Икона успение Пресвятой Богородицы

Образ Богородицы издавна почитается православным людом после икон Господа Иисуса Христа. Деве Марии посвящено более 700 вариаций икон, но, как сказано в предании о Ее житии, образов Богородицы столько, сколько звезд на небе.

Среди знаменитых Ее ликов особое место занимает икона Успения Божией Матери, почитание которой совершается ежегодно 28 августа.

Описание иконы

Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Ее ноги, тоже имеют свое обоснование — такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры.

Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ.

Ложе Богородицы окружают апостолы, среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Ее телом.

Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах.

О других почитаемых в православии иконах:

  • Икона Пресвятой Троицы
  • Иконо Богородицы «Ахрырская»
  • Икона святых Веры, Надежды, Любови и Софии

Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо нее встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела.

Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии.

Рядом с одром стоит Сам Спаситель. Его окружает огромный нимб, благовествующий о Его Божественной Славе. В Его руках возлежит младенец в пеленах. Он есть душа Пречистой Девы, которую Иисус вскоре вознесет в Небесные обители. Окружающие Творца ангелы ликуют, встречая Царицу Небесную.

Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов.

Успение Пресвятой Богородицы

История успения Богородицы

Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса.

Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру.

Важно. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов.

Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны.

Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую.

Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо — тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса.

В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения.

В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы.

О других Богородичных праздниках:

  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Рождество Пресвятой Богородицы

На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений.

В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию.

В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница.

Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию.

Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье.

Великий смысл образа

Важно. Икона Успения Божией Матери знаменует истину, что смерть — это не окончание жизни человека, а переход в мир горний.

Кончина Богородицы — это не уход из жизни обычного человека. Душа и тело Пречистой Девы отправились в Небеса к Спасителю, а не в сырую землю.

На нижней части образа человечеству указано, что путь к Спасению лежит через скорби, после чего каждого праведника ждет Вечность, куда первой из людей вознеслась Пресвятая Дева Мария. Поэтому рекомендуется читать икону Успения снизу вверх, чтобы правильно трактовать то, что ждет праведного христианина после смерти телесной.

Святая помощь с Небес

Моление пред образом помогает верующим людям преодолеть страх смерти, ведь на ней описан яркий пример того, что ждет каждого из нас при верном соблюдении правил церковного бытия.

  • Богородица молится пред Своим Сыном за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых недугов;
  • Она наставляет потерянные души на путь истинный, дабы после кончины каждый человек смог оказаться во Царствие Небесном;
  • Мария помогает избавиться от напастей, дарует душевное спокойствие, помогает в делах, защищает в пути.

Помимо моления в церкви, можно заказать молебен пред иконой, предварительно написав записочки с именами тех людей, о которых необходимо помолиться.

Сами записки следует подать в церковную лавку до начала молебна. Имена следует записывать в православном написании и в родительном падеже, они должны отвечать на вопрос «кого?», например: о здравии Марии, Димитрия, Иулии, Сергия.

Важно. Церковь молится только за крещенных в православной вере людей, т.е. за тех, над кем было совершено Таинство Крещения.

Богородица всепрощающая и является Небесной помощницей всем живым!

Моление пред образом Успения должно совершаться с пониманием и искренней верой в исполнение просимого. Просьба должна исходить из самой глубины сердца, подобно тому, как дитя призывает помощь своей матери. В этом случае Матерь Божия не замедлит оказать помощь Своему заплутавшему чаду, попавшему в беду.

Посмотрите видео об Успении Богородицы

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон ( Феофан Критский)

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину — что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».

Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул

Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств

Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия

Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях.

Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Ил. 4. Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии. Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея. Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Ил. 5. Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Исследуя икону из Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет «славы» возносящейся Богоматери. Вместо традиционных голубых оттенков здесь внешние очертания «славы» состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет «славы» и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды – Христом».

Ил. 6. Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенностью названной выше иконой Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

Ил. 7. Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре. Эта деталь, по всей видимости, появляется в «облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широко распространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев.

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря, что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Клеймо иконы «Успение Богоматери, со сказанием об Успении». Конец XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю». Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око».

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Хотя по содержанию разные варианты могут немного отличаться, есть возможность привести описание самых основных элементов данного святого образа и объяснить значение и иконы в целом и некоторых составляющих изображение элементов.

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

Итак, композиция включает в себя следующие элементы:

  • В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
  • Перед ложем: скорбящие апостолы.
  • За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
  • Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.

Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова.

На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.

Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Моление пред образом Успения должно совершаться с пониманием и искренней верой в исполнение просимого. Просьба должна исходить из самой глубины сердца, подобно тому, как дитя призывает помощь своей матери. В этом случае Матерь Божия не замедлит оказать помощь Своему заплутавшему чаду, попавшему в беду.

Духовный смысл праздника Успения Божией Матери

В православии не говорят о смерти Божией Матери, Ее кончина считается переселением к Своему Сыну, нашему Господу и в Церкви это именуют «Успение». Святая Мария всего лишь уснула, чтобы через три дня Она проснулась и переселилась в небесное жилище.

После своей тяжелой, полной трудов жизни, Матерь Божия «преставилась к Животу» к Источнику всей Жизни. Она молится за нас, живущих на земле, чтобы мы смогли спасти наши души, чтобы Своим Успением вселить в нас уверенность в справедливое и вечное Царствие Небесное, куда должна стремиться душа каждого христианина

Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб).

Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:

  • Исцеление болезней (душевных и телесных).
  • Укрепление веры.
  • Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
  • Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
  • Напутствие умирающих.

Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.

Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы.

Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено.

Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена. Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Дни празднования

Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост. Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива. В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.

Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы.

Успенский пост

14 августа -начало Успенского поста, окончание — 27 августа

Успение Богородицы — это не праздник смерти, но радости. И в этот пост мы сами должны отряхнуть с себя все то, что нам мешает жить и ведет нас к духовной смерти, мы должны возвратиться домой, к Богу, для того наши души ожили и почувствовали любовь Господа к нам.

Святой Симеон Солунский пишет, что

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»

Успенский пост такой же строгий, как и Великий. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение. Во вторник и четверг — можно питаться горячей пищей без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (6 / 19 августа) разрешается рыба.

Успение- это праздничный непостный день, но если этот праздник приходится на среду или пятницу, то разговение следует перенести на следующий день, рыбу в этом случае есть все равно можно.

Постные блюда-рецепты

Каталог рецептов постных блюд, которые помогут разнообразить ваше меню во время прохождения поста:

Рецепты первых блюд:

  1. Блюда, приготовленные без растительного масла
  2. Блюда, приготовленные с растительным маслом

Рецепты вторых блюд:

  1. Блюда, приготовленные без растительного масла
  2. Блюда, приготовленные с растительным маслом

Салаты и закуски:

  1. Приготовленные без растительного масла
  2. Приготовленные с растительным маслом

Рыбные блюда:

  1. Рецепты рыбных салатов и закусок
  2. Рецепты первых блюд
  3. Рецепты вторых блюд
  4. Пироги с рыбой

В конце раздела «Рыбные блюда» приведен рецепт, пошаговая инструкция и пояснения для приготовления дрожжевого теста.
100%-й результат даже для тех, кто боится с ним работать. Все просто.

Десерты и напитки:

  1. Рецепты десертов
  2. Рецепты напитков

Где находится образ Богородицы

Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *