Икона божией матери все

Божия Матерь – наиболее почитаемый святой образ после самого Господа Иисуса. Православные христиане посвятили ей множество икон. Их разнообразие поражает, специалисты говорят о 700 вариациях святого лика. Однако точное количество неизвестно до сих пор. В жизненном предании о Богородице сказано, что ее икон, как звездных тел на небе – число знает только Царица Небесная. О том, какие существуют самые известные чудотворные иконы пресвятой богородицы, об их силе и помощи для верующих читайте дальше.

Содержание

Особое покровительство

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта». Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Все многообразие икон Девы Марии и ее Младенца условно можно разделить на четыре группы. Каждая из них раскрывает определенную сторону Царицы Небесной, которой ее наделили верующие христиане.

  1. «Знамение» (в переводе «молящийся»). На этой группе икон Пресвятая открывает тайну рождения Спасителя, она представлена как земная женщина в ожидании младенца. Мария изображена в позе Оранты – молится с поднятыми к небу руками; в районе ее груди, как в лоне, находится сфера со Спасом Эммануила. Важный момент: на лике соединяются фигуры Девы и Христа. Таким образом, передается глубокая тайна святейшего чуда – рождения Господа, а Дева Мария становится Богоматерью. Верующему открывается суть – внутренняя Богородица с Богочеловеком. Наиболее известные иконы: «Богоматерь – Нерушимая стена», ярославская «Оранта».
  2. «Путеводительница». На изображениях этой группы Матерь Божья является проводником, который, как мост, приводит православного к Богу. Это дорога настоящего верующего – от тьмы и греха к истине и спасению. Пресвятая Богородица – главный помощник христианина. На ликах Путеводительница изображена так: ее фигура расположена фронтально, чуть склонена голова, Младенец Христос восседает на руке, как на престоле, второй рукой она указывает на Ребенка, обращая внимание просящего на него. Младенец рукою благословляет Мать, а значит – каждого молящегося. Значимые иконы: «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская», «Казанская».
  3. «Умиление», или «Милостивая». Эти характеристики получили древние образы Девы Марии в Византии, на Руси их начали называть «Сладкое лобзание». Это – лирические и интимные изображения, которые демонстрируют любовь Матери Божьей к своему Сыну. На лике Богородица склоняет голову к Христу, а он, в свою очередь, обнимает ее за шею рукой. «Умиление» заключает высший смысл – Дева Мария не только Мать, которая проявляет любовь к Ребенку, а душа, обращенная к Всевышнему. У данного типа ликов есть две разновидности – «Взыграние»» и «Млекопитательница». В первом варианте Младенец изображен в свободной позе, будто играется, его рука касается лица Матери. В этом скрыто благочестивое и доверительное отношение Бога к православным. Во втором варианте на изображении присутствует интимный момент – Мать кормит Богомладенца грудью. Этот процесс – свидетельство того, как Пресвятая напитывает души христиан верой. К типу «Умиление» относятся иконы: «Владимирская», «Гребневская», «Волоколамская».
  4. «Акафистный» – это собирательный образ, который не несет высокой смысловой нагрузки, как предыдущие три. В него вошли те грани Богородицы, какие невозможно выделить отдельно. Изображение Матери Божьей создается под определенный эпитет, а не под богословский текст. Также в образах могут использовать центральный лик Матери и Богомладенца, дополнив его разнообразными элементами – символическими фигурами небесных тел, водоемом или купелью, троном, ангелами. Главная цель икон данной группы – иллюстрировать прославление Царицы Небесной. «Акафистный» тип представляют иконы: «Спас в силах», «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник».

Описание ликов подробно представлено в книге о чудотворных иконах с изображением Пресвятой Богородицы.

Самые известные иконы Богоматери

  • Казанская икона Божией Матери

Лик Пресвятой обнаружили в Казани после масштабного пожара. Она явилась во сне маленькой девочке по имени Матрона. Семья ребенка отправилась на пожарище искать святыню и нашла ее среди руин. Казанская икона была будто только написана – краски поражали свежестью и яркостью. Образ сразу же излечил двух слепцов, Иосифа и Никиту, которые только к нему прикоснулись. После этого люди поверили в его целительную силу. Находку отвезли в Успенский собор, а на ее месте возвели женский монастырь. К несчастью, в 1904 году икону украли вандалы, а потом предположительно сожгли. До нашего времени дошли только ее копии, но их чудотворная сила такая же, как у первоисточника.

Казанская икона имеет особенное изображение Девы Марии и ее Сына: Богомладенец находится слева от руки матери, его рука поднята вверх, что означает одобрение и всепрощение. Так Господь обращается к каждому православному. 21 июля и 4 ноября верующие отмечают праздник в честь лика.

Казанская икона дарует помощь всем, кто приходит к ней. К лику обращаются, когда нужно исцелиться от болезней – физических и духовных. Особенно хорошо она врачует при проблемах со зрением и слухом. Оказывает поддержку в тяжелых жизненных ситуациях; дает заступничество, благословение, утешение во время любой печали; помогает принять решение в серьезном выборе; сохранить в семье мир.

  • Икона успения Пресвятой Богородицы

Образ рассказывает об успении – смерти Богоматери. По канонам православной религии, кончина Девы Марии – не уход обычного человека: ее душа и тело отправились на Небо к Господу, а не вернулись в землю. Композиция лика по горизонтали условно разделена на две разные по смыслу части. В нижней изображена Божия Матерь, лежащая на смертном одре, ее окружают скорбящие апостолы; в верхней стоит Христос с отлетевшей душой Девы Марии, его окружают ликующие ангелы. Это суть мироздания: внизу скорбь земная, обреченность и тяжесть; а вверху – радость вечной беззаботной жизни, которую дарит Господь своим праведникам. Икону Успения «читают» снизу вверх, чтобы трактовать то, что ждет христианина.

Чудотворная икона успения призвана помочь преодолеть страх смерти верующим людям. Она яркий пример того, какой будет жизнь после смерти, если тщательно соблюдать все законы праведного и церковного бытия. Пресвятая молится за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых заболеваний. Богородица наставляет на истинный путь потерянные души, чтобы каждый смог оказаться после смерти в Царстве Божьем.

  • Тихвинская икона пресвятой богородицы

Один из уважаемых и почитаемых ликов Девы Марии. Считается, что он ровесник самой Пресвятой. По старинному преданию, его написал Лука после того, как образ проявился над озером вблизи Тихвина. Говорили, что божественная сила переносила его по воздуху.

На изображении Мать и Сын обращены друг к другу. Иисус сидит на руке Девы Марии, в одной руке он держит свиток, а другой благословляет обращающихся.

Считается, что икона отводит беды (якобы после того как ее привезли в Москву на самолете, были разбиты германские войска во время Великой отечественной войны), помогает в лечении бесплодия, а также при заболеваниях суставов, ей молятся матери, желающие вразумить, наставить на святой путь своих чад (многие называют лик покровителем малышей).

  • Иверская икона Божией Матери

Это легендарный образ Девы Марии, самый значимый и почитаемый. Считается, что икона была написана Лукой еще во время земной жизни Пресвятой. Впервые о ней упоминают в византийских источниках, приблизительно датированных IX веком. С ликом связана одна невероятная история. По приданию, Иверская икона стояла в доме набожной и праведной вдовы. Неожиданно в городе Никеи подняли бунт еретики, им приказали уничтожить все напоминания о Христе с Богородицей. Богоотступники явились в дом к женщине, приказав отдать лик. Вдова вымолила его, пообещав еретикам денежное вознаграждение. Они согласились. Уходя из дома, один из отступников ударил образ копьем в правую ланиту, проткнув ее. Тут случилось неожиданное – из иконы начала течь кровь. Чтобы остановить кровотечение, женщина окунула икону в морскую воду, но она не упала, а стала плыть по морю.

На изображении Богородица держит на левой руке Сына, свободной рукой она тянется к нему, обращая внимание на Господа. Отличительная черта святыни – сочащаяся кровь из правой ланиты. Иверская икона исцеляет больных, восполняет запасы нуждающимся, помогает во время войн, отводит напасти.

  • Владимирская икона Божией Матери

Весьма известный образ, главный и читаемый, который написал Лука, по поверьям, на обычной доске, за которой принимали пищу Спаситель с Пречистой и праведным Иосифом. Он долгое время хранился в Киеве, но потом князь Андрей Боголюбский перевез его во Владимир. Из-за этого святыня получила такое название. На иконе Богоматерь и Христос льнут друг к другу, что говорит об их тесной связи.

Владимирская икона помогает всем православным, приходящим к ней. Известны случаи, когда лик избавлял от хронических болезней, бесплодия, наставлял матерей с детьми, способствовал легким родам.

  • Икона Божией Матери «Милостивая»

Ее написал Лука и передал в Египет, где она хранилась до X века. Затем святыню по морю доставили византийскому императору Алексию Комнину, чтобы тот хранил ее от еретиков. Вскоре к нему на прием явился кипрский наместник Мануил Вутомит, который по высшему наставлению хотел забрать лик, чтобы обустроить с ним храм. Однако Алексий медлил с передачей образа. Тогда у него заболела дочь, а позже сам он тоже слег. Во сне Комнину пришла Богородица, сказав, что он должен отдать ее изображение на Кипр, оставив у себя точный список. Когда император собрал корабли, болезни отступили. Верующие просят икону «Милостивая» об исцелении, даровании благ, помощи при несении креста судьбы.

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Иконы Богородицы

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории — знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. — Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы «Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: «Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество («Неопалимая Купина”, «Нечаянная радость”, «Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и «зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества ( VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки «Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Словарь «Правмира» — Икона

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии. Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

История родителей Пречистой Девы Марии

Согласно дошедшему до нас преданию, точное место, где появилась на свет Дева Мария, расположено в Иерусалиме. Но большая часть исследователей, принадлежащих Русской Православной Церкви, придерживаются мнения, что отец и мать Пречистой Марии проживали в городе Назарете, там у них родилась дочь. Эту версию считал наиболее возможной агиограф, духовный писатель, педагог, проповедник Димитрий Ростовский.

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Свершение пророчества

Подойдя к месту, которое указал Божий Ангел, Иоаким встретился со своей супругой Анной. Муж и жена поговорили о произошедшем, принесли жертву Богу, дали обет посвятить свое дите служению Господу, отдав храму до достижения совершеннолетия. Затем Иоаким с Анной направились домой к Назарету. Как и было предсказано, точно в срок (8 сентября по старому стилю), праведная Анна родила девочку. Ей было дано обещанное имя – Мария, на еврейском языке значит «надежда» или «госпожа».

Прошел год. Святой Иоаким решил устроить большой праздник. Он пригласил к столу старейшин, священников, родственников, знакомых. Во время пира счастливый отец показал гостям Дочь и обратился к присутствующим священникам, чтобы те благословили Ее.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Земная жизнь Пресвятой Богородицы Образ Богородицы в Русской иконографии
  • Иконография Богородицы Акафисты иконам Пресвятой Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
    Январь • Февраль • Март • Апрель • Май • Июнь • Июль • Август • Сентябрь • Октябрь • Ноябрь • Декабрь

    2 января (20 декабря по старому стилю)

    Леньковская (Новгород-Северская, «Спасительница утопающих»)

    Новодворская

    8 января (26 декабря по старому стилю)

    Барловская «Блаженное Чрево»

    Виленская (Остробрамская)

    «Милостивая» (Киккская)

    «Трёх радостей»

    24 января (11 января по старому стилю)

    Елецкая

    25 января (12 января по старому стилю)

    «Акафистная»

    «Млекопитательница»

    3 февраля (21 января по старому стилю)

    Ватопедская («Отрада» или «Утешение»)

    «Ктиторская»

    7 февраля (25 января по старому стилю)

    «Утоли моя печали»

    10 февраля (28 января по старому стилю)

    Суморинская-Тотемская

    18 февраля (5 февраля по старому стилю)

    «Взыскание погибших»

    Дивногорская (Сицилийская)

    Елецкая-Черниговская

    23 февраля (10 февраля по старому стилю)

    «Огневидная»

    25 февраля (12 февраля по старому стилю)

    Иверская

    28 февраля (15 февраля по старому стилю)

    Виленская

    Далматская

    5 (6) марта (21 февраля по старому стилю)

    Козельщанская

    13 марта (29 (28) февраля по старому стилю)

    Девпетерувская

    15 марта (2 марта по старому стилю)

    «Державная»

    16 марта (3 марта по старому стилю)

    Волоколамская

    18 марта (5 марта по старому стилю)

    «Воспитание»

    19 марта (6 марта по старому стилю)

    «Благодатное Небо»

    Шестоковская

    Ченстоховская

    20 марта (7 марта по старому стилю)

    «Споручница грешных»

    21 марта (8 марта по старому стилю)

    «Знамение» Курская-Коренная

    22 марта (9 марта по старому стилю)

    Албазинская «Слово плоть бысть» («Знамение»)

    25 марта (13 марта по старому стилю)

    Лиддская (на столпе в Лидде)

    27 марта (14 марта по старому стилю)

    Феодоровская

    1 апреля (19 марта по старому стилю)

    «Умиление» Смоленская

    6 апреля (24 марта по старому стилю)

    «Тучная Гора»

    7 апреля (25 марта по старому стилю)

    «Благовещение Пресвятой Богородицы»

    16 апреля (3 апреля по старому стилю)

    «Неувядаемый Цвет»

    25 апреля (12 апреля по старому стилю)

    Белыничская

    Муромская

    27 апреля (14 апреля по старому стилю)

    Виленская

    29 апреля (16 апреля по старому стилю)

    Ильинская (Черниговская)

    Тамбовская (Уткинская)

    1 мая (18 апреля по старому стилю)

    Максимовская

    3 мая (20 апреля по старому стилю)

    Кипрская

    7 мая (24 апреля по старому стилю)

    Молченская

    8 мая (25 апреля по старому стилю)

    Цареградская

    14 мая (1 мая по старому стилю)

    Андрониковская

    «Нечаянная Радость»

    Царевококшайская («Мироносицкая»)

    15 мая (2 мая по старому стилю)

    Путивльская

    16 мая (3 мая по старому стилю)

    Свенская (Печерская)

    Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием)

    «Успение» Киево-Печерская

    17 мая (4 мая по старому стилю)

    Старорусская

    18 мая (5 мая по старому стилю)

    «Неупиваемая Чаша»

    20 мая (7 мая по старому стилю)

    Жировицкая

    Любечская

    23 мая (10 мая по старому стилю)

    Киево-Братская

    27 мая (14 мая по старому стилю)

    Ярославская (Печерская)

    3 июня (21 мая по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская (Заоникиевская)

    Владимирская (Красногорская или Черногорская)

    Владимирская (Оранская)

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    10 июня (28 мая по старому стилю)

    Галичская (Чухломская)

    Никейская («Бысть чрево Твое Святая Трапеза»)

    11 июня (29 мая по старому стилю)

    «Споручница грешных»

    15 июня (2 июня по старому стилю)

    Киево-Братская

    18 июня (5 июня по старому стилю)

    Игоревская

    19 июня (6 июня по старому стилю)

    Пименовская

    21 июня (8 июня по старому стилю)

    Урюпинская

    Ярославская

    24 июня (11 июня по старому стилю)

    «Достойно есть» («Милующая»)

    1 июля (18 июня по старому стилю)

    Боголюбская

    Боголюбская (Зимаровская)

    Боголюбская (Московская)

    «У источника» Пюхтицкая

    3 июля (20 июня по старому стилю)

    Моденская (Косинская)

    6 июля (23 июня по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская (Заоникиевская)

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    «Вратарница» («Неугасимая Свеча»)

    9 июля (26 июня по старому стилю)

    Лиддская (Римская)

    Нямецкая

    «Одигитрия» Седмиезерная

    Тихвинская

    11 июля (28 июня по старому стилю)

    «Троеручица»

    12 июля (29 июня по старому стилю)

    Касперовская

    13 июля (30 июня по старому стилю)

    Балыкинская

    Горбаневская

    15 июля (2 июля по старому стилю)

    Ахтырская

    Пожайская

    Феодотьевская

    17 июля (4 июля по старому стилю)

    Галатская

    18 июля (5 июля по старому стилю)

    «Экономисса»

    19 июля (6 июля по старому стилю)

    Казанская (Богородско-Уфимская)

    20 июля (7 июля по старому стилю)

    Влахернская

    21 июля (8 июля по старому стилю)

    «Благовещение Пресвятой Богородицы» (Устюжская)

    Казанская

    Казанская (Высочиновская)

    Казанская (Вышенская)

    Казанская (Вязниковская)

    Казанская (Каплуновская)

    Казанская (Нижнеломовская)

    Казанская (Пензенская)

    Казанская (Песчанская)

    Казанская (Тамбовская)

    Казанская (Тобольская)

    Казанская (Чимеевская)

    Казанская (Ярославская)

    22 июля (9 июля по старому стилю)

    Кипрская (Стромынская)

    Колочская

    23 июля (10 июля по старому стилю)

    Коневская («Голубицкая»)

    24 июля (11 июля по старому стилю)

    Барколобовская

    Оковецкая (Ржевская)

    25 июля (12 июля по старому стилю)

    «Троеручица»

    29 июля (16 июля по старому стилю)

    Чирская (Псковская)

    30 июля (17 июля по старому стилю)

    Святогорская

    2 августа (20 июля по старому стилю)

    Абалацкая («Знамение»)

    Галичская (Чухломская)

    5 августа (23 июля по старому стилю)

    «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)

    Почаевская

    10 августа (28 июля по старому стилю)

    Гребневская

    «Одигитрия» Воронинская

    «Одигитрия» Выдропусская

    «Одигитрия» Игрицкая

    «Одигитрия» Костромская

    «Одигитрия» Седмиезерная

    «Одигитрия» Сергиевская (в Лавре)

    «Одигитрия» Смоленская

    «Одигитрия» Супрасльская

    «Одигитрия» Устюженская

    «Одигитрия» Христофоровская

    «Одигитрия» Шуйская

    «Одигитрия» Югская

    «Умиление» Серафимо-Дивеевская

    21 августа (8 августа по старому стилю)

    Толгская

    26 августа (13 августа по старому стилю)

    Минская

    «Семистрельная»

    «Страстная»

    27 августа (14 августа по старому стилю)

    «Беседная»

    Нарвская

    28 августа (15 августа по старому стилю)

    «Успение Пресвятой Богородицы»

    «Успение» Киево-Печерская

    «Успение» Овиновская

    «Успение» Псково-Печерская

    «Успение» Пюхтицкая

    «Успение» «Семигородная»

    Ацкурская

    Бахчисарайская

    Владимирская (Ростовская)

    Влахернская (Грузинская)

    Гаенатская

    Галичская (Чухломская)

    Моздокская

    «София – Премудрость Божия» (Новгородская)

    Сурдегская

    Тупичевская

    Цилканская

    29 августа (16 августа по старому стилю)

    Феодоровская

    30 августа (17 августа по старому стилю)

    Свенская (Печерская)

    31 августа (18 августа по старому стилю)

    «Всецарица»

    1 сентября (19 августа по старому стилю)

    Донская

    4 сентября (22 августа по старому стилю)

    Грузинская

    6 сентября (24 августа по старому стилю)

    Петровская

    8 сентября (26 августа по старому стилю)

    Владимирская

    Владимирская («Умиление» Псково-Печерская)

    14 сентября (1 сентября по старому стилю)

    Александрийская

    «Всеблаженная»

    Миасинская

    Черниговская Гефсиманская

    15 сентября (2 сентября по старому стилю)

    Калужская

    16 сентября (3 сентября по старому стилю)

    Писидийская

    17 сентября (4 сентября по старому стилю)

    «Неопалимая Купина»

    19 сентября (6 сентября по старому стилю)

    Арапетская (Аравийская)

    Киево-Братская

    21 сентября (8 сентября по старому стилю)

    «Рождество Пресвятой Богородицы»

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Исааковская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Лукиановская

    «Рождество Пресвятой Богородицы» Сямская

    Домницкая

    «Знамение» Курская-Коренная

    Леснинская

    Почаевская

    «София – Премудрость Божия» (Киевская)

    Холмская

    24 сентября (11 сентября по старому стилю)

    Каплуновская (Казанская)

    27 сентября (14 сентября по старому стилю)

    Леснинская

    28 сентября (15 сентября по старому стилю)

    Новоникитская

    29 сентября (16 сентября по старому стилю)

    «Призри на смирение»

    30 сентября (17 сентября по старому стилю)

    Макарьевская

    Цареградская

    1 октября (18 сентября по старому стилю)

    Молченская

    Старорусская

    «Целительница»

    6 октября (23 сентября по старому стилю)

    Словенская

    7 октября (24 сентября по старому стилю)

    Мирожская

    14 октября (1 октября по старому стилю)

    Барская

    Браиловская

    Гербовецкая

    Касперовская

    Люблинская

    Псково-Покровская

    20 октября (7 октября по старому стилю)

    Псково-Печерская «Умиление» (Владимирская)

    22 октября (9 октября по старому стилю)

    Корсунская

    25 октября (12 октября по старому стилю)

    Иерусалимская

    Калужская

    «Одигитрия» Ярославская

    Рудненская

    Филермская

    26 октября (13 октября по старому стилю)

    Иверская

    «Одигитрия» Седмиезерная

    27 октября (14 октября по старому стилю)

    Яхромская

    28 октября (15 октября по старому стилю)

    «Спорительница хлебов»

    30 октября (17 октября по старому стилю)

    «Избавительница»

    «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

    4 ноября (22 октября по старому стилю)

    Андрониковская

    Казанская

    6 ноября (24 октября по старому стилю)

    «Всех скорбящих Радость»

    12 ноября (30 октября по старому стилю)

    Озерянская

    15 ноября (2 ноября по старому стилю)

    «Одигитрия» Шуйская

    20 ноября (7 ноября по старому стилю)

    «Взыграние» Угрешская

    22 ноября (9 ноября по старому стилю)

    «Скоропослушница»

    25 ноября (12 ноября по старому стилю)

    «Милостивая» (Киккская)

    28 ноября (15 ноября по старому стилю)

    Купятицкая

    2 декабря (19 ноября по старому стилю)

    «В скорбех и печалех Утешение»

    4 декабря (21 ноября по старому стилю)

    «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

    10 декабря (27 ноября по старому стилю)

    «Знамение»

    «Знамение» Абалацкая

    «Знамение» Верхнетагильская

    «Знамение» «Корчемная»

    «Знамение» Курская-Коренная

    «Знамение» Серафимо-Понетаевская

    «Знамение» Царскосельская

    20 декабря (7 декабря по старому стилю)

    Владимирская (Селигерская)

    22 декабря (9 декабря по старому стилю)

    «Нечаянная Радость»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *