Икона божией матери одигитрия шуйская

28 июля/10 августа – день празднования Шуйской-Смоленской иконы Богородицы. Эта памятная дата связана с днем всероссийского прославления главной городской святыни в 1667 году. Явление названной иконы в Шуе в 1654 году имело значение не только для Шуйской крепости, но и для всего российского государства.

Праздник, отмечаемый Русской Церковью 10 августа (28 июля ст. ст.), воздаёт почести двум иконам Одигитрии, Смоленской и Шуйской. Первоначально этот день памяти имел отношение только к иконе Одигитрии Смоленской и связан со Сретением её Московского списка, поставленного в Богородице-Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (с 1525 года). Сама икона Одигитрии, принесённая на Русь из Константинополя в 1046 году, находилась в Смоленске и потому именовалась по имени города. В середине XV века Одигитрия Смоленская некоторое время находилась в Москве, а Новодевичий монастырь был устроен на месте прощания московитян с великой святыней, перед её возвращением в Смоленск.

Московский список Одигитрии Смоленской, 1456 г. ГММК

Праздник в день 28 июля был установлен в начале XVI века, отдельно для Московского княжества и отличался особым почитанием в народе. Позднее, в 1667 году, ко дню Сретения иконы Одигитрии Смоленской был приурочен праздник для Одигитрии Шуйской. Совмещение празднования двух, различных по иконографии икон Одигитрии, отразилось в деловых документах XVII века, где икона из Шуи именовалась «новописаной Одигитрией Смоленской».

Новый образ Божией Матери был написан в Шуе во время моровой язвы 1654/55 года, охватившей центральный регион Московского государства. Ситуация осложнялась тем, что эпидемия по времени совпала с осадой царским войском Смоленска, захваченного поляками. Чума приблизилась к Шуе со стороны Москвы, в обход карантинных засек. За 42 дня (с 1 сентября по 12 октября) в крепости и посаде от морового поветрия погибли 560 жителей (по другим данным 574 человека), т.е. около половины населения Шуи того времени. В начале октября, в разгар эпидемии, по обету прихожан Воскресенской церкви, «что на посаде», шуйским мастером Герасимом Иконниковым за семь дней была создана икона «Пресвятыя Богородицы, Честнаго и Славнаго Ея Одигитрия Смоленския», вскоре получившая именование «Шуйская». Именно с явлением этого образа Богоматери шуяне связывали чудо прекращения моровой язвы в городе. При этом тот факт, что Шуйская икона Божией Матери отличалась по иконографии от Смоленского извода, объяснялся в местном предании нерукотворным изменением подготовительного рисунка иконы, нанесённого на левкас. Такое явление будущего образа происходило трижды, несмотря на то, что иконописец пытался вернуть типовую прорись иконы Одигитрии Смоленской, на исполнение которой он получил заказ от прихожан. Это стало первым чудом от Шуйской иконы Богоматери.

Официальное прославление иконы предваряли события 1666 года, когда за короткий период времени от новонаписанной иконы получило исцеление более 100 жителей Шуи и окрестных селений. Знаменательно, что особенное, изобильное явление благодати от иконы произошло 28 июля 1666 года, в день празднования Одигитрии Смоленской, и за два последующих дня (всего 36 исцелений). Считая своим долгом известить царя и духовные власти об этих событиях, шуяне составили мирскую челобитную и отрядили двух посланников, доставивших её в столицу. К челобитной прилагалась запись всех исцелений, которая была позднее переложена в известное Сказание о чудотворной иконе (1667).

Начало Сказания о Шуйской иконе Богоматери из ярославской рукописи XVII века. РНБ

Один из старинных актов сохранил сведения о судьбе «росписи чудес», переданной в Патриарший разряд. В нём, в частности, сказано: «А подали чудесем роспись на Москве, в нынешнем во 175 (1667) году октября в 21 день, преосвященному Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, Шуи посаду Воскресенской поп Алексей, да Воскресенской прихожанин Афанасей Васильев, вместе с воеводскою отпискою, и нашей мирскою челобитною; а преосвященный Павел митрополит ту воевоцкую отписку, и нашу мирскую челобитную, и чудесем роспись отослал в патриарший розряд». То есть, мы видим, что известие о творимых иконою чудесах, было передано в соответствующую инстанцию в Москве 21 октября 1666/67 года. Скорому решению об освидетельствовании иконы помешала сложная внутриполитическая обстановка, связанная с начавшимся расколом и избранием нового патриарха. Одним из первых деяний новоизбранного патриарха Иоасафа II и стало прославление новой иконы Одигитрии из Шуи. Известна благословенная грамота патриарха Иоасафа на выезд в Шую особой комиссии, которую возглавил архиепископ Суздальский и Тарусский Стефан.

Патриарх Московский и Всея Руси Иоасаф II (1667-1672)

Этот документ предоставлял архиепископу Стефану должные полномочия, как для освидетельствования чудес, так и для необходимых канонических деяний по прославлению иконы. 28 июля 1667 года в посадской Воскресенской церкви Шуи в присутствии прибывшего духовенства состоялось праздничное богослужение и торжественное молебствие перед новой иконой. Итогом работы комиссии стала Книга свидетельства, которая была представлена в Москву, на суд царя и патриарха.

Книга свидетельства сохранилась до наших дней в подлиннике в отделе рукописей Исторического музея (Москва). Из неё следует, что каждый, ранее объявивший себя исцеленным от образа Богоматери, был заслушан ответственными лицами в присутствии духовника, и эти его слова были заверены опросом других свидетелей. Комиссия учитывала не только рассказ заявителя об исцелении, но и «досматривала» состояние его здоровья на момент свидетельства, то есть, по истечении года. Дознание проводили одновременно несколько групп, состоявшие каждая из трёх лиц: боярского сына, опытного дьяка и представителя местного духовенства. Первой по старшинству была группа из «духовных властей», которую возглавлял архиепископ Стефан. В результате работы комиссии было составлено четыре раздела Книги. Первый из них объединил исцеления, признанные в ходе сыска достоверными. Второй перечисляет эпизоды, также вполне заслужившие доверие, но вызвавшие некоторые разногласия свидетелей. В третий раздел были собраны случаи, которые оказались недоступными для проверки. Заключительная часть Книги содержала описание чтимой иконы и всех ценностей, приложенных почитателями разных сословий. Здесь же упомянут киот, расписанный в редкой технике «травления по золоту», заказать и изготовить который имели возможность только знатные люди. После ознакомления с Книгой свидетельства царя и патриарха, икона из Шуи была официально признана чудотворной и для неё учредили празднование на день 28 июля.

Известна серия из восьми старинных актов 1667 года, которая представляет собой деловую переписку, сопровождавшую прославление новой иконы. Завершается эта серия благословенной грамотой патриарха Иоасафа и отчётом архиепископа Стефана, упомянутыми выше. Эти два акта хранились в библиотеке Воскресенского собора и были своего рода «охранными грамотами» при чудотворной иконе, ставшей главной святыней Шуи. Протоиерей Воскресенского собора Евлампий Правдин, написавший краткую историю знаменитой иконы, отметил особое значение ещё одного акта из упомянутой деловой серии (№ 87) и привёл его текст в своей книге по истории города Шуи (1884). Он составлен уже после посещения Москвы посланниками из Шуи, но ещё до избрания патриархом Иоасафа, то есть, до 31 января 1667 года. Этот акт, считавшийся утраченным, недавно вновь обнаружен в собрании Санкт-Петербургского Института истории РАН.

«Изветная челобитная священников церкви Воскресения Христова в Шуе на посаде Алексея и Григория и посадских людей об исцелениях от находящейся в той церкви иконы Одигитрии Смоленской Божией Матери».
Акт № 87 из собр. В.А. Борисова (СПб ИИ РАН, № 448).

Заканчивается он прошением к царю, «чтобы про чудотворную и святую Богоматере икону и про чудотворение Ея <…> известно было», то есть, фактически просит государя освидетельствовать чудеса от новой иконы.

В последнем письме из этой переписки, отправленном из Шуи вскоре после 28 июля, Воскресенская церковь именуется уже как «церковь Пресвятыя Богородицы». Это замечание можно толковать в том смысле, что нижний, Никольский престол церкви был освящен заново, в ходе прославления иконы Одигитрии. А ещё через 6 лет, в 1673 году в Ярославле, то есть, в соседней епархии, также был освящён престол «во имя Пресвятыя Богородицы Шуйския», что отразило начало широкого народного почитания новой Одигитрии из Шуи.

Закладная памятная доска (1673) из Дмитриевской церкви Ярославля.

Ярославские иконописцы нередко ходили на богомолье к знаменитой иконе. Об одном из таких случаев сообщает грамота от 27 июля 1674 года: «а Логин Сидоров залежал и по обещанию поехал молитца в Шую Шуйской Богородице». Судя по дате, он отправился в Шую ко дню Её праздника. Именно в Ярославле, как видно по этим цитатам, за новой иконой Богоматери закрепился топоним Шуйская. В самой Шуе было принято именование «Одигитрия Смоленская». Соединение топонимов Смоленская и Шуйская в названии иконы из Шуи произошло в XVIII веке, и окончательно утвердилось во второй половине XIX века, когда возникла необходимость разграничить два июльских праздника – 11 и 28 числа.

К сожалению, в трагических обстоятельствах ХХ столетия, подлинная чудотворная Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, созданная Герасимом Иконниковым, была утрачена. Но в наши дни в собрании Музея Русской иконы в Москве можно увидеть её программный список, созданный вскоре после прославления Шуйской иконы (1667). Композиция списка утверждает верховенство Премудрости Божией в явлении иконы Божией Матери в Шуе, а также государственное значение этого промыслительного события. В собор предстоящих святых избраны князья Борис и Глеб (духовные покровители царствующей династии), и с ними святители Московские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, что отражает симфонию двух ветвей власти, светской и духовной, как одну из составляющих идеологии русского царства в XVII веке. Добавим, что особенности лика Божией Матери на этом списке позволяют говорить о стремлении мастера максимально передать черты подлинной иконы из Шуи. Другими словами, икона из МРИ является одной из ближайших по рисунку к подлиннику из Шуи.

Богоматерь Шуйская со святыми на полях. Конец XVII века. Размер 70,0 х 59,7 см. МРИ, Москва

Памятная дата 28 июля по историческим обстоятельствам является основным празднованием Шуйской иконы. Прибытие в Шую патриаршей комиссии и признание чудес, явленных Божией Матерью от Её Шуйского образа, истинными, позволило незамедлительно совершить каноническое прославление этой иконы, непосредственно в Воскресенской церкви Шуи. От этих событий и ведёт своё начало всероссийская слава Шуйской Владычицы, приводившая к ней множество богомольцев, даже из высших сословий русского общества. День прославления иконы широко отмечался в Шуйской епархии в 2017 году, в связи с 350-летием этого события.

Б.Л. Макарьянц

Молебен в день 350-летия праздника Шуйской иконы Божией Матери. 10 августа 2017 года.

По Святцам из рукописного Требника XVI века, день памяти Одигитрии под числом 28 июля назван днём «Сретения Пресвятыя Богородица Смоленьския». ГИМ, собрание Уварова, № 79, Л. 340. По преданию, точный список иконы Одигитрии был принесен на Русь из Царьграда в 1046 году и поставлен в Смоленске.

Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей. М., 1851. Акты о чудотворной иконе Шуйской Богоматери. С. 422–438.

Там же, Акты № 87, 92, 93. С. 424, 434, 437. Полное наименование иконы в деловой серии 1667 года упоминается трижды. Этот «полный титул» называют и патриарх, и архиерей, и шуйское духовенство.

Митрополит Сарский и Подонский Павел, на момент передачи челобитной и росписи чудес, был местоблюстителем Патриаршего престола и ведал делами «Патриаршего разряда» (Разрядного приказа).

Там же, Акт № 86. С. 423.

В тексте грамоты стоит 1667 год по сентябрьскому новолетию, но в переводе на январский стиль — передача оригинала «росписи» и челобитной относится к предыдущему, 1666 году.

В конце подлинной грамоты имеется точная дата: «писана на Москве лета 7175 {= 1667} июля в 21 день». Там же, Акт № 92. С. 435.

Правдин Евлампий, протоиерей. Описание Шуи и Шуйских церквей. Шуя, 1884.

Это название престола сохранила надпись 1673 года на закладной доске Дмитриевской церкви. См. ил. 6.

Календарное сближение со Ржевской иконой Божией Матери, празднуемой также 11/24 июля, дало второй топоним, и праздник в этот день в просторечии получил название «Шуйской Ржевской» иконы Богоматери. Но след празднования в день 11/24 июля уходит в историю ярославского почитания Шуйской Одигитрии.

Шуйско-Смоленская икона Божией Матери


Литография иконы Шуйско-Смоленской Богоматери из книги П. И. Гундобина 1862 года. Возможно, изображает оригинал 1654 года из Шуи.

Дата появления

Иконографический тип

Одигитрия

Дата празднования

вторник Светлой седмицы
1-я неделя Петрова поста
11 (24) июля
28 июля (10 августа)
2 (15) ноября

Медиафайлы на Викискладе

Шу́йско-Смоле́нская ико́на Бо́жией Ма́тери (также Шу́йская икона Божией Матери, Одиги́трия Шуйская) — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы с младенцем Христом на руках, относящаяся к типу Одигитрия.

Икона написана в 1654 году в городе Шуя Ивановской области иконописцем Герасимом Иконниковым по заказу прихожан Воскресенского храма во избавление от эпидемии чумы. Во время создания образа как списка Смоленской иконы Божией Матери его иконография чудесным образом изменилась. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В 1666—1667 годах сообщения о многочисленных исцелениях от иконы привлекли к себе внимание руководства страны и Церкви, после чего специально созданная церковная комиссия проверила эти сообщения, официально признала икону чудотворной и нарекла её «Шуйско-Смоленской». Она стала главной святыней Воскресенской церкви, вскоре ставшей собором, и города Шуя в целом и приобрела широкую известность в России. С XVII века было создано множество списков иконы, некоторые из которых тоже прославились чудотворениями. С конца 1930-х годов, когда был закрыт Воскресенский собор, местонахождение иконы, официально признанной памятником искусства, остаётся неизвестным.

Особенность, отличающая Шуйско-Смоленскую икону, — характерное положение ручек и ножек Иисуса. Несмотря на нерукотворное происхождение нового образа, его иконография существовала значительно раньше 1654 года. На Руси она была известна с XV—XVI веков. Появившееся в середине XVII века название Шуйско-Смоленской иконы Богоматери сейчас переносится на любые иконы этого извода, в том числе на те, которые были созданы до написания собственно шуйской иконы в 1654 году.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:984
  • ✪ Праздник Шуйской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы г. Шуя 10.08.2014

Субтитры

СЕДМИЦА
(седьмица). По русскому православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие, и икона с изображением этих событий, в соответствии с каждым днем, должна помочь проводить их сознательно и с должным благоговением.
Икона с изображением дней недели именуется «Седмицей». На ней неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым, т.е. Сошествием во Ад. (Великим постом неделя кончается воскресением). В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ — «Собор архангела Михаила». Вторник — день, посвященный св. Иоанну Крестителю и обозначенный Крещением Христа. Среда, день Богоматери, — Благовещение. Во втором ряду слева — четверг, день, который готовит ко дню печали, — изображено Омовение Ног. День горести и поста — пятница — Распятие Христа Спасителя. Между четвергом и пятницей — светлый и радостный день субботний, канун Светлого Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Новозаветный «день приготовления» — суббота, заменившая ветхозаветную пятницу. В радостный день субботний Христос в ореоле славы, с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Крестителем и ангелами. Все окружающие Его в белых одеждах, даже св. Иоанн Креститель сменил свое обычное одеяние из верблюжьей шерсти на белые ризы. Русское крестьянство, которое сохраняло в чистоте обычаи Православной Церкви, надевало в субботу чистые рубахи и зажигало лампады у икон.
День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда «Суббота Всех Святых». Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Богоматерью и св. Иоанном Крестителем. В нижнем поясе стоят лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики, к которым Христос является перед Вторым пришествием и которые не будут судимы.
С IV века, по постановлению Церкви, стали обязательны посты в среду и пятницу и в одинаковой мере обязательно присутствие в церкви в Воскресение и празднование этого дня. На Руси, в первые века принятия христианства, Церковь старалась внушить и пояснить необходимость постов, прибегая к проповеди и посланиям, обещая награду на небесах за соблюдение постов и наказание за отступления. В народном воображении среда и пятница стали воплощаться в образы ангелов или святых, милующих и карающих.
«Параскева» — значит по-гречески «день приготовления», т.е. по календарю «пятница». Св. Параскева стала, таким образом, олицетворять пятый день недели. В житии св. Параскевы сказано, что она родилась у благочестивых родителей, соблюдавших посты. Другая св. Параскева, по житию, была дочерью царя и, приняв христианство, приняла и мученический венец.
Св. Параскева стала на Руси таинственной помощницей, покровительницей и в то же время обвинительницей перед Господом Богом. По народному поверью, св. Параскева, величественная, как царица, посещала самые скромные жилища, проверяя, все ли чисто и в порядке. Если она находила неопрятность, то наказывала ленивую хозяйку. На воскресных прядильниц она напускала судороги и заусеницы и грозилась их обвинить на Страшном Суде. Она обещала, что у родителей, не соблюдавших постов, будут дети воры и пьяницы. Если курицу посадить в пятницу на яйца — цыплята не вылупятся и т.д. Следуя этому, люди перестали предпринимать что-либо в этот день. Пятница превратилась в день, приносящий неудачу в делах. С другой стороны, св. Параскева Пятница ограждала от убийств, наводнения, зубной и головной боли. Она посылала хороший урожай и устраивала счастливые браки. Чтобы ее задобрить, купцы строили на ярмарках специальные часовни под названием «Пятницы».
Св. Параскева Пятница была как мать наказующая и милующая и принимала участие во всех мелочах жизни. Ее икона украшалась цветами, которые потом сушились и принимались как лекарство. На русских иконах св. Параскева Пятница — молодая женщина с венцом на голове и в алом шитом золотом одеянии. Ее греческое имя «Параскева» часто упускается на иконах и сокращенная надпись читается «св. Пятница».
В давнее время в Малороссии «понедельничали», т.е. соблюдали пост и в понедельник. Произошло это потому, что вел. кн. Владимир Святой вскоре после Крещения Руси повелел всем присутствовать в воскресенье в церкви. Те, которые этого не исполняли, были наказуемы в понедельник. Стали поститься, чтобы задобрить понедельник во избежание наказания.
Н.Ш.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние «Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь». С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Ико­ны Рос­сии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *