Икона божьей матери донская

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Донская икона в Донском монастыре. О чем молятся перед чудотворным образом?

Каждый год, к престольному празднику, который отмечается 1 сентября, в Донской монастырь из Третьяковской галереи приносится чудотворная Донская икона Божией Матери. О традиции принесения чудотворного образа рассказал иеромонах Фома (Демчук), эконом Донской обители.

— Расскажите, пожалуйста, как появилась традиция принесения Донской иконы Божией Матери в Донской монастырь.

— Традиция зародилась еще в XVI веке, когда в 1591 году на Москву с юга двинулись крымские татары, в это же время на северные границы нашего Отечества, на Великий Новгород, напали шведы. Все силы были брошены на защиту северных границ, а Москва, по сути, осталась незащищенной. Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, повелевает в срочном порядке собирать войско. Люди же, москвичи, понимая, что эта спешность не даст желаемого результата, с особой надеждой на милость Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы стали с усердием возносить горячие молитвы, прося защиты от нежданного врага. Патриарх Иов благословляет вынести из Благовещенского собора Кремля чудотворный образ Донской иконы Божией Матери, с которым вдоль стен Москвы совершается крестный ход. А позже икону приносят на место, где сейчас находится Донской монастырь, ранее это была окраина Москвы, просторное место, где проводились различные ярмарки и увеселительные мероприятия. К моменту объявления срочной мобилизации на этом месте уже был устроен гуляй-город русских войск — полевое мобильное укрепление, состоявшее из укрепленных щитами обозов.

Икона была поставлена в походную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Перед святым образом царь Феодор Иоаннович с усердием молится всю ночь, моля Пресвятую Богородицу защитить Москву. В сонном видении Царица Небесная является государю и обещает Свою защиту и помощь, а ранним утром следующего дня Феодору Иоанновичу доложили, что крымские татары, испугавшись неведомой силы, обратились в бегство, бросив раненых и все награбленное. В этом Феодор Иоаннович узрел особую поддержку Царицы Небесной и в благодарность повелел построить храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а чуть позже, в 1593 году, устраивается монастырь в честь Донской иконы Божией Матери. И в это время закладывается традиция один раз в году торжественным крестным ходом из Кремля в Донской монастырь приносить Донской образ Богоматери.

В советское время эта традиция была упразднена, икона была конфискована, передана на баланс государства в Третьяковскую галерею. Но в 1994 году при тогдашнем наместнике монастыря архимандрите Агафодоре зарождается новая традиция принесения чудотворной Донской иконы, но уже из Третьяковской галереи. Между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией был заключен бессрочный договор, согласно которому Третьяковская галерея обязуется ежегодно выдавать монастырю Донскую икону Божией Матери для всеобщего поклонения.

— Как происходит перенесение чудотворной иконы?

— Задолго до 1 сентября мы начинаем подготовку, пишем официальные письма на имя Министра культуры, на имя руководства Третьяковской галереи, все это рассматривается. И 31 августа, накануне престольного праздника нашего монастыря, чудотворную икону торжественно приносят в стены обители.

Здесь создан специальный киот-капсула из бронированного стекла, соблюдены все условия, которые создает для иконы сама галерея. В этом бронированном киоте икона находится на протяжение всего времени пребывания в монастыре под постоянным присмотром сотрудника Третьяковской галереи. Слава Богу, за все это время не было никаких инцидентов.

Перед тем, как перенести икону в монастырь, собирается ревизионная комиссия, оценивается состояние иконы, составляется акт ее приема и передачи. И по возвращении из монастыря в галерею той же комиссией вновь проводится акт осмотра образа.

— Вы сказали, что здесь в монастыре для иконы созданы идеальные условия хранения, идентичные условиям Третьяковской галереи. Почему же нельзя оставить икону в монастыре на постоянное пребывание?

— Это наша мечта. Мы непрестанно молимся об этом. Пусть она принадлежит государству, никто ее не просит передать в собственность, но наша мечта, чтобы икона находилась там, где ей положено быть. Тем более, издревле и по наше время икона Божией Матери «Донская» почитается как покровительница нашего Отечества. И в наше время это было бы очень серьезным шагом, великим делом милосердия — отдать Донскую икону Пресвятой Богородицы на постоянное пребывание в монастырь, где была бы возможность регулярно служить перед ней богослужения, где в любое время люди могли бы ей поклониться, помолиться, возложить свои надежды, скорби, радости на Пресвятую Богородицу. А мы готовы и обязуемся создать все условия для достойного хранения этого образа. К тому же, в этом году исполняется 425 лет со дня основания того первого храма, на месте которого и был основан монастырь, соответственно и 425 лет со дня освобождения Москвы от татар. И, конечно, в такой знаменательный год было бы уместно пойти на такой шаг — передать икону монастырю.

— В иные дни года в Третьяковской галерее не совершается никаких богослужений перед иконой?

— К сожалению, нет. Она находится в так называемом четвертом зале. По рассказам сотрудников музея он является самым посещаемым залом в галерее. Люди приходят помолиться перед иконой. Но там они за это платят деньги, ведь вход в галерею платный.

— А кто в Третьяковской галерее отвечает за икону?

— Главным хранителем музейных предметов галереи является Т.С. Городкова, на нее ежегодно возлагается ответственность за организацию выдачи и приемки иконы. Также, среди ответственных за исполнение договора назначена заведующая Отделом древнерусского искуства ГТГ Н.Н. Шередега.

— Вы можете рассказать, что входит в обязанности смотрителя иконы? И вообще, каким должен быть этот человек?

— В обязанности смотрителя входит постоянное наблюдение за иконой, во время пребывания в монастыре, отслеживаются малейшие изменения ее внешнего вида, ее состояние, климат-контроль и многое другое.

Конечно, сотрудники музея радеют о ней, заботятся о ее сохранности, состоянии и т.д., но, прежде всего, относятся не как к величайшей святыне, а как к памятнику древнерусского искусства. Они не понимают самого главного: иконе не место в музее, ей место в храме. Мы знаем много случаев, когда старинные иконы, потемневшие от времени, потрескавшиеся обновляются по возносимым перед ними молитвам. Музейные сотрудники, к великому сожалению, об этом не задумываются. Они ссылаются, а некоторые и упорно настаивают на том, что икона должна постоянно храниться в определенных условиях, которые имеются только в музее. В связи с этим есть немало противников принесения иконы в монастырь даже на эти несколько дней. Светские люди, ученые не оставляют места для Бога, для той Божественной силы, которая все выравнивает.

— Много людей приходит поклониться иконе в эти несколько дней?

— Нескончаемый поток. Точной цифры назвать не могу, но людей очень много. Первые сутки пребывания иконы в монастыре Большой собор не закрывается, доступ к иконе открыт всю ночь. Многие люди приезжают поклониться иконе несколько раз. Между Литургией и всенощным бдением непрестанно будут служиться акафисты и молебны. Чтобы как можно больше людей могло помолиться перед чудотворным образом, первая праздничная Литургия служится в 00.00 в ночь с 31 августа на 1 сентября, затем в 5.40 и в 9.30 1-го числа.

— За те 20 лет, в течение которых Донская икона приносится в монастырь, есть ли засвидетельствованные случаи исцелений?

— Дело в том, что мы не занимаемся фиксацией таких случаев. Но сам факт того, что зал, в котором хранится икона, является самым посещаемым, говорит о многом. Очевидно, люди приходят не просто насладиться эстетикой старины, а приходят к образу Пресвятой Богородицы за помощью. А сегодня, когда икону привозили в монастырь, люди встречали ее со слезами — это неспроста.

— Что бы Вы могли посоветовать желающим поклониться иконе?

— Прежде всего, хочу заострить внимание на технических моментах. Сроки пребывания иконы в монастыре сжатые, а желающих приложиться очень и очень много. Поэтому следует заранее креститься и совершать поклоны. Во-вторых, приходя в монастырь, надо понимать, что это обитель, здесь живут монашествующие насельники, нужно себя вести соответственно, с благоговением, с трепетом, без суеты, без толкания, без нервотрепок, а с великим благоговением приступать к святыне. И, конечно же, молясь Пресвятой Богородице, особенно сейчас, в неспокойное время, не будем забывать и о нашей стране, ведь чудотворный образ Донской Богоматери издревле почитается как хранитель земель русских. Нужно молиться Приснодеве о защите Руси Святой, народа православного. Просить о помощи в непростой период. Всем нам сейчас нужно помнить об этом. Вот с такими словами хотелось бы обратиться к тем, кто планирует приехать на поклонение к чудотворному образу.

Беседовала Елена Варова

Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).

Кондак 1

Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Икос 1

Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем:

Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная;

ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная.

Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго;

ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая.

Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный;

ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть.

Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся;

ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 2

Ви́дяще Тя, Богоро́дице, на объя́тиих Свои́х Младе́нца Христа́ держа́щую и главо́ю к пречи́стому ли́ку Его́ кро́тце прини́кшую, разумева́ем боже́ственную любо́вь Твою́ и непреста́нное о ми́ре хода́тайство. Ве́руем, я́ко и́маши ве́лие дерзнове́ние ко благосе́рдию Влады́ки, Ему́же, да́вшему нам Тя благу́ю Засту́пницу, благода́рственно пое́м: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум немощны́й не мо́жет пости́гнути глубину́ смире́ннаго служе́ния Твоего́, Госпоже́, Искупи́телю на́шему, не име́вшему на земли́, где главу́ подклони́ти. Егда́ же прии́де вели́кий и тре́петный день страда́ний Сы́на Твоего́, Богома́ти, ору́жие сме́ртное про́йде ду́шу Твою́. Сего́ ра́ди се́рдцем соболе́знующе, глаго́лем Ти такова́я:

Ра́дуйся, незло́бивая А́гнице, верте́п и бе́гство смире́нно прии́мшая;

ра́дуйся, богоприи́мца Симео́на ско́рбное прорече́ние в се́рдце начерта́вшая.

Ра́дуйся, поноше́нию Сы́на Бо́жия сострада́вшая;

ра́дуйся, кре́стный путь Его́ слеза́ми ороси́вшая.

Ра́дуйся, му́ки Его́ кре́стныя се́рдцем раздели́вшая;

ра́дуйся, Кресту́ предстоя́нием соверше́нство любве́ Твоея́ яви́вшая.

Ра́дуйся, гро́бу Сы́на Твоего́ благосе́рдый плач прине́сшая;

ра́дуйся, воскресе́нием Его́ па́че всех обра́дованная.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 3

Си́ла Вы́шняго соде́ла Тя, Благода́тная, исто́чник неоскудева́ющ утеше́ния бе́дствующим: мно́ги бо ско́рби претерпе́вши, мо́жеши и искуша́емым помощи́. Лю́дем ру́сским, лю́те стра́ждущим от наше́ствия ага́рян, благоволи́ла еси́ яви́ти о́браз Твой в зна́мение ми́лости Твоея́ ко Оте́честву на́шему, в защи́ту от враг ви́димых и неви́димых, и́хже по́мощию Бо́жиею побежда́юще, Спаси́телю Бо́гу воспева́ху: Аллилу́иа.

Икос 3

Иму́ще Тя подвигополо́жницу, ше́ствующую по стопа́м Влады́ки Христа́, му́жества исполня́хуся первосвяти́телие Моско́встии и подви́жницы благоче́стия земли́ Ру́сския. Беды́ и напа́сти претерпева́юще, сии́ уча́ху лю́ди ду́хом Го́сподеви рабо́тати, ве́дуще, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется. Мы же, ви́дяще ве́ру оте́ц на́ших и явле́ние благода́ти, претвори́вшия злоумышле́ния во нра́вы до́брыя, досто́йно Тя, наста́вницу ве́рных, ублажа́ем:

Ра́дуйся, насажде́ние ве́ры и благоче́стия;

ра́дуйся, о́бразе несокруши́маго терпе́ния.

Ра́дуйся, ду́ха уны́ния и боя́зни отгна́ние;

ра́дуйся, ду́ха ра́зума и кре́пости стяжа́ние.

Ра́дуйся, близ Донски́х струй чу́дно ико́ну Твою́ яви́вшая;

ра́дуйся, ре́ки слез наро́дных е́ю изсуши́вшая.

Ра́дуйся, до́блести бога́тство нам вручи́вшая;

ра́дуйся, моли́твенников земли́ Ру́сския возрасти́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 4

Бу́ря превели́каго наше́ствия ага́рянскаго потрясе́ зе́млю Ру́сскую, но не возмо́же пла́мень угаси́ти ве́ры в покро́в Твой, Богома́ти Пречи́стая. Вели́кий печа́льник земли́ на́шея преподо́бный Се́ргий, призва́в на по́мощь Святу́ю Трои́цу и Тя, Влады́чице, со упова́нием благослови́ свята́го кня́зя Дими́трия с дружи́ною в похо́д проти́ву ага́рян и предрече́ ему́ победу, те́мже научи́ всех пе́ти всеси́льному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому: Аллилу́иа.

Икос 4

Ви́дя ико́ну Богома́тере, на по́ли бра́ни от Донски́х преде́л прише́дшую, и, прии́м посла́ние от Се́ргия преподо́бнаго с напу́тием: Да помо́жет ти Бог и Свята́я Богоро́дица, возра́довася князь Дими́трий, я́ко Сама́ Влады́чица гряде́т на супоста́ты, и, воспряну́в ду́хом, с наде́ждею поведе́ во́ины своя́ на тьмочи́сленная по́лчища и побе́ду одержа́. Ико́на же Твоя́, Влады́чице, молниено́сным блиста́нием зра́ка Твоего́ враги́ устраша́ющи, зало́г побе́ды явля́ше. Сего́ ра́ди благода́рственно и ра́достно пое́м Ти похва́льная сия́:

Ра́дуйся, Ма́ти Го́спода Сил, небе́сная Воево́до;

ра́дуйся, земли́ Ру́сския от ве́ка по́моще и покро́ве.

Ра́дуйся, во́ином му́жества неодоли́маго дарова́ние;

ра́дуйся, врага́ иско́ннаго гро́зное низверже́ние.

Ра́дуйся, во́инов-и́ноков на по́двиг ра́тный избра́вшая и укрепи́вшая;

ра́дуйся, Оте́чество на́ше от и́га ага́рянскаго свободи́вшая.

Ра́дуйся, в явле́нии ико́ны Твоея́ луча́ми Со́лнца пра́вды ве́рных осия́вшая;

ра́дуйся, пресла́вную побе́ду правосла́вно Тя чту́щим дарова́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 5

Богоявле́нною звездо́ю возсия́ ико́на Твоя́ пресве́тлая, озаря́ющи у́тро бра́ни и возвеща́ющи благослове́ние Бо́жие ратобо́рцем, на бра́нь жесто́кую с ага́ряны подви́гшимся. Весь день той предстоя́ху Се́ргий преподо́бный и и́ноцы мно́зи в моли́тве неотсту́пней ко Святе́й Тро́ице. Ве́черу же бы́вшу, побе́ду ста́рец ду́хом позна́в, ра́достно сию́ провозгласи́ и благода́рственное пе́ние соверши́ всеще́дрому Бо́гу, призыва́я и нас велегла́сно воспе́ти Ему́: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дя очи́ма ве́ры тече́ние би́твы и моли́твою ратобо́рцы укрепля́я, поиме́нно помина́ше преподо́бный Се́ргий вожди́ и во́ины убие́нныя. Мы же, иму́ще заве́т его́ па́мять о таковы́х осо́бо твори́ти и ве́дуще си́лу моли́твы, побе́ду ору́жию принося́щия, из глубины́ се́рдца воззове́м Бо́жией Ма́тери, всемо́щней Покрови́тельнице ду́шу свою́ полага́ющих за дру́ги своя́:

Ра́дуйся, меч гне́ва Бо́жия на проде́рзыя направля́ющая;

ра́дуйся, из пра́вды вене́ц побе́ды соплета́ющая;

Ра́дуйся, с хра́брыми непреобори́мо спобора́ющая;

ра́дуйся, к по́двигом во бра́нех дух возвыша́ющая.

Ра́дуйся, ура́ненных Свои́м попече́нием не оставля́ющая;

ра́дуйся, убие́нных к ве́чному поко́ю управля́ющая.

Ра́дуйся, вдови́ц и обезча́дствованных благода́тно утеша́ющая;

ра́дуйся, Воево́до изря́дная, непобеди́мо держа́вствующая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 6

Провозве́стник спасе́ния Москвы́ от внеза́пнаго наше́ствия ага́рянскаго яви́ся о́браз Твой, Засту́пнице ско́рая. Неприя́телем во град вни́ти уже́ гото́вым, с ве́рою и сле́зным моле́нием обнесо́ша его́ лю́дие по стена́м и сто́гнам гра́да и поста́виша посреде́ во́инства в похо́дней це́рквице Се́ргия преподо́бнаго и, в моли́тве прилежа́ще, усе́рдно взыва́ху всеми́лостивому Спа́су: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́вшу со́лнцу, узре́ша стрегу́щии во́ини, я́ко опусте́ стан ага́рянский: но́щию страх внеза́пу нападе́ на ня от не́кия ве́лия си́лы и, смути́вшеся, неудержи́мо бежа́ша да́же до преде́л земли́ Ру́сския и вси изгибо́ша. О, преди́вная Засту́пнице на́ша! Твои́ми моли́твами ско́рое избавле́ние сие́ бысть. Да испо́лнится же дре́вний храм, возвы́сивыйся на ме́сте, иде́же стоя́ше чудотво́рный о́браз Твой Донски́й, гла́са хвалы́ сея́:

Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, ве́ры огнь воспламеня́ющая;

ра́дуйся, гра́ду Москве́ стра́же неусыпа́ющая.

Ра́дуйся, упова́ющих на по́мощь Твою́ не посрамля́ющая;

ра́дуйся, плач ве́рных вско́ре в ра́дость претворя́ющая.

Ра́дуйся, в бе́гство враги́ обраща́ющая;

ра́дуйся, призыва́ющим Тя по́мощь подаю́щая.

Ра́дуйся, со святи́телями и преподо́бными град наш огражда́ющая;

ра́дуйся, и́ноков под се́нию ико́ны Твоея́ учрежда́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 7

Восхоте́вши огради́ти зе́млю Ру́сскую, держа́вная Покрови́тельнице на́ша, мно́гажды ко́зни ага́рян и про́чих иноплеме́нник разоря́ше, преде́лы страны́ на́шея храня́щи, и побе́ды ди́вныя да́же без кро́ве подаю́щи. Благоволи́, о Ма́ти Бо́жия, в ми́ре глубо́це и сою́зе любве́ вселе́нную сохрани́ти, Тебе́ бо даде́ся благода́ть всеми́рнаго заступле́ния пред Влады́кою всех, Его́же во́инства небе́сная сла́вят, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́ваго стра́жа неусы́пнаго гра́да Москвы́ досто́йно почти́ти хотя́ще, собо́рный храм лю́дие благочести́вии в Донсте́й оби́тели сооруди́ша и на стене́ хра́ма живописа́ша ико́ну Твою́, Богома́ти, в боже́ственное огражде́ние страны́ на́шея, я́ко да отвне́ находя́щии врази́ отраже́ни бу́дут неотсту́пными моли́твами Твои́ми. Тебе́ же, я́ко су́щей с на́ми, со упова́нием глаго́лем:

Ра́дуйся, Бо́га Жива́го одушевле́нный хра́ме;

ра́дуйся, Ма́ти ми́ра, укроща́ющая смяте́ний во́лны.

Ра́дуйся, нощны́х бде́ний и моле́бных пе́ний ско́рое слы́шание;

ра́дуйся, до́брое приста́нище душа́м, спасе́ния и́щущим.

Ра́дуйся, ико́ну Твою́, я́ко зна́мя побе́д, дарова́вшая;

ра́дуйся, страну́ Ру́сскую достоя́ние Свое́ избра́вшая.

Ра́дуйся, бра́ней прекраще́нием мир и ра́дость принося́щая;

ра́дуйся, ко благоче́стию страну́ на́шу приводя́щая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 8

Разсе́яшася ту́чи напа́стей моли́твами Твои́ми, Засту́пнице всеблага́я. Те́плая заря́ покая́ния, восходя́щи, предваря́ет то́ки благода́ти, призыва́ющи к по́двигу, е́же ве́ровати пра́во и жи́ти свя́то. Простри́ же покро́в Твой, о Благода́тная Ма́ти, на всех гряду́щих у́зким, но вожделе́нным путе́м Христо́вых за́поведей, да вси позна́ют, я́ко с на́ми Бог, Ему́же пое́м: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь мир стра́ждет грех ра́ди челове́ческих, во зло его́ поверга́ющих. В Тебе́, Ма́ти ро́да христиа́нскаго, нача́ло о́бщаго избавле́ния бысть, исполне́ние вся́кия доброде́тели. Да́руй же нам узре́ти, богому́драя Де́во, в Ева́нгелии Сы́на Твоего́ свет боже́ственный, да отве́ргше го́речь греха́, сла́дость благоче́стия обря́щем, взыва́юще Ти сицева́я:

Ра́дуйся, благода́ти живоно́сный исто́чниче;

ра́дуйся, заблу́ждшим путево́дный свети́льниче.

Ра́дуйся, сле́зне ка́ющимся обновле́ние подаю́щая;

ра́дуйся, ходи́ти в зако́не Госпо́дни наставля́ющая.

Ра́дуйся, моли́тве те́плей науча́ющая;

ра́дуйся, по́двигу поста́ вспомоществу́ющая.

Ра́дуйся, грехо́вныя по́мыслы вла́стно от нас отгоня́ющая;

ра́дуйся, братолю́бием те́мную зло́бу побежда́ти наставля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 9

Всех немощны́х кре́посте, печа́льных ра́дование, стра́ждущих посеще́ние, ве́рных дерзнове́ние Ты еси́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, всех притека́ющих под сень Креста́ Госпо́дня ко спасе́нию приво́диши, да позна́вше Христа́, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, воспою́т Ему́: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и многовеща́ннии пости́гнути не мо́гут, человеколюби́вая Ма́ти, бе́здну щедро́т Твои́х, на злостра́ждущия и безпо́мощныя излива́емых. И мы, сла́дость утеше́ния в ну́ждах позна́вше, благословля́ем Тя с ве́рою и че́ствуем с любо́вию, моле́ния вознося́ще пред о́бразом Твои́м сицева́я:

Ра́дуйся, в ско́рбех земны́х во́лю Бо́жию смире́нно прии́мшая;

ра́дуйся, обурева́емых в ти́хое приста́нище вводя́щая.

Ра́дуйся, боля́щих милосе́рдая цели́тельнице;

ра́дуйся, вдов и сиро́т незри́мая пита́тельнице.

Ра́дуйся, стра́ждущих любо́вию окружа́ющая;

ра́дуйся, долгонеду́жных сла́дости ра́йстей приобща́ющая.

Ра́дуйся, чад Свои́х от враг необори́мо защища́ющая;

ра́дуйся, я́ко слеза́ми ра́дости ико́на Твоя́ украша́ется.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 10

Спасти́ хотя́ мир, Сын Бо́жий из Тебе́, Де́во, пло́тию облече́ся и естество́ на́ше па́дшее обнови́. Ди́вное Бо́жие смотре́ние о нас Тобо́ю, Де́во, исполня́ется, я́ко Ты еси́ вои́стину поги́бших взыска́ние и гре́шных исправле́ние, и Тобо́ю от отча́яния изба́влени, дерза́ем с весе́лием пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси́ несокруши́мая Це́ркви Христо́ве, Всенепоро́чная Де́во, ве́рныя бо во искуше́ниих укрепля́еши, ми́ром и любо́вию огражда́еши. Сего́ ра́ди и гла́си моли́твеннии не умолка́ют зову́щих Ти:

Ра́дуйся, от купе́ли креще́ния блага́я путеводи́тельнице;

ра́дуйся, целому́дрия ю́ных огради́тельнице.

Ра́дуйся, ма́терем многотру́дным изря́дная помо́щнице;

ра́дуйся, чад непокори́вых му́драя наста́внице.

Ра́дуйся, в сиро́тстве ди́вное утеше́ние;

ра́дуйся, вражду́ющих неча́емое примире́ние.

Ра́дуйся, беззако́ннующих све́том пра́вды просвеща́ющая;

ра́дуйся, грехи́ на́ша в мо́ри милосе́рдия потопля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, вмести́вшей ипоста́сное Сло́во Бо́жие. Сын Твой, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, закала́ется и дае́тся в снедь ве́рным. Сподо́би нас, Ма́ти Бо́жия, досто́йно причаща́тися Пречи́стых Те́ла и Кро́ве Его́, да спасе́ние улучи́вше, воспое́м Жизнода́вцу: Аллилу́иа.

Икос 11

Дщи Отца́ Небе́снаго, Ма́ти Сы́на Бо́жия, Неве́сто Ду́ха Свята́го, неисчерпа́емое мо́ре даро́в боже́ственных Ты еси́, Всесвята́я Де́во. Умоли́ человеколю́бца Го́спода откры́ти нам исто́чник всеоживля́ющия благода́ти, да очище́нным се́рдцем потщи́мся возрасти́ти плоды́ Ду́ха, в ра́дости и весе́лии зову́ще Ти:

Ра́дуйся, плодо́в Ду́ха Свята́го стяжа́ние всеце́лое;

ра́дуйся, ра́достию духо́вною упое́ние пречу́дное.

Ра́дуйся, ми́ра непоколеби́маго дарова́ние благонаде́жное;

ра́дуйся, бла́гости и любве́ исполне́ние преми́рное.

Ра́дуйся, милосе́рдия насажде́ние неувяда́емое;

ра́дуйся, ве́ры живы́я утвержде́ние несокруши́мое.

Ра́дуйся, кро́тости наста́внице несравне́нная;

ра́дуйся, вражды́ разруша́ющая средосте́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 12

Благода́тную по́мощь мно́гажды явля́ла еси́, Цари́це Небе́сная, чрез чудотво́рный о́браз Твой, от сме́рти ско́рыя и неизбе́жныя изъима́ющи. Та́ко о́браз всечестна́го Успе́ния Твоего́, на обра́тней стране́ ико́ны Донски́я от лет дре́влих пи́саный, зна́мение есть вся́кому подвиза́ющемуся, да не убои́тся сме́рти, но, взира́я, ка́ко душа́ Твоя́ прие́млется в ру́це Бо́га жива́го, с наде́ждею предае́т себе́ в час сме́ртный Суди́и всех Бо́гу, вопия́ Ему́: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще Тя, в моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, Святе́й Тро́ице предстоя́щую, вопие́м Ти: пробуди́ нас све́том живоно́снаго Успе́ния Твоего́ от смертоно́снаго сна нераде́ния о спасе́нии души́ и испроси́ нам с Го́сподом примире́ние. Егда́ же приспе́ет жа́тва сме́ртная житию́ на́шему, огради́ нас всеси́льным предста́тельством Твои́м от духо́в зло́бы, да, Тобо́ю води́ми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же незаходи́мое Со́лнце пра́вды невече́рний свет сла́вы Боже́ственныя излива́ет. О Всесвята́я Де́во, от Херуви́м воспева́емая, приими́ от нас, недосто́йных, похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, обра́дованная, во успе́нии Твое́м нас не оставля́ющая;

ра́дуйся, Ма́ти всепе́тая, одесну́ю Бо́га предстоя́щая.

Ра́дуйся, го́рняго ми́ра красото́ боголе́пная;

ра́дуйся, кла́дезю богомы́слия неисчерпа́емый.

Ра́дуйся, любве́ боже́ственныя неугаси́мый свети́льниче;

ра́дуйся, грехо́вных уз ско́рая реши́тельнице.

Ра́дуйся, возду́шных мыта́рств безбе́дное прехожде́ние;

ра́дуйся, блага́я врата́рнице, двере́й ра́йских отверзе́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 13

О, всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея ди́вная засту́пнице, оби́димых прибе́жище, гре́шных спасе́ние! Оте́чество на́ше от враг защити́, вселе́нную всю ми́ром благослови́, ве́ру правосла́вную укрепи́, крест коему́ждо со упова́нием понести́ помози́, в любви́ и согла́сии всех нас соблюди́ и в ра́дость Го́спода вни́ти сподо́би пою́щих Ему́: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».

Молитва

О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются, осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества и исто́чник ми́лости; в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и нужде́ его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия ободри́ и немощну́ю ста́рость поддержи́. Ми́лостию посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклевета́нныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемощны́м Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ина́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти грехо́в изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е И́мя Святы́я Тро́ицы: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Русь Святая — это идея, которая объединяет издавна русский народ не по государственному или территориальному признаку, а по духу, вере и следованию христианской традиции, дающей силу в тяжких испытаниях. Бережно хранятся в народе православные традиции и святыни. Особо почитаема на Руси Богородица. Создание Феофаном Греком Донской иконы Божией Матери укрепило веру в её заступничество и покровительство.

Оглавление:

  • История иконы
  • Описание святыни
  • Помощь Матери Божией
  • Храм в Перловке

Исследователи относят создание иконы ко второй половине XIV века. Донская икона писалась для Успенского собора в Коломне, где работал великий византийский иконописец Феофан Грек. Он и его ученики создали иконостас и осуществили роспись храма. Предположительно автором образа является сам Феофан Грек. Донская икона — это произведение искусства и великая святыня русского народа. Значение её в объединении русских земель и помощи воинам по достоинству оценено в истории и сохраняется поныне.

Описание святыни

Образ являет собой Богоматерь со склонённой головой, держащую на руках Младенца Иисуса. Описание иконы Феофана Грека таково:

  • Христос прижимается щекой к щеке матери и правую руку сложил в двуперстное благословение.
  • В другой руке Христос держит свиток.
  • Иисус одет в охряную тунику. Цвет символизирует принятие Христом человеческой природы. Ноги Младенца открыты до колен.
  • Богородица левой рукой указывает на Спасителя. Богоматерь в покрывале, называемом мафорий. Это традиционная одежда иудейских жён. Мафорий багряного цвета, что символизирует статус Матери Божией.
  • Туника под мафорием и чепец голубого цвета, что характеризует чистоту Богоматери.

На оборотной стороне имеется надпись «Успение святыни Богородицы». Картина изображает Иисуса Христа и двенадцать апостолов, стоящих перед ложем Девы Марии. Горящая свеча, помещённая в центре, свидетельствует о наступлении вечности.

Икона Богоматери, согласно свидетельствам, была подарена донскими казаками князю Дмитрию перед битвой на Куликовом поле. Русские войска при выступлении несли с собой икону, которая была закреплена на древке и послужила боевым знаменем. После победы в Куликовской битве она и получила название Донская. В дальнейшем, икона была помещена в Успенский Собор в Москве. Но после обнаружения надписи «Благовещение Богоматери» её перенесли в Благовещенский Собор.

Историю иконы Донской Божьей Матери можно проследить по сражениям, в которых она участвовала. Икона пребывала в Благовещенском Соборе только в мирные времена. В период сражений она всегда была на поле битвы, защищала воинов и помогала одерживать победы.

Иван Грозный брал икону с собой в казанский поход и молился перед образом.

Участвовал образ Богородицы и в победе над войсками хана Казы Гирея. У царя Фёдора Иоанновича не хватало сил для отражения атаки полчищ хана, стоявших под Москвой. Тогда царь повелел провести крестный ход. Заступница Донская Божия Матерь принимала в нём участие, а во время битвы находилась в полковой церкви.

Икона спасла Москву, и на месте полевого укрепления (Гуляй-города) был построен Донской монастырь.

Вступление на царствование Бориса Годунова в конце XVI века получило благословение Богоматерью от патриарха.

Крымский поход князя Голицына в 1687 году тоже сопровождался образом Богоматери.

Во времена Наполеоновского нашествия оклад был разграблен и лишился драгоценностей, украшавших его, но сам лик уцелел и продолжает свою миссию.

С 1930 года по настоящее время Донская икона находится в собрании Третьяковской галереи.

Празднование в честь Донской Богоматери проводится первого сентября в Донском монастыре, куда для этого с огромными предосторожностями, в специальной капсуле, доставляют оригинал образа. Ежегодное празднование установлено в честь победы на Куликовом поле, неоценимый вклад в которую внесла Донская Богоматерь.

Помощь Матери Божией

Лик Богоматери признан одним из самых чтимых на Руси. Тысячи верующих совершают поклонение образу и молитвенно взывают о помощи и защите.

Икона Божией Матери Донская, в чём помогает:

  • защищает воинов и покровительствует участникам военных конфликтов;
  • помогает в заключении мира;
  • исцеляет раны;
  • излечивает от болезней и других недугов;

В честь прославленного образа на Руси создавались новые храмы. Многочисленные списки давали возможность верующим поклоняться чтимому образу и молиться о защите.

Перловская церковь иконы Донской Божией Матери была построена возле Мытищ в конце XIX века дворянином Перловым. Она предназначалась для посещения дачниками в летний период. Это была небольшая деревянная церковь, которая украшала собой округу и давала верующим возможность исполнять молитвенные обряды.

В памяти народной она навсегда останется связанной со смертью известного церковного композитора, служившего в этой церкви. Григорий Извеков был расстрелян в годы гонения на православных священников.

Перловская Донская церковь переживает своё возрождение. Новое строительство ведётся с 2014 года. Активно идёт сбор пожертвований на строительство. Это символизирует неугасающую любовь народа к своей спасительнице и защитнице иконе Донской Богоматери, в честь чего и была названа эта церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *