Икона скоропослушница в Москве

Тропарь, глас 4
К Богородице притецем сущии в бедах, / и ко святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро услыши наша моления, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся,/ Тебе бо раби Твои в нуждах // готовую Помощницу имамы/span>

Кондак, глас 8
В море житейстем обуреваемии, / треволнению подпадаем страстей и искушений. / Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, / и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: // радуйся,Всеблагая Скоропослушнице

Дорогие братья и сестры!

Одним из наиболее распространенных типов изображения Пресвятой Богородицы является Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Центром композиции образов, относящихся к типу «Одигитрия», выступает младенец Христос, обращенный к предстоящему человеку. Богородица при этом указывает рукой на младенца, как бы говоря нам, что Он есть истинный путь и жизнь. К этому типу относятся широко почитаемые на Руси иконы Тихвинская, Казанская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных, Смоленская и многие другие.

В одном ряду с ними стоит и празднуемый нами образ «Скоропослушница». Для нее характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе подобного типа стала писаться с короной. Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу «Одигитрии». Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее. Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, «скорое услышание» о котором говорит название иконы.

Самый древний чудотворный образ «Скоропослушницы» находится в Дохиарском монастыре во имя святых архангелов Михаила и Гавриила на Святой Горе Афон. Справа от входа в трапезную, напротив входа в собор, находится часовня Богородицы «Скоропослушницы». Икона написана на стене (фреска, располагающаяся в нише наружной стены перед входом в трапезную). Но существует ещё ее чудотворная копия, которую выносят на крестный ход.

Оригинальный афонский образ представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем. История образа, насчитывающая более тысячи лет, такова. Однажды келарь монастыря (в переводе с греческого «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на кухню) Нил проходил мимо иконы и так близко приблизился к ней, что копоть от зажжённого светильника попала на лик Богоматери. В этот момент Нил услышал голос, произнесший: «Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил не вразумился этим предупреждением, подумав, что сказанные слова принадлежат кому-то из братии и продолжал, проходя мимо образа, коптить его. Тогда он снова услышал глас: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ». После чего он моментально ослеп. Утром братия монастыря нашла Нила слезно молящимся перед образом в горьком раскаянии. Иконе воздали поклонение, зажгли лампадку. Сам же нерадивый Нил каждый день молил Богоматерь простить его прегрешение и не отходил от иконы.

Через некоторое время его молитва была услышана и в один из дней, когда он плакал у иконы, послышался тихий голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое».

После этих слов Нил прозрел. Это произошло в ноябре 1664 г. Слух о свершившемся пред иконой чуде разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и особым почитанием. Перечислим лишь наиболее известные из них.

Лютиковский список. Является из первых списков с иконы. В 1872 г. крестьянин Александр Фролов отправился на Афон с целью стать иноком. Оттуда он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» с Афона. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь, куда она и была перенесена. В тот же день от образа совершилось несколько исцелений. Слух об этом распространился по окрестным селам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы. Московский список. Был принесен с Афона в 1887 г. и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. С московским списком связано предание о исцелении некой вдовы, которая страдала беснованием. Родные, не зная, как ее вылечить, посоветовали женщине помолиться у иконы Скоропослущницы. Когда отслужили молебен у иконы, страдания Фроловой прекратились.

Невская Скоропослушница. Признается наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России. Находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм. Здесь святой образ пребывал с 1879 по 1932 г., когда церковь была уничтожена. По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока.

Елеонский список. В 1938 г. Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В настоящее время список хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме (православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме). Другие списки. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.

В г. Муроме также прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 г. в местный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Почитаемый список «Скоропослушницы» пребывает в храме во имя святого Мартина Исповедника в Соломбале, островном районе Архангельска. Икона никогда не подвергалась реставрации и сильно потемнела от времени, так что жители стали постепенно забывать об издавна почитаемой святыне. Тогда Пречистая Сама указала на этот образ — икона начала обновляться. С 1997 г. изображение становилось ярче, к ноябрю 2000 г. стало отчетливым, а 22 ноября по старому стилю, в день празднования иконе Божией Матери «Скоропослушнице», ярко проявились лики и нимбы Богородицы и Младенца, просветлел венец и одеяния.

Несмотря на особое почитание «Скоропослушницы», в Москве находится всего лишь одна церковь, ей посвященная. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле был освящен 1 августа 1902 г. протопресвитером армии и флота А. А. Желобовским соборно с многочисленным военным духовенством. Освящение храма ознаменовалось парадом войск в присутствии Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В сывтывкарской епархии, в г. Печоре, в начале 90-х гг. прошлого столетия основан Печерский Богородицкий скоропослушнический женский монастырь. В 1992 г. над этим местом в небе было чудесное явление Божией Матери. А в августе того же года игумен Питирим узрел, как Богородица шла по земле возле храма навстречу крестному ходу. На месте, где прошли Ее стопы, сейчас установлен обетный крест и выкопан колодец над святым источником. Храм в честь явления иконы Божией Матери «Скоропослушницы» был освящен епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом 18.07.2001 г. Матерь Божия всегда являет скорую помощь и утешение всем, с верою и любовью к Ней притекающим.

Молитва перед иконой «Скоропослушница»:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Трощинский Павел

Само название церкви в наше время вызывает вопросы. Ведь то, что мы привыкли называть Ходынским полем, находится совсем в другом месте, внутри окружной железной дороги и в двух километрах от нужного нам храма. Однако в XIX веке Ходынское поле было гораздо больше по площади и доходило почти до Щукина. В 1900-е годы окружная железная дорога разделила поле на две части. Еще в первой половине XIX века на Ходынке стали появляться военные лагеря. Они разместились как раз в восточной части поля, ближе к Щукину. В начале ХХ века эту часть называли Военным полем, а с 1922-го стали именовать Октябрьским полем. В 1930-е годы поле активно начали застраивать бараками, а позже, в 1940–50-е годы, – сталинскими домами. Военные лагеря располагались севернее нынешней улицы Маршала Рыбалко. С севера от военных лагерей располагалась Большая Всехсвятская роща, от которой до нашего времени сохранилась только небольшая часть.
Церковь построена именно на территории военных лагерей – при отделении Московского военного госпиталя. Так что основными прихожанами стали юнкера и офицеры. Первый храм появился в 1897 году, он был деревянным и посвящался святому Пантелеймону. Архитектор первой церкви – И. Молчанов. Нынешний храм возвели рядом с деревянным в 1902 году и посвятили иконе «Скоропослушница», которой традиционно молились при различных бедах и чрезвычайных ситуациях: кораблекрушениях, пожарах, наводнениях и т. д.
Заложена церковь 8 июня 1901 года, и через год с небольшим, 1 августа 1902 года, ее уже освятили. Архитектор, увы, неизвестен. Газета «Московские церковные ведомости» отметила: «Во время богослужения, совершавшегося протопресвитером армии и флота А. Желобовским, соборно, с многочисленным военным духовенством, к храму прибыли Их Императорские Высочества Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, в сопровождении свиты». Сергей Александрович в те годы являлся правителем Москвы – генерал-губернатором.
Храм построен в псевдорусском стиле, стилизован под архитектуру русского узорочья XVII века. Однако это больше касается деталей: например, арочный портал с юго-западной стороны. В Москве можно найти целый ряд прототипов этого портала: например, у церквей Косьмы и Дамиана в Старых Панех, Троицы в Листах, Святого Владимира в Старых Садах, Иоанна Предтечи под Бором в Заречье. Окна с килевидными завершениями над порталом тоже типичны для допетровского узорочья. А вот звонница такого типа, завершающая переднюю часть церкви, в XVII веке могла быть построена только отдельно от церкви. Вертикальные «ширинки» по краям переднего фасада – ряды квадратных профилированных ниш с ромбиками по центру – тоже мотив, взятый из узорочья, но в XVII веке такие элементы использовали в украшении обходных галерей, пристроенных к церквям.
Основная часть церкви представляет собой четверик с одноглавым завершением. Под карнизом пояс из кокошников, слишком мелких по сравнению с прототипами XVII века, что отсылает к аркатурным поясам XV века, например: у церкви Ризоположения в Кремле.
После революции деревянную церковь снесли, а кирпичную закрыли, обезглавили и сломали верхушку звонницы. Внутри расположили склады, последним из них, в 1980-е годы, был склад предприятия «Союзсамоцветы». Церковь вновь освятили в 1992 году, после чего отреставрировали. Однако при реставрации исказили изначальный облик здания: краснокирпичные неокрашенные стены были оштукатурены.

Главная

Мы рады Вас приветствовать

на интернет страничке нашего Храма!

Протоиерей Федоров Андрей Валентинович

Дата рождения: 19.08.1960.

День тезоименитства: 13 декабря.

Духовное образование: Бакалавриат или специалитет (5-летняя программа семинарии) или семинария образца до реформы 1998 года. В 1995 г. окончил Московскую Духовную Семинарию.

Светское образование: Киевский ордена Ленина государственный университет им. Т.Г. Шевченко. 1982. Преподаватель Математики.

Послушания: Сотрудник отдела образования Новосибирской Митрополии, Старший преподаватель НГПУ, Старший преподаватель СГУПС

Протоиерей Андрей Федоров родился 19 августа 1960 года.
В 1982 году окончил физико-математический факультет Киевского государственного университета. Сразу после университета будущий священник год трудился на преподавательском поприще, следующие шесть лет работал программистом в институте металлофизики в г.Киеве.
12 ноября 1989 года митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном рукоположен в сан диакона в Вознесенском кафедральном соборе г.Новосибирска.
7 апреля 1990 года епископом Иркутским и Читинским Вадимом, временно Управляющим Новосибирской епархией, рукоположен в сан иерея в Вознесенском кафедральном соборе г.Новосибирска. Через пять лет отец Андрей окончил полный курс Московской Духовной Семинарии и 1996 году был удостоен сана протоиерея.
В 2004 году награжден палицей, в 2013 году – крестом с украшениями.
С 2012 года протоиерей Андрей Федоров являлся ответственным за взаимодействие Новосибирской епархии с Новосибирской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих.
В 2015 году за усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения награжден Епархиальным памятным знаком «За усердные труды».
За годы своего служения в Новосибирской епархии отец Андрей был настоятелем крупнейших храмов области. Под руководством протоиерея Андрея возведен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» г. Новосибирск, позже он возглавил Никольский приход в Нижней Ельцовке г. Новосибирска, где регулярно проходили богослужения для людей с нарушениями слуха. Свое усердное служение батюшка завершил в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Отец Андрей любил и прекрасно знал историю, доступно и интересно рассказывал об образовании Новониколаевска и церковном краеведении, а последние годы серьезно занимался созданием рельефных икон, особым видом церковного искусства, когда лики святых, сюжеты из Евангелия «вырезаются» на деревянном холсте.
Священник был постоянным гостем программы «Родное слово», которая еженедельно выходит на телеканале ОТС.
Протоиерей Андрей Федоров скончался от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *