Икона деисусный чин

Из повести Владимира Солоухина «Черные доски»

Теперь – деисусный чин. Можно услышать из уст коллекционера: «есть чиновая икона», «купил икону из чина», «видел архангела из деисусного чина», «он достал себе деисусный чин». Что же это такое?
Прежде всего, это целый ряд икон, из которых каждая может быть самостоятельной, но все же они объединены в одно целое, в ряд икон, который и называется в иконографии чином. Вероятно, если вдуматься в происхождение слова «чин», мы придем в конце концов к тому, что оно и означает именно ряд, порядок. Каков же этот ряд в деисусном чине?
В середине – «Спас в силах», или «Спас на престоле». По правую руку его, а для нас это будет слева, Богородица. По левую руку – Иоанн Креститель. Дальше располагаются два архангела: Михаил и Гавриил. Все, кто располагаются по обе стороны Христа, обращены к нему лицом и даже корпусом, вообще обращены к нему. Поэтому чиновой архангел Михаил всегда смотрит, как бы идет слева направо. Архангел же Гавриил справа налево. За архангелами следуют апостолы Петр и Павел: Петр на богородничной стороне, Павел на стороне Иоанна Крестителя.
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение».
Самый простой, так сказать, исходный деисусный чин состоит из трех икон, образуя триптих: Богородица, Спас, Иоанн. Расширяться же в обе стороны ему ничто не мешает: архангелы, апостолы, святители, митрополиты, пророки, великомученики – все могут быть изображены справа и слева от Спаса.
Деисусный чин может быть ростовой, огрудный, оглавный. Он может быть исполнен на многих досках и на одной доске, но порядок расположения святых остается единым: Спас в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола…
В Третьяковской галерее выставлены некоторые иконы из деисусного чина, написанного Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского собора во Владимире. Эти иконы огромны. Можно представить, как «звучал» этот чин, собранный в одно целое и вставленный в грандиозный иконостас грандиозного Успенского собора.
Как же включается деисусный чин в церковный иконостас и есть ли вообще у иконостаса какая-нибудь композиция? Есть, и довольно строгая. В центре, как известно, располагаются Царские врата, которые в старину бывали писаными. Это были те же самые иконы, но несколько измененной формы. Царские врата – это отдельное произведение искусства, в котором кроме живописи присутствуют резьба по дереву и скульптура. Вот как описаны В. И. Антоновой Царские врата начала XVI века вологодской школы, находящиеся в собрании покойного Павла Дмитриевича Корина:
«Удлиненные клейма обеих створок завершены шестилопастной коруной со спиральными завитками. Вверху помещено Благовещение, где ангел устремился к обернувшейся к нему прядущей Марии. Обе фигуры с их выразительными движениями, одетые в неяркие зеленые и коричневые одежды, выступают на фоне розовых, алых, серебристо-зеленых и золотисто-желтых зданий, изысканной по формам и рисунку причудливой архитектуры. Справа от Марии изображены две темно-зеленые капители в виде львиных масок. Возносящиеся за Гавриилом легкие башнеобразные строения будто запрокинуты назад, а более массивные сооружения за Марией, увенчанные круглой и шатровой вышками, как бы теснят ее; они ориентированы вперед и вправо. У сидящих на низких скамейках евангелистов длинные торсы. Движения их величественны и неторопливы. Грузный Иоанн, оборотясь назад, диктует сидящему перед ним Прохору, кудрявый Лука открывает книгу, длиннобородый Матфей развертывает свиток, согнувшийся Марк пишет. Лука отмечен лежащим на столе золотым клювом. Архитектура более спокойных очертаний, чем вверху, своими, обращенными к середине, черными проемами сосредоточивает внимание на неспешных жестах евангелистов.
Дробные белые лещадки светлой, желтовато-оливковой горы придают значительность всей сцене на Патмосе: за Иоанном двурогая гора будто залита светом, к которому обернулся охваченный вдохновением евангелист. Краски чистые и плотные, сочетающие алые, розовые, желтые, бирюзово-голубые, травянисто-зеленые, зеленовато-синие цвета и кораллово-красные оттенки».
Итак, в середине иконостаса, вернее сказать, в середине его нижнего ряда располагаются Царские врата, Остальной нижний ряд занимают большие, разные по сюжетам иконы, среди которых обязательно должна помещаться так называемая храмовая икона. Известно, что каждая из церквей освящена в честь какого-нибудь святого или праздника: собор Парижской Богоматери, собор, Павла в Лондоне, церковь Покрова на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь Николы в Хамовниках, Исаакиевский собор. Казанский собор, Илья в Обыденском переулке… Значит, в нижнем ряду иконостаса преимущественно рядом с Царскими вратами находится большая храмовая икона, то есть икона, изображающая того святого или тот праздник, которому посвящена церковь.
Над нижним рядом икон располагается небольшой невысокий рядок праздничного чина. Эти иконы всегда нарядны и мажорны. Мы теперь знаем, что в этом ряду могут быть сюжеты: «Успенье», «Рождество», «Сретенье», «Сошествие во ад»…
Над узким поясом праздничного чина возвышается деисусный чин, так, чтобы Спас находился точно над Царскими вратами, а предстоящие справа и слева занимали весь ярус иконостаса. Конечно, практически в церквах встречаются отступления от столь строгого построения иконостаса, но его точная форма именно такова…

Богоматерь из деисуса – иконографический тип изображения Богородицы без Младенца. Фигура Божией Матери изображается оглавно, погрудно или в рост в повороте вправо в молитвенной позе. Иконы этого иконографического типа, как правило, являются частью деисусуной композиции, включающей Иисуса Христа и предстоящих Ему Богородицу и Иоанна Предтечу. Или могли располагаться во втором деисусном ряду иконостаса.

Основной догматический смысл подобных композиций – посредническая молитва Богородицы, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Иконы, в которых Богоматерь и Иоанн Предтеча представлены в позе моления перед Христом, можно соотнести с древнейшими дошедшими до нас литургическими текстами, в которых Богородица и Иоанн Предтеча упоминаются как предстатели и молители за верующих. С подобным представлением связаны и апокрифические тексты V века, посвященные Богородице. Особенно ярко эта идея выражена в апокрифе, известным под названием «Хождение Богородицы по мукам», который описывает, как Богоматерь, созерцая муки адския и сжалившись над грешниками, приглашает небесные силы принять участие в моление за род человеческий. В другом тексте – Слове Ефрема Сирина – грешные на Страшном Суде обращаются к Богоматери и молят о ее ходатайстве. В своих молитвах Ефрем Сирин молит Богоматерь исхитить его от горького мучительства бесов, называет Ее умилостивлением праведного Судии-Христа, единственной предстательницей и ходатаицей, молит о Ее заступничестве за царей, за всю паству, за город и за страну.

В современном богослужении в молитвах евхаристии и в молении литии также звучит тема Страшного Суда и просьба к Богородице и Иоанну Предтече о заступничестве.

Деисусные композиции получили широкое распространение в византийском и русском искусстве. Древнейшие из известных изображений Деисуса относятся к VII веку. В древнерусском искусстве подобная композиция впервые встречается в Софии Киевской. Она выполнена в мозаичной технике и состоит из трех медальонов. Ранний пример ростового деисусного чина, в котором сохранилась икона Божией Матери – иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.

Литература:

1. Кирпичников А. И. Деисус на Востоке и на Западе и его литературные параллели.// Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1893, Ноябрь. Часть CCXC.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. — СПб., 1911.

3. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство»,1990.

4. Квливидзе Н. В. Деисус. // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007.

5. Лидов А. М. Иконостас: итоги и перспективы исследования. // Иконостас: Происхождение – Развитие – Символика. — М., 2000.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М., 1986.

8. Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча.

Конец XII века. Владимиро-Суздальская Русь (?)1.

1 Пропорции наиболее сохранного лица Богоматери близки к очертаниям его на дошедшей до нас в сильно разрушенном состоянии иконе Богоматери Боголюбской (Владимирский музей). Это сходство позволяет высказать предлагаемое предположение о месте написании иконы. О разном происхождении деисусов XII века (№ 6 и 8 ) говорит также их размещение в Успенском соборе Московского Кремля.

Спас и обращенные к нему склонившие головы Богоматерь и Иоанн Предтеча изображены оплечными. Вохрение хорошо сохранилось только на лице Богоматери. На лице Христа и Предтечи оно утрачено. Вохрение исполнено плотными светло-коричневыми охрами, по оливковому санкирю, с подрумянкой. Волосы Предтечи написаны по темной рефти светлой охрой, передающей пряди волос. Глаза Богоматери исполнены светлой рефтью зеленоватого оттенка, у Спаса и Предтечи они темнее. Губы ее очерчены яркой киноварью. Мафорий Богоматери красновато-коричневый с желтой каймой, чепец темно-синий. Хитон Христа коричневый, его гиматий и власяница Предтечи темно-зеленые. Фон и нимбы, уцелевшие у контура голов, — белые, очерченные прографленной по левкасу линией. Почти на всей поверхности фона и на полях лежит новый левкас XVI века. Справа от головы Богоматери — фрагмент древней черной надписи.

Доска липовая, шпонки торцовые, набитые коваными гвоздями (уцелела лишь нижняя). Без паволоки2 (на полях левкас XVI века лежит на паволоке), левкас, яичная темпера. 61×146.

2 Паволоки также нет на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII в. (см. № 7).

Происходит из Успенского собора в Московском Кремле, где находилась над гробом митрополита Филиппа II.

Поступила из Гос. Оружейной палаты в 1936 году.

Раскрыта в ГТГ И. А. Барановым в 1936 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *