Икона апостола луки

31 октября — день памяти Апостола и евангелиста Луки

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Евангелие написано им в 62 — 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 — 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя.

В центре повествования — Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 — 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы.

Ап. Лука Евангелист. Икона, 1350-1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря. С сайта ruicon.ru

Лука (+ ок. 84), апостол от 70, евангелист, сподвижник святого апостола Павла, священномученик, врач, первый иконописец

Уроженец Антиохии Сирийской . Происходил из просвещенной греческой среды, был римским гражданином. Сделался врачом. Женат не был .

Услышав о Христе, прибыл в Палестину и там горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился ему и Клеопе, шедшим в Эммаус.

Принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Святой Лука присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Его и Тимофея не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой вероятно потому, что они не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие — он все ещё был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Когда святой Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Затем вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Вероятно в это время, в 62-63 годах, под руководством апостола Павла, он написал Евангелие и книгу Деяний святых апостолов . Святой Павел упоминает о нём по имени в посланиях к Колоссянам (Кол 4, 14) и Филимону (Флм. 1, 24), а также во втором послании к Тимофею, откуда видно, что когда Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). Святой Лука присутствовал и при мученической кончине апостола Павла.

После мученичества первоверховных апостолов покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду .

Мученически окончил земной путь в городе Фивах, в Греции. Существует предание, что святого Луку распяли на масличном дереве. При этом Иулий Африкан не говорит о мученической кончине, а лишь указывает что святой Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, «исполненный Духа Святого» .

Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Из известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы Предание приписывает более семидесяти икон авторству апостола Луки. Написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Св. Евангелист Лука. Русская икона

Мощи и почитание

Первоначально был погребен в Фивах. Его гробницей стала римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков «колидио», которое исцеляло болезни глаз.

В 356 году по приказу императора Константия II мощи святого Луки вместе с мощами апостола Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии императора Константина, великомучеником Артемием.

В иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Лука стал связываться с тельцом — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное.

В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра.

На начало XXI века частицы мощей святого Луки имелись в трех монастырях Афона: Иверском, Дионисиевском и Пантелеимоновском. На древнем кладбище в Фивах, в церкви, справа от алтаря стояла первая гробница святого Луки — 18 октября, в день памяти святого Луки, здесь служилось всенощное бдение и литургия, проводился крестный ход от кладбищенской церкви и устраивалось великое празднество.

Св. Евангелист Лука пишет икону Богоматери

Иконы, приписываемые апостолу Луке

  • На Западе насчитывается около 20 икон, приписываемых апостолу Луке, среди которых :
    • Santa Maria del Popolo
    • Santa Maria della Consolazione
    • Santa Maria della Grazia
    • Santa Maria Maggiore

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, / славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, / человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедника / и таин неизреченных ритора, / звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: / Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, / Един ведый сердечная.

Использованные материалы

  • «Святой апостол и евангелист Лука», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2014 год:
  • «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007):
  • Страница календаря портала Православие.Ru:

Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. «Κατάθεσις ἱερῶν λειψάνων τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων Ἀνδρέου, Θωμᾶ καὶ Λουκᾶ, τοῦ Μάρτυρος Λαζάρου καὶ τοῦ Προφήτου Ἐλισαίου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

«Άγιος Λουκάς ο Ευαγγελιστής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

О написании в этот период книги Деяний пишет святой Иероним Стридонский. О Евангелии же Иулий Африкан пишет, что оно было написано позднее, когда святой Лука жил в Ахаие, на севере Пелопоннеса. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

Это предание отражено и в современном официальном календаре Русской Православной Церкви, . Церковный историк Епифаний, сообщает, святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии. См. «Святой Апостол и Евангелист Лука», сайт издательского дома «Русский Паломник» по кн. мон. Нектарии (Мак Лиз), пер. с англ., Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции, М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2007),

«Σύναξη της Παναγίας της Μεγαλοσπηλαιώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Великопещерная (Спилеотисса)», официальный сайт Паломнического отдела Киево-Печерской лавры,

«Σύναξη της Παναγίας Μαλεβής», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Чудотворная икона Богородицы Малеви», частный сайт гида Алексея Элпиадиса,

«Σύναξη της Παναγίας της Μαχαιριώτισσας», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Икона Божией Матери Махериотисса», официальный сайт Никольского храма села Берегового Краснодарского края,

«Σύναξη της Παναγιάς της Προυσιώτισσας στην Ευρυτανία (Παναγία η «ἐν τῷ Πυρσῷ τῆς Εὐρυτανίας»)», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, ; «Икона Пресвятой Богородицы «Прусская»», Каталог икон на сайте PravIcon.com,

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

И так, сколько же икон написал апостол Лука? Историки утверждают, что апостолом было написано три основных образа Богородицы, которые легли в основу всей иконографии Божией Матери. Данное мнение опирается на «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом Лукой». Оно рассказывает об истории создания образов под руководством самого Архангела Гавриила и доносит до нас слова Пречистой: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет».

Иконы, написанные апостолом Лукой

Среди множества образов, приписываемых св. Луке, есть три типа изображений, история и судьба которых позволяет возводить их к первым векам христианства:

  • Умиление. Лик изображает Мать и Младенца, их взаимную ласку и любовь.
  • Одигитрия, или Путеводительница — на данных ликах Богородица изображена указывающей десницей на Своего Божественного Сына, призывающей людей обратиться к Богу.
  • Изображение Богоматери без Младенца.

Кроме данных образов можно встретить сведенья о том, что кисти Луки принадлежит как минимум еще двадцать образов Богородицы, из них по сведеньям Л.А.Успенского в Русской Церкви находятся около 10, на Афоне — 13, на Западе — 8.

Иконы Богородицы, написанные Апостолом Лукой: «Владимирская («Умиление»), по преданию, написанную на доске стола, за которым проходили трапезы Святого Семейства.

  • Корсунская, принесенную на Русь князем Владимиром после крещения 988 г. Икона относится к типу «Умиление», но представляет его сокращенный, или «оплечный» вариант. Могла быть привезена в Корсунь невестой князя, принцессой Анной.
  • Смоленская Одигитрия, прославленную тем, что от этого образа получил благословение на свой подвиг – борьбу с монголами – мученик Меркурий Смоленский, и множеством других чудес.
  • Ченстоховская Одигитрия, имеющую название «Королевы Польши» и пребывающую в «Ясной Гуре», или Ясной Горе в католическом монастыре.
  • Виленская Одигитрия, с XV в. находившуюся в Вильно и прославленную чудотворениями. После 1917 г. образ утрачен.
  • Хахульская икона, образ Богоматери без Младенца, святыню Грузинской Православной Церкви».

Кикская икона Божией Матери. История иконы

Свое название икона получила по месту нынешнего расположения, Киккский монастырь на о. Кипр. Историки считают, что на протяжении первых столетий распространения христианства образ хранился на территории Египта под присмотром одной из христианских общин. В Х веке она была перевезена в Константинополь. На Кипр лик попал в XI веке по воле самой Богородицы, она изъявила желание, чтобы ее икону перенесли из дворца императора в монастырь Кикос.

Уже с древних времен Иконы Матери Божией и Иисуса были укрыты пеленой, достоверная причина этого явления неизвестна и ныне, но существует много свидетельств того, как были наказаны те, кто пытался поднять пелену и увидеть лики Святых. Именно по данной причине икона еще до сих пор не исследована учеными.

Описание образа

Икона написана на дереве, ее размеры: высота 104 см, ширина 78 см. Богоматерь изображена по пояс, правой рукой она держит младенца, голова ее повернута в правую сторону. Младенец прислоняется к матери щекой и обнимает ее своей левой рукой за шею. Правая рука ребенка вытянута вперед, и ее он касается плеча матери. Ножки Иисуса до ступней закрыты хитоном, левая нога согнута так, что из-под ткани видно ступню. Образ несколько раз икона поновлялась, на ее обратной стороне изображен Престол и Орудия Страстей.

Сумельская икона

Лик считают дольно древней Одигитрией, по крайней мере, он упоминается с конца IV века. Именно в данный период лик находился в Афинах и считался написанным именно Лукой.

В 385 году возле иконы произошло чудо, к ней пришли молиться два монаха: Варнава и Софрони. Во время молитвы они услышали голос Богородицы, она велела им идти за иконой, и тут же перед ними явилось два Ангела, они взяли лик и вынесли его из храма. Удивленные монахи пошли за Ангелами, они остановились на горе Мела. Здесь Святая Мария велела построить монастырь. Вот так, на большой высоте, в совершенно безводном месте, появилась пещерная обитель. По чуду явления Богородицы возле обители появился водный источник, который существует и в наши дни.

Монастырь функционировал даже после захвата этих земель Турцией, чудеса, которые происходили в обители не дали туркам разгромить ее.

Только в ХХ веке, когда Греция была повержена в войне с Турцией, служителей обители насильно выселили с горы Мела. Икону Богородицы чудом удалось спасти, в наши дни она храниться в Македонии в монастыре Панагия Сумела, который был назвал в честь образа. В сентябре 2017 года

икона побывала в Санкт-Петербурге. Лик пронесли по улицам города во время крестного хода.

Филермская икона апостола и евангелиста Луки

На этой иконе Богородица написана без Христа, ее руки сложены в молитвенном положении. Своим образом она просит милости у Бога за всех людей. Эта икона была написана при жизни Святой Марии, годом ее написания считают 46 год от Рождества Христова. Лука написал лик в Иерусалиме, именно с этого города император Феодосий перенес икону в Константинополь в 430 году.

С XII века иконой завладели крестоносцы, принадлежащие к ордену ионитов, и хранили святыню у себя до 1799 года. Название иконы связано с одноименным холмом Филермо. Он расположен на острове Мальта и здесь была резиденция иоаннитов. Они хранили образ здесь с 1570 года по 1798 год.

В 1798 году Мальта была захвачена французами, и мальтийские рыцари попросили помощи у российского императора Павла І, который благосклонно относился к ионитам. В благодарность за помощь мальтийцы в октябре 1799 году передали Российской империи 3 святыни, которые столетиями хранились у крестоносцев:

  • Частицу Креста Господня;
  • Правую руку Иоанна Крестителя;
  • Филермскую икону.

С 1800 года появилась традиция празднования данного события. Икона сначала находилась в городе Гатчин, потом ее перевезли в Петербург. После революции 1917 года лик оказался на территории Югославии, но в 1933 году он был изъят спецслужбами. На данный момент икона хранится в Черногории в городе Цетинье в часовне местного музея.

Корсунская икона Божией Матери

Икона написана на дереве. Размеры образа: высота 38,5 см, ширина 33 см. Иконописец изобразил Марию по пояс с младенцем на руках.

Об описанных ликах и многих других сохранилось благочестивое мнение в церковной среде, связывающее их со св. Лукой.

Смоленская икона Божией Матери

Материал, на котором написан лик: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 87 см, ширина 66 см. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Мария держит ребенка в левой руке, его правая рука сложена в благословенном жесте, в левой руке он держит свиток.

К сожалению точно никто не может сказать, какие иконы написал апостол Лука, но то, что он был первым иконописцем, и стал основателем

традиции иконописания — это известный факт, и именно благодаря Луке люди узнали какой именно вид имена Богоматерь при жизни.

Празднование памяти 18 / 31 октября,
день перенесения святых мощей его — 22 апреля/ 5 мая

Молитва
О, святый Лука, Богом избранный и Матерью Божией благословеный,
проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и апостоле,
помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабам Господним.
Яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертной,
отдалече от Бога отстоя.
Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя,
великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете,
моли о нас Господа, да помилует нас.
Умоли Господа, святый Лука, да обновит в нас страх Господень,
он же любы привлекает, а грех отгоняет.
Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа:
бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити,
Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный.
Пробуди в нас, святый Лука, страх и премудрость, о них же святый царь и псалмопевец Давид рече.
Да твоими молитвами получим покаяния слезы, ими же вси наши души от греха очистятся.
Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца,
си речь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов.
Помози ны, неразумным, да уразумеем писание еже ты сам списал еси,
яко истинным разумом уразумеем истинные словесы,
да бежим от греха яко от огня и вси силы приложим да приблизит ны Бог.
Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот.
Помози нам, святый Луго, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот.
Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него.
Да бы и нам, яко ти с Клеопою егда путешествовали во Еммаус,
сердце и душа трепетны быша от присутствия Его.
Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий
и радостны ны творяще, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испускаемы, отгнати.
С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к Вечному Отечеству, идеже вси силы небесные,
вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной увековечен еси.
Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются,
да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Лука,
преселитеся егда нас Господь призове, да тамо вечно славим Бога во Святой Троице:
Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.

Тропарь, глас 4

Апостольских деяний сказателя, и евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго,
неисписанна суща Христове церкви, песньми священными святаго апостола похвалим,
яко врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща,
и молящася непрестанно о душах наших.

Кондак, глас 2

Истиннаго благочестия проповедник, и таин неизреченных ритора, звезду церковную,
Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра,
с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

«Свет» — так переводится на русский имя Лука. Апостол Лука родился в Антиохии Сирийской. Выросший в крупном торговом городе, Лука с детства хорошо знал иудейское наречие, мог свободно изъясняться и писать по-гречески. Получив образование врача, Лука в поисках своей судьбы отправился в Палестину.

Весть о странствующем проповеднике, как говорили в народе, Мес­сии, избавителе Израиля, будущий апостол Лука услышал в Иерусалиме. По преданию, Лука стал одним из семидесяти учеников Христа, нап­равленных Им в селения Самарии и Десятиградия исцелять больных и возвещать о пришедшем в мир Спасителе.

Через несколько дней после Своего Воскресения Христос явился от­ча­явшимся апостолам Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Они поспеши­ли обратно в Иерусалим к прочим апостолам и передали им весть о воскресшем Спасителе. Вскоре после Вознесения Христа Лука вернулся в свой родной город, Антиохию.

В Антиохии Лука встретил апостола Павла и стал его ближайшим помощником. «Апостол язычников» проповедовал «Христа распятого» в Малой Азии и Греции. Лука сопровождал апостола Павла во всех его путешествиях и не только помогал ему в деле проповеди, но и вел подробную летопись и был его личным врачом. Впоследствии эта хроника, повествующая о распрост­ранении Церкви в мире, легла в основу книги «Деяния апостолов».

В 62 году Павел был заключен под стражу и отправлен на суд кесаря в Рим. Здесь, в Риме, в начале 60-х годов I века апостол Лука, по просьбе знатного антиохийца Феофила, написал нас­тавление о жизни и учении Христа — Евангелие. Для составления этой книги он тщательно изучил все источники, в том числе евангелия от Матфея и Марка, и расспросил очевидцев.

Среди «самовидцев» жизни Спасителя, расспрошенных евангелистом, была Богородица. Так в Евангелии от Луки появился подробный рассказ о Благовещении и эпизод из детства Спасителя. О встрече апос­тола с Божией Матерью свидетельствует Предание, приписывая Луке авторство первых икон Богородицы.

После мученической кончины своего наставника, первоверховного апостола Павла, евангелист Лука продолжил его труды, проповедуя Евангелие в Италии, Ливии, Египте и Греции. Будучи уже глубоким стариком, апостол и евангелист Лука был распят на оливковом дереве в Фивах в 82 году. Память его Церковь празднует 31 октября.

Рисунки Натальи Романенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *