Икона молчание

Икона «Спас Благое Молчание» — уникальный и редко встречающийся в храмах святой лик, молитва у которого дарует терпение и очищение души. Уникальность этой иконы в том, что в образе Ангела Света изображен Сам Спаситель, Бог Сын, Иисус Христос до своего явления человечеству.

Православная церковь отмечает 28 сентября день почитания светлого образа «Спаса Благое Молчание».

История появления образа Ангела Молчания

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Икона «Спас Благое молчание»

Если на образах «Спас нерукотворный» и Спас Эммануил» Иисус изображен в виде земного человека, таким, каким Он пришел на землю, то на уникальном изображении Христос представлен молодым красивым Ангелом в царском одеянии.

Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.

Описание святого образа

Уникальной отличительной чертой этого образа является двойной окружающий голову Христа нимб, подчеркивающий Его Божественное и человеческое начало. Это единственный в своем роде лик Иисуса Христа с таким изображением нимбов.

Крещатый нимб присущ Спасителю, пришедшему на землю и подарившим человечеству надежду на вечную жизнь.

Еще иконы Христа:

  • Икона «Распятие Иисуса Христа»
  • Икона «Воскресение Христово»
  • Икона Христос Пантократор

Звезда Предвечности — знак принадлежности Христа в образе Ангела к Великому Совету. Звезда образована двумя квадратами, один есть символом божественности Всевышнего Бога, другой являет символ непостижимости Величества Бога. Концы нимбов украшены греческими буквами, составляющими монограмму «Сущий».

Одежда Христа отливает золотым сиянием, по ней на каймах разбросаны драгоценные камни и жемчуг, золото оплечий подчеркивает принадлежность Иисуса к царскому роду. Длинные волосы Спасителя разделены на две пряди, они плавно ниспадают к плечам.

Важно! Белоснежное убранство символизирует чистоту, возвышенность, бесплотность, что является характеристикой Ангелов, особенно в том момент, когда они стоят перед Престолом Господним.

Спас одет в белоснежный стихарь, одежду священников. Стихарь символизирует Пречистую Плоть Иисуса Христа, Его преображение и Воскресение. Поручи стихаря — символ уз Христовых, ими Спаситель был связан, когда Его судили.

Икона Иисуса Христа «Спас Благое Молчание»

Необычными выглядят и глаза Спаса. Его взгляд не наполнен строгостью или печалью, что присуще другим иконам Спасителя. Глядя на уникальное изображение, создается ощущение, что Господь смотрит внутрь Себя.

Скрещенные на груди руки Ангела Света выражают покорность, терпение, готовность принять все, данное Богом Отцом. За плечами Ангела Света сложенные в покорности крылья.

Православные монахи в этом образе находят подтверждение исихазму, лежащему в основе их жизни.

Исихазм — глубокая практика, наполненная:

  • спокойствием;
  • покоем;
  • освобождением;
  • тишиной;
  • миром в уединении.

Интересно! Исихазм дарует не только очищение души и духа. В непрестанной молитве, безмолвии и призвании Божьего имени, человек приближается к ангельской жизни, помощником им есть Ангел Благого Молчания, Иисус Христос.

На уникальном изображении, оно приобрело особую актуальность в России в 18-19 столетии, исследователи православных ценностей подчеркивали глубокий смысл святого лика, выделяя, что на иконе изображен Мессия, Искупитель, о котором говорил пророк Исайя, как о грядущем Царе.

Значение святого образа

Невозможно переоценить значение иконы «Спас благое Молчание», в которой полностью дано раскрытие богословской концепции Спасения.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)

Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви.

Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

О чем просить в молитве перед образом «Спас Благое Молчание»

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Еще молитвы ко Господу:

  • Молитва Господу и Пресвятой Богородицы
  • Молитва Господу Иисусу Христу о детях
  • Молитва «Величит душа моя Господа»

Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.

В бессловесной молитве имеется огромная сила, если туда вложена вера, надежда и любовь.

Положи, Господи, хранение устам моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, також де и я бесплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми бессловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою целебный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души. Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благого молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума. Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова. За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Пламенный Ангел с бережностью принес миру знак о дарованной благодати, чтобы люди открыли сердца для принятия милости Господней.

Молитва иконе Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если «Спас Эммануил» и «Спас Нерукотворный» изображают Христа таким, каким он был на земле,
а «Спас в силах» — таким, каким он придет в конце времен, то «Спас Благое Молчание» — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

«Благое Молчание”, русская икона, где Христос изображен Ангелом «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), «Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).
Икона «Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).
Во второй половине 19-го столетия (sic!) в старообрядческом медном литье(sic!!) начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание». Удивление вызывает именно то обстоятельство, что древний, малораспространенный образ, близкий к так называемым «пререкаемым» иконам, против которых восставали в 16-м столетии думный дьяк И.М. Висковатов и преподобный Зиновий Отенский, внезапно становится актуальным и начинает тиражироваться в самом массовом и демократическом виде церковно-прикладного искусства.
В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии: «разбираемый …иконописный сюжет был в свое время обширным религиозным явлением, может быть, даже – обширнейшим и, во всяком случае, любимым и национальным; допустить возникновение его ex nihile, из религиозной пустоты — было бы нелепо».

Благое Молчание Христа Спасителя – это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8).
Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» — это образ Иисуса Христа до Его Рождества.
Богословская содержательность этой очень нарядной иконы не уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание.
Ангел Великого Совета.
Всесовершенство Промысла Божия наиболее ярко открывается в его отношении к свободе человека. Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.
Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Как пишет выдающийся православный богослов 20-го столетия В.Н. Лосский: «Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа….Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта….Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца».
Всесовершенство Промысла Божия абсолютно; Бог не отступает абсолютно перед противящейся Ему человеческой волей, но соглашаясь со свободным выбором человека, продолжает призывать его к Себе, ожидая покаяния и ответной любви.
«Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога, некий Божественный риск. Личность есть величайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви — следовательно и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии — в способности стать Богом — человек способен к падению; но без этой способности нет и величия…»
Таким образом антиномичность, а вместе с тем и всесовершенство Промысла Божия заключается в том, что, включая в себя всеведение, он не сводится к предопределению и нисколько не умаляется, а напротив обогащается свободой человеческой личности.
«Бог становится бессильным перед человеческой свободой, он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества. Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две в обожении… Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать».

Апостол Петр в Первом Соборном Послании, входящем в состав Нового Завета, называет Иисуса Христа Агнцем, предназначенным еще до создания мира к закланию (1 Петр. 1, 19-20). Этот же символический образ встречается в Апокалипсисе (Откр.13,8). В то же время пророк Исайя называет еще не воплотившегося Христа Ангелом Великого Совета (Ис. 9,6). Таким образом, это небольшое изображение ангела выражает глубочайшую богословскую идею о бесконечной любви Бога к человеку, Бога, готового принести Себя в жертву ради спасения единственного существа, которое является носителем Его Образа.

Спас Благое Молчание – редкая икона Христа. Если «Спас Эммануил” и «Спас Нерукотворный” изображают Христа таким, каким он был на земле, а -«Спас в силах” – таким, каким он придет в конце времен, то «Спас Благое Молчание” – это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда.

Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной – опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего – Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Святой лик Иисуса Христа до явления людям впервые был изображен в виде фрески в Успенском Соборе Московского Кремля в 15-16 веке. Такая же икона появилась в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, затем в Ростовской и Ярославской области.

Следующее упоминание об этой иконе относится уже к началу XX века, когда она была написана специально для санкт-петербургского храма Спаса на Крови, воздвигнутого в 1907 году на месте гибели императора Александра II, павшего от рук террористов. Несколько позже аналогичные образы появились в некоторых церквях Ярославской и Ростовской областей.

В основе содержания этой иконы, по одному из толкований, лежит пророчество Исайи, где сказано: «Уповаю на Него, Кто возвестит народам истину.
Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (Ис. 42: 1 – 2). В другом толковании образ этот символизирует смирение, молчаливое недеяние перед лицом страданий и смерти.

Икона «Спас Благое Молчание» пользовалась особым почитанием среди монашества, служа примером по­двига молчания и «умственной молитвы», процветавших на святой горе Афон в средние века. Псалмопевец Давид говорил: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».

Преподобный Исаак Сирин утверждал, что слова суть орудие мира сего, а молчание есть тайна будущего века. Священник Сергий Круглов пишет: «Тишина великого храма. Та тишина, не немая, но исполненная присутствия Духа, трудового творческого движения Духа, животворящая тишина, в какой Бог создавал мир». Именно для стяжания этой тишины от «шума страстей» собственного «я» и уходили в леса и пустыни православные подвижники.

Высокие, вдохновенные слова посвятил Образу Спаса Благое Молчание Н.К. Рерих в статье «Держава Света»:

«”Ангел Благое Молчание”. Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся перед всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя? Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, — он и хранит и напутствует. «Ангел есть неосязаемое, огневидное, пламеносное”, — говорит Зерцало*. «Языка для слова и уха для слышания не требует; без голоса и слышания слова подает един другому разума своя. ” «Мечтательное тело надевают ангелы для явления людям”.

В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его.

В бережности принёс Пламенный весть обновлённого, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа, и каждый поймёт и примет его на языке своего сердца.

Икона «Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3). Во второй половине 19-го столетия в старообрядческом медном литье начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание».

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии. Молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия.

Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» – это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Интересно! Видение Учителя описал апостол Петр в своем послании, характеризуя Христа нетленной красотой, кротким и молчаливым духом.

Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир.

Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.

Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В этом образе соединились воедино:

  • Предвечный Логос — Эммануил;
  • Воплощение слова Божьего в Господней Премудрости;
  • жертвенной смерти Христа — Агнца Божьего;
  • Иисуса — священнослужителя, который привел человечество к единению с Творцом через Евхаристию.

В светлом лике Ангела можно прочитать долготерпение, с которым Спаситель ждет, чтобы самый грешный человек на земле обратился к Нему.

Через сложенные в кротости руки передана идея долготерпения, в благом молчании Христос ожидает грешников, открывая им двери для покаяния и спасения. Старообрядцы видели в иконе «Спас Благое Молчание» образ староверцев, которые вынуждены молчать при господствующей Церкви. Этот образ является отображением молчаливого смирения, с которым Иисус прошел все пути страданий и смерти.

Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний.

Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.

В чем помогает

Приходя к уникальному образу, имеющему удивительное значение для православного мира, молящиеся люди просят со смирением о даровании:

  • терпения перенести страдания и испытания, без ропота с надеждой на помощь Божью;
  • исцеления от душевных и физических болезней.

Важно! При молении у иконы «Спас Благое Молчание» важны не произнесенные слова, а состояние сердца и души, в которой рождает покаяние, исповедание грехов.

Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.

В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.

Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу.

Молитва

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

День празднования

Согласно традиции, установленной православной церковью, днем почитания этого образа считается 28 сентября. Среди образов Иисуса Христа, созданных иконописцами, есть один по-своему уникальный. Это икона «Спас Благое Молчание», на которой Сын Божий предстает перед зрителем в облике Ангела Света, то есть еще до своего воплощения от Пречистой Девы Марии и явления людям.

Как икона «Спас Благое Молчание” повлияла на творчество Ольги Берггольц

Стихотворение «Отрывок» короткое и по-другому называется «Достигшей немого отчаянья…». Написано это произведение было поэтессой в 1952 году и связано с личными переживаниями автора, особенно во времена Великой Отечественной войны.

К нашей теме имеет непосредственное отношение по следующей причине: оно напрямую связано с иконой Благое Молчание.

Ее подарила Ольге мама, и этот образ оказался очень символичным в судьбе женщины. Это видно из текста короткого стихотворения, в котором повествуется об ангеле, ревниво охранявшем свою «подопечную» и дважды уводившем ее с опасного пути. Он помогал ей молча терпеть превратности судьбы и не сдаваться тяжелым обстоятельствам жизни.

Для родившейся в религиозной семье Ольге Федоровны Берггольц этот образ был напрямую духовной безмолвной поддержкой. Во многом, видимо, именно он и помог ей перенести все душевные переживания и стать «ленинградской музой» блокадного города во время войны.

Вообще, по ряду источников, данная икона имела в некотором роде мистический смысл, затруднявший для них поиск информации для ее изучения.

С.В. Петров
ГАРПОКРАТ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗА
Гарпократ (Ἁρποκράτης) — греческая транскрипция одного из египетских эпитетов бога Гора (егип. Ḥr-pȝ-ẖrd, Херу-па-херд, Гор младенец) — новорожденное солнце. Несмотря на иконографию Гарпократа в образе ребёнка, в греческом прочтении его имени имеет место игра слов: Ἁρποκράτης ~ ἅρπη κράτος — сокол всемогущий.
Впервые написание имени Гарпократ встречается в надписи на пирамиде царя VI династии Меренра. В гермонтском святилище, воздвигнутом при Птолемеях, изображено его рождение и воспитание. Он олицетворял восходящее Солнце; изображался с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту — признаки детства. Греки не поняли этого условного знака и сделали из Гарпократа бога молчания.
Согласно греко-римской мифологии, Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. Чтобы купить его молчание, сын Венеры Купидон подарил ему белую розу. Таким образом, роза стала символом тайны и молчания.
Старинный словарь Ллойда приводит следующее, якобы «найденное на мраморе», стихотворение, объясняющее символьное значение розы: «Роза — цветок Венеры: дары матери Амур посвятил Гарпократу, чтобы сладостные шутки оставались тайной. Поэтому хозяин подвешивает розу над гостеприимным столом, чтобы сотрапезники знали, что о сказанном под розой надо молчать».¹
____________________________
N. Lloyd, Dictionarium historicum, geographicum, poeticum. London, 1686:
Ést rosa flós Venerís: quo dúlcia fúrta latérent
Hárpocratí matrís dóna dicávit Amór.
Índe rosám mensís hospés suspéndit amícis
Cónviv(ae) út sub eá dícta tacénda sciánt.
Роза, как древнеримская эмблема тайны, пережила тысячелетия и дожила до наших дней. И это не только масонские «розетки». Роза как знак молчания изображалась на потолке комнат, где происходили закрытые совещания, и на деревянной решетке католической исповедальни.
Впрочем, к египетскому богу Гарпократу, роза, изначально, не имела никакого отношения. Гарпократа иногда изображали сидящим на распускающемся бутоне лотоса, что означало утреннее рождение солнца. Действительно, лотос закрывается с заходом солнца, и раскрывает свои лепестки утром, с первыми лучами. В Египте белый лотос олицетворял собой священную чистоту и был геральдическим символом Верхнего Египта.
Если Гор младенец, у египтян, символизировал «возрождающееся» утреннее солнце, то достигнув зенита, солнце, в образе Гора приобретало форму сокола-перепелятника — могучей, стремительной и свирепой птицы. Мать Гора Исида родила его, чудесным образом зачав дитя от Осириса, после того как тот был убит и расчленён своим братом Сетом. Исида собрала разбросанные части тела Осириса, кроме фаллоса, который попав в Нил, был съеден рыбами. С помощью Анубиса, Исида делает мумию Осириса, дополнив ее золотым фаллосом. Посредством колдовских чар, обратившись в соколицу, Исида опустившись на мумию, зачинает Гора. Отчего древнейшие изображения Гора в Египте имели вид сокола; позднее Гора стали изображать антропоморфно с головой сокола. В греко-римский период Египта, иконография Гора претерпевает серьезные изменения, его всё чаще изображают младенцем у Исиды на руках. Эта иконография позднее была заимствована христианами для изображения Богородицы с Исусом.
В связи с младенцем Гором, представляет интерес иконография младенца Геракла, держащего в руках змей, т.к. мотив довольно необычен и устойчив. Кроме того он был чрезвычайно популярен вплоть до эпохи Ренессанса. Греческая мифология повествует о том, как ещё в младенчестве Геракл расправляется со змеями, посланными ревнивой Герой.
Но если обратиться к предыстории и прообразу, то становится понятна столь высокая популярность Геракла младенца со змеями в руках — речь, конечно же, о древнеегипетском младенце Горе. В Древнем Египте были популярны так называемые «циппи Гора», представлявшие собой стелы или амулеты с изображением божественного младенца, держащего в руках змей и других опасных животных. Магические тексты и заклятия на циппи говорят о назначении — египтяне их использовали в качестве защиты своих детей от смертельных укусов змей, скорпионов и других болезней. Специальная конструкция «циппи Гора» позволяла применять его и для нужд взрослых членов семьи — стелу поливали водой, а затем собирали стекавшую воду, которая после этой процедуры считалась целебной.
К слову сказать, интересное развитие египетский сокол Гор находит не только в образе Геракла, но и в совсем уж неожиданном образе — образе богини Геры. В «Илиаде» Гомера Зевс укоряет Геру: «Или забыла, как с неба висела? Как две навязал я на ноги наковальни…»
Казалось бы, что за буйная фантазия у слепого пиита? Объяснение простое, если иметь в виду, что своими «странностями» богиня Гера обязана солярному прообразу — Гору (егип. Ḥr, Херу), который «жил» в небе и изображался в виде сокола. В лапах сокол несёт символы Шен (символ бесконечности), о назначении которых в момент написания «Илиады» уже забыли, и вполне зрячий поэт трактует их как наковальни. Кстати символ бесконечности Шен часто изображался в виде свёрнутой в круг верёвки, и, по большому счёту, так же мог быть прообразом змей в руках Гора, а позже и Геракла.
И ещё одна деталь сближающая Гарпократа с Гераклом до фактического отождествления. Несмотря на то, что Геракл, как и Гарпократ, изображался исключительно антропоморфно, но этимология его имени отсылает нас всё к тому же Гору-соколу, ибо «сокол» по-гречески — γεράκι.²
Обращает на себя внимание и следующее интересное созвучие: κόρος («сын», «младенец», «юноша») и Ὧρος — греческое прочтение имени Гора (Хорос). Отметим, что все значения слова κόρος,³ в той или иной степени, отражены в иконографии Гарпократа.
____________________________
Γεράκι τό 1) ястреб; 2) сокол; ex. τό γεράκι άρπαξε ένα λαγό — сокол схватил кролика.
Ὧρος, Ὦρος ὁ Гор (сын Осириса и Исиды, египетский бог) Her., Plut., Luc.
κόρος, эп.-ион. κοῦρος, дор. κῶρος ὁ
1) ребенок, младенец;
2) мальчик, юноша, молодой человек; ex.: κοῦροι Ἀχαιῶν Hom. — ахейская молодежь, т.е. воины;
3) сын; ex.: Θησέως κόροι Soph. — сыновья Тесея, т.е. Ἀκάμας и Δημοφῶν.
На последней картинке (по сравнению с предыдущими) имеет место новая сюжетная линия. Это, вроде бы, всё тот же Гарпократ, всё с тем же Рогом изобилия, ну разве что более возмужалый. Однако у ноги уже стоит палица Геракла, и это новый отличительный тренд, который поможет юноше Гарпократу превратиться в настоящего брутального героя и совершить все двенадцать подвигов.
Кстати, о героях. Вопрос на засыпку: что общего между крылатым Гарпократом (рис. 3), больше похожем на Эрота, и героем Гераклом (рис. 6)? Правильный ответ, как обычно, — созвучие.

ἥρως
1) вождь, военачальник, предводитель; ex. (ἥρωες Ἀχαιοί Hom.)
2) воин, боец; ex. (στίχες ἀνδρῶν ἡρώων Hom.)
3) славный муж; ex. ἥ. Δημόδοκος Hom. — знаменитый (песнопевец) Демодок
4) герой, богатырь, человек сказочной силы и доблести;
ex. (ἀντίθεοι ἥρωες Pind.; θεοὴ καὴ ἥρωες Thuc., Arst.; ἐκ ἡρώων εἰς δαίμονας ἀναφέρεσθαι Plut.)
ἥρωες ἐπώνυμοι Her. — герои-эпонимы (т.е. те, именем которых были названы филы).
ἔρως (-ωτος) ὁ тж. pl.
1) любовь, преимущ. страсть;
2) страстное желание, горячее стремление; ex. ἔρωτα σχὼν τῆς Ἑλλάδος τύραννος γενέσθαι Her. — , жаждущий стать властелином Эллады;
3) предмет любви, любовь; ex. (ἀπρόσικτος Pind.)
4) наслаждение, радость;
Ἔρως (-ωτος, иногда pl. Ἔρωτες) ὁ Эрот, бог любви; по Гесиоду — сын Хаоса, по орфикам и другим — первый и старейший из богов; (ex. πρώτιστος θεῶν Parmenides ap. Arst.); обычно считается сыном Афродиты; соответствует римск. Amor или Cupido; изображался красивым мальчиком с золотыми крылышками, вооруженный луком; он пронзал стрелами любви сердца людей и богов Trag. etc.
Очевидно, что «герой» (ἥρως) — это производное от египетского имени Гора — Херу (Ḥrw). Ту же ситуацию мы имеем и с Эротом. Только если ἥρως («герой») восходит к Гору Старшему (Ḥr wr), то Эрот (Ἔρως) продолжает линию младенца Гора (сына Исиды). В позднейшие времена оба Гора сливаются в одно единое целое. Понятно, что грекам нелегко было разобраться в чужой мифологии, связанной с одноименными персонажами, поэтому не удивительно, что Эрот у орфиков — «первый и старейший из богов». О древности Эрота говорит и Павсаний.
«Эрота большинство людей считает самым юным из богов и полагает, что он сын Афродиты. Но Олен из Ликии, написавший для эллинов самые древние гимны, этот Олен в своем гимне, посвященном Илитии, говорит, что матерью Эрота была Илития.⁴ После Олена были поэты Памф и Орфей: у того и у другого есть гимны, написанные в честь Эрота, чтобы ликомиды пели и их во время священных таинств. Я их читал, когда мне пришлось беседовать с дадухом.⁵ Но подробнее об этом я говорить не стану. Гесиод же или тот, кто под именем Гесиода составил «Теогонию», я знаю, написал, что вначале был Хаос, а затем явились Земля, Тартар и Эрот.»
(Павсаний. Описание Эллады. Беотия, XXVII:2)
____________________________
Εἰλείθυια, эп.-ион. Εἰλειθυίη ἡ тж. pl. Илития (дочь Зевса и Геры, богиня родов, покровительница рожениц, впосл. отожд. с Артемидой) Hom., HH., Theocr., Luc., Anth.
δᾳδοῦχος (δᾳδ-οῦχος) ὁ культ. факелоносец (жрец Деметры, несший во время Элевсинских мистерий горящий факел, как символ поисков похищенной Персефоны).
Конечно Гор (в египетской традиции) не «первый» и не «старейший», но это уже детали, греки много чего «переосмысли» на свой манер. Тем же орфикам можно припомнить и дракона времени Геракла (не путать с Гераклом, сыном Зевса). Видимо это тот самый дракон, который «обходя» все знаки зодиака, кусает себя за хвост.
«Уроборос» — это древний египетский символ, олицетворявший вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Свернувшаяся в кольцо змея высечена на стенах храма Осириса в Абидосе. Рисунок с изображением «уробороса» есть и в Книге мёртвых. Уроборос опирается на Акер, а в тексте поясняется, что правый лев — день вчерашний, левый — завтрашний. Внутри уробороса сидит солнечный младенец Гор.
Возвращаясь к орфическому «дракону времени Гераклу», можно предположить ассоциативный ряд созвучий, который мог сподвигнуть орфических мыслителей наделить «дракона времени» таким неожиданным именем.
οὖρος (οὐρεύς) — урей, страж, хранитель;
ἥρως — герой, богатырь, человек сказочной силы и доблести.
Созвучие не очевидное, но, по-моему, что-то в этом есть. По крайней мере всё вертится вокруг одного.
«На шестом участке пути по Загробному Царству тело бога Хепри со скарабеем на голове покоится в объятиях пятиглавого змея по имени «Многоликий», «Тот, Кто держит во рту Свой хвост». Кольцо, образуемое змеёй, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка, который проявляется в каждодневном возрождении солнца, заключенного в этом кольце <…> Мистерия рождения Солнца совершается в глубинах подземного мира, погруженных в воды Нуна».
PS
Напоследок ещё один образ Гарпократа, довольно редкий, ибо нетрадиционный: Гарпократ с туловищем крокодила. Чтобы понять «откуда ноги растут» — нужно вспомнить персонажа египетской религии и мифологии в образе крокодила — это Себек.
У Себека было два основных культовых центра, один из них — Шедет (греческий Крокодилополис). Его расположение — к юго-западу от Каира. Другой крупный центр находился в Ком Омбо (к югу от Луксора). В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что он является частью храма построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная — триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу). Помимо этих больших храмов, по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера.
В местностях, где к крокодилам относились как к священным животным. Себек отождествлялся с Амоном или солнечным богом Ра (Себек-Ра). Себек мог выступать как ипостась Хнума или Осириса. В других мифах Себек делит с Гором титул «царя Египта». В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков тела своего отца Осириса, убитого и расчлененного Сетом.
Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, Себек стал почитаться как бог-покровитель фараонов. Функции защитника и покровителя сохранились у Себека до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов Греко-римского периода.
Традиционно Себек изображался антропоморфно с головой крокодила в коронах хену, атеф или пшент, но мог изображаться и зооморфно в тех же головных уборах. В образе Себека-Ра он предстаёт крокодилом с солнечным диском на голове, и уреем. В образе Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола. Помимо этого Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.
Из всего этого множества образов нас, применительно к данной статье, более всего интересует образ крокодила с головой сокола, который, благодаря неутомимым в своих необузданных фантазиях грекам, трансформировался в необычную форму крокодилообразного Гарпократа. Впрочем, грекам, по большому счёту, и предъявить-то нечего: взяли египетский канон и, всего лишь, отобразили его в современной иконографии. Ничего не убавили, ничего не прибавили. Ну а то, что образ Гора поменялся — так ведь всё течёт, всё меняется…

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *