Икона божией матери с двумя младенцами

В России эта иконография была известна как «Умиление», однако это не совсем точный перевод греческого наименования. К этому иконографическому типу принадлежит целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Толгская, Игоревская, Феодоровская, Почаевская.

Надписание «Елеуса» появляется на византийских иконах Богоматери Одигитрии уже в IX–X веках. Композиция Елеусы, в которой Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, вероятно, выделилась из более древней иконографии «Одигитрия» в послеиконоборческий период.

Одно из первых, дошедших до наших дней изображений, где Матерь Божия и Богомладенец изображены во взаимном ласкании, – это фреска скальной церкви Токали килисе, датируемая X веком. Широкое распространение такая иконография получает в XI веке.

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X в. Каппадокия, Турция

Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, вполне очевидна тема материнской любви, нежности Пречистой Девы к Своему Сыну; с другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству.

Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-ая треть XII в. ТГТ, Москва

Неслучайно на обороте одной из самых почитаемых на Руси икон, Владимирской, изображены Престол уготованный (Этимасия) и орудия страстей. Лицевая и оборотная сторона иконы передают единое догматическое содержание: указывающие на грядущие страдания Господа Крест и орудия страстей «разъясняют» молящемуся скорбный оттенок образа Богородицы.

Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская». Москва. Нач. XV в.(?) ГТГ, Москва

Владимирская икона, привезенная в Киев около 1130 года из Византии, на Руси неоднократно поновлялась. От первоначальной живописи сохранились лики Богоматери и Младенца, часть Его правой руки и кисть левой, а также небольшие фрагменты синего чепца и темно-красного мафория Девы, часть охряного хитона Христа и виднеющаяся из-под него рубашка.

Несложно заметить следы некоторых поновлений: ниже плеча Младенца видны кончики двух пальцев левой руки Богородицы – это слой живописи, нанесенный при первом поновлении, проведенном еще в первой половине XIII века. Само же изображение левой руки, как и многие другие фрагменты живописи, относится к третьему поновлению, которое произошло в 1514 году во время работ по украшению Успенского собора Московского Кремля.

Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-я треть XII в. ТГТ, Москва. Фрагмент

Удивительный по красоте и уровню духовного созерцания список с Владимирской иконы был создан преподобным Андреем Рублевым. Поскольку византийскую чудотворную икону перевозили из Владимира в Москву и обратно, список заменял собой древний образ как в московском Успенском соборе, так и в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Рублев (?). Богоматерь Владимирская. Кон.XIV — нач.XV в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник

Кратким вариантом Владимирской иконы может быть назван извод «Богоматерь Игоревская», представляющий собой оплечное изображение.

Богоматерь Игоревская. Москва. Середина XVI в. ГТГ, Москва

На образах, принадлежащих к иконографии «Елеуса», Младенец может быть изображен как слева, так и справа от Богородицы. Например, на чудотворной Толгской иконе Он изображен с правой стороны. Особенностью этой иконы является положение фигуры Богомладенца, словно шагающего по коленям Матери.

Богоматерь Толгская. Ярославль. XIV в. Ярославский художественный музей; сейчас в Толгском монастыре

Одним из многочисленных вариантов иконографии «Елеуса» является прославленная чудесами Донская икона, написанная, как считают специалисты, Феофаном Греком. Отличительная черта этого образа – обнаженные до колен ноги Младенца, опирающиеся на кисть руки Пречистой Девы.

Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. 80-90-е годы XIV в. ТГТ, Москва

Богоматерь Владимирская. 1-я половина XV в. Русский музей, Спб.

Богоматерь Владимирская. Школа Дионисия. 1514 г. (?). Успенский собор Московского Кремля

Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник

Прокопий Чирин. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Строгановская школа. Нач.XVII в. Русский музей, Спб.

Богоматерь Феодоровская. Первая четверть XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…» 1668 г. ГТГ, Москва

Богоматерь Владимирская. Шитье. 2-ая половина XVII в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия

Медный образок «Богоматерь Владимирская». 2-ая половина XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Богоматерь Феодоровская. Мастерская Г.И. и М.И.Чириковых. Москва. 1904 г. Частное собрание

Образ «Всех ангелов радость» является новописанной иконой, т.е. написанной в наше время. Прообразом для нее стал чудотворный образ «Благодатное небо», находящаяся в соборе Святого Архистратига Михаила (чаще его называют Архангельским собором) Московского Кремля, что стоит на Соборной площади в городе Москве. По легенде, икону «Благодатное небо» в качестве знака благословения от своих родителей привезла супруга великого московского князя Василия.

Икона «Радость всех ангелов» была преподнесена как дар Его Святейшеству — Патриарху Кириллу от архимандрита Феофилакта (Безукладников) на торжественной службе освещения вновь открытого после реставрации Воскресенского собора. Сейчас она входит в состав главного иконостаса собора НовоИерусалимского исторического ставропигиального мужского монастыря в г. Истра Московской области.

Несмотря на то, что святыня находится при монастыре, в соборе совершаются еженедельные богослужения, также по монастырю проводятся ознакомительные экскурсии и икона открыта для посещений.

Значение иконы Радость всех ангелов

Икона Божией матери «всех ангелов радость» изображает Пресвятую Богородицу, держащую Младенца, окруженную ангелами. Святая дева стоит на полумесяце, а ангелы парят над Богородицей, держа над ее головой корону. На полумесяце написаны слова, гласящие: «и луна под ногами ее». Эти слова – часть строки Писания о конце света, означающей, что будет знамение жены (можно понимать, как Церковь, и как образ Божией матери), одетой в солнце, стоящей на луне, в венце из двенадцати звезд. Под полумесяцем изображен Новоиерусалимский монастырь. В этой детали кроется отличие от иконы «Благодатное небо», с которой писали «Всех ангелов радость».

Можно также заметить, что символ полумесяца часто встречается на крестах над куполами церквей при монастыре, что связано с откровениями Иоанна Богослова о конце света.

Значение святого образа несет апокалиптический посыл: отсылая к библейской книге об Апокалипсисе, образ несет в себе видение будущего. Это можно расценить как предупреждение о неизбежно грядущем, как напоминание, что не всех ждет Царство Божие.

В чем помогает икона Радость всех ангелов

Считается, что прошению к любой иконе нужна определенная молитва. Однако молитвы обращаются к самим святым, изображенным на образах, икона лишь передает образ святого. Если вера крепка и помыслы чисты, то прошение будет услышано.

Матери Божией возносят молитвы и прошения о здравии, о помощи в болезнях и недугах, о защите детей и матерей, о наставлении на путь истинный тех, кто с него сбился

Крепость веры, любовь и искренность в сердце помогут справиться с несчастьем, постигшим человека.

Также Святую Заступницу просят об исцелении женских недугов, о помощи в родах и беременности, о даровании дитя. Пресвятую Богородицу почитают как Покровительницу Материнства. Но это не означает, что нельзя просить Пресвятую Деву о помощи в делах семейных или о прибавлении ума. Молитвы святые будут услышаны, если в них нет греховного намерения или желания.

Существует множество икон, посвященных различным изображениям Божией Матери. Как и икона «Радость всех ангелов».

Несмотря на то, что специальных молитв, читаемых перед этой иконой, нет, можно обратиться к заступничеству и помощи Божией Матери любой молитвой, обращенной к Ней.

Молитвы к Святой Божией Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.

Автор работал над росписями во Владимирском соборе в Киеве с 1885 по 1896 г. Это самое значительное его монументально-декоративное произведение, сам художник считал эту работу главным делом всей своей жизни. Готовясь к работам в храме, Васнецов познакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучил мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михайловского монастырей в Киеве. За его плечами был опыт освоения традиций древнерусского искусства – памятников новгородского, московского, ростовского и ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества. В общей сложности художник исполнил 15 композиций и 30 фигур на площади 4 тысячи квадратных метров. Прообразом Богородицы с младенцем стала его супруга с сыном на руках. Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына… Ее большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». По завершению работы он произнес сакральную фразу: «Я поставил свечку Богу!».

РЕКОМЕНДУЕМ

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ. «Богородица с Младенцем». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Развивая тему предстоящего католического празднования Рождества Христова подумалось: как-то у католиков принято название сокращать — просто Рождество, а уж чье, мол понятно…но возможно и не всем. Согласитесь, что Санта почему-то более популярная фигура на праздновании, чем Иисус Христос. В конце-концов подарки то именно Санта Клаус приносит… Ну для кого важнее подарки, а для кого всё-таки Рождество Христово.
Интересно бывать в католических соборах, рассматривать иконы и буквально любоваться ими. Вспоминается утверждение, что икона, как таковая, долго имела статус Евангелия для неграмотных. Конечно мы умеем читать и писать, но в отношении религии действительно можем быть безграмотными. Например удивляет, что католические иконы порой воспринимаются как картины. Почему? Ведь у нас, у православных иконы намного строже, с очень четкими канонами, от которых не принято, да и запрещено отступать, иначе икона не будет освещена.
Характерные особенности православных икон:
Чистые, смиренные, безэмоциональные лица, фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов Действие происходит в двухмерном измерении – отсутствует глубина, не выражены тени. Фон чаще всего светлый, золотистый, символизирующий Небесное Царство. Все цвета имеют значение, даже в одежде святых: пурпурный — величие, зеленый — жизнь, синий — символ неба, вечного мира, коричневый – символ тления и человеческой природы.
Общее впечатление, что икона как бы устремлена ввысь, к Небу, т.е. в православной иконе преобладает духовное, а не земное начало, как на католических изображениях.
Как же выражается эта привязанность к земле: католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы, позы эмоциональны. Все детали могут быть четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, например может быть изображено помещение, за окном которого пейзаж. Цвета картины не имеют символики, да и другие каноны отсутствуют.
Цель данного поста не в противопоставлении, а в сравнении икон, тем более есть иконы, одинаково почитаемые и католиками и православными, например икона Казанской Божьей Матери.


Капков Яков Федорович Богоматерь с ребенком

Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем.
Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
Католики именуют Богоматерь — Моя Госпожа — Мадонна (от Mia Donna (итал.)
Католические иконы более разнообразны и представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе. Но наиболее трогательный сюжет — изображение Мадонны с младенцем, такие католические иконы — картины стали целым направлением в живописи.

Ханс Зацка Мадонна с Младенцем
Флорентийский художник Карло Дольчи
Мадонна с младенцем Боттичелли
Annie Swynnerton
Адольф Вильям Бугро Мадонна с розами
Рафаэль Санти Мадонна с младенцем
Лукас Кранах старший
Nicola di Maestro Antonio — Madonna col Bambino in trono
Carlo Crivelli
Бернардино Фунгаи
Луис де Моралес
«Беллини. Мадонна с младенцем.
Franz Russ
Мадонна с Младенцем. Йос ван Клеве.
Мадонна с младенцем. около 1525 Йоса ван Клеве
Мадонна Литта Леонардо да Винчи
Кажется что в Православии подобное изображение Богородицы просто немыслимо, тем не менее есть — Млекопитательница.
Pseudo-Pier Francesco Fiorentino
Леонардо да Винчи — Мадонна с гвоздикой

В Православной традиции давать названия сериям икон: так Богоматерь с младенцем с поднятыми руками, как бы защищающая — Нерушимая стена, Богоматерь Великая Панагия, Неупиваемая чаша, Поможение родам (когда жест рук направлен вовнутрь).
Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери -это например Владимирская, Казанская и др.
Богоматерь — Млекопитательница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *