Икона Христос пантократор



Много веков назад Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные фрески. Их справедливо считают самыми подлинными мозаиками XI столетия, потому что они никогда не подвергались переделке и их не дополняли реставраторы. Ведь эти изображения сделаны настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли.

Софийский Собор в Киеве. /Фото:my-kiev.com

История храма

Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого.
По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.


Над созданием Собора работали мастера из Византии. /Фото:os1.i.ua

Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.

Мозаика, которой нет аналогов в мире

Помимо колокола, отлитого по приказу Ивана Мазепы в 1705-м и называемом в народе «Мазепа», Триумфальной колокольни и других известных достопримечательностей, в Софийском Соборе есть невероятно красивые, завораживающие мозаичные иконы. Их, как и росписи на стенах и куполах, также готовили византийские мастера, приглашенные в Киев Ярославом Мудрым.


Софийская мозаика. /Фото:pravlife.org

Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.

В Софийском Соборе сохранились 2 тысячи фресок, изначально же их было не менее 5 тысяч. /Фото:sau.org.ua

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.

Поздний Македонский стиль предполагает лаконичность и строгость изображений святых. /Фото:pravlife.org


На этой фреске Иисус Христос изображен в повседневном одеянии. /Фото:pravlife.org

Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.

Мозаика киевского Собора — настоящий шедевр. /Фото:pravlife.org

О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.

Богатство оттенков мозаики поражает. /Фото:pravlife.org

Мозаика «Христос-Пантократор»

Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.


Одна из самых знаменитых мозаик Собора. /Фото:pravlife.org

Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.
Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.

Мозаика «Мария-Оранта»

Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.


Первое, на что падает взгляд при входе в Собор – это образ молящейся Богородицы. /Фото:posmotrim.by

Мозаичная Богородица, которую также называют Оранта (в переводе – «молящаяся»), изображена в момент ее молитвенного обращения к Богу: она стоит в возведёнными к небу руками (очень древний христианский жест) на помосте, украшенном драгоценными камнями.
Интересно, что этот мозаичный образ с давних пор называют «Нерушимая стена». Изначально это было связано с 12-м икосом акафиста Богородице, в котором есть слова: «Радуйся, царствия нерушимая стена», однако со временем в народе появилось более распространенное объяснение такому названию: мол, это означает, что храм Святой Софии и, в частности, находящийся в нем образ Богородицы невозможно разрушить. Принято считать, что пока это мозаичное изображение существует, будет стоять и древний Киев.

Считается, что пока эта мозаика остается в сохранности, Киеву ничего не грозит. /Фото:pravlife.org

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.


Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org

Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.

Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

Сорок мучеников

На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.


Один из образов мучеников, сохранившихся в первозданном виде. /Фото:pravlife.org

Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.

Реставратор очищает мозаику от пыли и копоти. /Фото:ukrinform.com

Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.
Текст: Анна Белова
В продолжение темы статья о том, Почему князь Ярослав Мудрый не любил славян и не щадил своих братьев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Шедевры русского искусства
Фильмы из гигапикселей и переписка интеллектуалов начала XV века об искусстве
«В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.» Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.

Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Кадр фильма из архива сайта Культура.рф.
Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:
» Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.
Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом. Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.


Лик Христа. Феофан Грек. 1378 г. Деталь фрески «Пантократор». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Скуфья купола – Христос Пантократор погрудно, в медальоне. Вокруг медальона надпись: Ги из небеси на землю призри оуслышати въздыханья окованых и разрешити сны оумершьвеных: да проповедаеть имя Гне в Сионе (Пс. СI-20-22).
В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью, а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иессеев» и «Апокалипсис».


Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).
Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.


Центральный ангел. Деталь фрески «Троица» в камере на хорах. Восточная стена придела Св. Троицы. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source.
Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.


Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.
Сколько бы с ним кто ни беседовал — много ли, или мало, — не мог не подивиться его разуму, его притчам и его искусному изложению. Когда я увидел, что он меня любит и мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: «Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой этой церкви, святой Софии в Царьграде, которую воздвиг великий царь Юстиниан, в своем старании уподобившись премудрому Соломону. Некоторые говорили, что достоинство и величина ее подобны Московскому Кремлю, — таковы ее окружность и основание, когда обходишь вокруг. Если странник войдет в нее и пожелает ходить без проводника, то заблудится и не сможет выйти, сколь бы мудрым ни казался он, из-за множества столпов и околостолпий, спусков и подъемов, проходов и переходов, и различных палат и церквей, лестниц и хранилищ, гробниц, многоразличных преград и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, и столпов каменных. Упомянутого Юстиниана напиши мне сидящего на коне и держащего в правой своей руке медное яблоко, которое, как говорят, такой величины и размера, что в него можно влить два с половиной ведра воды. И это все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я положил это в начале книги и, вспоминая твое творение и на такой храм взирая, мнил бы себя в Царьграде стоящим».


Столпник Симеон старший. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр, южная стена: Симеон Столпник; Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.
Он же, мудрец, мудро и ответил мне. «Невозможно, — молвил он, — ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я малую часть ее напишу тебе, и это не часть, а сотая доля, от множества малость; но и по этому малому изображению, нами написанному, остальное ты представишь и уразумеешь». Сказав это, он смело взял кисть и лист и быстро написал изображение храма, наподобие церкви, находящейся в Царьграде, и дал его мне.


Столпник Алипий. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. Source.
От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. «
——
Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.
Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).
Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой
——
Каменная церковь Спаса Преображения на Ильине «поставлена» в 1374 г. (НПЛ. С. 372) на месте деревянной, 1103 г., где хранилась главная святыня и покровительница города – икона «Богоматерь Знамение», благодаря чудесному заступничеству которой, согласно «Сказанию о чуде от иконы «Знамение»», новгородцы победили суздальскую рать. В тот же год церковь освятили: «…и святиша ю архиепископь новгородчкый Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ святыя Софея» (НIЛ).
В 1378 г. церковь была расписана: «В лето 6886 подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова» (НIIIЛ. С. 243). Это известие является вольной копией ктиторской надписи, имевшейся некогда в храме и затем погибшей. (М.К. Каргер, стр. 565-568).
Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.
Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.
Часть 1:

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фильм 1. Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.
Часть 2:

Фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Фильм 2. Левон Вазгенович Нерсесян. Источник Культура.рф.
Автор росписи – выдающийся константинопольский живописец Феофан Грек, по свидетельству современника расписавший более сорока каменных церквей, а после росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, работавший в Москве. Из его многообразного творческого наследия, включавшего, помимо росписей храмов, иконы и иллюстрации рукописей, единственное бесспорное произведение – роспись церкви Спаса на Ильине. Однако, судя по характеру сохранившейся стенописи, а также принимая во внимание традиционные методы росписи храмов, Феофан был главой художественной артели, в которую могли входить и местные, новгородские живописцы.
Кадры из фильма «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде»:

Ноев ковчег.

Праотец Ной. В оконных простенках барабана купола представлены попарно фигуры праведников (праотцев): Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мельхиседек, Ильч, Иоанн Предтеча.

Идейная обстановка. Ко времени появления Феофана Грека в Новгороде там распространилась ересь стригольников, которые отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде», то есть продажей церковных должностей.
Нашло ли это отражение в живописи Феофана?

О цвете. Великий реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958-2015), который исследовал вопрос о первоначальном колорите фресок Спаса Преображения на Ильине, пришел к выводам, что сдержанность и контрастность присутствовали изначально, но монохромность усилил пожар.
Церковь горела трижды: в 1388 г. (НIIIЛ, под 6896 г.) – следы этого пожара остались в уровне первоначального пола. Но изменений структуры древней штукатурки не произошло. Следующий пожар – в уровне второго пола жертвенника и алтаря (1541 г.?). Третий раз церковь горела в 1696 г.
Сюжет программы Новгородского областного телевидения показывает общий вид памятника архитектуры и монументального искусства:

Церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжет программы «Из варяг в греки». Новгородское областное телевидение. Новгородский Музей, youtube-канал

6. Феофан Грек. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице // Глава четвертая. Новгород и Псков // Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески — М.: Искусство, 2000. С. 178–183. Монография академика Виктора Никитича Лазарева (1897-1976) о древнерусских мозаиках и фресках была впервые издана: В. Н. Лазарев. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV в.в. Москва, Искусство, 1973.
Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
Новгородский музей-заповедник. Текст каталога. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Паспорт.
_corso_ http://_corso_.livejournal.com – Левон Вазгенович Нерсесян
Дополнительно:
Фотографии фресок и церкви:

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1374 г. / Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
P.S. Недавно все смотрели и обсуждали Гигапиксели Брейгеля и Рембрандта, о которых написал dolboeb. Фильм Левона Нерсесяна, «опубликованный» с исчезнувшими ссылками на Культура.рф, сделан из подобных гигапикселей. Поскольку описания к видео нет, то других людей, причастных к созданию фильма, назвать не представляется возможным.
Ссылки на видеоматериалы:
Серия видео о шедеврах живописи на английском, в том числе Botticelli. The Birth of Venus; Holbein. The Ambassadors; Van Gogh. The Starry Night: Videos History of Arts
Все фильмы этой серии: YouTube: Canal Educatif à la Demande (CED)
Ранее:
Фильм: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь во Пскове
Фильм: Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

Большинство православных имеют дома несколько (или очень много) икон. В народе считается, что каждая из них способна помочь в какой-то конкретной проблеме. По церковным же правилам первой и самой главной должна приобретаться икона Господа Вседержителя. Она одна может заменить все остальные — потому что Бог — единственный творит чудеса, это Он вдохнул жизнь в первых людей, Он продолжает творить вселенную каждый день.


В чем помогает

Поскольку Христос является воплощением Бога в человеке, обратиться к Нему можно абсолютно с любой просьбой. Во время своего земного пути Спаситель исцелял множество больных и одержимых людей. Он подсказывал, как правильно построить свою духовную жизнь, как вести себя по отношению к близким. Все это актуально и сегодня, потому что Бог никогда не меняется.

В чем помогает икона «Господь Вседержитель»?

  • Дает благословение перед началом важного дела.
  • Приносит избавление от недугов.
  • Способствует духовному росту.
  • Перед ней можно возносить благодарственные молитвы, читать Псалтырь.
  • Такой образ дарят после венчания, как семейную реликвию.
  • Можно читать перед ней молитвы за близких, попавших в беду.

Ежедневные молитвы (утром и перед сном) тоже совершаются перед ликом Христа, который изображается на данном образе. Такая икона будет отличным подарком любому верующему человеку — например, на крещение, Пасху. Не стоит забывать и благодарить Бога за то, что есть, даже если кажется, что этого недостаточно. Нужно приучать свое сердце к благодарности, и помнить, что жадность человеческая не имеет границ, если ее поощрять.

Как выглядит икона Вседержителя

Глядя на образ Божий, не нужно думать, что на нем буквально представлен «портрет». Библия говорит, что Господа никто не видел, но на землю был послан Христос. Именно Его принято изображать, когда необходим образ Бога.

Узнать икону «Вседержитель» легко по описанию:

  • Чаще всего Христос изображен фронтально по пояс, но встречаются варианты и в полный рост.
  • Пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте, он может быть разным. Иногда ладонь направлена наружу, иногда — внутрь, сложение перстов тоже разное. Рука может быть около груди, либо немного в стороне. Благословляющий жест указывает на добрую волю Бога, который желает, чтобы все люди были спасены.
  • Главу Спасителя осеняет нимб, на нем угадывается крест. Крест, как и везде в других случаях, символизирует голгофскую жертву Спасителя. По греческой традиции, на нимбе написаны буквы Омега, Омикрон, Ню — вместе они обозначают слово Сущий, одно из имен и характеристику Бога, согласно Священному Писанию. Важная надпись, она указывает на божественную (а не только человеческую) природу Христа.
  • На образе также пишется сокращенный вариант имени Иисус Христос — также греческими буквами, слева и права от лика (по две буквы с каждой стороны). Это правило, впрочем, распространяется на все иконы. Имя Христа тоже имеет символическое значение — «спаситель». Вообще само Имя Божие, его произнесение, считается благословением. Поэтому одна из заповедей запрещает произносить его в праздных речах.
  • В левой руке Господь держит Библию. В некоторых случаях рука держит Книгу за верхнюю часть, в некоторых — за нижнюю. Она может быть как открыта, так и закрыта. На открытых листах церковнославянским языком написана выдержка из Евангелия от Иоанна, про заповедь любви. Либо здесь изображаются греческие Альфа и Омега, как символ, что Бог — начало и конец всего.

На иконе Господа Вседержителя, изображающей Христа в полный рост, он может восседать на троне, держа открытую Библию на коленях. На купольных росписях открытая книга парит на уровне груди, а обе руки Спасителя воздеты в благословляющем жесте.

О чем говорит образ Спасителя

Значение иконы «Вседержитель» — прежде всего, напомнить о качествах Бога, также о тайне Боговоплощения. Изображение Христа говорит, что спасение людей от вечной кары за грехи возможно только верой в Евангельскую весть — в мир пришел Спаситель!

Само слово «Вседержитель» означает — повелитель всего, Тот, кто может совершить всё что угодно. Также оно указывает на двойную природу Христа — будучи Богом, Он является и человеком в полном смысле слова.

Догматически это очень важный образ, исключающий разные ереси: например, что Христос был «призраком», создавая лишь видимость тела, а не настоящим человеком. С подобными ересями Церковь боролась в первые века христианства, но по сей день на иконах существуют напоминания, чтобы люди держались правильного исповедания веры.

Заповедь любви (написанная в Книге) несколько раз повторяется в Новом Завете. Христос говорит, что люди должны также сильно любить друг друга, как Он любит их. А мера любви Иисуса очевидна — Он умер на кресте, чтобы искупить грехи каждого. Поэтому всемогущий Бог предстает здесь не как обличающий судья, а как милостивый отец, ждущий возвращения блудных детей.

Особое значение имеет даже цвет одежд Христа. Красный цвет хитона говорит как о страданиях, так и о царском достоинстве. Синий — небесное происхождение, ведь Спаситель имеет два начала, божественное и человеческое.

Также не зря на иконе «Господь Вседержитель» присутствует изображение Книги. Она символизирует Евангелие — добрую весть, принесенную Христом всему миру. Также означает она тот новый мир, который будет сотворен Богом после второго пришествия Христа. Символизирует и Книгу Жизни, где записаны имена всех, возлюбивших Бога.

Как выглядел Бог?

Икона — это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.

Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).

Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».

В первые века христиане изображали Христа аллегорически — в виде рыбы, ягненка, пеликана, дельфина, агнца с якорем. В 7 в., однако, подобные рисунки были запрещены постановлением Собора.

Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.

Как молиться Господу

Евангельские тексты предписывают верующим не предаваться показным молениям, осуждая многословие. Искренние слова, пусть и краткие, более угодны Богу, чем долгие витиеватые, но пустые молитвословия. Текст главной христианской молитвы «Отче наш» каждый христианин еще до крещения обязан знать наизусть.

Известно также благочестивое правило — читать молитву Иисусову. Ее творят монахи, но и миряне призваны к молитвенным трудам, только необходимо посоветоваться с духовным наставником.

Молитва перед иконой Вседержителя может быть о чем угодно: ведь Господь в силах выполнить любую просьбу. Правда, тут есть одно условие — она должна содействовать ко благу человека, способствовать его духовному росту. Бог — это не автомат для ублажения страстей, христианин должен стремиться к спасению, думать о душе и о ближних.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отец наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго.

Молитва иконе Господа Вседержителя

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Что нужно знать про икону Господа Вседержителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *