Икона и картина

Отсюда: красавицу видеть хотите

Мы, люди 21 столетия, древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы — главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы обязательно были не только в каждом храме, но и в каждом доме. Техника, в которой они создавались, была особой. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью — паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Именно такой старинный способ используют свияжские иконописцы в своих трудах…

Максим Шешуков, современный иконописец, занимается иконой с начала девяностых. Работает и живет в Свияжске, в древнем городе, основанном на острове еще Иваном Грозным в нескольких километрах от Казани. Сам он родом из Казани, но перебрался в Москву, учился иконописи в мастерской Владимира Ивановича Щербинина при Сретенском монастыре в Москве, женился, появилась квартира. Казалось, большой город, центр России, живи и радуйся, но…
Как-то друзья посоветовали ему купить домик в Свияжске и поселиться вдалеке от ларьков и «рыночной экономики», там, где живая и настоящая жизнь оставалась еще нетронутой.
Потом здесь стали покупать дома и другие художники, потихоньку создавать свои мастерские и сама собой начала складываться колония творческих чудаков, этакий культурный анклав.

«Художники — они как клопы, их не уничтожить. Художники — это Божий проект — поэтому, и я верю в Бога… Я уже не молодой человек и больше не занимаюсь муками творчества, я занимаюсь только свободным творчеством: взять молоток и гвоздь, вбить гвоздь в стену — при этом не испытывать никаких мук и есть — настоящее творчество…»

Шешуков о работе иконописца говорит всегда, в любом интервью, как о рутинной и будничной, приземляя и намеренно снижая ее пафосность. Ничего высокого, но самое земное и есть самое настоящее. В его словах есть, конечно, и правда, если рассматривать работу иконописца как ограниченную строгими канонами и рамками. Доски для икон должны быть подобраны особым образом, а не або как; краски – только настоящие, минеральные, из земли и камня, и никакой химии. Доски обрабатываются тоже по особой технологии. И все по старинным образцам, старым технологиям и рецептам еще пятивековой давности. У Максима Шешукова своя артель – пять человек: один готовит доски, другой — краски, третий — прориси, а иконописец просто «раскрашивает». Так издавна строилась на Руси иконописная мастерская.

Но есть в словах иконописца и лукавство, потому что самое главное в иконописи вовсе не технические приемы и ремесло. Икона рождается только когда мысль, дух и жизнь будут тоже настоящими, не поддельными, не выдуманными и не ряженными под русскую старину. Икона проявляет невидимое – дух иконописца, который не спрячешь за красивыми словами. Он здесь налицо и на ликах.
«Это как в музыке: есть ноты, а есть исполнители. Любой художник-иконописец — это, по сути дела, исполнитель. Все упирается просто в исполнительское мастерство. Одно дело Рихтер будет исполнять, другое дело — какой-нибудь кабацкий музыкант… Ведь существует широкий диапазон каких-то возможностей: кто-то трудится над виртуозным оттачиванием, кто-то идет по совершенно центральной линии — по нотам… Так и у нас. Да и сама иконописная мастерская — это всегда несколько человек. Как некий маленький оркестр…

Вот так скромно и в нескольких словах иконописец говорит о том, что он делает изо дня в день: просто играет по нотам. Творчество Максима не ограничивается иконописью. Он занимается еще и керамикой, и пишет картины. И опять сравнивает это с музыкой:
«Икона — это конкретная нотная грамота, а радикальные иконообразные картины — это уже другая область. Другое музыкальное произведение. Все как в музыке… Есть канонические вещи — есть абстрактные…»
Глядя на его иконы, понимаешь, что русская иконописная традиция не умерла, она возрождается, живая и настоящая.

Девушка с тремя крылами

Побиение Стефана камнями

УДК 75.046

Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2014. Вып. 1

Л. Д. Райгородский

ИКОНОПИСЬ И ЖИВОПИСЬ. ИКОНЫ И КАРТИНЫ

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

В статье делается попытка обосновать необходимость рассматрения иконописи и живописи как двух разных видов искусства. Иконопись посвящена условному, то есть символическому изображению того, что обусловлено неземными причинами. Иконы обладают особым духовным содержанием. Картины по самой своей сути связаны с жизнью людей, их бытом и переживаниями. Сформировался европейский прагматический реализм. В работе сравниваются древнерусские иконы и европейские картины, написанные на одни и те же сюжеты. Новгородская икона «Положение во гроб» сравнивается с картиной «Положение во гроб» Микеланджело Караваджо, новгородская икона «Сретение» с картиной Мемлинга «Принесение в храм», псковская икона «Воскресение. Сошествие во ад» с картиной Анжело Бронзино «Сошествие в ад», псковская икона «Успение Богородицы» с картиной Хуго ван дер Гуса «Смерть Марии». Библиогр. 5 назв. Ил. 9. Ключевые слова: иконы, картины.

ICON-PAINTING AND PAINTING. ICONS AND PAINTINGS

L. D. Raigorodski

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Иконы и картины принадлежат совершенно разным видам изобразительного искусства. Иконы не могут быть отнесены к произведениям живописи в обычном смысле, который вкладывается в слово живопись. Иконы нельзя назвать картинами, потому что картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Природа и жизнь изображаются на картинах посредством иллюзорного воспроизведения красками на плоскости стены или холста трехмерного пространства земного мира и находящихся в нем предметов и существ. И даже если сюжет почерпнут из мифологии, то он переведен на язык земных образов. Даже абстрактная живопись тоже не выводит зрителей в мир иной природы, иных пространственных и временных шкал, иных духовных ценностей.

Эта миссия в истории культуры выпала на долю икон. Икона — это окно в мир иной природы, в котором нет не только обычного пространства, но нет и событий, обусловленных обычными причинно-следственными связями. Лица и предметы на

иконах озарены светом, источник которого вне физического мира. Теней на иконах нет. Все напоено светом. Символическим обозначением пространства не от мира сего был на иконах золотой фон. Предметы в пространстве не от мира сего изображались в обратной перспективе.

Слово икона происходит от греческого слова, значение которого — образ. Творя икону, иконописец не придумывал образ. Он, духовно поднявшись до откровения, истинствовал. Икона была его молитвой, высказанной не словами, а красками. Изобразительный «текст» этой молитвы был известен, и его нужно было только записать красками на доске.

Родиной иконописи является Византия. Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, были созданы в VI веке. Это дает возможность ориентироваться в отношении времени возникновения этого вида искусства.

Иконопись пережила эпоху запрета. Культ икон был запрещен византийским императором Львом III в 730 г., восстановлен частично в 787 г. на VII Вселенском соборе и окончательно в 843 г.

Авторитетным защитником культа икон, чьи аргументы и доводы звучали на VII Вселенском соборе, был Иоанн Дамаскин (~675—750). Здесь мы приведем выдержки из его замечательного труда «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения». «Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак, теперь же, когда Бог явился во плоти, я изображаю видимую сторону Бога», «не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима». «Сын Божий явился с видом человека». «Изображение есть подобие с отличительными свойствами первообраза». «Если ты не поклоняешься изображению, не покланяйся и Сыну Божию, который есть живое изображение невидимого Бога и неизменный образ». «Сам Бог — первый сделал изображение». «Мы возводимся к божественному и невещественному созерцанию при посредстве чувственных изображений». «Нам невозможно, помимо телесного, придти к духовному». «Как через чувственные слова, которые мы слышим телесными ушами, мы также понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному». «Что для слуха — слово, это же для зрения — изображение». «Человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида».

И как само Священное писание есть словесное изображение (образ) священной истории, так и иконы составляют ее изображение (пересказ) линиями и красками. «Если к тебе придет язычник, говоря: «Покажи мне твою веру», то отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений».

Икона является не иллюзорным воспроизведением изображаемого, но чувственным символом, при помощи которого мы обретаем способность подняться до постижения бесплотного. «Через символы легче вознестись и горняя помышлять». Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным.

Заметим, что в приведенных цитатах упомянуты два важнейших понятия: первообраз и неизменный образ. Уже начиная с VII Вселенского собора, стало формироваться требование, согласно которому, икона должна повторять первообраз и потому не может меняться. Новые иконы должны повторять написанные ранее. Утвердилась канонизация образов и их иконография. Иконы закрепились в виде не-

изменных священных формул, построенных из символов, сформировавших как бы специальный алфавит, которым только и можно написать образ.

Лица святых на иконах писались без черт, передающих суетные земные переживания, от которых святые сумели уйти. Их лица стали символами высшей, доступной людям, духовности — ликами.

Решения VII Вселенского собора были адресованы всему христианскому миру. Но франкский король Карл Великий (Charlemagne, 742/747-814), конкурент византийского императора, не хотел, чтобы решения VII Вселенского собора, касающиеся статуса икон, были приняты, и благодаря его интригам римский папа их отверг. Было заявлено, что иконы не могут быть приравнены к Священному Писанию и могут служить лишь украшением храмов и использоваться как вспомогательные средства для просвещения безграмотных. Канонизация иконографии образов не признавалась актуальной, и художники, находившиеся на службе Западной (католической) церкви, были в значительной степени вольны давать свою изобразительную интерпретацию ветхозаветных и новозаветных сюжетов. Восток и Запад Европы в изобразительном искусстве пошли двумя совершенно разными путями .

Долгое время храмы Западной Европы украшались скульптурами, редко фресками. Изобразительное искусство реализовывалось исключительно в миниатюрах, которыми украшались рукописные книги. Новое отношение к этому виду искусства спровоцировал захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. Крестоносцы ограбили храмы и в качестве трофеев захватили иконы. Некоторые из этих икон попали папе римскому Гонорию III. В 1218 г. он запросил к себе византийских художников — мозаичистов и иконописцев. Художникам Западной Европы было предложено учиться писать картины подобные византийским иконам, которые стали играть роль образцов. «Из этих образцов вырастает «первое возрождение» — Чимабуэ, Джотто» . Но поскольку художники были свободны от канонов, родилось нечто новое — религиозная живопись. Стало создаваться множество картин на религиозные темы. Творчество художника, свободного от канонов, это всегда поиск. И это принесло свои плоды: была разработана линейная перспектива, освоена светотеневая моделировка и многое, многое другое.

В Византии и в других православных странах положение в изобразительном искусстве было совершенно иным. Иконописцу не нужен был поиск новых приемов изображения — адекватные вере способы создания образов уже давно сложились и канонизированы.

В культуру Древней Руси иконопись пришла из Византии в конце Х века в уже утвердившейся форме. Но русские иконописцы — изографы — не просто переняли у греков традиции созданного ими великого искусства, но и щедро обогатили его. Темперамент молодого народа выразился в ярких и звонких красках, которые засверкали на русских иконах. Авторы древних русских икон нам не известны. Иконы — продукт соборного творчества. Каждый образ восходил к первообразу и отчеканивался многими поколениями. Поскольку икона была молитвой изографа, то называть свое имя было не нужно. Только тончайшими нюансами индивидуального изобразительного языка иконописец мог выразить себя и свой талант в этой молитве, обращенной к Богу1. Канонизация образов была принята на Руси как непререка-

1 До нас, тем не менее, дошло имя одного из первых русских иконописцев — Алимпий. Год его рождения неизвестен. Умер он в 1114 году .

емый догмат иконописи. «Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и самомышлению». Руководством к написанию икон служили подлинники. Подлинники с рисунками-образцами именовались лицевыми, без рисунков — толковыми. Толковые подлинники содержали письменные указания о том, как должно писать тот или иной образ. Вот, например, толковый подлинник образа Святого Николы (Николы Угодника): «Сед, брада невеличка, кручеват, взлызоват, плешат <…>, в руце евангелие, благославляет».

Глубоким духовным содержанием обладают многие иконы Древней Руси. И, несмотря на одинаковую иконографию образов, иконы все-таки удивительно разные — должно быть, такие же разные, как люди, их создавшие. Канонизация иконописных образов обрела характер благодатной традиции, воплощением богатого опыта многих поколений и побуждала изографа отрабатывать и делать как можно более ярким и сильным свой собственный индивидуальный художественный почерк, чтобы уметь написать известный «текст» как можно более выразительно, и потому иконопись на Руси действительно была соборным творчеством в самом высоком смысле слова. Изограф, пишущий икону, полностью уходил в святую работу: «. творя во вся лета, не даяше себе покоя день и нощь. В нощи бо на бдение и молитвы и поклоны упражняшеся. Дню же приспевшу, со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением, прилежаше рукоделию (ико-нописанию)». Такое самоотречение оправдывалось результатом: «Иконы написаны зело хитре…».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В католической Европе художники работали совершенно в другом творческом русле. Они стремились писать картины на сюжеты из Священного писания как можно более «правдоподобно». Тем самым они «заземляли» события, которые происходили по непостижимой людьми Божьей воле. Великий итальянский художник Джотто (1267-1337) был первым, кто отказался от золотого фона — символа пространства не от мира сего и писал сцены из жизни святых на фоне пейзажа, небо в котором было голубым. Европейская живопись стала на путь освоения художественного реализма. Однако нельзя не отметить, что этот реализм чаще всего не совместим с неземной природой событий священной истории, именно поэтому, глядя на религиозные картины, зритель, прежде всего, оценивает их «правдоподобие», а духовное содержание отходит на второй план или вообще оказывается незамеченным.

Сравним иконы Древней Руси с европейскими религиозными картинами, написанными на одни и те же сюжеты.

Сначала познакомимся с новгородской иконой XV века «Положение во гроб» (рис. 1).

На иконе, «на переднем плане» изображен гроб с лежащим в нем спелёнутым телом Иисуса Христа. К нему припала Богородица, прижавшая свое лицо к лицу Сына. Рядом с ней к телу Учителя склонился его любимый ученик Иоанн Богослов. За Иоанном в скорбных позах застыли Иосиф Аримафейский и Никодим. Слева — жены-мироносицы. Горестная сцена написана на фоне «иконных горок», изображенных в обратной перспективе. Обратная перспектива производит здесь чрезвычайно сильный эффект: пространство разворачивается вширь и вглубь с такой мощью, что происходящее в глазах взирающего на икону обретает космический масштаб. Поднятые вверх руки Марии Магдалины соединяют место, где находится гроб Господень со всей Вселенной.

Рис. 1. Икона «Положение во гроб». Новгород. XV в.

Сверкающая белизной плащаница сразу же притягивает взгляд зрителя к завернутому в нее телу Христа. Детали «исподних» одежд Иоанна Богослова и Марии Магдалины написаны и скомпонованы так, что производят впечатление темных расходящихся сполохов, устремленных вверх. Они увлекают за собой взгляд к воздетым и широко разнесенным в трагическом изломе рукам Марии Магдалины, и выше, «в горняя» — туда, где простирается надземный мир. Но ребра иконных горок лучами сходятся вниз и возвращают наш взгляд к телу Иисуса Христа — средоточию мироздания.

«Дева Мария, Матерь Божия, объемши тело Иисусово пречистыма своима рукама плакаше жалостне сице рекуше:

О небо и земля и вся тварь, плачите ныне со мною…

Плачите ныне со мною (…) вси матери сынов своих, яко сын мой единородный волею умре…

Плачите ныне со мною, вдовы и сироты, яко Наставник ваш во гробе полагается.

Плачите ныне со мною, юноши и девы, красота ваша изменися, прахом и кровию по-крыся.

Плачите ныне со мною, старцы, сединами цветущии, яко крепость ваша изнеможе…

Плачите ныне со мною, оба светила небесные, Солнце и Луна и звезды многочисленныя, яко Творец ваш во гробе смертным тмою покрывается.

Плачите ныне со мною, небеса небес, и живущии на них…

Плачите ныне со мною, архангелы и ангелы, херувимы и серафимы и вся силы небесныя, яко Творец ваш кровь Свою за весь мир излия…

Рис. 2. Картина Микеланджело Караваджо «Положение во гроб» (1602-1604)

Плачите ныне со мною, жены мироносицы, яко мой Сын, а ваш Учитель убиен бысть

и днесь гробу предается…

Увы мне, болю сердцем…» .

Лаконичность, «немногословность», ясность и выразительность изобразительных приемов сделали эту икону молитвой — плачем, скорбные слова которой обрели очертания и цвет и легли на иконную доску . Любой человек, увидев эту замечательную икону, не может не почувствовать величия и горечи изображенного на ней.

А теперь посмотрим на картину выдающегося итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) «Положение во гроб» (рис. 2).

Картина написана превосходно и является одним из лучших произведений Караваджо. Сильный контраст света и тени (тенебросо — от итал. tenebroso — «темный, сумрачный») делает трагизм происходящего чрезвычайно выразительным. Композиция картины построена так, что зритель чувствует себя соучастником происходящего. Мария Магдалина вскинула вверх руки (как и на иконе, которую мы видели выше), но этот жест не связывает происходящее здесь, в этом уголке Земли, со всей Вселенной. Мы чувствуем горе, горе смерти и трагизм похорон. Но это то горе, которое известно жителям земли. «…В полотнах Караваджо преобладали драматические эпизоды, физические страдания и жестокие акты насилия, словно приметы бедной и тяжкой земной жизни, вне которой он не мыслил мира своих образов, вы-

Рис. 3. Икона «Сретение». Новгород. XV-XVI в.

раженных им с предельной, подчас жестокой убедительностью (…»Положение во гроб»)» . Реализм изображения завораживает — мы боимся пораниться об острый торчащий угол каменной плиты. Но то, что так ярко и убедительно изображено на картине, воспринимается как большое, но сугубо земное несчастье.

Обратимся к новгородской иконе «Сретение» (рис. 3).

Сретение — древнерусское слово — встреча. На иконе показана встреча старца Симеона с Младенцем Иисусом.

Согласно преданию, Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков (толковников), которые по повелению правителя Египта Птолемея II Филадельфа (285246 гг. до н. э.) перевели Библию (Ветхий Завет) с еврейского языка на греческий (этот перевод называется септуагинта). Переводя книгу пророка Исайи, Симеон не поверил пророчеству (Ис. VII, 14) о рождении Младенца девой. Ему явился ангел, который сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит рожденного девой Младенца.

Согласно Ветхому завету, всякий мальчик-первенец должен был быть посвящен Богу, и на сороковой день по рождении родители должны были принести (представить) в храм его и узаконенную жертву — двух горлиц или двух птенцов голубиных.

Богородица Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в храм. Симеон «по вдохновению» тоже пришел в храм. «Престарелся еси в старости, верою же обновля-шеся (…) юношьствуя духом (…) Симеон сподобися видети Младенца Нова, прежде век сущаго Творца (…) взял Его на руки (…) и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко (…) ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов». «И сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу». В сретении участвовала пророчица Анна, дочь Фануилова, «вдова лет восьмидесяти

четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Симеон держит «невместимого» Младенца над престолом под киворием — навесом, под которым на престоле освящаются дары — в центре храма. Согласно условной иконописной традиции киворий и престол изображены за фигурами Богородицы и Симеона. Лицо Марии и ее поза выражают целую гамму чувств. После слов Симеона «Тебе самой оружие пройдет душу» в ее жизнь вошла тревога за Сына.

Красное полотнище в верхней части иконы означает, что событие происходит под покровом Бога.

Икона дает нам возможность почувствовать, что сретение символизирует встречу Ветхого завета, «отпускаемого ныне с миром», олицетворяемого старцем Симеоном, с Новым заветом, принесенным Младенцем, рожденным Девой.

А вот картина крупного нидерландского художника эпохи Возрождения Ханса Мемлин-га (1433/35-1494) «Принесение в храм» (рис. 4).

Это один из нескольких вариантов изображения принесения младенца Иисуса в храм, сделанных Мемлингом, которые писались им на правых створках алтарей (триптихов). Они отличаются друг от друга числом людей, находящихся в храме. Есть вариант с четырьмя, кроме Младенца, людьми, а есть и с восемью. Во всех этих картинах прекрасно написаны интерьер храма, красочные одежды людей, узор плиток пола и многие, многие детали. На них рассеивается наше внимание. Предметы земного мира были интересны художникам, пренебрегать ими они не считали нужным и умели эффектно «преподнести» их зрителю. Трепетного порыва старца Симеона, берущего в руки «невместимого Младенца», который мы чувствуем, глядя на икону, здесь нет. Так же нет и выразительного движения рук девы Марии, передающего Сына Симеону. Позы людей на всех вариантах картин Мемлинга «Принесение в храм» спокойны и неподвижны. Никакого символического Божьего покрова не написано, потому что художник стремился передать происходящее максимально реалистично. Осознать в этой реалистической трактовке события и почувствовать глубокий духовный смысл встречи (сретения) старика Симеона и Младенца, олицетворяющей встречу Ветхого и Нового заветов, глядя на картину Мемлинга, совсем не легко.

В Русском музее в Петербурге можно услышать, как экскурсовод, подводя англоязычную группу к иконе «Сретение» произносит: «Presentation in the Temple» («Представление в храм»). Символическое содержание иконы под этим названием теряется.

Обратимся теперь к псковской иконе XIV века «Воскресение. Сошествие во ад» (рис. 5).

Рис. 4. Картина «Принесение в храм». Ханс Мемлинг (~ 1473 г.)

Для того чтобы приблизиться к пониманию этой иконы узнаем, как происходило воскресение Иисуса Христа и Его сошествие во ад:

Прочитав этот текст, мы узнаем, что ад — это не только кромешная, закрытая воротами бездна, но еще и брат Дьявола, который наделен даром речи («и рече ад ко Дияволу»). Согласно утвердившейся еще в Византии иконографии, ад символически изображается разломом земли, в недрах которого видны тайные адские «сокрови-щи» — непроглядное мрачное пространство преисподней.

Сошествие во ад на иконе производит впечатление смерча, пронесшегося над адской бездной. Фигура Христа — стремительная, легкая и динамичная, цвета раскаленного железа, светится неземной мощью. Сын Божий всего лишь кончиками пальцев правой ноги попирает и сокрушает ад. Фигура Христа окружена ореолом (мандорла). Мандорла некогда символизировала только «славу» — сияние «светоносной благодати», но постепенно стала обозначать еще и особое пространство — пространство не от мира сего, заполненное невидимыми ангелами — силами небесными. «Невидимые ангелы» условно изображены на иконе. Мы их видим, благодаря

2 Вельзауле — искаженное Вельзевул — от древнееврейского «Баал зебуб» — Повелитель мух — одно из имен Дьявола.

3 Царь Славы — один из эпитетов Христа.

Рис. 5. Икона «Воскресение. Сошествие во ад». Псков. XIV в.

тому, что при общении с иконой у нас открывается внутреннее, духовное зрение (для чего и предназначалась икона).

На иконе изображены три пространства: пространство ада, пространство не от мира сего, в котором находится Иисус (мандорла), и земное пространство, куда возвращаются воскресшие. (О сошествии Христа во ад поведали воскресшие и явившиеся в городе Аримафее сыновья старца Симеона Харин и Лентий. Об этом рассказано в не вошедшем в канон Евангелии от Никодима, которое было хорошо известно и пользовалось авторитетом.) Под ногами Христа мы видим попранное Им адское пространство, в котором лежат рухнувшие и развалившиеся на две половинки врата адские, рассыпавшиеся «заклепы вратныя», ключи и сломанные замки.

Первыми Христос вывел из Ада Адама и Еву. Его правая рука протянута Адаму, левая — Еве. Пробела на одежде Христа стремительным потоком струятся вверх, как языки пламени, что усиливает впечатление силы и сообщает фигуре Спасителя особую динамичность.

Впечатление, производимое этой иконой, трудно переоценить.

Теперь посмотрим на картину крупного итальянского художника Анджело (Аньоло) Бронзино (1503-1572) «Сошествие в ад» (рис. 6).

Бронзино работал в эпоху, когда идеалы искусства Высокого Возрождения отходили в прошлое, и начались поиски чего-то нового. Это новое будет найдено позже и воплотится в искусстве барокко. Переходный стиль, в котором Анжело Бронзино преуспевал, был назван маньеризмом. В произведениях этого стиля можно видеть причудливость примененных художественных приемов, перегруженность композиции, «игры» с перспективой. То, что мы видим на картине, производит впечатление купания и спасения утопающих, которых стараются поднять на «островок». Юноша со штандартом, олицетворяющий Христа, помогает старику (Адаму) подняться. У ног Иисуса в напряженных позах застыли два человека, «выкарабкивающихся» на «островок». Полуобнаженная женщина на переднем плане внизу справа — кто она? Кому она протянула руку? А стоящая за ней «на островке» обнаженная, разве Ева? Да и вообще, разве похожи все теснящиеся здесь люди на праведников, святых отцов и пророков? Техника, в которой написана картина, быть может, интересна. Но, вероятно, это и все, что, не заставляя себя лукавить, можно сказать об этом произведении.

Еще одним замечательным памятником псковской иконописи является икона «Успение Богородицы» XIII века (рис. 7).

Согласно преданию, архангел Гавриил дал знать Богородице «скорое ея преставление по триех днех быти имущее (…) Желаше же пречистая Владычица видети при

Рис. 6. Картина Анджело Бронзино «Сошествие в ад» (~1565 г.)

своем преставлении святых апостолов по вселенней разшедшихся (…)». И по ее желанию «ангелы восхитивше апостолов святых от конец вселенныя (…) от стран в них же проповедаша, внезапу принесоша на об-лацех во Иеросалим». Апостолы получили возможность проститься с Богородицей и собрались у ее одра. Зажгли множество свечей, но «внезапу облиста храмину свет Божественныя славы неисповедимый от него же свещное светение померче…». Это к одру матери сошел ее Сын — Иисус.

На иконе мы видим усопшую Богородицу в окружении скорбящих апостолов. Маленькие ладони апостолов с тонкими пальцами выражают трепетность и деликатность в проявлении охвативших их чувств. Но апостолы остаются в земной жизни, и грузные ступни их ног тяжелы и устойчивы на поземе4. Ложе, на котором покоится Богородица, светится — так изограф передал светлое и радостное приятие ею успения. Ложе, на котором она возлежит, параллельно позему — воспринимается как указание на то, что заканчивается всего лишь земная жизнь Богородицы. Над ее одром возвышается фигура Иисуса Христа, в руках которого в белоснежных пеленах младенец. Это душа Девы Марии. Крупная фигура Христа строго вертикальна. Этим символически утверждается противостояние и победа бессмертия в царствии небесном над упокоением и кончиной земной жизни. Это — «знамение (…) над смертью торжества». Очень важно обратить внимание на то, что апостолы Иисуса Христа не видят. Он — в мандорле, то есть другом пространстве, пространстве царства небесного, где отныне будет жить Матерь Божия. «Побеждаются естества уставы о тебе, Дева чистая (…) и по смерти жива». Икону «Успение Богородицы» было принято приносить в дом умирающего. Этот образ утешал и успокаивал: на иконе непререкаемо утверждается бессмертие души и вечная жизнь в ином мире. (Заметим, что на Руси было построено множество успенских соборов.)

Очень ярко и выразительно показана победа бессмертия на новгородской иконе «Успение Богородицы» XV века (рис. 8).

А вот картина значительного нидерландского художника Хуго ван дер Гуса (1420/25-1482) «Смерть Марии» (рис. 9).

Картина очень печальна. Застыли у одра Марии апостолы. Их лица и их позы выражают растерянность, скорбь и отчаяние. Каждый из апостолов переживает кончину Мадонны по-своему и это замечательно показал Ван дер Гус. Многокрасочности одежд апостолов противопоставлено белое помертвевшее лицо умирающей. Кисти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Позем — нижняя горизонталь иконы обозначает землю.

Рис. 7. Икона «Успение Богородицы». Псков. XIII в.

ее рук сложены, чтобы никогда больше не двигаться.

Над головой Девы Марии изображен в светлой мандорле Иисус. На ладонях Его распростертых рук художник счел необходимым отчетливо выписать стигматы. Христос опускается, чтобы взять душу своей матери.

В Европе мандорлу стали часто изображать в виде облака, и это стало традицией.

Картина Хуго ван дер Гуса написана с высоким мастерством. Она не может не вызвать чувства глубокой непреходящей скорби. А вот триумф бессмертия увидеть в ней мы вряд ли сможем.

Завершая сравнение икон и религиозных картин, хочется отметить еще некоторые факты. На византийских и русских иконах «Распятие Иисуса Христа» у основания креста черной краской изображался провал в адскую бездну, а в нем белой краской — череп. Череп обозначал прах первого человека — Адама, согласно преданию похороненного в земле Голгофы, то есть там, где потом был распят Христос. Кровь с пронзенных гвоздями ног Иисуса на иконах стекает на череп. Этим символизируется жертвенное искупление первородного греха. На европейских картинах череп перестали изображать в черном провале, его «вынесли» на поверхность земли недалеко от основания креста. Глубокий символический смысл этой «детали» был утрачен.

Заметим, что в некоторых частях предания, сформировавшиеся и принятые католической церковью, отличаются от преданий церкви православной. Например, в католической церкви принято, чтобы Иисус был прибит к кресту тремя гвоздями (двумя — руки, одним — ноги), а в православной — четырьмя. На православных иконах изображается пещера, в которой был рожден Иисус, а на католических картинах — дом, который, согласно легенде, был построен на руинах дворца царя Давида и превращен в хлев.

Рис. 8. Икона «Успение Богородицы» Новгород. XV в.

Рис. 9. Картина Хуго ван дер Гуса «Смерть Марии» (1470-1471 гг.)

Сравнение икон и картин, которое мы здесь провели, не следует понимать как противопоставление их друг другу. Важно увидеть и понять, что иконопись и живопись — это две разные грани мирового искусства.

Иконопись на Руси продолжалась в течение семи столетий, была консервативной, строгой и исключительно глубокой в своей духовной сущности. Иконопись воплощает в красках откровение о том, что имеет неземную природу. И потому искусство Древней Руси является драгоценной ветвью мировой культуры, с которой мало что можно сопоставить.

Европейское изобразительное искусство развивалось и изменялось очень быстро и интересно. Менялось понимание задач и возможностей живописи и ее техника. В европейском искусстве обозначился и получил развитие прагматический реализм, поскольку картины европейских художников неразрывно связаны с происходящим и переживаемым в реальном мире. Мы с интересом смотрим на картины, поражаемся правдоподобию того, что на них написано, и восхищаемся мастерством художников. И даже абстрактные картины мы принимаем, потому что они адресованы нашим чувственным зрительным переживаниям.

Мы, как правило, без труда понимаем содержание картин, но только с усилием пытаемся воспринять написанное на иконах. Здесь мы постарались дать представление о той основе, на которой создавался образ неизвестных житейскому человеческому опыту событий.

Литература

1. Gerhard H. P. The World of Icons. John Murray. London, 1971. 232 p.

2. Лоренцо Гиберти. Commentarii. Комментарии. Записки об итальянском искусстве / перевод, примечания и вступительная статья Андрея Губера. М.: ИЗОГИЗ, 1938. 104 с.

3. Книга, нарицаемая Страсти Христовы. (Напечатана полууставом.) Типография Супральской, 1794. 179 с.

4. Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах. СПб.: Глаголъ, 1996. 124 с.

Понятия фрески, иконы, религиозной картины близки и отчасти пересекаются и накладываются друг на друга. Тем не менее, это разные понятия, означающие разные же произведения, точнее — различных жанров.

Попробуем разобраться.

Попытаюсь своими словами, за исключением уточнения итальянских терминов, обозначающих фрески — поскольку итальянским не владею.

Икона — если своими словами, то под иконой понимается произведение религиозной живописи, выполненное в соответствии с иконописным каноном. Как правило, это живопись плоскостная, без выраженной перспективы, с определенным кругом сюжетов и строгими правилами изображения персонажей.

Иконописный канон свойствен большей частью, православным церквям. Западноевропейское же искусство отходит от византийского канона примерно с середины-конца 13-го века, с наступлением периода Гуманизма/Ренессанса­. Переходя от собственно иконописи в нашем понимании к религиозной живописи — куда более реалистичной с т.з. собственно изображения, да и с более широким кругом сюжетов.

Иконопись очень символична в противовес реалистичности изображения. Как ни странно, но в той же западной религиозной живописи символизм никуда не девается, очень долго сосуществуя с ростом реалистичности изображения. Настолько, что понимание живописи того же Ренессанса в принципе невозможно без знакомства с символикой. Во многом это и делает подобную живопись на религиозные сюжеты именно религиозной живописью. В том, как именно изображать события, пейзаж, людей и пр. — художник отходит от канона в сторону реалистичности. А вот символизм сохраняется.

Далее. Есть еще другое понятие религиозной живописи . Например, когда русский художник 19 века пишет картину на библейскую тему — это именно что религиозная живопись, но никак не икона. Икона, повторю, следует четкому канону. Каким он был веке… скажем, в 12-м, так и существует с небольшими изменениями до сих пор.

Ну а фреска — может быть и религиозной, и светской. Фреска — это настенная роспись. В строгом, первоначальном смысле, affresco — именно роспись по сырой штукатурке. В противовес росписи по сухой штукатурке — al secco. Ну а в нестрогом значении, фреской можно называть любую стенную живопись.

Как-то так.

Приветствую всех моих читателей! Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы неверующих ставят на путь истинный, больных исцеляют, страждущим дают надежду на исполнение их желаний. Сегодня вы узнаете о чем просить Божью Матерь, как молиться, когда проводится чествование святого образа.

Царица Небесная — заступница и помощница

Богородица – наиболее чтимый святой образ после Господа Иисуса Христа. Специалисты говорят, что иконописцы написали более 700 икон.

История написания лика Богородицы начинается с VIII века. Автором первого изображения считается евангелист Лука. Святому Луке принадлежит авторство 10 ликов Матери нашего Спасителя, возможно даже больше.

Икона заступница — как выбрать покровителя по дате своего рождения
Вы знаете своего святого или свою икону, которой надо поклоняться,…

За время христианства появилось большое количество ликов Богоматери. Важно то, что все они наделены чудодейственной силой, помогают в разных бедах, излечивают от болезней, наставляют на верный путь, возрождают веру в Бога.

Первые списки, пришедшие на русскую землю, были написаны в Византии. Извечно русским считается мозаичное произведение иконописи «Богоматерь Оранта». Какие иконы самые чтимые у народа?

20 самых известных икон и их значения
Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам…

Самые известные иконы Божьей Матери, Великие заступницы России:

  • Владимирская икона Божией Матери;
  • Тихвинская;
  • Иверская;
  • Казанская;
  • Смоленская.

Казанская икона Божией Матери

Эта икона всегда была защитницей земли русской. «Казанская» празднуется летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских захватчиков.

Казанская икона Божией Матери была найдена после страшного пожара в Казани в 1579 году. Даже после пожара она осталась целой и невредимой и это посчитали настоящим чудом.

К бесценному лику обращаются со всеми бедами — душевными и физическими. Люди получают исцеление при проблемах со слухом и зрением.

Казанская Богоматерь оказывает поддержку в нелегких ситуациях, дает защиту, благословение, утешение в печалях, помогает найти правильное решение, когда предстоит сделать единственный выбор. Семейным парам помогает сохранить мир в семье.

Чудотворный список, сохранившийся до наших дней, сейчас находится в Казанском Соборе в городе Санкт-Петербург.

Владимирская — защитница и покровительница Руси

Владимирская Богоматерь является защитницей и покровительницей земли русской. Не зря к ней обращались с молитвами перед военными походами, а также когда нарастала смута и раскол. Перед Ее образом короновали государей, когда они присягали быть верными своему Отечеству и народу.

Какие иконы должны быть в доме и квартире: как молиться дома перед иконой
Здравствуйте! Икона — это изображение Спасителя, Его святых и Богородицы. Совершая молитвы перед ними, православные…

Сегодня прихожане кладут поклоны, чтобы защитить дом от нашествия недругов, для укрепления духа, просят оказать помощь в принятии ответственных решений. Очень часто верующие получают исцеление при заболеваниях глаз и сердца.

Искренне молитесь о даровании семейного благополучия, любви, взаимопонимания с детьми, родителями, супругом и помощь непременно придет.

Святой лик защитит брак от разрушения, укрепит семью, избавит от ссор, раздоров, непонимания между супругами. Молитвы о семейном счастье обязательно будут услышаны.

Дни празднования

Не передать значение святого изображения Заступницы России, поэтому дни почитания проводятся 3 раза в год:

  • 3 июня – в честь победы (1521г.) над ханом Махмет-Гиреем.
  • 6 июля – в честь победы над татарским игом (1480г.).
  • 8 сентября – освобождение от хана Тамерлана (1395г.) и в честь сретения образа при перенесении его в Москву.

Где находятся списки иконы Божией Матери Владимирская:

  • Подлинная святыня хранится в Толмачах при Третьяковской галерее в храме Святителя Николая.
  • Чудотворные списки находятся в селах Нововасильевка Бердянского района, Быково Раменского района.
  • В селе Дубна в Подмосковье.
  • В Москве в Южном Бутове и Виноградове.

Тихвинская икона — заступница от бед

Тихвинская икона Девы Марии отведет от беды. Пример — победа российских войск во Второй мировой войне.

К ней припадают женщины, которые не могут забеременеть, а также молятся матери, которые стараются наставить на праведный путь своих детей.

Что получит верующий, произнеся молебен перед святым ликом:

  • Помощь перед принятием судьбоносного решения, в защите от козней и интриг.
  • Здоровье чадам, а также поможет успокоить буйный нрав ребенка, найти ему хороших друзей, не поддаваться влиянию улицы.
  • Исцеление больных эпилепсией, облегчение страданий при параличе. А также поможет исцелить суставы.

Тихвинская святыня явилась в 1383 году. С тех пор ежегодно 9 июля во всех храмах в ее честь проводится празднование.

Иверская Богоматерь

Эта икона прославилась тем, что способна предупредить о мировых катаклизмах и опасных явлениях. Имея этот образ дома, (его помещают над дверью в дом), вы будете защищены от прихода нежелательных визитеров. Вся ваша семья будет защищена от бед, а дом от краж и пожаров.

День почитания святыни — 25 февраля и 26 октября.

Чудотворные святыни в помощь верующим

Особо чтимые иконы можно найти в каждом храме. Если церковь маленькая и вы не найдете нужной вам святыни, то купите иконку в церковной лавке.

«Нечаянная радость»

Молитвы перед святыней «Нечаянная радость» приносят надежду на неожиданное радостное событие, например, на исцеление больных людей, защиту от всяких напастей, свершение больших и малых радостей в жизни.

День почитания святыни — 14 мая.

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Эта икона особенно близка сердцу верующих людей. Ведь каждому человеку в жизни приходится сталкиваться с несчастьями, болезнями. Святая Заступница всегда поддержит страждущих, утешит плачущих.

О чем молятся перед святыней? О семейном счастье, избавлении от страхов, тревог, боязни всего опасного и страшного. Молитва наполнит человека такой силой, что он сможет перенести все испытания, победить свои страхи.

День почитания святыни — 6 ноября.

Божья Матерь «Скоропослушница»

Это напоминание людям о безграничной любви Всевышнего к каждому человеку. Поэтому перед святым ликом можно молиться о разных нуждах. Главное, молитва должна идти из самого сердца, никому не желая зла.

О чем молятся иконе «Скоропослушница» и какими молитвами
Чтобы обращаться к чудотворному лику Богородицы, надо знать, в каких нуждах она поможет, как и когда…

К лику Богородицы часто обращаются беременные женщины о даровании здорового, умного, крепкого ребенка. К ней обращаются онкологические больные и получают исцеление.

Известны случаи, когда люди получали неожиданную помощь во время стихийных бедствий, войн, других трагических происшествий.

Матери просят наставить их ребенка на праведный путь, если он попал в трудную ситуацию. Высшие силы помогу выбрать верное направление в воспитании и наставлении чада.

Как правильно ставить свечи в храме
Как правильно ставить свечи в церкви по церковным канонам знает не каждый. Читайте статью до…

Перед началом молитвы надо зажечь свечу, прочитать акафист или молитву. Можно молиться своими словами искренне и с большой верой в получение помощи.

Молитва особенно будет услышана в День празднования святого образа — 22 ноября.

Защитницы от бед и несчастий

«Покров Пресвятой Богородицы»

Одна из икон, которая поможет во всех бедах и напастях. Из года в год 14 октября люди празднуют величайший праздник — Покров.

Молитва перед святым образом защит от сглаза, несчастий, любых болезней. Если предстоит сдача экзамена, возьмите с собой иконку и вам будет оказана помощь. Когда на работе наступают трудные времена, поставьте на рабочий стол маленькую иконку, тогда никакие трудности вас не смогут вас сломить.

На свадьбу или на венчание молодоженов благословляют именно этой иконой.

Где разместить икону?

  • На кухне лик будет благословлять пищу, защищать всех членов семьи от несчастий.
  • В спальне Богородица укрепит любовь супругов, не даст им отдалиться друг от друга.
  • В гостиной или в коридоре защитит от бед, неурядиц, проникновения злых людей.

«Успение Пресвятой Богородицы»

Композиция была разработана в IX веке. Молитва перед образом Божьей Матери дает людям уверенность в своих силах, искореняет страх перед смертью физического тела.

Молясь, вы можете исповедоваться в своих грехах. Исповедь поможет очистить душу, а тело излечить от болезней. Для дома икона также имеет большое значение. Она оттолкнет негатив от семьи и дома, в чем бы он ни проявлялся.

Праздник Успение приходится на 15 августа.

В этот день обязательно надо покаяться во всех грехах в храме или дома. Главная молитва перед образом «Успение Пресвятой Богородицы».

Образ «Божья Матерь Умиление»

Он имеет уникальное значение для всего мира. Ведь на иконе изображен момент, когда архангел Гавриил сообщил Деве Марии, что она станет Матерью Спасителя всего человечества.

Молитва перед ликом «Умиление» приносит исцеление от самых тяжелых болезней, помогает справляться с неразрешимыми жизненными проблемами.

В народе этот образ для девушек является помощником в выборе хорошего жениха.

Юные девушки молятся о браке, замужние женщины – о зачатии, а в дальнейшем о благополучных родах. Матери просят о достойном муже для дочери, а также о сохранении чистоты нрава и целомудрии своих дочерей.

День празднования — 10 августа.

В помощь онкобольным — «Всецарица»

Изображение Пречистой Девы в багряном одеянии, восседающей на царском троне с Богомладенцем на руках именуется «Всецарица».

День почитания — 31 августа. С самого первого появления чудотворного лика люди стали замечать, что многие больные с различными опухолями после молитв перед образом Всецарицы, получали исцеление.

Надо признать, что случаи чудесного исцеления от рака известны и сегодня, поскольку образ Богородицы несет мощное исцеляющее начало. Есть свидетельства об исцелении больных даже на поздних стадиях заболевания раком.

«Всецарица» подает исцеление всем, кто с большой верой обращается в молитве пред Ее благодатным образом.

«Неупиваемая чаша»

8 мая в Русской Православной Церкви назван днем Надежды. Именно в этот день проводится почитание святыни Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

Образ Богородицы явился надеждой для всех, кто одурманен алкоголем и наркотиками. Молитвы, произносимые и самими страдающими от алкогольной зависимости, и родными всегда приносят помощь. Даже некрещеные люди получали исцеление, ведь Богоматерь является истиной Православия.

Многие больные посылают письма в город Серпухов, в Высоцкий монастырь, чтобы братия помолились о спасении от «зеленого змия».

Икона, излучающая радость, — «Неувядаемый Цвет»

Этот лик Божией Матери считается одним из самых красивых образов. Здесь Дева Мария сравнивается с неувядаемыми цветами, которые дарят людям радость. Иконы тем и отличаются, что на них много красивых цветов.

Каждый год 16 апреля большое количество верующих идут в храм, чтобы почтить этот образ. Во все времена, начиная с XVII века, святыня сотворила немало чудес.

Многие люди, только взглянув на мягкий и нежный лик, получают исцеление от печали и тоски. Искренняя молитва дает силы верующему преодолеть все жизненные неурядицы, а супружеским парам помогает сохранить нежные отношения.

Многие женщины просят Богородицу сохранить им красоту и молодость. В народе ликом Пресвятой Богородицы благословляли невесту в день свадьбы на счастливое и долгое замужество.

Чаще всего к Матушке Небесной за помощью приходят молодые девушки с просьбой выйти замуж за достойного человека, оградить семью от греховных соблазнов.

Избавительница от бед, спасшая Императора

Икона Богородицы Избавительница от бед с давних времен славится чудесами. В Греции, еще в 1840 году, с помощью молитвы избавились от нашествия саранчи.

В России почитание «Избавительницы» установлено 17 октября. Именно в этот день произошло спасение императора Александра Второго и его семьи во время крушения поезда. Всех, кто с молитвой обращается к этому образу, получает спасение от бед, несчастий.

Молитва иконе «Избавительница»:

«Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди избавительнице наша, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наши скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих твоего Безначального Сына и Бога нашего». Аминь.

Уважаемые друзья, вы узнали, какие есть чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Ценность каждой иконы в том, что человек не один в этом мире. У него есть святая Заступница, которая поможет в любой беде, при любых испытаниях. Молитесь с верой и будете услышаны!

Читайте далее:

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

«Троица» Андрея Рублева и «Христос в Гефсиманском саду» Николая Ге, штампованные бумажные иконки и простенькие иллюстрации в детских изданиях Библии, и даже граффити на стенах домов… В чем принципиальная разница между иконой и произведением светского художника?

Икона — будь то старинная фреска или работа современного мастера — всегда написана по четким изобразительным канонам.

Если изучить свод «иконописных правил» подробно, можно узнать много интересного: например, что цвет одежд Христа на иконах — пурпурный с синим, а нимб вокруг Его главы особый — крестчатый. Или то, что, в отличие от картины и фотографии, мы видим предметы на иконе не в прямой, а в обратной перспективе.

Даже те, кто с этими канонами не знаком, чаще всего смогут отличить икону от картины — чисто интуитивно.

Глядя на картину, мы видим личность художника, его эмоции — душевную скорбь о крестных страданиях Христа, гнев на Его гонителей, ликование от воскресения. Картина может быть красива, даже гениальна, может волновать наше сердце, но на молитву мы встаем перед иконой. Икона бесстрастна — мысли и чувства иконописца остаются за ее рамками, а его талант служит одной главной цели — общению с Богом и преображению души человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *