Каждая община, вне зависимости от того, где она находилась, могла связаться с другой и не терять с остальными контакта. Римляне принесли с собой науку и философию. Подобные новшества были чужды язычникам, но в рамках ассимиляции они смирились с этим.

Вера в языческих богов стала разрушаться. Интеллектуалы прошлого, наблюдая за упадком культур многих языческих народов, делали надежду на то, что скоро придет Спаситель, который восстановит миропорядок и не позволит роду человеческому загнать себя в тупик.

Происхождение Иисуса

На современном этапе развития истории сложно принять одну из точек зрения, касательно реального существования Христа. Это проблематично, потому что ежедневно публикуются новые источники, которые подтверждают факт существования Иисуса, то опровергают его. Впрочем, некая историчность свидетельствует реальность деяний Божьего Сына в нашем мире.

Историчность Иисуса Христа

Первым свидетельством, в котором упоминается Спаситель, является цитата из исторического труда древнееврейского историка Иосифа Флавия. Сообщение было сделано на заре нашей эры в 1 веке. Историк не был христианином.

Источнику сложно доверять по причине того, что его переписчик работал на рубеже III-IV века и был христианином. Вполне вероятно, что текст был интерполирован и приведен в форму, согласно которой не возникало бы вопросов, о происхождении Христа.

Часть критиков полагает, что если бы Флавий признал Христа Сыном Божьим, то не ограничился бы одним параграфом в своем труде. Скорее всего, была бы написана подробная книга, куда вошли бы упоминания о ранних годах жизни Христа и Его конечный путь на Голгофу.

Исследования по вопросу продолжались и в 1971 году израильский ученый Шломо Пинес при детальном изучении труда на арабском языке христианского епископа X века Агапия Манбиджского. В работе он ссылается на текст Иосифа Флавия. В представленной интерпретации Христос назван Мессией.

Ученые не могут дать четкого ответа на возникший вопрос. Вероятно, что фрагмент имеет место быть и отражает реальную историческую ситуацию. А возможно, произошла еще одна интерполяция с целью возвышения христианского учения.

Много упоминаний о существовании Христа можно найти в работах таких римских историков, как Транквилла, Тацита и Плиния Младшего. Ближе к 21 веку появляются исследователи, которые выступают в пользу неисторичности Спасителя ( Роберт Прайс, Томас Томпсон, Дороти Мердок).

Точки зрения на происхождение Иисуса

Считается, что Спаситель был рожден в маленьком городке Вифлеем. Дева Мария взяла на себя обязанность стать сосудом для Святого Духа, который непорочно зачал Его.

Имеется мнение, что об этом говорил еще ветхозаветный пророк Исаия, который утверждал, что Мессия появился из чрева девственницы. Эту версию отвергают как иудейские толкователи, так и светские исследователи христианского учения.

В период античного общества были распространены антихристианские полемики, в которых выдвигалось мнение, что Христос – дитя внебрачной связи. Христиане отвечают на подобные вопросы категорическим отрицанием.

На то есть ряд причин. В те времена дитя вне брака считалось позором. Таких детей не несли в храм. Из Библии известно, что Спаситель еще в малом возрасте имел привычку часто посещать церковь, но и общаться с местными учеными мужами (Ему тогда было 12 лет).

Критики пытаются очернить Библию и идеальный образ Сына Божьего, однако, даже эта попытка натыкается на Евангелия, написанные очевидцами событий – апостолами Иоанном и Матфеем. Присутствуя на казни Христа, они видели все своими глазами. У них нет причин лгать, Евангелии можно приравнять к историческому источнику.

О внешнем виде Господа Иисуса Христа

В работах апостолов невозможно найти детального описания образа Спасителя. Авторы умышленно шли на это, определяя себе в обязанность дать описание не человеческого облика, но божественного. И у них это получилось.

Восточная церковь хранит предание о «Нерукотворном облике Спасителя». Облик считается первой иконой, написанной не человеком, но Богом. В Эдесском царстве заболел проказой царь по имени Авгарь. Он вызвал к себе художника и отправил его к Христу просить помощи в исцелении.

Если попросить не получится, пускай художник нарисует с него картину, а царь будет молиться на святой образ Его. Прибыл художник туда, где был Христос, а вокруг него толпа. Пройти невозможно.

Ну, он не растерялся, залез на возвышенность и начал рисовать. Это приметил Сын Божий и попросил умыть свое лицо. Отершись полотном, Он передал его художнику. На ткани отпечатался лик Божий. Художник принес его царю, и он в усердной молитве перед образом получил долгожданное исцеление.

Западная церковь имеет аналогичный вариант предания. Но события, при которых было получено полотно с ликом Бога-Сына происходят не до Распятия, а в процессе восхождения на Голгофу. У Спасителя было запачкано лицо. Святая Вероника подала ему плат, чтобы он отер лик Свой. Спаситель сделал это, а на ткани остался отпечаток лица.

Как известно, у Господа нет внешнего вида, потому что он не человек. Но Христос – Бог, был человеком. Он прожил свою жизнь на земле и забрал с собой наши грехи. Поэтому в церквях его изображают на иконах и фресках. Делается это для того, чтобы верующие не забывали о Его подвиге.

Глядя на него, мы вспоминаем Его любовь и страдания. Как мучился и не просил пощады. Он спас нас и открыл врата в Град Божий. Нам лишь остается возносить Ему молитвы и усердием своим в вере стремиться к небесам.

«Туринская плащаница» – это длинное полотно. По преданию, в него было завернуто тело Спасителя, на нем мог сохраниться отпечаток Его тела, лица. Осуществить работы с артефактом получилось сравнительно недавно. Для этого потребовались особые камеры и фильтры.

В итоге было получено приблизительное изображение, которое совпадало с византийскими иконами. Окончательный вердикт по изучению Туринской плащаницы не был таковым, что на ней обязательно изображен Иисус, но человек 30 лет, ростом 181 см, стройного, крепкого телосложения.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа

Путь Спасителя был тернист и неоднозначен. Но одно можно сказать точно: хоть и был Богом, но жил, как человек. Он понимал людей, старался помочь им. Такова была Его миссия на земле.

Рождение и ранние годы жизни

Как было сказано ранее, для Господа важно не только время рождения Спасителя, но и сосуд, который будет избран для Его вынашивания. Им стала чистая Дева Мария. Она сиротой, но родословная ее восходила к колену царя Иудеи Давида. Опекал ее дальний родственник, престарелый Иосиф. Чистота девушки выражалась в ее девственности.

В Боге она находила утешение в минуты горестей и печалей. Иначе быть не должно, потому что время, в которое она жила, было поражено бедностью. Узнала Мария о своем долге от Архангела Михаила, который спустился на землю сообщить ей об этом.

Дева недолго думая согласилась, понимая, что против Божественного Промысла идти нельзя. Так она стала той, кто родила Спасителя. Рождение состоялось в маленьком городке Вифлееме, где некогда появился на свет царь Давид.

Обрезание и Сретение Господня

По ветхозаветной традиции, на восьмой день Младенца обрезали, а на сороковой повели в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Его Господу. В Храме тогда служил мудрый старец Симеон, которому было предсказана смерть лишь после того, как тот узрит глазами своими Мессию. Так и случилось. Симеон, прозванный впоследствии Богоприимцем, сообщил Иосифу и Марии, что явление Мессии в нашем мире означает счастье для тех, кто его примет и погибель для тех, кто отвернет его.

Важно! С этого момента мир был возвещен, что Мессия рожден.

Жизнь Иисуса до начала публичного служения

До тридцати лет Сын Божий жил как обычный человек. Нередко помогал Иосифу плотничать, на что зарабатывал на хлеб для себя и семьи. В возрасте 12 лет вместе с семьей отправился в Иерусалим на светлый праздник Пасхи. Тогда начинал понимать, какая судьба уготовлена Ему, как Сыну-Богу.

В Иерусалиме он провел 3 дня за беседами с известными книжниками. Ученые мужи удивлялись Его мудрости, которая для мальчика 12 лет просто невозможна. С возрастом ближе к 30 годам, Христос постепенно приходил к мысли о своей роли в Земном Царстве.

Жизнь и устремления Христа подробно описаны в Евангелиях. Всего их четыре. Первые три под авторством Матфея, Марка и Луки описывают дела Христовы в Галилее, где тот творил чудеса во благо живущим праведным людям. Четвертое под авторством Иоанна описывает поздний период жизни и страданий Иисуса в Иерусалиме.

Крещение и искушение Христа

В 30 лет он посетил пророка Иоанна Крестителя и был крещен в реке Иордан. Как только вошел в воду, та стала чистой и освященной. Святой Дух в форме голубя опустился на Иисуса, признавая Его Мессией. Перед началом пути отправился в пустыню, где пробыл 40 дней.

ИНТЕРЕСНО: Православные иконы Иисуса Христа.

Сатана всячески пытался совратить, заставить сойти с истинного Пути Его. В жаркой молитве Он противостоял искушениям. На сороковой день Спаситель покидает пустыню и направляется в Галилею. Здесь начинаются Его чудеса. Известен сюжет превращения воды в вино. Неравнодушные люди, признавшие в нем Сына Божьего, стали 12-тью апостолами и последовали за ним.

Последняя (страстная) неделя

Проповедь в Галилее была началом. Необходимо было достигнуть Иерусалима и там возвестить о приходе Царства Его. Прибыв в Иерусалим по случаю светлого праздника Пасхи, Иисус быстро обзавелся врагами. Фарисеи, недовольные тем, что Христос изгнал из Иерусалимского Храма торговцев, затаили злобу на него.

Претензии к нему имели иудейские старейшины. После Пасхи Бог-Сын дал задание Своим ученикам: нести проповедь по всей Святой Земле. Учитель тоже не сидел без дела и наравне со всеми рассказывал о чудесах и милостях Всевышнего.

Он запомнился народу своими чудесами. Превращение воды в вино, преумножение рыбы и хлебов, воскрешение мертвых и лечение одержимости – лишь малая часть того, на что был способен. При этом слава была чужда Спасителю.

В деяниях старался не привлекать к себе излишнего внимания. Сын Божий прибегал к могуществу лишь тогда, когда видел, что люди не могут справиться сами. Сострадание было добродетелью Его. Главное чудо, сотворенное им – собственное воскресение из мертвых. Так он доказал, что смерть не властна над верующими в Господа, все умершие воскреснут, когда Царство Божие наступит после конца Земного Мира.

Ученики Христа, которые впоследствии стали евангелистами, записали все пророчества, которые были сделаны их Учителем. Часть из них сбылась еще при жизни Его: предательство Иуды, отречение Петра и распятие Христа. Евангелие распространилось по всему миру, Иерусалим был разрушен.

Некоторым пророчествам предстоит сбыться. Это пророчество о конце мира, приходе Страшного Суда, где верующие получат долгожданный Рай, а грешники падут в пучину боли и страданий.

Власть Христа распространялась не только на людей, но и на силы природы. Делами Иисус доказал, что он единственный Спаситель, способный исцелить человеческие души.

Христос служил обществу всего 3 года, но уже тогда вызвал на себя негодование книжников и фарисеев. Они видели, что слава Его растет в народе, но никак не могли пойти против общественного мнения. Они выждали момента свершить свою месть. И этот повод подвернулся.

Когда Иисус в первый раз пришел в Иерусалимский Храм, то увидел, что он ничем не отличается от базарного рынка, кругом сидели торговцы. Зрелище глубоко возмутило Сына Божьего, Он изгнал из храма менял и торговцев. Фарисеи и священнослужители восприняли это действие как реальную попытку умалить их авторитет и стали думать, каким способом изловить Его, чтобы умертвить.

Тем временем Спаситель продолжал нести Слово Божье в народ, обретаясь в Храме Иерусалимском. Однако, в среду, один из учеников Христа – Иуда Искариот – решился на подлый поступок. Он предложил первосвященникам предать Христа за 30 серебряных монет. О лучшем исходе событий они и мечтать не могли и согласились.

В четверг, за несколько часов до ареста Спасителя, Он с учениками прибыл совершить Пасху в дом одного хорошего человека, который согласился принять их. По традиции, иудеям не разрешалось проходить в дом с неомытыми ногами. Эту обязанность выполняли рабы. Но в этот раз рабов не было. Тогда Иисус показал яркий пример смирения перед своими учениками.

Он омыл ноги каждому сам, отчего остальные апостолы молчали и не знали, что сказать. Затем наступает время Тайной Вечери, где Христос рассказывает ученикам о будущем предательстве. Имени Он не называет, но предатель поспешно покидает дом. Им был Иуда Искариот, который поспешил к первосвященникам заручиться отрядом солдат.

Спаситель рассказывает, что скоро погибнет за грехи человечества. Чтобы не печалить апостолов, Он совершает Евхаристию. Здесь Он называет хлеб телом Своим, а вино из чаши кровью Своей. Вместе со всеми, направляется в Гефсиманские сады, но проходит туда не со всеми.

Отобрав Петра, Иакова и Иоанна, идет вглубь сада. Там Иисус предается пылкой молитве до кровавого пота, в просьбе к Отцу Своему пронести чашу страданий мимо Него. Он понимает, что это неизбежно и вверяет в Его ведение Свою судьбу.

В это время в сад врывается отряд солдат под предводительством Иуды. Но перед этим предатель выдал Учителя приветственным поцелуем. Началась схватка, в которой победителем вышли римские солдаты. Христос упросил солдат отпустить апостолов. Те согласились и повели арестанта в здание Синедриона – религиозного суда.

Первосвященники радовались, оставалось лишь придумать причину смертной казни. Но за Христом не было страшной вины, по которой Его следовало бы казнить. И только после того, как Он признал Себя Сыном Божьим, было составлено формальное обвинение в богохульстве с последующей смертной казнью.

Но для того, чтобы казнь свершилась, необходимо разрешение римского прокуратора. Поэтому Спасителя повели на допрос к Понтию Пилату – прокуратору Иудейской провинции. Для Пилата это судебное разбирательство имело беспрецедентный случай.

Перед ним был осужденный, за которым он не видел никакой вины. Первосвященники требовали от него согласиться на смертную казнь, иначе те пожалуются кесарю о невыполнении обязанностей им прокуратора.

Под давлением, но Понтий согласился. Иисуса отвели к римским солдатам, где те подвергли Его бичеванию. В полдень, избитый, обессиленный Христос шел на место казни – Голгофу. Вокруг Него были римские солдаты, которые охраняли Его, Сын Божий тем временем нес деревянный крест, на котором должна была состояться казнь.

Казнь состоялась, Спаситель был распят на кресте. В момент Его смерти природа взбунтовалась: померкло солнце, началось землетрясение, завеса в храме разорвалась надвое. Многие очевидцы событий видели в этом знак Божественного гнева.

После этих событий, тайные ученики Христа Иосиф и Никодим, имея доступ к прокуратору, упросили его разрешить снять тело с креста и захоронить по иудейскому обычаю. Понтий Пилат согласился и дал разрешение. Затем ученики сняли тело с креста, омыли его благовониями и завернули в белые простыни. Захоронением была выбрана родовая скала Его с каменным гробом внутри.

После воскресения

Первосвященники помнили про пророчество Сына Божьего и велели поставить возле пещеры стражников и запечатать вход камнем. Но все произошло не по их плану.

В воскресенье, на третий день смерти Спасителя с неба спустился Ангел, который отпер пещеру, убрав с пути камень. Стражники испугались, но отправились к прокуратору после того, как убедились, что гроб пуст. Об этом быстро прознали апостолы и мироносицы.

Первыми туда пошли мироносицы, но не нашли тела. Апостолы также потерпели неудачу. Лишь на второй раз Марии Магдалине удалось увидеть нетленное тело воскресшего Христа. С этого момента Сын Божий начал являться своим ученикам, наставляя их в христианской вере.

Явления Христа ученикам после воскресения

На протяжении 40 дней после воскресения, Спаситель являлся каждому, кто нуждался в его помощи.

Яркие сюжеты:

  1. Явление апостолам (без Фомы). Здесь Христос в божественной форме спускается к апостолам и дает каждому возможность прощать грехи, если человек того заслуживает.
  2. Явление апостолу Фоме. Считается, что апостол не мог поверить в Господа. Но после Воскресения Господня, Он явился вновь к апостолам, с которыми был Фома. После этого события прозрел и уверовал в Бога окончательно. В этом состоялось Уверение Фомы.
  3. Явление на Тивериадском озере. Христос никогда не появлялся перед людьми просто так, только в минуты крайней необходимости. На Тивериадском озере апостолы ловили рыбу. Голод сводил их с ума, а неудачи в рыбалке только разжигали аппетит. Спаситель указал им место, где находится много рыбы. Как только они его узнали, Он стал невидим для них.

Вознесение

На 40 дней Он со Своим нетленным телом вернулся в Град Божий, но продолжил наблюдать за людьми. Так был свершен Его главный подвиг – победа над смертью и позором первородного греха. Христианская вера потом распространялась в отдаленные уголки Иудеи. Теперь каждый получил шанс стать бессмертным. Этот дар преподнес нас Христос своими деяниями.

Учение Господа Иисуса Христа

Спаситель прибыл на землю с целью – засвидетельствовать истину. Поэтому каждое слово Христа священно. Верующий человек должен беспрекословно доверять Ему и жить так, как завещал Всевышний. О себе Сын Божий говорил, как о Спасителе. Но кого он спасал? Людей. Каждый прожитый день на земле был направлен на то, чтобы понять людей и за них отдать свою душу в искупление грехов.

У Господа был единственный Сын, которому Он доверился и отправил в Земное Царство спасти заблудшие души. Только благодаря Его смерти, каждый верующий обрел шанс попасть в Град Божий и стать бессмертным, если его поступки можно оправдать в лице Христа.

Христос Сын Божий, так как родился на земле, но духовно он единороден Творцу. Иными словами, Христос и Господь – это одно и то же. Как чтят Бога, так должны чтить и Спасителя, так как он и есть Бог. О Божественной Сущности Бог-Сын рассказывал каждому. Открылся Он и перед алчными судьями Синедриона, которые посчитали эту истину за богохульство, не узнав в Нем Сына Божьего.

Люди, отказавшиеся от Бога, подобны блудным сынам и дочерям, которые потеряли путь, забыли о своей бессмертной природе, не видя разницы между добром и злом. Иисус не был высокого звания среди людей.

Он был равным им, но и одновременно выше. Своим проповеди он читал не индивидуально, а всем людям вместе. Таким образом, одна из главных идей христианства состоит в совместном спасении. Если оступился один, другой должен подать ему руку. Этот путь для каждого един, а в конце него наступит эпоха Истины и Благодати.

У христианина есть цели и задачи. Только при соблюдении особых правил, у верующего появится возможность вступить в Град Божий и жить вечно.

Как войти в Царство Божие

Для начала стоит поверить в того, кого послал Всевышний. Так Христос отвечал тем, кто спрашивал его о способах попасть в Град Божий. Тот, кто верит, обретает благодать, неверующий обретает Гнев Божий в себе.

Фарисеи и книжники, что осудили Спасителя на долгую и мучительную смерть, были близки Земному Царству, но так далеки от Небесного. В их деяниях нет ничего богоугодного, потому что они даже не старались понять суть учения Христа.

Чтобы встать подле Него, ощутить счастье и радость от пребывания с Ним, достаточно довериться Божественному Промыслу. Не искать закономерностей, спорных моментов. Подобное знание вводит в заблуждение и лишь усугубляет процесс отдаления от Господа. Сын Божий учил доверию. Только доверяя можно стать лучше.

Человек грешен. Каждый день, прожитый на земле, является испытанием, в ходе которого испытывается наша вера. В Град Божий имеют доступ только те, кто не имеет за собой грехов. Но как, спросите, достичь Его, если люди грешны?

Необходимо покаяться. Покаяние – это признание своего греха. Только в истинном прозрении и страхе перед собственными прегрешениями можно вернуть душу в то состояние, когда она была кристально чиста и невинна. Тогда Господь откроет перед вами врата Дома Своего.

РЕКОМЕНДУЕМ: Благодарственные молитвы Господу Богу.

В крещении человек обретает сам себя. Такова была жертва Сына Божьего, теперь все верующие могут попасть в Рай. Помимо желания, необходима еще и божественная помощь. Лишь то, что от Духа имеет право на Царство Божие.

Плоть – часть Земного Мира, сотворенного Всевышним давным-давно. Здесь она и должна остаться. Поэтому одних хороших дел недостаточно. Необходима крепкая вера в праведность своих дел, согласно заповедям, которые нам оставил Спаситель.

О христианской жизни

Жизнь христианина сложна, но понять ее можно, так как в помощь нам были оставлены 9 заповедей блаженств. Следуя каждой из них, человек будет в силах познать всю прелесть жизни и веры в Творца. Согласно им для верующего нет препятствий, ведь на его защите стоит сам Господь, который сильнее всех в Земном Царстве.

Стоит оценить каждую заповедь по отдельности:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. «Нищие духом», значит, осознавшие свой грех. Осознав собственную греховность, человек приходит в ужас от совершенных им деяний. И только Господь может простить его и принять в Свои объятия. В смирении христианин добьется своего счастья.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Утешение – один из главных подарков, дарованных нам Спасителем. В утешении постигается покой. Только так можно обрести спокойствие и истинное счастье.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Ежедневно сталкиваясь с жадными людьми, мы что-то теряем. Христос завещал, что то, что у нас будет отнято, обязательно вернется, если мы не будем уподобляться злым людям.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Знания всегда были тем, чего жаждал человек. В вере в Господа не стоит искать ни состыковок или нелогичных моментов. Все то, земное. Насытиться Истинным Знанием можно лишь в том случае, если перестать искать подвох во всем.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Человеческая душа способна на милосердие. С ее помощью душа получит Божественный Свет и будет вечно греться в Его лучах.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Грех закрывает глаза сердца. Очистив сердце от греха, человек снова сможет видеть Господа, а Он никогда не исчезнет из Его жизни. Ведь так было всегда. Праведные люди видели Господа, а ученые язычники никогда не смогли бы заметить его, будучи привязаны к ценностям земной жизни.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они наречены сынами Божиими. Миротворцы – творящие мир. Грешный мир не терпит праведности. Так он стремится уничтожить ее, растоптать и вернуть человека в состояние животного.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Правда, или Истина всегда была предметом дискуссий. Ее сложно понять, если пытаться всюду найти ее подтверждение. Если оно несет добро, то правда, если зло, то ложь.

В проповедях Христа нет и намеков на ненависть или месть ближнему своему. Подобные стремления отвергаются и не должны стоять впереди человека. Только через милосердие и взаимопонимание можно излечить сердце человека. Стяжать чужое нельзя, так как это грех. Гораздо лучше иметь собственное, чем отнятое у другого человека. Так не будет вины за содеянное, а жизнь не будет омрачаться горестями и печалями.

Земное Царство является одним большим испытанием для духа. Плоть слаба и постоянно ищет утешения в греховном. Обычно в материальных ценностях, таких как деньги, богатство, престиж. Привязываться к земным «сокровищам» нет смысла.

Все мы здесь временно. Рано или поздно настанет час Страшного Суда, когда все богатства мира померкнут перед величием Господа. Только в нем можно найти истинное утешение, а не предметах престижа.

Главная тема в проповедях Христа считается тема любви. Ноне плотской, а Божественной. Мы должны возлюбить ближнего своего, понять его жизнь. Таким был Иисус, что добровольно сдался в плен Синедриону, покорно принял решение Понтия Пилата и в страданиях закончил свою жизнь на земле, воскреснув из мертвых.

Но любовью своей был жил Христос, он любил людей. Любил тех, кто верил в Него, надеялся. Вместе с ними Он шагнет в Божий Чертог, замет место подле Своего Отца и настанет время покоя и процветания. Над каждым из нас проносится чаша страданий, которую невозможно опрокинуть или опустошить. Каждому придется испить ее и принять горести и печали на себя, не убегая от них. Таков Промысел Господень.

Во Христе можно найти заботу и понимание. Он способен утешить несчастную душу. В Его речах нет ни яда, ни тайного умысла. Он честен перед всеми. И любит всех одинаково сильно. Таково христианское учение.

О природе Царства Божия

Ответ на то, что собой представляет Царство Божие можно найти в Притчах Христа, которые он рассказывал на проповедях. Каждая из них пропитана истинным смыслом, который сложно не понять, если иметь доверие соразмерное детскому.

Выделяется притча, смысл которой в пастырской миссии Спасителя, а все люди на земле подобны овцам. Как пастырь Иисус заботится о каждом, чтобы тот ни в чем не нуждался. Истинное счастье можно обрести также через послушание.

Благодать и истина являются частью Царства Его. И именно эти сокровища были дарованы Церкви, ради людей, что ищут ответ и никак не могут насытиться в познании. Эти Дары принадлежат нам и мы в состоянии ими пользоваться, если имеет достаточную веру и любовь Всевышнего.

Человек не становится праведным сразу. Грех прочно сидит в его душе, избавиться от него в одиночку сложно. Только с помощью Господа это возможно. В Град Божий пускают только чистые души.

Жизнь Христа – пример того, как должен жизнь настоящий христианин, чтобы попасть в Царство Божие. Искренне верить в Господа, на Его силу и Божественный Промысел, не избегать уготованных Им испытаний и достойно сносить их.

Иисус Христос с точки зрения других религий

Каждая религия трактует образ и жизнь Христа по-своему. Стоит ознакомиться с основными:

  1. Иудаизм. Иисус не признается тем Мессией, о котором предсказывал пророк Исаия. В рамках ортодоксального верования Христос не является еврейским Спасителем.
  2. Индуизм. Христос соотносится с аватарой (воплощение божества) или садху (стремящийся к освобождению).
  3. Буддизм. Для буддистов Сын Божий был равен бодхисаттве – существу, что стремится спасти всех людей. Исследователи буддизма отмечают, что некоторые высказывания Христа имеют общие черты с этой религией.
  4. Свидетели Иеговы. У этой религии есть понимание Христа, как Мессии, но оно разнится со стандартными установками. Для них Иисус именно Сын Божий, но не Господь. Считается, что Спаситель – один из первых, кого создал Творец.

Иисус в искусстве

Христианские мотивы являются вдохновляющими на творчество. В искусстве распространено немало произведений, что соотносятся с жизнью и делами Бога-Сына.

Изображение Иисуса Христа

  • Иконопись. Иконопись начинает становиться известной с VI века нашей эры. Тогда только складывается образ Божьего Сына, но заметны подвижки. Со временем сформировались канонические черты изображения Его. В православии популярными стали Спас Вседержитель (Пантократор) и Нерукотворный.
  • Живопись. Широкое распространение образа Христа получили картины, написанные в Европе в периоды Ренессанса и Реформации. Религиозное назначение практически отсутствовало, но это подтолкнуло художников к новому витку творчества.

Prev 1of4

  • Скульптура. Широко распространены скульптуры в виде распятия. Самой популярной является Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

В литературе

Являясь популярным персонажем произведений, где необходимо указать на греховность человека, образ Христа стараются не афишировать, скрывая его под другим именем. Одним из примеров может послужить образ Иешуа Га-Ноцри из произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

В кинематографе

В таких фильмах присутствует описание жизни Христа. Как раньше, так и сейчас тема плодотворная.

Prev 1of5

В музыке

Известен клип 1994 года на песню Ирины Аллегровой «Я тебя отвоюю» был снят тематический клип, где был показан крупным планом сюжет распятия Христа.

Жизнь Спасителя могла сложиться иначе, будь он простым человеком. Но будучи Сыном Божьим и обладая безмерной любовью ко всем живущим, он не мог поступить иначе. Его Жертва – это настоящий подвиг, который служит современным христианам ориентиром к вратам Града Господня.

«Иисус Христос – Господь»: в каком смысле и когда?

«СКАЗАЛ Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Это перевод Псалма 109:1 согласно Синодальному переводу. Кто такой «Господь», упомянутый здесь, и к кому он обращается?

Более точный перевод древнееврейского текста быстро отвечает на первый вопрос. «Сказал Иегова Господу моему…» Таким образом, упомянутый сначала «Господь» – это всемогущий Бог, сам Иегова. Синодальный перевод не первый, который путает эти титулы, потому что в древнегреческой Септуагинте, переведенной с древнееврейского, в последних экземплярах использовалось слово «Господь», где речь шла о Иегове. Почему? Потому что Божье имя, тетраграмма (יהוה), было заменено титулом «Господь». Ученый А. Э. Гарви говорит: «Использование титула «Господь» проще и вероятней всего объясняется использованием этого титула в иудейской синагоге вместо ветхозаветного имени Ягве , когда читались Писания».

Иисус Христос – «Господь»

Иисус называется «Господом» в четырех евангелиях, чаще всего в евангелиях от Луки и от Иоанна. В первом веке нашей эры этот титул употреблялся, чтобы выражать уважение и вежливость, и он соответствовал слову «господин» (Иоанна 12:21; 20:15). В евангелии от Марка в отношении Иисуса чаще используется слово «Учитель», или Раб·бо́·ни. (Сравни Марка 10:51 с Луки 18:41.) Даже вопрос Савла по пути в Дамаск: «Кто Ты, Господи?» – имел это общее значение вежливого обращения (Деяния 9:5). Но когда последователи Иисуса лучше узнали своего Господина, несомненно, что использование титула «Господь» выражало больше, чем простое уважение.

После своей смерти и воскресения, но прежде своего вознесения на небо, Иисус являлся своими ученикам и сделал такое поразительное заявление: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18). Затем, в день Пятидесятницы, под влиянием излитого святого духа Петр сослался на Псалом 109:1 и сказал: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деяния 2:34–36). Благодаря своей верности вплоть до позорной смерти на столбе мучений, Иисус был воскрешен, и ему была дана наивысшая награда. Затем он стал господствовать на небесах.

Апостол Павел подтвердил слова Петра, написав, что Бог » одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Ефесянам 1:20, 21). Господство Иисуса Христа превосходит любое другое господство, и оно будет продолжаться в новом мире (1 Тимофею 6:15). Он был превознесен до «положения высочайшего», и ему было дано «имя выше всякого другого имени», так что каждый должен признать, «что Иисус Христос – Господь во славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:9–11, «Благая весть»). Первая часть Псалма 109:1 была таким образом исполнена, и «Ангелы и власти и силы» покорились господству Иисуса (1 Петра 3:22; Евреям 8:1).

В Еврейских Писаниях выражение «Господь господствующих» применяется только к Иегове (Второзаконие 10:17, НМ; Псалом 135:2, 3). Но Петр под вдохновением Бога сказал об Иисусе Христе: «Сей есть Господь всех» (Деяния 10:36). Он действительно » и над мертвыми и над живыми» (Римлянам 14:8, 9, «Новый Перевод»). Христиане с готовностью признают Иисуса Христа как своего Господа и Владельца и охотно повинуются ему как подданные, купленные его драгоценнейшей кровью. Иисус Христос как Царь царей и Господь господствующих правит своим собранием с Пятидесятницы 33 года нашей эры. Но теперь, с 1914 года, ему была дана царская власть, чтобы править в этой должности, и его враги положены ‘в подножие ног его’. Для него теперь пришло время ‘господствовать среди них’ – все в исполнение Псалма 109:1, 2 (Евреям 2:5–8; Откровение 17:14; 19:16).

Как же тогда понимать слова Иисуса, сказанные до его смерти и воскресения: «Все предано Мне Отцем Моим»? (Матфея 11:25–27; Луки 10:21, 22). Это высказывание не такое обширное, как те, которые уже обсуждались. В евангелии и от Матфея, и от Луки контекст показывает, что Иисус говорил о знании, скрытом от мудрых с мирской точки зрения, но открытом через него, потому что он ‘полностью знает’ (НМ) Отца. Когда Иисус был крещен в воде и рожден как духовный сын Бога, он вспомнил свое дочеловеческое существование на небе и все знание, которым он обладал, но это отличалось от его будущего господства (Иоанна 3:34, 35).

Распознавание Иисуса как Господа

В некоторых переводах Христианских Греческих Писаний возникает проблема при переводе цитат из Еврейских Писаний, которые ясно относятся к «Господу», Иегове Богу. Например, сравни Луки 4:19 с Исаия 61:2. Некоторые люди считают, что Иисус перенял титул «Господь» от Иеговы и что Иисус во плоти был на самом деле Иеговой, но эта точка зрения не подтверждается в Библии. Священное Писание всегда делает тщательное различие между Иеговой Богом и его Сыном, Иисусом Христом. Иисус представлял своего Отца и делал известным его имя (Иоанна 5:36, 37).

В последующих примерах обрати внимание на цитаты из Еврейских Писаний, появляющиеся в Греческих Писаниях. Иегова Бог и его Помазанник, или Мессия, оба упоминаются в Деяниях 4:24–27, где цитируются слова из Псалма 2:1, 2. Контекст Римлянам 11:33, 34 ясно показывает, что этот текст относится к Богу, Источнику всей мудрости и знания – здесь цитируются слова из Исаия 40:13, 14. Когда Павел писал собранию в Коринфе, он повторил цитату: «Кто познал ум Господень? – и затем добавляет: – А мы имеем ум Христов». Господь Иисус открыл своим последователям мнение Иеговы по многим важным вопросам (1 Коринфянам 2:16).

Иногда текст в Еврейских Писаниях относится к Иегове, но поскольку Бог наделил Иисуса силой и властью, то он исполняется на Иисусе Христе. Псалом 33:9, например, приглашает нас ‘вкусить и увидеть, как благ Господь ’. Но Петр применяет это высказывание к Господу Иисусу Христу, когда говорит: «Ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петра 2:3). Петр берет принцип и показывает, как он также относится к Иисусу Христу. Принимая познания о Иегове Боге и Иисусе Христе и поступая согласно знанию, христиане могут получить большие благословения и от Отца, и от его Сына (Иоанна 17:3). Это применение текста Петром не делает Суверенного Господа Иегову одним лицом с Господом Иисусом Христом. (Смотри сноску к 1 Петра 2:3, НМ.)

Относительное положение Иеговы Бога и его Сына, Иисуса Христа, ясно показано апостолом Павлом, когда он говорит: «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Коринфянам 8:6; 12:5, 6). Когда Павел писал христианскому собранию в Ефес, он определил, что «один Господь», Иисус Христос, и «один Бог и Отец всех» совершенно отдельные друг от друга личности (Ефесянам 4:5, 6).

Иегова Всевышний

С 1914 года слова из Откровения 11:15 исполнились: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». В «Новом международном словаре теологии Нового Завета» (том 2, страница 514, англ.) говорится: «Когда Христос победит всякую власть (1 Кор. 15:25), он подчинится Богу Отцу. Так, господство Иисуса достигнет своей цели, и Бог будет все во всем (1 Кор. 15:28)». В конце своего тысячелетнего правления Иисус Христос вернет своему Отцу, Всемогущему Богу, силу и власть, которые раньше были даны Христу. Итак, вся слава и поклонение по праву даются Иегове, ‘Богу Господа нашего Иисуса Христа’ (Ефесянам 1:17).

Хотя Иисус сейчас Господь господствующих, он никогда не называется Богом богов. Иегова остается всевышним. Таким образом Иегова будет «все во всем» (1 Коринфянам 15:28). Господство Иисуса дает ему законное место Главы собрания христиан. Хотя мы можем видеть сильных «господ», занимающих высокое положение в этом мире, мы сохраняем наше доверие к тому, кто является Господом господствующих. И все же Иисус Христос в своем высоком и возвышенном положении по-прежнему остается подчиненным Отцу, чтобы «Бог мог править над всеми» (1 Коринфянам 15:28, «Новый завет переводчика», англ.). Какой хороший пример смирения дал Иисус своим ученикам, ведь он их признанный Господь!

«Когда писавшие Новый Завет говорят о Боге, они имеют в виду Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Когда они говорят об Иисусе Христе, они не говорят о нем как о Боге и не считают его Богом. Он Христос Бога, Сын Бога, Божья мудрость, Божье Слово. Даже пролог к св. Иоанна, который ближе всего к Никейской доктрине, нужно читать в свете явного учения Евангелия о подчиненности Христа Отцу; и из-за того, что слово те·о́с употребляется без артикля, пролог звучит на греческом языке менее конкретно, чем на английском» (Джон Мартин Крид, «Божественность Иисуса Христа», англ.).

Вера в божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.

Но при всей своей исключительной важности истина Божества Христова не самоочевидна. Некоторые места в Евангелиях даже как будто противоречат ей. Поэтому люди, оспаривающие Божество Христово, не встречают затруднения в нахождении таких Библейских текстов, которые якобы подтверждают их мнение, что Иисус Христос был или просто человеком, или, может быть, воплотившимся ангелом, и потому не может быть назван Богом в собственном смысле этого слова. При этом противники веры в Божество Христово указывают на то, что Сам Иисус никогда не называл Себя Богом и из этого делают неправильное заключение, что этот титул был приписан Ему позже.

Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ересь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе – ангел, созданный Богом. Арианская ересь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ересь и составили Символ веры , употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

В наше время секта свидетелей Иеговы вызвала из праха сокрушенную было арианскую ересь и в своем варианте учит, будто Иисус Христос – это воплотившийся архангел Михаил. Опасность секты свидетелей Иеговы заключается в том, что, обладая неограниченными материальными ресурсами, она наводняет мир своей литературой и своими проповедниками. Особенно агрессивную миссионерскую работу она ведет сейчас в России, улавливая в свои пагубные сети тысячи доверчивых людей.

Православные русские люди находятся в особой опасности от сектантских проповедников, потому что в своем большинстве они мало знакомы со Священным Писанием и не знают, как защитить свою веру. С другой стороны, сектантские проповедники хорошо заучили нужные им тексты и умеют бойко забрасывать своего собеседника выгодными для них цитатами.

Хотя Священное Писание именует Иисуса Христа Сыном Божиим, люди, оспаривающие Его Божественную природу, указывают на то, что Священное Писание именует сынами Божиими и других лиц, как например, ангелов и людей. Для разрешения этого вопроса надо учесть следующее. Говоря о людях или ангелах, Священное Писание никогда не употребляет единственное число и никогда не называет такого-то человека или ангела сыном Божиим, но всегда употребляет множественное число в коллективном смысле: сыны Божии, Читателю всегда ясно, что здесь говорится о сынах Божиих не по природе, а по милости воспринимающего их Господа, они дети не по природе, а усыновленные. (Здесь буквальное понимание слова «сыновья» приводит к абсурдному заключению, что некоторые люди, например, богоборцы, которых Писание именует «сынами дьявола,» имеют другое происхождение, чем верующие.).

Только к Иисусу Христу Священное Писание применяет единственное число, именуя Его Сыном Божиим и, кроме того, только к Нему одному оно добавляет такие уточняющие слова, как Единородный (единственный), Возлюбленный, Сын Бога Живаго, Сын истинный или Собственный (idion, Рим. 8:22). Это указывает на то, что в отличие от нас Иисус Христос – Сын Божий по существу. Он Сын в собственном смысле этого слова. Поэтому мормоны допускают непростительную ошибку, когда говорят, что у Иисуса Христа были другие боги-братья, как, например, Люцифер (Сатана) и разные духи. Священное Писание строго различает Сына от сынов: Первый рожден, последние – сотворены.

Само начало проповеди Иисуса Христа Бог Отец предварил свидетельством о Своем Сыне, сказав: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мт. 3:4). Позже на горе Фавор Бог Отец повторил эти слова, добавив: «Его слушайте» (Мт. 17:5). Это указание на то, что люди должны принимать все сказанное Господом Иисусом Христом как совершенную и непреложную истину.

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: «Отец Мой больше Меня … О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец … Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего… Прискорбна душа Моя до смерти … Не Моя воля, но Твоя да будет» и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мт 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи – помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: «Я – Бог!» Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву. см. Деяния 14:11) В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: «Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6–9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: «Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, – и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?» (Ис. 53 гл.).

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: «Я и Отец – одно … Видевший Меня, видел Отца… Отец во Мне пребывает и Я во Отце… Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое… Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим» (Ин. 10:30, 14:10–23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, «потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:17–18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: «Кто Ты?» Иисус ответил: «От начала сущий» (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: «Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал «Я был,» как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: «Я есмь» – или точнее: «Я – Сущий.» Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: «Я – Сущий» (на еврейском: Иегова). То есть само имя «Сущий» (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: «Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах… Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них» (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово «Сущий,» указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. – Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому «все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого!» Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мт. 16:16–18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан 20:28), – Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан. 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: «Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?» Христос ответил: «Ты сказал,» – употребив установленную форму утвердительного ответа (Мт. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: «Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил,» что значит: «С нами Бог.» И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: «И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности» (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию «Господом» (Иер. 23и 33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36–38) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру «Ветхий Завет о Мессии»). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:40–43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

«В начале было Слово

И Слово было у Бога

И Слово было Бог …

Все через Него начало быть,

И без Него ничего не начало быть, что начало быть …

И Слово стало плотью

и поселилось среди нас,

полное благодати и истины …

И мы видели славу Его,

Славу как Единородного от Отца,

Бога не видел никто никогда;

Единородный Сын, сущий в лоне Отца,

Он явил (Бога)»

(Иоан. 1:1–18).

Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово – как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому).

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: «Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1Ин. 5:20). От израильтян родился «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» (Рим. 9:5). «Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). «Если бы иудеи познали , то не распяли бы Господа славы» (1Кор. 2:8).»В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). «Беспрекословно – великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1-ой и 2-й главах своего послания к евреям. Ангелы – это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом – Theos – само по себе говорит о полноте Божества. «Богом,» с точки зрения логической, философской, не может быть «второй степени,» «низшего разряда,» Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если «Бог,» то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мт. 28:19). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами» (2Кор. 13:14). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно» (1Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно – одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие «лица» и понятие «сущности.» Слово «лицо» (ипостась, person) обозначает личность, «Я,» самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему «Я.» Слово «сущность» говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) – Лицо Сына Божия, но две сущности – Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу – вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили:

«В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков.

Света от Света, Бога истинного от

Бога истинного, рожденного, не сотворенного,

единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом),

Которым все сотворено.»

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры .

Суммируя сказанное, надо сказать, что веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется «камнем преткновения и камнем соблазна … да откроются помышления их сердец» (1Пет. 2:7; Лк. 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И то, что утаил Он от разумных и мудрых, то открыл младенцам (Мт. 12:25).

Поэтому эта статья не ставит себе целью «доказать,» что Христос – Бог. Доказать это невозможно, как и многие другие истины веры. Цель этой статьи – помочь христианину уяснить свою веру в Спасителя и дать ему нужные аргументы для защиты своей веры от еретиков.

Итак, кто Иисус Христос, Бог или Человек? – Он Бого-Человек. На этой истине должна утверждаться наша вера.

Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия — слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда — служение при алтаре. Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, «обожение» человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии — в этом центре жизни Церкви.

Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть. Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: «Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб — это Мое Тело, и это Вино — Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда».

Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.

Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.

Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия — жертва благодарения, преломление хлеба — является центральным фактом в жизни христиан. Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство — источник этого единения. Мы — одно Тело, Его Тело. Мы все — одно: и живые, и мертвые. «Нас всех, — читает священник в алтаре, — от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу». Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, «имеющу Одну Главу».

От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного «я» я прихожу к Божественному Таинству и свету. «Вниде свет Твой и просвети тьму мою». Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и «творит у нас обитель свою» (Ин, 14, 23).

Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное — Христос оказывается между нами. «Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я — посреди них». Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие — евангельскую весть, — не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце. Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии — Божественная Литургия — есть предвосхищение иной жизни, иного Царства — «идеже — свет лица Божия». Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.

В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря — это все для нашего ума, — БЫЛО, а в Боге это — ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.

Смерть Иисуса Христа — это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас — еще будет, а для Господа — уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже… есть. Мы — в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле. Вот что такое Таинство Евхаристии.

Печатается в сокращении по изданию: О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Красноярск, 2002.
Источник: Журнал «Нескучный сад».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *