Икона блаженное чрево

«БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК)
Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX — нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX — нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы.Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. — нач. XVII в. (ГММК)
Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. — нач. XVII в. (ГММК)

В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI — нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна.

«Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность — изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

Сохранились 3 списка чудотворной иконы «Б. Ч.», в к-рых нетипичное для рус. икон положение Богоматери передано неточно. Первый был исполнен в кон. XVI в. и, вероятно, предназначался для Новодевичьего мон-ря (на него перенесли древний оклад), в 1927 г. был передан в Оружейную палату. Он является наиболее точной копией чудотворного образа (по размерам доски — 52,2´ 40 см, композиции и изображению — Оружейная палата ГММК). Др. список, икона-пядница (32´ 27 см) 2-й пол. XVI — кон. XVII в., находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ныне в его экспозиции на юж. галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле, в мафории без звезд. Третий список, икона-пядница (32,5´ 28 см) из ризницы Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (ныне в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этом дается еще одно искаженное наименование чудотворного образа — Хабаровская.

Ист.: Переписная книга Благовещенского собора XVII в., по спискам: Архива Оружейной Палаты и Донского мон-ря // Сб. на 1873 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при Моск. публичном музее. М., 1873. С. 9 (2-я паг.); Описание явлений всех икон Пресв. Богородицы и различные жития святых…- ГИМ. Муз. 42. Рукоп. сб-к 1714-1716 гг. Л. 60-60об.

Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. С. 36, рис. 28; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. живописи. СПб., 1911. С. 207. Ил. 445; Поселянин Е. Богоматерь. С. 772; Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. Музеев Моск. Кремля // ДРИ. М., 1984. XIV-XV вв. С. 101-112; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesiconen Russlands: Russlands Gnadenbilder — Legenden — Darstellungen. Bonn, 1985. S. 31; Щенникова Л. А. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; Быкова М. А. Икона «Богоматерь Блаженное чрево» («Хабаровская») из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Искусство христ. мира: Сб. ст. М., 2002. Вып. 5. С. 179-184.

Л. А. Щенникова

Икона Божией Матери «Блаженное чрево»

Православная икона «Блаженное чрево» — очень древний образ Богородицы, заключающий в себе божественный дар. Святыня является покровительницей будущих и уже состоявшихся матерей, а главное, чудотворная сила образа помогает побороть бесплодие.

Великий образ Пресвятой Девы «Блаженное чрево» известен каждому православному верующему. Прославленная икона обладает силой исцеления, благодаря которой считается уникальной и имеет огромную значимость в жизни каждого верующего. Через этот образ люди, познавшие горе, обращаются напрямую к Божией Матери, которая указывает им путь, полный счастья и радости.

История иконы «Блаженное чрево»

Чудотворная икона «Блаженное чрево», которую также именуют «Барловской», сыграла огромную роль в становлении и укреплении православной веры. Но, несмотря на религиозную ценность, к сожалению, об истории ее первоначального появления мало что известно.

Обретение данного образа в России относится к 14 веку. Икона долгое время находилась в стенах Московского Благовещенского собора на территории Кремля. Но уже тогда святой образ обрел глубокое уважение и любовь со стороны православного народа. Барловская икона размещалась в самой главной и святейшей части храма, прямо напротив почётного царского места.

С появлением священного лика Богоматери начали происходить немыслимые чудеса. Верующие люди со всего мира приезжали в святую обитель, где молились перед иконой-целительницей. Она очень быстро обрела невероятную известность и почтение христиан. Для женщин святыня стала надежной опорой и поддержкой в любых несчастьях. И по сей день икона «Блаженное чрево» является покровительницей и главной защитницей женщин, в особенности тех, кто готовится стать матерью.

Где находится святой образ Божией Матери «Блаженное чрево»

В настоящее время местонахождение подлинной иконы Богородицы «Блаженное чрево» неизвестно. Существует всего три чудодейственных списка данной святыни, и все они находятся на территории нашей страны. Два из них хранятся в Москве: в Оружейной
палате и в Благовещенском соборе. Третий священный список Барловской иконы Божией Матери украшает иконостас Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Все три списка находятся в огромном почтении у верующих христиан по всему миру. Многие приезжают из разных концов земли, чтобы помолиться и обрести поддержку великой иконы.

Описание иконы «Блаженное чрево»

Существует множество вариантов написания данной иконы. Но есть главные черты, которые обязательно отображены на каждой святыне «Блаженное чрево»: длинный мафорий, что покрывает голову Пресвятой Девы, изображен в красных тонах. Присутствие Младенца Иисуса Христа на руках Богородицы, возле живота, олицетворяет новую жизнь и Его рождение на свет. Богомладенец жестом руки благословляет верующих.

О чем молятся перед чудотворным образом «Блаженное чрево»

Икона Богоматери «Блаженное чрево» обладает огромной силой, которая способна оказать помощь при любых бедах и тяжких испытаниях. Большое количество верующих людей возносят свои молитвы перед великим ликом с просьбами:

  • о помощи и поддержке при родах;
  • об избежании осложнений в период беременности;
  • об избавлении от боли, вызванной нарушением здоровья беременной женщины;
  • о рождении крепкого и здорового малыша.

Чудотворная икона обладает редчайшей способностью исцелять женщин от бесплодия даже при утвержденном, точном диагнозе врачей.

Дни празднования

Официальным днем празднования святыни считается 8 января. Эта дата выбрана не случайно: в этот день несколько веков назад на территории нашей родины была обретена данная икона, которая внесла огромный вклад в совершенствование и укрепление православной веры.

Молитва перед иконой

«О, великая заступница! Целительница тела и души! К Тебе возношу слова молитвы, ибо лишь Ты способна избавить меня от болезненных мук, несчастий и горести. Подари мне Свою поддержку, о Святая Царица! Не дай болезням истерзать мое тело, а печалям охватывать душу. Отгони прочь невзгоды и бедствия, придай моей жизни света, счастья и добра. Почитать Тебя, Пресвятая Дева, не перестану и восхвалю имя Твое Великое! Да будет на всё воля Божия. Во веки веков. Аминь».

Прославленный образ Богородицы «Блаженное чрево» совершил большое количество благих деяний, в том числе исцелил многих женщин от бесплодия, позволив им обрести истинное счастье материнства.

Помните, что самое главное — безмерная вера в чудотворную силу божественной иконы, непрестанные усердные молитвы и, конечно же, искренние слова, исходящие из самого сердца. Если вы поистине верите в Господа, а ваши сердца переполнены сильной любовью и верой, то вы непременно обретете покровительство и защиту чудотворной святыни Божией Матери и ощутите, как ваша жизнь наполняется счастьем, а все беды остаются позади. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Божией Матери «В родах Помощница», или «Помогательница женам чады рождати» («Помощь в родах»)

(26 декабря / 8 января)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Помощь в родах» («Помогательница женам чады рождати»), или «В родах Помощница» молятся о благополучном разрешении беременных женщин и чтобы родить здоровых детей.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Помощь в родах»

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешинии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Описание

Наименование «Блаженное Чрево» восходит к евангельским словам, обращенным к Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. XI, 27). В многочисленных вариантах этой иконы обязательно соблюдения особых черт : верхняя одежда Богоматери — красная. Изображение Спасителя во чреве обязательно. Он перстами своими, еще будучи младенцем благословляет род человеческий.

Согласно Поселянину , на иконе «Помощь в родах» Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне, напоминая несколько икону «Знамение». Икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати» являет Божию Матерь с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звезде, нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

Богоматерь на Барловской иконе, хранившейся в Москве, была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. На иконе из собрания Рыбинского музея Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с московским образом. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, вероятно, c западноевропейского образца.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы .

Есть сведения также что на иконе «Блаженное чрево» Богоматерь изображается с чашей для омовения .

Православный Церковный календарь

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Бла­жен­ное Чре­во» до 1924 го­да на­хо­ди­лась в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, в на­сто­я­щее вре­мя ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но. Бар­лов­ский спи­сок этой ико­ны был яв­лен 26 де­каб­ря 1392 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в этот день. Стро­ки из Еван­ге­лия от Лу­ки «Бла­жен­но чре­во, но­сив­шее Те­бя, и сос­цы, Те­бя пи­тав­шие» (Лк.11:27) по­слу­жи­ли на­име­но­ва­ни­ем ико­ны. Об осо­бом по­чи­та­нии Бар­лов­ско­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри сви­де­тель­ству­ет то, что в со­бо­ре его по­ме­сти­ли на­про­тив цар­ско­го ме­ста, а во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка ико­ну по­нов­лял гла­ва ико­но­пис­цев Ору­жей­ной па­ла­ты Си­мон Уша­ков. Бо­го­ма­терь на мос­ков­ской иконе бы­ла изо­бра­же­на по­ко­лен­но, а Мла­де­нец Хри­стос воз­ле­жал, вку­шая мле­ко из Ее сос­ца. Со­глас­но ру­ко­пис­но­му сбор­ни­ку XVIII ве­ка, об­раз был при­не­сен в Моск­ву из г. Ба­ри, где он на­хо­дил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го, от­сю­да и дру­гое на­зва­ние ико­ны — «Бар­лов­ская».

На иконе «Бла­жен­ное Чре­во» из со­бра­ния му­зея г. Ры­бин­ска Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в ти­пе «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» (по-гре­че­ски «Га­лак­то­тро­фу­са»). Пре­да­ние го­во­рит о том, что об­раз при­над­ле­жал пре­по­доб­но­му Сав­ве Освя­щен­но­му († 532) и на­хо­дил­ся в лав­ре его име­ни неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный пред­рек, что оби­тель по­се­тит те­зо­име­ни­тый ему бо­го­мо­лец цар­ско­го ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жит пе­ре­дать чу­до­твор­ный об­раз. В XIII ве­ке свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский во ис­пол­не­ние это­го за­ве­ща­ния пе­ре­нес ико­ну в ос­но­ван­ный им Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь на Афоне, где она пре­бы­ва­ет по сей день в Ка­рей­ской ке­лье и на­зы­ва­ет­ся «Ти­пи­кар­ни­цей». На ры­бин­ском об­ра­зе по­за Хри­ста ди­на­мич­на и бо­лее слож­на по срав­не­нию с древним па­мят­ни­ком. Ори­ги­наль­ным де­ко­ра­тив­ным до­пол­не­ни­ем яв­ля­ет­ся ра­ма со слож­ным пле­те­ным ор­на­мен­том позд­не­ба­роч­но­го ти­па («стиль ре­гент­ства»), за­им­ство­ван­ная, оче­вид­но, из ка­кой-то за­пад­но­ев­ро­пей­ской гра­вю­ры.

Православная церковь и верующие скорбят обо всех погибших и умерших. Смерть нерожденного младенца – это всегда трагедия, но что если это настоящее убийство, совершенное его матерью? И как потом этой женщине жить на свете, как потом замаливать свой грех перед Господом?

Икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных заставляет заново осознать всю трагичность того, что душе, вложенной Богом в каждое человеческое существо, уже живущее или еще находящееся во чреве матери, не дали появиться на свет, и тем самым не дали исполниться воле Божьей.

Как появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

У большинства почитаемых икон долгая история, порой измеряемая столетиями. В отличие от них икона убиенных младенцев в утробе матери написана совсем недавно, но у нее своя удивительная история.

Известный одесский духовник и старец, схиархимандрит Иона, убежденный противник абортов, призывал к проведению крестного хода против убийства детей в материнской утробе, но для проведения такого крестного хода не было иконы. И вот однажды прихожанка Макариевского храма в Киеве по имени Татьяна увидела на морском берегу на плоском камне рисунок, подсказавший ей образ иконы. Идея эта буквально пронзила ее сердце, она зарисовала ее на листке бумаги и затем обратилась к настоятелю своего храма протоиерею Владиславу, который дал иконописцу благословение на написание иконы. Позже митрополит Киевский и всея Украины Владимир дал благословение на написание большой иконы, и с ней был совершен крестный ход.

Теперь икона плач Иисуса Христа об убиенных младенцах находится в Макариевском храме в Киеве, прихожанкой которого и была Татьяна. Женщины, совершившие грех детоубийства во чреве, замаливают перед ней свой грех.

Икона производит потрясающее впечатление. На ней изображены Богородица, мальчик Иисус и ангел с младенцем на руках. Скорбен лик Богоматери, скорбь написана на лицах Спасителя и ангела, который протягивает ему младенца в пеленах, из которого струится кровь. Икона как бы заключена в рамку, но под нижним ее краем целое море крови, куда стекает и кровь младенца. И становится понятно, что это море крови – кровь не только изображенного, но и всех младенцев, не увидевших Света Божьего по вине собственной матери.

Почему появилась икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

Отношение православной церкви к абортам хорошо известно – оно резко отрицательное и продиктовано Господними заповедями. В Библии во многих местах говорится, что каждый человек, даже в ту пору, когда он находится в утробе матери, это Божественное творение, а развитие плода – это творческий акт Бога.

Таким образом, прерывание беременности (аборт) прямо противоречит Божьему замыслу и является грехом. Здесь на одной чаше весов – святость и бесценность человеческой жизни, начиная с момента ее зарождения, а на другой – «свобода выбора» женщины, рожать это младенца или нет.

Правда, говорить о «свободе выбора» женщины не совсем верно. Нередко бывает, что молодую девушку, забеременевшую вне брака, родители или сожитель просто выбрасывают на улицу, и она оказывается без жилья, без денег в ситуации, когда аборт кажется ей единственным выходом.

И надо признать, что православная церковь в последнее время активизировала свою деятельность в деле спасения таких женщин и еще нерожденных младенцев: церковь открывает приюты для женщин, оказавшихся в безвыходной жизненной ситуации, чтобы спасти душу и ребенка, и самой женщины, не дав ей запятнать свою душу грехом убийства.

Православная церковь не отвергает женщин, совершивших аборт, но призывает их к покаянию за безвинно загубленную душу.

Молитва иконе

Данная икона носит и другое название — икона утешительница абортированных младенцев. Кому она служит утешительницей? Только ли убиенным младенцам или их матерям тоже, которые порой не по своей воле, а в силу жизненных обстоятельств вынуждены были пойти на этот ужасный шаг? Пусть же теперь они замаливают свой грех перед этой иконой такой молитвой:

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на Небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Редкие и необычные иконы

» Чревоношение Божественного Младенца»
============================
Одна из самых редких икон Божией Матери.
Подобный сюжет — Дева Мария с младенцем Иисусом во чреве — встречается редко в православной иконописи, причем, обычно, младенец Иисус изображается.
Здесь же мы его не видим.
Имя иконописца, к сожалению, не известно.

Находится икона в Греции, в маленькой церквушке святого Рафаила в Рахесе (после Стилиды на север) — места с целебными источниками.

Особенность этого иконографического образа заключается в акценте на материнское начало, на ожидание прихода Мессии.
Перед этой иконой можно молиться всем будущим матерям.

Молитва супругов к Пресвятой Деве
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, скоропослушная заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на меня непотребную, припадающую к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешной и принеси ю к Сыну Своем; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественный благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся соделанная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице! Ты благоизволила еси нарещися во образе Своем Грузинской, повелевающи всем притекати к Тебе с верою, не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На Тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Славлю и Благодарю Господа, что послал мне счастие супружеского состояния. Молю Тебя, Матерь Господа и Бога и Спасителя моего, да Твоими Матерними молитвами пошлет мне и супругу моему возлюбленному чадо. Да дарует Он мне плод чрево моего. Да устроится он волею Его, во славу Его. Перемени скорби души моей на радость зачатия во чреве моем. Да славлю и благодарю Тебя Матерь Господа моего во вся дни жизни моей. Аминь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *