Икона кардиотисса

Интересные места, Культура, Отчет о путешествиях в Греция

Солнце клонилось к закату, мы возвращались с экскурсии Кносс-Лассити усталые, но с массой впечатлений. Позади была насыщенная программа: продолжительная, но очень познавательная прогулка по Кносскому дворцу с загадочным лабиринтом Минотавра, необычно красивое плато Лассити с его фирменными ветряными мельницами, достаточно тяжелый пеший подъем в Диктейские горы к пещере Зевса, уроки гончарного мастерства, вкуснейший обед в горной деревушке. Наш микроавтобус остановился вблизи деревни Кера, где находится женский православный монастырь Кера Кардиотисса — Богородицы Сердечной.

Вход на территорию монастыря

Удивительно живописное место, в окружении гор на высоте 622 метра.

Горные склоны окружают монастырь

Монастырь был возведен в XIII веке. В древней византийской церквушке монахини хранят главную святыню — чудотворную икону Богородицы Керы Кардиотиссы, которая и дала название монастырю.

Церковь, где хранится чудотворная икона

Боковая сторона церкви

Поклониться этой иконе приезжают паломники из разных стран. Местные жители верят, что если особенным образом обратиться к иконе, Богородица исцелит от болезней, поможет в добрых делах, в решении семейных и других проблем. Икона знаменита так же, своей легендарной историей и многочисленными приключениями.
Согласно преданиям, она была написана в VIII веке монахом-иконописцем Святым Лазарем и издревле считалась чудотворной: исцеляла больных и немощных, особо помогала женщинам, у которых не было детей. Три раза чудотворную икону турки увозили в Константинополь на поругание, однако она чудесным образом возвращалась обратно в монастырь. В последний раз ее даже приковали цепью к мраморной колонне, но и это не дало результатов. Икона Богородицы Кардиотиссы снова вернулась, как говорят, вместе с цепью и колонной.

Мраморная колонна на монастырском дворе

И действительно, на монастырском дворе стоит внушительных размеров колонна, а внутри храма слева от чудотворного образа висит мощная цепь. В 1498 году икону Керра Кардиотисса выкрал торговец вином и вывез в Италию. Вначале она находилась в римском соборе Св.Матвея, а с 1866 года была помещена в собор Св.Альфонса, тоже в Риме. Икона, которая находится сегодня в монастыре, является копией, написанной в 1735 году. Однако и она считается чудотворной, видать место здесь особенное — святое. В 20 веке также были попытки похитить икону, но воров ловили, и чудотворная икона неизменно возвращалась в монастырь.
После падения Византийской империи и захвата Крита турками, территория монастыря Кера Кардиотисса служила пристанищем и укрытием для повстанцев, а в одной из келий была организована тайная школа.

Тайная школа

В тяжелые времена власти турок изучение греческой культуры, грамоты и христианской религии было строго запрещено.

Тайная школа

Монахи, рискуя своей жизнью, оборудовали тайные школы по всей Греции, благодаря которым сохранилась до наших дней великолепная греческая культура, традиции, язык и письменность.

Иконы в тайной школе

Иконы в тайной школе

Иконы в тайной школе

Сегодня здесь создан небольшой музей, в котором представлены предметы сельской и церковной утвари, иконы и книги.

Предметы церковного культа в тайной школе

Деревенская утварь, которую раньше использовали в монастыре: доска с насечками для молотьбы зерна, сосуд для его хранения, сито для муки и … самогонный аппарат

Находится здесь и авиабомба, сохранившаяся со времен Второй Мировой войны, в годы которой немецкими захватчиками в монастыре была оборудована тюрьма. Рассказывают, что эта бомба, подобранная монашками, долгие годы подвергала монастырь огромной опасности, так как могла взорваться в любой момент. Только когда один из туристов, видно разбиравшийся в различных снарядах, поднял шум, бомбу обезвредили.

Та самая бомба

Во время восстановительных работ в церкви, проводившихся в 1970-е годы, из-под слоя штукатурки были открыты прекрасные древние фрески XIV века, написанные в стиле эпохи Возрождения.
Восьмого сентября монастырь празднует день Рождения Богородицы.

Зацветает магнолия

Зацветает магнолия

Сегодня монастырь Кера Кардиотисса представляет собой тихое место, в умиротворяющей атмосфере которого можно отдохнуть душой от стрессов и проблем современной жизни. В нем живут 4 монахини – милые невысокого роста тетушки, черными тенями скользящие по территории.

Вход в монастырские кельи

Монастырские кельи современного образца

Как им только удается поддерживать такой удивительный порядок?

Двор монастыря

Двор монастыря

А сколько прекрасных цветов выращено их руками…

В монастыре существуют свои правила, о которых нас заранее предупредили, в частности, запрещено фото монахинь, внутреннего убранства храма и самой чудотворной иконы.

Вход в церковь

Надо отдать должное туристам из нашей маленькой группы – никто этих требований не нарушал, не было и хватания свеч «на халяву» (свечи берешь сам и оставляешь столько денег, сколько считаешь нужным), не было толкотни, суеты. Каждый смог подойти к чудотворной иконе, повесив на себя цепь, помолиться и попросить Богородицу о чем-то своем.

Обложка церковной книги

Для усиления конкретного действия иконы, слева от нее можно повесить небольшую металлическую пластинку с определенным символом, которую заранее приобретают в церковной лавке.

Двор монастыря

Выйдя из храма, мы неспешно поставили свечки, отведали святой водички, в церковной лавке за небольшую цену приобрели иконки с образом Богородицы Керы Кардиотиссы и крестики-браслеты, при плетении которых на каждый узелок читается молитва.

Уезжать не хотелось. Усталость, накопившаяся за день, незаметно улетучилась. Душу наполняло восхитительное чувство какой-то легкости, радости и блаженства…

Кондак 1

Избранней Божией Матери, Царице небеси и земли, милостиво даровавшей нам во утешение образ Свой святый, похвальное пение приносим. Ты же, Пречистая Дево Богородице, предстательством Твоим у Сына Твоего и Бога нашего не остави нас, зовущих Ти:

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Икос 1

Ангел предстатель возвещаше Ти радостно, Богоотроковице, яко имаши родити Спасителя миру, Христа Сына Божия. Мы же таковому о Тебе благоволению Божию умиляяся, с любовию зовем Ти:

Радуйся, Дево обрадованная.

Радуйся, Дщи благословенная.

Радуйся, миру Спасителя рождшая.

Радуйся, род человеческий облагодатствовавшая.

Радуйся, яко Тобою Бог воплотися.

Радуйся, яко Невидимый в Тебе изобразися.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 2

Видяще Тя на иконе Твоей на престоле возседающую и Сына Твоего Божественнаго на руку Твоею держащую, покланяемся милосердию Твоему, Тобою, Пречистая, на нас, недостойных, присноявляемому, Сыну Твоему и Богу нашему вопиюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не возможет постигнути тайны воплощения от Тебе Бога Слова, Богоизбранная Дево. Сего ради таинству дивящеся, прославляем крайнее снизхождение Владычнее к нам, земнородным, Тебе же зовем таковая:

Радуйся, Творца небесе и земли рождшая.

Радуйся, грешных с Богом примирившая.

Радуйся, в рождестве и по рождестве Дево.

Радуйся, к смертным благоволение.

Радуйся, ада и смерти попрание.

Радуйся, вечныя жизни дарование.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 3

Силою Вышняго осененная, смиренно повиновалася еси, Богоневестная Дево, воли Божией о Тебе, в Совете Предвечнем предопределенней, яко имаши быти Материю Единаго от Троицы, Христа Жизнодавца. Мы же, смирению Твоему научаяся, Господу, тако благоволившему о создании Своем, воспеваем: Аллилуиа.

Икос 3

Имея матернее о всех всеблагое промышление, выну являла еси, Царице Небесная, чудеса и знамения, спасающи люди Своя от всех нападений вражиих. Не престай и ныне спасати ны от бед и напастей, поющих Ти:

Радуйся, неусыпная наша Молитвеннице.

Радуйся, рода христианскаго Заступнице.

Радуйся, в злых обстояниих скоро помогающая.

Радуйся, в печалех и скорбех утешающая.

Радуйся, всех христиан Похвало.

Радуйся, вечныя радости Ходатаице.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 4

Бури житейския избегающи, в тихое пристанище под осенение иконы Твоея, Преблагая Мати, вернии притекают и мольбы своя пред тою возносят, Богу же зовут о Тебе: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие многия чудеса от иконы Твоея «Кардиотиссы» истекающия, и ко оной припадающе, покланяхуся ей, аки Тебе Самой сущей, со умилением вопиюще:

Радуйся, моления наша приемлющая.

Радуйся, чистотою Своею нас освящающая.

Радуйся, от всех земнородных ублажаемая.

Радуйся, всего мира Ходатаице.

Радуйся, сокровище благодати неистощимое.

Радуйся, милости приснотекущий источниче.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 5

Яко боготечную звезду во тьме грехов блуждающим явила еси, Богомати Пречистая, икону Твою «Кардиотиссу» и яко многосветлый светильник поставила еси ю во обители Критстей, еюже исцеления недужным подаеши, подвизающи верныя славити Тя и пети о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще зде, на земли, святую икону Твою, Владычице, исцелений струи точащую, познаем величие Твое на небеси и с любовию вопием Ти сице:

Радуйся, заблуждших Путеводительнице.

Радуйся, вдов и старцев Попечительнице.

Радуйся, сирот и немощных Окормительнице.

Радуйся, юных к целомудрию Наставнице.

Радуйся, иноков и инокинь Верховная Игумение.

Радуйся, рода христианскаго Покровительнице.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 6

Проповедует милости и чудеса Твоя обитель в веси Кера, стяжавши икону Твою чудотворную. Ты же, Мати Божия, тако возлюбила еси место сие, яко и по триех похищениих иконы Твоея, паки семо возвращала еси ю, подвизая благодарно пети о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яко пресветлая заря икона Твоя, Богомати, и многими лучами чудес всех, блуждающих во тьме грехов и страстей, озари, подвизающи звати Тебе:

Радуйся, Отроковице, Богом Отцем избранная.

Радуйся, Пречистая Дево, Духом Святым осиянная.

Радуйся, рождеством Сына Божия возвеличенная.

Радуйся, в женах благословенная.

Радуйся, паче Горних Сил превознесенная.

Радуйся, Престолу Господню выну предстоящая.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 7

Хотяще от зол и бед избавитися, со слезами предстоим пред иконою Твоею честною, Владычице, молящи, да не презриши прошений наших, но спасеши всех, присно зовущих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 7

Дивна показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, и дивну даровал еси нам Ея икону, да вси, взирающии на сию, со умилением сердечным превозносят Рождшую Тя похвалами сими:

Радуйся, Честнейшая Херувим.

Радуйся, Славнейшая Серафим.

Радуйся, неприступнаго Божества селение.

Радуйся, Ангелов непрестанное удивление.

Радуйся, Святая Святых большая.

Радуйся, Божества кивоте освященный.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 8

Странствие наше земное, многих скорбей преисполненное, услаждаеши нам, Мати Божия, чудотворными иконами Твоими, ихже неисчетное множество по всей земли явила еси; о сем убо радующеся и благодаряще Тя, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит Тя, Преблагословенная Богородице, и всем верным утешительно есть взирати на святую икону Твою, на нейже зрим Тя, на руку Твоею держащую Предвечнаго Богомладенца Христа, и предстоящия Ти пророки Давида и Соломона, Исаию и Аввакума. Темже покланяющеся чудотворному образу Твоему, со умилением глаголем Ти сице:

Радуйся, Солнце Правды нам явльшая.

Радуйся, словеса Господня в сердце Своем слагавшая.

Радуйся, красото несравненная.

Радуйся, доброто несказанная.

Радуйся, Купино Неопалимая.

Радуйся, Цвете Благоуханный.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 9

Все естество Ангельское на небеси благоговейно Тебе служит, Небесная Царице, человецы же на земли немолчныя хвалы Тебе приносят, яко твердым Твоим предстательством от бед заступаеши, и скорбей избавляеши, и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети Твоя, Пренепорочная Дево, милости, роду человеческому изливаемыя. Мы же, неисчетная чудеса от икон Твоих являемая, видяще, и душею и сердцем радуяся, глаголем Ти:

Радуйся, пречудное всех с Богом примирение.

Радуйся, милости Своя чрез чудотворныя иконы Твоя подающая.

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.

Радуйся, печали наша утоляющая.

Радуйся, яко милосердие к падшим являеши.

Радуйся, яко безчисленная щедроты всем подаеши.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 10

Спасти хотя весь род человеческий от погибели вечныя, дарова нам Тебе Сын Твой и Бог наш в Споручницу и Ходатаицу на Страшнем Суде Его, да вси благодарственно воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною несокрушимою буди нам, Заступнице наша усердная, от врагов видимых и невидимых, даруя всем благоденствие, мир, тишину и покой, да ущедряеми милостию Твоею возглашаем Тебе:

Радуйся, мир и тишину во градех селящая.

Радуйся, благочестивым правителем вспомоществующая.

Радуйся, обителей иноческих неусыпная Блюстительнице.

Радуйся, домов и семейств неустанная Хранительнице.

Радуйся, яко гонимых и обидимых заступаеши.

Радуйся, яко страждущих и плененных скоро свобождаеши.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 11

Пение наше смиренное не презри, Всещедрая Владычице, и молитву, приносимую Тебе, услыши: к Тебе бо единей прибегаем и от Тебе помощи получити чаем, вопиющи о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес просвещаеши весь мир христианский, Мати Божия, и заступаеши люди православныя. Темже припадая ко образу Твоему, со умилением поем:

Радуйся, о Тебе бо радуется Ангельский собор.

Радуйся, о Тебе бо торжествует человеческий род.

Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных.

Радуйся, Утешительнице наша в печалех душевных.

Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице.

Радуйся, небеси и земли Владычице.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 12

Благодать Божия, причастная иконе Твоей, «Кардиотисса» именуемей, влечет к ней всех, милости и исцеления от Тебе ожидающих и Сыну Твоему благодарно вопиющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое неизреченное матернее ко всем милосердие, Богородице Всещедрая, хвалим Тя, благословим и со благоговением покланяемся Тебе в честней иконе Твоей: веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога нашего вся благопотребная нам ко спасению, с любовию приносящим Ти песни таковая:

Радуйся, Мати и Дево преблагословенная.

Радуйся, Богородице препрославленная.

Радуйся, Владычице, Безплотнаго воплотившая.

Радуйся, плоть Свою Ему заимодавшая.

Радуйся, у Креста Сына Своего страдавшая.

Радуйся, по Воскресении Его радость неизглаголанную имущая.

Радуйся, Благодатная, радость духовную в сердца наша изливающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Госпоже Дево Богородице, Господа и Бога нашего во спасение нам рождшая, приими милостиво сие малое умиленное моление наше и Сыну Твоему принеси, да помилует и спасет нас, вопиющих Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся Пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбьми обуреваеми, взирая на Твой образ, яко живей Ти с нами, приносим смиренныя моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам милосердная Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

, мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, жен., действующий, принадлежит Петрской и Херронисской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата. Расположен примерно в 8 км от г. Малия (ном Ираклио, Крит), на сев.-зап. склоне горы Дикти на высоте 630 м.

Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в.
Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в. История монастыря. Первое упоминание К. относится к 1333 г. Тем не менее исследователи предполагают, что мон-рь возник еще до периода венецианского владычества, в 961-1204 гг. При венецианцах местность, в к-рой расположена К., принадлежала лат. патриарху К-поля. Н. Ставракис считал, что первоначально К. была подворьем мон-ря Анкарафу.

В 1415 г. К. посетил монах из Флоренции Христофор Буондельмонти, к-рый сообщает о множестве чудес от находившейся там иконы Божией Матери. По преданию, эта икона была создана иконописцем прп. Лазарем (пам. 17 нояб.), подвергнутым пыткам при имп. Феофиле (829-842). В К-поле она была прикована цепями к мраморной колонне и вместе с ней чудесным образом перенеслась по воздуху на Крит. Эта колонна хранится в монастырском дворе. В 1498 г. икона была украдена греч. торговцем вина, который отвез ее в Рим. Во время плавания разразилась сильная буря, и корабль едва не затонул. По прибытии в Италию торговец тяжело заболел и перед смертью отдал икону в ц. ап. Матфея на ул. Мерулана. В 1798 г. она была перенесена в близлежащую ц. св. Евсевия и затем — в ц. Санта-Мария-ин-Постерула, а в 1866 г.- в ц. св. Альфонса на холме Эсквилин. В честь этой иконы, относящейся к иконографическому типу «Страстная» и получившей в зап. традиции название Божией Матери «Постоянной помощи» (Madonna del Perpetuo Soccorso), римский папа Пий IX учредил монашеский орден. В наст. время в К. чтится одноименная икона 1735 г., но др. иконографического типа, от к-рой также происходят исцеления.

Чудотворная икона Божией Матери из мон-ря Кардиотисса (ныне в ц. св. Альфонса на Эсквилине, Рим)
Чудотворная икона Божией Матери из мон-ря Кардиотисса (ныне в ц. св. Альфонса на Эсквилине, Рим) Важную роль в истории мон-ря на протяжении неск. столетий играла семья Манганарисов. Считается, что они переселились на Крит из Монемвасии (Пелопоннес) после ее захвата турками в 1540 г. Однако из документа 1443 г. известно, что еще в 1429 г. венецианский наместник Крита передал К. свящ. Павлу Манганарису, и тот восстановил обитель на свои средства и заселил правосл. иноками. В сер. XVII в. (после 1645) братья Павел, Александр, Феодосий Манганарисы и их сестра Мария отреставрировали соборный храм (кафоликон). Игуменом К. стал их племянник Феофил. С тех пор до нач. ХХ в. игумены К. избирались из числа представителей этого рода.Роспись алтарной части кафоликона мон-ря Кардиотисса. 1-е десятилетие XIV в. или ок. 1340 г.
Роспись алтарной части кафоликона мон-ря Кардиотисса. 1-е десятилетие XIV в. или ок. 1340 г. В XVII — 1-й пол. XVIII в. К. обладала значительными земельными владениями. В 1720 г. монастырь получил статус ставропигиального. В 1755 г., по сообщению Ф. Корнелиуса, епископ Ситийский использовал К. в качестве одной из своих резиденций. В этот период в монастыре подвизалось 60 иноков.

В 1822 г. К. была разграблена турками и до 1828 г. пребывала в запустении. Во время антитур. восстаний мон-рь разорялся (1841) и дважды поджигался турками (1866, 1867). В 1866-1869 гг. К. служила штабом повстанцев. В 1869 г. иноки вернулись в разрушенный мон-рь. В кон. 1871 г. началось восстановление соборного храма, завершенное в нояб. 1874 г. Перепись 1881 г. упоминает о насельниках К.- 5 монахах и 4 мирянах (видимо, работниках).

В 1900 г. с упразднением Херронисской епископии К. была подчинена непосредственно Критской архиепископии. В этом же году монастырь был распущен. Восстановлен в 1935 г. В 1965 г. в обители осталось 3 монаха, в 1976 г.- 2. В 1983 г. К. преобразована в жен. мон-рь. В течение года в ней жила община монахинь-киприоток. После их возвращения на Кипр Критская архиепископия приняла решение заселить К. монахинями из разных критских обителей. В 1986 г. в ней подвизалось 5 монахинь, но затем число насельниц стало сокращаться, и некоторое время там оставалась только одна инокиня — мон. Феофилакта (Δίπτυχα. 2005. Σ. 933). В 2001 г. монастырь перешел из непосредственного подчинения Критской архиепископии в ведение Петрской и Херронисской митрополии. В наст. время в К. подвизается 5 монахинь (Δίπτυχα. 2012. Σ. 949), с 13 июля 2010 г. общину возглавляет игумения Мариам (Вавую).

Святыни: частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста и св. Параскевы.

Престольный праздник — Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.).

Фрески. Кафоликон монастыря освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. К древнейшей церкви с полуциркульным сводом (в наст. время алтарная часть храма) позднее были пристроены северный парекклисион во имя сщмч. Харалампия и 2 нартекса.

В 1970-1973 гг., во время реставрации кафоликона, были обнаружены фрески XIV в. Росписи алтарной части М. Борбудакис, К. Галлас и К. Вессель датируют 1-м десятилетием XIV в. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414, 417), а М. Биссингер — ок. 1340 г. (Bissinger. 1995. S. 145). Искусствоведы отмечают сходство этих росписей с фресками македонской школы. В конхе изображена Богоматерь «Знамение», ниже — святители, по сторонам конхи — «Благовещение», во лбу арки — «Спас Нерукотворный», на своде — «Вознесение Господне» и сцены Богородичного цикла.

Фрески центрального нефа 1-го нартекса более поздние и более низкого качества (по Борбудакису и др.- 2-я пол. XIV в., по Биссингеру — 60-е гг. XIV в.- Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414; Bissinger. 1995. S. 180). На вост. стене помещено «Успение Пресв. Богородицы», на своде — сцены христологического и Страстного циклов «Рождество Христово», «Сон прав. Иосифа», «Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим», «Предательство Иуды», «Несение креста», «Воскрешение Лазаря», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад», «Сретение Господне» и «Сошествие Св. Духа», на подпружной арке — 10 Критских мучеников (сохранилось 5 святых), на западной стене — «Тайная вечеря», «Умовение ног» и остатки композиции «Распятие».

На вост. стороне юго-зап. столпа находится ктиторский портрет в рост некой Кали или Калиопы, на аристократическое происхождение к-рой указывают нашивки с двуглавыми орлами на порфировой мантии. Над ней помещено изображение мон. Паламона; на сев.-зап. столпе — прп. Онуфрия Великого.

В юж. нефе 1-го нартекса изображен «Страшный Суд», под которым видны остатки др. слоя живописи (кон. XIV в., «Положение во гроб»). Фрагменты образов святых (в т. ч. Антония Великого) в сев. нефе близки по стилю к фрескам ц. Пресв. Богородицы в Капетаниане в юж. части нома Ираклио, 1401-1402 гг.

Лит.: Τζεδάκης Θ. Κερᾶς, Μονή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 505-507; Σπανάκης Σ. Γ. Παναγία η Καρδιώτισσα. Ηράκλειον, 1982; Borboudakis M., Gallas K., Wessel K. Byzantinisches Kreta. Münch., 1983. S. 414-418; Ψιλάκης Ν. Τὰ μοναστήρια τῆς Κρήτης. ᾿Αθήνα, 1986. Σ. 30-39; idem. Μοναστήρια κα ῾Ερημητήρια τῆς Κρήτης. ῾Ηράκλειο, 1992. Τ. 1. Σ. 64-76; idem. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο, 1998. Σ. 43-46; Bissinger M. Kreta Byzantinische Wandmalerei. Münch., 1995. S. 144-145, 179-180, 325-326; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 1997 2. Σ. 290-291; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 212-216; Κοκκίνης Σ. Τὰ μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1999 2. Σ. 185; Παχυγιαννάκης Ε., πρωτοπρ. ῾Ιερὰ Μονὴ Παναγίας τῆς Κερᾶς Καρδιώτισσας: Τὸ ἱστορικὸ τῆς Μονῆς / ῾Ιερὰ Μητρόπολη Πέτρας κα Χερρονήσου. Νεάπολις, s. a.

О. В. Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *