Икона златые власы

Ико­на «Спас Зла­тые Вла­сы» по­лу­чи­ла свое на­зва­ние бла­го­да­ря осо­бо­му изоб­ра­же­нию во­лос Хри­ста. Тра­ди­ци­он­но они вы­пи­сы­ва­ют­ся ко­рич­не­вы­ми ли­ни­я­ми по зо­ло­той ос­но­ве, от­че­го ка­жут­ся со­вер­шен­но зо­ло­ты­ми.

Ико­но­гра­фия «Спа­са Зла­тые Вла­сы» вос­хо­дит к ти­пу икон Хри­стос Хал­ки, на ко­то­рых Спа­си­тель изоб­ра­жа­ет­ся без ним­ба на фо­не кре­ста. Это один из древ­ней­ших ви­зан­тийских об­ра­зов, сим­вол Кон­стан­ти­но­по­ля. По пре­да­нию та­кой об­раз рас­по­ла­гал­ся над мед­ны­ми во­ро­та­ми Кон­стан­ти­но­польско­го двор­ца. «Во­ро­та Хал­ки» в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го — «мед­ные во­ро­та».

Крест, одеж­ды и фон ико­ны укра­ше­ны зо­ло­ты­ми сти­ли­зо­ван­ны­ми ме­да­льо­на­ми. Это свя­за­но с пред­став­ле­ни­ем о Спа­си­те­ле как о Ца­ре ца­рей и Все­дер­жи­те­ле. Над­пи­си в ме­да­льо­нах — «IC», «XC» — ини­ци­а­лы име­ни Ии­сус Хри­стос, ЦРЬ СЛ­ВЫ (Царь Сла­вы). Гре­че­ские бук­вы внут­ри кре­ста W, O, N озна­ча­ют «Ко­то­рый есмь», или «Ко­то­рый су­ще­ству­ет», «Су­щий».

На первом занятии БИС «Русская национальная традиция» Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.

Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской «грека Петровича», который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Комментарии Любови Михайловны:

Отзовитесь только на линию верхнего века. Вы должны уловить характер линии.

Разве Вы не чувствуете полета, легкости, воодушевления? Попробуйте нарисовать этот глаз. Можно же нарисовать его по разному, но полета не будет, хотя форма практически будет такая же. Но если Вы попытаетесь вчувствоваться в эту линию верхнего века, попытаетесь откликнуться, то в Вашей душе может родиться тоже, что есть в этой линии. И в этом движении руки, в этой линии и восторг и полет. Образ строится именно на этом. И тогда в этом лике Вы не будите искать изображение юноши, девушки и т.д. Это отображение Небесного мира, это неземной мир, это не портреты! Икона — это не портреты, не пейзажи! Это Небесный мир, и Вы к нему прикасаетесь, когда Вы чувствуете этот воодушевляющий полет линии.

Божественное утешение воплощено в этом лике «Ангел Златые Власы». В Русский музей, когда Вы будите в Петербурге, надо пойти ради этой иконы. Он утешает, он дарит надежду, он успокаивает. И это Божественное утешение, и это Божественная надежда.

Только если Вы улавливаете эти духовные смыслы иконы, икона раскрывается перед Вами. Вы можете знать все иконографические сюжеты и даже прочитать Библию, но только когда в теле возникает этот отклик, Ваша душа прикасается к иконе, и икона раскрывается. Мало того, икона формирует Ваши души.

Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Молитва Архангелу Гавриилу

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *